УДК 327
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2016. Вып. 2
Н. К. Харлампьева
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИКЕ
Автор предлагает методологию исследования основ международного экономического сотрудничества в Арктике на базе мирополитического подхода, включающего характеристику глобальной политики, регионообразующие положения и практики международного взаимодействия. В результате разработки данного метода выявлены: а) особенность политико-правовой организации пространства в особых условиях холодного климата. Данное пространство принято называть номотетической Арктикой и изучать в данном контексте политико-правовые процессы, отношения и тенденции, касающиеся сохранения здоровой окружающей среды для благополучного проживания; б) рост научно-технической и социоэкологической взаимозависимости. Предлагается создание региональных инновационных систем (РИС) в Арктике и изучение особенностей процедуры принятия решений относительно развития отдельных природно-территориальных и природно-ресурсных комплексов в регионе. Библиогр. 35 назв. Табл. 1.
Ключевые слова: Арктика, Арктический регион, общественно-политические науки и процесс формирования Арктического региона, методология исследования международного сотрудничества, номотетическая Арктика, международное экономическое сотрудничество в Арктике.
N. K. Kharlampieva
RESEARCH METHODOLOGY OF THE INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION BASES IN THE ARCTIC
The author offers a research methodology of the international economic cooperation bases in the Arctic according to world-policy approach, which consists: characteristics of global policy, region-forming situation and practice of the international interaction, which were suggesting as the main criteria of researching. As a result of development of this method are revealed: a) feature of the political and legal organization of space in specific conditions of a frigid climate. To call this space the nomothetic Arctic and to study in this context political and legal processes, the relations and tendencies the concerning environmental preservations of employee well-being and health and safety, b) growth of scientific and technical and socio-ecological mutual dependence. Creation of the regional innovative systems (RIS) in the Arctic and studying of features of procedure of making decisions on development of separate natural territorial complex and natural resource complex in the region is offered. Refs 35. Table 1.
Keywords: The Arctic, the Arctic region, socio-political sciences and process of formation of the Arctic region, methodology of the international cooperation research, the nomothetic Arctic, the international economic cooperation in the Arctic.
История вопроса
В начале первого десятилетия XXI в. Арктика — северная полярная область Земли — была признана правительствами восьми арктических государств (Исландией, Данией, Норвегией, Канадой, Россией, США, Финляндией и Швецией) «регионом, населенным разнообразными экономическими системами и обществами» [1]. Этот
Харлампьева Надежда Климовна — кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Kharlampieva Nadezhda K. — PhD, Associate Professor, Saint Petersburg State University, 7-9, Univer-sitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
политический факт меняет ранее бытовавшее представление об Арктике как о территории ведения традиционных видов хозяйственной деятельности коренными народами Арктики в экстремально холодных условиях или как о регионе, интересном с точки зрения научных исследований о Земле и как кратчайший путь из Европы в Америку и Азию.
Арктика как пространство внедрения современных знаний, достижений техники и науки, культуры и искусства становится территорией не только особых интересов арктических государств, но и научно-экономических притязаний отдаленных государств, например Китая [2], а также крупных коммерческих структур. Порожденные этими интересами политические процессы и явления, события и факты, происходящие вокруг Арктики, привлекают внимание научного сообщества необходимостью выявления научно обоснованной характеристики обустройства единого пространства и изучения становления новой структуры общественно-политических взаимоотношений в регионе.
До сих пор концепции расширения человеческой деятельности в Арктике строились на интегральном представлении о ней как о едином акватерриториаль-ном природном комплексе [3, с. 163-165], на знаниях о социально-экономическом районировании Крайнего Севера [4, с. 3], которые выступали основной базой для получения представлений о геосистеме региона и развития естественно-научных знаний о нем. В настоящее время назрела необходимость в новых научно обоснованных знаниях, требующих экономической оценки природно-территориального и природно-ресурсного комплексов Арктики, общественно-политической среды, процедуры принятия решений по актуальным вопросам, касающимся этих комплексов, а также эволюции общественного самосознания в сфере охраны и защиты окружающей среды.
Формирование единой социально-политической инфраструктуры в Арктике началось с конца 80-х годов XX в., в период активной региональной международной деятельности. Создание в 1996 г. международной межправительственной организации «Арктический совет» способствовало окончательному оживлению общественных и межгосударственных отношений, а также росту значения общественно-политических научных изысканий, касающихся Арктики.
В условиях создания единого Арктического региона начинается разработка различных концепций обустройства единого пространства взаимодействия государств, общественных объединений и хозяйствующих субъектов. Глобальное изменение климата и антропогенное воздействие на природную среду Арктики стали актуальной темой для региональных международных объединений. Однако только подготовка к активной экономической деятельности в регионе привлекла внимание к вопросам прав человека на здоровую и плодотворную жизнь [5] как к основе для формируемого экологического права.
На первый план вышли направления общеобразовательного, научно-исследовательского и социально-экономического характера — осмысление роли современной Арктики и новых знаний о формировании природоохранной политики в мире. Одной из главных теоретических основ расширения знаний стала концепция устойчивого развития Арктики, в рамках которой выдвигается идея интегратив-ного процесса принятия решений по социально-экономическим вопросам региона [6, р. 79-103].
Вопросы долгосрочного планирования по устойчивому развитию Арктики и выработке процедуры принятия решений по арктической политике направлены на:
а) территорию арктического минерагенического бассейна, прежде всего циркумполярного нефтегазового супербассейна, в недрах которого хранится запас энергетических и природных ресурсов, востребованный многими странами. Именно это пространство становится объектом научно-исследовательских изысканий и совершенствования технологий;
б) территорию общественно-политической единицы, объявленной в 2011 г. Нуукской декларацией «Арктического совета» Арктическим регионом. Укрепление влияния межправительственной организации «Арктический совет», с учетом признания прав паритетного участия общественных объединений коренных народов Арктики, становится одним из важных критериев формирования общественно-политического пространства, а также поиска и установления новых форм межрегиональных, межотраслевых и иных социальных отношений в отдельно взятом регионе мира;
в) прибрежные территории арктических государств: Дании — вокруг о. Гренландия, США — на Аляске, на территории Северной Канады, в северных районах Исландии, Финляндии, Швеции, в Норвегии — на севере и Северном море, в России — в Арктической зоне Российской Федерации.
Изменение вектора научных исследований стало подтверждением не только становления Арктического региона, но и его включенности в глобальную систему политических и мирохозяйственных связей. Однако и в настоящее время актуальные вопросы современности, касающиеся Арктики, изучаются только отдельными научными направлениями.
К актуальным вопросам можно отнести:
— изучение природно-территориального и природно-ресурсного комплекса арктического пространства. При этом научно-техническое сотрудничество и законотворческая деятельность становятся объектами высокой конкуренции и продвижения лучших научных достижений человечества;
— сохранение здоровой благоприятной окружающей среды для проживания в Арктике. Эффективность деятельности общественно-государственных объединений будет оцениваться по тому, насколько качественно они смогут обеспечить жизнедеятельность в этом регионе;
— нарастающую экономическую деятельность в Арктике. Новая общественно-государственная система, создаваемая при органах местного самоуправления с учетом общественных и частных интересов, призвана стать одним из механизмов действенных социальных отношений на местах. К тому обязывают особые условия Арктики — отдаленность и малонаселенность.
Методология исследования основ международного экономического сотрудничества в Арктике
Обоснованием того, что новый регион Арктика, или Арктический регион, как единое социокультурное пространство становится объектом научного исследования общественно-политических дисциплин «Мировая политика» и «Международные отношения», можно назвать: во-первых, исторический факт международного
научного сотрудничества по изучению полярных областей Земли, в том числе Арктики; во-вторых, необходимость дальнейшего изучения их истории и обществоведения.
Если ранее социально-экономические знания были востребованы в исследованиях об истории военных действий в Арктике, развитии предпринимательства, этнографических описаниях жизни и быта коренных народов Арктики, то современных исследователей больше интересует общее природоохранное и социально-экономическое состояние геосистемы Арктики, что дает основание говорить о росте интереса к социально-экономической и общественно-политической жизни Арктики и включении ее в сферу научных интересов глобального научно-исследовательского сообщества. Очевидно, что Арктика плотно вошла в сферу интересов представителей как фундаментальных, так и прикладных наук всего мира.
Международные научные связи и ранее были затруднены, в первую очередь по причине политической напряженности в мире и между государствами, во-вторых, из-за различия в уровне материально-технической и технологической оснащенности, в-третьих, из-за недостаточно разработанной законодательной базы для налаживания международных связей. Поэтому есть смысл развивать общественно-политическое направление в исследованиях, призванное объяснить суть современных процессов, происходящих в мире, и в частности в Арктике, в эпоху развития информационно-коммуникационной системы.
В условиях активного поиска новых форм международного экономического сотрудничества в Арктике в десятых годах XXI в., наиболее актуальными являются сохранение, расширение и совершенствование ранее созданных форм сотрудничества по изучению полярных областей Земли, с учетом общественно-гуманитарных знаний.
Процесс становления международного взаимодействия в Арктике и включенность региона в глобальную научно-исследовательскую и политико-правовую среду изучают на кафедре мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета с 1997 г. Принцип достижения консенсуса естественных и общественных наук [7, с. 62] помог разработать метод исследования, названный мирополитическим [8], который включает: а) основы глобальной политики; б) ре-гионообразующие положения, в) практику международного сотрудничества [8; 9].
Мирополитический подход был применен при выполнении научно-исследовательских работ прикладного и фундаментального характера, а также при выработке методологии исследования основ международного сотрудничества в Арктике. Обязательные условия для определения современных характеристик международного сотрудничества в Арктике — это, во-первых, выявление расширяющегося состава участников международного взаимодействия, во-вторых, изучение изменений способов принятия решений на глобальном и региональном уровнях.
В данной статье предлагается методология исследования основ международного экономического сотрудничества в Арктике. Под международным экономическим сотрудничеством понимается взаимодействие по вопросам внешнеэкономической деятельности между государствами, а также между государствами и другими субъектами хозяйственной и общественной жизни.
Процесс принятия решений в международном экономическом сотрудниче-стве-можно разделить на три этапа: первый, подготовительный, этап — выработка
политико-правовых принципов и норм, регулирующих международные экономические отношения; второй этап, этап реализации проектов, — действия по соблюдению принятых обязательств и прав; третий этап, этап сдачи и приема проделанной работы, — заключительный отчет по реализованному проекту. Разделение на подобные этапы следует принять как необходимое условие для выполнения координации и контроля над осуществлением общественно значимых программ и проектов в Арктике. В данной статье рассматривается первый, подготовительный, этап. Концептуальная необходимость изучения первого этапа основана на отсутствии общего взгляда на экономическое сотрудничество в Арктике и специфике экосистемы, на территории которой планируется развернуть масштабное экономическое освоение с участием крупных компаний из разных стран. Необходимость совершенствования социально-экономических законодательных актов на национальном, межрегиональном и межотраслевом уровнях взаимодействия позволила выдвинуть идею политико-правовой парадигмы формирования арктической политики [10, с. 212-228]. Согласно мирополитическому подходу, политико-правовая парадигма формирования арктической политики зависит от принципов, продиктованных глобальной политикой (столбец I таблицы), их влияния на региональную политику (столбец II) и реализации конкретных программ и проектов на местах (столбец III).
Методология исследования международного экономического сотрудничества в Арктике
Основы мировой политики (I) Регионо о бразующее положение (II) Практики международного взаимодействия (III)
• Концепт прав человека на здоровую и плодотворную жизнь как основы формируемого экологического права (Права человека, 1990); • принципы нового международного экономического права (НМЭП); • принципы изменения геополитического и геокультурного пространства (Валлер-стайн); • нормативные блоки экономического права (Вылегжанин) • Эколого-экономический принцип развития Арктики; • эволюционно-инновационная модель формирования социальных отношений в пределах региональной инновационной системы (РИС) Арктики и пространство номотетиче-ской (законной) Арктики Создание условий: • развития международной политико-правовой среды в Арктике; • экономической деятельности на природно-территориаль-ном и природно-ресурсном комплексах Арктики; • развития международной транспортной системы, комплексного управления прибрежными зонами в Арктике, научно-технического сотрудничества
Основу изучения мировой политики составляют: принципы, заложенные в концепции нового международного экономического порядка (НМЭП); теория мир-системного анализа и концепция изменения геополитического и геокультурного пространства И. Валлерстайна [11]; выработка основ экономического права А. Н. Вылегжанина [12].
Концепция НМЭП, обусловленная выстраиванием с 1960-х годов паритетных отношений между развитыми и развивающимися странами, закрепленных в 1970-х годах, изложена в фундаментальном труде о трансформационных процессах глобализации [13]. Согласно мнению авторов, становление глобальной системы экономических отношений в торговле, финансово-банковской и научно-производственной
сферах меняет всю систему отношений государственных и негосударственных акторов.
Поэтому, ссылаясь на теорию мир-системного анализа и концепцию изменения геополитического и геокультурного пространства И. Валлерстайна, стоит обратить внимание на два направления, которые, на наш взгляд, являются актуальными для становления международного экономического сотрудничества в Арктике. Это, во-первых, расширение международного капитализма и, во-вторых, изменение содержания политики государств.
В рамках первого направления постепенная экономическая и культурная экспансия и смещение трудовых производительных сил на периферию наиболее наглядно отражают перемещение экономической деятельности на труднодоступные территории и пространства. Пример распространения суверенитета государств на ничейные территории — дно морей и океанов, в частности, расширение внешней границы континентального шельфа на Северном Ледовитом океане — является подтверждением данного теоретического тезиса.
В процессе природоохранной законотворческой деятельности происходит столкновение различных культур (государств, коренных народов, компаний, зарегистрированных в разных странах, научных школ и др.) на международном, региональном и национальном уровнях. При формировании арктической экономики в условиях рыночных отношений существует две проблемы: во-первых, преодоление юридической безграмотности населения; во-вторых, реализация принципа закрытости административно-территориальных образований в Арктике. Первая проблема связана с острой необходимостью совершенствования морского, экономического и социоэкологического права, вторая — с попыткой одновременного решения задач военно-политического и социально-экономического характера на фоне создания системы безопасности в Арктике. Поэтому изучение особенностей формирования политико-правовых основ развития Арктического региона и смягчение принципов закрытости — главные направления деятельности для представителей общественно-политических наук в Арктике.
Новым явлением в истории международных отношений, мировой политики и международного права стала законотворческая деятельность в сфере формирования единого акватерриториального природного комплекса Арктики. Актуализировав три нормативных блока экономического права А. Н. Вылегжанина [12, с. 826], можно выявить направления общественно-политических исследований, важных для Арктики. Они касаются: а) международного торгового режима, включая таможенные режимы; б) международно-правового регулирования валютно-финансо-вых отношений; в) международно-правового сотрудничества государств по инвестиционным и иным специальным вопросам экономической сферы (регулирование международных экономических споров, нормы налогообложения, поощрения и защиты капиталовложений, охрана интеллектуальных прав, научно-технического сотрудничества, коммуникаций, туризма и т. д.).
Несмотря на то что эти три блока относятся в большей мере к внешнеэкономической деятельности центральных и региональных властей, на подготовительном этапе обсуждения международных проектов появляется необходимость в экономической оценке территорий природно-ресурсного комплекса (ПРК) или природ-но-территориального комплекса (ПТК) на местах [14]. В связи с этим возникает
потребность в конкретизации процессов принятия общественно значимых решений на местах (либо выходящих за рамки их полномочий), а также в выявлении политико-правовых элементов социальных отношений в прибрежной Арктике. Таким образом, грамотное сочетание военно-политических и социально-экономических задач в Арктике, юридическое консультирование по вопросам установления пределов соотношения частного и публичного права населения, оказавшегося в зоне экономического развития, пополняют перечень актуальных социально-экономических тем в контексте изучения Арктики как региона международного сотрудничества.
С точки зрения мирополитического подхода следующим шагом для исследования основ международного экономического сотрудничества является «регионо-образующее положение». Для данного этапа основной массив источников составляют документы Арктического совета по выработке эколого-экономических принципов улучшения благосостояния населения Арктики. Тезисы основ международного экономического сотрудничества рекомендательного характера можно встретить в следующих документах:
— программа мониторинга и оценки региона Арктики (АМАР) — об открывающихся возможностях для развития возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, транспортного сообщения, коммерческих и туристических направлений экономики [15];
— разработка рабочей группы по оценке состояния развития арктического судоходства (АМ8А), о сценарии будущего Арктики на 2020 г. и Стратегии развития арктической экономической деятельности до 2050 г. [16].
Кроме того, во многих отчетных докладах Арктического совета ссылаются на перспективу становления арктической экономической деятельности, основанной на эксплуатации энергетических ресурсов, развитии и открытии новых видов и мест природных ресурсов, развитии торговых отношений, росте потребности в энергоресурсах в странах Азии. В связи с этим очевидно появление вопросов эффективного управления морской экономической деятельностью в Арктике, касающихся прежде всего разведки, добычи, переработки и транспортировки углеводородных сырьевых ресурсов, морского промышленного промыслового рыболовства и минеральных биологических ресурсов.
Пример выработки 120 индикаторов реализации эколого-экономических принципов, подсчет общего объема валового внутреннего продукта формальной экономики Арктики [17] и другие предположения выступают доказательной базой для дальнейшего изучения экономической целесообразности освоения «нового Средиземноморья» XXI в. [18, р. 139-156].
Отличие современного развития Арктического региона от сходных процессов, шедших в XIX в. в Средиземноморье, — забота об окружающей среде в условиях антропогенного воздействия на животный и растительный мир, жизнедеятельность человека. Возможность выработки экологических стандартов становится новым направлением международного взаимодействия и одновременно противостояния, при широком круге участников на всех уровнях процесса принятия решений. Эта отличительная особенность проявляется в выстраивании общественно-государственных отношений на территориях региональных инновационных систем (РИС). Поэтому есть смысл задуматься об эволюционно-инновационной
модели новых форм взаимоотношений государственных структур с представителями общественных объединений и деловых кругов. Наиболее удобной площадкой обсуждения данной модели могут стать органы местного самоуправления.
Второе направление мир-системного анализа И. Валлерстайна — изменение содержания политики государств, особенно относительно прав владения и распоряжения ресурсами на своих территориях, новых форм безопасности и обеспечения устойчивой торговли, — прямо или косвенно касается современного положения Арктики. Попытки усилить участие органов местного самоуправления Арктического региона во внешнеэкономической деятельности арктических государств предпринимались в конце 90-х годов XX в.
На основе существующего регламента взаимодействия бизнес-партнеров северных регионов, согласно Уставу Северного форума, в 2001 г. был создан Консультативный совет бизнес-партнеров Северного форума, предложена идея создания Бизнес-совета торговых палат, Банка реконструкции и развития Арктики. Кроме того, на первых встречах представителей стран Северного форума и деловых кругов были достигнуты и осуществлялись договоренности о финансировании совместных проектов по развитию устойчивого туризма в Арктике региональными правительствами и структурами Европейского Союза [19, с. 154-156]. Обсуждение возможностей развития возобновилось в 2014 г. и привело к созданию Арктического экономического совета [20]. Расширение состава участников экономической деятельности подтверждает идею создания транснациональной среды в арктическом пространстве на законных основаниях.
Создание условий для активной экономической деятельности предполагает становление региональных инновационных систем (РИС) [21] в номотетической (т. е. законной) Арктике [22]. Здесь стоит подробно остановиться на объяснении этих понятий.
В качестве примера разработки региональной инновационной системы (РИС) в Арктике взята идея европейской инновационной системы как основы создания бесконфликтной зоны сотрудничества, признанной ключевой политикой регионального единства в Европейском Союзе (ЕС). Инициатива была поддержана в Европейских рамочных программах с 1984 г. [23], а в ноябре 2011 г. был создан «Инновационный союз» [13]. Кроме того, идея включения концепции социальных инноваций в региональный курс развития позволила североскандинавским странам написать программу развития единого рынка [24] в сфере бизнеса и инноваций на 2014-2017 гг. [25]. Необходимо понимание специфики создания региональной инновационной системы в Арктике, в особых условиях проживания и ведения хозяйственной деятельности — в экстремальных условиях холодного климата.
Понятие номотетической (законной) Арктики вводится на начальном этапе формирования РИС в целях определения границ общения в информационно-коммуникационной среде, в отдельных отраслях экономического сотрудничества, научно-исследовательской деятельности, социокультурного взаимодействия и др. Грамотно выстроенные основы правовых знаний — первый шаг выстраивания цивилизованных отношений международного сотрудничества в Арктике. Номо-тетическая Арктика в таком случае становится конкретным объектом территории исследования общественных и социогуманитарных дисциплин. В отличие от антропологических, социокультурных или политико-экономических направлений
исследования возникает направление по изучению процессов, явлений, событий, связанных с формированием Арктического региона на законных основаниях.
Таким образом, учет особых условий сотрудничества представителей отдаленных и малонаселенных уголков Арктики и их включенность посредством информационно-коммуникационных технологий в мировое сообщество станут еще одним явлением современного интерактивного пространства. Кроме того, в пространстве номотетической Арктики может быть организована политико-правовая научная деятельность по всем отраслям взаимодействия, в том числе изучение законных оснований социально-экономических отношений на местах. Тем более, новые формы социальных интерактивных отношений немного опережают создание реального законного пространства связи отдаленных уголков Арктики с остальным миром. Поэтому хотелось бы верить, что осмысление, совершенствование и соотнесение специфических норм взаимоотношений в номотетической Арктике поможет понять особые условия развития региона, с одной стороны, и облегчит создание условий для реализации концепта права человека на здоровую и плодотворную жизнь в Арктике — с другой. Сочетание двух важных направлений — создания региональной инновационной системы и создания особой номотетической (законной) среды — позволит обозначить объект и предмет изучения мировой политики и международных отношений в новом регионе мира.
И, наконец, последний фактор методики исследования основ международного экономического сотрудничества — практика международного экономического сотрудничества в Арктике.
Обсуждение основ экономического сотрудничества в Арктике становится делом не только заинтересованных государств и коммерческих структур, но и общественно-политических наук. Как показала практика организации с 2010 г. международного семинара по арктической тематике с участием Санкт-Петербургского государственного университета, вопросами политико-правового и социально-экономического направления занимается вновь формируемое общественно-политическое научно-исследовательское сообщество. Создаются научные школы международного морского права МГИМО [26], Института Арктики и политики в Вашингтонском университете (США) [27], Института полярного права в Акурейри (Исландия) [28], Института полярного права и политики Океанологического университета Китая [29] и др. Социально-экономические правовые отношения Арктической зоны Российской Федерации изучаются в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации [30]. Таким образом, в сфере общественно-политических наук на первый план выходят такие междисциплинарные направления, как право и политика, что показывает актуальность выбранного научно-исследовательского направления по разработке методики политико-правовой парадигмы формирования арктической политики.
Что касается содержания обсуждаемых тем, кроме уточнения природоохранных статей Конвенции ООН про морскому праву, затрагиваются приоритетные направления основ экономической деятельности на природно-территориальном и природно-ресурсном комплексах Арктики [14], международной транспортной системы [31; 32], комплексного управления прибрежными зонами в Арктике [33], научно-технического сотрудничества [34], инноваций в социальных отношениях
с опорой на деятельность органов местного самоуправления [35], развитие системы информационно-коммуникационной инфраструктуры и др.
Вполне вероятно, что зоне номотетической Арктики Российской Федерации придется выполнить непростую миссию — гармонизацию принципов экономических интеграционных процессов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и моделей институционально-правовой компетенции, разрабатываемых странами Европейского Союза в целях выстраивания региональных инновационных систем в бизнесе и политике.
Выводы
Методология исследования основ международного экономического сотрудничества в Арктике рассмотрена с помощью мирополитического подхода, включающего основу глобальной политики, регионообразующие положения, практику международного сотрудничества. В результате разработки данного метода выявлены:
а) особенность политико-правовой организации пространства в особых условиях холодного климата. Предлагается данное пространство называть номоте-тической Арктикой и изучать в данном контексте политико-правовые процессы, отношения и тенденции, касающиеся сохранения здоровой окружающей среды для благополучного проживания;
б) рост научно-технической и социоэкологической взаимозависимости. Предлагается создание региональных инновационных систем (РИС) в Арктике и изучение особенностей процедуры принятия решений относительно развития отдельных природно-территориальных и природно-ресурсных комплексов в регионе.
Подобная организация междисциплинарных научных исследований в сфере международных отношений, мировой политики и международного права позволит: а) выявить влияние глобальной политики на становление нового региона в Арктике в начале XXI века; б) описать эволюцию коллективного процесса принятия решений, взаимозависимость научно-исследовательских и научно-практических институтов, последовательность их действий, показывающих комплексный характер развивающихся систем в Арктике.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что международное экономическое сотрудничество как предмет научного исследования может быть изучено через выявление особенностей воздействия глобальной и региональной политики на процессы принятия решений и изменение структуры общественно-политических и социальных отношений на местах.
Литература
1. Нуукская декларация: принята на Седьмой министерской сессии Арктического совета. Нуук, Гренландия, 12 мая 2011 г. // Арктика: экология и экономика. 2011. № 3. С. 7-11. URL: http://www. ibrae.ac.ru/images/stories/ibrae/arktika_magazine/3/4-11.pdf (дата обращения: 15.04.2016).
2. & ш ^шттшт—. «шмщй« пштшчш [жяо
Пинг. Деятельность Китая в Арктике // Исследования в Арктике]. China Ocean Press, 2011. P. 347-375.
3. Атлас Арктики. М.: ГУГиК, 1985. 205 с.
4. Состояние правого регулирования в сфере соц.-эконом. развития Севера РФ. Салехард, 2011. 36 c.
5. Всеобщая декларация прав человека. URL: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights (дата обращения: 15.12.2015).
6. State of the Arctic Coast 2010. Scientific Review and Outlook. Geesthacht: Helmholtz-Zentrum, 2011. P. 79-103.
7. Крауз-Мозер Б. Теория политики. Методологические принципы. Харьков: Гуманитарный центр, 2008. 256 c.
8. Харлампьева Н. К. Арктика в современной политической системе: межгосударственные отношения и методология исследования: учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 148 с.
9. Харлампьева Н. К. Арктика в современной системе глобального мира // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и инновационные разработки — Северу». Мирный, 2014. С. 126-129.
10. Харлампьева Н. К. Арктическая политика устойчивого развития: международно-правовая парадигма формирования мировой политики // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке: сб. статей / под ред. В. С. Ягья, Т. С. Немчиновой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. С. 212-228.
11. Wallerstein I. Geopolitics and Geoculture: Essays on the changing World System. New York: Cambridge University Press, 1991. 242 p.
12. Вылегжанин А. Н. Начало международного экономического права // Международное право. Углубленный курс. М.: Юрайт, 2012. (Серия: бакалавр). С. 823-897.
13. Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / пер. с англ. В. В. Сапова и др. М.: Праксис, 2004. xxiv, 576 c.
14. Логинов В. Г., Балашенко В. В. Срединный арктический регион: ресурсы, социум, экология и экономика. Екатеринбург, 2014. 291 с.
15. AMAP, 1998. AMAP Assessment Report: Arctic Pollution Issues. Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP), Oslo, Norway. xii+859 pp.
16. Status on Implementation ofthe AMSA 2009 Report Recommendations. Arctic Council, April 2015. URL: http://www.arctic.noaa.gov/detect/documents/AMSArecommendations2015_Web.pdf (date of accessed: 26.11.2016).
17. Доклад Арктического тевета о развитии человека в Арктике. Екатеринбург; Салехард, 2007. 242 с.
18. Walters Robert E. The Nuclear Trap: An Escape Route. London: Penguin, 1974, 215 p.
19. Харлампьева Н. К. Развитие экономического сотрудничества между регионами-членами Северного форума // Сб. выступлений и тезисов участников международной конференции «Проблемы и перспективы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Якутск, 2003. С. 135-136.
20. Создан Экономический Арктический совет. URL: http://vz.ru/news/2014/9/3/703676.html (дата обращения: 15.12.2015).
21. Синергия пространства: региональные инновационные системы, кластеры и перетоки знаний / отв. ред. А. Н. Пилясов. Смоленск: Ойкумена, 2012. 760 c.
22. Kharlampieva Nadezhda. Process of global transformation: the Arctic experience // Proceeding of International Conference "Arctic Passages and the Northern Strategic Collaboration" SISU, Canadian Centre. Shanghai, 14-15 November, 2013. P. 82-85. (На кит. и англ. яз.)
23. Special issue of the Horizon Magazine dedicated 30 years of EU Research Framework Programmes. URL: http://biconsortium.eu (дата обращения: 15.03.2015).
24. Om Nordisk Innovation. Nordic Innovation // NordenWeb site. Artikel. 2011. URL: http://www. nordicinnovation.org (дата обращения: 20.03.2015).
25. Nordic Cooperation Programme for Innovation and Business Policy 2014-2017 // Nordic Council of Ministers, 2014. URL: http://nordicinnovation.org (дата обращения: 02.05.2015).
26. Кафедра международного права МГИМО. URL: http://www.old.mgimo.ru/publica-tions/?id=1014011 (дата обращения: 15.12.2015).
27. Arctic Law & Policy Institute. URL: https://www.law.washington.edu/arcticlaw (дата обращения: 15.12.2015).
28. Polar Law. URL: http://english.unak.is/humanities-and-social-sciences/faculty-of-law/polar-law (дата обращения: 15.12.2015)
29. Polar and Ocean Portal. URL: http://en.polaroceanportal.com/ (дата обращения: 15.12.2015)
30. Арктика — территория права. URL: http://www.izak.ru/find.html (дата обращения: 15.12.2015).
31. Харлампьева Н. К. Арктика — регион нового миропорядка // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. СПб.: Политехника-сервис, 2014. С. 135-152.
32. Харлампьева Н. К. Арктическая морская транспортная система: международно-политический аспект // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика и право. 2015. № 1. URL: http:// wwwold.dvfu.ru/web/atr/2015-1 (дата обращения: 15.12.2015).
33. Корнеев О. Ю., Плинк Н. Л., Михайличенко Ю. Г. Комплексное управление морским природопользованием в Арктической зоне Российской Федерации с учетом международного опыта // Притяжение Таймыра. 2015. С. 34-38.
34. Клепиков А. В., Рябинин В. Э., Данилов А. И., Дмитриев В. Г. О подготовке проведения Международной Полярной партнерской инициативы // Проблемы Арктики и Антарктики. 2014. № 4 (102). С. 104-109.
35. Сморчкова В. И., Харлампьева Н. К. Социальные инновации в Арктике как фактор устойчивого развития // Арктика в XXI веке. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (4). С. 30-39.
Для цитирования: Харлампьева Н. Методология исследования основ международного экономического сотрудничества в Арктике // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2016. Вып. 2. С. 97-109. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.209
References
1. Nuukskaia Deklaratsiia: priniata na Sed'moi Ministerskoi Sessii Arkticheskogo Soveta. Nuuk, Gren-landiia 12 maia 2011 g. [Nuuk Declaration: it is accepted at the Seventh Ministerial Session of the Arctic Council. Nuuk, Greenland on May 12, 2011]. Arktika: ekologiia i ekonomika [Arctic: ecology and economy], 2011, no. 3, pp. 7-11. Available at: http://www.ibrae.ac.ru/images/stories/ibrae/arktika_magazine/3/4-11. pdf (accessed: 15.04.2016).
2. & w ^тттшт—. шптттт щшш^тшш [Zhao
Ping. Deyatel'nost' Kitaya v Arktike [Activity of China in the Arctic]. Issledovanie v Arktike [The Arctic study]. China Ocean Press, 2011, pp. 347-375. (In ^inese)
3. Atlas Arktiki [Atlas of the Arctic]. Moscow, GUGiK Publ., 1985. 205 p. (In Russian)
4. Sostoianiepravogo regulirovaniia v sfere sots.-ekonom. razvitiia Severa RF [Condition of the right regulation in the socio-economic sphere of the developments of the North of the Russian Federation]. Salekhard, 2011. 36 p. (In Russian)
5. Vseobshchaia deklaratsiia prav cheloveka [Universal declaration of human rights]. Available at: http:// www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights (accessed: 15.12.2015).
6. State of the Arctic Coast 2010. Scientific Review and Outlook. Geesthacht, Helmholtz-Zentrum, 2011, pp. 79-103.
7. Krauz-Mozer B. Teoriia politiki. Metodologicheskie printsipy [Theory of policy. Methodological principles]. Kharkov, Publishing house Humanitarian center, 2008. 256 p. (In Russian)
8. Kharlamp'eva N. K. Arktika v sovremennoi politicheskoi sisteme: mezhgosudarstvennye otnosheniia i metodologiia issledovaniia: uchebno-metodicheskoe posobie [The Arctic in modern political system: interstate relations and methodology of research: educational and methodical student book]. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2012. 148 p.
9. Kharlamp'eva N. K. Arktika v sovremennoi sisteme global'nogo mira [The Arctic in modern system of the global world]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Nauka i innovatsionnye razrabotki — Severu». [Proceeding of the international scientific and practical conference "Science and Innovative Developments — to the North"]. Mirny, 2014, pp. 126-129. (In Russian)
10. Kharlamp'eva N. K. Arkticheskaia politika ustoichivogo razvitiia: mezhdunarodno-pravovaia paradigma formirovaniia mirovoi politiki [Arctic policy of a sustainable development: an international legal paradigm of formation of world politics]. Aktual'nye problemy mirovoi politiki v XXI veke: sb. statei [Actual problems of world politics in the 21st century: articles]. Ed. by V. S. Yagya, T. S. Nemchinova. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2013, pp. 212-228. (In Russian)
11. Wallerstein I. Geopolitics and Geoculture: Essays on the changing World System. New York: Cambridge University Press, 1991. 242 p.
12. Vylegzhanin A. N. Nachalo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo prava [Beginning of the international economic law]. Mezhdunarodnoe pravo. Uglublennyi kurs [International law. Series: bachelor. Advanced course]. Moscow, Yurayt, 2012, pp. 823-897.
13. Kheld D. i dr. Global'nye transformatsii: Politika, ekonomika, kul'tura [Held D. et al. Global Transformations: Politics, Economics and Culture]. Transl. from engl. of V. V. Sapov et al. Moscow, Praksis Publ., 2004, xxiv. 576 p.
14. Loginov V. G., Balashenko V. V. Sredinnyi arkticheskii region: resursy, sotsium, ekologiia i ekonomika [Middle Arctic region: resources, society, ecology and economy]. Yekaterinburg, 2014. 291 p.
15. AMAP, 1998. AMAP Assessment Report: Arctic Pollution Issues. Arctic Monitoring and Assessment Programme (AMAP), Oslo, Norway. xii+859 p.
16. Status on Implementation of the AMSA 2009 Report Recommendations. Arctic Council, April 2015.
Available at: http://www.arctic.noaa.gov/detect/documents/AMSArecommendations2015_Web.pdf (date of accessed: 26.11.2016).
17. Doklad Arkticheskogo Soveta o razvitii cheloveka v Arktike [AHDR (Arctic Human Development report)]. Ekaterinburg, Salekhard, 2007. 242 p.
18. Walters Robert E. The Nuclear Trap: An Escape Route. London: Penguin Publ., 1974. 215 p.
19. Kharlamp'eva N. K. Razvitie ekonomicheskogo sotrudnichestva mezhdu regionami-chlenami Sever-nogo Foruma [Development of economic cooperation between member regions of the Northern Forum]. Sb. vystuplenii i tezisov uchastnikov mezhdunarodnoi konferentsii «Problemy i perspektivy mezhdunarodnykh i vneshneekonomicheskikh sviazei sub"ektov Rossiiskoi Federatsii» [Proceeding of the international conference "Problems and Prospects of the International and Foreign Economic Relations of Subjects of the Russian Federation"]. Yakutsk, 2003, pp. 135-136. (In Russian)
20. Sozdan Ekonomicheskii Arkticheskii sovet [The Economic Arctic Council is created]. Available at: http://vz.ru/news/2014/9/3/703676.html (accessed: 15.12.2015).
21. Sinergiia prostranstva: regional'nye innovatsionnye sistemy, klastery iperetoki znanii [Synergy in Space: regional innovation systems, clusters, and knowledge spillovers]. Ed. by A. N. Piliasov. Smolensk, Oykumena, 2012. 760 p.
22. Kharlampieva Nadezhda. Process of global transformation: the Arctic experience. Proceeding of International Conference "Arctic Passages and the Northern Strategic Collaboration" SISU, Canadian Centre. Shanghai, 14-15 November, 2013, pp. 82-85. (In Chinese and in English)
23. Special issue of the Horizon Magazine dedicated 30 years of EU Research Framework Programmes. Available at: http://biconsortium.eu (accessed: 15.03.2015).
24. Om Nordisk Innovation. Nordic Innovation. NordenWebsite. Artikel. 2011. Available at: http://www. nordicinnovation.org (accessed: 20.03.2015).
25. Nordic Cooperation Programme for Innovation and Business Policy 2014-2017. Nordic Council of Ministers, 2014. Available at: http://nordicinnovation.org (accessed: 02.05.2015).
26. Kafedra mezhdunarodnogo prava MGIMO [Department of International Law MGIMO]. Available at: http://www.old.mgimo.ru/publications/?id=1014011 (accessed: 15.12.2015).
27. Arctic Law & Policy Institute. Available at: https://www.law.washington.edu/arcticlaw (accessed: 15.12.2015).
28. Polar Law. Available at: http://english.unak.is/humanities-and-social-sciences/faculty-of-law/polar-law (accessed: 15.12.2015)
29. Polar and Ocean Portal. Available at: http://en.polaroceanportal.com/ (accessed: 15.12.2015)
30. Arktika — territoriia prava [The Arctic is a territory of law]. Available at: http://www.izak.ru/find. html (accessed: 15.12.2015).
31. Kharlamp'eva N. K. Arktika — region novogo miroporiadka [The Arctic — the region of a new world order]. Trudy nauchno-issledovatel'skogo otdela Instituta voennoi istorii [Works of Research Department of Institute of military history]. St. Petersburg, Polyequipment service Publ., 2014, pp. 135-152. (In Russian)
32. Kharlamp'eva N. K. Arkticheskaia morskaia transportnaia sistema: mezhdunarodno-politicheskii aspekt. Aziatsko-Tikhookeanskii region: ekonomika, politika i pravo. 2015. № 1 [Arctic sea transport system: international and political aspects. Pacific Rim: economy, policy and right. 2015. N 1]. Available at: http:// wwwold.dvfu.ru/web/atr/2015-1 (accessed: 15.12.2015).
33. Korneev O. Iu., Plink N. L., Mikhailichenko Iu. G. Kompleksnoe upravlenie morskim prirodo-pol'zovaniem v Arkticheskoi zone Rossiiskoi Federatsii s uchetom mezhdunarodnogo opyta [Integrated management of sea environmental management in the Arctic zone of the Russian Federation taking into account the international experience]. Pritiazhenie Taimyra [Attraction of Taimyr]. 2015, pp. 34-38.
34. Klepikov A. V., Riabinin V. E., Danilov A. I., Dmitriev V. G. O podgotovke provedeniia Mezhdunarodnoi Poliarnoi partnerskoi initsiativy [About preparation of carrying out the International Polar partner initiative]. Problemy Arktiki i Antarktiki [Problem of the Arctic and Antarctic], 2014, no. 4 (102), pp. 104-109. (In Russian)
35. Smorchkova V. I., Kharlamp'eva N. K. Sotsial'nye innovatsii v Arktike kak faktor ustoichivogo razvitiia [Social innovations in the Arctic as a factor of a sustainable development]. Arktika v XXI veke. Gumanitarnye nauki [The Arctic in the 21st century. Humanities], 2015, no. 1 (4), pp. 30-39. (In Russian)
For citation: Kharlampieva N. K.Research methodology of the international economic cooperation bases in the Arctic. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 6. Political science. International relations, 2016, issue 2, pp. 97-109. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.209
Статья поступила в редакцию 24 декабря 2015 г., рекомендована в печать 10 марта 2016 г.