МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Т. Н. Савченко
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы моделирования удовлетворенности жизнью, представлена функция оценки экономического благосостояния, мотивационной ориентации, самодоверия и стиля поведения. Модель основана на результатах эмпирического исследования взаимосвязи между удовлетворенностью жизнью, субъективным экономическим качеством жизни, стилями поведения и личными особенностями. Данные опросов были обработаны посредством факторного и регрессионного анализов. Субъективные измерения жизненной удовлетворенности описаны двумя факторами: первый представляет познавательную оценку жизни, второй — эмоциональную.
Ключевые слова: математическая модель, удовлетворенность жизнью, экономическое благосостояние, мотивационная ориентация, самодоверие, стиль поведения.
The summary: in the article the mathematical model of satisfaction by life as a function of an estimation of economic well-being, a motivational orientation, selftrust and style of behaviour is presented. The model is based on the results of empirical research of interrelation between satisfaction of a life, subjective economic quality of a life, styles of behaviour and several personal characteristics, such as selftrust and a motivational orientation. The data of interrogations of respondents was processed by means of factorial, cluster, regressional analysis. The reconstructed subjective dimensions of life satisfaction are described by two factors: the first is a
cognitive estimation of life, the second — an emotional estimation of life. As a result the descriptional regressional model of subjective quality of life was constructed.
Key words: mathematical model, satisfaction by life, economic well-being, motivational orientation, self-trust, style of behaviour.
Качество жизни является одним из системообразующих факторов всей психической организации человека. На основе определенного качества жизни формируются системы доминирующих отношений человека к действительности, управляющие его поведением и личностью. Резкие изменения качества жизни (КЖ) могут приводить к деструкциям личности. Какие-то дефициты КЖ ведут к различным деформациям поведения и личности. С этой точки зрения КЖ является над-личностным и над-поведенческим фактором. Следовательно, методологическое изучение качества жизни должно быть основано на методе моделирования. Он применяется для изучения сложных систем, процессов, которые не могут быть изучены непосредственно. Конечно, модель реального процесса есть «упрощение», однако она дает возможность понять, как устроен конкретный объект (структура, основные свойства, связи, законы развития и т. д.), а также научится им управлять. В нашем случае объектом выступает качество жизни человека в современном обществе. Рассмотрим основные подходы к его моделированию как ступени к построению общей теории КЖ.
Теория является более абстрактной, более общей, ее цель — объяснение поведения не единичного объекта, а некоторого класса объектов. Теория содержит конечную или бесконечную совокупность моделей.
Научная модель всегда логически обоснована и использует минимальное число гипотез, сформулированных на основе наблюдения за объектами. При наблюдении за объектом у исследователя формируется некий мысленный образ объекта (идеальная модель), которую принято называть когнитивной моделью. Вербализованная когнитивная модель называется содержательной моделью. Их подразделяют на описательные, объяснительные и предсказательные. Когнитивные модели являются субъективными. Если содержательная модель основана на определенной концепции, то она называется концептуальной моделью. Формальная модель — это концептуальная модель, сформулированная на каком-либо формальном языке. Если в качестве формального языка используется математический аппарат, то такая модель называется математической. Суть математической модели заключается в отображении некоторого заданного множества значений входных параметров на множество выходных параметров. В связи с этим под математической моделью можно понимать любой оператор, который позволяет по соответствующим входным параметрам определить выходные. Выделяют детерминированные и неопределенные модели; динамические и статистические; одномерные и многомерные; дискретные и непрерывные; качественные и количественные и др.
По целям моделирования выделяют дескриптивные и нормативные модели. Нормативные модели обычно используют накопленный опыт естественных наук. Дескриптивные модели являются реализацией описательных содержательных моделей на формальном уровне моделирования. Для разработки дескриптивной модели обычно используют полученный эмпирический материал. С помощь методов регрессионного анализа эти данные аппроксимируются наиболее подходящей функциональной зависимостью. В качестве метода моделирования часто используются методы факторного и однофакторного дисперсионного анализа.
В настоящее время в психологии наиболее распространено использование дескриптивного подхода к моделированию психических систем. В частности, в этой статье по результатам эмпирических исследований субъективного качества жизни и удовлетворенности жизнью построена дескриптивная математическая модель удовлетворенности жизнью как функции экономического благополучия и стилей поведения.
Структура субъективного качества жизни
Понятие «качество жизни» родилось как попытка числового выражения особенностей социально-экономической среды жизни людей. Качество жизни выступает как функция следующих параметров: психическое здоровье, рождение, смертность, количество больниц, количество медицинского персонала, курение, потребление алкоголя, наркотиков, государственное ассигнование на лечение, средний уровень потребления и др. Каждому из перечисленных пара-
метров придаются условные веса и с помощью теории игр выводятся индикаторы, представленные в виде риска или оценки здоровья.
Наиболее показательными являются индексы роста государственных вложений в лечение и питание населения, сравненные со смертностью и заболеваемостью людей [6]. Другой распространенный подход — выяснение сущности понятия качества жизни на основе социологических опросов, то есть качество жизни рассматривается как субъективный показатель. Близкое совпадение жизненных стереотипов и возможности их реализации дает максимум этого качества. Оба эти подхода в отдельности не дают желаемого результата, необходим интегративный подход, который будет включать в себя изучение как объективных, так и субъективных показателей, определяющих понятие качества жизни. Проблема качества жизни актуальна в тех обществах или общественных группах, уровень жизни которых находится на удовлетворительном уровне, когда проблема физического выживания стоит остро. В менеджменте существуют стратегия качества TQM и стратегия кризисного управления, и обычно эти две стратегии одновременно не применяются.
В данной статье представлена концепция качества жизни, связанная с изучением социально-психологических механизмов, опосредующих реальное удовлетворение жизнью, с изучением когнитивного, аффективного компонентов качества жизни. В России лишь намечаются пути систематизации и интеграции знаний по проблеме качества жизни для дальнейшей разработки концепции. Изучение КЖ проводится в ла-
боратории математической психологии Института психологии РАН с 1995 г. За это время определено понятие качества жизни как интегрального показателя, который включает в себя объективные и субъективные параметры. К первым относятся рекомендуемые Госкомстатом показатели уровня жизни, ко вторым — ценностные ориентации, потребности, то есть восприятие субъектом качества своей жизни через личностные структу-ры.Исследования лаборатории направлены на изучение субъективного восприятия качества жизни, в результате разработана методика оценки параметров КЖ. В результате исследований построена модель динамики качества жизни и психологического статуса, с помощью которой можно прогнозировать удовлетворенность жизнью и тенденции к появлению внутриличностного конфликта в зависимости от изменения структуры качества жизни.
Существуют различные трактовки КЖ, включающие психологическую составляющую, и в соответствии с этим разрабатываются различные критерии и методы оценки КЖ (Г.М. Зара-ковский, В.В. Давыдов, В.А. и Н.Н. Ха-щенко, И.А. Джидарьян, А.Л. Журавлев, К.А. Абульханова-Славская, Д.В. Сочив-ко и др.).
Нами было введено операциональное определение КЖ как интегративного показателя жизнедеятельности людей, который включает в себя как объективные, так и субъективные показатели. Объективные показатели характеризуют уровень жизнедеятельности(уровень жизни) конкретного человека или общества, субъективные — степень удовлетворения его потребностей и ценностных структур различного уровня (рис. 1).
Качество природной среды
Качество жизни
Качество социальной среды
Субъективное качество жизни
Рис. 1. Структура качества жизни
Субъективное качество жизни (СКЖ] мы понимаем как степень соответствия реальных ценностных структур различного уровня (понятий] идеальным в представлении респондентов. Оно входит как составляющая в интегральный показатель качества жизни. Данное исследование направлено на изучение субъективного качества жизни и общей удовлетворенности жизнью как его интегрального показателя. Наша цель состояла в том, чтобы изучить структуру субъективного качества жизни у людей разного возраста и выявить вклад субъективных оценок материального благополучия в общую удовлетворенность жизнью.
Испытуемые — студенты и служащие от 19 до 63 лет. В исследовании приняли участие 273 человека.
Методы сбора эмпирических данных. Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методики:
- разработанный авторами опросник, включающий материальное благополучие и удовлетворенность жизнью в структуру параметров субъективного качества жизни [7, 8];
- опросник оценки удовлетворенности жизнью, в котором респондентам предлагается оценить близость жизни к идеалу;
- эмоциональный опросник, в кото-
ром предлагается ответить на вопрос: «Насколько счастливым или несчастливым Вы себя обычно чувствуете?» [1, 2].
Обработка полученных данных. Субъективное качество жизни оценивалось как степень соответствия реальных понятий (ценностей различного уровня] идеальным в представлении респондентов. Использовалась следующая формула для получения количественных показателей:
£(10 - аП)
СКЖ = ------------,
20
где СКЖ — общий показатель субъективного качества жизни,
8 П1 = П1и - П1р, то есть разность по каждому понятию, входящему в структуру качества жизни между идеальным и реальным его значениями.
В соответствии с нормой по разработанной нами методике оценки СКЖ [7], если показатель качества жизни больше 5, то субъективное качество жизни респондента высокое, однако при показателях, близких к 9 и 10, можно ставить вопрос о достоверности результатов. Если показатели близки к 5, то это свидетельствует о норме. При показателе меньше 5 можно говорить о низком уровне субъективного качества жизни,
если показатель ниже 2, может иметь место внутриличностный конфликт.
В качестве методов многомерного анализа данных использовались: регрессионный анализ для выявления функциональных зависимостей удовлетворенности жизнью от приведенных ранее характеристик, кластерный и факторный анализы, а также метод совместного применения факторного и регрессионного анализов, основанный на синергетическом подходе.
Анализ данных показал значимые положительные корреляции СКЖ и общей удовлетворенности жизнью с материальным благополучием. В один общий класс с материальным благополучием вошли такие параметры, как профессия, отдых, семья, друзья.
Далее сравнивались семантические пространства удовлетворенности жизнью студентов и работающих людей среднего возраста. Оказалось, что реконструированные факторные пространства удовлетворенности жизнью студентов и людей среднего возраста интерпретируются с помощью двух одинаковых факторов: 1] когнитивная оценка жизни, 2] эмоциональная оценка жизни.
Понятия, определяющие первый фактор структуры удовлетворенности жизнью студентов, — отдых, развлечения, еда, а для людей среднего возраста — материальное благополучие, здоровье, любовь. Первый фактор фактически является экономическим фактором, а второй — определятся одинаковыми понятиями (счастье, общая удовлетворенность жизнью, принятие себя] как для людей среднего возраста, так и для студентов.
Выявленная на обобщенной выборке положительная корреляция общей удо-
влетворенности с материальным благополучием, а также взаимосвязь эмоциональной оценки жизни с принятием себя, уверенностью в себе определили направление работы на следующих этапах, а именно направление на исследование взаимосвязи удовлетворенности жизнью с материальным благополучием, уверенностью в себе, мотивацией и стилем поведения.
Поведенческие проявления качества жизни
Среди современных определений психологического содержания понятия «уверенность в себе» (личностная уверенность] в отечественной литературе наиболее проработанными теоретически и экспериментально являются подходы В.Г. Ромека и В.В. Высоцкого: уверенность в себе — это принятие своих действий, решений, навыков как правильных, уместных (то есть принятие себя]. В качестве ведущих личностных детерминант уверенности выявлены мотивация достижений, волевой самоконтроль и тревожность, а в качестве социально-психологических—принятие себя, инициатива и смелость в социальных контактах [3, 4, 9].
Многие авторы считают, что экономический фактор связан со стилем поведения [14, 16]. Для классификации стилей, основанием которой является субъективное материальное благополучие (СМБ), был проведен анализ работ авторов, использующих стилевой подход. В нашем подходе стиль представляет собой устойчивое, целостное образование, включающее в себя сознательные и бессознательные механизмы активной и пассивной адаптации человека к среде. Стиль проявляется в за-
висимости от индивидуальных особенностей и среды и выступает одним из поведенческих механизмов. Такой подход предполагал определить внутреннюю организацию через удовлетворенность реальностью и своим состоянием в ней, а внешнюю — через тип социальной адаптации.
Мы предположили, что стилеобразующими факторами поведения выступают удовлетворенность и отношение к социальному окружению. Это две оси, два независимых вектора. Сумма этих векторов позволяет выявить готовность человека к определенному действию, что и определяет стиль поведения.
Для классификации стилей, основанием которой является экономический фактор, проведено экспериментальное исследование. Задачи исследования:
- соотнесение представлений людей об идеальном СМБ с восприятием СМБ в реальной жизни;
- определение взаимосвязи удовлетворенности жизнью с СМБ, мотивацией, личностной уверенностью и отношением к социуму;
- классификация стилей поведения.
Процедура эксперимента, кроме трех ранее перечисленных, включала в себя: опросник Ромека, три шкалы — уверенность в себе, социальная смелость и инициатива в социальных контактах; опросник ^АМ) А. Мехрабиана для измерения результирующей мотивации достижения.
Результаты корреляционного анализа позволили построить структуру СКЖ, а также корреляционные структуры удовлетворенности жизнью и уверенности в себе. Кластерный анализ показал, что в один класс объединились: СМБ, общая
удовлетворенность жизнью, условиями жизни, близость ее к идеалу (методика удовлетворенности жизнью Дайнера), уверенность в себе, мотивация достижения успеха.
При более детальном рассмотрении взаимосвязи удовлетворенности жизнью с уровнем мотивации и экономическим фактором были выделены группы, различающиеся по уровню мотивации и возрасту: с мотивом достижения успеха (от 30 до 45 лет) и мотивом избегания неудачи (от 45 до 63 лет), которые различаются также по структуре понятий. При этом у неудовлетворенных жизнью респондентов более выражена мотивация избегания неудачи, а у респондентов с более высокими оценками удовлетворенности жизнью — мотивация достижения успеха. Для группы с мотивом достижения успеха более значимы следующие ценности: «работа», «материальное благополучие», «жизненная удовлетворенность», «дружба», «образование», а также высокие оценки по «индексу жизненной удовлетворенности». Группа людей с мотивом избегания неудачи выделяет следующие ценности: «религия», «социальный статус», «работа», «семья». Люди с мотивом достижения успеха по индексу жизненной удовлетворенности имеют высокие баллы, а с мотивом избегания неудачи — низкие.
Удовлетворенность жизнью является функцией мотивации достижения, которая, в свою очередь, выступает в качестве линейной функции экономического фактора.
Иными словами, жизненная удовлетворенность имеет достаточно сложную зависимость от экономического фактора: до определенного предела удовлетворенность и СКЖ тем выше, чем выше
мотивация достижения и значимость экономического фактора, дальнейшее повышение значимости экономического фактора не приводит к увеличению мотивации и СКЖ [3, 4].
Это подтверждают результаты исследований, в которых показано, что влияние экономического фактора более значимо при низком доходе (высокая субъективная ценность материального благополучия) [16]. При более высоком доходе воздействие экономического фактора снижается (субъективная значимость ценности материального благополучия снижается). В группе с высоким доходом (успешные бизнесмены) наблюдается повышение влияния экономического фактора (значимость возрастает), но возможно это объясняется их профессиональной сферой.
Проведенное нами исследование также подтвердило предположение о том, что по всей выборке общая удовлетворенность положительно коррелирует с материальным благополучием, но эта взаимосвязь имеет различные основания. Выделены две группы людей: с достаточно высоким соответствием и с достоверными различиями представлений об идеальном качестве жизни и восприятия их реальной жизни.
Уровень удовлетворенности по комплексу показателей в этих двух группах значимо отличается, он достоверно выше в группе с соответствием представлений об идеальном качестве жизни и восприятия их реальной жизни. В каждой группе с помощью метода К-средних выделены две подгруппы с разными профилями оценок реальной жизни и различными показателями социальной активности и мотивационной направленности.
Это позволило считать удовлетворенность и отношение к социальному окружению стилеобразующими факторами. Эти две оси независимы одна от другой и располагаются по вертикали и горизонтали. Сумма векторов позволяет выявить готовность к определенному действию, что и определяет стиль поведения индивида.
Причем удовлетворенность — это не субъективная оценка, а соотношение реальных и идеальных ценностных структур. Если они значимо не отличаются друг от друга, то удовлетворенность максимальная — нет более целей, нет мотивации. Если идеальные и реальные структуры значимо отличны, то ставятся новые цели и возникает мотивация их достижения.
С помощью КА выделены две группы людей с достоверными различиями СКЖ и ОУЖ. В каждой группе с помощью метода К-средних выделены две подгруппы с разными профилями оценок реальной жизни и различными показателями социальной активности.
Таким образом, мы выделили четыре типа стилей поведения, которые мы условно назвали: авантюрный, творческий, конформный, обывательский (рис. 2).
Респонденты творческого и авантюрного стиля имеют низкие значения СМБ, общей удовлетворенности и высокие значения социальной активности, но отличаются ценностными структурами. Профиль авантюрного стиля отличают низкие оценки таких понятий, как материальное благосостояние духовность, здоровье, образование, любовь, и высокие — жилье, отдых, работа.
Люди творческого стиля имеют низкие оценки материального благополучия
стили
В ПРОСТРАНСТВЕ 2-Х ФАКТОРОВ
Обыватели
Удовлетворенность жизнью
Конформные
социальная
активность
Творческие
Авантюристы
Рис. 2. Стили в пространстве
и высокие — духовности, образования и т. д.
Респонденты обывательского и конформного стилей отличаются высокими значениями СМБ, удовлетворенности жизнью и уверенности в себе и низкими значениями социальной активности. У «обывателей» при этом высокие показатели практически по всем ценностям, наиболее высокие — материальное благосостояние, уверенность в завтрашнем дне, стабильность в стране, дом, экология. У «конформных» высокая ценность семьи, любви, развлечений, друзей.
Положительные корреляции общей удовлетворенности жизнью с материальным благосостоянием имеют следующую структуру. Так как удовлетворенность жизнью и отдельными сферами
— это когнитивное суждение о ситуации и оно зависит от ожиданий, стремлений, представлениях о стандарте референтных групп, то неудовлетворенность респондентов авантюрного стиля, возможно, объясняется несоответствием ситуации и ожидания (низкая оценка ма-
териального благосостояния в реальности и высокая в идеале). Неудовлетворенность людей творческого стиля не объясняется неудовлетворенностью материальным благосостоянием (низкая оценка его в реальности и низкая в идеале). Больший вклад вносят необщительность, неуверенность в себе и др. Удовлетворенность «обывателей» можно объяснить удовлетворенностью материальным благосостоянием (высокая оценка его в реальности и высокая в идеале).
Характеристики «конформных», такие как семья, любовь, развлечения, друзья, положительно влияют на субъективное благополучие. Это единственная группа, для которой не существует значимой положительной корреляции удовлетворенности жизнью с реально высоким материальным благосостоянием. Тем не менее они удовлетворены своим материальным благосостоянием (низкая оценка его в реальности и низкая в идеале).
Общая модель удовлетворенности жизнью
В результате проведенных исследований были построены регрессионные модели удовлетворенности жизнью: общая и для каждого стиля поведения.
Общая модель имеет следующий вид:
totud = 0,2*stab-1,1* respect+0,8* food+0,7*free-0,3*prof-0,7*ideal -0,4*init+0,3*selfcon+0,2*helth-0,2* noreset+0,2*love,
где: totud — общая удовлетворенность;
rest — полноценный отдых; respect — стабильность в стране; food — хорошая еда; free — личностная свобода; prof — профессия; ideal — близость к идеалам; ini — эмоциональная оценка состояния;
selfcon — уверенность в себе; helth — здоровье;
noreset — отсутствие желания изменить жизнь;
love — потребность в любви. Остальные четыре модели отличаются набором ценностей и величинами коэффициентов регрессии. Линейные многомерные регрессии дают хорошее соответствие эмпирическим данным. Нами была проведена проверка про-гностичности модели на данных экспериментальных исследований. Следующий этап работы — построение нелинейных зависимостей для ценностных и личностных структур, не вошедших в линейную модель.
Дать определение экономического фактора в этом исследовании оказалось достаточно сложно. Экономический фактор определяется через сово-
купность понятий — материальное благополучие, деловая сфера, деньги, деловой успех (для студентов); материальный достаток в семье, интерес к жизни (для пенсионеров); достойная одежда, общение, развлечение, занятия спортом, путешествия, наличие машины, покупка и обустройство дачи, обустройство дома (для бизнесменов). Понятие субъективное экономическое благополучие имеет различное смысловое содержание не только для различных возрастных групп, но и внутри одной возрастной группы.
В исследовании подтвердилась гипотеза о том, что на представление об этом параметре влияют личностные характеристики, такие как уверенность в себе и мотивационная направленность.
Определено взаимовлияние субъективного качества жизни, удовлетворенности жизнью и субъективного экономического благополучия, интегральная структура которого определяется психологическими характеристиками, образом жизни, стилями поведения. Жизненная удовлетворенность имеет достаточно сложную зависимость от экономического фактора: до определенного предела удовлетворенность и субъективное качество жизни увеличивается с ростом мотивации достижения и субъективного экономического благополучия, дальнейшее повышение значимости экономического фактора и мотивации не приводит к увеличению субъективного качества жизни.
На показатель жизненной удовлетворенности практически не оказывают влияния демографические факторы (пол, возраст). Они оказывают влияние лишь в той мере, в какой определяют вовлеченность человека в различные социально-экономические и социально-
психологические сферы жизнедеятельности.
Разработанная модель способствовала выделению факторов, воздействие которых на удовлетворенность жизнью наиболее значимо для всех стилей поведения, оценке их вклада в удовлетворенность жизнью и построению общей и частной дескриптивных линейных моделей удовлетворенности жизнью. На следующем этапе были созданы более сложные модели, учитывающие и нелинейные функциональные стохастические зависимости.
Все это позволило подойти к разработке модельного компьютерного эксперимента для исследования адаптации людей с различными стилями поведения и с разным уровнем субъективного качества жизни (Грант РГНФ № 08-06-00347а). При этом динамика удовлетворенности жизнью рассматривается нами как макропроцесс, который моделируется как результат микродинамиче-ского процесса циклических переходов из состояния удовлетворенностью жизнью в состояние неудовлетворенностью жизнью. В качестве математического аппарата в данном случае может применяться теория агентов и коалиционные автоматы. Собственно циклический характер психических явлений был подробно исследован Д.В. Сочивко в рамках предложенного им психодинамического подхода.
Психодинамические модели качества жизни
В психодинамической диагностике личность рассматривается как некое пространство состояний, которые постоянно сменяют друг друга. Исследователя интересует не выраженность состояния
(например, гнева), а состояние, которое последует за ним (например, гнев сменится страхом), и т. д. В основе психодинамической диагностики лежит эмпирический факт, что человеку свойственно переживать циклы состояний, в обычной ситуации это простые циклы. Это означает, что если за гневом следует страх, с большой вероятностью за страхом последует гнев.
Такая циклическая смена двух состояний со временем становится типичной психодинамикой, типичным циклом личности. Психодинамическая диагностика направлена на выявление типичного цикла тех или иных состояний личности [11]. При разработке методик для исследования удовлетворенности жизнью нами делается попытка использовать методы динамической психодиагностики, предложенные Д.В. Сочивко. По существу они предполагают формализованное описание некоторого свойства, которое образуется постоянно повторяющейся, цикличной динамикой элементарных состояний в сфере чувств, воли и познания. Использование динамического подхода в психодиагностике позволило реализовать принципиально иной способ построения экспресс методик. Отличие такой диагностики от традиционной состоит в том, что не только измеряемое качество представляется в динамике, но и сам процесс.
Мы предлагаем Вашему вниманию метод построения динамической психодиагностики некоторых аспектов качества жизни личности, который предполагает:
- проведение групповой дискуссии на тему понятия, вынесенного в качестве основного. В данном случае это субъективное качество жизни, оцениваемое
Таблица 1
Сочетание оценок параметров
Сочетание оценок Удовлетворен жизнью Не удовлетворен жизнью
Положительная оценка параметра СКЖ I
Отрицательная оценка параметра СКЖ III IV
как удовлетворенность человека своей жизнью;
- формулирование основных составляющих понятий «тела» методики;
- формулирование конкретных вопросов будущей диагностической методики и возможных вариантов ответов;
- описание ключа методики — поиск типичного цикла состояний.
Работа с методикой начинается с построения таблицы, каждая клетка которой представляет состояние, описываемое как сочетание положительных и отрицательных оценок двух параметров. Понятно, что таких состояний всего четыре, они представлены в таблице 1.
В данном случае СКЖ оценивается как общая удовлетворенность жизнью, а в качестве второго параметра может рассматриваться один из параметров СКЖ (например, социальная устроен-ность).
Каждый вопрос методики представляет собой описание одной из четырех ситуаций и предложение выбрать один вариант выхода из данной ситуации. Таких вариантов — три.
Таким образом, существует шесть возможных сочетаний из четырех представленных состояний. Переходя мысленно из одного состояния в другое, человек, наконец, возвращается в исходное состояние; цикл завершается. Последний переход называется предельным циклом. Психологический ана-
лиз неустойчивого равновесия между первым и последним состояниями позволяет дать название данному динамическому типу личности.
При анализе этой схемы, которая представляет собой сопоставление всех четырех состояний, выделенных участниками тренинга, далее изучается взаимодействие каждого квадрата с каждым и называются собственно динамические типы. Предложенные типы и есть динамические циклы комплексных состояний [12].
Далее содержание групповой дискуссии переходит к формулировке вопросов и трех возможных вариантов ответов для определения переходов из одних состояний к другим. В результате работы по представленному алгоритму разрабатывается опросник. Например, если в качестве параметра СКЖ использовать «принятие себя», то в результате проделанной работы был предложен следующий опросник
Опросник
Представьте себе, что Вы полностью удовлетворены жизнью и собой. Тогда:
- Вы часто думаете, что сейчас кто-нибудь испортит Вам настроение;
- начинает казаться, что Вы слишком уверены в себе;
- у Вас периодически появляется ощущение бессмысленности жизни.
Если Вы оказались в ситуации, ког-
да Вас никто не понимает, не признает, не ценит,
- понимаете, что на самом деле все хорошо и мир прекрасен;
- начинаете терзаться упреками и самокритикой;
- Вы чувствуете себя бессильным изменить ситуацию.
Вспомните или представьте ситуацию из жизни, когда Вы думали «Пусть я плох, но у меня все хорошо»:
- это наводит Вас на мысль «на самом деле я не так и плох»;
- Вы чувствуете, что это несправедливо;
- возникает чувство, что Вы стоите на краю пропасти.
Представьте себя в ситуации, когда все совсем плохо.
- Вы начинаете чувствовать, что все плохое позади, впереди «белая полоса»;
- уверены, что, по крайней мере, Вы-то правы, Вы нормальный человек;
- все равно найдется кто-то, кто Вам поможет.
В результате анализа полученных с помощью этого опросника данных выделяются предельные циклы, которые и характеризуют типы «принятия себя», совместно с «удовлетворенностью жизнью» формируют стили поведения.
Важным представляется тот факт, что изучаемое свойство поведения или личности по началу неизвестно ни одному участнику этого психодинамического мозгового штурма. Это неисследованное свойство получает свое определение одновременно с построением метода его исследования и оценки. В теоре-
тической психологии много говорилось о взаимодействии прибора измерения с объектом измерения как о явлении типичном для нашей науки, в отличие от физики, где это открытие было революционным, но нам не приходилось встречать систематического учета этой феноменологии на практике. Динамический подход позволяет это сделать. И другой важный момент—динамическая диагностика позволяет сосредоточиться на тех свойствах личности, которые актуальны для участников группы. Такой подход не только не исследует статические свойства, но даже ставит под сомнение их наличие у любого, наперед заданного человеческого индивидуума. Действительно, откуда мне знать, что мне (или моему испытуемому) реально присуще, например, свойство «доминантности — подчиненности» по тесту Кеттела. Я уже давно особенно никому не подчиняюсь и ни над кем не доминирую. По крайней мере, сейчас—здесь и теперь — это свойство может быть никак не включено в текущую психодинамику субстанционального деятеля. Однако статический тест все равно даст ответ не только о наличии у меня этого свойства, но и укажет степень его выраженности. В практике психологов встречаются случаи, когда, обследовав осужденного в колонии и получив его характеристику по тесту в виде компьютерной распечатки, психолог узнает, что он добрый, нежный, отзывчивый, очень тонкий и чувствительный человек, правда, по жизни он убийца четырех человек. Это реальный пример из личного дела с приложенной психологической характеристикой.
В целом динамический подход к психодиагностике предполагает разработку и использование методик, которые по-
зволят по устойчивым циклам описать сетевую организацию структуры СКЖ. С точки зрения Д.В. Сочивко эта сеть имеет структуру силового поля со специфическими силовыми точками, в качестве которых выступают ведущие для данной выборки циклы.
Наиболее простая математическая модель описания динамических типов — это эргодическая цепь Маркова. Переходные вероятности получаются в результате эмпирических исследований. Применение указанного подхода позволит составить систему уравнений для определения финальных вероятностей (вероятности нахождения системы в данном состоянии за бесконечное время). Решение полученных систем уравнений определяет экстремальные точки, которые позволят выделить наиболее устойчивые (адаптивные) стили поведения, соответствующие заданной среде.
Итак, методология исследования качества жизни, основанная на его моделировании, может включать в себя три основных подхода: структурный, поведенческий и психодинамический. Два последних представляют собой как бы два взаимодополняющих подхода: моделирования интерпсихических (поведенческих) и моделирование интрапсихиче-ских (психодинамических) структурных проявлений КЖ.
Литература
1. Акопов Г.В., Быкова Н.Л. Исследование динамики смысложизненных ориентаций // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни / под ред. В.Э. Чудновского и др.—М.:
Ось-89, 2001.
2. АргайлМ. Психология счастья. — М.: Прогресс, 1990.
3. Головина Г.М., Савченко Т.Н. Методы исследования качества жизни // Материалы II Всерос. науч. конф. по психологии Рос. психолог. общ-ва. — Ростов н/Д: Рос. психолог. общ-во, 1997.
4. Головина Г.М., Савченко Т.Н. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования: монография. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2006.
5. Головина Г.М., Савченко Т.Н. Проблема качества жизни в трудовой деятельности // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 1.
6. Митчелос А.С. Смертность и заболеваемость и медицинская помощь (качество жизни в Канаде и США в 1964-1974 гг.) // Медицинская география: XXIII Междунар. географ. конгресс. — М., 1976. — С. 88-89.
7. Савченко Т.Н. Динамика качества жизни и психологический статус // Методы исследования психологических структур и их динамики. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1999.
8. Савченко Т.Н. Развитие математической психологии: история и перспективы // Психолог. журн. — 2002. — Т. 23. — № 5.
9. Савченко Т.Н. Моделирование динамики системных образований психики // Идея системности в современной психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. — М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005.
10. Савченко Т.Н. Применение методов кластерного анализа для анализа данных психологического исследования // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 4.
11. Сочивко Д.В. Психодинамика перцептивного образа // Прикладная психология. — 2002. — № 4.
12. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М.: ПЕР СЭ, 2003.
13. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М.: МПСИ, 2007.
14. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. — М.: Смысл, 2000.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
16. Хащенко В.А., Хащенко Н.Н. Влияние экономических факторов на оценку качества жизни личности // Качество жизни: государственное регулирование и социальное партнерство: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. — М., 2003.