Нифаева О.В.
кандидат экономических наук, доцент Брянский государственный технический университет, кафедра «Экономика и менеджмент»
г. Брянск, Россия
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В «ТЕОРИИ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ» А. СМИТА
Аннотация: В статье раскрывается методологический подход А. Смита к исследованию поведения человека с этической точки зрения в рамках модели человека, которая может быть принята в экономической теории.
Ключевые слова: методология, этика, модель человека, этические качества.
Nifaeva O.V.
PhD in Economics, Associate Professor Bryansk State Technical University, chair «Economics and Management»
Bryansk, Russia
THE METHODOLOGY OF ECONOMIC SCIENCE IN A. SMITH'S «THEORY OF MORAL SENTIMENTS»
Abstract: The article reveals A. Smith's methodological approach to studying human behaviour from the ethical point of view concerning the model of man, which can be accepted in economic theory.
Key words: methodology, ethics, model of man, ethical features.
А. Смит традиционно считается отцом экономической науки, автором первого трактата, охватившего широкий круг вопросов экономической теории, политики и хозяйственной практики, - «Исследования о природе и причинах богатства народов», изданного в 1776 году. Однако, по мнению Й. Шумпетера, автора другой знаменитой работы, «Истории экономического анализа», философские и методологические аспекты экономической науки были разработаны А. Смитом ранее в его «Теории нравственных чувств» (1759) [4, с. 232]. Об этом этическом произведении великого шотландского мыслителя нередко забывают, особенно в процессе преподавания студентам
истории экономических учений. Попробуем разобраться, в чем состоит методология А. Смита как экономиста и философа-моралиста.
По А. Смиту отношения между людьми, в том числе экономические, имеют этическую основу в виде чувства симпатии, то есть «способности разделять какие бы то ни было чувствования других людей» [3, с. 33]. В свою очередь чувство симпатии зиждется на множестве «страстей» или качеств человека, как сказали бы мы сегодня. При этом А. Смит выделил как минимум три типа страстей и, соответственно, три модели человека и его поведения. Существуют позитивные, общественные страсти (великодушие, доброта, сострадание, взаимоуважение, благоразумие) и негативные, антиобщественные (гнев, злоба, зависть, жестокость, алчность). А. Смит напрямую указал, что характер поведения человека и даже состояние всего общества зависят от преобладающих в нем страстей [3, с. 187]. Однако человек - сложное с психологической точки зрения существо, в нем борются разные страсти, чувства, он проявляет разные свои качества в различных жизненных ситуациях. Поэтому большинство из нас относятся к некоему промежуточному типу. А. Смит, по сути, хотя и в неявной форме, описал первый и важнейший пункт методологии любой общественной и гуманитарной науки - модель человека, предполагая наличие множества типов поведения. С точки зрения перспектив развития экономической теории (принятия предпосылки о гетерогенности экономических субъектов), это крайне существенный момент в творчестве А. Смита, который по иронии судьбы считается выразителем одной единственной модели человека -эгоистичного homo oeconomicus, направляемого «невидимой рукой» рынка к всеобщему благу. В настоящее время уже доказано, прежде всего, в работах Нобелевского лауреата А. Сена, что А. Смит вовсе не был апологетом абсолютного либерализма и эгоизма. Расхожие цитаты из «Исследования о природе и причинах богатства народов», вырванные из контекста, создают ложное впечатление о трудах А. Смита, тем более что сам он был против
объявления какого-либо одного свойства человека универсальной причиной всего и вся, в данном случае эгоизма.
Таким образом, методология А. Смита базируется на понимании разнообразия чувств, качеств, страстей, которыми руководствуется человек в общественных отношениях, и, соответственно, множественности моделей поведения в обществе и экономике. При этом в основе его модели человека лежат этические качества, понимание их исторической изменчивости и институциональной обусловленности. При внимательном прочтении «Исследования о природе и причинах богатства народов» оказывается, что и это произведение А. Смита посвящено исследованию качеств человека, их проявлению в экономических отношениях. Говоря о стоимости, проценте, прибыли, факторах производства, роли государства, разделении труда, А. Смит в то же время, как и в «Теории нравственных чувств», писал о трудолюбии, честности, бережливости, справедливости, их положительной роли в социально-экономическом развитии Англии, Голландии и других стран. Однако А. Смит отнюдь не идеализировал человека. Он прекрасно понимал, что добродетелями наделены совсем немногие люди, причем, как правило, из низших и средних слоев общества, в то время как богачи и в «Исследовании о природе и причинах богатства народов», и в «Теории нравственных чувств» предстают капризными, лицемерными, ленивыми расточителями благ, созданных другими людьми. В «Теории нравственных чувств» А. Смит раскрывает первопричину того неустанного стремления к улучшению собственного материального благосостояния, которое он наряду с эгоизмом якобы кладет в основу экономического поведения. Человеком как социальным существом движет не эгоизм, а стремление не отстать от соседа, не быть хуже других, желание одобрения со стороны окружающих, то есть тщеславие [3, с. 69-70]. Эта грань человеческой природы сегодня обусловливает колоссальные объемы производства товаров Веблена, потребительства, жизнь в кредит и истощение природных ресурсов для удовлетворения не насущных потребностей, а прихотей человека. Поэтому
идеального, по А. Смиту, экономического субъекта отличает не эгоизм, а широко понимаемое благоразумие, благожелательность, умение поставить себя на место другого человека, осознание зависимости собственного материального благосостояния от благосостояния других людей, то есть так называемый этический эгоизм. Благоразумный человек осмотрителен, скромен, трудолюбив и честен, его также отличает «любовь к отечеству» [3, с. 20-21], патриотизм. К сожалению, только сегодня приходит понимание того, что патриотизм - одно из важнейших с экономической точки зрения качеств человека [1, 2]. Анализ обоих главных произведений А. Смита еще раз подтверждает правоту Й. Шумпетера о том, что творчество великого шотландца необходимо воспринимать целиком, а не ссылаться на авторитет отца - основателя экономической науки для обоснования тех или иных идеологически или математически удобных тезисов.
Список литературы
1. Нифаева, О. В. Морально-нравственные императивы экономического поведения: патриотизм и национальная экономическая ответственность [Текст] / О. В. Нифаева // Экономические науки. - 2014. - № 6 (115). - С. 1721.
2. Нифаева, О. В. Патриотизм и национальная идентичность в системе ценностей российских менеджеров и предпринимателей [Текст] / О. В. Нифаева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 6. - С. 130-135.
3. Смит, А. Теория нравственных чувств [Текст] / А. Смит. - М.: Республика, 1997. - 351 с.
4. Шумпетер, Й. А. История экономического анализа [Текст] / Й. А. Шумпетер. - в 3-х т. - СПб.: Экономическая школа, 2001.