Методология историко-юридического источниковедения: целевые установки, функциональная направленность, уровни организации познавательных средств
Кодан Сергей Владимирович
доктор юридических наук
профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры теории государства и права Уральского государственного юридическиго университета, главный редактор журнала "Genesis:
исторические исследования"
620137, Россия, Свердлвская область, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, оф. 210
Статья из рубрики "История права и государства"
Аннотация.
В статье представлено авторское видение основных проблем понимания целевых установок, функционального назначения и структуры методологии историко-юридического источниковедения. Автор, опираясь на общефилософское понимание методологии и подходы к определению методологии в историческом источниковедении и юридической науке, акцентирует внимание на месте, роли и особенностях методологии как инструментария изучения носителей государственно-правовой информации. При этом особое внимание уделяется общей организации методологического материала на основе выделения уровней как модели специализированного источниковедческого методологического знания. Соответственно определены пять уровней - подсистем методологии изучения носителей государственно-правовой информации: методологические принципы, методологические подходы, конкретно-научных методы, методика и техника исследования. Научная новизна статьи состоит в том, что её материалы направлены на обобщение и систематизацию теоретических знаний о методологии историко-юридического источниковедения как системы знаний, познавательных координат и инструментальной основы исследования различных видов и разновидностей носителей информации по истории государства и права.
Ключевые слова: историческое источниковедение, историческое юридическое источниковедение, методология научного познания, методология источниковедения, уровни методологического знания, методологические принципы, методологические подходы, конкретные научные методы, методика исследования, техника исследования
DOI:
10.25136/2409-868X.2018.12.28474
Дата направления в редакцию:
04-01-2019
Дата рецензирования:
10.25136/2409-868X2018.12.28474 05-01-2019
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках реализации научного проекта № 18-011-00329 «Ю ридическое источниковедение: теория, методология и методика изучения носителей государственно-правовой информации».
Изучение носителей исторической информации о государственно-правовом развитии общества требует обладания исследователем знаний о методологии их изучения. Разработанность методологического инструментария и опора на него в исследовательских практиках создает предпосылки для эффективной работы с конкретными носителями информации для получения новых знаний по истории государства и права. При этом следует заметить, что методологические проблемы историко-юридического источниковедения относятся к числу недостаточно изученных вопросов в отечественной историко-юридической науке и требуют проведения дополнительных исследований. Изучение указанной проблематики предполагает обобщение и представление теоретического и прикладного видения методологии изучения носителей государственно-правовой информации. Указанным вопросам посвящена данная статья, в рамках которой предполагается показать место методологии в структуре историко-юридического источниковедения, его основания и структуру.
1. Место методологии в структуре историко-юридического источниковедения
определяются её значением и назначением в процессах изучения носителей государственно-правовой информации. Историко-юридическое источниковедение в рамках предметной сферы науки истории государства и права выступает как её раздел, который ориентируется на изучение теоретических, методологических и методических проблем, связанных с исследованием всей совокупности исторических источников о
развитии государственно-правовых процессов и институтов
М етодология историко-юридического источниковедения в его структуре выступает как система обобщенных на теоретическом уровне научных знаний о принципах, подходах, методах, методиках и техниках познавательной деятельности, которые были получены на основе изучения предшествующих исследовательских практик и ориентированы на их использование исследователями при анализе исторических источников для получения новых знаний в сфере историко-юридической науки.
Целевые установки методологии историко-юридического источниковедения
связаны с эрудиционным характером данной области знания и предполагают на уровне «исследователь - источниковедческое знание» обеспечение овладения юристом-историком совокупности знаний методологического характера в целях эффективной научно-исследовательской работы с конкретными носителями государственно-правовой информации и введения в научный оборот новых достоверных данных.
Определение места методологии в структуре историко-юридического источниковедения связано с развитием отечественной юридической науки и образования, в предметном пространстве которых вопрос об источниках познания государства и права находился и находится в числе активно обсуждаемых проблем. При этом важно учитывать как традиции формирования методологии историко-юридического источниковедения, так и стоящие в настоящее время задачи её развития.
Формирование основ методологии в сфере изучения истории государства и права
уходит своими корнями в XVIII столетие. В XIX - начале XX вв. инструментарий изучения источников познания государства и права выделился и разрабатывался в качестве методологического направления юриспруденции. Еще в 1831 г. российский правовед П.И. Дегай обозначил проблему изучения «методологии российского права» как
«удобную стезю к изучению» Сш 3,5]. Усилиями отечественных юристов-историков (Н.П. Загоскин, В.Н. Латкин, Ф.И. Леонтович, Н.Ф. Рождественский, Д.Я. Самоквасов, Ф.В Тарановский и др.) историко-юридическое источниковедение выделилось в качестве направления российской юриспруденции, а в его составе начали активно прорабатываться вопросы методологии изучения носителей историко-юридической информации. Во второй половине XIX - начале XX вв. сложилась специальная научная юридическая дисциплина и одноименный учебный курс - «внешняя история права». В рамках этого источниковедческого раздела российской юридической науки и образования специально изучался процесс формирования и давалась развернутая характеристика источников познания российского права, а также представлялись методологические наработки по изучено носителей государственно-правовой
информации [9;10]. В советский период методология изучения носителей государственно-правовой информации развивалась в рамках науки и учебного курса «История государства и права СССР». Свой вклад в развитие методологии изучения массива юридических исторических источников внесла и работа по изданию и исследованию законодательных актов. В постсоветский период в историко-юридической науке внимание к источниковедческой проблематике и её методологической составляющей возросло и проявляется в выделении историко-юридического источниковедения как направления в исследовательских и образовательных практиках изучения истории государства и права.
Современное развитие методологии историко-юридического источниковедения
связано с развитием данного научного направления в юриспруденции. В данном контексте можно выделить несколько планов проблематизации исследования методологии в структуре историко-юридического источниковедения.
В теоретико-методологическом плане просматривается необходимость проработки и обобщения накопленного в российском и зарубежном правоведении достаточно большого материала, связанного с методами и методиками изучения носителей государственно-правовой информации, а затем представление на этой основе (с учетов изучения и восполнения имеющихся в этом пространстве пробелов) целостного системного видения методологии юридического источниковедения. Не менее важной является и проблема развития междисциплинарных, полидисциплинарных и трандисциплинарных связей с другими социально-гуманитарными науками в методологическом источниковедческом исследовательском пространстве.
В научно-инструментальном плане актуальность исследования проблем методологии историко-юридического источниковедения связана с необходимостью своеобразной инвентаризации, оценки и определения приемлемости в изучении носителей государственно-правовой информации принципов, подходов, методов, моделей, методик и технологических приемов изучения исторических источников, наработанных и используемых в отечественной и зарубежной юридической науке, а также современной социогуманитаристике. Указанное позволит проанализировать, описать и привлечь внимание исследователей-юристов к использованию современного научно-исследовательского инструментария для изучения, оценки и максимального использования информационных возможностей различного рода исторических источников для получения сведений о государственно-правовых процессах и институтах.
В прикладном плане актуальность исследования методологических проблем историко-юридического источниковедениясвязана с разработкой и внедрением в исследовательскую и образовательную деятельность методов, методик и технологий анализа носителей государственно-правовой информации на основе проработки сложившихся в юриспруденции и социально-гуманитарных науках источниковедческих подходов и аналитических практик. В данном контексте актуализируется и проблема использования современных информационных технологий в привлечении и использовании в исследовательских целях электронных баз исторических источников и литературы, архивных документов и др. информационных ресурсов.
Итак, методология выступает в качестве раздела историко-юридического источниковедения и позиционируется в её структуре как система обобщенных знаний о принципах, подходах, методах, методиках и техниках познавательной деятельности по изучению носителей государственно-правовой информации. В плане её содержания необходимо рассмотреть основания методологии историко-юридического источниковедения.
2. Основания методологии историко-юридического источниковедения прежде всего базируется на философских знаниях, которые определяют общее понятие, место и роль методологии в структуре научного знания и которые задают общую систему методологических координат для отдельной научной дисциплины или научного направления. Одновременно основания методологии историко-юридического источниковедения связаны и с его особенностями как исторического и юридического направления в изучении исторических источников. Поэтому развитие историко-юридического источниковедения как раздела истории государства и права именно как науки исторической требуют опоры на методологические подходы, которые сформировались в общеисторической науке и историческом источниковедении. Предметная относимость историко-юридического источниковедения в рамках истории государства и права к науке юридической вызывает необходимость учета общеметодологических подходов к изучению государственно-правовых явлений и институтов, которые представлены в современной юридической науке. Поэтому можно выделить три начала в методологии историко-юридического источниковедения -общефилософские методологические основания, основания методологии исторического источниковедения и основания методологии юридической науки.
Общефилософские основания методологии для методологии историко-юридического источниковедения являются определяющим уровнем
методологического знания, поскольку, как отчеркивает известный отечественный философ и методолог науки Э.Г. Юдин, «методология, трактуемая в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации». Он также обращает внимание на то, что в понятии методологии различаются «два типа знания знание о мире и знание о знании (или, точнее, о познании). Первое указывает на то, что познается, второе - каким образом достигается
знание о мире» [23, Сш—551 В научно-дисциплинарном плане методология - научная дисциплина, предметом которой, как отмечает Г.И. Рузавин «является изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое
знание в науке» ———Методологию также рассматривают как разделы теории научного познания - эпистемологии и в рамках общей теории познания - гносеологии. П ри этом необходимо особо учитывать, что философия, выступая как «содержательное
основание всякого методологического знания», "работает" в конкретном научном исследовании не само по себе, не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими
уровнями методологического знания» [23, Сш 68].
Целевые установки методологии на общефилософском уровне состоят в изучении методологических принципов, подходов, конкретных методов, методик и техник исследования, в разработке новых средств научного познания, в определении задач и стратегии исследования, а также в установлении основ внутренней организации и регулирования процесса познания.
Назначение методологии в научной деятельности просматривается в трех планах: в общефилософском плане - как общее учение о месте и роли методологии в научном познании, её уровнях, системе методов и их применении в интересах приобретения новых знаний; в теоретического плане - как результат обобщения сведений, полученных в результате изучения средств, методов и приемов, на которые опирается субъект научного познания в процессе приобретения новых знаний, и представляет их уже в качестве обобщенных, универсальных знаний о методологии; в прикладном плане - как ориентир на определение стратегии и тактики практической познавательной деятельности, проработку последовательности решения конкретных научных и практических задач, на определение порядка использования методов исследования, что переводит её в плоскость методики и техники исследования.
Задачи методологии общефилософского уровня проявляются в её функциях, которыеопределяют основные направления её воздействия на процесс познавательной деятельности и носят универсальный характер. Можно выделить следующие функции методологии общефилософского уровня. Познавательная функция проявляется в изучении, теоретическом обобщении и представлении в распоряжение исследователя знаний о методах и методиках, для дальнейшего их используемых в научном познании в рамках конкретной науки, о возможностях междисциплинарных подходов и применении познавательных средств из смежных научных дисциплин. Мировоззренческая функция состоит в формировании целостной устойчивой системы взглядов исследователя на место и роль методологии в процессе научной деятельности, методологических принципах, подходах, методах, методиках и техниках исследования. Культурно-этическая функция и ориентирована на трансляцию и реализацию в научной деятельности исследователей традиций, ценностных ориентаций и морально-этических норм, накопленных и передаваемых из поколения в поколение в качестве образцов познавательной деятельности. Организующая функция связана с приданием определенных форм проведению исследований отдельными учеными, согласованием их деятельности в рамках одного или нескольких научных коллективов на дисциплинарном или междисциплинарном уровнях изучения проблемы. Нормативная функция опирается на разработку и конвенциональное признание научным сообществом правил и рекомендаций, в которых в форме предписаний фиксируются требования к исследователям по поводу содержания и последовательности определенных видов научной деятельности.
Взаимодействие философских основ методологии и методологии отдельных научных дисциплин проявляется в иерархическом их позиционировании относительно друг друга как общего (универсального) и производного (специализированного) уровней методологического знания. В этой «связке»проявляется к онцептуальное единство методологического знания на философском - всеобщем , определяющем уровне познания и отраслевом , научно-дисциплинарном уровнях. К отраслевому уровню
относится и является таковой и методология историко-юридического источниковедения -именно на этом уровне философская методология проходит через призму познавательно-источниковедческой деятельности и определяет для исследователя основные подходы, общенаучные методы и мировоззренческие установки, которые складываются на основе представленной ему философией «научной картины мира» и которые формируют основания теоретической и практической деятельности ученого по изучению носителей государственно-правовой информации. По этому поводу известный отечественный ученый и методолог юриспруденции Д.А. Керимов подчеркивал, что «методология ... не является локальной дисциплиной, существующей изолированно от всего комплекса наук, но внутренне имманентна всей науке в целом и каждой ее отдельной отрасли (как общей, так и отраслевой). Именно в силу таким образом понимаемой универсальности методология является всеобщим научным руководством к действию, составляющим базис всей системы знаний, познавательный стержень любой отрасли науки», и в плане общей структуры «методология делится на две органически между собой связанные части: всеобщую методологию и методологию отраслевых наук» [7, Сш 90-911.
Методология истории и исторического источниковедения как основания методологии историко-юридического источниковедения транслируют и задают общие познавательные параметры исторической науки для изучения носителей ретроспективной государственно-правовой информации. Методология источниковедения представляет один из трех краеугольных камней данного научного направления наряду с историей и теорией и представляет в распоряжение исследователя видение всего спектра инструментального обеспечения исторического исследования. При этом заметим, что методология источниковедения опирается на методологию исторической науки как совокупность «путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследовательской задачи» - отмечает историк академик И. Д. Ковальченко С- 391.
Развитие методологии исторического источниковедения основывается на более чем двухвековом опыте поиска и осмысления инструментария изучения исторических источников, которое начинается в Европе во второй половине XVII столетия. В России процесс развития истории как научного направления со второй половины XVIII в. также поставил проблему определения методов в познании прошлого. В второй половине XIX -начале XIX вв. методология в составе историческом источниковедения начинает позиционироваться как область знания, связанная с учением о методах исследования носителей ретроспективной информации. Российский историк, один из основоположников методологии исторической науки в России А. С. Лаппо-Данилевский подчеркивал - «Основная задача методологии источниковедения - установить те критерии, на основании которых историк считает себя вправе утверждать, что факт, известный ему из данных источников, действительно произошел в настоящем или в прошлом развитии человечества; опираясь на них, он с такой точки зрения изучает объективно данные источники исторического знания». По его мнению «методология источниковедения устанавливает принципы и приемы, . специальные методы, при помощи которых историк исследует источники» Сш 19, 1271.
В советский период развитие методологии исторического источниковедения, при всей партийно-идеологической заданности исторической науки и её ориентирах на марксистско-ленинскую теорию познания, значительно расширило инструментальные возможности историков для исследования исторических источников, определило методику работы с отдельными их видами и разновидностями. В конце 1970-х - начале
2000-х гг. методология исторического источниковедения стала опираться на изучение исторических источников в свете «теории информации», которую на концептуальном уровне представили в исследованиях Л.Н. Пушкарев, И.Д. Ковальченко и О.М.
Медушевская —13—17]. В данном плане принципиально важным представляются положения И.Д. Ковальченко - «Исторические источники являются носителями информации, на основе которой историк реконструирует изучаемую им общественно-историческую реальность. Этим обусловлено то внимание, которое уделяется изучению связанных с ними теоретико-методологических и конкретно-научных проблем как историками, так и специалистами по теории и методологии исторического познания» [8, Сш Методология изучения исторических источников на основе информационного подхода получила принципиально новое звучание в трудах О.М. Медушевской, которая в рамках теории и методологии когнитивной истории сформулировала концепцию информационного обмена между индивидами и социумом в исторической проекции через
посредство исторического источника -Ц-3!. На этой основе О. М. Медушевская обозначает и детализирует целевые установки методологии источниковедения - «Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Это создает возможность единого научного подхода к ним - разработки методов источниковедческого анализа и их воссоздания как феномена культуры - источниковедческого синтеза. ... Метод источниковедения имеет целью: 1) установить информационные возможности источника (или ряда однородных источников) для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна этих данных); 2) аргументированно оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения. В соответствии с этим метод источниковедения проводится поэтапно, последовательно. Поэтому на каждом этапе решается своя исследовательская задача, достигается познавательная цель» Сш 1221.
В современном социогуманитарном знании, с выделением источниковедения в самостоятельное научное направление, разработка проблем методологического характера приобретает междисциплинарную направленность и акцентирует внимание на различных сторонах процесса познания носителей информации как продуктов человеческой деятельности. В источниковедении получил детальную проработку комплекс познавательных средств изучения исторических источников, касающихся источниковедческого анализа и синтеза, структуры источниковедческого исследования, классификации исторических источников и др. В качестве итога реализации методологических средств при изучении носителей ретроспективной информации выступает «источниковедческое исследование - изучение исторического источника (группы исторических источников) с целью оценки его информационного потенциала в историческом (гуманитарном) исследовании - этап источниковедческого анализа и характеристики его как историко-культурного феномена - этап источниковедческого
синтеза» ———При этом заметим, что для развития историко-юридического источниковедения актуально изучение и обобщение современной методологии исследования и анализа источников в источниковедении и источниковедческих разделах социально-гуманитарных наук для их адаптации и использования их в целях изучения информации государственно-правового характера.
Методология исторического источниковедения, выступая как основание методологии историко-юридического источниковедения, по отношению к последнему выступает как необходимое звено, обеспечивающее взаимосвязь исторической и историко-юридических наук в исследовательском пространстве изучения носителей
ретроспективной информации, транслирует в историко-юридическое источниковедение наработки теоретического и прикладного характера. При этом и историческое источниковедение может воспользоваться методологическими разработками историко-юридического источниковедения, которое на более специализированном уровне, на основе общей методологии юридической науки изучает источники познания истории государства и права.
Методология юридической науки как основание методологии историко-юридического источниковедения обеспечивает привлечение и включение методологии юриспруденции в изучение носителей ретроспективной информации о государстве и праве. В методологии юридической науки определяется общие подходы к определению места и роли историко-юридического знания в изучении государства и права, анализируется соотношение эмпирического и теоретического уровней познаний, определяется система методов изучения государственно-правовых явлений, определяются исследовательские процедуры и другие вопросы теоретического, методологического и методического характера. Тем самым обеспечивается юридическая составляющая в рамках источниковедческого раздела историко-юридической науки и «понимание метода правовой науки как совокупности правил, принципов познания, определяющих рациональный путь движения к достоверным знаниям о предмете и объекте правовой науки» - отмечает В.М. Сырых. Особое внимание им обращается Ь на значение изучения источников информации для получения эмпирических знаний как основы для теоретических обобщений. В.М. Сырых подчеркивает - «Теоретическое знание, как бы далеко оно ни уходило от эмпирических знаний, может выступать в качестве научного знания лишь при условии верного отражения непосредственной реальности, соответствия знаний этого уровня закономерному ходу развития природы и общества. Действительным критерием соответствия теоретических и иных научных знаний объективной реальности выступает не простое соответствие знания наблюдаемым фактам, а практическая деятельность людей, понимаемая как общественно-исторический проце с с де я те льно сти в с е г о о б щ е с тв а на про тя ж е нии в с е й е г о ис то рии с та но в ле ния и развития» [20, С- 911.
П ринципиально важной проблематикой, находящейся в исследовательском пространстве взаимодействия методологии юридической науки в целом и методологического инструментария историко-юридического источниковедения, являются вопросы терминологического единства как средства коммуникации в научной среде. При этом весьма важен именно хроносинхронный контекст использования терминологии - учета её понимания в рамках своего времени, поскольку «без учета требований принципа историзма невозможно избежать односторонних и поверхностных формулировок принятий, которые, претендуя на всеобщность, на самом деле значимы не для всех эпох исторического функционирования соответствующего феномена, выражаемого в искомом понятии, а лишь для той или иной эпохи или исторически ограниченной ситуации» -
подчеркивает В.С. Нерсесянц Г13, С- 364"|. Также заметим, что этот вопрос отнюдь не связан исключительно с юридической наукой, для которой формализация знания и определение единой терминологии и понятийного аппарата имеет особое значение в плане исследования и передачи нормативно-правовой информации. Эта проблематика актуальна и для исторической науки, поскольку «понятийный аппарат - это матрица, в которую укладываются отдельные факты» и «перед отечественными историками стоит актуальная задача - усовершенствовать понятийный аппарат в соответствии с
современной наукой» - отмечает современный историк Б.Н. Миронов Г15, Сш 14-151. Именно поэтому наработки историко-юридического источниковедения терминологического
характера будут полезны и для исторического источниковедения.
Методология юридической науки создает для историко-юридического источниковедения инструментальные возможности освоения и использования при изучении носителей государственно-правовой информации специальных юридических методов. Они выработаны теорией государства и права и другими юридическими науками и обобщены в теоретическом и инструментальном планах в рамках методологии юридической науки. К ним относятся: формально-юридический (догматический) метод, методы сравнительного государствоведения и правоведения, государственного и правового моделирования и др. Их использование в изучении носителей государственно-правовой информации не только обеспечивает методологическое единство в средствах познания как исторических источников изучения государства и права, так и сохраняющих действия носителей государственно-правовой информации. Одновременно историко-юридическое источниковедение может обеспечить трансляцию и использование методов юриспруденции и в историческое источниковедении, в котором их учет повысит инструментальные возможности работы с носителями информации юридического характера.
Итак, методология историко-юридического источниковедения в качестве исходных оснований базируется и взаимодействует пространстве её философских оснований и наработок методологического характера исторической и юридических наук. Методологические наработки теоретического и прикладного характера в философии, исторической науке и юриспруденции задают исходные начала для определения инструментария изучения носителей государственно-правовой информации в историко-юридическом источниковедении.
3. Структура методологии исторического источниковедения может рассматриваться как распределение компонентов методологического знания на основе их систематизации по функциональной направленности. Для определения структуры методологии историко-юридического источниковедения наиболее приемлема уровневая система, которую применительно к методологии в целом разработал Э.Г. Юдин. В его понимании методология представляет системное образование, в рамках которого каждый уровень организации методологических знаний «выполняет свои особые, только ему свойственные функции в научном познании. Благодаря этой своеобразной специализации все уровни методологии образуют сложную систему, врамках которой
между ними существует вполне определенное соподчинение» [23, Ci 44]. Применительно к юридической науке уровневую систему организации методологического знания адаптировал и конкретизировал Н.Н. Тарасов [21, c- 225-2281.
Уровневая структура методологии историко-юридического источниковедения
выступает как модель специализированного источниковедческого методологического знания и позволяет обозреть инструментарий изучения исторических источников, а также представить необходимые ориентиры для исследовательских практик. Она приемлема и в рамках изучения методологии историко-юридического источниковедения. Выделим пять уровней методологических средств изучения носителей государственно-правовой информации.
(I) Уровень методологических принципов выступает как подсистема средств познания государства и права, состоящая из совокупности основополагающих регулятивных требований и правил для исследования носителей юридической информации. В их основе лежит общее понимание места и роли принципа в научном исследовании, который, как подчеркивает И.Д. Ковальченко, «представляет собой основополагающее
начало (в этом плане он выступает как идея) решения той или иной научной проблемы (а в более широком плане любой задачи); его содержание выражается в определенных
требованиях, имеющих нормативно-регулятивный характер» [8, Ci 43].
Общенаучные принципы как общие универсальные требования к исследователям мировоззренческого характера составляют основу для методологических принципов источниковедения, поскольку они выработаны на основе исследовательских практик, теоретически обоснованы и приняты научным сообществом в качестве правил для достижения целей научного исследования в различных науках. При этом важно учитывать, что «любые общенаучные методологические принципы и подходы, прежде чем они начнут играть конструктивную роль в специальных науках, должны пройти своеобразную переплавку, в результате которой они становятся не внешними той или иной конкретной дисциплине, а имманентными ее предмету и сложившейся в ней системе
понятий» - отмечает Э.Г. Юдин [23, Ci 71].
Методологические принципы историко-юридического источниковедения имеют дисциплинарную направленность и содержат «ряд регулятивных установок и
обязательных правил обработки источников» [25, Ci 33]. Они предусматривают требования к формированию источниковой базы исследования, её анализу и использованию носителей исторической информации в научном исследовании на основе принципов всестороннего изучения массива носителей информации, объективности, непредвзятости, проверяемости и др. Методологические принципы могут быть систематизированы и сгруппированы в отдельные согласованные между собой блоки в соответствии с этапами работы с носителями информации и включают следующие группы принципов: формирования источниковой базы исследования; анализа источниковой базы исследования; источниковой аргументации положений исследования; проверяемости источниковой базы исследования; описания источниковой базы исследования. В свою очередь каждая из этих групп включает конкретные принципы, которые в совокупности в конечном итоге должны способствовать обеспечению формирования и анализа источниковой базы исследований и, в конечном итоге, достоверности полученных в ходе исследования научных результатов.
(II) Уровень методологических подходов выступает как подсистема средств познания, для которой характерна междисциплинарная направленность привлечения инструментария познания, поскольку именно «взаимодействие наук является необходимой и актуальной потребностью развития самой науки, повышения качества, эффективности и результативности научных исследований» - справедливо подчеркивает Д.А. Керимов [6' c- 12].
Методологические подходы в плане определения общей стратегии исследования представляет «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку
зрения, с которой рассматривается объект изучения» - отмечает Э.Г. Юдин [23, Ci 69]. Н.Н. Тарасов в контексте указанного обращает внимание на то, что «методологический подход представляет скорее не "изображение" объекта, а "изображение" научного мышления, изображающего объект» и указывает, что «методологический подход направлен не на видение объекта, как объект исследования устроен "на самом деле", а на организацию исследовательских средств, обеспечивающих требуемое видение, т.е. способ "помыслить" объект. Способ помыслить объект исследования и есть то, что в литературе, характеризуя методологический подход, называют принципиальной методологической ориентацией научного исследования, точкой зрения на объект,
понятием или принципом, задающим общую стратегию исследования» Г21, Сш 233-2341. в указанном плане для историко-юридического источниковедения важно выйти на понимание и определение возможного диапазона методологического инструментария исследования, обеспечивающего достижение его целей.
Методологические подходы в плане формы освоения методов других наук определяет ориентацию исследователя на междисциплинарное познавательное пространство и использование для изучения носителей исторической информации инструментария различных научных дисциплин (преимущественно социально-гуманитарных). Представители «новой исторической школы» еще в 1930-1940-е гг. поставили задачу расширения инструментальных подходов в изучении истории. Марк Блок по этому поводу отмечал, что «любая наука, взятая изолированно, представляет лишь некий фрагмент всеобщего движения к знанию» и «чтобы правильно понять и оценить методы исследования данной дисциплины - пусть самые специальные с виду, - необходимо уметь их связать вполне убедительно и ясно со всей совокупностью тенденций, которые
одновременно проявляются в других групп наук» Г1, Сш 151. Люсьен Февр подчеркивал -«Постоянно устанавливать новые формы связей между близкими и дальними дисциплинами; сосредоточивать на одном и том же объекте исследования взаимное усилия различных наук - вот наиглавнейшая задача из тех, что стоят перед историей, стремящейся покончить с изолированностью и самоограничением, - задача самая неотложная и самая плодотворная. Речь идет не только о заимствовании понятий, хотя иногда оно и необходимо. Но прежде всего - о заимствовании методов и духа исследования» ———20]. Именно методологические подходы в междисциплинарных взаимодействиях позволяют обеспечить выход за пределы традиционного рассмотрения истории развития государственно-правовых явлений и институтов преимущественно в рамках юридической догматики и дополнить, расширить представления о них на основе привлечения знаний из других наук. При этом важно учитывать и замечание известного российского юриста-методолога В.М. Сырых, полностью относящееся и к методологии юридического источниковедения - «Правоведам приходится заимствовать методы научного познания, разрабатываемые математикой, статистикой, социологией и другими науками. Понятно, что все заимствованные методы научного познания оказывают пози1 тивное влияние в той мере, в какой правоведам удается их конкретизировать к специфике познания правовых явлений и их закономерностей и наоборот» Г20, Сш 451.
Методологические подходы в плане инструментария исследования носителей информации позволяютв соответствии с целями и задачами работы выбрать соответствующий подход и, опирая на предмет определяющей его исходной научной дисциплины, сфокусировать внимание на какой-либо стороне исторического источника
как объекта познания Г24, Сш 39-451. При этом для исследователя при определении и вводе в познавательное пространство своей работы конкретного методологического подхода важно осознавать его семантическое ядро, в основе которого находится название научной дисциплины и её предметная сфера исследования и которая дает название подходу и служит ориентиром для его выбора как методологического инструмента. В данном плане методологический подход «является сложной исследовательской моделью, претендующей на определенную целостность получаемых в результате его реализации
знаний» Г21, С- 2391. Одновременно необходимо учитывать и то, что опора исследователя на один подход неизбежно ведет превалированию выделенного для изучения аспекта и нарушению требования к комплексному рассмотрению явления, поэтому «в каждом конкретном исследовании обычно реализуется некоторая совокупность подходов при условии, конечно, что среди них нет взаимоисключающих» - отмечает Э.Г. Юдин Г23, Сш
Методологические подходы в плане изучения отдельных сторон исторического источника исходя из общности их исследовательского пространства могут быть объединены и сгруппированы по отдельным направлениям. Таких направлений можно выделять пять. (1) Этнологический, антропологический и культурологический подходы необходимы исследователю для изучения исторических источников под углом зрения происхождения человека, жизни этнических общностей и развитием духовной сферы жизнедеятельности общества. ( 2 ) Лингвистический, текстологический и терминологический подходы ориентируют исследователя на учет при изучении исторических источников процессов развития языка, вербальных коммуникаций, текстуальной передачи информации и использования терминов и понятий. (3) Биографический, историографический и библиографический подходы определяются необходимостью при изучении исторических источников исследователем принимать во внимание личностный фактор в их создании -жизненный путь и взгляды государственных деятелей, политиков, ученых, писателей и др. со взаимосвязи с анализом их трудов и сведений о них. (4) Социологический, идеологический и политологический подходы нацеливают исследователя на вопросы, связанные с отражением в исторических источниках процессов функционирования различных институтов общества, развитием в нем идей, взглядов, доктрин и государственным управлением делами общества. (5) Статистический, квантитативный и информационный подходы направлены на изучение исследователем исторических источников в плане наличия в них цифровых показателей происходивших в обществе процессов, обработку данных с помощью количественных методов, а также на современные средства сбора, хранения, обработки и передачи исторической информации.
(III) Уровень конкретно-научных методов выступает как «совокупность методов, приемов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине». В условиях глубокой дифференциации науки и выделении отдельных научных дисциплин «привлечение методологических средств с вышележащих уровней не может носить характера механического переноса: чтобы дать действительный, а не мнимый эффект, эти средства непременно должны получить соответствующую
предметную интерпретацию и разработку» ———67], т.е. формируется конкретная методология, которая характерна для отдельных научных дисциплин или даже их разделов. В методологии источниковедения на указанном уровне методы «привязываются» к предмету исследования и целям работы. К конкретной методологии относятся историко-юридического источниковедения относятся методы: эвристики, критики, сравнительно-государствоведческий, сравнительно-правовой и др.
(IV) Уровень методики исследования выступает как «набор процедур, обес1 печивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания». На этом уровне исследователь имеет «дело с высокоспециализированным методологическим знанием, которое в силу присущих ему функций непосредственной регламентации научной деятельности всегда носит четко выраженный нормативный
характер» - отмечает Э.Г. Юдин [23, Ci 68]. При этом приведем принципиально важное уточнение для данного уровня методологии Н.Н. Тарасова, который указывать, что «нормативность здесь предстает скорее не как система четко сформулированных требований, а как воспроизводство созданных в культуре научной деятельности ... образцов и прототипов» [21, Ci 3611. В историческом источниковедении методика изучения
носителей информации ретроспективного характера является хорошо разработанным инструментарием и ориентирует как методическое обеспечение работы как в рамках стадий работы с источниками (общая методика), так и на анализ их отдельных видов
(видовая методика) ^—14; 191. Эти наработки применимы и для работы с историко-юридическими источниками, но с учетом специфики их отдельных видов и разновидностей (законодательных актов, актов толкования права, правоприменительных актов и др.) и особенностей юридической техники работы с ними.
(V) Уровень техники исследования обеспечивает знание и подбор «необходимых орудий и инструментов» для поиска и проведения исследования носителей исторической
информации Г8, Сш 2311. В данном плане интерес представляют и постоянно возрастающие возможности расширяющегося набора инструментов и программных средств, необходимых для получения и обработки информации, полученной из исторических источников. Особенно значимым для развития техники следований стало появление компьютерной техники, глобальных сетей передачи информации и информационных баз данных, которые обеспечили широчайшие возможности доступа к информации гуманитарного характера, включая и многочисленные исторические источники. При этом ранее локализованные места хранения носителей исторической информации на уровне отдельных архивов и библиотек, отдаленных друг от друга территориально, получили возможность предоставить свои ресурсы первоначально на уровне каталогов, а с оцифровкой материалов и в виде электронных документов широкому кругу пользователей. В рамках историко-юридического источниковедения этом уровень методологии предполагает использование возможностей как указанных информационных средств работы с историческими источники, так и специализированных баз данных: информационно-правового портала «Гарант»; «Консультант Плюс» и др.
Итак, представленная система компонентов методологического знания характеризует уровни инструментальных средств изучения носителей историко-юридической информации по их функциональной направленности. Понимание назначения и содержания каждого из уровней методологического знания на основе общего их видения в системном взаимодействии познавательных средств создает для исследователя предпосылки для подбора и конкретизации познавательного
инструментария для реализации задач выполнения отдельной научной работы.
* * *
Подводя итоги, отметим, что методология историко-юридического источниковедения представляет собой многоуровневую систему знаний об инструментарии изучения носителей юридической информации. Опираясь на методологические общефилософские основания и основы исторической и юридической наук, методология как раздел историко-юридического источниковедения концертирует теоретически и практически ориентированные знания о принципах, подходах, методах, методиках и техниках познавательной деятельности, которые составляю инструментальную основу исторического исследования государственно-правовых процессов и институтов. Представленное в статье общее видение понимания и структуры методологии историко-юридического источниковедения требует рассмотрения отдельных её структурных элементов на уровне конкретных методологических принципов, подходов, методов исследования, методики и техники изучения носителей исторической информации о государстве и праве, что предполагается осветить в последующих публикациях по данной проблематике.
Библиография
1. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. Пер. с фр. М., 1973.-259 с.
2. Георгиева Н.Г. Историческое источниковедение: понятийно-терминологические и методические проблемы. М., 2016. - 192 с.
3. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 2000. - 701 с.
4. Дегай П.И. Пособия и правила изучения российских законов или Материалы к энциклопедии, методологии и истории литературы российского права. М., 1831. -165 с.
5. Источниковедение / И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р. Б. Казаков. С. И. Моловичко, М. Ф. Румянцева, О.И. Хоруженко, Е.Н. Швейковская. М., 2015. - 688 с.
6. Керимов Д.А. Проблемы общей теории государства и права. М., 2007-179 с.
7. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). 2-е изд. М., 2001. - 416 с.
8. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. Изд. 2-е. М., 2003. - 486 с.
9. Кодан С.В. Внешняя история права в структуре российского правоведения (вторая четверть XIX-начало XX в.) // Российский юридический журнал. 2013. № 5. С. 178184.
10. Кодан С.В. Зарождение источниковедения истории государства и права в отечественной исторической науке и правоведении (XVIII - начало XIX вв.) // Юридические исследования. 2014. № 7. С.48-65.
11. Кодан С.В. Историко-юридическое источниковедение в структуре современного российского правоведения // Российский юридический журнал. 2018. № 4. С. 31-36.
12. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. М., 2006. - 472 с.
13. Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008. - 361 с.
14. Мининков Н.А. Методология истории. Ростов н/Дону, 2004. - 242 с.
15. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-нач. XX века). СПб., 2000. T. 1.-548 с.
16. Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983.-366 с.
17. Пушкарев Л.Н. Классификации русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975. - 282 с.
18. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М., 2012. - 287 с.
19. Русина Ю.А. Методология источниковедения Уч. пос. Екатеринбург, 2015.-204 с.
20. Сырых В. М. История и методология юридической науки. М., 2012. - 464 с.
21. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. 264 с.
22. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.-635 с.
23. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. - 440 С.
24. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск, 2010.-317 с.
25. 1сторичне джерелознавство. Шдручник / Я. С. Калакура, I. Н. Войцехiвська, С. Ф. Павленко, Б. I. Корольов, М. Г. Палieнко. Кш'в, 2002. - 488 с