Научная статья на тему 'Методология и практика разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики на основе применения экспертного метода, методик обработки экспертных оценок и методов многомерного анализа данных'

Методология и практика разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики на основе применения экспертного метода, методик обработки экспертных оценок и методов многомерного анализа данных Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1081
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОДИАГНОСТИКА / КЛИНИЧЕСКИЙ (ЭКСПЕРТНЫЙ) МЕТОД / ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ / ИНЖЕНЕРИЯ ЗНАНИЙ / ТЕХНОЛОГИИ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗНАНИЙ / CLINICAL (MEDICAL) PSYCHO-DIAGNOSTICS / CLINICAL (EXPERT) METHOD / PEER REVIEW / KNOWLEDGE ENGINEERING / TECHNOLOGY / KNOWLEDGE EXTRACTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Беребин Михаил Алексеевич

Описано обоснование разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики на основе экспертного подхода, включающего клинический (экспертный) метод, методы сбора, обработки и многомерного математического анализа экспертных оценок. Представлены теоретические предпосылки такого подхода, основные отличия психометрических и экспертных технологий психодиагностики в клинике, связанные с особенностями диагностических проблем этой предметной области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Беребин Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology and practice of developing methods of clinical (medical) psychodiagnostics through the use of expert technique, processing techniques of expert assessments and methods of multidimensional data analysis

Described the rationale for developing methods of clinical (medical) based on expert psychodiagnostic approach that includes clinical (expert) method, methods of collection, processing and multidimensional mathematical analysis of expert assessments. Presented the theoretical background of this approach, the main differences between psychometric and expert technology of clinical psychodiagnostic associated with the peculiarities of diagnostic problems in this domain.

Текст научной работы на тему «Методология и практика разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики на основе применения экспертного метода, методик обработки экспертных оценок и методов многомерного анализа данных»

УДК 159.972 ББК Ю948

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ МЕТОДИК КЛИНИЧЕСКОЙ(МЕДИЦИНСКОЙ)ПСИХОДИАГНОСТИКИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРТНОГО МЕТОДА, МЕТОДИК ОБРАБОТКИ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК И МЕТОДОВ МНОГОМЕРНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ

М.А. Беребин

Описано обоснование разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики на основе экспертного подхода, включающего клинический (экспертный) метод, методы сбора, обработки и многомерного математического анализа экспертных оценок. Представлены теоретические предпосылки такого подхода, основные отличия психометрических и экспертных технологий психодиагностики в клинике, связанные с особенностями диагностических проблем этой предметной области.

Ключевые слова: клиническая (медицинская) психодиагностика, клинический (экспертный) метод, экспертные оценки, инженерия знаний, технологии извлечения знаний.

Клиническая (медицинская) психодиагностика представляет собой специфическое и специализированное направление психодиагностики, ориентированное на решение задач клинической (медицинской) науки и практики [8]. Основными задачами самой клинической (медицинской) психодиагностики являются задачи нозологической диагностики (верификации различных видов расстройств здоровья) и задачи дифференциальной нозологической диагностики (распознавание различающихся по происхождению и патогенетическим механизмам психических и иных расстройств, имеющих при этом сходную клиникопсихологическую картину). При этом результаты клинической (медицинской) психодиагностики должны соответствовать базовым психометрическим критериям репрезентативности, надежности и валидности, что позволяет обоснованно выявлять и квалифицировать патологию. Кроме того, результаты должны быть информативными и достаточными для вынесения клиническим специалистом (врачом) клинического диагноза в соответствии с исследовательскими описаниями и диагностическими критериями расстройств здоровья, представленными, в частности, в Международной классификации болезней и иных клинических классификациях заболеваний. Клиническая (медицинская) психодиагностика решает также ряд экспертных задач (задач

специалиетов-смежников по классификации [7] - задачи судебной, военной, трудовой, школьной и иных экспертиз. И классификации болезней, и задачи экспертизы выступают по отношению к клинической (медицинской) психодиагностике в качестве достаточно четкого «внешнего критерия».

В то же время сама клиническая медицина является примером т.н. «размытых» предметных областей («нечетких множеств»), решения в которых принимаются по правилам и алгоритмам т.н. «нечеткой» логики [10]. Действительно, часто различные нозологии имеют сходную клиническую картину, и наоборот, одно и то же заболевание у разных пациентов имеет различающуюся между собой клиническую картину (симптоматику). Часто у здоровых лиц отмечаются те или иные нарушения, которые описываются в структуре той или иной клинической симптоматики при тех или иных нозологиях. Кроме того, существующие классификации не только психических, но и соматических заболеваний (нозологические классификации) построены на различающихся между собой таксономиях, что приводит к существенному «размыванию» и неоднозначности представлений об их происхождении, развитии и симптоматике заболеваний. В реальности процесс диагностики расстройств здоровья (распознавания клинических феноменов) осуществляется преиму-

щественно субъективно (принятие решения об отсутствии—наличии заболевания, а в случае наличия такового - о его нозологической форме принимается врачом либо коллективом [консилиумом] врачей) на основании результатов инструментального (лабораторного, параклинического), визуального, аускультативного, перкуторного, пальпаторного и иных методов клинического (а в клинике психических расстройств - клинико-психопатологического) обследования пациента1. При этом обоснованно распространено мнение о том, что клинические (экспертные) методы образуют один из двух фундаментальных классов диагностических (психодиагностических) методов [7]. К этим методам относятся: наблюдение, беседа, интервью, биографический (анамнестический) метод, изучение продуктов деятельности, качественно-количественный анализ содержания (контент-анализ). Считается, что экспертные методы в большей степени основаны на профессиональном опыте, профессиональной интуиции самого диагноста и применяются, если не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры диагностики. Такие методы оказываются более эффективными по отношению к психическим явлениям, плохо поддающимся объективации и осознанию, по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель [8]. Кроме того, экспертный анализ рассматривается как необходимый первый этап в разработке любой стандартизованной процедуры [7].

Таким образом, применение экспертного метода при решении задач клинической (медицинской) диагностики (психодиагностики) опосредуется, во-первых, наличием достаточно

1 Современное развитие медицины и здравоохранения привело к широкому применению т.н. параклинических (инструментальных, лабораторных, аппаратных и т.п.) методов, результаты исследования по которым представляются, как правило, в виде количественных данных, полученных объективным методом (исследования с помощью диагностических аппаратов, инструментов, лабораторных методов исследования). Однако отрасли медицинской науки и практики, предметом компетенции которых является психическое здоровье и психические расстройства (прежде всего - психиатрия и наркология) до сих пор являются примерами отраслей, в которых применение инструментальных методов исследования встречается значительно реже. При этом наиболее распространенными методами объективизации психических нарушений являются методы клинической и эксперименталь-г но-психологической диагностики, адаптированных для задач психиатрии и наркологии (прим. автора)._________

вариативных характеристик клиники расстройств здоровья и медицины в целом как предметной области (ПО), исследующей эти расстройства; во-вторых, неоднозначностью критериев (психо)диагностики по осям «норма - не-норма» и «нозология А - нозология В»; в-третьих, субъективным характером диагностики (распознавания) расстройств здоровья, осуществляемых врачом-специалистом (экспертом в ПО «медицина», в частном случае -«медицинская (психо)диагностика»). В то же время методология экспертного метода, в т. ч. деятельности специалиста-эксперта по распознаванию феноменов предметной области (в частном случае - «размытой» ПО) является одной из самых мало разработанных областей методологии психодиагностики [17, 18]. Вместе с тем, в современной психодиагностике, в т. ч. компьютерной психодиагностике, в последние десятилетия разработаны некоторые технологии работы с экспертами с целью объективизации содержания экспертного метода и процедур деятельности эксперта, в том числе при создании компьютерных психодиагностических методик [17]. В клинической (медицинской) психодиагностике примеры такого рода исследований единичны [8, 18].

Одним из вариантов применения экспертного метода в практике является использование технологий экспертного оценивания, опирающееся на психологическую теорию оценивания и оценки [1]. При этом экспертному оцениванию может подвергаться любой феномен любой, в т. ч. и «размытой» ПО. В частном случае, с помощью методологии и технологий экспертного оценивания могут создаваться и модели любой, в т. ч. и «размытой» ПО. Эксперты, являясь носителями профессиональной интуиции и профессионального опыта решения задач такой ПО (в т. ч. и задач (пси-хо)диагностики), опираются на определенные приобретенные знания в этой ПО. Эти знания могут быть извлечены с помощью определенных процедур и определенным образом структурированы [9]. В настоящее время вопросы извлечения, структурирования, формирования, обработки и приобретения знаний рассматриваются в новом направлении исследований в области т.н. искусственного интеллекта - инженерии знаний (Knowledge Engineering).

Одной из форм извлечения и представления экспертного знания в ПО «клиника (медицина)» как совокупности чрезвычайно изменчивых, плохо поддающихся объективации и осознанию феноменов, является использование

Беребин М.А.

Методология и практика разработки методик клинической (медицинской) психодиагностики...

технологий распознавания образов и вынесение экспертных оценок [2-6, 14]. При этом технологии распознавания образов адекватно соответствуют технологиям нозологической и дифференциальной диагностики (ср. - diagnosis - диагностика («распознавание» либо «различительное познание») от лат. dia - рас-, раз-и gnosis - познание). На основе структурированных определенным образом экспертных оценок феноменов ПО могут создаваться формализованные их модели и, в частности, с помощью метода экспертных оценок могут быть сформированы модели процедур (алгоритмов) как нозологической, так и дифференциальной психодиагностики.

Основные трудности создания моделей ПО методом экспертных оценок связаны с существующими проблемами организации деятельности эксперта или коллектива экспертов [11] и проблемами формирования, формализации, структурирования, объективизации, регистрации и, особо, - математической обработки экспертных оценок [19]. Некоторые общеметодические аспекты организации работы экспертов по созданию моделей в ПО «клиника (медицина)», методов и методик их психологической диагностики и были разработаны на кафедре клинической психологии Южно-Уральского государственного университета в 1999-2008 гг. [2-6, 14], реализованы в материалах выполненных клинических исследований [13, 15, 16]. Созданные с помощью экспертного метода и методик обработки экспертных оценок модели ПО дополнялись также созданными по аналогичным алгоритмам моделями процедур (алгоритмов) нозологической и дифференциальной психодиагностики [15, 16]). Отдельным аспектом выполненных исследований явилось применение методов многомерного анализа данных (математических методов, искусственных нейронных сетей, технологий Data Mining, Knowledge Discovery in Databases и Knowledge Engineering в целом), в т. ч. в целях создания компьютерных психодиагностических методик класса экспертных систем [3, 6, 13, 16]. Базовые теоретические, методические положения предлагаемой инновационной технологии и способов ее практической реализации предложены в [5] и оформлены 4 заявками на изобретение.

Литература

1. Батурин, Н.А. Оценочная функция психики /Н.А. Батурин. -М.: Изд-во ИПРАН, 1997. - 406 с.

2. Беребин, М.А. Опыт применения искусственных нейронных сетей для целей дифференциальной диагностики и прогноза нарушений психической адаптации / М.А. Беребин, С. В. Пашков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». - 2006. - № 4 (69). - С. 41-45.

3. Беребин, М.А. Применение нейросете-вых моделей для диагностики нарушений психической адаптации / М.А. Беребин, С.В. Пашков // Актуальные проблемы медицинской науки, технологий и профессионального образования: материалы IV Уральской науч,-практ. конф. - Челябинск, 2002. - Вып. 4. -С. 160-162.

4. Беребин, М.А. Психосемантические модели «эффективный психотерапевт» как учеб-но-методическое средство в подготовке врачей психотерапевтов / М.А. Беребин // Обозр. психиатр. и мед. психол. им. Бехтерева. - 1999. -№ 3. - С. 8-13.

5. Беребин, М.А. Экспертный метод, математические методы обработки экспертных оценок и технологии извлечения знаний (knowledge engineering) как методы разработки нового типа методик медицинской психодиагностики / М.А. Беребин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2009. -Вып. 4. -№5(138). - С. 10-15.

6. Беребин, М.А. Использование экспертных и психосемантических методов при создании новых методик клиникопсихологической диагностики / М.А. Беребин// Современные проблемы психиатрии. — Челябинск, 2003. -С. 18-22.

7. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика /А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006. - 440 с.

8. Вассерман, Л. И. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение». / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - СПб.: Изд-во «Academia», Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 736 с.

9. Гаврилова, Т.А. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем /Т.А. Гаврилова, К.Р. Червинская. - М.: Радио и связь, 1992. - 200 с.

10. Заде, Л.А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений / Л.А. Заде // Математика сегодня. - М.: Знание, 1974. - С. 5-49.

11. Орлов, А.И. Экспертные оценки: учебное пособие / А.И. Орлов. - М.: Изд-во «Экзамен», 2002. - С. 31.

12. Пашков, С. В. Адаптация компьютер-

ных информационных технологий для целей и задач клинической психодиагностики: ди-

пломная работа / С. В. Пашков. Челябинск, ЮУрГУ, 2002. - 82 с.

13. Пашков, С. В. Проблемы психологического сопровождения экспертных систем. / С. В. Пашков // Ежегодник Рос. психол. о-ва: материалы 3-го Всерос. съезда психологов, 2003 г.: в 8 т. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2003. -Г. б.- С. 272-276.

14. Применение методов теории распознавания образов и технологий экспертного оценивания объектов «нечеткой» предметной области для целей клинической психодиагностики. / М.А. Беребин, И.Н. Мороз, И.А. Скоробогатова, А.В. Щеголеватый // Теоретич. эксперимент, и прикладная психология: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - Т. 5. -С. 183-192.

15. Рязанова, А.Ю. Дифференциальная психодиагностика основных вариантов органического расстройства личности при военно-

врачебной экспертизе подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Ю. Рязанова. -СПб., 2010. - 22 с.

16. Рязанова, А.Ю. Разработка алгоритма табличного метода дифференциальной диагностики органического расстройства личности и его реализация в форме компьютерной экспертной системы /А.Ю. Рязанова, М.А. Беребин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». — 2008. - № 3 (103). -С. 51-53.

17. Червинская, К.Р. Компьютерная психодиагностика: учеб. пособие для вузов / К. Р. Червинская. Изд-во «Речь», 2003. - 336 с.

18. Червинская, К. Р. Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики /К.Р. Червинская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2008. - Вып. 2. - №32(132). -С. 68-80.

19. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие / А.Г. Шмелев. - М.: Ростов н/Д, 1996.

Поступила в редакцию 14 июля 2010 г.

Беребин Михаил Алексеевич. Кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии Южно-Уральского государственного университета: [email protected].

Michael A. Berebin. Candidate of Medical Science, docent, head of sub-faculty of clinical psychology of South Ural State University: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.