МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
УДК 311.312: 311.14
Ольга Анатольевна Золотарева,
к.э.н., доцент кафедры Социально-экономической статистики ГОУ ВПО «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», (495) 442-72-55, OZolotareva@mesi. ru
Михаил Владимирович Карманов,
д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Социально-экономической статистики ГОУ ВПО «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», (495) 442-72-55, [email protected]
В настоящее время статистическая отчетность в области дорожно-транспортных происшествий в нашей стране носит ведомственный характер. Ее содержание свидетельствует о существовании целого ряда «белых пятен» и пробелов методологического характера, не позволяющих собирать достоверную информацию и получать точные оценки реального положения дел с аварийностью на дорогах и ее последствиями. В этой связи большое практическое значение имеет совершенствование принципов организации и информационной базы, а также системы показателей статистики дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: учет дорожно-транспортных происшествий (ДТП); статистический анализ ДТП; показатели ДТП; число ДТП; смертность в ДТП.
Olga Anatolievna Zolotareva
Candidate of science, economics; associate professor of chair of Social and economic statistics of SEI HPE Moscow state university of economics, statistics and informatics; tel. (495) 442-72-55, [email protected]
Mikhail Vladimirovich Karmanov
Doctor of Economics, professor; chief of chair of Social and economic statistics of SEI HPE Moscow state university of economics, statistics and informatics tel. (495) 442-7255, [email protected]
METHODOLOGICAL QUESTIONS OF RESEARCHES OF CAR ACCIDENTS
Nowadays statistical reporting in the sphere of car accidents in our country is departmental. Its content is evidence of existence of methodological "blank spots" and gaps not allowing to gather reliable information and get sharp estimates of real state of affairs of accident rate and its consequences. Therefore perfection of principles of organization, information base and system of indicators of car accidents statistics have huge practical significance.
Keywords: car accidents accounting, statistical analysis of car accidents, indicators of car accidents, amount of car accidents, death rate in car accidents.
1. Введение
В последнее время в нашей стране на дорогах ежедневно погибают от 60 до 80 человек. Подобные существенные людские потери, не говоря уже о еще более значительной численности просто пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, но оставшихся живыми, однозначно свидетельствуют о том, что проблема обеспечения безопасности жизни и сохранения здоровья каждого конкретного человека на дорогах является не просто актуальной или значимой, но и давно уже приобрела архи важный характер.
Россия не является уникальной в отношении указанной проблемы. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) служат «бичом» многих стран мира, как экономически развитых, так и развивающихся. Глобальный масштаб вопросов, связанных с ДТП, подтверждается тем фактом, что «19-20 ноября 2009 года в Москве прошла Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения, которая собрала более 1500 делегатов из 150 стран. В числе высокопоставленных участников конференции были министры из более, чем 70 стран, отвечающие за безопасность дорожного движения, а также руководители из 20 межправительственных и 80 неправительственных организаций. Причиной созыва столь представительного форума явилось осознание международным сообществом того факта, что ситуация на дорогах планеты приобретает характер катастрофы. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения в своем докладе приравнивают ее к угрозе глобальной эпидемии и дают неутешительные прогнозы на будущее. В случае если правительства всех стран мира не выработают консолидированную политику по изменению существующего положения дел, к 2020 гибель в ДТП станет одной из лидирующих причин смертности людей на планете» [1].
С нашей точки зрения даже частичное устранение названной выше проблемы на государственном и региональном уровнях невозможно без проведения целенаправленной, грамотной и всесторонне обоснованной политики, опирающейся на анализ подробных и достоверных статистических данных о состоянии аварийности на дорогах.
2. Оценка информационных источников о ДТП
Составление полноценных и качественных статистических отчетов о ДТП и их последствиях (в том числе смертности населения), а также о различных правонарушениях в области дорожного движения, результатах деятельности Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, направленной на борьбу с нарушением правил дорожного движения, невозможно без правильного научно организованного статистического учета, который до сих пор оставляет желать лучшего.
В настоящее время в Российской Федерации существует обязательный для выполнения на всей ее территории порядок учета ДТП, который определен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 647 «Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий». В соответствии с ним статистическому учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Однако, практически в отчетность по ДТП включаются сведения только о тех происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.
Государственная статистическая отчетность по ДТП ведется органами внутренних дел на основе собственных данных. Порядок организации учета ДТП, сбора и обобщения сведений о них, а также, соответственно, и порядок контроля за полнотой и достоверностью этих сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ). Поэтому по своему характеру отчетность о ДТП и результатах повышения безопасности дорожного движения носит ведомственный характер, а все данные об объектах статистического учета ДТП (происшествиях, транспортных средствах, участвующих в них, владельцах транспортных средств, их совершивших и в них пострадавших, раненых и погибших) фиксируются в таких первичных документах, как карточках учета дорожно-транспортных происшествий, форма которых естественно устанавливается
Экономика, Статистика и Информатика
№2, 2010
101
МВД РФ.
По нашему мнению, карточки учета ДТП являются достаточно информативными, так как включают сведения:
• о дате и времени совершения ДТП, месте и виде ДТП, характерных особенностях и других существенных обстоятельствах (например, дорожные условия, в том числе сопутствующие совершению ДТП);
• о транспортных средствах, участвовавших в ДТП;
• о характере нанесенного ущерба или причиненного вреда ДТП;
• о степени тяжести последствий ДТП;
• о фамилии и инициалах участников ДТП, их половом, возрастном составе, социальном положении, месте жительства, водительском стаже и другие.
Однако, несмотря на детализацию подобной информации, основные показатели, отражающие ДТП и их последствия, явно носят несистематизированный характер, что не соответствует требованиям времени.
3. Система статистических показателей ДТП
Анализ показателей, приведенных в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», показал, что результативность политики, реализуемой в области повышения безопасности на дорогах, пока оценивается при помощи скудного набора индикаторов, включающего только восемь основных показателей. При этом не рассматриваются ни структура ДТП по причинам, ни тяжесть их последствий по видам ДТП, хотя это одни из основных направлений анализа ДПТ. Таким образом, на наш взгляд, упускаются из вида такие важные аспекты как: нарушение правил дорожного движения (ПДД) водителями, находящимися в состояние алкогольного опьянения; нарушение ПДД пешеходами; ДТП, вызванные неисправностью технических средств и другие. Также не находят должного отражения случаи ДТП с детьми и их последствия (главное - не учитывается смертность детей в ДТП). Ведь в рамках названной выше программы, оценке подлежит только один показатель - «Сокращение числа детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях по собственной неосторожности»[2], который, безусловно, не дает полноценной
статистической характеристики состояния дел.
Чтобы устранить выявленные проблемы при оценке аварийности и безопасности дорожного движения, с нашей точки зрения, целесообразно выделять следующие основные группы показателей статистики ДТП:
показатели числа и структуры ДТП:
• общее число ДТП;
• число ДТП с детьми;
• удельный вес ДТП с детьми в общей численности ДТП;
• структура ДТП по причинам и другие;
показатели последствий ДТП:
• общая численность пострадавших, раненых и умерших в ДТП;
• численность раненых и умерших в ДТП детей;
• удельный вес умерших в ДТП детей в общей численности умерших в ДТП;
• структура раненых и умерших в ДТП в зависимости от причин происшествий;
• коэффициенты тяжести последствий ДТП;
• коэффициенты смертности в ДТП и другие;
показатели рисков в ДТП:
• коэффициенты транспортного риска;
• коэффициенты социального риска и другие.
Вне всякого сомнения, приведенная выше система показателей не является идеальной, она носит обобщенный характер и охватывает самые основные характеристики, отражающие ситуацию в области дорожно-транспортных происшествий. Однако она, несомненно, позволяет выделить принципиально важные аспекты и направления прикладного статистического анализа ДТП.
Предлагаемая схема оценки ДТП является комплексной, так как учитывает как показатели, характеризующие масштабы и структуру самих происшествий, так и их тяжесть, а также социальные и транспортные риски ДТП. Логичность данного подхода обосновывается тем, что с помощью рассмотренных выше показателей можно делать грамотные выводы о том, что происходит с масштабами и интенсивностью ДТП. При этом должное внимание уделяется анализу причин ДТП и их последствий, включая оценку тяжести ДТП. Поэтому на основе всех трех групп показателей возможно принятие
адекватных мер, направленных не только на усиление внимания за соблюдением ПДД водителями, но и на соблюдение ПДД пешеходами, а также создание необходимых условий для возможности их соблюдения и теми и другими.
В целом применение предложенной системы показателей, на наш взгляд, может способствовать повышению эффективности политики, проводимой в области безопасности дорожного движения, так как именно комплексная оценка позволяет разрабатывать и принимать меры, реально направленные на защиту жизни и здоровья человека на дорогах.
Литература
1. Материалы "Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения: время действовать!" URL: http:// www. 13 00000 .net/tl_files/road-safety-conf/downloads/ PHOTO_BUKLET_RUS.pdf (дата обращения: 05.03.2010)
2. Целевые показатели и индикаторы ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах». URL: http://www.fcp-pbdd.ru/ program/celevie.php (дата обращения: 05.03.2010)
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1996 г № 647 «Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.03.2010)
4. Официальный сайт ГИБДД. URL: http://www.gibdd.ru (дата обращения: 07.03.2010)
5. Золотарева O.A., Статистический анализ смертности из-за дорожно-транспортных происшествий и проводимой политики в области безопасности дорожного движения в России. Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». — 2009. - № 4. - С.107-110.
References
1. Proceeding of "the First world ministerial conference on safety of traffic: time to operate!" URL: http:// www. 13 00000 .net/tl_files/road-safety-conf/downloads/ PHOTO_BUKLET_RUS.pdf (date of access: 05.03.2010)
2. Target figures and indicators of Federal target program «Increase of safety of traffic in 2006-2012 » URL: http:/
№2, 2010
102
/www.fcp-pbdd.ru/program/celevie.php (date of access: 05.03.2010)
3. The governmental order of the Russian Federation from June, 29th 1996. «About the statement of rules of the account of car accidents» URL: http://
www.consultant.ru (date of access: 11.03.2010)
4. Official site of State inspection of traffic safety (SITS) URL: http:// www.gibdd.ru (date of access : 07.03.2010)
5. Zolotareva O.A. Statistical analysis
of death rate in car accidents and the policy carried out in the field of traffic safety in Russia. Scientific and practical magazine «Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO». - № 4. -P.107-110.
Экономика, Статистика и Информатика
103
№2, 2010