УДК 371.4
Шишарина Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ
В статье рассматривается методологическое обоснование проблемы изучения инноваций в воспитании. Представлен анализ проблемы разработки инноваций в целом и инноваций в воспитании в контексте различных научных источников и проекций: философии, экономики, социологии, менеджмента, образования, педагогики, воспитания. Ключевые слова: инновация, методология изучения инноваций, феномен «инновация в воспитании».
Обоснование научной новизны изучения проблемы инноваций в воспитании. Важнейшим следствием и одновременно показателем с точки зрения Д.И. Фельдштейна современного общества «являются принципиально новые возможности, позиции, способности человека, который оказался сегодня в качественно новом мире. Объективно возникла жесткая необходимость построения качественно иной системы, где ставятся принципиально новые цели, задачи, проблемы, которые ранее не приходилось решать» [12, с. 18].
Перемены, происходящие в образовании, в значительной степени меняют положение образовательных организаций относительно конкурентов, а инновации становятся одним из наиболее важных направлений их деятельности [3; 4], при помощи которых можно поддерживать и расширять свои позиции на образовательном рынке [3, с. 2].
Однако вопрос, связанный с пониманием содержания инноваций в области воспитания, их отбором и использованием, Н.Л. Селиванова выделяет особо, считая, что, к сожалению, «сейчас нельзя констатировать наличия полномасштабного анализа ... имеющихся и появляющихся инноваций в сфере воспитания.» [10, с. 8].
Так, анализ коллективной монографии «Понятийный аппарат педагогики и образования» (2016 г.), которая была посвящена проблемам инновационных процессов, показал, что за исключением одной статьи все материалы (М.В. Богуславский, Н.Л. Коршунова, И.В. Цветкова) касаются сущности инноваций в целом.
Анализ методологического обоснования проблемы изучения инноваций в воспитании является целью данной научной статьи. Результаты исследования, представленные в данной статье могут способствовать более, предметному представлению о назначении, смысле, востребованности инноваций в современном меняющемся пространстве воспитания и образования в целом.
Актуальное состояние методологического исследования сущности инноваций в воспитании можно представить следующим образом.
В первую очередь необходимо обозначить работы отечественных и зарубежных авторов (И.В. Алешина, В.В. Вовко, А.В. Головин, Л.Н. Орлова, А.А. Котляревский, С.Н. Князев, В.Г. Медынский,
А.И. Пригожин, Ф. Янсен, К.П. Янковский, Й. Шум-петер, С.С. Кузнец, Г. Менш, Ю.В. Яковец, Э. Роджерс, Andrew J.P., De Rocco E.S., Taylor A., Hobson J.A., Mansfield E., Renzulli J.S., Hartman R.K), которые посвящены философско-антропологическо-му и социально-экономическому аспектам феномена «инновация». Ряд авторов (А.М. Сидоркин, С.Н. Кройтор, С.В. Костюкевич, А.П. Панфилова, Г.В. Ившин, Г.Л. Ильин, В.Н. Иванченко О.И. Хо-мерики, В.М. Полонский, Н.Л. Коршунова и др.) рассматривают инновации применительно к социологии и образованию [1; 2]. При этом в отдельную группу можно объединить работы, в которых сосредоточено внимание на инновациях в обучении (М.В. Кларин, А.В. Хуторской, В.В. Краевский, М.М. Поташник, В.А. Сластёнин и др.).
Несмотря на усиливающееся внимание к инновационному аспекту современных проблем образования, в педагогической науке практически не присутствуют работы, направленные на исследование инновационного пространства воспитания. Отдельные авторы (М.В. Воропаев, А.В. Гаврилин, Б.В. Куприянов, В.М. Лизинский, А.В. Мудрик, Т. А. Ромм, Т.В. Склярова, Н.Л. Селиванова др.) обращают внимание на системные изменения, происходящие в процессе воспитания в современных условиях (см., напр.: А.В. Мудрик, Т.А. Ромм) [5; 9]. Возможно, одним из наиболее серьёзных исследований по данной проблеме на сегодняшний день остается работа С.Д. Полякова [7], в которой автор определяет свою позицию, трактуя определение категории инновация в воспитании, определяя его сущность как «зарождение нового, освоение его на определенном объекте, диффузия (распространение на другие объекты), рутинизация (превращение нововведения в традицию)» [7].
Теоретическая значимость изучения проблемы инноваций в воспитании. Очевидно, в разработке данной темы крайне трудной задачей остаётся доказательность оснований и смыслов самого феномена, именуемого «инновация в воспитании» вследствие того, что, во-первых, по-прежнему сохраняется доминирующая ориентация образовательной практики на процессы обучения, нежели на вопросы воспитания. Во-вторых, недостаточно исследованной остается проблема становления и развития инновационных процессов в воспита-
© Шишарина Н.В., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
25
ПЕДАГОГИКА
нии. Как следствие, недостаточно актуализирована и понятна сама категория инновации в воспитании. «Инновации в воспитании» - феномен неопределенный и противоречивый.
В научном аппарате понятие «инновация» закрепилось в зарубежных исследованиях XX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обзор научной литературы и источников [7; 11; 13; 14] позволяет определить инновации как процесс производства (создания), распределения и обмена (диффузии), потребления (использования) новшеств в различных сферах образовательной деятельности.
В педагогике ряд исследователей (И.А. Колесникова, В.М. Полонский, А.В. Хуторской) под термином «инновация» понимают консолидированное понятие «становление в педагогической реальности принципиально иного качества, выработка, творение нового содержания» [6; 8].
В основе понимания категории «инновации в воспитании» лежат современные представления о сущности воспитания (М.В. Воропаев, А.В. Муд-рик, Н.Л. Селиванова) [1; 5; 10], а также классические педагогические концепции современного инновационного менеджмента.
Под «инновацией в воспитании» в различных источниках [2; 3; 4; 6], в широком смысле, понимается обновление педагогического процесса или воспитательных услуг, воспитательных продуктов на основе внедрения достижений науки, технологии; закономерный, объективный процесс совершенствования образовательного процесса. В узком смысле «инновация в воспитании» есть процесс создания, диффузии и использования новшеств в сфере воспитательной деятельности.
Анализ научной литературы [7; 11; 14] позволил нам представить виды инноваций в воспитании, которые можно классифицировать условно в три группы:
инновация-процесс - технологическое и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового воспитательного процесса, повышающее его эффективность и качество;
инновация-продукт - новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного воспитательного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации;
инновация-услуга - комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу компетенций, воспитательного характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.
Обзор-анализ методологии изученности проблемы инноваций в воспитании, демонстрирует важное их свойство - внутреннюю противоречивость (парадоксальность) инновации.
Видимо, нигде основная стратегическая дилемма «вызов-возможность» не выявляет себя с такой
силой, как в инновационном процессе. В дополнение к рассмотренным выше противоречиям приведем список «парадоксов» в изложении Ф. Янсена: «инновация - творческое разрушение»; «успешной инновации требуется как хаос, так и контроль»; «управление инновацией направлено на уменьшение неопределенности и в то же время на использование этой неопределенности»; «инновация фокусируется на устранении барьеров или узких мест, но, в свою очередь, создает новые барьеры и узкие места, причем не только ожидаемые, но и непредсказуемые»; «инновацию можно рассматривать как событие и как процесс».
Под инновациями в воспитании мы понимаем результат инновационной, продуктивно-эффективной воспитательной деятельности реализующей себя в творчески-социальной среде, пространстве по «производству» нового: воспитательного процесса; воспитательной услуги; воспитательного продукта (как индивидуального, так и коллективного); воспитательной технологии, новую, обновленную или улучшенную социокультурную долгосрочную инициативу, способствующую процессу приращения и обогащения нравственно-этических, социальных ценностей человеком, как достояние самой личности и развитие на этой основе практических (в том числе творческих) жизненно-ориентированных компетенций через новые способы организации и самоорганизации инновационной деятельности [подроб. об этом: 13; 14].
Попробуем определить специфические методологические признаки существования самой ценности феномена «инноваций в воспитании»:
Значимость. Она может быть как положительной, так и отрицательной.
Незаменимость. Исключительный характер ценности.
Ориентация. Образуют смыслы, как индивидуальные, так и коллективные.
Гуманистичность. Человечность, благотворные для человека качества, свойства, возможности использовать во благо.
Категории ценности и смысла позволяют осознать, какие силы приводят в движение систему воспитания, к разработке и реализации инноваций, что само по себе является гарантом её жизнеспособности.
Практическая значимость инноваций в воспитании.
Преимущественный характер практической ценности изучения инноваций в воспитании на наш взгляд состоит в:
- создании благоприятных возможностей для самореализации, успешной социализации детей и взрослых;
- наличии условий моделирующих «взрослую» жизнь и возможности интегрироваться в мир взрослых через творчество;
26
Вестник КГУ ^ 2017
- расширении коммуникативных форм взаимодействия;
- причастности к ценностям и смыслам инновационной деятельности и инновационным процессам, к оценке её результативности и социальной направленности.
Научный поиск методологической парадигмы инноваций в воспитании будет продуктивен с точки зрения осмысления и реализации его в практики образования как:
1) научного феномена, уникальный смысл которого связан с выяснением новых связей, качеств, свойств, отношений, закономерностей, явлений инноваций в воспитании;
2) социально-педагогического ресурса, способствующего в эффективности и продуктивности образовательной деятельности;
3) новой траектории образовательного пространства, миссия которой состоит в моделировании, проектировании отношений участников образовательного взаимодействия.
В заключение статьи отметим, что научная новизна, теоретическая и практическая значимость методологического обоснования изучения проблемы, феномена инноваций в воспитании, очевидна и многогранна. Мы предприняли попытку изложения основных научных результатов исследования: методологического обоснования изучения инноваций в воспитании, написали об этом подробно выше. Таким образом:
1. На методологическом уровне проблема изучения инноваций занимает учёных с позиций философии, социологии, менеджмента, образования, педагогики, воспитания.
2. Среди работ учёных, особый вклад в исследование проблемы изучения инноваций в воспитании занимают исследования С.Д. Полякова.
3. В разработке данной темы крайне трудной задачей остаётся доказательность оснований и смыслов самого феномена, именуемого «инновация в воспитании».
Библиографический список
1. Воропаев М.В. Внепарадигмальные механизмы развития педагогического знания // Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. в рамках VI Сибирского педагогического семинара (6-8 ноября 2012 г., Новосибирск). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - Т. 1. - С. 23-33.
2. Коршунова Н.Л. Понятие инновации в социально-гуманитарном и педагогическом познании // Понятийный аппарат педагогики и образования:
Вып. 9 / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. -Екатеринбург, 2016. - С. 32-43.
3. Костюкевич С.В. Инновации: подход современных авторов в контексте российского опыта // Вестник высшей школы. - 2011. - № 4. - С. 69-78.
4. Кройтор С.Н. Инновации в образовании: Социологический анализ (на примере системы высшего образования Республики Беларусь): дис. ... канд. социол. наук. - Минск, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vivakadry/15.htm (дата обращения 23.02.2017).
5. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.
6. Полонский В.М. Инновации в образовании: (методологический анализ) // Инновации в образования. - 2007. - № 2. - С. 4-14; 2007. - № 3. -С. 4-12.
7. Поляков С.Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологичекие тезисы // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 2. - С. 21.
8. Понятийный аппарат педагогики и образования: Вып. 9 / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Екатеринбург, 2016. - 484 с.
9. Ромм Т.А., Богданова Е.В. Воспитание. Во-лонтерство. Молодежь. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, НГТУ, 2015. - 383 с.
10. Селиванова Н.Л. Направления перспективных разработок в сфере воспитания // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства: сб. науч.-метод. матер. Вып. II / сост. и науч. ред. Е.Г. Артамонова. Е.А. Руднев, Н.Ю. Синягина. - М.: АНО «ЦНПРО», 2012. - С. 8-13.
11. Сидоркин А.М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 16-20.
12. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Психологическая наука и образование. -2012. - № 1. - С. 18-32.
13. Шишарина Н.В. Технология эффективного сетевого воспитательного взаимодействия как инновация // Вестник Костромского государственного университета им Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. -№ 2. - С. 216-220.
14. Шишарина Н.В., Ромм Т.А. Инновации в воспитании: понятийно-терминологические сюжеты // Понятийный аппарат педагогики и образования: Вып. 9 / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - Екатеринбург, 2016. - С. 191-205.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
27