УДК 330.34.014, 330.35 O 12, О 25, O32, O 43
Методология формирования социальной инфраструктуры в регионе:
инвестиции в качество жизни Methodology of formation of social infrastructure in the region investing in
the quality of life
Бахарева Ольга Владимировна, BakharevaOlga Vladimirovna,
канд. экон. наук, доцент кафедры муниципального менеджмента,
Ильина Евгения Валерьевна, Ilina Evgenia Valerievna, канд. экон. наук, доцент кафедры муниципального менеджмента,
Серова Арина Сергеевна, Serova Arina Sergeevna, студентка,
Казанский государственный архитектурно-строительный
университет,
Российская Федерация, 420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1 е-mail: [email protected],Ilina19091982@mail. ru,
serova_arina@bk. ru
Аннотация. Анализ социальной инфраструктуры в Республике Татарстан позволил выявить ряд проблем, свойственных низкобюджетному строительству. Высокая плотность застройки, удаленность загородного строительства от сложившейся инфраструктуры, приводит к проблемам нехватки рабочих мест, объектов социальной инфраструктуры во вновь построенных комплексах, перегружает транспортные магистрали региона. Инвестиции в комплексную жилую застройку целесообразно сопровождать
развитием бизнеса, досуговых и иных объектов социальной инфраструктуры. Источниками инвестиций развития региональной инфраструктуры могут быть средства институциональных инвесторов, девелоперов, что обеспечит экономический эффект и позволит повысить качество жизни в регионе. Ключевые слова: региональная экономика, социальная инфраструктура, рынок недвижимости, инвестиции, институциональные инвесторы, девелопмент недвижимости, инновации,концессионные контракты, устойчивое Abstract.
Analysis of social infrastructure in the Republic of Tatarstan, revealed a number of problems inherent in the construction of low budget. High density, remoteness of country building on the existing infrastructure, resulting in the shortage of jobs and social infrastructure in the newly built complex, overloaded highways in the region. Investing in a comprehensive residential development it is advisable to accompany the development of business, leisure and other social infrastructure. Sources of investment development of regional infrastructure can be a means of institutional investors, real estate developers, which will provide economic benefits and will improve the quality of life in the region.
Keywords: regional economy, social infrastructure, real estate market, investment, institutional investor, real estate development, innovation, concession contract, sustainable development
Введение
В Республике Татарстан проводится активная политика инновационного экономического развития региональной экономики. Территория республики обеспечена энергетической, транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой, уровень развития инфраструктуры,различается в городах, районах республики и сельских поселениях. В тоже время, в условиях российского и международного экономического кризиса в регионевозникли тенденции строительстванизкобюджетного жилья в эконом-секторе, застройка
осуществляется на окраинах городов, на удаленных от города участках, складывается тенденция жилой застройки без объектов социальной инфраструктуры, расположенной в шаговой доступности от построенного жилого микрорайона. Возникают следующие проблемы комплексного развития новых территорий: снижение покупательного спроса населения; дефицит инвестиционных ресурсов, политика снижения издержек в строительстве жилой недвижимости у застройщиков; недостаточное инвестирование в развитие социальной инфраструктуры, что в совокупности приводит к снижению качества жизни в новых построенных комплексах в регионе, перспектива завершения государственной программы субсидирования ипотеки.
Целью исследования является анализ особенностей и проблем строительства жилых объектов в условиях экономического кризиса и их влияние на качество жизни населения в регионе.
Методология исследования
Методологической основой исследования послужил эмпирический анализ предложений застройщиков жилья в строительной отрасли на региональном уровне.
Исследование основано на сравнении данных Банка России, официального сайта Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, иных публичных источников статистической информации об инвестировании в развитие социальной инфраструктуры и состоянии рынка недвижимости Республики Татарстан,.
Анализ тенденций развития социальной инфраструктуры
Понятие социальной инфраструктуры в различных исследованиях рассматривается в узком смыслекак минимальный жизненный стандарт [1-6] и в широком смысле как комфортный, экологичный уровень жизни в условиях занятости [7-12], В международной практике на развивающихся рынках социальная инфраструктура как направление государственных
инвестиций в общественные блага предполагает только развитие сети школ, госпиталей, защитных сооружений (дамбы), стадионов [13].
В условиях ограниченности ресурсов из рассмотрения исключаются вопросы строительства социальной инфраструктуры «высокого» уровня для качественного отдыха и развития спортивных способностей, которая позволяет создать высокий уровень качества жизни в городах или сельских поселениях, преодолеть ограниченность и скудность предоставляемых возможностей для качественного поведения времени, приводит к неравномерному развитию отдельных территорий региона, снижает туристическую привлекательность региона.
Рис. 1. Модель региональной инфраструктуры
Источник: [13, р.7]
В докризисный период для выравнивания качества жизни в различных районах в Республике Татарстан реализованы масштабные программы развития технической инфраструктуры, необходимой для комфортного проживания. Проведена газификация сельских районов и городских поселков с индивидуальной застройкой, телефонизация городов и сельских поселений, осуществлено строительство объектов общественного назначения (мост через р. Волга, расширенная сеть автомобильных дорог, реконструкция аэропорта, железнодорожного вокзала и другие проекты), объектов спортивной инфраструктуры и пр. Реализуются программы жилищного строительства (ликвидировано ветхое жилье, предоставляется
жилье по социальной ипотеке и др.)б проводится региональная промышленная политика создания рабочих мест [16-19].
Создается инновационная инфраструктура для ведения бизнеса. Работает региональный институт развития Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан (2011) в целях привлечения инвестиций, сопровождения и реализации инвестиционных проектов, создании благоприятного инвестиционного климата в регионе, роста инвестиционной привлекательности Татарии. Для содействия инвесторам подготовлены площадки для реализации бизнес-проектов потенциальных инвесторов в Особой экономической зоне Алабуга, в бизнес-инкубаторах, 1Т-парках региона, проводятся регулярные мероприятия по развитию компетенций населения в сфере предпринимательства, 1Т-технологий, маркетинга и рыночных коммуникаций с приглашением лучших отраслевых экспертов и специалистов.
Совместно с частным бизнесом совершенствуется система образования. Реализованы проекты строительства детских садов, частных школ, детских центров развития.
Особое внимание в Татарии уделено развитию социальной инфраструктуры. В рамках государственных программ РФ реализуются проекты развития здравоохранения: профилактики заболеваний и повышения качества предоставляемых медицинских услуг1. В республике особое внимание уделяется строительству объектов социального назначения, например, реализуется государственная программа «Развитие здравоохранения РТ до 2020 года». В рамках подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» созданы условия оказания первичной медико-
Официальный сайт Министерства здравоохранения Республики Татарстан. [Электронный ресурс]: http://minzdrav.tatarstan.ru/rus/razvitie-zdravoohraneniya.htm.(дата обращения: 12.11.2016).
санитарной помощи на селе, работают фельдшерско-акушерские пункты (ФАП трех типов 44-62-83 кв. м. для сел с различной численностью населения), используются передвижные стоматологические кабинеты. Кроме того, реализуются программы развития инфраструктуры для досуга. В рамках «Программы развития хоккея в РТ» с 2004-2010 в 41 городе и районах республики установлены 207 хоккейных комплексов «Шатлык».
Инфраструктура для досуга связана с сохранением культурных и исторических объектов региона, а также развитием туристического кластера. Исторические культурные комплексы региона были реконструированы, расширены направлениях их деятельности. Появились объекты Всемирного культурного наследия под охраной ЮНЕСКО (архитектурный ансамбль Казанский Кремль, Болгарский историко-архитектурный музей), проводятся Международный фестиваль балета им. Р. Нуриева (1987), Международный фестиваль оперы им. Ф. И. Шаляпина (1982), Международный фестиваль мусульманского кино (2005), Международный фестиваль джаза (2007).
Спортивная инфраструктура региона представлены объектами высокого международного уровня. В 30 километрах от Казани построен Горнолыжный спортивно-оздоровительного комплекс «Казань», гольф-клуб по европейским стандартам качества. В Казани действует Международный конно-спортивный комплекс (2006), который принимал Кубок мира для лошадей рысистых пород.
Для подготовки международных спортивных соревнований создана спортивная инфраструктура (спортивные сооружения и Деревня Универсиады, обновлены по международным стандартам медицинские учреждения и пр.). Татария стала местом проведения спортивных соревнований международного уровня: XXПV Летняя Универсиада студентов (2013), Чемпионат мира по водным видам спорта (2015), Чемпионат Европы по дзюдо (2016), а так же планируется проведение Кубка Конфедераций (2017), Чемпионата мира по футболу (2018). Таким образом, Республика Татарстан обладает широкой сетью спортивных объектов,
которые стали частью городской инфраструктуры после завершения международных спортивных соревнований. Общественная среда предоставляет возможности для отдыха любой степени активности: развлекательные центры и кинотеатры, в том числе в торговых центрах.
В исследованиях отмечается особенность объектов социальной инфраструктуры и досуга, влияющих на их стоимость заключается в особенном архитектурном решении и высокой функциональной нагрузке в процессе эксплуатации [14].
В 2016 году в Казани предложение девелоперы и фирмы предлагали жилые помещения в 51 жилом комплексе (ЖК) с разным уровнем комфорта, доступа к городской инфраструктуре и инфраструктуре собственно жилого комплекса.
Лидером предложения комфортной инфраструктуры в сегменте эконом-класса является девелоперская компания «Унистрой». (Таблица 2).
Таблица 2
Анализ предложения объектов инфраструктуры в жилых комплексах девелоперской компании «Унистрой» в г. Казанив 2016 г.
Название Наличие объектов инфраструктуры Минимальная
жилого ставка по
комплекса ипотечному кредиту
ЖК «Арт Парковая зона, 7%
Сити», Школа, 2 детских сада, Подземная стоянка, Многоуровневый паркинг, Опорный пункт полиции, Централизованная система видеонаблюдения, Безбарьерная среда, Контроль въезда на территорию парковки, Специальные места для кондиционеров
ЖК «Весна» Многофункциональные спортивные площадки, Яркие фасады, Балконы-лоджии с утеплением, Современные детские площадки, Первый скейт-парк в Поволжье, 7%
Велосипедные дорожки, Пешеходные зоны, Отдельная зона для выгула собак, Уличные спортивные тренажеры,
5 детских садов,
5 школ,
4 медицинских учреждения,
4 центра дополнительного образования
ЖК «Царево Микрогород в 30 км. От Казани. 7%
Village" Экологичность и комфорт. Инфраструктура ЖК: Школа, Детские сады, торговые центры, магазины, парки, аллеи. Собственный автобусный маршрут.
ЖК Яркие фасады, 11,3%
«Журавли" Комфортное дворовое пространство (детские и спортивные площадки), Детский сад на территории ЖК, Удобные парковки, Транспортная доступность, Развития городская инфраструктура: 3 торговых центра,, 4 школы, 7 детских садов, 3 поликлиники, ВУЗы, Станции метро в пешей доступности
Источник: данные официальныйсайтдевелоперской компании «Унистрой», [Электронный рсурс]: http://unistroyrf.ru, http://zhuravli-unistroy.ru, http://vesna-kzn.ru, http://artcity-kazan.ru Фирма реализует концепцию семейного жилого комплекса с
комфортной собственной инфраструктурой, что является нетипичным для
кризисного периода.
Снижение доходов федерального и региональных бюджетов не
позволяет планировать масштабное строительство новых объектов
социальной инфраструктуры (культурно-просветительских, зрелищных и
спортивных комплексов) в новых микрорайонных эконом-класса.
Сокращение спроса на рынке жилой недвижимости приводит к пересмотру ценовой политики фирм и планирования объемов ввода объектов жилой недвижимости. Строительные фирмы реализуют организационно-управленческие решения для снижения издержек на единицу продукции и сохранения рентабельности бизнеса.
Анализ предложения застройщиков города Казани показал, что застройкамалогабаритных квартир, в большинстве случаев ведется без объектов социальной инфраструктуры и дополнительных объектов самих жилых комплексов.
Таким образом, анализ факторов изменяющих структуру предлагаемого жилья на рынке жилой недвижимости РТ показывает, что наблюдается тенденция строительства малобюджетного жилья, что проявляется в следующем:
снижении общей площади квартиры по сравнению с докризисными показателями,
появлении на рынке студий с небольшой площадью в одном доме до 80% от жилой площади дома,
строительстве жилых комплексов за городом на земельных участках с невысокой стоимостью,
применением технологий строительства из недорогих строительных материалов, с помощью нетрадиционных экономичных технологий.
Строительство малобюджетного жилья создает проблемы социально-экономического характера: территориальное планирование в условиях нехватки объектов социальной инфраструктуры в построенных жилых комплексах, нехватка рабочих мест, транспортная нагрузка на магистрали для въезда/выезда в направлении районов с развитой инфраструктурой (рабочих мест, центров досуга, медицинской помощи и др.), отсутствие возможностей свободного выбора досуговых услуг.
Инвестиции в качество жизни
Методология формирования социальной инфраструктуры в регионе по нашему мнению предполагает развитие социальной инфраструктуры как объектов обеспечивающих необходимый уровень жизни (школы, поликлиники, защитные сооружения, спортивные сооружения), так и социальной инфраструктуры комфорта развития (для свободного выбора досуга - парковые зоны, снаряды для занятия физической культурой и др.), а также объектов культурного наследия, исторических памятников, объектов международного уровня, туристических маршрутов.
В настоящее время источниками инвестиций для социально -экономического развития региона,повышение качества жизни в регионе
являются средства федерального бюджета РФ и средства регионального бюджета РТ. Инвестирование в условиях кризиса в развитие региональной инфраструктуры (технической и социальной) в новых жилых комплексах остается неопределенным по срокам и источникам инвестиций.
В мировой практике источниками инвестиции в инфраструктуру в развивающихся странах являются доноры, в развитых странах -государственные инвестиции и инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства. Особую роль играют институциональные инвесторы (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании акционерными и паевыми фондами) [13].
В Российской Федерации активы негосударственных пенсионных фондов составляют до 6% ВВП (рис. 1).
Рис. 1. Анализроста активов негосударственных пенсионных фондов в России за период 2004 - 6 месяцев 2016 гг. Составлено автором. Источник: Официальный сайт Банка России: https://www.cbrru/fmmarkets/?PrtId=sv coll invest (дата обращения: 23.11.2016).
Сформированные в России с 2004 года значительные долгосрочные инвестиционные ресурсы негосударственных пенсионных фондов могут быть направлены на развитие социальной инфраструктуры, в том числе на развитие социальной инфраструктуры региона.
Выводы
Теоретический и эмпирический анализ развития социальной инфраструктуры в регионе в условиях экономического кризиса позволил выявить следующие тенденции:
1) тенденции снижения покупательной способности, экономии на качестве и инфраструктурных объектах в девелоперских проектах жилой недвижимости.
2) потребность для сохранения высокого уровня качества жизни в создании необходимой инфраструктуры и инфраструктуры комфорта и развития,
необходимые инвестиции могут быть предоставлены институциональными инвесторами в случаегарантирования рентабельности проектов.
Возможность использования внутренних инвестиций институциональных инвесторов пенсионного рынка для развития социальной инфраструктуры за счет долгосрочных пенсионных активов создаст положительный экономический и социальный эффект, может способствовать устойчивому росту региональной экономики.
Библиографический список
1. Тошенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. - М.: Мысль, 1980. - 206 с.
2. Захарова И. Л. О содержании и структуре понятия социальная инфраструктура // Географический анализ природных и социально-экономических образований, Рязань, 2012, - ч. 1,2.
3. Ашина Ю. А., Борисов А. В., Борисова Н. И. Развитие инфраструктуры современного города: социальные и экономические аспекты // NOVAINFO.RU, 2015, № 39. - С. 177-189.
4. Ахинов Г., Камилов Д. Государственное регулирование инновационной деятельности в социальной сфере // Проблемы теории и практики управления. 2013, № 9, - С. 23-24.
5. Забелина Н. В. Необходимость государственной поддержки социальной инфраструктуры села // Вестник АПК Верхневолжья, 2010, № 1. - С.. 82-86.
6. Шульженко Н. А., Сычева И. В. О проблемах инвестирования в социальную инфраструктуру городских агломераций // Известия Тульского государственного университета, 2016, № 2-1. - С. 243-246.
7. Barro. R. Government Spending in a Simple Model of Endogenous Growth//Journal of Political Economy, 1990, Vol. 98, No 5, pp. 102-125.
8. Полтерович В. М. Промышленная политика: рецепты или институты? // Журнал новой экономической ассоциации, 2014, № 2(22). - С. 190-195.
9. Jochimsen R. Theorie der Infrastruktur. - Tubingen, 1996. - 99 p.
10. Кох И. А. Социальная инфраструктура как форма институциализации процессов модернизации // Вестник Омского университета. Серия: экономика, 2015, № 3. - С. 213-219.
11. Алексеева В. Ю., Алексеева Е. Ю. Инвестиции в социальную сферу: классификация объектов социальной инфраструктуры // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2012, № 8. - С. 217-218.
12. Черняк В. З. Экономика строительства и коммунального хозяйства. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 623 с.
13. Inderst G., Stewart F. Institutional Investment in Infrastructure in Emerging Markets and Developing Economy. // Public-Private Infrastructure Advisory Facility (PPIAF), 2014. - 60 p.
14. Bakhareva O. V., Romanova A. I., Safina R. S., Kursina I. M., Shindina T. A. Infrastructure in The Region: Long-Term Investments of Institutional Investors in Russia Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2015, T. 6, No 3. P. 488-503.
15. Kovaltchuk A. P., Dedusenko E. A., Blinova E. A., Miloradov K. A. Concept and Procedures of Crisis Management in Russian Hotel Enterprises.
Journal of Environmental Management and Tourism, 2016, Vol. 7, 3(15), p. 473480, DOI: 10.14505/jemt.v7.3(15).13.
16. Мухаррамова Э. Р., Ажимова Л. Э, Файзуллин И. Э. Развитие инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан // Российское предпринимательство, 2014, № 19(265). - С. 135-145.
17. Медяник Ю. В. Резервы снижения стоимости жилья в рамках реализации государственных жилищных программ // Российское предпринимательство, 2015, т. 16, № 5 (275). С. 777-786.
18. Медяник Ю. В., Шагиахметова Э. И. Становление и развитие рынка жилой недвижимости в условиях экономических кризисов // Российское предпринимательство, 2016, т. 17, № 15. - С. 1751-1764.
19. Буркеев Д. О. Иннополисы как неотъемлемый сектор развития региональной экономики // Креативная экономика, 2012, № 11. - С. 95-99.
Reference list
1. Toshenko J.T. Social infrastructure: the nature and ways of development. - M .: Thought, 1980. - 206 p.
2. Zakharov I.L. On the content and structure of the concept of social infrastructure // Geographical analysis of natural and socio-economic formations, Ryazan, 2012 - 1.2 hours..
3. Ashina Y. A, Borisov A.V., Borisov NI Development of infrastructure of a modern city: social and economic aspects // NOVAINFO.RU, 2015, № 39. -S. 177-189.
4. Akhinov G., D. Kamilov State regulation of innovative activity in the social sphere // Problems of the theory and practice of management. 2013, number 9, - S. 23-24.
5. Zabelin N.V. Necessity of state support of social infrastructure of the village // Bulletin of agrarian and industrial complex of the Upper Volga, 2010, № 1. - pp.. 82-86.
6. Shulzhenko N.A., Sychev I.V. On investment issues in the social infrastructure of urban agglomerations // Bulletin of the Tula State University, 2016, number 2-1. - pp. 243-246.
7. Barro. R. Government Spending in a Simple Model of Endogenous Growth/Journal of Political Economy, 1990, Vol. 98, No 5, pp. 103-125.
8. Polterovich V.M . Industrial policy: recipes or institutions? // Journal of the New Economic Association, 2014, № 2 (22). - S. 190-195.
9. Jochimsen R. Theorie der Infrastruktur. - Tubingen, 1996. - 99 p.
10. . Koch I.A. Social Infrastructure as a form of institutionalization of the modernization processes // Herald of Omsk University. Series: Economics, 2015, № 3. - pp. 213-219.
11. Alekseeva V.Y. Alekseeva E. Yu Investment in the social sphere: classification of objects of social infrastructure // Actual problems of aviation and cosmonautics, 2012, No 8. - pp. 217-218.
12. Chernyak V.Z. Construction Economics and Public Utilities. -Moscow: UNITY-DANA, 2003. - 623 p.
13. Inderst G., Stewart F. Institutional Investment in Infrastructure in Emerging Markets and Developing Economy. // Public-Private Infrastructure Advisory Facility (PPIAF), 2014. - 60 p.
14. Bakhareva O. V., Romanova A. I., Safina R. S., Kursina I. M., and all. Infrastructure in The Region: Long-Term Investments of Institutional Investors in Russia Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2015, T. 6, No 3. P. 488-503
15. Kovaltchuk A. P., Dedusenko E. A., Blinova E. A., Miloradov K. A. Concept and Procedures of Crisis Management in Russian Hotel Enterprises. Journal of Environmental Management and Tourism, 2016, N 7, 3(15). - pp.473480.
16. Muharramova E.R. Azhimova L.. E,. Faizullin I.E.Development of the Republic of Tatarstan investment and building complex business // Russian Entrepreneurship, 2014, № 19 (265). - S. 135-145.
17. Medyanik V. Reserves reduce the cost of housing in the framework of the implementation of government housing programs // Russian Entrepreneurship, 2015, v. 16, № 5 (275). Pp 777-786.
18. Medyanik Y. V., Shagiahmetova E.I .Formation and residential real estate development in the conditions of economic crisis // Russian Entrepreneurship, 2016 t 17, № 15. -. Pp 1751-1764.
19. Burkeev D.. O.. Innopolis as an essential sector for regional economic development // Creative Economy, 2012, № 11. - S. 95-99.