УДК 159.972 ББК Ю948
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ МЕТОДИК КЛИНИЧЕСКОЙ(МЕДИЦИНСКОЙ)ПСИХОДИАГНОСТИКИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРТНОГО МЕТОДА, МЕТОДИК ОБРАБОТКИ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК И МЕТОДОВ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ
М.А. Беребин
Описано обоснование разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики на основе экспертного подхода, включающего клинический (экспертный) метод, методы сбора, обработки и многомерного математического анализа экспертных оценок. Представлены теоретические предпосылки такого подхода, основные отличия психометрических и экспертных технологий психодиагностики в клинике, связанные с особенностями диагностических проблем этой предметной области.
Ключевые слова: клиническая (медицинская) психодиагностика, клинический (экспертный) метод, экспертные оценки, инженерия знаний, технологии извлечения знаний.
Клиническая (медицинская) психодиагностика представляет собой специфическое и специализированное направление психодиагностики, ориентированное на решение задач клинической (медицинской) науки и практики [8]. Основными задачами самой клинической (медицинской) психодиагностики являются задачи нозологической диагностики (верификации различных видов расстройств здоровья) и задачи дифференциальной нозологической диагностики (распознавание различающихся по происхождению и патогенетическим механизмам психических и иных расстройств, имеющих при этом сходную клиникопсихологическую картину). При этом результаты клинической (медицинской) психодиагностики должны соответствовать базовым психометрическим критериям репрезентативности, надежности и валидности, что позволяет обоснованно выявлять и квалифицировать патологию. Кроме того, результаты должны быть информативными и достаточными для вынесения клиническим специалистом (врачом) клинического диагноза в соответствии с исследовательскими описаниями и диагностическими критериями расстройств здоровья, представленными, в частности, в Международной классификации болезней и иных клинических классификациях заболеваний. Клиническая (медицинская) психодиагностика решает также ряд экспертных задач (задач
специалиетов-смежников по классификации [7] - задачи судебной, военной, трудовой, школьной и иных экспертиз. И классификации болезней, и задачи экспертизы выступают по отношению к клинической (медицинской) психодиагностике в качестве достаточно четкого «внешнего критерия».
В то же время сама клиническая медицина является примером т.н. «размытых» предметных областей («нечетких множеств»), решения в которых принимаются по правилам и алгоритмам т.н. «нечеткой» логики [10]. Действительно, часто различные нозологии имеют сходную клиническую картину, и наоборот, одно и то же заболевание у разных пациентов имеет различающуюся между собой клиническую картину (симптоматику). Часто у здоровых лиц отмечаются те или иные нарушения, которые описываются в структуре той или иной клинической симптоматики при тех или иных нозологиях. Кроме того, существующие классификации не только психических, но и соматических заболеваний (нозологические классификации) построены на различающихся между собой таксономиях, что приводит к существенному «размыванию» и неоднозначности представлений об их происхождении, развитии и симптоматике заболеваний. В реальности процесс диагностики расстройств здоровья (распознавания клинических феноменов) осуществляется преиму-
щественно субъективно (принятие решения об отсутствии—наличии заболевания, а в случае наличия такового - о его нозологической форме принимается врачом либо коллективом [консилиумом] врачей) на основании результатов инструментального (лабораторного, параклинического), визуального, аускультативного, перкуторного, пальпаторного и иных методов клинического (а в клинике психических расстройств - клинико-психопатологического) обследования пациента1. При этом обоснованно распространено мнение о том, что клинические (экспертные) методы образуют один из двух фундаментальных классов диагностических (психодиагностических) методов [7]. К этим методам относятся: наблюдение, беседа, интервью, биографический (анамнестический) метод, изучение продуктов деятельности, качественно-количественный анализ содержания (контент-анализ). Считается, что экспертные методы в большей степени основаны на профессиональном опыте, профессиональной интуиции самого диагноста и применяются, если не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры диагностики. Такие методы оказываются более эффективными по отношению к психическим явлениям, плохо поддающимся объективации и осознанию, по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель [8]. Кроме того, экспертный анализ рассматривается как необходимый первый этап в разработке любой стандартизованной процедуры [7].
Таким образом, применение экспертного метода при решении задач клинической (медицинской) диагностики (психодиагностики) опосредуется, во-первых, наличием достаточно
1 Современное развитие медицины и здравоохранения привело к широкому применению т.н. параклинических (инструментальных, лабораторных, аппаратных и т.п.) методов, результаты исследования по которым представляются, как правило, в виде количественных данных, полученных объективным методом (исследования с помощью диагностических аппаратов, инструментов, лабораторных методов исследования). Однако отрасли медицинской науки и практики, предметом компетенции которых является психическое здоровье и психические расстройства (прежде всего - психиатрия и наркология) до сих пор являются примерами отраслей, в которых применение инструментальных методов исследования встречается значительно реже. При этом наиболее распространенными методами объективизации психических нарушений являются методы клинической и эксперименталь-г но-психологической диагностики, адаптированных для задач психиатрии и наркологии (прим. автора)._________
вариативных характеристик клиники расстройств здоровья и медицины в целом как предметной области (ПО), исследующей эти расстройства; во-вторых, неоднозначностью критериев (психо)диагностики по осям «норма - не-норма» и «нозология А - нозология В»; в-третьих, субъективным характером диагностики (распознавания) расстройств здоровья, осуществляемых врачом-специалистом (экспертом в ПО «медицина», в частном случае -«медицинская (психо)диагностика»). В то же время методология экспертного метода, в т. ч. деятельности специалиста-эксперта по распознаванию феноменов предметной области (в частном случае - «размытой» ПО) является одной из самых мало разработанных областей методологии психодиагностики [17, 18]. Вместе с тем, в современной психодиагностике, в т. ч. компьютерной психодиагностике, в последние десятилетия разработаны некоторые технологии работы с экспертами с целью объективизации содержания экспертного метода и процедур деятельности эксперта, в том числе при создании компьютерных психодиагностических методик [17]. В клинической (медицинской) психодиагностике примеры такого рода исследований единичны [8, 18].
Одним из вариантов применения экспертного метода в практике является использование технологий экспертного оценивания, опирающееся на психологическую теорию оценивания и оценки [1]. При этом экспертному оцениванию может подвергаться любой феномен любой, в т. ч. и «размытой» ПО. В частном случае, с помощью методологии и технологий экспертного оценивания могут создаваться и модели любой, в т. ч. и «размытой» ПО. Эксперты, являясь носителями профессиональной интуиции и профессионального опыта решения задач такой ПО (в т. ч. и задач (пси-хо)диагностики), опираются на определенные приобретенные знания в этой ПО. Эти знания могут быть извлечены с помощью определенных процедур и определенным образом структурированы [9]. В настоящее время вопросы извлечения, структурирования, формирования, обработки и приобретения знаний рассматриваются в новом направлении исследований в области т.н. искусственного интеллекта - инженерии знаний (Knowledge Engineering).
Одной из форм извлечения и представления экспертного знания в ПО «клиника (медицина)» как совокупности чрезвычайно изменчивых, плохо поддающихся объективации и осознанию феноменов, является использование
Беребин М.А.
Методология и практика разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики...
технологий распознавания образов и вынесение экспертных оценок [2-6, 14]. При этом технологии распознавания образов адекватно соответствуют технологиям нозологической и дифференциальной диагностики (ср. - diagnosis - диагностика («распознавание» либо «различительное познание») от лат. dia - рас-, раз-и gnosis - познание). На основе структурированных определенным образом экспертных оценок феноменов ПО могут создаваться формализованные их модели и, в частности, с помощью метода экспертных оценок могут быть сформированы модели процедур (алгоритмов) как нозологической, так и дифференциальной психодиагностики.
Основные трудности создания моделей ПО методом экспертных оценок связаны с существующими проблемами организации деятельности эксперта или коллектива экспертов [11] и проблемами формирования, формализации, структурирования, объективизации, регистрации и, особо, - математической обработки экспертных оценок [19]. Некоторые общеметодические аспекты организации работы экспертов по созданию моделей в ПО «клиника (медицина)», методов и методик их психологической диагностики и были разработаны на кафедре клинической психологии Южно-Уральского государственного университета в 1999-2008 гг. [2-6, 14], реализованы в материалах выполненных клинических исследований [13, 15, 16]. Созданные с помощью экспертного метода и методик обработки экспертных оценок модели ПО дополнялись также созданными по аналогичным алгоритмам моделями процедур (алгоритмов) нозологической и дифференциальной психодиагностики [15, 16]). Отдельным аспектом выполненных исследований явилось применение методов многомерного анализа данных (математических методов, искусственных нейронных сетей, технологий Data Mining, Knowledge Discovery in Databases и Knowledge Engineering в целом), в т. ч. в целях создания компьютерных психодиагностических методик класса экспертных систем [3, 6, 13, 16]. Базовые теоретические, методические положения предлагаемой инновационной технологии и способов ее практической реализации предложены в [5] и оформлены 4 заявками на изобретение.
Литература
1. Батурин, Н.А. Оценочная функция психики /Н.А. Батурин. -М.: Изд-во ИПРАН, 1997. - 406 с.
2. Беребин, М.А. Опыт применения искусственных нейронных сетей для целей дифференциальной диагностики и прогноза нарушений психической адаптации / М.А. Беребин, С. В. Пашков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2006. - № 4 (69). - С. 41-45.
3. Беребин, М.А. Применение нейросете-вых моделей для диагностики нарушений психической адаптации / М.А. Беребин, С.В. Пашков // Актуальные проблемы медицинской науки, технологий и профессионального образования: материалы IV Уральской науч,-практ. конф. - Челябинск, 2002. - Вып. 4. -С. 160-162.
4. Беребин, М.А. Психосемантические модели «эффективный психотерапевт» как учеб-но-методическое средство в подготовке врачей психотерапевтов / М.А. Беребин // Обозр. психиатр. и мед. психол. им. Бехтерева. - 1999. -№ 3. - С. 8-13.
5. Беребин, М.А. Экспертный метод, математические методы обработки экспертных оценок и технологии извлечения знаний (knowledge engineering) как методы разработки нового типа методик медицинской психодиагностики / М.А. Беребин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2009. -Вып. 4. -№5(138). - С. 10-15.
6. Беребин, М.А. Использование экспертных и психосемантических методов при создании новых методик клиникопсихологической диагностики / М.А. Беребин// Современные проблемы психиатрии. — Челябинск, 2003. -С. 18-22.
7. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика /А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006. - 440 с.
8. Вассерман, Л. И. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение». / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - СПб.: Изд-во «Academia», Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 736 с.
9. Гаврилова, Т.А. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем /Т.А. Гаврилова, К.Р. Червинская. - М.: Радио и связь, 1992. - 200 с.
10. Заде, Л.А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений / Л.А. Заде // Математика сегодня. - М.: Знание, 1974. - С. 5-49.
11. Орлов, А.И. Экспертные оценки: учебное пособие / А.И. Орлов. - М.: Изд-во «Экзамен», 2002. - С. 31.
12. Пашков, С. В. Адаптация компьютер-
ных информационных технологий для целей и задач клинической психодиагностики: ди-
пломная работа / С. В. Пашков. Челябинск, ЮУрГУ, 2002. - 82 с.
13. Пашков, С. В. Проблемы психологического сопровождения экспертных систем. / С. В. Пашков // Ежегодник Рос. психол. о-ва: материалы 3-го Всерос. съезда психологов, 2003 г.: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2003. -Г. б.- С. 272-276.
14. Применение методов теории распознавания образов и технологий экспертного оценивания объектов «нечеткой» предметной области для целей клинической психодиагностики. / М.А. Беребин, И.Н. Мороз, И.А. Скоробогатова, А.В. Щеголеватый // Теоретич. эксперимент, и прикладная психология: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - Т. 5. -С. 183-192.
15. Рязанова, А.Ю. Дифференциальная психодиагностика основных вариантов органического расстройства личности при военно-
врачебной экспертизе подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Ю. Рязанова. -СПб., 2010. - 22 с.
16. Рязанова, А.Ю. Разработка алгоритма табличного метода дифференциальной диагностики органического расстройства личности и его реализация в форме компьютерной экспертной системы /А.Ю. Рязанова, М.А. Беребин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». — 2008. - № 3 (103). -С. 51-53.
17. Червинская, К.Р. Компьютерная психодиагностика: учеб. пособие для вузов / К. Р. Червинская. Изд-во «Речь», 2003. - 336 с.
18. Червинская, К. Р. Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики /К.Р. Червинская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2008. - Вып. 2. - №32(132). -С. 68-80.
19. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие / А.Г. Шмелев. - М.: Ростов н/Д, 1996.
Поступила в редакцию 14 июля 2010 г.
Беребин Михаил Алексеевич. Кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии Южно-Уральского государственного университета: [email protected].
Michael A. Berebin. Candidate of Medical Science, docent, head of sub-faculty of clinical psychology of South Ural State University: [email protected].