Научная статья на тему 'Методологические, психолого-педагогические основы компетентной подготовки преподавателей ВУЗов к модульному обучению'

Методологические, психолого-педагогические основы компетентной подготовки преподавателей ВУЗов к модульному обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / психология / қонуниятлар тизими / методология / компетентлик / рақобатбардошлик / касбий тайёргарлик / модулли ўқитиш қонуниятлари / тизимли ёндашув / билим / тасаввур / малака / кўникма / competence / pedagogical / modular training / preparation / psychological and pedagogical law / systematic / methodology / theory / knowledge / skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусинов С., Абдиева С. М.

Мақолада олий ўқув муассасалари педагогларини модулли ўқитишга компетентли ёндашув асосида тайёрлашнинг педагогик-психологик қонуниятлари тизимли таҳлил этилган ва бу жараённинг методологик томонлари тадқиқ этилиб кўрсатмалар берилган. Ушбу тадқиқотда 2011-2014 йилларда грант (А-1-081) жараёнида олиб борилган изланишлар асосида тизимли ёндашув қўлланган. Педагогик жараённи модуль асосида олиб боришнинг психологик хусусиятлари, педагогнинг компетентлигини ҳар томонлама таҳлил этишга ҳаракат қилинган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF COMPETENT TRAINING OF HIGHER EDUCATION TEACHERS TO MODULAR EDUCATION

The article is dedicated to higher education teachers’ modular training preparation system analysis. Psychological and pedagogical bases of competent of higher education teachers’ modular training are reviewed. The results of investigation are based on outputs of grant project А-1-081, which was held in Tashkent Information Technologies University’s Samarkand branch in 2011-2014.

Текст научной работы на тему «Методологические, психолого-педагогические основы компетентной подготовки преподавателей ВУЗов к модульному обучению»

Мусинов С.,

доцент кафедры информационно-образовательных технологий Самаркандского филиала Ташкентского университета информационных технологий, кандидат педагогических наук; Абдиева С.М.,

старший научный сотрудник-соискатель кафедры педагогики и психологии Самаркандского государственного института иностранных языков

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К МОДУЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

МУСИНОВ С., АБДИЕВА С.М. ОЛИЙ УК.УВ ЮРТЛАРИ УЦИТУВЧИЛАРИНИ МОДУЛЛИ УЦИТИШГА КОМПЕТЕНТЛИ ТАЙЁРЛАШНИНГ МЕТОДОЛОГИК, ПСИХОЛОГИК ВА ПЕДАГОГИК АСОСЛАРИ

Мак,олада олий ук,ув муассасалари педагогларини модулли ук,итишга компетентли ёнда-шув асосида тайёрлашнинг педагогик-психологик конуниятлари тизимли тах,лил этилган ва бу жараённинг методологик томонлари тадкик этилиб курсатмалар берилган. Ушбу тадк,ик,отда 2011-2014 йилларда грант (А-1-081) жараёнида олиб борилган изланишлар асосида тизимли ёндашув кулланган. Педагогик жараённи модуль асосида олиб боришнинг психологик хусуси-ятлари, педагогнинг компетентлигини х,ар томонлама тах,лил этишга х,аракат килинган.

Таянч суз ва тушунчалар: педагогика, психология, конуниятлар тизими, методология, ком-петентлик, ракобатбардошлик, касбий тайёргарлик, модулли укитиш конуниятлари, тизимли ёндашув, билим, тасаввур, малака, куникма.

МУСИНОВ С., АБДИЕВА С.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ К МОДУЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Статья посвящена системному анализу подготовки педагогов ВУЗов к модульному обучению. В ней рассмотрены психолого-педагогические основы компетентной подготовки педагогов ВУЗов к модульному обучению. Результаты исследования обоснованы выводами гранто-вого проекта А-1-081, выполненного в 2011-2014 годах в Самаркандском филиале ТУИТ.

Ключевые слова и понятия: педагогика, психология, система законов, методология, компетентность, конкурентоспособность, профессиональная подготовка, закономерности модульного обучения, системный подход, знания, представления, навыки.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

v.

MUSINOV S., ABDIEVA S.M. METHODOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF COMPETENT TRAINING OF HIGHER EDUCATION TEACHERS TO MODULAR EDUCATION

The article is dedicated to higher education teachers' modular training preparation system analysis. Psychological and pedagogical bases of competent of higher education teachers' modular training are reviewed. The results of investigation are based on outputs of grant project А-1-081, which was held in Tashkent Information Technologies University's Samarkand branch in 2011-2014.

Keywords: competence, pedagogical, modular training, preparation, psychological and pedagogical law, systematic, methodology, theory, knowledge, skills.

Условия независимости в Узбекистане создали огромные возможности в деле преобразования и модернизации образования. Одним из фундаментальных нововведений в области образования в Узбекистане является внедрение модульного подхода в учебно-воспитательный процесс, что гарантирует развитие профессиональной компетентности специалиста, отвечающей мировым стандартам.

Внедрение модульного подхода предусмотрено в законе Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программе по подготовке кадров» Узбекистана.

Использование модульной организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе и коренное изменение требований к квалификации педагогических кадров по реализации модульной технологии особым образом подчёркнуто в Указе Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2015 года № УП-4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений»1.

В данном указе отмечается, что одними из важнейших направлений дальнейшего совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений считаются:

- повышение на регулярной основе педагогического и профессионального уровня профессорско-преподавательских кадров ВУЗов, углублённое изучение ими норм законодательства, последних достижений в области теории, научных и прикладных изысканий, технологического прогресса и инноваций по преподаваемой дисциплине, а также совре-

1 Газета «Народное слово» от 13 июня 2015 года.

менных методов организации учебного процесса;

- коренное обновление квалификационных требований, учебных планов, программ и методики переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров ВУЗов с учетом широкого внедрения высокоэффективных образовательных и инновационных технологий, передового зарубежного опыта2.

Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов, претворяя в жизнь идею достижения высокой цели развития Республики Узбекистан - выхода на уровень развитых демократических государств в мире, в своём новогоднем поздравлении народу Узбекистана особо подчеркнул роль подготовки молодых кадров в достижении этой цели и отметил: «Чем больше мы уделяем внимания, еще раз внимания и средств для подготовки подрастающего поколения, отвечающего самым современным требованиям, самостоятельно мыслящих, интеллектуально богатых, преданных своей Родине молодых людей, вне всякого сомнения, - мы тем самым приблизим поставленную перед нами цель»3.

Вышеуказанные направления коренного совершенствования методологической, теоретической и практической профессиональной

2 Там же.

3 Новогоднее поздравление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова народу Узбекистана. // Газета «Народное слово» от 1 января 2016 года.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава ВУЗа кардинально в инновационную сторону меняет отношение преподавателей к своей профессиональной подготовке, повышает их ответственность за свою подготовку и получаемые результаты деятельности, от которой зависит будущее общества и государства, активизирует их общественные, политические и личностные мотивации.

Выполнение требований данного указа реально приблизит систему образования в Узбекистане к обязательным параметрам Болон-ского процесса, к которым относятся:

- трехуровневая система высшего образования;

- академические кредиты ECTS;

- академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала ВУЗов;

- европейское приложение к диплому;

- контроль качества высшего образования;

- создание единого европейского, и, возможно, среднеазиатского, исследовательского пространства1.

Модульное обучение и модульная структура образовательных программ наряду с компетентностью подходом являются важными принципами Болонской декларации2.

Переход учебно-воспитательного процесса от традиционной к модульной технологии образования требует и от преподавателя и от студента особой мотивации, которая образуется на основе убеждённости, сознательности, ответственности, чувства восприятия требований реальности, волевого управления и самоуправления познавательным и профессиональным становлением.

Цель профессионального становления создаёт установку личности стать компетентным специалистом при помощи модульного обучения.

Цель профессионального развития студента как мировоззренческое явление определяется, уточняется, корректируется еще в школе, лицее и колледжах. Профориентация в этих

1 http:// www.ehea.info;www.bologna.msmt.cz.; Олимов КТ. Замонавий таълим ва инновацион технологиялар буйича ил-гор хорижий тажрибалар буйича укув-услубий маж-муа. - Бухоро: БухДУ, 2015. -48-64-б.

2 Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. - С.-Пб:

«Бизнес-пресса», 2000. -С. 32-39.

учреждениях помогает учащимся в определении цели. Осознанная цель станет убеждением, что на всю жизнь образует установку как основы мотивации.

На основе этой мотивации развивается высокое чувство ответственности за своё профессиональное становление и причастности к судьбам своей родины. Эти психологические образования являются высшими жизнеобеспечивающими ценностями личности.

Основной задачей довузовской и начала вузовской воспитательной работы при модульной организации обучения является помощью учащемуся и студенту-абитуриенту в уточнении и понимании цели своего профессионального развития, знать стандарты данной профессии, требования рынка труда (и местного, и зарубежного), особенности конкуренции, требования работодателей и т.д. Осознанная цель постепенно превращается в установку - сильное психическое сознательное и подсознательное образование.

Данная установка на всю жизнь определяет образ мыслей и жизни студента, который при модульном обучении сознательно, активно включается в процесс познания, выработки способностей на основе навыков и умений, духовных, аксиологических3 качеств. Студент, у которого выработана такая установка, ведёт активный, творческий образ жизни, следит за своим здоровьем, рационально использует каждый час суток для профессионального становления, нравственного развития.

Профессиональная установка должна создавать у студента четкий образ, модель, проект компетентного специалиста, к которому он неуклонно стремится. Этот образ осмысливается, становится потребностью, определяет жизненные интересы и стремления студента.

Современный педагог, который работает методом модульной организации обучения, должен знать и уметь использовать закономерности новой развивающей науки - синергетики. Она исследует процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и раскрывает связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение

3 Аксиология - раздел философии, изучающий вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира (прим. ред.).

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

Ч.

эффектов действий каждого из элементов в отдельности1.

Без знания особенностей системного подхода к модульному обучению педагог локализирует свои действия и его превентивные, частные, не связанные с общими, особенные явлениями воздействия не дают желаемого результата. По данным социологического опроса только 2-8% населения России владеет (стихийным, поверхностным) системным анализом. Фирмы, заводы, компании, фабрики и концерны еще не осознают потребности иметь профессиональных системщиков2. Научный подход к организации модульного обучения - означает осуществление на деле системный подход. И мир, наше познание, и вся человеческая практика имеют системную природу. Мы получаем информацию из окружающего мира и мыслим. Для логики познания и развития критического мышления педагога нужно согласование системности и мышления. Профессиональное мышление педагога обеспечивается образованием. Следовательно, по выражению В.Н.Спицнаделя, и оно должно быть системным3. Системный анализ, по его мнению, является основным для принятия оптимальных решений, что особо важно в организации модульного обучения.

Модульное обучение - это самая творческая, сложная и ответственная деятельность по производству новых психических качественных образований. В этом производстве познающая личность ищет, находит и воспринимает целевую информацию, сохраняет нужную её часть в памяти при помощи таких самостоятельно выполненных мыслительных операций как анализ, сопоставление, типизация, синтезирование, умозаключение и начинает представлять и понимать информацию. Только после этого данная, понятая информация, апробируясь на практике, постепенно превращается в умения и навыки, которые в совокупности образуют способности. Этими психическими процессами управляет педагог как организатор, менеджер, инженер, лидер.

1 Отраслевой стандарт Министерства образования РФ «Информационные технологии в высшей школе»: термины и определения. ОСТ ВШ 01.002-95. http://www. informika.ru

2 Там же.

3 Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. - С.-Пб:

«Бизнес-пресса», 2000. -С. 54-62.

Педагог учит познающего к самоуправлению этими психическими новообразованиями. Педагог сегодняшний и будущий - это профессионал, который на высоком уровне знает педагогику, кибернетику, философию образования, психологию, физиологию, математику, историю и культуру. В будущем будет развиваться новая отрасль педагогики - педагогическая кибернетика, которая органично вплетается в структуру теории, способов и методов достижения результативности обучения посредством модульного подхода.

Мировой опыт по совершенствованию образования свидетельствует, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма, как отмечает исследователь И.Г.Захарова, мы будем обречены оставаться в прошлом4. В деле подготовки преподавателей к модульному обучению студентов важное значение имеет их знание таксономии Б. Блума. На первый взгляд категории Б. Блума кажутся доступными, лёгкими и понятными. На самом деле овладение преподавателями и студентами таксономией Б.Блума процесс очень труднный и серьёзный, требующий волевого системного напряжения восприятия, памяти, мышления, воображения. Тут помогут целеполагание, способности и характер5.

Педагог, согласно таксономии Блума, накапливает информацию согласно цели обучения, обеспечивает познающего способами овладения (восприятия) этой информации, делает эту информацию достоянием памяти. Если цели обучения включают обеспечение понимания этой информации познающим, то педагог создаёт все условия для понимания и осмысления этой информации студентом (организация самостоятельной реферативной работы, написание эссе, проведение операции «мозгового штурма», «Знаю», «Хочу знать», «Узнал», создание кластера, синквейн (подбор взаимосвязанных слов к определённому понятию, категории, термину к данному слову, подбор синонима данного слова) и т.д.

4 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: «Академия», 2008. -С. 98.

5 Авлиёкулов Н.Х. Укитишнинг модул тизими ва педа-гогик технологияси амалий асослари. - Бухоро: БухДУ, 2002. -45-49-б; Зиёмухаммедова С., Зиёмухаммедов Б. Новая педагогическая технология. - Т.: «Абу Али ибн Сино», 2002. -С. 63-70.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

Понятая информация может использоваться на практике. Это прямой выход на экономические результаты. Чтобы осмысленная информация превратилась в умения и навыки, которые образуют способность решать практические задачи, их неоднократно необходимо апробировать на модельные ситуации, решать ситуационные практические задачи. Превращение знаний в умения и навыки намного сложнее и труднее овладения этими знаниями.

Овладение информацией, её понимание и реализация - это нормальный повседневный процесс. Богатство любого общества и сегодня и завтра - это нововведение, открытие нового, рождение новых идей. Этому важному процессу подготовки студентов к творчеству способствует педагог, который научит их анализу и синтезу, которые являются основными процессами практического профессионального мышления студентов.

Мы, изучая и анализируя таксономию Б.Блума, выявили то, что между категориями «знание» и «понимание» должна быть еще одна категория - «представление». На основе полученных знаний надо вызвать у студентов чёткие, ясные, системные представления, которые помогут им улавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, процессами, которые помогут осмыслению получаемой информации.

По категории «представление» мы выбрали десять глаголов действия, используя которые студент вызывает у себя такое представление, понимает сущность явления, увиденную форму заполняет содержанием.

Модульное обучение успешно комбинируется с традиционной системой обучения, гуманизирует педагогический процесс в целом, т.е. коренным образом поднимает преподавателя и студента на качественно новый уровень взаимоотношений.

Обучающий (или учебный) модуль - это логически завершённая, автономная единица содержания учебной дисциплины, включающая в себя информационный и деятельност-ный аспекты, усвоение которых должно завершаться соответствующей формой контроля знаний, умений, навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Эти структурные и содержательные аспекты системы модульного обучения дол-

жен знать каждый преподаватель и уметь их использовать в своей творческой деятельности.

Составленный педагогом обучающий модуль состоит из следующих частей:

- название модуля;

- интегрирующая дидактическая цель;

- целевой план действий учащихся;

- банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы);

- методическое руководство по достижению целей;

- практические занятия по формированию необходимых умений;

- выходной контроль (контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле).

Преподаватель, составляющий модуль обучения, должен уметь жестко структурировать учебную информацию, содержание обучения и организацию работы обучающихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле нужно четко определить цели, задачи и уровни изучения темы, назвать умения и навыки, всё заранее запрограммировать: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения. Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Обучающий модуль требует проблемную подачу материала, показа внутренних противоречий науки, техники, культуры, нравов. Акцент делается не на сообщение готовых знаний, а на побуждение студентов к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и сообщениям, а также «перенос на себя», то есть апелляцию к жизненному и речевому опыту студентов. Большое значение может сыграть и правильный подбор текстов для внеаудиторного чтения с учётом интересов, способностей и уровня подготовки студентов.

Другая особенность модульного обучения состоит в том, что педагог, читающий определённый предмет должен стремиться понять и знать особенности профессии, которой будет обладать студент, и связывать живыми примерами свою дисциплину с особенностями этой профессии.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

v.

Модульный подход к обучению направлен на построение образовательных программ и требует от преподавателей и студентов приспособления к новым структурам образовательных программ и подходов к процессу обучения. Это позволяет оперативно реагировать на потребности студентов, работодателей, рынка труда. Такие модули ориентированы на достижение запланированного результата обучения, т.е. компетентности.

Модули образовательных программ имеют свойства логической завершенности, где наблюдается относительная обособленность содержания модуля от остального учебного материала. Содержание этого блока информации связано с содержанием других блоков.

Модуль в образовании - это тщательно разработанное методологическое обеспечение, что нужно знать и студенту и преподавателю. Модуль обучения - это детально с точки зрения системного подхода и синерге-тического, методологического обоснования созданная программа действий. Педагог, работающий по данной методике, обязан на достаточно высоком уровне обладать культурой её методического обеспечения. Такая культура состоит из следующих умений, навыков и способностей:

- четко, логично и для преподавателя и для студента формулировать цели обучения;

- создавать логическую схему, что должно показывать место модуля в дисциплине;

- создавать логическую схему изучения модуля, учебные материалы, нужные для освоения модуля (включает и задания для самоконтроля);

- разрабатывать ясную документированную процедуру контроля усвоения содержания обучения, которое включено в модуль;

- разрабатывать способы формирования навыков и умений, превращения их в практические способности;

- создавать алгоритм-программы самостоятельной работы познающих, что в основном развивает знания, умения и навыки. Преподаватель должен обеспечивать каждый модуль учебно-методическим комплексом;

- разрабатывать учебную дисциплину и образовательную программу из инвариантной части (модулей для обязательного изучения) и заменяемых модулей, что обеспечит мобильность и трансформируемость модульных

конструкций в зависимости от потребностей в них. Дидактические цели модульного обучения по их виду делятся на познавательные и операционные.

Реализация гносеологических целей обеспечивается теоретическим содержанием учебного материала. Информационный материал модулей синтезируется по познавательному признаку, вокруг базовых понятий и методов учебной дисциплины и они развивают у будущих специалистов системы фундаментальных знаний.

Операционно-функциональные цели обеспечиваются практической частью учебного содержания. Эти цели развивают умения, навыки и способности познающих. Тут структура и содержание модуля организуется по функциональному признаку, то есть вокруг функций, способов, приёмов профессиональной познавательной деятельности.

Первые модульные программы гносеологического типа создавались Дж.Расселом. Он на основе базовой подготовки познающих конструировал модули и модульные программы по познавательному признаку1.

Как отмечает российский исследователь профессионального становления специалиста В.В. Кузнецов, «с точки зрения психологии в обучении важно выделять: механизмы усвоения нового материала; этапы усвоения нового материала; организацию оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачи. Формирование у обучаемых профессиональных умений, развитие у них профессиональной компетентности - это то, ради чего организуется профессиональной обучение. Теоретические профессиональные знания без обязательного использования на практике быстро забываются, теряют свою значимость, требуют быстрого пополнения»2. Эти требования касаются и практики модульной организации обучения в ВУЗе.

В настоящее время модульные программы операционного типа используются в Международном центре повышения квалификации в Турине для профессиональной переподготовки учителей, в системе среднего профессио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Исследования Дж.Рассел и А.Рассел: best-mama. info/ semya-i-rebenok.../182-issledovamya-drx-rassel-i-a-rassel. html

2 Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. - М.: «Академия», 2007. -С. 56.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

нального образования в Швеции и Англии, в государственном техническом колледже Коломбо. Целью разработки этих модулей является расчленение содержания каждой темы на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их по времени и интеграцию их в едином комплексе.

Временами педагог, управляя профессиональным познавательным процессом будущего специалиста, учит его представлять, на каком этапе индивидуальной траектории развития компетентности он находится, вести мониторинг развиваемых знаний, умений, навыков, их маркетинговое исследование. Это как важный этап профессиональной рефлексии поможет студенту осуществить обратную связь между целью развития и получаемым результатом, диагностировать и прогнозировать своё развитие.

Главное отличие модульной технологии обучения от традиционной является то, что и педагог и студент поднимаются до понимания высокой ответственности за свою деятельность, за конечные результаты этой деятельности, от которой непосредственно зависит настоящее и будущее данной развивающейся личности, будущее общества. Если при традиционной технологии педагог больше теоретизировал познавательный процесс студента, не вникая во внутренний её мир, не знал, какие желания, интересы, какой характер, темперамент у него, как работает память, мышление, какие способности, и из-за этого на зачете или экзамене получал приблизительные оценки за фрагментарные знания, умения. Эти недостатки предупреждает рейтинговая система контроля развития профессиональных способностей.

При модульной технологии педагог как инженер, управляющий ясно видит предмет своего воздействия, определяет его свойства, прогнозирует его будущие качества, проектирует развитие данной личности относительно определённой профессии и ценностям общества, и ведёт долговременную, систематическую целенаправленную деятельность. Педагог, как инженер, днем и ночью думает о развивающей личности при им организованном обучении, анализирует свои успехи и ошибки,

корректирует (исправляет) их, постоянно работает над совершенствованием своей профессиональной компетентности.

Педагог, осуществляющий модульное обучение, в несколько раз больше тратит время, психическую энергию, материальные и духовные средства, чем при традиционном обучении.

Результативность его деятельности при модульном обучении вдохновляет, вызывают у него положительные эмоции, придаёт ему силу, надежду и веру в жизнь.

Педагог, осуществляющий модульное обучение с точки зрения диалектической методологии, наряду с глубокими знаниями теории и истории своего предмета должен уметь на практике реализовать поставленные цели обучения. Этому ему помогут его системные способности по методике. Методика в деле модульного обучения как система состоит из трех частей;

- методы исследования;

- методы обучения;

- методы воспитания.

Только системное их использование может обеспечить оптимальную результативность модульного обучения.

Современный педагог - это исследователь, который с начала своей педагогической деятельности и до конца изучает закономерности, причины и следствия, взаимосвязи и отношения обучения, воспитания и развития личности.

Методы исследования (наблюдение, анкета, тесты, моделирование, рейтинг, рефлексия и др.) в модульном обучении дают верное определение состояния психической развитости личности, диагностировать его, вести наблюдение за качественными изменениями в психике и духовном мире студента, помогать оценке этих изменений;

Методы обучения, такие как лекция, практическое и лабораторное занятие, семинар, тренинги, диспуты, мозговой штурм, создание кластера, синквейна и другие выбираются на основе данных, полученных от использования методов исследования, которые свидетельствуют об уровне развития интеллекта, особенностях восприятия и памяти, мышления, способностей, темперамента и характера студента. Это поможет осуществить индивидуальный подход к каждому студенту.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

Ч.

Методы воспитания, такие как личный пример, убеждение, поощрение, внушение, порицание тоже выбираются на основе результатов проведённых исследований характера, чувств, темперамента, сознания, потребностей, интересов студентов. Модульное обучение вооружает личность глубокими знаниями, умениями и навыками, способностью решать крупные экономические, социальные, политические задачи. Эти знания и умения должны использоваться для обеспечения ценностей жизни, утверждения мира и спокойствия, развития благосостояния каждого человека, развития Родины. Это происходит тогда, когда эти способности, знания и умения будут закреплены высокими духовно-нравственными, аксиологическими качествами.

Каждая лекция, каждый семинар, каждое воспитательное мероприятие должны развивать у студента чувство исторической ответственности за свою профессиональную подготовку, за судьбы Родины, за благосостояние своей семьи. Развитие иммунитета против идей демократии, самостоятельности, рыночной экономики поможет студенту дать вовремя отпор любым враждебным идеям, которые пропагандируются через сети Интернета, телевидения, радиовещания, журналы и буклеты религиозных сект.

Модульное обучение носит воспитательный характер. Компетентный специалист по своей профессии компетентно, аргументированно должен дать отпор проявлениям терроризма, наркомании и наркобизнеса, продажи людей как товар за границей.

Эта методическая подготовка преподавателя при модульной организации обучения всегда работает как система. Незнание методов исследования является причиной поверхностного, приблизительного подхода к организации (диагностике, целеполагания, прогностике, принятия решения, осуществления обратной связи, оценки и др.) обучения.

Незнание воспитательных методов может привести к развитию бездушных, безнравственных, роботозированных студентов, которых отличают индивидуализм, безразличие и алчность.

Реализация модульного обучения как стратегия новейшей педагогики ориентирована на подготовку специалиста-исследователя, кото-

рый постоянно стремится открывать новое, искать оптимальные пути решения проблем.

Воспитание студента-исследователя - это процесс, который открывает широкое пространство для развития творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Знания и умения добываются только в поиске, в ходе самостоятельных исследований. В этом плане имеет огромное значение научить студентов заниматься проектной деятельности. Модульное обучение характеризуется творческим усвоением знаний и умений, стимулирует речемыс-лительную деятельность студентов. Учебное исследование позволяет студенту обучаться в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается на мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания.

Как утверждают философы И.В.Блауберг и Б.Г.Юдин1 системный или метод целостного подхода имеет важнейшее значение в становлении более высокой ступени мышления, а именно перехода от аналитической ступени к синтетической, которая направляет познавательный процесс к более всестороннему и глубокому познанию явлений.

Таким образом, педагог, разрабатывающий структуру модульного обучения, должен выбрать такую педагогическую технологию, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Здесь каждый обучающийся может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

В подготовке преподавателей к модульному обучению студентов важнейшую роль играют знание ими родного и иностранного языков. Знание языка - это путь, при помощи которого познающий получает и анализирует информацию. Знание родного и одного из

1 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: «Академия», 2003. -С. 45.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

иностранных языков (например, английского) помогут беспрепятственно получать нужную информацию согласно цели. Незнание или плохое знание языка задерживают развитие профессиональной компетентности даже при использовании модульного обучения.

Надо подчеркнуть и то, что сегодня многие познающие получают и реализуют готовые зарубежных методы, технологии достижения своих целей и на их основе думают, рассуждают, работают.

Такой познавательный процесс, в конечном счете, приводит к регрессу, стагнации, ослаблению позиции в мировом рынке новых идей. Думается, надо научить студентов с первых курсов искусству критического, логического мышления, развивать у них не только профессиональную память и мышление, но и воображение.

Только развивая профессиональное мышление и воображение в совокупности, можно научить студентов давать новые идеи, инновационные мысли. Специалист, дающий новые идеи в будущем, может конкурировать на мировом рынке, создавая новые идеи решения практических проблем, осуществляя их технологическую разработку. Это будет главным критерием конкурентоспособности любого специалиста и сегодня, и завтра.

Если основным капиталом в информационном обществе является человек и его возможности, то эти возможности развивают школа, лицеи, колледжи, ВУЗы. Главные жизнеобеспечивающие задачи решать будут педагоги. ВУЗы будут нести особую ответственность за подготовку педагогических кадров. До сих пор деканом педагогического факультета, заведующей кафедрой педагогики и психологии, директором института повышения квалификации мог стать любой человек, защитивший диссертацию (в большинстве случаев), не связанную с практической подготовкой педагогических кадров.

Модульное обучение отрицает такой подход к подбору и расстановке кадров. Заведующий кафедрой педагогики и психологии, декан педагогического факультета ВУЗа может стать тот, который по настоящему исследовал закономерности обучения, воспитания и развития личности, получал практические результаты, которые внедрены в учебно-

воспитательные процессы ВУЗов, оправданы в действии.

Выводы:

1. Практика и проведенное исследование ясно показывают, что в Республике Узбекистан с 2013 года введено модульное обучение, но уровень организации системной методологической, теоретической и методической подготовки педагогов к этой сложной деятельности является недостаточным.

2. Модульная организация обучения, будучи педагогической категорией, которая основывается на законах управления познавательным процессом, предполагает сознательные изменение в памяти, мышлении, воображении, чувствах и мотивах поведения обучаемого.

Исследования показывают, что определённая часть работающих педагогов слабо знают психологические законы познавательного процесса. Это приводит к поверхностному пониманию внутренних законов восприятия информации, её запечатлению в памяти, и самое главное, ее пониманию.

3. У определенной части студентов наблюдается недостаточная мотивация к оптимальной организации собственного профессионального развития. Модульное обучение предоставляет все возможности для профессионального компетентного развития и саморазвития.

Предложения:

1. В ВУЗах необходимо с первых дней поступления студентов в бакалавриат ознакомить их с требованиями жизни, рыночной экономики, демократизации общества, их будущей профессиональной компетентности.

2. В педагогических университетах, институтах, готовящих педагогов, институтах повышения квалификации необходимо готовить педагогов к модульной организации учебно-воспитательного процесса.

3. Компетентную подготовку педагогов к модульному обучению надо ввести как основную часть государственных стандартов по подготовке педагогических кадров.

4. Так как модульная организация обучения является интегральным, системным образованием, то она требует особой подготовки педагогов к управлению познавательным процессом обучающихся, направленным на

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

самоуправление. Необходимо научить педагогов к управленческой технологии обучения.

5. Необходимо полнее реализовать возможности курсов по психологическим дисциплинам в деле компетентной подготовки педагогов к модульному обучению. Знания, получаемые студентами об информационном обмене, превращение их в умения и навыки,

по своей сути - психические качественные новообразования. Не зная их суть, трудно управлять познавательным процессом.

6. Системно, целенаправленно развивать у студентов устойчивые мотивы стать компетентным специалистом в условиях рыночной экономики, что призвано обеспечить их конкурентоспособность.

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». - Т.: «Узбекистан», 1997.

2. Национальная программа Республики Узбекистан по подготовке кадров. - Т.: «Узбекистан», 1997.

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2015 года № УП-4732 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений». // Газета «Народное слово» от 13 июня 2015 года.

4. Новогоднее поздравление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова народу Узбекистана. // Газета «Народное слово» от 1 января 2016 года.

5. Авлиёкулов Н.Х. Укитишнинг модул тизими ва педагогик технологияси амалий асослари. - Бухоро: БухДУ, 2002.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: «Академия», 2008.

7. Зиёмухаммедова С., Зиёмухаммедов Б. Новая педагогическая технология. - Т.: «Абу Али ибн Сино», 2002.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: «Академия», 2003.

9. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. - М.: «Академия», 2007.

10. Матрос Д.Ш. Информационная модель школы. // Электронный журнал «Педагогические и информационные технологии», 2001, №1. http://scholar.urc.ac.ru/ped_ journal/numero1/

11. Митко К.А., Щеголев О.Н., Федоров А.Г. Учебники нового поколения и новые задачи образования в XXI в. http://www.artinfo.ru/eva/eva2000m/eva-papers/200003/ Mitko-R.html

12. Отраслевой стандарт Министерства образования РФ «Информационные технологии в высшей школе»: термины и определения. ОСТ ВШ 01.002-95. http://www. informika.ru/

13. Олимов К.Т. Замонавий таълим ва инновацион технологиялар буйича илFор хо-рижий тажрибалар. Укув услубий мажмуа. - Бухоро: БухДУ, 2015.

14. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. - С.-Пб: «Бизнесс пресса», 2000.

15. http:// www.ehea.info

16. www.bologna.msmt.cz

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2016, 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.