ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Закиева Р.Р.
Закиева Рафина Рафкатовна - кандидат педагогических наук, кафедра промышленной электроники и светотехники, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в статье анализируются методология исследования по теории и методике профессионального образования, на основе которой разработана модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов. Разработанная модель основана на главной целевой установке - повышение эффективности оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов, которая представляет собой целостную дидактическую систему. Ключевые слова: профессиональное образование, модель, методология исследования.
В процессе решения задачи методологии исследования по теории и методике профессионального образования нами была разработана модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов.
Теоретической основой для разработки данной модели стали научные подходы, представленные в работах Темникова Г.В., Темниковой С.С., Иванова И.С., Зотовой Т.А., Ахулковой А.И., Беспалько В.П., Сластёнина В.А. и других.
В своей статье мы использовали понятие модели, данное в педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, как систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства оригинала, способную замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [1].
Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании, в основном, определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность), которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании [2].
Структура данной модели представлена следующими взаимосвязанными блоками: теоретико-целевым, структурно-содержательным, процессуально-технологическим, дидактическим и оценочно-результативным (таблица 1). Рассмотрим данные блоки более подробно.
В таблице 1 представлена модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов методом экспресс-тестирования.
Данная модель дает целостное представление об эффективности профессиональной подготовки студентов технических вузов (на примере направления подготовки «Электроника и наноэлектроника») методом экспресс-тестирования.
Разработанная нами модель основана на главной целевой установке - повышение эффективности оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов [3].
Важным элементом представленной модели является обратная связь, существующая между конечным результатом учебной деятельности и каждым промежуточным этапом. Она выступает в качестве связующей нити, которая пронизывает весь учебный процесс и позволяет его оперативно и своевременно корректировать.
Таблица 1. Модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов методом экспресс-тестирования
личностно -ориентированный деятельностный компетентностный
Основные принципы оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов
Основные подходы к организации оценки профессиональной подготовки студентов
■ принцип персонализации; - принцип личностного развития.
принцип профессиональной направленности обучения; - принцип практико-ориентированный.
- принцип непрерывности
проверки знаний;
- принцип вариативности.
Структура профессиональной подготовки студентов технических вузов (ФГОС ВО по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника»)
базовая часть
Профессиональный цикл
вариативная часть
Виды профессиональной деятельности направления подготовки «Электроника и
наноэлектроника»
проектно-конструктор ская
производственно-технологическая
научно-исследова тельская
организационн о-
управленческа я
монтажно-наладочная
сервис
но-эксплу атацио нная
Виды контроля оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов текущий | промежуточный
Средства оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов методом _тестирования
специальные устройства для контроля знаний
демонстрационные средства в виде графических изображений на экране _компьютера_
стандартные бумажные бланки
«служба коротких сообщени й»
Аппаратно-программный комплекс для проведения экспресс-тестирования средством _«службы коротких сообщений»_
серверно
е
оборудов ание
аппаратные требования
устройство
для модуляции и
демодуляци и сигналов в системах автоматиче
ской передачи данных
проекционна я установка
мобильн
ый телефон
программное обеспечение
графическая
среда разработки LabVIEW программного обеспечения National Instrumens
операционная система Microsoft Windo ws
Организационно-педагогические условия реализации метода экспресс-тестирования
обеспечение положительной мотивации студентов к применению экспресс-тестирования в образовательном процессе вуза
готовность преподавателя к применению экспресс-тестирования на своих занятиях
разработка регламента экспресс-тестирования на основе «службы коротких сообщений»
наличие
банка тестовых заданий по дисциплине
Уровни профессиональной подготовки студентов
Низкий - 65 баллов и менее
Средний - 66-84 баллов
Высокий - 85-100 баллов
Результат: оперативная и объективная оценка усвоения студентами учебного материала
Таким образом, моделирование профессиональной подготовки студентов технических вузов (на примере направления подготовки «Электроника и
наноэлектроника») представляет собою совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов: постановка общих целей и их максимальное уточнение в соответствии с требуемым содержанием; формулирование целей с ориентацией на достижение прогнозируемых и планируемых результатов; организация хода учебного процесса; оценка текущих результатов и, при необходимости, поправка, коррекция учебного процесса, направленные на гарантированное достижение поставленных целей. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что модель оперативной оценки профессиональной подготовки студентов технических вузов (на примере направления подготовки «Электроника и наноэлектроника») представляет собой целостную дидактическую систему.
Список литературы
1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
2. Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике / В.И. Михеев. М.: Высшая школа, 1987. 206 с.
3. Закиева Р.Р. Экспресс-тестирование как эффективный метод оценки качества подготовки студентов технических вузов / Р.Р. Закиева, А.В. Леонтьев / Казанская наука, 2014. № 12. С. 223-225.
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И ПОИСКИ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Цебенко Т.А.
Цебенко Тамара Алексеевна - преподаватель информатики и информационных технологий
в профессиональной деятельности, Государственное бюджетное профессиональное учреждение Ленинградской области Бегуницкий агротехнологический техникум, д. Бегуницы, Волосовский район, Ленинградская область
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы преподавания информатики. Анализируется влияние сокращения учебных часов по алгоритмизации и программированию в рабочих программах на развитие пространственного и логического мышления у обучающихся.
Ключевые слова: педагогические функции общеобразовательного курса информатики, моделирование, программирование, компьютерная грамотность.
В наше время распространения электронных вычислительных машин, человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес к быстро развивающейся научной дисциплине -информатике [3].
На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно-логических моделях и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам.
Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между информатикой как наукой с собственной предметной областью и информационными технологиями.