УДК 711. 58
Вишневская Е.В., Барсукова Н.И.
Поволжский государственный университет сервиса, г Тольятти E-mail: kaf_didi@tolgas.ru
МЕТОДОЛОГИЯ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Целью статьи является формирование теоретической базы благоустройства открытых пространств города средствами дизайна, направленного на гуманизацию урбанистической среды. Учитывая методологический потенциал дизайн-проектирования по созданию средовых концепций городских территорий, направленных на качество жизни горожанина, представляется оправданным исследование комплексного подхода в создании открытых городских пространств повышенной комфортности. Дизайн городской среды на современном этапе активно изучает и реализует приёмы и методы формирования открытых городских пространств. Ему отведена условно говоря роль «посредника» в решении вопросов соответствия исторически сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни, охватывает уровень быстрых перемен и деталей организации среды.
Система открытых пространств как правило строится на сбалансированном учёте всего комплекса функциональных факторов, из которых важнейшие - оздоровление воздушного бассейна города, обеспечение оптимальной среды для массового отдыха горожан, включение элементов природного ландшафта в архитектурную композицию города. В современных условиях большое значение приобретает проблема формирования таких открытых пространств, в которых сохранена природная основа ландшафта или присутствуют лишь отдельные включения антропогенных элементов. Открытые пространства имеют наибольшую ценность с точки зрения связей «город-природа», так как являются аккумуляторами экологического равновесия.
Для жизнедеятельности и развития современной урбанистической среды особо ценными участками в социально-экономическом, функционально-планировочном, рекреационном и ландшафтно-композиционном смыслах являются прибрежные территории.
В статье обобщается опыт дизайн-проектирования открытых пространств на прибрежных территориях Волги научной и проектной школы кафедры дизайна и декоративного искусства Поволжского государственного университета сервиса. Анализируются дизайн-проекты, где прибрежные территории представлены как местонахождение людей и зоны общения, как зоны экологической адаптации и альтернатива окружающей природе.
Ключевые слова: дизайн городской среды, открытые пространства, дизайн-проектирование, прибрежные территории.
Роль дизайна в городской среде на этапе урбанистических изменений города огромна. Его методологический потенциал на сегодняшний день становится действенным средством по созданию концепций гуманизации городских территорий. Определённый вклад в развитие этого направления вносит комплексный подход, связанный с созданием разнообразия и многозначности элементов среды и формированием различных средовых ситуаций.
Дизайнерский подход к решению многих проблем формирования городской среды исследуется многими авторами [2], [3], [6]-[8], [15]—[17]. Городская среда - это функционально-пространственная система неразрывно связанных частей города, в которых равноправно взаимодействует множество составляющих: от пространств площадей и улиц до стандартных элементов городского оборудования и благоустройства. Средствами средового
дизайна возможно сохранение природной среды, решение экологических проблем, приспособление инженерных конструкций и сооружений к сложившейся или прогнозируемой инфраструктуре, а также проектирование различных процессов жизнедеятельности человека [6].
Дизайн городской среды на современном этапе активно изучает и реализует приёмы и методы формирования открытых городских пространств. Городские открытые пространства - все незастроенные пространства, окружающие город, расчленяющие его отдельные застроенные районы или вклинивающиеся в единый массив застройки [16]. Система открытых городских пространств - это совокупность взаимодействующих между собой незастроенных, водных и озеленённых территорий города, которая содействует оздоровлению окружающей среды, улучшает условия массового отдыха населения, обогащает внешний облик
города, способствует охране природного ландшафта [12], [13]. Единая система открытых городских пространств разного функционального назначения вместе со зданиями и сооружениями создают материально-пространственную среду жизнедеятельности городского населения [5].
Одной из черт городского образа жизни является его анонимность. Горожане в подавляющем большинстве друг с другом не знакомы, мало кто общается даже со своими соседями по лестничной клетке, не говоря уже о незнакомцах, встреченных, например, в парках. В условиях такой разобщённости и отсутствия постоянных каналов информации о других жителях города информационным и коммуникативным средством становятся именно открытые городские пространства, где, условно говоря, все встречаются со всеми. Осознание социального значения открытых городских пространств, необходимость развития и поддержки их «открытости» и привлекательности привело к тому, что их планирование выделилось в отдельное направление исследований и практической работы [4], [18].
Система открытых пространств как правило строится на сбалансированном учёте всего комплекса функциональных факторов, из которых важнейшие - оздоровление воздушного бассейна города, обеспечение оптимальной среды для массового отдыха горожан, включение элементов природного ландшафта в архитектурную композицию города. Современный город обладает целым спектром открытых пространств - это городские площади различного градостроительного значения, парки, скверы, бульвары, сады, набережные, открытые эспланады памятных мест, фрагменты естественного природного ландшафта, дворовые территории жилых комплексов и т. д.
Роль открытых пространств в формировании целостного городского организма, «образа города», в осуществлении специальных и универсальных функциональных процессов велика и многогранна. Открытое пространство любого размера и назначения фактически выполняет не одну, а определённое множество функций: ре-
креационных, санитарно-гигиенических, природоохранных, планировочно-регулятивных, хозяйственно-технических.
Развитие открытых пространств в городском строительстве играет особую роль для учёта экологических особенностей. Методология средового дизайна преследует, в частности такую цель как совершенствование внутригородского обеспечения открытых пространств. Система открытых пространств имеет свою совершенно уникальную летопись и основные характерные черты. Открытые пространства многообразны - отличаются размерами, конфигурацией, соотношением природных и искусственных компонентов, видом рекреационной функции, микроклиматической и санитарно-гигиенической ролью, ролью в формировании архитектурно-художественного облика города. Вопросы приспособления городских пространств под функциональные и культурные потребности социума являются сферой изучения и зарубежной, и отечественной проектной практики, усилия которых направлены на регулирование городских общественных процессов [7], [8], [11], [14]. Однако недостаточно выявлена в них методологическая база дизайн-проектирования.
В современных условиях большое значение приобретает проблема формирования таких открытых пространств, в которых сохранена природная основа ландшафта или присутствуют лишь отдельные включения антропогенных элементов. Они имеют наибольшую ценность с точки зрения связей «город-природа», так как являются аккумуляторами экологического равновесия и представляют собой собственно природное окружение. На современном этапе именно эти пространства и являются объектом для проектирования комфортных городских зон средствами дизайна.
В городских открытых пространствах каждая характерная линия и форма элементов ландшафта также играет ведущую роль в достижении разнообразия пейзажа, что актуально в условиях маловыразительной застройки. Считается, что только глубокое проникновение
зелёных и водно-парковых «островков» в массу городской застройки может радикально оздоровить её микроклимат и создать наилучшие условия для массового отдыха. Согласно современным нормам, на каждого жителя крупного города должно приходиться от 16 до 24 кв. м. парковой зоны.
Социально и функционально значимые открытые городские пространства, вычлененные с помощью зданий, различного рода сооружений и ландшафта, выполняют градообразующие функции, способствуют улучшению санитарно-гигиенического режима города (аэрация, инсоляция) и являются источниками формирования эмоционально-художественного климата городской среды. Это прежде всего те, которые выполняют функции коммуникаций, перераспределения транспортных и пешеходных потоков и способствуют концентрации общественной деятельности и торговли: площади и перекрестки, улицы и проспекты, скверы и курдонеры, бульвары и набережные исторических центров городов.
Экспериментальный подход средового дизайна к урбанистическим проблемам отличается последнее время многообразной интерпретацией открытых пространств, в результате которой появляются интегральные открытые городские пространства с различными функциями - коммуникативными, спортивными, выставочными и парковыми.
Для жизнедеятельности и развития современной урбанистической среды особо ценными участками в социально-экономическом, функционально-планировочном, рекреационном и ландшафтно-композиционном смыслах являются прибрежные территории. Прибрежными называются те города, которые так или иначе связаны с рядом расположенными озёрами, морями водохранилищами, большими и малыми реками. Решающую роль при этом играют застройка и ландшафтная организация прибрежной полосы, подчёркивающие своеобразие и специфику [9].
Русла рек определяют планировочную структуру многих городов, являясь при этом не
только центральными водными артериями, но и важными визуально-эстетическими компонентами города. Как правило, природно-ландшафтный каркас определяет и структурно-планировочные решения, и функционально-пространственные разновидности городской среды, такие как долина основной реки, вокруг которой образовалось поселение, зелёные массивы природного комплекса и объединяющие их долины малых рек и др.
Есть исключения в этой закономерности: Тольятти протянулся вдоль Волги более чем на 30 км, но визуально с ней не связан и не имеет ни одной городской набережной. Может быть потому, что город относится к так называемым «новым городам», которые формировались под влиянием производственных факторов - строительство ГЭС и Автоваза. В результате возникли три отраслевые районы - Центральный, Комсомольский и Автозаводский. Все они достаточно обособлены, отделены друг от друга лесными массивами, являющимися местом городского отдыха жителей. Тольятти находится в очень живописном месте - положение каждого района относительно Жигулевского моря, их взаиморасположение, чередование застроенных и открытых пространств, лесов и сельхозугодий, место промышленных зон - все это, вместе взятое, также определяет черты своеобразия. При этом отсутствует архитектурное разнообразие, мало архитектурных памятников, основная часть построек - типовые здания, которые можно встретить во многих городах России.
Становится очевидно, что качество функциональной организации прибрежных территорий крупных городов должно отвечать основным современным требованиям: экологической безопасности, комфортности пребывания, эстетической привлекательности в условиях контакта урбанизированной среды с природным ландшафтом [10].
Становится актуальной тема создания узнаваемого облика города, что способствует появлению новых дизайн-проектов в области урбанистки. Особый интерес для средового проектирования с целью формирования гармо-
ничной среды для повышения качества жизни горожан представляет тема комплексного благоустройства прибрежных территорий.
Таким образом, Тольятти становится отличной площадкой для воплощения самых смелых дизайн-проектов. Проблемы городской среды лежат в основе научно-проектной школы кафедры дизайна и декоративного искусства ПВГУС под руководством доктора искусствоведения Н. И. Барсуковой. Задача кафедры - выявление проблематики городской среды Тольятти и проектирование новых привлекательных для горожан уникальных и разнообразных общественных пространств, объектов культурно-досуговой сферы, точек социальной активности с ярко выраженной средовой спецификой и местным колоритом для обеспечения улучшения качества жизни.
Ряд проектов посвящён комплексному благоустройству прибрежных территорий Тольятти. Необходимость реорганизации прибрежных пространств, которые превратят пустующие территории в «живую», активную и динамичную среду, привлекающую не только жителей Тольятти, но и гостей из других городов - очевидна. В проектных предложениях -репрезентативные прибрежные территории, многофункциональные пешеходные набережные, линейные парки, лодочные станции, места купания и занятия спортом, пляжи.
Одним из направлений развития прибрежной территории Тольятти является формирование логически выстроенной функциональной цепочки общественных пространств, создающей условия для пребывания людей на открытом пространстве максимально удобным, в соответствии с их потребностями и уровнем научно-технологического развития общества.
Так например, в проекте С. Сапрыкиной, Н. Барсуковой речная набережная Комсомольского района Тольятти представлена как единое рекреационное пространство внесезонного посещения. Набережная Комсомольского района имеет крутой склон, с которого открывается вид на Волгу и Жигулевские горы. Из-за особенностей рельефа и угрозы смыва Комсомоль-
ского района, были проведены мероприятия по берегоукреплению, но функциональные и эстетические качества не были улучшены. В проекте решена проблема подъёма и спуска -было выбрано наиболее подходящее сообщение по вертикали в данной ситуации - лифты. Для их установки была спроектирована выносная крытая смотровая площадка, которая стала доминантой всей территории (рис. 1). На склонах размещаются каменистый сад, зелёные аллеи с уличной мебелью и необходимым оборудованием, арт-объекты, игровые и спортивные площадки (рис. 2).
Помимо комфорта, людей привлекает уникальность, как отдельных объектов, так и целых пространств. Создание неповторимого пространства решает проблему монотонности и одинаковости прибрежных пространств многих отечественных городов. Прибрежная территория, находящаяся вдали от промышленных предприятий, окружённая лесом с одной стороны и акваторией водохранилища с другой, становится многофункциональной рекреационной средой.
Другой вариант этого места представлен в проекте Е. Ксенофонтовой, А. Золотарёва. Визуальная открытость пространства набережной с разных видовых точек (с воды, с противоположного берега, с плотины) определяет основную идею: набережная - презентационная среда города. Доминантой проекта стал зрительный зал на склоне и стилизованная сцена на воде (рис. 3).
Вопрос благоустройства зоны набережной Автозаводского района и организация территории вокруг неё также очень актуален для Тольятти (проект А. Вергасова, Н. Барсукова). Территория имеет рельеф с различными перепадами высот и полуразрушенными постройками в виде старых лестниц, одноэтажных зданий и мелких дорожек, с разрозненными лесопосадками и с высохшими деревьями. В проекте прибрежная территория была представлена как целостное рекреационное пространство для всех социальных и возрастных групп и круглогодичным функционированием.
Набережная Автозаводского района прилегает с северной стороны к улице Спортивной, гранича с жилыми кварталами, и плавно перетекает в Лесопарковое шоссе. Поскольку по улице Спортивной проходят ежегодные этапы кубка Lada Granta, прилегающая территория организована как пространство для любителей активного отдыха. Для усиления спортивно-автомобильной «атмосферы» данной территории, спроектирована промежуточная трасса для багги (лёгкие рамные автомобили, обладающие высокой проходимостью и прочностью, предназначенные для активной езды по пересечённой местности и автокросса). Предлагается создать специально оборудованную и безопасную зону для занятий паркуром и скейт-площадку, мини-
Рисунок 1. Лифт и смотровая площадка
Рисунок 2. Экваториальные часы на склоне благоустроенной набережной
Рисунок 3. Трибуна для зрителей и сцена на воде с декорациями в виде парусов
спортивную площадку с различными брусьями и перекладинами для активно отдыхающих горожан.
Благоустройство стилизованного пирса было связано с речными ассоциациями: предложено удлинить его на одну треть и поднять в конце всей конструкции, что создает иллюзию носа корабля. На нём создан небольшой терминал с кассами и информационными табло для желающих отправиться на речную прогулку на речном трамвайчике или в рейс в ближайшие
Рисунок 4. Трасса багги имеет перепады высот и сложную конфигурацию с дополнительными буграми-трамплинами
Рисунок 5. Террасирование прибрежной территории - INFINITY PARK
Рисунок 6. Верхняя часть набережной предназначена для фестивалей и массовых городских культурных мероприятий; нижняя - пляж и причал
города. Здесь будет возможность узнать расписание, купить билет и отдохнуть в зоне ожидания. Из самого терминала устремляется вверх колонна-мачта, соединяющаяся с пирсом специальными тросами - вантами (рис. 6).
Концепцией проекта в целом стало воплощение идеи круглогодичного функционирования прибрежной пустующей территории, что нашло отражение в общем композиционном решении в виде символа бесконечности. Так возникло и название проекта - INFINITY PARK (рис.5).
Замысел проекта, посвящённого формированию центра города на насыпном острове (Е. Фёдорова, Е. Вишневская) связан с организацией пространства как социокультурной среды общения людей. Эта тема поднимается во многих работах исследователей [4, 18]. Среди таких общественных пространств в проекте: городская площадь, фестивальная площадь, зоны для активного и пассивного отдыха, мост-галерея, лодочная станция, спортивный пляж.
Рисунок 8. Зона активного и пассивного отдыха на набережной
Зона пассивного отдыха представляет собой озеленённый участок, предназначенный для спокойного времяпрепровождения и включает в себя функции творческой площадки, являясь полем для всевозможных ландшафтных инсталляций. Для отдыха и общения предусмотрены специальные многоуровневые подиумы. Зона активного отдыха предназначена в основном для представителей молодого поколения и оборудована набором различных трамплинов, разгонок и пирамид для совершенствования навыков любителей экстремальных видов спорта. Для отдыха предусмотрены поворотные скамьи, которые позволяют развернуться в сторону скейт-парка или скалодрома. Скамьи выстроены по кругу, образуя в центре свободное пространство. Оно может использоваться для проведения различных мероприятий.
Как отдельное общественное пространство спроектирована лодочная станция. Это прогулочная зона, которая будет максимально защищена от ветра зелёными насаждениями и зданиями. Пространство поделено на два уровня. Нижний уровень оборудован скамейками-качелями, а верхний - скамьями, напоминающими по форме бумажный кораблики. На поверхности для сидения в скамье предусмотрены специальные отверстия, которые могут использоваться для парковки велосипедов. Таким образом, складывается многофункциональная современная городская среда, неотъемлемой частью которой становится творческое общение горожан - здесь важна не только функциональная избыточность, но и визуальная, эстетическая насыщенность.
Так воплощается на кафедре идея интегрированного подхода к дизайн-проектированию городской среды, ведущее место в котором занимает средовая стратегия [1, 2, 3]. Городской дизайн, которому отведена роль «посредника» в решении вопросов соответствия исторически сложившейся среды жизнеобитания запросам современной жизни, охватывает уровень быстрых перемен и деталей организации среды.
Создание устойчивых признаков места облегчает адаптацию человека в искусственной
среде и становится для него одним из факторов психологического комфорта. Человек воспринимает свое окружение как индивидуальное в значительной мере благодаря «непохожести» природных и искусственных компонентов среды. Новая тактика средоформирования направлена на достижение аутентичности образа жизни человека. Это предполагает создание проектными
средствами средовых ситуаций, где возможно достижение такого состояния человека, когда его мысли и действия согласованы с эмоциями, что позволяет ему в общении отказаться от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению.
5.04.2015
Список литературы:
1. Барсукова, Н.И. Аксиологические основы теории и методологии средового дизайна / Н.И. Барсукова // Вестник ОГУ Оренбург: ОГУ 2011. - №9. - С. 21-26.
2. Барсукова, Н.И. Дизайн городской среды: основы проектирования / Н.И. Барсукова. - Сочи: РИЦ СГУ, 2012. - С. 128.
3. Барсукова, Н.И. Средовая парадигма современного дизайна / Н.И. Барсукова // Дизайн и эргономика в современном мире. Мат Межд. Наун.-практ. Конф.,посвящ. 50-летию ВНИИТЭ. - Москва, 2012. - С. 19-21.
4. Барсукова, Н.И. Дизайн городской среды Тольятти - постановка проблемы / Н.И. Барсукова, Е.В. Вишневская // Школа университетской науки: парадигма развития.Тольятти: ПВГУС. -№1 (11) март, 2014. - С. 44-48.
5. Лаппо, Г. Итоги и перспективы российской урбанистики / Г. Лаппо // Население и общество. - 2005, № 94.
6. Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): Автореф ... д. иск. / С.М. Михайлов. - М., 2011.
7. Нефёдов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефедов - СПб, 2002.
8. Нефёдов, В.А. Городской ландшафтный дизайн. Уч. пособие / В.А. Нефедов. - СПб: Любавич, 2012.
9. Николаевская, З.А. Водоёмы в ландшафте города / З.А. Николаевская. - М: Стройиздат, 1975. - 200 с.
10. Потаев, Г.А. Рекреационные ландшафты: охрана и формирование / Г.А. Потаев. - Минск, 1996.
11. Потаев, Г.А. Особенности архитектурно-ландшафтной организации прибрежных территорий / Г.А. Потаев // Архитектура и строительство. - 2009. - № 6.
12. Тетиор, А.Н. Город и природа / А.Н. Тетиор. - М., 1996.
13. Тетиор, А.Н. Городская Экология / А.Н. Тетиор. - М.: Академия, 2007.
14. Фролов, С.С. Градостроительная реконструкция прибрежных промышленных территорий крупнейших городов (на примере Волгограда): автореф.....к.арх / С.С. Фролов. - 2009.
15. Чепурова, О.Б. Теоретические проблемы формирования художественного образа в дизайне / О.Б. Чепурова // Вестник ОГУ - Сент., 2005. - С. 24-27.
16. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды / В.Т. Шимко. - М.:Архитектура-С, 2006.
17. Щепетков, Н.И.Световой дизайн города / Н.И. Щепетков. - М.: Архитектура-С, 2006.
18. Chepurova, O. Design Traditions and Innovation in Multicultural Space / O. Chepurova. - Ekaterinburg, 2013.
Сведения об авторах
Вишневская Елена Владимировна, заведующий кафедрой дизайна и декоративного искусства Поволжского государственного университета сервиса, кандидат педагогических наук, доцент,
Член Союза Дизайнеров России
Барсукова Наталия Ивановна, профессор кафедры дизайна и декоративного искусства Поволжского государственного университета сервиса, доктор искусствоведения, член Союза дизайнеров России.
445677, Самарская обл., г.Тольятти, ул. Гагарина, 4, тел.: (8482) 222563, e-mail: kaf_didi@tolgas.ru