ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.242, 339.56 ББК 65.050
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10050 © А.Н. Литвиненко, Ю.В. Гнездилов, 2020
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Александр Николаевич Литвиненко,
профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами
доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1)
E-mail: [email protected];
Юрий Владимирович Гнездилов, соискатель кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами, сотрудник ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1)
Аннотация. Рассматриваются особенности экономической преступности на потребительском рынке. На основе анализа статистических данных проводится трендовый анализ угроз экономической безопасности, потребительского рынка. Предлагается методология анализа экономической преступности на потребительском рынке.
Ключевые слова: экономическая преступность, потребительский рынок, экономическая безопасность государства, методология.
ECONOMIC CRIME ANALYSIS METHODOLOGY IN THE CONSUMER MARKET REGULATION SYSTEM
Aleksandr N. Litvinenko,
Professor of the Department of Economic Security and Management of Socio-Economic Processes
Doctor of Economic Sciences, Professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1);
Yuriy V. Gnezdilov,
Applicant of the Department of Economic Security and Management of Socio-Economic Processes, employee of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in St. Petersburg and the Leningrad Region St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1)
Abstract. Discussed the features of economic crime in the consumer market. Based on the analysis of statistical data, a trend analysis of threats to economic security is carried out consumer market. Proposed a methodology for the analysis of economic crime in the consumer market.
Keywords: economic crime, consumer market, economic security of the state, methodology.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Литвиненко А.Н., Гнездилов Ю.В. Методология анализа экономической преступности в системе регулирования потребительского рынка. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):267-75.
На современном этапе развития экономической противодействия угрозам его экономической без-системы Российской Федерации первостепенной опасности и обеспечение устойчивого функциони-задачей государственного регулирования является рования всех элементов потребительского рынка. обеспечение устойчивости потребительского рын- Приближение к устойчивому равновесию пока. За свою непродолжительную рыночную исто- средством сбалансированности между объемом и рию страна подверглась ряду серьезных экономи- структурой спроса населения и предложения мате-ческих кризисов, в результате которых население риальных благ и услуг, между оборотом денежных значительно обеднело, а потребительский рынок по и товарных ресурсов станет качественным результа-всем показателям снизился. том поддержания экономической безопасности.
В сложившихся условиях немаловажную роль в Важным условием достижения данной цели
системе обеспечения экономической безопасности является соответствующие нормативно-правовое и
потребительского рынка играет качественный мо- методологическое обеспечение. Для целей нашего
ниторинг и анализ экономической преступности на исследования определим основные этапы методо-
потребительском рынке, формирование механизма логии изучения и анализа экономической преступ-
Таблица 1
Основные показатели потребительского рынка России за 1992—2018 гг.
Показатель 1992 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018
Оборот розничной торговли, млрд руб. 5100 2352 7041 16512 26356 27527 28241 29746 31579
Товарные запасы, млрд руб. 800 98,2 280,5 591,9 1132 1266,7 1399,2 1587,2 1779,7
в днях торговли 49 29 28 29 29 32 34 32 33
Оборот розничной торговли, % 100 109 113 107 103 90 95 101 103
пищевые продукты, % 91 107 110 105 100 91 95 101 102
непродовольственные товары, % 107 110 115 108 105 89 96 102 104
Объем платных услуг, млрд руб. 515 602,8 2271,7 4943,5 7467,5 8050,8 8636,3 9211,4 9413,4
Объем платных услуг, % 81,6 104,7 106,3 101,5 101 98,9 100,7 101,4 102,5
Примечание: Составлено авторами по данным Росстата [5]
ности на потребительском рынке как угрозы экономической безопасности.
1. Определение состояния потребительского рынка
На первом этапе необходимо определить и проанализировать текущее состояние потребительского рынка и его динамику за изучаемый период с учетом социально-экономических событий, в том числе кризисов. Для этих целей необходимо изучить основные показатели потребительского рынка России за 1992—2018 гг. (табл. 1).
На основе ретроспективного статистического анализа возможно выявление как единой динамики всех трех составляющих потребительского рынка страны — розничная торговля, питание вне дома (общественное питание) и сфера услуг, так и наличие определенных трендов внутри составляющих, которые характеризуют определенное количественное накопление, что впоследствии характеризует возможности и предпосылки качественных и структурных сдвигов.
Также состояние потребительского рынка, в том числе его устойчивый стабильный рост в значительной мере характеризует развитие всей экономики страны, в то время как стагнация либо снижение масштабов потребительского рынка или его составляющих свидетельствует о системных проблемах экономики.
2. Определение структуры и особенностей экономической преступности на потребительском рынке Российской Федерации
Как и любая другая рыночная система, потребительский рынок не является полностью эффективным и не определяется исключительно рыночными факторами. Потребительский рынок в значительной степени подвержен воздействию теневых экономических явлений [2, с. 3—35] и криминальных структур, что находит соответствующее отражение в статистике экономических преступлений на потребительском рынке за 2010—2018 гг. (табл. 2).
Статистический анализ экономической преступности позволяет определить динамические и статические данные по рынку, сделать соответствующие прогнозы и определить необходимые направления противодействия. В то же время необходима аналитическая корректировка с учетом методологии сбора и анализа соответствующих данных от МВД России, а также статистическая увязка с другими показателями экономической системы потребительского рынка и теневой экономики.
Динамика экономической преступности за последние 8 лет показывает почти пятикратное увеличение, что требует серьезного внимания со стороны заинтересованных субъектов, таких как государство, органы внутренних дел, хозяйствующие субъекты и население. На сегодняшний день важнейши-
Таблица 2
Статистика экономической преступности на потребительском рынке за 2010—2018 гг.
Год Выявлено преступлений Сотрудниками ОВД В крупном и особо крупном размере
всего % всего % всего %
2018 10182 3,7 9980 4,7 3505 13,7
2017 9818 -3,57 9531 -4,50 3082 -12,07
2016 9862 0,45 9550 0,20 3353 8,79
2015 11199 13,56 10789 12,97 3785 12,88
2014 11908 6,33 11605 7,56 3728 -1,51
2013 23932 100,97 23427 101,87 5361 43,80
2012 30066 25,63 29712 26,83 7448 38,93
2011 35308 17,43 35079 18,06 9203 23,56
2010 48974 38,71 48763 39,01 12878 39,93
Примечание: Составлено авторами по данным МВД России [6]
Таблица 3
Статистика экономической преступности за 2012—2018 гг. по видам
Год Коррупция Незаконное предпринимательство Мошенничество
Количество преступлений, ед. Темп роста, % Количество преступлений, ед. Темп роста, % Количество преступлений, ед. Темп роста, %
2012 49513 - 203 - 161969 9,8
2013 42506 -14,15 185 -8,87% 164629 1,6
2014 32204 -24,24 237 28,11% 160214 -3,2
2015 32455 0,78 253 6,75% 200598 24,6
2016 32924 1,45 246 -2,77% 208926 4,2
2017 29634 -9,99 227 -7,72% 222772 6,6
2018 30495 2,91 377 66,08% 215036 -3,5
ми направлениями деятельности по профилактике, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере потребительского рынка являются: борьба с коррупцией; борьба с незаконным предпринимательством; борьба с мошенничеством; контроль за оборотом алкогольной продукции; обеспечение качества продукции. Динамика преступле-
Примечание: Составлено авторами по данным МВД России [6]
ний коррупционной направленности, преступлений, связанных с незаконным предпринимательством и мошенничеством, представлена в табл. 3.
Контроль за оборотом алкогольной продукции является неотъемлемой частью общей политики обеспечения национальной безопасности, и связан, прежде всего, с ограничением свободной торговли
Примечание: Составлено по данным Росалкогольрегулирования [3]
Таблица 5
Статистика выявленных некачественных отечественных (О) и импортных (И) товаров, поступивших на потребительский рынок
Таблица 4
Объемы потребления алкогольных напитков населением
Показатель 1992 2000 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018
всего, млн дкл 74,4 117,5 133,3 127,6 110,5 99,2 96,8 86,5 91,5
на душу населения, л 5 8 9,3 8,9 7,6 6,8 6,6 5,9 6,2
Наименование 2005 2017 2018
О И О И О И
Продукты питания 8,7 15,1 1,8 1,8 2,7 4,5
Алкогольные напитки и пиво 4,4 3,3 0,7 2,6 0,9 0,8
Непродовольственные товары 27,1 35,0 4,7 5,4 6,3 19,5
Примечание: Составлено по данным проверок Роспотребнадзора в организациях торговли [3]
алкогольной продукцией, а также ее потреблением на территории страны (табл. 4).
На сегодняшний день активная работа в данном направлении уже дает определенные результаты (табл. 5), однако данная статистика не является исчерпывающей, да и тот процент некачественной продукции, который остается, требует новых мер.
Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка на современном этапе должна включать комплекс мер по предотвращению появления на рынке некачественной и контрафактной продукции в сочетании со сбалансированным введением в действие государственных и общественных механизмов защиты рынка на всем пути движения товара от производителя к потребителю.
3. Факторный анализ экономической преступности на потребительском рынке Российской Федерации
Изучение причин экономической преступности и определение угроз экономической безопасности потребительского рынка требует анализа факторов роста, формирование системы критериев и показателей, в целях дальнейшего мониторинга и контроля за состоянием преступности и определения нормативных и организационно-управленческих мер по ее снижению. Группировка факторов роста
экономической преступности на потребительском рынке с учетом текущих и целевых значений индикаторов представлена в табл. 6.
4. Методика выявления угроз экономической безопасности
Дальнейший анализ факторов роста экономической преступности в целях определения угроз экономической безопасности основан на выявлении взаимосвязей между факторами роста экономической преступности и уровнем экономической преступности. Для этих целей применимы методы корреляционно-регрессионного и трендового анализа.
Для оценки тенденций развития экономической преступности в рассматриваемых сферах мониторинга проведен анализ временных рядов статистических данных. Исследованы данные о состоянии экономической преступности на потребительском рынке по стране за 2012—2018 гг., в том числе мошенничество, незаконное предпринимательство и преступления коррупционной направленности. Для доказательства существования тенденций в исследуемых временных рядах применен метод наименьших квадратов. В табл. 7 представлены основные параметры трендового анализа: эмпирическое корреляционное отношение — п, коэффициент детерминации — R2, критерий Фишера — Е
Таблица 6
Группировка факторов роста экономической преступности на потребительском рынке
Группа факторов Фактор роста Индикатор Значение
Факт Цель
Безработица Уровень безработицы, % 4,8 4
Социальные Уровень жизни населения Темп роста реальных доходов населения 100 115
Расслоение населения Коэффициент фондов 15,5 10
ВВП Темп роста, % 112,61 110
Экономические Инфляция Уровень инфляции, % 12,91 5
Индекс цен Темп роста 104,3 103
Товарооборот Темп роста, % 110,55 115
Рыночные Количество хозяйствующих субъектов Темп роста, % 87,38 105
Доля убыточных предприятий Удельный вес убыточных организаций, % 20 15
Количество выявленных нарушений Темп роста, % 3,7 2
Криминологические Вывоз капитала Отток/ввоз в млрд долл. -60 0
Уровень теневой экономики % к ВВП 20 15
Импортозамещение Индекс глобальной конкурентоспособности 65,6 72
Политические Уровень коррупции Индекс восприятия коррупции 28 40
Доверие власти Индекс эффективности правительства 50,48 60
Уровень законности Индекс верховенства закона 0,47 0,6
Правовые Нормативное регулирование Индекс качества законодательства 32,69 40
Налоговое регулирование Налоговая нагрузка, % от ВВП 32 30
Примечание: Составлено авторами на основе [1; 3; 4; 5; 6]
Таблица 7
Анализ параметров уравнений тренда экономической преступности
Преступления Уравнение тренда П Я2 Г
Коррупция у = -2931,36 t + 5942360,5 0,85 0,73 F > Fkp
Незаконное предпринимательство у = 21,95 t — 44011,18 0,76 0,58 F > Fkp
Мошенничество у = 11578,54 t — 23140157,46 0,92 0,84 F > Fkp
Экономические, всего у = -4746,32 t + 9580331,66 0,91 0,83 F > Fkp
Анализ параметров уравнения тренда (табл. 7) подтверждает гипотезу о наличии тенденции роста количества зарегистрированных экономических преступлений в целом, в том числе мошенничества, незаконного предпринимательства, и снижения коррупции.
Полученные данные, возможно, могут говорить о качественном изменении методологических подходов субъектов, противодействующих теневой экономике, в части обнаружения экономических, в том числе налоговых преступлений.
Недостаточно сильная связь между количеством регистрируемых преступлений, связанных с незаконным предпринимательством и общим числом экономических преступлений подтверждает гипотезу о неэффективности государственного регулирования в сфере теневой экономики.
Для оценки тенденций по составляющим экономической безопасности на потребительских рынках автором проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов роста теневой экономики на количество зарегистрированных экономических преступлений. В табл. 8 представлены основные параметры уравнений регрессии: коэффициент корреляции гху, коэффициент детерминации Я2, критерий Фишера — Е.
На основании проведенного анализа можно сделать определенные выводы о влиянии групп факторов на уровень экономической безопасности и установить взаимосвязи между факторами роста и уровнем экономической преступности на потребительском рынке.
Проверка гипотезы о влиянии социальных факторов на количество экономических преступлений подтвердилась. Очень сильная обратная связь показателя занятости и очень сильная связь с уровнем безработицы в наибольшей степени характеризуют важность работы по данному направлению для государства. Также очень сильные взаимосвязи между денежными доходами населения и темпом их роста, и расслоением населения подтверждают роль социального обеспечения для экономической безопасности потребительского рынка. Интересна для анализа очень сильная обратная связь со среднедушевыми доходами населения с учетом прямой связи совокупных доходов населения, опять же в значительной степени может подтвердить расслоение по доходам.
Проверка гипотезы о влиянии экономических факторов на количество экономических преступлений не подтвердилась. Отсутствие связи между уровнем преступности и уровнем инфляции, ставкой ЦБ РФ, индексом потребительских цен и темпом роста ВВП, на наш взгляд, свидетельствует о глубине проблемы экономической системы страны и потребительского рынка в частности. В условиях изменения макроэкономических условий состояние преступности остается неизменным, что свидетельствует о том, что экономическая преступность в значительной степени стала нормой для внутреннего рынка. Только лишь рост ВВП в значительной степени определяет снижение экономической преступности. В то же время динамика обоих анализируемых показателей не столь успешна.
Анализ криминологических факторов подтвердил проблему коррупции в стране сильной обратной связью с индексом восприятия коррупции. В то же время не подтвердилась гипотеза о влиянии оттока капитала из страны на состояние потребительского рынка. Также интерес представляет установленная обратная связь с уровнем теневой экономики, что лишь подтверждает сложность ее оценки и необходимость изучения ее структурных составляющих при анализе.
Анализ политических факторов также не показал единой динамики. Отсутствие связи с индексом глобальной конкурентоспособности указывает на неразвитость отечественного рынка высокотехнологической продукции. В то же время, выявленная сильная обратная с индексом эффективности правительства может лишь подтвердить эффективность новых разрабатываемых мер, выражаемых в росте раскрытых экономических преступлений.
Проверка гипотезы о влиянии правовых факторов также не подтвердилась. Ни рост налоговой нагрузки, ни индекс верховенства закона не играют значительной роли в снижении экономической преступности. В то же время есть не очень сильная прямая связь с индексом качества законодательства, что в определенной степени характеризует спрос на данный показатель со стороны общества.
Учет влияния факторов роста экономической преступности, тенденций снижения (роста) конкретных экономических преступлений, зависимо-
Таблица 8
Анализ параметров уравнений регрессии
Составляющая ЭБ Показатель Гху Я2 Г
Социальные Уровень занятости -0,99 0,99 F > Fтабл
Уровень безработицы 0,95 0,9 F > Fтабл
Коэффициент фондов 0,89 0,79 F > Fтабл
Среднедушевые денежные доходы населения -0,95 0,89 F > Fтабл
Темп роста реальных располагаемых денежных доходов 0,92 0,85 F > Fтабл
Денежные доходы населения 0,94 0,88 F > Fтабл
Экономические Уровень инфляции -0,02 0 F < Fтабл
Индекс потребительских цен 0,19 0,04 F < Fтабл
Размер ВВП -0,87 0,76 F > Fтабл
Темп роста ВВП 0,51 0,26 F < Fтабл
Ключевая ставка ЦБ РФ -0,19 0,04 F < Fтабл
Криминологические Размер теневой экономики -0,84 0,7 F > Fтабл
Доля теневой экономики к ВВП -0,66 0,43 F < Fтабл
Индекс восприятия коррупции -0,88 0,77 F > Fтабл
Отток/ввоз капитала 0,12 0,02 F < Fтабл
Политические Индекс глобальной конкурентоспособности -0,3 0,09 F < Fтабл
Индекс эффективности правительства -0,88 0,78 F > Fтабл
Правовые Индекс верховенства закона 0,13 0,02 F < Fтабл
Индекс качества законодательства 0,74 0,479 F > Fтабл
Налоговая нагрузка 0,56 0,31 F < Fтабл
Таблица 9
Концептуальная система мер по противодействию угрозам и обеспечению эконмической безопасности потребительского рынка
Субъекты Факторы Государство Бизнес ОВД Население
Социальные Социальная поддержка населения Стимулирование труда Контроль преступности Взаимодействие с государством и бизнесом
Экономические Меры поддержки экономики Повышение эффективности, инновации Контроль экономической преступности Повышение финансовой грамотности
Криминологические Формирование эффективного правового криминологического поля Взаимодействие с государством и ОВД Повышение квалификации и производительности труда Повышение социальной и гражданской ответственности
Политические Повышение конкурентоспособности и эффективности Повышение эффективности, инновации Повышение квалификации и производительности труда Повышение квалификации и производительности труда
Правовые Обеспечение верховенства закона и повышение качества законодательства, улучшение налогового климата Взаимодействие с государством, выход из теневой экономики Взаимодействие с государством в части нормотворчества и нормоприменения Взаимодействие с государством в части нормотворчества и нормоприменения
стей между факторами роста и уровнем экономической преступности являются важными элементами системы мониторинга угроз экономической безопасности потребительского рынка, и являются основой для прогнозирования теневых явлений и формирования механизма противодействия угрозам экономической безопасности потребительского рынка.
5. Формирование мер противодействия угрозам экономической безопасности потребительского рынка
На основе выявленных угроз и тенденций в разрезе составляющих экономической безопасности потребительского рынка необходимо формирование эффективных мер противодействия. Для этих целей должна быть система противодействия, включающая всех заинтересованных и ответственных субъектов. С учетом разработанной группировкой
факторов роста экономической преступности на потребительском рынке выделим группы мер противодействия, необходимые к реализации при условии наличия негативных тенденций в соответствии с табл. 8. Концептуальная система мер по противодействию угрозам и обеспечению экономической безопасности потребительского рынка представлена в табл. 9.
Далее необходимо уточнить систему мероприятий в соответствии с конкретными индикаторами в соответствии с табл. 8 и определить конкретные тактические мероприятия и отдельно сформировать стратегический план по обеспечению экономической безопасности на основе прогнозных значений индикаторов.
6. Мониторинг механизма противодействия угрозам экономической безопасности потребительского рынка
Таблица 10
Оценка эффективности мероприятий
Группа факторов Фактор роста Индикатор Фо Ц Ф1 R
Социальные S1 — S3 I(S1) — I(S3) OO(S) Ц^) Ф1^) R(S)
Экономические E1 — E3 I(E1) — I(E3) ФО(Е) Ц(Е) Ф1(Е) R(E)
Криминологические K1 — K3 I(K1) — I(K3) ФО(К) Ц(К) Ф1(К) R(K)
Политические P1 — P 3 I(P1) — I(P ) ФО(Р) Ц(Р) Ф1(Р) R(P)
Правовые U1 — U3 I(U1) — I(U3) ФО(и) Ц(и) Ф1(и) R(U)
По результатам реализации мероприятий, предложенных в механизме противодействия угрозам, а также в соответствии с динамикой показателей за анализируемый период, необходимо сформировать систему мониторинга для определения его эффективности. Расчет эффективности мероприятий будет проводить на основе оценки достижения целевых значений по формуле 1.
R = (Ф1 — Фо) / (Ц — Фо) * 100%, (1)
где:
Фо — фактическое значение до проведения мероприятий;
Ф1 — фактическое значение после проведения мероприятий;
Ц — целевое значение;
R — эффективность мероприятий.
В табл. 10 представлены результаты эффективности проведенных мероприятий.
Предлагаемая система мониторинга позволяет оценить эффективность и уместность проводимых мероприятий с учетом динамики факторов роста экономической преступности и эффективности самих мер противодействия. Дальнейший анализ и корректировка механизма будет основываться на выявлении причин неэффективности предложенных мер, исходя из следующей логики:
1. Цель достигнута (мероприятие эффективно, динамика факторов роста позитивная).
2а. Цель не достигнута (мероприятие эффективно, динамика факторов роста негативная).
2б. Цель не достигнута (мероприятие неэффективно, динамика факторов роста позитивная).
3. Цель не достигнута (мероприятие неэффективно, динамика факторов роста негативная).
После определения причин неэффективности / недостаточной эффективности производится корректировка механизма.
Таким образом, представленная методология исследования экономической преступности в системе обеспечения экономической безопасности потребительских рынков позволяет определить угрозы и тенденции на потребительском рынке, оценить эффективность существующих мер противодействия и сформировать новые, а также осуществлять непрерывный мониторинг угроз и механизма, оперативно принимая необходимые управленческие решения.
Литература
1. Ежегодный доклад Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка: «Потребительский рынок России: итоги 2017 года — перспективы 2018 года». // https://tpprf.ru/ru/interaction/committee/ komtorg/materials/.
2. Литвиненко А.Н., Алпатов Г.Е. Криминализация финансовых отношений как угроза возможностям финансового обеспечения стабильного экономического роста // Научный журнал НИУ ИТМО, Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 3.
3. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Росстат-M., Р76, 2019.
4. Торговля в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. M., 2017.
5. http://www.gks.ru.
6. https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/ statistics.