Научная статья на тему 'Методология факторного анализа как основа развития стоимостного менеджмента'

Методология факторного анализа как основа развития стоимостного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА / ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайловский Александр Александрович

В статье отмечается, что в современных условиях экономики все большую актуальность и значимость для предприятий государственного и коммерческого секторов экономики приобретает вопрос поиска инструментов, способствующих повышению стоимости бизнеса. Обоснование необходимости использования методологии факторного анализ, как основы развития стоимостного менеджмента. В настоящей работе при использовании методов финансово экономического моделирования представлено обоснование использования факторного анализа, как основы развития стоимостного менеджмента. В целом, как мировой, так и национальный опыт, свидетельствуют о широких перспективах развития методов управления стоимостью на основе факторных моделей. Автором сделан вывод о том, что для принятия управленческих решений направленных на максимизацию стоимости бизнеса необходимо использовать факторную модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайловский Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология факторного анализа как основа развития стоимостного менеджмента»

УДК 338.2

Михайловский Александр Александрович

аспирант кафедры управления бизнес-процессами. Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ) [email protected]

Alexander A. Mikhaylovsky

Graduate Student of department management business-processes. National research nuclear university (MIFI) [email protected]

Методология факторного

анализа как основа развития стоимостного менеджмента

Methodology factor analysis as a basis of cost management

Аннотация. В статье отмечается, что в современных условиях экономики все большую актуальность и значимость для предприятий государственного и коммерческого секторов экономики приобретает вопрос поиска инструментов, способствующих повышению стоимости бизнеса. Обоснование необходимости использования методологии факторного анализ, как основы развития стоимостного менеджмента. В настоящей работе при использовании методов финансово - экономического моделирования представлено обоснование использования факторного анализа, как основы развития стоимостного менеджмента. В целом, как мировой, так и национальный опыт, свидетельствуют о широких перспективах развития методов управления стоимостью на основе факторных моделей. Автором сделан вывод о том, что для принятия управленческих решений направленных на максимизацию стоимости бизнеса необходимо использовать факторную модель.

Ключевые слова: факторный анализ, стоимость бизнеса, факторная модель.

Annotation. Under current conditions of the economy growing relevance and importance for businesses of public and commercial sectors of the economy becomes a question of search tools that enhance business value. The rationale for the use of the methodology of factor analysis as a basis for the development of cost management. In this paper, by using financial techniques - economic modeling presented justification for the use of factor analysis as a basis for the development of cost management. In general, both global and national experience indicate broad prospects for the development of value-based management methods on the basis of factor models. It is concluded that it is necessary to use a factor model for management decisions aimed at maximizing business value.

Keywords: factor analysis, business value factor model.

В условиях динамично меняющейся внешней среды каждый финансово-экономический показатель находится под воздействием целого ряда различных факторов. Кроме этого, многие показатели, характеризующие финансовые и экономические аспекты деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики, находятся во взаимозависимости. Чем подробнее исследуется влияние факторов на величину анализируемого показателя, тем эффективнее может быть организована работа предприятия и оценены результаты его деятельности.

Под факторным анализом понимается постепенный переход от исходной системы к конечной факторной модели и раскрытие полного набора прямых, количественно измеряемых факторов, оказывающих влияние на измерение результативного показателя.

Стоимость бизнеса, как количественный показатель, также нуждается в подробном и всесторон-

нем исследовании на предмет выявления воздействующих на ее величину факторов. Учитывая актуальность развития стоимостного менеджмента в рамках современной управленческой практики, необходимо рассмотреть проблему выявления факторов, оказывающих на показатель стоимости.

Для проведения факторного анализа стоимости необходимо провести сбор и систематизацию первичной аналитики и последующего расчета стоимости анализируемых объектов согласно методологиям лучших мировых практик, адоптированным для отечественных предприятий. В рамках проводимых авторами исследований были проанализированы три оценочных подхода, рекомендованных стандартами оценочной деятельности - затратный, сравнительный и доходный. Необходимо отметить, что основываясь на рекомендациях зарубежных практиков оценочной деятельности, особое внимание было уделено доходному подходу.

Для расчета показателя стоимости предприятий на основе доходного подхода можно использовать модель проведения анализа согласно методу дисконтирования денежных потоков, схематично представленная на рисунке 1.

Как видно из модели, изображенной на рисунке 1, в качестве исходных параметров выступают денежные потоки, которые, в свою очередь, представляют собой алгебраическую сумму совокупных входящих потоков ресурсов (со знаком плюс) и совокупных исходящих потоков (со знаком минус) за

один год расчетного периода. Необходимо сделать акцент на следующий факт: в соответствии с выбранной нами методологией расчета может применяться как денежный поток только от собственного капитала, так и от всего инвестированного капитала. Для определения величины стоимости предприятий более целесообразно использовать модель для всего инвестированного капитала, т.к. проведенный авторами анализ финансово-хозяйственной деятельности ряда объектов показал, что предприятия проявляют высокую активность в области привлечения заемных средств.

Рис. 1. Модель определения стоимости предприятий согласно доходному подходу

Алгебраическое выражение совокупного денежного потока для расчета стоимости бизнеса можно представить в следующем виде:

CFс = CFосн + CFинв + CFфин, (1

где CFс - совокупный денежный поток;

CFосн - денежный поток от основной деятельности;

CFинв - денежный поток от инвестиционной деятельности;

CFфин - денежный поток от финансовой деятельности.

На основании представленного алгебраического выражения авторами разработана следующая факторная модель, представленная во втором блоке.

В рамках поставленных целей и задач проводимого исследования, особое внимание необходимо уделить ключевым параметрам, которые определяют стоимость предприятий, что является базисом стратегической цели стоимостного менеджмента - выявление факторов стоимости.

За основу методологии факторного анализа авторами была взята западная практика оценочной

деятельности - концепция системы стоимости бизнеса (Value Based System), предусматривающая построение иерархической модели факторов, в свою очередь воздействующих на стоимость оцениваемого объекта [3].

Под фактором стоимости следует понимать любые внутренние или внешние элементы и причины, воздействующие на величину стоимости, вызывающие положительные или отрицательные изменения в ее динамике. Критериями признания процессов или явлений в качестве факторов стоимости могут являться их значимость по характеру воздействия на показатель стоимости и управляемость, т.е. возможность оказания на них целенаправленного воздействия.

В рамках данной работы нами предложена следующая классификационная модель факторов стоимости для предприятий атомной энергетики, представленная на рисунке 2.

Данная модель показывает общие направления, в соответствии с которыми можно классифицировать факторы, оказывающие влияние на стоимость предприятий атомной энергетики. Экономические факторы, способствующие росту или

уменьшению стоимости (V) в совокупности образуют кумулятивную модель стоимости, которая в общем виде представляется как функция, учитывающая известные факторы ^п):

К = /(Й=1 Рп)

где V - стоимость предприятия;

Р - факторы стоимости в количестве к.

(2)

Первостепенными задачами процесса формирования факторной модели стоимости для пред-

приятий, прежде всего, является определение границ воздействия факторов и выявления степени их влияния на рост показателя стоимости (AV/V) через приращение отдельных детализированных факторов (АР1...АР„/Р1...РП) или, наоборот - к снижению стоимости [5].

К внутренним факторам стоимости для предприятий, оцениваемых согласно доходному подходу, могут быть отнесены все финансовые параметры, входящие в структуру совокупного денежного потока (рис. 3).

Рис. 2. Классификация факторов стоимости предприятий атомной энергетики

Рис. 3. Внутренние факторы стоимости предприятий, оцениваемых доходным подходом:

Рвнутр (ддп) - внутренние факторы стоимости предприятий отрасли, оцениваемых доходным подходом; ЧП - чистая прибыль; А - амортизационные отчисления; ТА - текущие активы; ТО - текущие обязательства; Зд - задолженность; ВДК- выплаты процентов по долгосрочным кредитам; ВКК - выплаты процентов по краткосрочным кредитам; ВД - выплаты дивидендов; СК - собственный капитал; ДА - долгосрочные активы; Аос - амортизация основных фондов; Ана - амортизация нематериальных активов; КФВ - краткосрочные финансовые вложения; ДЗ - дебиторская задолженность; З - запасы; ТАп - прочие текущие активы; ТО - текущие обязательства; КЗ - кредиторская задолженность; ТОп - прочие текущие обязательства; КЗд - увеличение краткосрочных кредитов и займов; ДЗд - увеличение долгосрочных кредитов и займов; УК - уставный капитал; НК - накопленный (добавочный) капитал; ЦП - целевые поступления; НА - нематериальные активы; ОФ - основные фонды; КВн - незавершенные капитальные вложения; ФВд - долгосрочные финансовые вложения; ВАп - прочие внеоборотные активы

Систематизация результатов, полученных по итогам факторного анализа, должна приобретать форму разработки комплекса управленческих решений, формализованных в виде политики стратегического развития, с разъясненными указаниями для каждого конкретного предприятия.

В целом, как мировой, так и национальный опыт, свидетельствуют о широких перспективах развития методов управления стоимостью на основе факторных моделей. Однако следует упомянуть о том, что в кругу российских специалистов в области оценки и управления стоимостью, сло-

Литература:

1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 № 153-ФЗ.

2. Бизина А.С. Современные тенденции развития бухгалтерского учета и экономического анализа: теория и практика. М. : Дашков и Ко, 2009.

3. Бланк А.И. Финансовая стратегия предприятия. М. : ОМЕГА-Л, 2010.

4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. М. : Проспект, 2011.

5. Валдайцев С.В. Управление стоимостью бизнеса. М. : ЮНИТИ, 2012.

6. Воронбарян Т.Н. Международные стандарты оценки. М. : ОМЕГА-Л, 2010.

7. Герчикова И.Н. Менеджмент. М. : ЮНИТИ, 1997.

8. Гоязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. М. : Финансы и статистика, 1999.

9. Гоибовский С.В. Оценка доходной недвижимости. СПб. : Питер, 2001.

10. Гоигорьев В., Островкин И. Оценка предприятий. Имущественный подход. М. : Дело, 1998.

жилось устойчивое мнение о нецелесообразности формирования единого перечня ключевых факторов стоимости, поскольку, чем больше детализируется их структура, тем менее универсальной она становится для конкретных промышленных объектов. Данное предположение подтверждает актуальность рассмотренной проблематики и свидетельствует о необходимости дальнейшей расстановки акцентов именно на формировании отраслевых моделей факторов стоимости в разрезе всей национальной экономики нашей страны.

Literature:

1. Federal law «On appraisal activities» of 29.07.1998 № 153-FZ.

2. Bezina A.S. Modern trends of development of accounting and economic analysis: theory and practice. M. : Dashkov and Co., 2009.

3. Blank I.A. Financial strategy of the enterprise. M. : OMEGA-L, 2010.

4. Valdaytsev S.V. Evaluation of business. M. : Prospekt, 2011.

5. Valdaytsev S.V. Managing cost of business. M. : YUNITI, 2012.

6. Woronbarian T.N. International valuation standards. M. : OMEGA-L, 2010.

7. Gerchikova I.N. Management. M. : Uniti, 1997.

8. Gryaznova A.G., Fedotova M.A. Business Valuation. M. : finances and statistics, 1999.

9. Gribovsky S.V. Evaluation of income-producing properties. SPb. : Peter, 2001.

10. Grigoriev V, Ostrovky I. Assessment of enterprises. Property approach. M. : Delo, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.