Научная статья на тему 'Методологический анализ пропедевтики в системе непрерывного физического образования'

Методологический анализ пропедевтики в системе непрерывного физического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / пропедевтика / уровни пропедевтики / пропедевтический курс / элективный пропедевтический курс / качество образовательного процесса / continuous education / propaedeutics / levels of propaedeutics / propaedeutics course / quality of educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова Марина Владимировна

В статье раскрывается взаимосвязь таких дидактических понятий как непрерывное образование, пропедевтика, преемственность образовательного процесса. Модель непрерывного физического образования определяет место пропедевтики, ее роль, средства реализации в системе учебного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Analysis of Propaedeutics in System of Continuous Physics Education

The correlation of the didactic categories like continuous education, propaedeutics, and succession of educational process is revealed in this article. The definition of the meaning of the word «propaedeutics» is given in it. Also the levels of propaedeutics are marked.

Текст научной работы на тему «Методологический анализ пропедевтики в системе непрерывного физического образования»

Потапова Марина Владимировна

кандидат педагогических наук

г. Челябинск Potapova Marina Vladimirovna

Candidate of Pedagogics Chelyabinsk

Методологический анализ пропедевтики в системе непрерывного

физического образования Methodological Analysis of Propaedeutics in System of Continuous

Physics Education

В статье раскрывается взаимосвязь таких дидактических понятий как непрерывное образование, пропедевтика, преемственность образовательного процесса. Модель непрерывного физического образования определяет место пропедевтики, ее роль, средства реализации в системе учебного познания.

The correlation of the didactic categories like continuous education, propaedeutics, and succession of educational process is revealed in this article. The definition of the meaning of the word «propaedeutics» is given in it. Also the levels of propaedeutics are marked.

Ключевые слова: непрерывное образование, пропедевтика, уровни пропедевтики, пропедевтический курс, элективный пропедевтический курс, качество образовательного процесса.

Key Words: continuous education, propaedeutics, levels of propaedeutics, propaedeutics course, quality of educational process

Пропедевтика физического образования имеет прямое отношение к такой дидактической категории обучения, как «непрерывность». Различные аспекты непрерывного образования активно разрабатываются как зарубежом (А. Гартунг, П. Лангранд, П. Шукла, Э. Фороу, М. Богдан, К. Дьюк и др.), так и в нашей стране (А.В. Даринский, Г. А. Ягодин, А.П. Владиславлев, В.Г. Онушкин, О.В. Кунцов, В.Г. Осипов и др.). В разработку концепции

УДК 796 (07) ББК 74.267.5

непрерывного профессионального образования большой вклад внесли М.В. Кларин, Н.К. Сергеев. Они представили его как развивающуюся систему от функциональной к личностной парадигме [2, 7].

Концепция непрерывного физического образования тесно связана с теорией развивающего обучения. В основе этой теории лежат закономерности, которые определяются объективно существующими и повторяющимися связями между видами и формами движения материи. Закон динамического развития является частным проявлением объективно существующих закономерных связей, он цикличен, в нем можно выделить ступени познания, которые имеют уровневый характер. Уровневый характер познания нашел отражение в концентрическом построении курса физики средней школы и вуза. Построение каждого концентра осуществляется на основе принципов преемственности и персонализации. Дидактическим условием реализации этих принципов служит пропедевтика. Пропедевтика как дидактическое условие непрерывности образовательного процесса предполагает:

— преднамеренное включение преемственных связей, как в содержание учебного материала, так и в организацию видов учебно-познавательной деятельности;

— последовательное осуществление дидактически обоснованных, систематизированных преемственных связей между структурными элементами знаний, а также видами учебно-познавательной деятельности относящихся к разным образовательным концентрам;

— существенное повышение уровня научности, усиление мировоззренческого воздействия на обучающихся;

— методологическое осмысление структуры и содержания учебного материала, роли научных методов исследования в структуре учебного познания;

— систематизацию и обобщение знаний, умений и навыков на основе принципов генерализации, фундаментализации и интеграции;

— выбор системы методов учения, видов учебно-познавательной деятельности, форм организации учебных занятий, соответствующих личностно ориентированному обучению, в основе которого лежит принцип персонализации (рис. 1).

Если пропедевтика - это дидактическое условие непрерывности образования, то возникает вопрос какое это условие - необходимое или достаточное? Дидактическое условие с точки зрения логики включает два суждения, одно можно назвать основанием, другое - следствием. В этих суждениях отображается зависимость явлений друг от друга и выражается она с помощью слов «если..., то...». Если в образовательный процесс включить пропедевтику (пропедевтический курс), связывающую два рядом расположенных концентра обучения, то это обеспечит непрерывность образования, последовательный и плавный переход к новой более сложной, но взаимосвязанной содержательной системе, поэтому пропедевтика является необходимым условием непрерывности.

Пропедевтика физического образования, как было показано выше, имеет прямое отношение к такой дидактической категории обучения как «непрерывность». Пропедевтику как необходимое дидактическое условие непрерывности образования под влиянием различных факторов можно классифицировать по разным основаниям: временному, информационному, логическому, гуманитарному, интегративному, процессуальному, методологическому [6].

Временной фактор обусловлен связью концентров обучения (опережающий курс физики - курс физики основной школы; курс физики основной школы - курс физики старшей профильной школы; курс физики

Рис. 1 Структурные компоненты пропедевтики

старшей профильной школы - курс общей физики вуза; курс общей физики -курс теоретической физики вуза). Информационный фактор обусловлен структурированием содержания учебного материала, связью структурных компонентов знания: фактов, понятий, законов, теорий, физической картины мира, естественнонаучной картины мира, общенаучной картины мира. Обусловленность логического фактора связана с установлением причинно-следственных, индуктивных и дедуктивных, аналитических и синтетических связей. Методологический аспект пропедевтики проявляется в установлении связи между методами учебного и научного познания, принципами и методами психологического и педагогического исследования. Интегративный фактор обусловлен внутрипредметными и межпредметными связями. Процессуальный фактор обусловлен связями компонентов процесса обучения (методов, форм, средств и т. п.). Обусловленность гуманитарного фактора пропедевтики определяется историческим характером развития физического знания, сменой парадигм образования, модельным характером учебного познания, общностью методов исследования.

Каждый образовательный концентр имеет свой временной интервал, поэтому пропедевтика как связующее звено тоже имеет временную характеристику. Последнее определяет ее уровневую структуру. Каждому уровню соответствует вполне определенные функции и дидактические задачи обучения (рис. 2) [8].

Первый уровень пропедевтики - подготовительный («школа -школа»). Его можно осуществить в школе, если включить: 1) опережающий курс физики (У-У1 классы), в задачу которого входит подготовка учащихся к изучению физике в основной школе; 2) элективный курс предпрофильной подготовки, связывающий основную и старшую профильную школу, в его задачу входит подготовка учащихся IX класса к выбору профиля обучения в старшей школе. Таким образом, первый уровень пропедевтики -подготовительный, можно с точки зрения временного фактора и задач, решаемых в каждый отдельно взятый период изучения физики, разделить на

два подуровня, каждый из которых связывает определенные концентры обучения. В опережающем курсе школьники изучают физику на уровне представлений, а в курсе основной школы на уровне понятий, поэтому пропедевтика первого подуровня связывает два структурных компонента знания - представление и понятие. Второй подуровень пропедевтики связывает второй и третий концентры обучения (основную и старшую профильную школу). В основной школе дидактической единицей обучения служат понятия (явления), а в старшей - фундаментальные физические теории. При переходе в старшую профильную школу изменяются компоненты процесса обучения. В задачу пропедевтики второго подуровня входит подготовка школьников к новому более высокому уровню учебного познания, более сложным типам и видам деятельности, приемам и методам обучения. Этот подуровень осуществляет связи между компонентами непрерывного образования в системе элективных курсов предпрофильной подготовки.

Второй уровень пропедевтики - методологический («школа - вуз», «вуз - вуз») предполагает систематизацию и обобщение внутрипредметных и межпредметных знаний, умений и навыков, методов научного и учебного познания их генерализацию, фундаментализацию и интеграцию. Этот уровень пропедевтики тоже включает в себя несколько подуровней. Первый подуровень условно можно назвать интегративно-методологическим. Он предполагает осуществление интегративных связей между физикой и математикой, физикой и дисциплинами естественного цикла. Этот подуровень можно реализовать с помощью элективных курсов профильной подготовки. В задачу пропедевтики на этом этапе обучения учащихся входит мировоззренческий и системный анализ всех разделов курса физики средней школы, решение задач не только типовых, но и творческих. Второй подуровень пропедевтики предполагает связь конкретных разделов школьного курса физики и общего курса физики, таких пропедевтических курсов может быть пять: «Введение в механику», «Введение в молекулярную физику и термодинамику», «Введение в электродинамику», «Введение в оптику»,

«Введение в квантовую физику». Эти пропедевтические курсы, как уже отмечалось, являются вводными, с них начинается изучение разделов курса общей физики. В задачу выше названных курсов входит систематизация и обобщение знаний студентов на основе интегративных связей; методологический анализ структуры и содержания физической картины мира (механической, электродинамической, квантово-полевой), фундаментальных физических теорий (классической механики, молекулярно-кинетической теории строения вещества и термодинамики, электродинамики, квантовой физики). Пропедевтический курс «Введение в дисциплину» связывает два этапа непрерывного образования - «школа - вуз». Третий подуровень пропедевтики предполагает установление связей между дисциплинами курсов общей физики и теоретической. Этот пропедевтический курс «Введение в теоретическую физику» связывает два компонента непрерывного образования «вуз - вуз». В задачу этого курса входит осуществление интегративных связей между курсами общей физики и дисциплинами высшей математики вуза.

Третий уровень пропедевтики - профессиональный («вуз - школа») ответственный за реализацию принципа персонализации в процессе обобщения видов познавательной деятельности, форм и методов обучения, средств активизации учебно-познавательной деятельности. Задачи этого уровня пропедевтики можно реализовать с помощью пропедевтического курса «Введение в профессию». Он тоже включает несколько подуровней. Первый подуровень - интегративный — связан с подготовкой студентов старших курсов к работе в школе, он реализуется через интегративный спецкурс «Физика в живых системах». Ряд физических теорий (молекулярно-кинетическая теория старения вещества, электронная теория вещества, квантовая механика), являющихся интегративными, широко используются для объяснения сути химических, биологических, астрономических, экологических явлений и процессов. Поэтому знание методов научного познания является исключительно важным для понимания сути процессов, происходящих в неживой живой природе. Второй подуровень - технологический, этот

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ подуровень пропедевтики можно осуществлять с помощью факультатива «Современные технологии обучения».

Методологический анализ такой дидактической категории как «пропедевтика физического образования», позволил выделить его структурные компоненты. Первый структурный компонент (основание) включает объект, предмет, систему понятий, связанных с пропедевтикой образования и раскрывающих ее суть. Объектом пропедевтики образования служит индивид как субъект образования, а предметом - личность. Пропедевтика образования как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного физического образования связано с системой понятий: 1) познавательная деятельность как форма познавательной активности; 2) социокультурный опыт как условие проявления познавательной активности; 3) познавательная самостоятельность как интегральная индивидуальность личности; 4) личностный опыт как условие проявления познавательной самостоятельности и интегральной индивидуальности [5].

Второй структурный компонент (ядро) дидактической категории «пропедевтика физического образования» составляют принципы и закономерности, раскрывающие его сущность. Назовем важнейшие принципы, при выполнении которых можно раскрыть суть понятия «пропедевтика физического образования»: 1) фундаментализация и интеграция; 2) системность (структурная целостность, структурно-функциональное расчленение объекта на составляющие, функционирование и развитие системы, инвариантность, иерархичность, множественность описания системы); 3) преемственность; 4) индивидуализация; 5) персонализация. Такая сложная категория, как «пропедевтика физического образования» может быть раскрыта через систему закономерных связей: причинно-следственных; функционально-развивающихся; управленческих; прямых и обратных; жестких и статических; вероятностных и корреляционных.

С точки зрения методологии частного анализа [3] третий структурный компонент (следствие) пропедевтики включает: средства

пропедевтики; технологии личностно ориентированного обучения как способа достижения цели в структурно-системных процессах учебно-познавательной деятельности; источники информации. Пропедевтический курс как средство пропедевтики физического образования связывает отдельные концентры физического образования в единую непрерывную систему.

Технологии личностно ориентированного обучения как способы достижения цели в познавательной пропедевтической деятельности предполагают реализацию моделей, построенных на основе методов, форм и средств обучения, важнейших видов учебно-познавательной деятельности. Источником информации являются преподаватель, дидактические комплексные материалы, объекты и процессы, учебные книги (аудио- и видеофонды), учебная игровая среда (деловая, ролевая), учебная виртуальная среда [4]. Пропедевтика физического образования невозможна без диагностики и коррекции, как текущего состояния обучения, так и его результатов, поэтому диагностика, как и коррекция, могут быть внешними и внутренними, текущими и отсроченными. Если предположить, что качество результатов физического образования является линейной функцией времени (планируемое качество), то фактическое (реальное), согласно идеям В.Ф. Венда, изменяется нелинейно. Оно растет медленнее, чем проектируемое [1]. Для его достижения нужно дополнительное время на коррекцию знаний и умений учащихся. Например, в рамках пропедевтического курса можно ускорить адаптацию обучающихся к новым условиям образования, тем самым сократить разрыв между планируемым и фактическим качеством результатов физического образования. Описанное выше представим в виде структурно-логического графа (рис. 3).

У Р О В Н И ПРО П Е Д Е В Т И К И

I УРОВЕНЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ("ШКОЛА - ШКОЛА") II УРОВЕНЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ("ШКОЛА - ВУЗ", "ВУЗ - ВУЗ") III УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ("ВУЗ - ШКОЛА")

и и и

I подуровень II подуровень I подуровень II подуровень III подуровень I подуровень II подуровень

связь первого и второго концентров обучения (V -VI класс). связь второго и третьего концентров обучения (основная школа - старшая профильная школа). связь школьного и вузовского курсов физики и математики (элективные курсы профильной подготовки). связь разделов школьного и вузовского курсов физики (методологиче ский курс). связь курса общей физики и теоретической физики вуза (обобщающий курс). Интегратив-ный Технологический

Пропедевтические курсы

"Опережающий курс физики " "Элективный курс пред-профильной подготовки " "Элективный курс профильной подготовки" "Введение в дисциплины курса общей физики" "Введение в курс теоретической физики" (Физматика) Интеграти -вный спецкурс "Физика в живых системах" Факультатив " Современные технологии обучения"

Рис. 2 Систематизация уровней, подуровней пропедевтики, связь их с пропедевтическими курсами.

Структурные компоненты пропедевтики как дидактической категории преемственности

II

III

г

Объект

Понятийный Аппарат

1 Г

Принципы

Закономе

рности

индивид • познавательная • фундамента- раскрытие це-

как деятельность как лизация лостности про-

субъект форма познава- • генерализа- цесса через вы-

образова тельной актив- ция явление законо-

ния ности • системность мерных связей:

личность • социокультурный (структурная причинно-след-

опыт как условие целостность, ственных, фун-

проявления деяте- структурно- кционально-ра-

льности функциона- звивающих, уп-

• познавательная льное расчле- равленческих,

самостоятельность нение объекта прямых и об-

как индивиду- на составляю- ратных, жес-

альность личности щие, функци- тких и стати-

• личностный опыт онирование и ческих, вероят-

как условие проя- развитие сис- ностных и кор-

вления познава- темы) реляционных

тельной самостоя-

тельности и инте-

гральной индиви-

дуальности

Г

Пропедевтический курс

• введение в курс основной школы

• введение в курс старшей школы

• введение в дисциплины курса общей физики

• введение в курс теоретической физики (физматика)

• введение в профессию

т

Технологии

личностно ориентированное обучение как средство достижения цели в структурно-системных проце-сссах пропедевтической познавательной деятельности

> совокупность моделей обучения

> методы, формы, средства обучения

виды учебно-

познавательной

деятельности

т

Средства диагностики

планируемые

результаты

обучения

текущее,

отсроченное

состояние

обучения

тестирование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

Источники информации

преподаватель дидактический комплекс материальных объектов и проце-сссов

> учебная книга (аудио- и видеофонды) учебная виртуальная база учебная игровая среда

Рис. 3. Содержательный граф логической структуры пропедевтики

Библиографический список

1. Венда, В.Ф. Система гибридного интеллекта. Эволюция, психология, информатика [Текст] / В.Ф. Венда. - М.: Наука, 1990. - 183 с.

2. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике [Текст] / М.В. Кларин. - Рига: Эксперимент, 1995. - 230 с.

3. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М: Издат. центр «Академ», 2006. - 400 с.

4. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] / Д.Г. Левитес. - М.: Ин-т практической психологии, 1998. - 288 с.

5. Мунье, Э. Манифест персонализма: Мыслители ХХ века [Текст] / Э. Мунье. -М.: Республика, 1999. - 559 с.

6. Потапова, М.В. Пропедевтика самостоятельной познавательной деятельности по физике студентов педвуза (научно-методические основы и педагогический опыт): монография [Текст] / М.В. Потапова. - М.:ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. - 120 с.

7. Сергеев, Н.К. Концепция непрерывного педагогического образования: от функциональной к личностной парадигме // Известия Росс. акад. образ [Текст] / Н.К. Сергеев. - М., 2004. - С. 84-89.

8. Тарасов, Л.В. Современная физика в средней школе [Текст] / Л.В. Тарасов. - М.: Просвещение, 1990. - 299 с.

Bibliography

1. Venda, V.F. The System of Hybrid Intellect. Evolution, Psychology, Information Science [Text] / V.F. Venda . - M.: Science, 1990. - 183 p.

2. Klarin, M.V. Innovations in World Pedagogics [Text] / M.V. Klarin. - Riga: Experiment, 1995. - 230 p.

3. Kraevsky, V.V. Methodology of Pedagogics: A New Stage [Text] / V.V. Kraevsky, E.V. Berezhnova. - M.: Public Center «Academ», 2006. - 400 p.

4. Levites, D.G. Practice of Teaching: Contemporary Educational Technologies [Text] / D.G. Levites. - M.: Institute of Practical Psychology, 1998. - 288 p.

5. Munie, E. The Manifesto of Personalization: Thinkers of 20-th century [Text] / E. Munie. -M.: Republic, 1999. - 559 p.

6. Potapova, M.V. Propaedeutics of Self-Dependent Cognitive Activity in Physics of Students of Teacher's Training University (Guidance Basis and Pedagogical Experience): Monograph [Text] / M.V. Potapova. - M.: SNO «Prometey» МPGU, 2004. - 120 p.

7. Sergeev, N.K. The Conception of Continuous Pedagogical Education: from Functional to Personal Paradigm // Proceedings of the Russian Academy of Sciences [Text] / N.K. Sergeev. - М.: Prosveschenie, 2004. - P. 84-89.

8. Tarasov, L.V. Contemporary Physics in Secondary School [Text] / L.V. Tarasov. - M.: Prosveschenie, 1990. - 229 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.