Научная статья на тему 'Методология и обзор исследований психофизиологии кода речи. Возможности его применения в организационном и социальном управлении'

Методология и обзор исследований психофизиологии кода речи. Возможности его применения в организационном и социальном управлении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
305
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология и обзор исследований психофизиологии кода речи. Возможности его применения в организационном и социальном управлении»

Показатели по шкале «Самостоятельность» значимо коррелируют с показателями по шкалам «Принятие других» (r=-0, 24 при р=0,01) и «Конфликт с другими» (r=0, 23 при р=0,01). Это означает, что такое свойство как самостоятельность не предполагают слепой ориентации на других. Школьники с развитой самостоятельностью могут конфликтовать с окружающими и даже быть ими не принятыми. И здесь немалую роль играет гибкость, способная изменить ситуацию в нудное русло.

Таким образом, современные школьники, обучающиеся в 10-11 классах, обладают необходимым уровнем осознанной саморегуляции произвольной активности. Выявленные показатели свидетельствуют о том, что к окончанию школы процесс саморегулирования сформировался, что положительно скажется на определении дальнейшего жизненного пути, в том числе и в области получения дальнейшего образования. Список литературы:

1. Зимина Е.С. Психологические условия формирования личностной саморегуляции младших школьников: Дис. ... к.пс.н. - Армавир, 2007. - 171 с.

2. Зобков А.В. Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому

период обучения: Дис. ... к.пс.н. - Владимир, 2004. - 214 с.

3. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: ЛЕНАНД, 2011. -320 с. - С. 305-316.

4. Лысенко И.В. Формирование у старшеклассников опыта личностной саморегуляции в учебной деятельности: Дис. ... к.пс.н. - Волгоград, 2003. - 181 с.

5. Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ): Руководство. - М.: Когито-Центр, 2004. -44 с.

6. Нагорная В.А. Педагогические условия формирования саморегуляции у учащихся старших классов общеобразовательной школы: Дис. ... к.пед.н. -Курган, 1999. - 175 с.

7. Росина Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: Дис. ... к.пс.н. - Н. Новгород, 1998. - 150 с.

МЕТОДОЛОГИЯ И ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КОДА РЕЧИ. ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ И СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Биркин Алексей Александрович,

канд. мед. наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры, Москва

Мицкевич Александр Николаевич,

канд. психолог. наук, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры, Москва

В статье раскрывается сущность инновационного методологического подхода и результаты серии экспериментальных исследований особенностей речевой функции в рамках нового научного направления «Психофизиология кода речи».

Результаты исследований демонстрируют возможности предлагаемого подхода для оценки сложности и удобочитаемости текстов, включая изменение (модификацию) текстов в интересах наилучшего понимания, запоминания или усиления их суггестивных свойств. Полученные данные открывают новые перспективы применения кодового построения речи в управлении сознанием личности и социальных групп.

Ключевые слова: сознание, мышление, речевая функция, код речи, нагрузки декодирования текстов, личность, социальная группа.

Теоретическая основа исследования В настоящее время в условиях информационного бума идет напряженная борьба за влияние на умы, сердца и сознание людей. В психологии, психофизиологии, нейролингвистике и других областях науки интенсивно

исследуются различные возможности воздействия на них, в том числе с позиций информационно-биологических подходов к природе мышления и речи. Приведенные в публикации теоретические основы и обзор исследований психофизиологии кода речи позволяют оценить открытые возможности его применения в управлением сознанием личности и различных социальных групп.

Выбор и важность темы исследований обусловлены необходимостью объективной оценки способности сознания личности и социальных групп к восприятию речевой информации, поступающей из письменных текстов и устной речи.

Актуальность темы обусловлена необходимостью естественнонаучного изучения влияния устных и письменных текстов на сознание личности.

Научная новизна заключается в разработке инновационного информационно-биологического методологического подхода к рассмотрению закономерностей речевого восприятия. В ходе исследований доказана зависимость качества мышления от квантовой структуры поступающего в нервную систему речевого сигнала2, чего ранее

2 Под квантом внешнего речевого сигнала понимается часть зрительного или звукового сигнала поступающего на органы чувств за период времени необходимый для распознавания одной буквы. Кванты внешнего речевого сигнала перед

обработкой сознанием преобразуются нейронами во внутренний речевой сигнал, состоящий из последовательности бинарных кодов (код речи). Нейрон работает по принципу реле «все или ничего» - 0 или 1. Каждому последовательно

психологией, психофизиологией, психолингвистикой и другими смежными отраслями науки в нашей стране и за рубежом выявлено не было. Новая технология открыла возможность сформировать модель, в качестве доказательной базы открытой закономерности, и инструментарий, позволяющие проводить анализ свойств любых текстов.

Практическая значимость данных исследований состоит в том, что методики, разработанные в ходе исследования, позволяют оценить сложность восприятия устных и письменных текстов, осуществить их модификацию в интересах наилучшего восприятия либо усиления суггестивных свойств, анализ перспектив понимания и запоминания смысла текстов, а также прогноз и мониторинг индивидуального и группового сознания.

Целью исследования являлась проверка рабочей гипотезы о наличии влияния различных видов текстов и речи на сознание личности и социальных групп.

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

- проведен научно-теоретический анализ понятия «код речи»;

- осуществлена разработка моделей и методов оценки различных видов текстов и речи на сознание личности и социальных групп;

- разработан программный комплекс, включающий специальное программное обеспечение, для диагностики свойств различных видов текстов и особенностей их восприятия, а также проективной психодиагностики личности.

Предметом исследований является анализ особенностей восприятия сознанием текстов и речи в рамках психофизиологии кода речи.

Выборки, исследуемые на различных этапах изучения психофизиологии кода речи, репрезентативны.

Процедуры исследований и их основные результаты

Исследования проводились в несколько этапов. На первом этапе для формирования концептуальных подходов к обозначенной проблеме был осуществлен научно-теоретический анализ литературных источников отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. В результате этого была сформирована информационно-биологическая концепция, положенная в основу психофизиологии кода речи.

В ее основу леглинаучные теории: эволюции и естественного отбора (Ч.Дарвин), гомеостаза и физиологической адаптации человека (К. Бернар, У. Кеннон), учение о типах высшей нервной деятельности (И.П. Павлов), работы физиолога Э.Вебера и физика Г. Фехнера, а также таких известных ученых, как К. Прибрама, Дж.Экклса, Ю.В. Косякова и ряда других авторов [15-20]. Важную роль в обосновании этой составляющей сыграли знания и умения теории вероятности, математической статистики, больших чисел П. Л. Чебышева и Д. Бернулли.

Определенная сложность восприятия излагаемого методологического подхода заключается в том, что понятие и механизм реализации «кода речи» отождествляется порой с понятиями «читаемость», «читабельность», либо

«удобочитаемость». В этой связи А.Ю.Бизяев [1] пишет, что следует разграничить термины: читаемость (в смысле узнаваемость) можно отнести и к одному знаку — то есть можно говорить о читаемости дорожного знака или логотипа. Читабельность скорее относится к слову — то есть можно говорить о читабельности слова, надписи, гарнитуры. Удобочитаемость рассматривается с двух позиций: удобства верстки и комфорта чтения и зависит от множества различных факторов, начиная от ширины строки и заканчивая образованием читающего.

На втором этапе исследований были разработаны эталон и адекватные, валидные и надежные виртуальные модели (программные технологии), способные в числовых сравнимых величинах вычислять функциональные затраты нервной системы, направленные на преобразование (декодирование) внешнего речевого сигнала (письменного или электронного теста) в доступный для сознания внутренний бинарный речевой сигнал (код речи).

Под функциональными затратами нервной системы понимается количество производимых ею математических операций направленных на декодирование кванта каждой отдельно взятой буквы алфавита за единицу времени восприятия текста в целом.

Для получения упомянутой модели была разработана специальная компьютерная программа, с помощью которой первоначально была исследована выборка текстов возрастом с Х в. до н. э. по настоящее время. Эта выборка составила 215773 слова или 1170899 букв. В последующем для уточнения полученной модели эта выборка была дополнена другими данными, включая частотные словари А.С. Шарова, включающие 93% лемм и словоформ всего современного русскоязычного речевого пространства. Аналогичные исследования были проведены и для английского языка.

На рис. 1 показаны ранговые частотно-вероятностные модели буквообразования русского и английского языков, полученные с помощью компьютерной обработки репрезентативных выборок текстов. Из рисунка видно, что вероятности, а, следовательно, и частоты встречаемости букв в этих двух моделях, имеют существенные различия. Это означает, что физиологические особенности восприятия английской и русской речи обладают существенными различиями. В свою очередь, это позволило получить представления об эволюции частотно-вероятностной модели русского языка, а также о том, что в процессе своего исторического развития она изменялась путем увеличения долей низкочастотных букв и уменьшения долей высокочастотных букв. Одновременно в нашем языке приживались только те слова, которые по структуре своего кода соответствовали эволюционным возможностям их обработки нервной системой.

Данный подход сделал возможным использование настоящей и подобных ей ранговых вероятностных моделей для любого языка, основанного на алфавитном письме в компьютерных технологиях диагностики нагрузок кода речи. Что и продемонстрировано на рисунке 1 на примере буквообразования русского и английского языков.

Таким образом, получение частотно-вероятностных моделей кода речи сделало возможным разработку

поступающему кванту соответствует свой бинарный или управляющий код, вычисляемый нервной системой в режиме реального времени восприятия речевого сигнала.

компьютерных технологии, моделирующих восприятие речи в виртуальной среде и выделение основных параметров текста. Основными параметрами текста, получаемыми с помощью программ диагностики нагрузок кода речи, являются: объем, длина или время восприятия текста в условных минутах (одна условная минута - 700 букв текста - средняя скорость чтения); средняя динамическая нагрузка первого этапа декодирования текста за 1 условную минуту его восприятия (СДН1); общая или суммарная нагрузка первого этапа декодирования за все время

восприятия текста; средняя динамическая нагрузка второго этапа декодирования текста за 1 условную минуту его восприятия (СДН2); индекс нагрузки декодирования -производная от СДН1 и СДН2.

В настоящей публикации психофизиология текстовых структур рассматривается исключительно с позиций параметра СДН1, так как на этот этап декодирования нервная система затрачивает наибольшую часть своего вычислительного ресурса.

Рисунок 1. Ранговые вероятностные частотно-вероятностные модели буквообразования русского и английского языков.

На третьем этапе экспериментально-психологических и инструментальных исследований осуществлялось доказательство различий психических и физиологических реакций, получаемых в ответ на восприятие тяжелых и легких текстов с позиций нагрузок первого этапа декодирования (СДН1).

В экспериментально-психологических исследованиях принимало участие: 83 испытуемых из числа сотрудников Центра восстановительной медицины, слушателей кафедры железнодорожной медицины и студентов медицинского училища при ЦКБ МПС ОАО «РЖД», 128 курсантов Военной академии ПВО Сухопутных войск РФ (г. Смоленск) и более 500 педагогов (филологов) курсов повышения квалификации в процессе проведения плановых занятий (т. н. тренировка на различение текстов) на кафедре филологического образования Московского института открытого образования.

В результате удалось установить, что при прочтении двух вариантов одного текста модифицированных с помощью программ кода речи в тяжелый (СДН1=5,0-7,0) и легкий (СДН1<0,5) от 80 до 100 процентов испытуемых субъективно отличали тяжелый текст от легкого.

На заключительном этапе разработка вопросов психофизиологии кода речи производилась с использованием социально-психологических и психолого-педагогических методов исследований, чтобы выявить зависимость успешности социальной адаптации личности в отдельных сферах интеллектуальной деятельности от способностей к

составлению персонального текста (воспроизведению индивидуальной письменной речи). В этом случае успешность личности (например, ученика школы или автора художественного произведения) оценивалась опосредованно, через доступные статистическому учету социальные реакции на его тексты. К подобным социальным реакциям были отнесены, например, количество ошибок, допущенных школьником в диктанте, либо читательский рейтинг автора художественного произведения соответственно.

В рамках данного этапа также был осуществлен ряд отдельных исследований. В первом исследовании с позиций технологии кода речи оценивалось 520 письменных работ, выполненных по 19 текстам диктантов школьниками 5-9 классов ГОУ СОШ 1241 г. Москвы.3

Во втором исследовании, проведенном на базе ГБОУ Гимназии 1518 г. Москвы было исследованы результаты оценки 113 письменных работ, исполненных по 5 текстам диктантов школьниками 4-го класса начальной школы.

В третьем исследовании, так же проведенном на базе ГБОУ Гимназии 1518 г. Москвы, были исследованы результаты оценки 77 письменных работ, исполненных по 4 текстам диктантов, написанных школьниками в процессе завершения обучения в 1 -м классе начальной школы.

Четвертое исследование проводилось на базе экспериментальной площадки в МОУ гимназии 22 г. Костромы. Эта площадка была открытана основании изложенных

3 Во всех исследованиях использованы тексты диктантов, официально рекомендованные методическими пособиями

регламентирующими работу учителей русского языка и литературы.

выше результатов исследовании в соответствии с решением экспертного совета Костромского областного института развития образования протоколом №1 от 25.02.2010 г. В процессе данного исследования произведен анализ 270 текстов диктантов, написанных учениками 3-х и 4-х классов начальнои школы.

Одним из важных результатов исследований является то, что доля или процент работ школьников, написанных без ошибок и выполненных по легким текстам (СДН1<=0,1), превышает таковую по тяжелым текстам (СДН1>0,1) на 19 % (почти в 2 раза, соответственно 20% и 39%).

При сопоставлении рейтинга авторских текстов художественных произведений общеизвестных сайтов «Лаборатория фантастики.ру», «Библиотека фантастики», установлено, что средние динамические нагрузки текстов популярных авторов произведений оказались почти в два раза ниже, чем у менее популярных авторов (соответст-венно:.СДН1 0,44±0,19 и 0,85±0,26, ^критерий Стью-дента 2,61, p<0,05). Более того, из десяти образцов текстов популярных авторов (по балансу нагрузок первого и второго этапов декодирования) три обнаружили выраженные суггестивные свойства (т. н. индекс суггестивности ИС =>6), в то время как тексты менее популярных авторов этими свойствами не обладали (ИС<=3).

Анализ данных, полученных в результате программной обработки образцов текстов сайтов «Проза.ру» и «Самиздат.ру», показал, что доля легких текстов (СДН1<=0,63), превышает таковую у популярных авторов в сравнении с менее популярными авторами в 1,4 раза (соответственно 93,8+3,8% и 67,5+7,4%, и-критерий Фишера 3,166, p<0,01). Аналогичные закономерности были получены по более чем ста отобранным образцам текстов двух полярных групп сформированных на основании материалов сайта «Проза.ру».

Таким образом, на основании ряда исследований, проводившихся по единому замыслу и включающих ряд самостоятельных научно-теоретических исследований и практических экспериментов, были получены результаты, демонстрирующие возможности инновационного подхода к решению проблемы кода речи: оценки сложности восприятия и удобочитаемости текстов; изменения (модификации) текстов в интересах наилучшего их понимания, запоминания; усиления суггестивных свойств текстов.

Аналогичных результатов, а тем более их совокупности, исследователи в этой области науки и практики пока предъявить не могут. Подтверждением этому являются результаты анализа не только моделей буквообразо-вания русского и английского языков, но и различных классов текстов (всего более 10 тыс. текстов) (рис. 2).

Рисунок 2. Классы текстов с позиций физиологических параметров их восприятия

По горизонтальной оси графиков отложено время восприятия текста в условных минутах, по вертикальной оси - нагрузка первого этапа декодирования (СДН1).

Профили текстов отображены снизу вверх: библейские, классические, литературные, профессионально-деловые, гипнотические (суггестивные), заговорные и ман-тральные.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что степень сложности восприятия различных классов текстов возрастает соразмерно нагрузкам декодирования снизу вверх, причем между полярными

классами текстов: мантральными и художественными параметры нагрузок декодирования различаются в сотни раз (!), между остальными классами в разы и десятки раз. Сама жизнь поставила великий языковый эксперимент. Человечество в процессе своего исторического развития разделило все тексты по классам в зависимости от особенностей их восприятия, и пренебрежение результатами этого эксперимента противоречит диалектике и логике научного познания природы речи. Более того подобные закономерности получены и для англоязычного речевого пространства [2-4, 8].

Возможности кода речи с успехом могут использоваться в социальном и организационном управлении. Примером этого могут служить, результаты анализа тек-

стов (таблица 1) предвыборных программ различных партий, предназначенных для изучения в период выборов в Государственную Думу Российской Федерации (4.12.2011), которые широко размещались в Интернет.

Таблица 1.

Психофизиологические парамет ры текстов предвыборных программ

Предвыборные программы (текст) партий Кодов (букв) Условных минут восприятия Средняя нагрузка Общая нагрузка

Единая Россия 17330 26,0 0,65 17

Справедливая Россия 54661 82,5 1,21 100

КПРФ 36208 54,0 1,70 92

Правое дело 25907 38,5 1,95 75

ЛДПР 40804 64,0 2,06 132

Яблоко 24525 36,5 4,11 150

Как свидетельствуют представленные данные, психофизиологические параметры текстов предвыборных программ партий имеют существенные различия. По полярным параметрам средних нагрузок они достигают разницы в 6,3 раза (4.11/0,65). Данный пример еще показателен и тем, что не всегда более длинный текст обладает большими нагрузками декодирования. Текст партии «Справедливая Россия» в 2 раза больше текста партии «Яблоко» (54661/24525), однако суммарная нагрузка текста (произведение параметров третьей и четвертой граф таблицы - авт.) «Справедливой России» в 1,5 меньше, нежели чем у текста «Яблока» (150/100). Совершенно очевидно, что опираясь на подход, реализуемый в рамках кода речи, учитывая психофизиологические особенности восприятия сознанием текстов и речи, наибольшие шансы на успех имела предвыборная программа партии «Единая Россия».

В данном случае мы не касаемся вопросов политической борьбы, личностных особенностей кандидатов, сущности и содержания программ партий, реализуемых политтехнологий как выходящих за рамки исследования. Приведенный пример используется для иллюстрации возможностей применения технологии кода речи: для быстроты и удобства прочтения, ясности понимания содержания прочитанного, усвоения содержащихся в программах установок, принятия решения о голосовании за определенную партию и конкретного кандидата. Это дает очередной повод для размышлений о возможностях управления сознанием человека.

В рамках организационного управления возможности кода речи могут с успехом использоваться при разработке перспективных нормативных актов в рамках стратегического управления человеческими ресурсами; в государственном и муниципальном управлении при подготовке и в ходе реализации служебных документов менеджеров всех уровней; в профессиональной и деловой переписке различных должностных лицам. Особую значимость и потребность применение технологии кода речи могут иметь при подготовке должностных инструкций и разработке алгоритмов работы лиц, осуществляющих свою деятельность в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях (сотрудников спецслужб, военнослужащих, спасателей, пожарных и других). К сожалению, формат публикации не позволяет осветить все полученные в этой сфере результаты исследований.

Заключение

В контексте обсуждения изложенных результатов следует заметить, что особенностью алгоритма психофизиологии кода речи является возможность разложить речь, и наиболее употребляемую в исследованиях логическую и лексическую единицу языка - слово, на составляющие его буквы и звуки, придать им соответствующие числовые значения, а затем оценить степень влияния полученных кодов на сознание. Это аналогично использованию атомных весов химических веществ в периодической системе Д.И.Менделеева, коду Морзе (Вейля/Морзе), системе применения «0» и «1» в двоичном коде цифр. В свою очередь, это позволяет проводить качественный и количественный анализ текстов, речи, слов, звуков, а также степени их усвояемости.

Методология кода речи и реализуемые методы превосходят широко известные у нас в стране и за рубежом программы, предназначенные для оценки удобочитаемости текстов по Флешу, Флешу-Кинкейду, программно реализованные в Outlook 2013, Word 2013, Outlook 2010, Word 2010 [23]. Они лишь позволяют это делать на основе сравнительного анализа среднего числа слогов в слове (число слогов, деленное на число слов) и средней длины предложения (число слов, деленное на число предложений). Тест по Флешу-Кинкейду используется для оценки текстов на экзаменах в школах США. Как очевидно, анализ идет на уровне средних показателей слогов и длинны предложений и по своим возможностям значительно уступает описываемому в данной статье.

Таким образом, показатели удобочитаемости раскрывают в основном лингвистические характеристики самого текста, а не психологические и психофизиологические особенности его восприятия и влияния на сознание. Более того, они не дают оценки сложности его восприятия сознанием, психологического и психофизиологического прогноза последствий уяснения информации.

Заявленные другими авторами методы и программы оценки текстов: И.Ю.Черепановой «Словодел» для выявления суггетивного влияния языка [22], «Диатон» для экспертизы текстов внушения [21], А.П.Журавлева и В.И.Шалак «ВААЛ» для фоносемантической экспертизы текстов [24], предназначены для других представленных выше целей и не рассматривают ни проблемы читабельности, ни проблемы удобочитаемости, ни проблемы кода речи, а, главное, не дают одинакового и однозначного ре-

зультата при сравнительном анализе одинаковых характеристик текстов, что вызывает вопросы об их валидности и надежности.

Предлагаемый метод позволяет выявить однозначные и четкие критерии оценки не только структуры и сложности текста, но и степень понимания и запоминания его смыслаили усвоения сознанием, в том числе и степень суггестивности. Более того ни один из рассмотренных выше подходов не может оптимизировать текст в интересах речевой коммуникации.

Кроме вышеперечисленных достоинств, ни один из рассмотренных способов не открывает перспектив диагностики личности по персональному тексту и не учитывает особенности высшей нервной деятельности человека, включая возрастные особенности этой деятельности.

Еще одной отличительной особенностью представляемого подхода и методов, основанных на нем является то, что известные тесты удобочитаемости при наличии в тексте различных языков (2-3 и более) дают оценку удобочитаемости текста в целом только по оценке удобочитаемости одного из наиболее часто встречающихся языков, а предлагаемые в исследовании - при необходимости конкретно по каждому отрывку текста и языку, а также тексту в целом, причем с учетом степени сложности усвоения этих текстов.

Жизненную важность и актуальность необходимости проведения теста на удобочитаемость подтверждает тот факт, что недавно введение критериев легкости и удовлетворенности инструкций по медицинскому применению препаратов чтением стало обязательной предреги-страционной процедурой выпуска этих препаратов в странах ЕС.

В этой связи следует заметить, что разработка вопросов психофизиологии кода речи более чем 20 лет осуществлялась специалистами, обладающими необходимым для этого уровнем образования, научным и профессиональным опытом в инициативном порядке. В 2013 г. решением экспертного совета Российского гуманитарного научного фонда был предоставлен грант и поддержан проект № 13-16-77025 «Мониторинг текстов школьных учебников компьютерными технологиями кода речи. Определение возрастных критериев нагрузок декодирования школьных текстов и соотнесение их с принятыми в гуманитарной области представлениями», что является фактом государственной поддержки исследований данного направления.

Выводы

Методология и анализ результатов исследований психофизиологии кода речи позволяют сделать следующие выводы:

1. Выдвинутая рабочая гипотеза доказана.

2. Реализация технологии кода речи позволяет осуществить: анализ и оценку сложности восприятия и удобочитаемости текстов; изменения (модификацию) текстов в интересах наилучшего их понимания и запоминания; усиление суггестивных свойств текстов на сознание личности и различных социальных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Умелое и целенаправленное применение методологии и методов, реализуемых при помощи открытых механизмов кода речи, в перспективе позволяет активно использовать их как в организационном и социальном управлении, так и стратегическом управлении человеческими ресурсами в целом.

Список литературы

1. Бизяев A.Ю.Эстетика и удобочитаемость шрифта. М.: 2010.

2. Биркин A.A. Код речи / Гиппократ - СПб.: 2007, 407 с.

3. Биркин A.A. Природа речи/Ликбез - М.: 2009, 384 с.

4. Биркин A.A., Эсауленко ИА. Психофизиология кода речи и оценка успешности написания диктантов на уроках русского языка в начальной школе. //Материалы XXXIX Международной филологической конференции. 15.03.2010 - 20.03.2010, СПбГУ.

5. Биркин A.A., Звоников В.М., Зотова Т.В., Эсауленко ИА. Физиология восприятия речи в аспекте психологической безопасности образовательного пространства./Вестник восстановительной медицины М.: 2010. - № 2(36) июнь - С. 11- 16.

6. Биркин A.A., Дудова Л.В. Психофизиологический аспект текстологии в развитии здоровьесберегаю-щих речевых технологий./Вестник восстановительной медицины М.: 2010. - № 4(38) октябрь, с. 6-9.

7. Биркин A.A., Кузма Л.П. Aпробация программной технологии облегчения восприятия текстов для учащихся младших классов на базе экспериментальной площадки Костромского областного института развития образования// Материалы 2-го Международного конгресса «Медицинская и психологическая реабилитации в реализации стратегии профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации», 4-6 октября 2010, Сочи.

S. Биркин A.A. Гипотеза сигнального градиента сознания и феномены поведения биологических объектов (1-е сообщение)//Психотерапия №3 (54) -М.: 2012, с. 12-20, 0,5 п. л.

9. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2001, 366 с.

10. Ефросинина ЛА. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/ ЛА.Ефросинина. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Гаф. 2010, 208 с.

11. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Книга для учителя/Просвещение - М.: 1991, 33 с.

12. Косяков Ю.Б. Мой мозг: строение, принципы работы, моделирование - М.: СИНТЕГ, 2001, 160 с.

13. Прибрам К.Х. Языки мозга. // Перев.с англ. Н.Н. Даниловой и Е.Д.Хомской под ред. и с предисл. AP. Лурия - М.: , «Прогресс» , 1975, 464 с.

14. Черепанова И.Ю. Стрела времени. Направленная энергия мира. Серия Библиотека НЛП. Издательство: ПрофИнстайл.

15. Eccles J. C. The Neurophysiologikal Basis of Mind. Oxford, The Clarendon Press, 1953.

16. Eccles J. C. The physiologi of imagation. Scientific American, 195S, 199, 135-146.

17. Eccles J. C. The physiologi of Sinapses. Berlin, Springer Verlag 1964.

1S. Eccles J. C., Ito M. and Szentagothai J. The Cerebellum as a Neuronal Machine. New York, Springer - Verlag 1967.

19. Evans D. Computer logic and memory. Scientific Amer, 1966, 215, 74- S7.

20. Gene V. Glass., Julian C. Stanley Statistical methods in Edication and Psychology. Prentce - Hall, NewJersey/ Пер. С англ. - М.: Прогресс, 1976, 495 с.

21. diatontest.ru

22. suggestio.su>cherepanova

23. office.microsoft.com>Ms0ffice>help/HP0103542S6.as px

24. vaal.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.