УДК 101.1:316.346.32:167
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСТВА: ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
Пермский государств енный университет
Т.Д. ПОПКОВА
e-mail: [email protected]
На протяжении последнего десятилетия актуализировалась проблема осмысления детства как целостного и уникального периода жизни человека. Изучение детства как предмета социальнофилософской проблематики (проблема человека, его становления, бытия, сущности и места в мире) выявляет в своем содержании потребность в осознании этого социально-возрастного феномена путем интеграции знаний о культурологических, исторических, социальных, онтологических, психологических и когнитивных компонентах бытийствования ребенка.
Ключевые слова: философия детства, мир детства, личность ре бенка, бытие ребенка, социальный феномен, детская субкультура.
Традиционно проблемы детства изучаются педагогикой и психологией, однако в настоящее время научный интерес к этой области знаний проявляется и в философии. Так, одним из перспективных направлений современных исследований выступает осмысление детства как первоначала бытия человека. На наш взгляд, именно философский подход позволяет целостно исследовать феномен детства, стратегической задачей которого является раскрытие сущностной природы личности человека.
Мир детства, рассматриваемый как феномен, существующий в социуме автономно от мира взрослых, привлек особое внимание ученых лишь в ХХ веке. Приоритетной областью исследования являлось психическое развитие ребенка (труды Л.С. Выготского, А.В. Толстых, Ф.Т. Михайлова, Л.Ф. Обуховой, Н.Б. Шумаковой М.И. Лисиной,
Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, Э. Эриксона, Г. Крайга, Л. Хьелла, Д. Зиглера, Н. Хомского и др.). В их работах были исследованы проблемы становления личности ребенка, основных периодов его психического развития, проанализированы исторические корни детства как особого, автономного этапа жизни человека. Тем не менее, представления о «мире детства» и о ребенке, существовавшие в XIX — XX вв., сегодня оказываются явно недостаточными, раскрывающими лишь самые общие основы феномена детства1.
Анализируя работы отечественных и зарубежных авторов, мы приходим к выводу, что в настоящее время понятийный аппарат, связанный с проблематикой детства, разработан лишь в педагогике и психологии: философской рефлексии данного культурного явления мы не обнаружили. Нам представляется важным восполнить этот пробел и предложить единую для гуманитарных наук систему понятий, которая может быть использована для исследований детства.
Детство — это смыслообразующее жизненное начало, потенция взрослой личности, раскрывающаяся в фило- и онтогенезе, это целостный период развития человеческого индивида, на протяжении которого проходят в своей закономерной природной взаимосвязи все биологические, психические, интеллектуальные и духовные процессы, ценностно и социально направленные на создание образа человека как личности. Основной характеристикой детства выступают процессы последовательного присвоения ребенком базовых знаний о мире, выработки умений, навыков, формирующих личный жизненный опыт (последний открывается в сознании как «Я» — глубочайшее сущностное ядро души), созидания системы ценностных отношений с окружающим миром и людьми.
1 См.: Попкова Т.Д. Становление личности ребёнка. Монография: в 2 ч. Изд. 2-е, доп. — Пермь: ПКИПКРО, 2008.
В современном мире детство как неотъемлемая часть жизни человека имеет свои временные границы и характеристики. Как особое явление социального мира, как неотъемлемая часть его структуры, детство имеет определенные характеристики.
Функционально детство выступает в качестве хронологически последовательного процесса взросления, «вызревания» нового поколения. По своему содержанию, детство — процесс развития и совершенствования телесности, психики, интеллекта, духовности, в своей совокупности расширяющих потенциальные возможности ребенка в освоении им окружающего мира. По своей сущности детство характеризует формы и способы социализации ребенка, а также, процесс зарождения духовно-нравственного ядра личности. В смысловом плане изменения, происходящие в детстве, представляют собой не только приобретенные знания, но — в большей мере — образование собственно социальных качеств, характеризующих человеческую природу. Детство представляет трансформацию биологического в социальное, индивида — в индивидуальность, единичного — в общее.
Развитие отношений «Ребенок и Мир». По своему происхождению и организации ребенок всегда един с миром и имеет с ним общую судьбу. С точки зрения М. Хайдеггера люди не имеют существования, отдельного от мира, и мир не имеет существования, отдельного от людей2. Взаимодействие мира и человека становится решающим фактором и условием их взаимного развития, совместной эволюции. Их структурное и функциональное единство проявляется в изоморфности, гомотеичности, в единстве принципов формообразования законов функционирования и порядке структурирования бытия.
Как особый социальный феномен детство всегда воспринимается в контексте исторической эпохи. Ребенок является субъектом истории, органично включенным в конкретное временное пространство, создающим, переживающим историю и реализующим себя в этом процессе. Модели отношения взрослых к детям постоянно меняются. Следует констатировать, что одновременно с изменением социальных отношений всегда происходила «корректировка» статуса детства в обществе (от игнорирования, до признания самоценности бытия ребенка).
Человеческое дитя — изначально общественное существо. Его социальность выражена, прежде всего, в стремлении жить общей жизнью с взрослыми людьми. Как бы ребенок ни обособлялся в своей автономности, он практически постоянно находится в рамках конкретного социального целого. Проблема взаимоотношений ребенка и общества включает в себя социально-аксиологический компонент развития личности, содержанием которого выступает иерархическая система выстраиваемых отношений — межличностных, межролевых (семейных, возрастных, гендерных, учебных и т. д.), межидивидных (нормы, правила поведения, материальная и духовная культура, ценностно-смысловые категории), а также способность ребенка к усвоению этих взаимоотношений. Являясь органической частью бытия, ребенок в процессе своего развития познает и эстетически «переживает» окружающей мир, пропуская его через себя. При этом «социальность входит в интимное содержание личности»3.
Развитие личности ребенка — это динамичный процесс развития, созревания и проявления индивидно-социальной природы человеческого существа. Динамика развития человеческой личности выражена диалектикой перехода от одной возрастной ступени к другой. Этапы развития ребенка связаны между собой хронологически, при этом каждый из последующих этапов уже включает в себе предыдущий. В процессе личностного развития количественные изменения (например, знания, умения, навыки), перерастают в изменения качественные (в жизненный опыт), которые могут проявляться постепенно или скачкообразно (бифукация). Результатом этого процесса является достижение консенсуса внутренних сил и внешних условий, направленного на реализацию личностного развития, формирование субъективного опыта, что свидетельствует о природозаложенной общности, а также о единстве процессов становления личности.
2 Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — С. 373.
3 Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. — Новосибирск: Наука, 1984. — 242 с.
Проблема развития личности ребенка находится в плоскости понимания ее социально-исторической индивидности. С.С. Батенин, раскрывая этот вопрос, выявил факт существования взаимосвязанных структур — расширение и углубление социальных связей людей; развитие индивидуального многообразия человеческих способностей; рост социальной значимости личности; развитие ее автономности4.
Бытие ребенка представляет собой особую сферу миродействия, переживания, в которой осуществляется процесс взаимодействия его внутреннего мира с миром внешним. Ребенок осваивает жизненное пространство исходя из внутренних побуждений (потребность в «самодеянии») и инициирующих извне факторов (условий жизнедеятельности). По мнению К. Рождерса, переживание индивидом опыта всегда «связано с непрерывным ощущением обладания опытом»5. Бытие ребенка — это сугубо индивидуальный процесс, разворачивающий во времени-пространстве индивидуальный природный «замысел» человеческой ипостаси.
В бытие ребенка (как и в бытие взрослого) включены два компонента мироосоз-навания, воздействующих и влияющих в различных жизненных ситуациях на его поведение: рациональное и иррациональное, что выражается в мифологизации окружающей действительности.
Бытие ребенка (априорная потенция к созданию смыслов) — это совокупность определенного рода реальностей и ценностно-смысловых структур социальной, психической, биографической, культурной и ментальной жизнедеятельности, которые способствуют развертыванию в индивиде процесса созидания личностного начала.
Создавая собственную картину мира, ребенок актуализирует личностный потенциал, демонстрирует «самость», свое независимое «Я». Созидание ребёнком внутреннего мира является важным событием первых лет жизни — это первый шаг в активном освоении существующих в окружающем мире смыслов и отношений, представлений и идей, посредством его «критического переосмысления». К. Юнг писал, что ребенок реально прокладывает путь к будущему преображению личности в процессе выделения и дифференцирования из общего, в процессе выявления особенного, заложенного a priori в его наклонностях6.
Мир детства — являет собой особую сферу жизнедеятельности детей, принципиально отличающуюся от мира взрослых насыщенностью всех компонентов бытийство-вания ребенка.
Основные особенности мира детей и его отличия от мира взрослых можно выразить в нескольких тезисах:
— мир детей характеризуется высокой степенью открытости и искренности, чувственности и эмоциональности, наблюдательности и любознательности его носителей;
— мир детей в значительной степени мифологизирован; при этом мифология детей и мифология взрослых противоположны по своей направленности; мифологический аспект мышления детей — это природосообразный этап развития сознания ребенка;
— мир детей является прообразом социальных отношений и социальных взаимодействий;
— мир детей представляет собой сферу зарождения системы ценностей, ценностной картины мира и ценностного отношения к миру.
В данном случае слово «мир» мы предлагаем рассматривать, исходя сразу из нескольких смыслов, т.е. используя его во «всезначении». Во-первых, мир — это жизненное пространство личности в полноте ее бытия, наполненного смыслом и разнообразной деятельностью; во-вторых, мир — это ряд одновременно существующих параллельных (или частично пересекающихся) жизненных траекторий поколений, имеющих разные исторические, онтологические, гносеологические и аксиологические корни; в-третьих, мир — это автономная индивидуальная жизнедеятельность во всем многообразии субъективных и объективных проявлений; в-четвертых, мир — это особая сфера личностного мироощу-
4 Батенин С.С. Человек в его истории. — Л., 1976. — С. 129.
5 Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. 30-6о-е годы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — С. 223.
6Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Минск: Попурри , 2003.— С. 230.
щения, мировосприятия и миропереживания, — интимный, внутренний мир человека, его душевно-духовная ипостась.
Базовое «целеполагание» детства как начала бытия человека заключается в овладении ребенком существующей в социуме системы ценностей и ценностных отношений. Характерной особенностью этого процесса является тенденция изменения системы ценностей и отношений, причинно обусловленного сменой в сознании детей критериев оценки и ценностных ориентаций (в частном или в целом; ситуативно или постоянно).
Восприятие мира формируется в сознании детей на основе их мировидения, которое включает в себя мироощущение, миропонимание, мироистолкование и миропреоб-разование. В мироосознании детей преобладает гносеологический и праксиологический компоненты: для них мир — это нескончаемый поток впечатлений и открытий: увидеть — услышать — потрогать — попробовать на вкус..., что / кто, для чего, как, мое — чужое и т. д. Феномен детского мировосприятия заключается в уникальной способности «удивляться миру», воспринимать его каждый раз «как впервые», в стремлении к общению, приводящего к возникновению богатого воображаемого мира.
В мышлении детей обнаруживается такое качество восприятия, как фрагментарность, обнаруживающуюся в двух проявлениях: выделением части из целостной картины происходящего события (то, что наиболее значимо для ребенка) и безусловного признания в качестве «объективной самостоятельности» отдельных частей целого (например, рука может совершать движения, независимо от неподвижного тела). Подобная способность к «микровосприятию» мира и его событий отражает активную когнитивную направленность сознания, преобразующего действительность в субъективный опыт. Дети объясняют мир, интуитивно опираясь на иррациональное начало (характерное для пра-мышления), их сознание преимущественно идеалистично.
Мир детства — это сфера мечтаний и ожиданий, проявленной в нескончаемом воображении и фантазировании; это мир безграничных потенциальных возможностей, неожиданных встреч и расставаний, приобретений и потерь; это мир эмоциональной свободы и экзистенциального поиска.
Мир детей ориентирован на безоценочные взаимоотношения с окружающим, что проявляется в свободе самовыражения, самостоятельности, инициативности, в эмпатии и интуиции. Находясь в «своем мире», дети демонстрируют высокую степень конгруэнтности (т. е. различий между опытом и осознанием), поскольку свои чувства они выражают сразу и открыто.
Специфической характеристикой мира детей является спонтанность в осуществлении ребенком познавательной и игровой деятельности (строящейся по принципам самоорганизации, «здесь и сейчас»), в насыщенно-эмоциональном «проживании» событий, жизненных ситуаций, в сфере проявлений своих чувств, желаний и т. д.
Детство является самобытным пространством человеческой культуры, которое включает в себя духовное бытие как взрослых, так и детей — миром особых отношений, смыслов, идей. Наиболее ярким примером существования особого мира детей можно считать детскую субкультуру, выполняющую функцию не только «аккумулятора», но и «генератора» культуры взрослых, что позволяет рассматривать этот феномен как глобальное «планетарное явление» (термин В.И. Вернадского).
Под детской субкультурой мы понимаем автономную жизнедеятельность детей, характеризуемую определенными признаками, ценностными ориентациями и установками, специфику бытия ее носителей. Традиционная детская субкультура подразумевает систему основных ее компонентов, которые сохраняют устойчивость в процессе функционирования и существуют независимо от пространственно-временных границ. В свою очередь, современная детская субкультура включает в свое содержание характерные признаки изменений, происходящих в детском ментальном пространстве, системе ценностных установок, интересов и приоритетов, способах взаимодействия с окружающим миром, временные и территориальные константы, сферы деятельности. Особенности проявления детской субкультуры меняются в зависимости от социально-культурных, социально-экономических и социально-политических трансформаций общества, развивающегося в рамках конкретного исторического периода.
Детство можно рассматривать с различных позиций, в нашем исследовании мы предприняли попытку дать характеристику этого периода жизни человека, раскрыв его сущностные контексты, совокупность которых, по нашему мнению, позволяет увидеть детство в качестве целостного начала бытия.
Онтологический контекст детства позволяет раскрыть уникальный период пребывания ребенка в его бытийствовании — единстве природной сущности и существования, проявления отношения к миру, природе, другим людям и самому себе. Этот этап жизни человека выполняет функцию смыслообразующего компонента будущей взрослой личности, первоначальной среды его бытия. Онтологический подход к осмыслению детства как целостно-смыслового периода в развитии и становлении личности ребенка заключается в раскрытии его диспозиции, потенциальных связей и отношений, выстраиваемых с окружающей действительностью, которые, в свою очередь, демонстрируют различные качества и свойства индивида. В данном контексте мы рассматриваем детство как специфическое бытие, служащее прообразом человеческого содержания.
В сложной, гармонично устроенной системе мира ребенок занимает определенное место и является ее составной частью, закономерным звеном развития. Начальной средой бытия человека является детство. Детский период развития человека — явление априорного самоопределения и самоутверждения человека в мире. Формирующееся человеческое сознание одновременно отражает содержание процессов саморазвития ребенка и мира.
В исследованиях антропологической онтологии личности существует фундаментальная проблема формирования процесса самоопределения ребенка в обществе. Бытие индивида коренится в познании механизмов и следствий его социальной идентификации. Самоидентификация ребенка осуществляется в рамках культуры, в лоне которой он живет и развивается, а проявляется во всех его социальных качествах.
На протяжении последних десятилетий в научных представлениях изменилось понимание содержания термина «социальный субъект»: пересматриваются социальные функции и роли субъекта, его место в социальной структуре; на более глубоком уровне исследуется проблема взаимоотношений индивида и общества (П. Бурдье, Э. Гидденс, П. Бергер, Р. Бхаскара, У. Аутвейт, Н. Луман, М. Маффесоли, И.В. Мостовой и др.). Наряду с этим в науке складывается исторически новый тип восприятия детства и детского развития, меняется представление о его статусе в системе человеческой культуры (дети рассматриваются как равноправные и активные члены социума).
Аксиологический контекст детства отражает ценностное осмысление детства как периода раскрытия природно-духовной сущности ребенка в его потенции к созидательному, креативному бытию. Отражая витальную структуру индивида, выраженную в системе ценностных ориентаций его бытия, аксиологическая составляющая личности становится базисом формирования концепции смысла жизни, которая представляет собой связанную целостную конкретность будущей личности. Само бытие ребенка как прообраз будущей личности выступает высшей ценностью.
Осмысление детского периода как основы становления духовной сферы человека позволяет исследовать хронологическую последовательность возникновения в бытии ребенка аксиологических понятий, уровней и структур. Исходным моментом формирования ценностных установок служит индивидуально-личностная готовность ребенка к их освоению и пониманию (смысл ценностей всегда отражает личностный характер и личностную ориентацию). Ценностью бытия выступает также и культура, которая в своем содержании синтезирует понятие «Человек» и «Мир» в нераздельное Бытие.
Экзистенциальный контекст детства раскрывает особенности переживания ребенком мира и осмысление им собственного места в мире. Экзистенция одновременно выражает подлинную внутреннюю природу ребенка и его проявленность миру. В основе эмоционально-чувственных переживаний ребенка лежат психические процессы. Мир эмоций и чувств — это проекция внутреннего, субъективного отношения к окружающему миру, к самому себе, его экзистенциальное переживание. Мироосознание и самосознание человека открывает перед ним сущностные основы мироздания — его дуальность (контрастность, противоречивость, противопоставленность — и в тоже время целостность, гармоничность, взаимосвязанность), амбивалентность окружающей действительности и самого человека — его мыслей, слов, намерений, поступков.
Общение ребенка с миром происходит в процессе диалога с окружающими людьми и с самим собой, предметами, природой, собственно с бытием. Только в совместном со-бытии возможно созидание человеческой личности, способной адаптироваться в жизни и изменять ее. Следует признать, что детство, являясь первоначалом бытия человека, выполняет потенциально конституирующую функцию «зачина» интимной сущности внутреннего мира: ребенок познает мир своим всепринимающим, всечувствующим сознанием, которое выступает прообразом экзистенциальной духовной ипостаси человеческой личности.
Гносеологический контекст детства выражается в двух компонентах:
— индивидуально-психологическом, реализующимся в процессе эмпирического освоения детьми окружающего мира. Исследуя, изучая окружающее пространство с помощью всех органов чувств, дети ежеминутно получают комплекс информации, который подвергается ими тщательной аналитической обработке. Путем неосознанного повторения своих действий они апробируют, а затем и закрепляют модели поведения, вырабатывая индивидуальный стиль взаимодействия с внешним миром. Приобретенные в процессе развития знания, умения, навыки творчески преображаются в практическом мышлении и бытии ребенка, расширяя границы его познания.
— социально-историческом характеризующимся творческим преображением усвоенных ребенком практических знаний и уровнем развития мышления. Процесс познания, накопления и апробирования происходит посредством приобретения личного опыта. Только так ребенок может адаптироваться к окружающей среде, а затем и «занять» свое социальное пространство в мире. Познавательные способности ребенка, его активная деятельность, переживания, представления и фантазии, проявляются в конкретной социокультурной среде. «Социализация детей, — констатирует И.С. Кон, — является необходимым средством межпоколенной трансмиссии культуры»7. В основе познавательных потребностей ребенка к миру лежат практические действия, опосредованные отношением к окружающему пространству и людям, что способствует его деятельностному самоутверждению в мире. Базовой основой становления личности ребенка является его субъективный опыт, т. е. способ бытийствования.
Праксиологический контекст детства относится к деятельностной сфере бытия ребенка (игровой, исследовательской, трудовой, творческой и другим видам деятельности). Активная праксиологическая направленность детского сознания наблюдается в освоении ребенком коммуникативных способов существования в окружающем мире, которые значительно расширяют и обогащают личный опыт творческого преобразования социального мира.
Большая часть жизни ребенка протекает в игровой деятельности. Игра является сложным многоуровневым феноменом, она возникает и осуществляется в сложном комплексе сознания, целостных действий и коммуникации. Способность играть — уникальный природный дар, реально раскрывающийся во временном пространстве, подготавливающий человеческое существо к самостоятельному миропознанию, миропониманию и миропреображению. Ребенок начинает играть от переизбытка впечатлений, побуждающих его к самостоятельному действию. Во всякой игре ощущается присутствие свободного, деятельного духа; она основывается на субъективной реальности, а в процессе своего развертывания приобретает объективное существование.
Стратегической целью детства является взросление — освоение, присвоение и реализация им «взрослости» — интериоризации нравственно-этических норм, правил поведения в обществе, способности осознанно действовать, брать на себя ответственности за последствия слов, действий, поступков, умении целерационально осмысленно простраивать свое бытие. Первичные отношения, установившиеся между ребенком и окружающим его миром, закладывают в его последующей жизни базисные формы взаимодействия личности и общества. Психосоциальное развитие — это процесс «возникновения
7 Кон И.С. Этнография детства. Историографический очерк // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / под ред. И.С. Кона — М.: Наука, 1983. — С. 4.
и становления у ребенка духовных новообразований»8, в основе которых лежит творческое присвоение общественно-исторического опыта человечества.
Исследование детства в контексте социальной философии помогает понять и раскрыть его особый статус — первоначала бытия человека. Предложенная система понятий может быть использована для изучения данного социального феномена в междисциплинарном научном пространстве.
Список литературы
1. Попкова Т.Д. Становление личности ребенка. Монография: в 2 ч. Изд. 2-е, доп. — Пермь: ПКИПКРО, 2008. - 180 с.
2. Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — 447 с.
3. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. — Новосибирск: Наука, 1984. — 320 с.
4. Батенин С.С. Человек в его истории. — Л., 1976. — 295 с.
5. Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. 30-60-е годы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 223 с.
6. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Минск: Попурри , 2003. — 495 с.
7. Кон И. Этнография детства. Историографический очерк//Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / Под ред. И.С. Кона — М.: Наука, 1983. — 191 с.
8. Кудрявцев В. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. — М.: УРАО, 1997. — 238 с.
METHODOLOGY OF CHILDHOOD STUDY: CONCEPTUAL FRAMEWORK
T.D. POPKOVA
Perm State University [email protected]
During the last ten years the problem of childhood comprehension as a unique and integral period in human's life has become very topical. One can explore childhood as a subject of social philosophy in such aspects as the problem of a human being, his/her formation as a person, his/her enti- ty and place in the world. This approach to the problem of childhood em- phasizes the need to consider this social and age-related phenomenon by means of knowledge integration of concerning cultural, historical, ontologi- cal, psychological and cognitive components of child existence. Philosophi- cal comprehension of this phenomenon suggests examining both the world of the childhood and child's being as the specific subject of knowledge.
Key words: philosophy of childhood, childhood world, identity of the child, being of the child, social phenomenon, child subculture.
— С. 72.
8 Кудрявцев В. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. — М.: УРАО, 1997.