Научная статья на тему 'Методологический потенциал категорий И. Канта'

Методологический потенциал категорий И. Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
279
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Kantian categories was undertaken with application of the theory of dynamic informational systems apparatus. Categorical schemes of Kantian philosophy are examined in the framework of dynamic informational systems.

Текст научной работы на тему «Методологический потенциал категорий И. Канта»

ФИЛОСОФИЯ

Вестник Омского университета, 2005. № 1. С. 46-49. ,.„„ лг.„ Ыг... „„^ ,, .. ,„ ,„

© В.И. Разумов, В.П. Сизиков, 2005 УДК 167/168.001.8+519.1/6/7

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ КАТЕГОРИЙ И. КАНТА

В.И. Разумов*, В.П. Сизиков**

* Омский государственный университет, кафедра философии 644077, Омск, пр. Мира, 55а1 , ** Омский филиал Института, математики им. СЛ. Соболева СО РАН 644099, Омск, ул. Певцова, 13

Получена 29 ноября 2004 г-

Analysis of Kantian categories was undertaken with application of the theory of dynamic informational systems apparatus. Categorical schemes of Kantian philosophy are examined in the framework of dynamic informational systems.

И. Кант, обсуждая проект «таблицы категорий» как чистых рассудочных понятий, замечал об ограниченности избранной формы их представления [1, с. 82]. Применяя аппарат теории динамических информационных систем (ДИС, ТДИС) к идеям И. Канта, обратимся к теме творчества: «Под словом творение, когда мы им пользуемся, мы понимаем, как то, что здесь было сказано, а именно причину существования мира или вещей в нем (субстанций)...» [1, с. 1331]. Переход от теологического понимания творения к творчеству человека предполагает вопрос: как сохранить телеологический аспект и субстанциальность в творческом акте?

В ТДИС обосновывается интерес философии к триадическим категориальным схемам (КС), так как элементарным объектом в ТДИС выступает ДИС в форме триады [2]. Триады имеют единую интерпретацию, согласующую их с триадой саморазвития из тройки категорий: понятие, средство работы с понятием, математический аппарат, представляемый здесь широко как средство анализа вообще. Импульс для формирования КС может исходить от каждой из трех базовых категорий, и любая их комбинация заслуживает быть осмысленной. Так получаем 6 комбинаций, именуемых мутациями триады саморазвития. Вместе с тем даже сама триада есть продукт дешифровки одной категории, и каждая триада, в свою очередь, есть объект для следующей процедуры дешифровки. Результат второй дешифровки как КС из 9 категорий допускает возможность получения из других триад категорий, отличных от первоначальной, приводя в

1 e-mail: V I Razumov@rambler.ru

итоге к понятию трех типов информационных критериев [3]. Процесс согласования вариантов восприятия КС выступает как работа мышления, запускающей базой которого являются информационные критерии трех типов (активные, пассивные, трансформирующие), и это согласование выражается прежде всего в мутациях триады типов критериев. Для полного согласования здесь приходится еще учесть, что каждый из критериев сам предстает триадой, причем некоторые из этих триад в каждом из типов критериев тоже могут вырисовываться в двух типах мутаций, выражающих феномены становления и применения знаний. В согласии с мутационным аспектом выделяются еще и две области исследований: теория, приложения, они реализуются в триаде дисциплин — философии, физике, математике [4]. Образуются 6 полей, на которых разворачиваются все мутации КС (см. рис. 1).

Схема согласования базовых мутаций на данном рисунке изначально имеет междисциплинарный характер, сочетая философские, физические, математические аспекты теоретических и прикладных исследований. Это служит основой для достижения согласования между представлениями о многих понятиях, включая информацию об используемых к ним ранее подходах. Результатом дешифровки категории творчество выступит триада категорий: интерес, удивление, переживание. Для каждой из категорий триады также проводится дешифровка, но образующиеся в результате 9 категорий соединены в орграфе, отвечающем требованиям завершенной ДИС [2]. Категории КС — не просто имена каких-то вещей, а резервуары и трансформаторы, преобразующие информацию, а ребра КС — каналы, по которым

Рис. 1. Согласование базовых мутаций триад саморазвития и информационных критериев между собой и с базовыми аспектами становления исследования: базовые мутации: ВАб - воплощение абстрактного, ДЭк

- доступ к эксперименту, ПГ* - проверка гипотезы, П*3

- понимание закономерностей, ПО* - понимание опыта,

СМР - саморазвитие; базовые типы организации психики: ДС - давление страха, ОбП - обучение подражанием, ОбПО - обучение практическим освоением, ПСМ* - подключение к СМР Мироздания, ССС - созидание средств страхования, Эк - эксперимент; базовые аспекты становления исследования: 'Пр -приложение, 'С - становление соответственно М -математики, Ф - физики, Фл - философии

идет ее перераспределение. Всякая категория становится уже не единичным объектом, но компонентом всей системы, а система — онтологически осмысленным динамичным образованием. Анализ орграфов ДИС выявляет осмысленные перестановки категорий, обозначенные как мутации. Мутация триады есть перестановка категорий этой триады, а специфика мутации определяется соотнесением новой триады с исходной. Учет всех перестановок дает б орграфов.

В творчестве И. Канта сочетаются математика, физика, философия. Это соотносится и с принятым в ТДИС различением б орграфов на выражающие преимущественно следующие б специфик: становление философии, физики, математики; приложение философии, физики, математики. Они образуют б полей для формирования в каждом из них соответствующей КС (рис. 1). Учитываются и 3 фактора познания, связанные с саморазвитием: Мироздание, субъект, исследовательский процесс. В основном философские представления о творчестве имели внешний к индивиду характер, когда акцент ставился на отчуждаемом продукте деятельности. Обратимся к аспекту творчества, где происходят внутренние изменения в его субъекте. Тезисом

станет положение о балансе значений продукта творчества, например знания, изделия, технологии, и психофизиологических изменений автора.

Творчество получает дешифровку: интерес (интуиция, выделение объекта, задача), удивление (чувство, эмоциональная энергия, определение различий), переживание (разум, установление подобия, синтез). Мутации триад дают серию новых групп категорий. Для них сформированы имена: истоки познания (интуиция, чувство, разум), чувственно-конкретное (выделение объекта, эмоциональная энергия, установление подобия), мысленно-конкретное (задача, определение различий, синтез), инновация (интуиция, синтез, эмоциональная энергия), коррекция (выделение объекта, разум, определение различий), результат (задача, установление подобия, чувство) (см. рис. 2). Все 9 поименованных триад на КС рис. 2 являются как раз информационными критериями этих КС или самой процедуры дешифровки. В каждой из приведенных КС можно найти еще по 18 не поименованных триад, например триаду категорий: интуиция, разум, синтез. Эти 18 триад заслуживают получить осмысленные имена, но прямого отношения к развертыванию системы или представлений о ней в ранге процедуры дешифровки эти триады не имеют. Указанные триады обеспечивают единство и субъективное начало у карты всех информационных критериев [2], в частности, любая из таких триад содержит по ребру от каждого типа критериев, потребность в таковом уже выявлялась в категориально-системной методологии (КСМ) на примере «категориальных рядов» [5, с. 217-266]. На рис. 2 можно видеть 9 групп таких триад по 6 штук, являющихся, на геометрическом языке, половинками боковых граней треугольных призм, основаниями которых служат информационные критерии. За счет отмеченных 18 триад обеспечивается и относительная автономия в организации мышления [3]. Назовем их топ-триадами, относясь к «Топике» Аристотеля. Тематика организации мыслительных процедур, занимающая большое место в критической философии И. Канта, делает актуальным дополнительное изучение этих 18 топ-триад. Перспективным будет не только придание им имен, но и осмысление их взаимодействия в образованных системах категорий.

В КС творческой реализации индивида обращение к топ-триадам способно указать пути к решению указанной проблемы. Топ-триады в целом придают динамичность для всякой КС. В КС, отвечающей становлению философии, на рис. 2 выделим, например, две топ-триады, сосредоточенные в основании этой КС, - интуиция, чувство, эмоциональная энергия; интуиция, выделение объекта, эмоциональная энергия. Первая

М-А/КТ

(П/К А)

СРП/К'П (СРП/К'П) П/К'А (М-А/КТ)

М-А/КТ.АЮРП/К'П)

СРП/К'П (М-А/КТ)

П/К А (П/К'А)

СРП/К'П (П/К1 А)

П/К А (М-А/К Т)

(СРП/К'П)

48

В.И. Разумов, В.П. Сизиков

Рис. 2. Базовые мутации схемы творческой реализации

индивида (Тв-Ре И'). Обозначения, дополняющие данные на предыдущем рисунке: Выд - выделение, *3 — задача, 'И - интуиция, Инн - инновация, Инт - интерес, Ис - исток, Кк - конкретное, Кор - коррекция, *М- -мысленно, ОБ - объект, ОпрР - определение различий, 'ПЖ - переживание, ПЗ* - познание, Р* - разум, "Ре -

результат, С ~ - синтез, УД - удивление, УсП -установление подобия, 'Ч - чувство, 'Ч- - чувственно, Эм-Э - эмоциональная энергия

Рис. 3. Базовые мутации схемы организации познавательных действий (Орг' П3*-Дс). Обозначения, дополняющие данные на предыдущих рисунках: Акц -

акциденция, Е - единство, Ко - количество, КЧ -качество, Мн' - множественность, 'О - ограниченность, 0_ - отрицание, *0* - отношение, "О* - общение, ОБ -объект, П*С - присущность, ПЧ' - причинность, Ре -реализация, С' - субстанция, СБ - субъект, Ц'К — целокупность, ЦН' - ценность

триада обеспечивает перевод от инновации к результату через феномен чувства. Вторая триада поддерживает переход от инноваций к коррекции через выделение объекта. Эти две топ-триады вместе выявляют роль инноваций в творческой реализации индивида. В аспекте философии инновации соединяют интерес с удивлением, а в аспекте физики они согласуют исток познания с чувственно-конкретным. Пример с произвольно выбранной парой топ-триад показывает, насколько полно и гибко творческий процесс обеспечивает синтез и поддерживает саморазвитие в Мироздании.

Каждая из 3 групп категорий Канта заключает тройки категорий: это количество - единство, множественность, целокупность (цельность, целое); качество - реальность (как реализация), ограничение (как факт ограниченности), отрицание; отношение - присущность, причинность, общение. КС на рис. 3 ориентирована на раскрытие организации познания. Так, первая КС на данном рисунке отвечает феноменам саморазвития и подключения субъекта к саморазвитию Мироздания. К этой КС применяется аппарат мутаций триад, и каждая из мутаций дает оригинальную композицию категорий. Все обсуждаемые КС — связные орграфы, совершенные как

ДИС, что позволяет выявлять и анализировать множества топов (путей, связующих несколько категорий) [2; 4]. Конструирование подобных топов и их анализ в предлагаемом подходе предполагается осуществлять планомерно и осмысленно. Схема на рис. 3 убеждает, что в ней нет ни одного бессмысленного сочетания категорий. Применение аппарата мутаций позволяет получать новые триады категорий, отсутствовавшие в исходном перечне, все эти триады тоже вполне осмысленны, но для них потребовались новые категории в качестве имен таких триад. Исходный список пополнился категориями: субстанция (единство, реализация, присущность), акциденция (множественность, ограниченность, причинность), ценность (целокупность, отрицание, общение), субъект (единство, общение, ограниченность), вещь (множественность, присущность, отрицание), объект (целокупность, причинность, реализация). Преобразования выходят за границы философской системы И. Канта, что обусловлено задачей проанализировать возможности методологического применения используемых в ней категорий.

Поясняя значение мутаций для выявления топ-триад, обратимся к «основанию» орграфа (рис. 3), выражающего становление философии. Оно изображено параллелограммом, где выделя-

ются две топ-триады категорий - единство, реализация, ограниченность; единство, множественность, ограниченность. Эти топ-триады представлены ребрами информационных критериев и передают новым топ-триадам специфики этих критериев: качество, субстанция, субъект - от первой топ-триады и количество, акциденция, субъект - от второй топ-триады. Функции этой пары топ-триад состоят в привлечении понятия «субъект» и в отражении его роли в развертывании переходов между качеством и количеством и между субстанцией и акциденцией.

Работа над категориями, характеризующими модальность суждения, проводится на базе фрагмента «модальность» из «Логической таблицы суждений» и из «Трансцендентальной таблицы рассудочных понятий» [1, с. 57; б, с. 83]. Взяты пары категорий: возможность/невозможность, существенное/несущественное, необходимость/случайность. Сформированы триады эпистемиче-ского, деонтического, аподиктического выражения модальности суждений, получающиеся включением в каждом случае подходящей третьей категории: эпистемическое (невозможность, возможность, вероятное), деонтическое (несущественное, существенное, становящееся), аподиктическое (случайность, необходимость, действительность). Мутации триад дали новые категории как имена следующих образованных триад: явление (возможность, случайное, становящееся), свойство (невозможность, действительность, существенное), мера (вероятное, необходимость, несущественное), феномен (невозможность, несущественное, случайное), вещь (возможность, существенное, необходимость), ноумен (вероятное, становящееся, действительность) (рис. 4). Поясняя значение для развития КС топ-триад, в КС на рис. 4 возьмем две топ-триады с вершинами: возможность, необходимость, случайность; возможность, необходимость, вероятное. С ними связаны информационные критерии: вещь, явление, аподиктическое; вещь, мера, эпистемическое. Вместе две топ-триады отражают важность понятия «вещь» для развертывания переходов между явлением и мерой, между аподиктическим и эпистемическим отношением модальности суждений.

В философии и методологии науки известна проблема, заключающаяся в том, что по отношению к самой науке они выступают в «ре-тросказательной» позиции, только комментируя полученное в позитивной науке. Назовем это «ка-сталийским» феноменом философии. Обращение к классической философии с применением современных методов окажется полезным при обеспечении переноса знаний между дисциплинами и включении философии в междисциплинарные

'В^ 'Дс ~ _'в 'Дс _'В

Рис. 4. Базовые мутации схемы отношений модальности

суждения (*0* МД Су). Обозначения, дополняющие данные на предыдущих рисунках: 'Ап- - аподиктическое,

'В - возможность, _'В — невозможность, *В*- -вероятное, 'Де- - деонтическое, 'Дс - действительность, Нл - необходимость, Ноу - ноумен, 'С- - становящийся, *С- — существенное, _*С- — несущественное, Св -свойство, Сл - случайность, *Ф - феномен, 'Эп- -эпистемическое, 'Я - явление

исследования. Предположим, авторы философских систем имплицитно применяли мышление смысловыми блоками, соединяя содержательное и формальное.

[1] Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. 1472 с.

[2] Разумов В.И., Сизиков В.П. Математические и философские основы теории динамических информационных систем. http:// newasp.omskreg.ru/tdis/.

[3] Разумов В.И., Сизиков В.П. Согласование структурных и функциональных особенностей моделей в аспекте управления системами // Параллельные вычисления и задачи управления: Тр. Междун. конф. РАСО'2001. М.: ИПУ, 2001. С. 245-272. См. в интернете: www.sicpro.org.

[4] Разумов В.И., Сизиков В.П. Категориальный аппарат в современном естествознании / / Философия науки. 2004. № 1 (20). С. 3-29.

[5] Разумов В.И. Категориально-системные методы в подготовке ученых: Учеб. пособие. Омск: Ом. гос. ун-т, 2004. 277 с. См. также: http://www.ic.omskreg.ru/ ~ cognitiv/.

[6] Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. И.О. Лосского. СПб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. 478 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.