УДК 377:378
МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ* С.И. Дворецкий1, В.П. Таров2
Кафедры: «Технологическое оборудование и пищевые технологии» (1), «Техника и технологии машиностроительных производств» (2), ТГТУ
Представлена членом редколлегии профессором Н.П. Пучковым
Ключевые слова и фразы: образовательная система; подготовка специалистов; интеграция; инновационно-ориентированное профессиональное образование; преподаватель технического вуза; формирование готовности; образовательно-профессиональная программа.
Аннотация: Предложена методология и сформулированы принципы интегрированного проектирования систем профессионального образования. Разработан системно-интегративный подход сочетания образовательных программ различных уровней. Дана классификация квалификационных требований к специалисту. Проведен анализ профессиональной деятельности преподавателя технического вуза и разработана модель формирования его готовности к инновационной деятельности.
Введение
В условиях интенсивной перестройки экономики, быстро меняющихся приоритетов и направлений развития недостаточно фиксированного, раз и навсегда полученного, образования любого уровня: общего среднего, среднего профессионального, высшего, послевузовского, дополнительного. Требуется обеспечить непрерывность образования «через всю жизнь» как единство и целостность, преемственность и дополнительность различных уровней профессионального образования, что предопределяет инновацию как фундаментальный принцип построения систем образования. Инновация (новообразование) есть системный результат интеграции образования, науки и производства. Инновационный цикл охватывает весь интеграционный процесс трансформации научного результата в знание -капитал, включая промежуточные стадии его практической реализации, тиражирования и коммерциализации, целевой контрактной подготовки специалистов (ЦКПС), вовлечения преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов в инновационную деятельность в рамках научно-образовательных структур (рис. 1).
Однако в ряде исследований [1, 2] инновация сводится лишь к нововведению (новый порядок, правило) и определяется как целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, общество, группу - новые относительно стабильные элементы, а нововведение рассматривается как изменения в процессе целенаправленной деятельности людей. При таком подходе акцент делается не на конечный результат - инновацию, а оптимизацию отдельных этапов процесса деятельности.
Работа выполнена в рамках проекта РИ-16.0/008/223 по ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», 2002 - 2006 гг.
3-йуровеиь
Рис. 1 Схема формирования иерархического «дерева» инновации в отраслевом кластере
Подготовка специалистов и преподавателей в соответствии с инновационной стратегией носит многоуровневый, многоаспектный и непрерывный характер. Она осуществляется в тех немногих вузах России, в которых имеются достаточно высокий научный потенциал и развитая инфраструктура непрерывной многоуровневой подготовки специалистов, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а именно: наличие разветвленной сети профильных исследовательских лабораторий и инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий и повышения квалификации специалистов и преподавателей; аспирантуры, докторантуры и специализированных советов по защите диссертаций. Современный технический вуз должен трансформироваться в вертикальную интегрированную научно-образовательную структуру, обеспечивающую подготовку специалистов с высоким уровнем готовности к инновационной деятельности и высоковалифицированных научно-педагогических кадров, что предопределяет переход к инновационно-ориентированному профессиональному образованию.
1 Инновационные принципы формирования образовательных систем
Концепция инновационно-ориентированного профессионального образования (ИОПО) представляет собой изложение сущности, ведущих принципов, основных направлений, целей, задач и условий деятельности по его проектированию, функционированию и масштабному развитию [3].
В нашей стране сделан целый ряд попыток разработки инновационно-ориентированного профессионального образования на различных уровнях. Однако в большинстве из них не содержится необходимая и достаточная система взаимосвязанных принципов, дискуссию также вызывает трактовка основных понятий.
При интегрированном проектировании и реализации целостного учебновоспитательного процесса в системе ИОПО должна быть реализована следующая система принципов.
1 Принцип демократичности и доступности ИОПО означает многообразие содержания, видов и форм предоставления любому человеку инновационнообразовательных услуг в соответствии с его потребностями и в то же время - обязательность инновационной подготовки для всех граждан и, в первую очередь для преподавателей вузов.
2 Принцип гуманизации ИОПО предполагает организацию личностно ориентированной совместной деятельности, взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса, создания педагогических (дидактических) условий проявления и развития творческой индивидуальности каждого.
3 Принцип вертикальной интеграции уровней ИОПО. Его реализация призвана обеспечить непрерывность обогащения инновационной культуры личности и освоения этапов инновационного цикла.
4 Принцип горизонтальной координации деятельности всех видов и типов структур ИОПО создает предпосылки согласованной образовательной политики в системе ИОПО, снимает проблемные вопросы согласования различных образовательных программ и педагогических технологий.
5 Принцип взаимосвязи ИОПО с потребностями практической деятельности человека и общества означает требование педагогически обоснованной интеграции ИОПО, науки, производства и самой жизни человека, а также предполагает переход к деятельностной модели учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста, базирующейся на модели профессиональной деятельности с конечным результатом в виде инновационного продукта.
6 Принцип гибкости, вариативности, проблемности, системности и междисциплинарности содержания ИОПО. Гибкость обеспечивается периодическим обновлением содержания в соответствии с изменениями потребностей человека и общества, вариативность предполагает разнообразие образовательных программ для реализации индивидуальных образовательных траекторий «под потребителя». Проблемность выступает необходимым условием порождения инновационного мышления и познавательной мотивации обучающихся; системность и междисциплинарность отражают уникальность инноватики как науки, интегрирующей различные области знаний гуманитарных, естественных и технических наук.
7 Принцип преемственности образовательно-профессиональных программ, стандартов и педагогических технологий обеспечивает непрерывность развития инновационной культуры, дополнительные стимулы освоения последующих ступеней ИОПО. Владея фундаментальными основами инновационной деятельности, человек может самостоятельно выбирать виды, темпы и сроки обучения, собственную программу непрерывного образования в системе ИОПО.
8 Принцип учета в ИОПО национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей предполагает отбор соответствующего содержания обучения и воспитания, предоставление учебным заведением необходимой информации для инновационной деятельности, органичное сочетание в образовательном процессе лучших традиций общечеловеческой и национальной культуры.
9 Принцип единства высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в ИОПО обеспечивается в процессе реализации иннова-
ционной стратегии во всех образовательных программах, формирующей инновационное мировоззрение личности как органичной составной части общего мировоззрения. То есть речь идет не о разработке отдельных инновационноориентированных программ (хотя это так же должно быть), а о содержательной интеграции высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в системе ИОПО. При этом самостоятельной задачей является подготовка и повышение квалификации преподавателей технических вузов и формирование инновационного компонента в их профессионально-педагогической деятельности.
В ИОПО осуществляется системная реализация совокупности выше приведенных принципов, конкретизируемых применительно к тем или иным уровням подготовки специалистов в научно-образовательных инновационных комплексах для кадровой поддержки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также кадрового обеспечения приоритетных отраслевых кластеров.
2 Системно-интегративный подход
Системно-интегративный подход предполагает выделение системообразующих механизмов, дающих объединению образовательных программ (компонентов) подготовки специалиста комплексной квалификации новое качество - инновационный аспект профессионально-педагогической деятельности, свойственное проектируемой системе образования. При использовании данного подхода выделяются факторы системности, а также свойства, обеспечивающие сохранение качественной специфики системы образования и ее функционирования. Указанный подход отражает новые качества, присущие системе образования в целом и новые дополнительные возможности системы, получаемые благодаря правильному объединению отдельных ее компонентов - образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
В этом случае функции компонентов по отношению к системе образования носят целесообразный характер, в противном случае компонент выпадает из системы, становится для нее инородным телом (например, психолого-педагогическая подготовка и повышение квалификации преподавателя технических дисциплин).
Интегративность процесса заключается в том, что системная подготовка преподавателя технического вуза дает больший эффект, чем независимая, но взаимосвязанная реализация отдельных образовательных программ в различных вузах. Взаимная координация образовательных программ позволяет каждую частную задачу отдельной программы решать совместными усилиями при реализации двух других программ в рамках интегративной системы образования.
Рассматривая триаду «учебная дисциплина - образовательная программа -интегративная система программ» можно построить иерархию целей образовательной структуры при подготовке специалиста:
- цели функционирования - достигаются в разработке перечня и содержания учебных дисциплин, последовательности их изучения, в формировании междисциплинарных связей и образовательных областей (математическая, информационная, химико-технологическая, механическая и т.д.);
- цели назначения - достигаются в сочетании теоретических знаний, практических умений и навыков и отражением их в содержании итоговой аттестации (итоговый экзамен, дипломная работа, магистерская, кандидатская диссертация);
- цели направления - достигается в единстве академической (научной) и учебной (методической) работы и реализации инновационного цикла в процессе подготовки специалиста.
3 Основы интеграции образовательных программ
Инновационная стратегия деятельности предъявляет социальный заказ на специалиста, способного к многоуровневому социально-управленческому моделированию, что предполагает комплексный характер его подготовки, обеспечивающей единство научно-исследовательской, инженерно-технологической и пси-холого-педагогических компонент. Однако любая образовательная программа носит фрагментарный характер и представляет собой по сути «проекцию» целостной системы знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств такого специалиста на соответствующую «плоскость» высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Интегративная сущность инновационной деятельности обусловливает необходимость рассмотрения интеграции как ведущего направления проектирования содержания подготовки современных специалистов. Потребность в интеграции образовательных программ продиктована следующими объективными закономерностями:
• интеграция науки, техники и технологий, образования;
• переход от информационных технологий к технологиям преобразования массивов информации в материальные объекты;
• диалектическая связь теоретического и прикладного знания, определяемая единством теоретического и производственного компонентов обучения;
• взаимодействие наук о технике и технологиях, природе и обществе;
• укрепление связи теории и практики, усиление практической направленности подготовки;
• трансфер знаний из системы образования в производственную сферу, их проявление не только в выполнении профессиональных функций, но и достижении инновационного эффекта.
В качестве исходной информации при проектировании модели современного специалиста принимаются квалификационные требования [4], которые отбираются и группируются на основе принципов: адекватного соответствия общественным и личным потребностям и системности, включающей целостную структуру и полный набор функций, относящихся к интегративной квалификации; реализуемости (наличия необходимого резерва - финансового, материального, человеческого, программного для реализации образовательной программы); развития (совершенствования интегральной квалификации на основе учета и применения новых знаний и инноваций) (рис. 2).
деятельности специалиста:
1 - закладывается; 2 - реализуется; 3 - достигается
Новые тенденции, приводящие к изменениям в науке технике и технологиях, профессиональной деятельности, организации и содержании труда порождают такое количество квалификационных требований, которое требует классификации и упорядочивания. Рассматривая механизм реализации образовательной программы, в которой отобранная совокупность квалификационных требований выполняется, нами предлагаются следующие четыре класса требований.
1 Потенциальные требования излагаются в ГОС или государственных требованиях к специалисту, на основании которых разрабатывается образовательно-профессиональная программа.
2 Требования заказчика (работодателя) являются дополнительными требования к специалисту, на основании которых разрабатывается дополнительная образовательная программа, выполняемая за счет средств заказчика (работодателя).
3 Международные требования, предъявляемые к специалисту мировым (европейским) сообществом (ЮГР, ГЕА№ и т.д.), которые выполняются в ходе разработки научных проектов по международным программам.
4 Инновационные требования, которые предъявляются к специалисту при выполнении инновационных проектов в научно-образовательных центрах.
4 Обеспечение комплексной квалификации преподавателя технического вуза
Подготовка научно-педагогических кадров является одной из наиболее острых проблем, от эффективного решения которой зависит успешная реализация стратегического направления модернизации российского инженерного образования и его интеграции в международное образовательное пространство. В России до настоящего времени не существует единой системы подготовки преподавателей технических вузов и техникумов. Преподавателями, как правило, становятся выпускники технических вузов, успешно защитившие кандидатские диссертации в системе послевузовского образования. Освоение дисциплин психологопедагогической направленности осуществляется через систему дополнительного профессионального образования. При этом невозможно установить регламентированную последовательность освоения образовательных программ, что приводит к их разобщенности как во времени, так и в пространстве, и, как следствие, не способствует формированию профессионального сознания преподавателя как специалиста по производству, передаче и распространению знаний.
Профессиональная деятельность преподавателя технического вуза, как известно, включает не только проведение научных исследований, инженерные (опытно-конструкторские) разработки, их внедрение и экспертизу, но и формирование учебных дисциплин, циклов, образовательно-профессиональных программ, их реализацию в учебном процессе при подготовке инженеров. Выполнение этих основных функций современным преподавателем становится возможным, если он в своей деятельности будет проявлять три типа отношений к окружающей действительности (общество, окружающая среда) - познавательный (научное исследование); созидательный (инженерные разработки); образовательный (учебный процесс) - в их органическом единстве.
Реализация этих отношений на практике требует интеграции образовательных программ разного уровня и создание интегративной системы для непрерывной подготовки преподавателя технического вуза (рис. 3).
Речь идет не только о разработке образовательных программ и создания сети специализированных структур, но и о содержательной интеграции высшего профессионального, послевузовского и дополнительного профессионального образования в системе непрерывной подготовки преподавателя технического вуза.
Рис. 3 Интегративная система непрерывной подготовки преподавателя технического вуза
Цели, реализованные в процессе непрерывной подготовки преподавателей технического вуза, можно развести по уровням образования.
Высшее профессиональное образование. Овладение общими и специальными знаниями о сущности природных явлений, взаимозависимости и взаимодействии общества, человека и природы на основе комплексного междисциплинарного подхода; формирование знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств инженера в соответствии с требованиями стандарта; практическими навыками принятия компетентных решений путем реализации знаний.
Послевузовское профессиональное образование. Развитие инновационной культуры; умение вести исследовательский поиск с опорой на системное понимание законов взаимодействия человека, природы и общества; нацеленность научных исследований, опытно-конструкторских разработок, их внедрение и экспертиза на производство знаний; формирование новых учебных дисциплин и образовательных программ, обеспечение их научно-методического сопровождения.
Дополнительное профессиональное образование. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя для передачи знаний, реализация трехуровневой программы обучения (психолого-педагогическая подготовка аспирантов и начинающих преподавателей с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», повышение квалификации преподавателей кафедр, ведущих учебный процесс по конкретным техническим дисциплинам, повышение квалификации преподавателя, имеющего ученую степень и звание с целью достижения единства научно-исследовательской, инженерной и педагогической деятельности и претендующих на присвоение звания «Европейский преподаватель инженерного вуза»).
Традиционно учебные программы и логика преподавания учебных дисциплин являются отражением науки и исследовательской деятельности, принятого разделения профессий в соответствии с предметом каждой из наук.
Содержание обучения отбирается путем дидактического упрощения научного знания и его разнесения по разным учебным курсам. В результате оказывается, что содержание обучения не отражает системное содержание, как отдельной науки, так и всей их совокупности, не обеспечивается формирование целостной картины мира, возможностей компетентного практического действия.
С позиций инновационного подхода принципиально меняется содержание подготовки преподавателя технического вуза. Можно выделить два ее системообразующих фактора: инновационную деятельность преподавателя как отражение единства научно-исследовательской и учебно-методической работы; комплексную квалификацию преподавателя, способную интегрировать знания практически всех уровней профессионального образования.
Содержание непрерывной подготовки преподавателя технического вуза проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет деятельности профессиональной. При этом моделируется не только содержание предметов, отражающее технологическую сторону комплексной квалификации, но и ее социальный аспект - отношение людей, вступающих в процесс ее осуществления в межличностное взаимодействие и общение.
Содержание непрерывной подготовки преподавателя технического вуза может быть развернуто как в пространстве (учебно-научно-инновационный комплекс, объединяющий в себе предприятия и учреждения науки, техники и технологии, образования, который позволяет полностью реализовать жизненный цикл наукоемкого изделия), так и во времени (совокупность образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования адекватная комплексной квалификации).
С помощью системы таких форм и соответствующих содержанию обучения методов можно задать движение деятельности от собственно учебной к профессиональной вместе с трансформацией потребностей, мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и результатов учения. Возникает возможность проектирования и реализации динамической модели инновационной деятельности и отражения результатов этой деятельности в развитии экономики региона.
Заключение
Разработанная нами методология интегрированного проектирования образовательных систем нацелена на решение, по крайней мере, трех взаимосвязанных и взаимообусловленных задач: 1) реализации концепции инновационно-ориентированного профессионального образования; 2) интеграции образовательных программ при подготовке современных специалистов и преподавателей технических вузов; 3) синтеза оптимальной структуры вертикальной интегрированной научнообразовательной системы и распределенного управления ее структурными подразделениями, обеспечивающими эффективную реализацию образовательнопрофессиональных программ. При интегрированном проектировании достигается сопряжение целей, назначения и содержания образовательно-профессиональных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования; выпускных квалификационных работ инженера, магистра, научного работника и преподавателя как единого инновационного цикла в Центре инженерной педагогики; образовательной, научной и инженерной деятельности преподавателей в инновационно-технологических центрах.
1 Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сласте-нин, Л.С. Подымова. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. - 224 с.
2 Пригожин, А.И. Нововведение: стимулы и препятствия / А.И. Пригожин // Социальные проблемы инноватики. - М.: Политиздат, 1989. - 271 с.
3 Пучков, Н.П. Научно-методические аспекты обеспечения качества и инновационной деятельности технического вуза машиностроительного профиля / Н.П. Пучков, С.И. Дворецкий, В.П. Таров - М.: Машиностроение-1, 2004. - 184 с.
4 Кирсанов, А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста / А. А. Кирсанов - Казань: КГТУ, 2000. - 228 с.
Methodology of Integrated Design of Educational Systems
S.I. Dvoretsky1, V.P. Tarov2
Departments: “Technological Equipment and Food Technology ” (1), “Machinery and Technology of Machine-Building Industry” (2), TSTU
Key words and phrases: educational system; specialists’ training; integration; innovation-oriented professional education; technical university teacher; readiness formation; professional educational program.
Abstract: Methodology of integrated design of professional education systems is proposed and its principles are formulated. System-integrated approach to combination of educational programs of different levels is developed. The classification of requirements to specialists is given. The analysis of professional activity of technical university teachers is implemented; the model of the formation of their readiness to innovative activity is developed.
Methodologie der integrierten Projektierung von Ausbildungssystemen
Zusammenfassung: Es sind die Methodologie und die Prinzipien der integrierten Projektierung von Systemen der Berufsausbildung vorgeschlagen. Es ist die systemintegrative Einstellung zur Kombination von Ausbildungsprogrammen der verschiedenen Niveaus erarbeitet. Es ist die Klassifikation der Qualifikationsanforderungen zum Fachmann angegeben. Es ist die Analyse der Professionaltätigkeit der Lehrkräfte in der technischen Hochschule durchgeführt. Es ist das Modell der Formierung ihrer Bereitschaft zur Innovationstätigkeit erarbeitet.
Méthodologie de la conception intégrée des systèmes de l’enseignement
Résumé: Est proposée la méthodologie et sont formulés les principes de la conception intégrée des systèmes de l’enseignement professionnel. Est élaborée l’approche systémique et intégrée de la composition des programmes d’enseignement de différends niveaux. Est donnée la classification des exigences pour un spécialiste. Est effectuée l’analyse de l’activité professionnelle du professeur de l’université technique; est élaboré le modèle de la formation de son aptitude pour l’activité d’innovation.