Миртурсунов С.Ш.
ИЭ АН РУз
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важнейшим условием успешной конкурентоспособности компаний на глобальных рынках, обеспечения высокого экономического роста, повышения качества жизни, реализации других национальных приоритетов является эффективное использование результатов научных исследований и разработок в реальном секторе экономики. В этих условиях необходим комплекс мер, направленных на формирование целостной системы организационных, правовых и экономических условий для стимулирования инновационной деятельности. В их числе - создание системы статистического наблюдения в сфере инновационной деятельности по основным индикаторам развития.
Методология статистического исследования инноваций, а также используемый понятийный аппарат должны строиться таким образом, чтобы обеспечить адекватное отражение специфики национальной экономики и особенностей организации статистики, достигая при этом максимального соответствия стандартизированным рекомендациям ведущих международных организаций - Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистической службы Европейского Союза (Евростата).
Международная статистика инноваций ведет отсчет с 1989 г., когда под эгидой ОЭСР и при участии Фонда промышленного развития Скандинавских стран были сформулированы основные методологические принципы статистического измерения инновационной деятельности. Последняя его версия, третья по счету, подготовленная совместно ОЭСР и Евростатом, была издана в 2005 г.1
Статистическое исследование в сфере ин-
1 Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 2005.
новационной деятельности базируется на следующих основных принципах:
• системный подход к измерению инноваций, обеспечивающий исследование инновационных процессов в тесной взаимосвязи с внешней средой: социальным, политическим и культурным окружением;
• комплексность в исследовании инновационного процесса, предполагающая охват всех его звеньев, от проведения научных исследований и разработок до внедрения нововведений в практику, выхода продукции на рынки сбыта и получения экономического эффекта;
• последовательный охват статистическим наблюдением различных типов инноваций и видов экономической деятельности;
• разработка и использование единого понятийного аппарата, обеспечение взаимосвязи и преемственности основных показателей инновационной деятельности для всех этапов статистических обследований;
• обеспечение международной сопоставимости показателей инновационной деятельности;
• построение системы статистических показателей и программы обследования, инновационной деятельности, обеспечивающих получение информации, имеющей как теоретическое, так и прикладное значение;
• систематический характер проводимых статистических исследований.
Для мониторинга инновационного развития требуется система индикаторов, характеризующих эффективность деятельности предприятия, отрасли или экономики в целом. Сегодня стандарты статистики науки и инноваций, в том числе на международном уровне, находятся в процессе формирования. Инновационная экономика, имеющая большую специфику, пока еще с большим трудом поддается анализу. Причем измерение показателей инновационной деятельности на микро- и макро-уровне имеет свою специфику.
Обратимся к показателям инновационной деятельности предприятия.
Для многих предприятий в настоящее время способность изменяться, а также изменять свои продукты и поведение на рынке стано-
вится ключевым фактором успеха. Поэтому значение инновационной составляющей в деятельности предприятий неизбежно будет расти.
Согласно исследованию
Pr¡cewaterhouseCoopers1, почти половина первых руководителей 355 опрошенных североамериканских частных компаний предпринимает попытки оценить инновации с помощью системы числовых показателей. Они измеряют успех своих инновационных решений, используя следующие критерии: влияние на рост доходов компании (78%), удовлетворенность клиентов (76%), рост доходов от новых продуктов (74%), повышение производительности труда (71%), динамика прибыли (68%). В то же время организации используют разные подходы для измерения своей инновационной активности, и лишь немногие имеют в своем распоряжении целостную систему показателей инноваций, которая гармонично сочетается со стратегическими интересами компании.
Показатели, или, как их еще называют, метрики инноваций, помогают проанализировать способность организации к инновационным решениям и служат мерой успеха компании в этой области. Система показателей задает формализованную базу (объективные числовые данные) для принятия управленческих решений. Это особенно важно, если учесть, что многие инновационные проекты имеют долгосрочную перспективу и высокие риски.
Показатели инноваций выражают стратегические интересы предприятия, позволяя "встроить" инновации в бизнес-процессы и наладить отношения между теми, кто генерирует новые идеи, и управленческой командой. Показатели помогают обоснованно распределять ресурсы между корпоративной системой управления идеями и инновационными инициативами. Плановые метрики устанавливают ожидания в отношении инновационного потенциала компании, а сравнение плановых показателей с их значениями в отчетные периоды позволяет увидеть "узкие" места - процессы, финансирование которых не соответствует поставленным целям. Кроме того, показатели инноваций мотивируют персонал
1 http://www.pwc.com/ru/ru/ceo-survey (12-й Ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира)
к инициативной работе.
В настоящее время система управления инновациями как корпоративная дисциплина еще не получила распространения, и компании, как правило, не располагают достаточным опытом для установления прикладных метрик инноваций. В существующей корпоративной практике ограничиваются в основном следующими показателями: (1) размер годового бюджета на новые разработки (R&D1); (2) процентное отношение R&D-бюджета к объему годовых продаж; (3) количество патентов, полученных компанией за отчетный период; (4) количество рацпредложений, поступивших от сотрудников организации за отчетный период.
Оптимальные наборы метрик и значения для каждого показателя могут различаться в зависимости от профильной деятельности организации, однако существует группа базовых метрик, которые можно применить в любой компании. Это следующие индикаторы:
1. ROII (return on innovation investment) -коэффициент рентабельности инноваций, определяется отношением финансового результата от инноваций к инновационным затратам. Финансовый результат от инноваций может представлять собой, например, (1) дополнительный доход, который получила компания от реализации нового продукта; (2) величину превышения фактического дохода от вывода нового продукта на рынок над плановым показателем в результате более эффективного выхода на рынок; (3) величину сокращенных операционных издержек на реализацию какой-либо услуги компании; (4) прибыль организации от проникновения ее продуктов на новый сегмент рынка и т. д. Затраты на инновации складываются из различных составляющих, причем в знаменатель формулы не включаются расходы, связанные с процессом реализации инновационного проекта.
2. Доля выручки от реализации новых продуктов в общем объеме прибыли за последние N лет. Это одна из самых популярных метрик, которые используют организации - лидеры современного инновационного движения.
1 R&D Research and Development - исследования и разработки (НИОКР в русскоязычной терминологии)
3. Изменение относительного роста рыночной стоимости компании, по сравнению с относительным ростом отраслевого рынка за последние N лет. В основе этого показателя лежит постулат о том, что именно инновации являются тем ключевым ресурсом компании, который обеспечивает ей дополнительные конкурентные преимущества и позволяет опередить среднеотраслевой рост рынка.
4. Количество новых продуктов, сервисов и бизнесов, которые компания вывела на рынок за последние N лет. Эту метрику целесообразно использовать для сравнения результатов, достигнутых данной компанией, со значениями аналогичных показателей конкурентов, а также с собственными показателями прошлых периодов.
5. Количество инновационных идей, выдвинутых сотрудниками компании в течение последних N месяцев. Сравнивая показатели отчетных периодов, можно наблюдать динамику "инновационного настроя" в компании, чтобы в случае спада активности вовремя принять меры для вывода организации из состояния застоя.
6. Отношение реализованных инновационных идей к общему числу выдвинутых предложений. Важнейший показатель, характеризующий эффективность корпоративной системы управления идеями.
7. Время, прошедшее с момента инициирования (подачи) нового предложения до запуска инновационного проекта. Характеризует эффективность работы корпоративной системы управления идеями. Снижению значения этого показателя могут препятствовать далекие от оптимальных процедуры движения документов внутри компании и чрезмерная "за-регулированность" алгоритмов принятия решений.
8. Отношение числа клиентов, считающих вашу компанию инновационной, к их общему количеству. Очень важный показатель, позволяющий оценить позиционирование организации в глазах клиентов и их инновационные ожидания в отношении компании.
9. Инновационный индекс (innovation index). Некоторые компании пользуются комплексным показателем, характеризующим в целом спо-
собность организации к инновационной активности. Например, компания Dow Corning1, мировой производитель продуктов промышленного назначения на кремниевой основе, разработала инновационный индекс, который включает количество выдвинутых новаторских идей, процент вовлеченности персонала в инновационный процесс, рост продаж компании в результате инновационной активности и количество полученных организацией патентов. Максимальное значение индекса равняется 100 единицам. Устанавливая начальное значение, компания использовала данные, собранные за предшествующий период работы, а впоследствии рассчитывала индекс регулярно, чтобы отслеживать текущее состояние инновационных компетенций компании.
На сегодняшний день статистическая отчетность, в которой регламентируются показатели инновационной деятельности предприятий в Узбекистане осуществляется в соответсвии с Правилами по заполнению форм финансовой отчетности, утвержденными приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 27 декабря 2002 года № 140 "Об утверждении форм финансовой отчетности и правил по их заполнению" (рег.№ 1209 от 24.01.2003 г.). В частности, в Разъяснениях по заполнению форм государственной статотчетности № 1- МБ (годовая) и № 1- МБ (квартальная) "Отчет микрофирмы и малого предприятия" даются указания к заполнению разделов по инновационной деятельности, в том числе такие показатели: Инновационная активность, Результаты инновационной деятельности, Объем инновационных товаров, работ, услуг за отчетный год, Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации по видам инновационной деятельности и источникам финансирования за отчетный год и Факторы, сдерживающие инновационную деятельность.
В целом в составе системы показателей инновационного потенциала выделяются характеристики инновационных предприятий, ресурсов научных исследований и инновационной деятельности, их результатов (непосредственных, создаваемых собственно в сфе-
1 www.dowcorning.ru/
ре науки и инноваций, и опосредованных, получаемых от применения научно-технических достижений и инновационной продукции в экономике и обществе и отражающих эффект функционирования системы), внутренних и внешних связей, отражающих целевую ориентацию инновационной деятельности, и др. Всю совокупность показателей инновационного потенциала можно систематизировать следующим образом:
1. Основные показатели инновационной деятельности.
1.1. Совокупный уровень инновационной активности.
12 Уровень развития технологических, организационных и маркетинговых инноваций.
2. Число и состав организаций, осуществлявших инновационную деятельность, и виды инновационной деятельности.
2.1. Организации по видам инновационной деятельности.
2.2. Организации по видам кооперационных связей.
23. Малые инновационные предприятия.
3. Объем и структура текущих и капитальных затрат на технологические, организационные и маркетинговые инновации.
3.1. Показатели затрат на технологические инновации.
32 Показатели затрат по видам инновационной деятельности.
33. Показатели затрат по типам инноваций.
3.4. Показатели затрат по источникам финансирования.
35. Показатели затрат на организационные инновации.
36. Показатели затрат на маркетинговые инновации.
4. Объем инновационных товаров, работ, услуг.
4.1. Показатели объема инновационных товаров, работ, услуг.
42 Показатели новизны инновационных товаров, работ, услуг.
4.2.1. Товары, работы, услуги, новые для рынка.
4.2.2. Товары, работы, услуги, новые для фирмы.
4.2.3. Усовершенствованные товары, рабо-
ты, услуги.
43. Показатели экспорта инновационных товаров, работ, услуг.
4.4. Показатели объема товаров, работ, услуг, произведенных с использованием маркетинговых инноваций.
5. Показатели результатов инновационной деятельности, позволяющие оценить степень их влияния на экономическое развитие.
5.I. Расширение ассортимента товаров, работ, услуг.
52 Расширение рынков сбыта или доли рынка.
53. Улучшение качества товаров, работ, услуг.
5.4. Увеличение занятости.
5.5. Усовершенствование производства.
6. Показатели технологического обмена, характеризующие процессы приобретения и передачи новых технологий.
6.I. Показатели приобретения технологий.
62 Показатели передачи технологий.
63. Показатели технологического обмена по формам приобретения (передачи) технологий.
7. Показатели интенсивности кооперационных связей организаций реального сектора экономики в сфере исследований, разработок и инноваций.
7.1. Показатели постоянной кооперации.
7.2. Показатели кооперации в рамках конкретного проекта.
7.3. Показатели разовой неформальной кооперации, не связанной с конкретным проектом.
7.4. Показатели кооперации по странам и регионам
7.5. Показатели кооперации по типам партнеров
8. Показатели источников информации для инноваций.
8.1. Показатели внутренних источников информации.
8.2. Показатели рыночных источников информации.
8.3. Показатели институциональных источников информации.
9. Показатели используемых методов защиты изобретений, научно-технических разработок.
9.1. Показатели формальных методов защиты.
92 Показатели неформальных методов защиты.
10. Показатели факторов, препятствующих инновационной деятельности.
10.1. Показатели экономических факторов.
10.2. Показатели внутренних факторов.
11. Показатели организационных инноваций.
12. Показатели маркетинговых инноваций.
13. Общие организационно-экономические показатели.
13.1. Жизненный цикл товаров, работ, услуг.
13.2. Основные рынки сбыта.
13.3. Инвестиции в основной капитал.
13.4. Среднесписочная численность работников.
В современной мировой практике существует значительное число различных показателей, подходов и методик, оценивающих уровень развития инновационной системы на макро-уровне.
Например, ряд исследователей1 оценивают эффективность инновационной деятельности, исходя из классического определения эффективности: количественное изменение соотношения затрачиваемых ресурсов и результатов инновационной деятельности, то есть интенсивность развития. Очевидно, наиболее подходящими показателями для объективной оценки являются соотношения изменения затрат и результатов. Вместе с этим, интенсивное развитие макросистемы является лишь одним из возможных вариантов, и, кроме того, эффективность также может описываться и качественными показателями, в том числе состояние законодательной среды, уровень развитости инфраструктуры и т.д.
Показатели оценки эффективности инновационной сферы являются, прежде всего, отражением тех условий, в которых она формируется и развивается. Анализ мирового опыта и научной литературы по проблемам формирования результативной инновационной сис-
1 Садков В.Г., Карпухина Т.Н. и др. Уровень инновационное™ общественного развития (методологические аспекты) П Инновации. - 2002. - №9. - С. 101-102. Косенков Р.А., Цыганкова В.Н. Анализ инновационных факторов развития региона П Инновации. - 2002. - №9. - С. 81 -85.
темы в рамках национальной хозяйственной системы позволяет выделить признаки (характеристики) такой системы. Таким образом, эффективная инновационная сфера:
• обеспечивает устойчивое развитие и функционирование субъектов макро-системы;
• определяет приоритетность инновационного типа развития в целях реализации социально-экономической стратегии развития макросистемы;
• определяет приоритетность задач инновационного развития страны, а также ответственность за их выполнение;
• требует реализацию на практике результативных мер и достижения конкретных результатов инновационной политики государства;
• предоставляет возможность образовательному сектору обеспечить потребность в специалистах соответствующей квалификации в области инновационной деятельности, что в свою очередь требует наличия взаимодействия между образовательным сектором и деловой средой;
• отражает способность финансовой системы страны обеспечивать необходимыми ресурсами инновационную деятельность;
• способствует восприятию новшеств и инноваций мирового уровня национальным промышленным сектором.
Различные международные организации разрабатывают собственные системы показателей, отражающие уровень развития инновационной системы национальной экономики. В качестве наиболее часто используемых в мировой практике, в том числе при сопоставлении стран, относятся следующие подходы:
• индекс научно-технического потенциала ("technology index", Всемирный экономический форум), как составляющий интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности страны в глобальной экономике;
• система показателей оценки инновационной деятельности Комиссии Европейских сообществ (КЕС), используемая для сравнительного анализа оценки развития инновационной деятельности в странах ЕС;
• оценка технологической конкурентоспособности стран, разработанная американским
Национальным научным фондом (NCF) (с 1991 г.);
• методика Всемирного банка в рамках программы "Знания для развития" (Knowledge for Development - K4D), которая оценивает готовность и возможности той или иной страны к переходу на инновационную модель развития.
В ежегодном обзоре Всемирного экономического форума (ВЭФ) "Global Competitiveness Report"1 представлены данные о конкурентоспособности ряда стран. Конкурентоспособность страны оценивается двумя взаимодополняющими показателями. Первый из них, характеризует "макроэкономический" уровень конкурентоспособности, так называемый "глобальный индекс конкурентоспособности" (Global Competitiveness Index) (рассчитывается для 131 страны), а второй "микроэкономический" уровень - "индекс деловой конкурентоспособности" (Business Competitiveness Index) (рассчитывается для 131 страны), в основе которого положена теория конкурентоспособности М. Портера.
Согласно методике ВЭФ, возможность достижения экономикой устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трех категорий переменных: макроэкономическая среда, государственные институты и технология (инновации). Все страны делят на две группы: "инновационные" и "неиновационные"2. Первые, к числу которых относятся такие страны как США, Япония, Корея, Сингапур и др., характеризуются тем, что их экономики в основном растут благодаря их способности внедрения новшеств. Во второй группе, к которой относятся, в том числе страны СНГ, технологические улучшения достигаются частично через инновации, а частично путем копирования или применения технологий, ранее разработанных в странах первой группы.
Индекс инновационного потенциала рассчитывается на основе таких данных как: число патентов на 1 млн. населения, позиция страны по уровню технологического развития,
1 Global Competitiveness Report 2007-2008. World Economic Forum, 2007.
2 Шевченко И.В., Александрова E.H. Инновационная экономика: вопросы теории и основные тенденции развития // Финансы и кредит. - 2005. - № 14 (182).
вклад иностранных инвестиций в инновационную деятельность местных фирм, расходы компаний на НИОКР, качество научно-исследовательских институтов и т.д.
Одной из наиболее разработанных в мировой практике, является предложенная Директоратом по предпринимательству КЕС система "инновационных показателей" ("innovation indicators"), включающая в себя 16 индикаторов, разделенных на четыре группы1: 1) человеческие ресурсы; 2) генерация новых знаний; 3) передача и использование знаний; 4) инновационные финансы, рынки и результаты. Оценка инновационной деятельности по предложенной методике позволяет сопоставить успехи различных стран и определить области, которые требуют дополнительных усилий со стороны частных организаций и государства. Разработанная система индикаторов включает в себя традиционные показатели, основанные на статистике исследований и разработок Евростата и ОЭСР, патентной статистике, а также использует индикаторы, информация для которых получается в результате проведения специальных исследований.
Несмотря на то, что предложенная методика в целом предоставляет значительный перечень показателей, по которым оценивается эффективность национальной инновационной среды, вместе с тем необходимо отметить, что предложенные параметры преимущественно определяют лишь сильные и слабые стороны проводимой государством инновационной политики и не учитывают другие факторы, влияющие на инновационный процесс. Например, показатель бюджетного финансирования НИР не отражает результативность использования средств. Кроме того, отсутствуют показатели, характеризующие востребованность новшеств, созданных собственным и зарубежными научно-техническими секторами.
По широте охвата научной деятельности база данных американского Национального научного фонда (NCF) не имеет равных в мире. В соответствии с методикой NCF в качестве индикаторов оценки технологической конку-
1 European Innovation Scoreboard 2003. European Commission, 2003. Nov. 2003.
рентоспособности страны используются 5 обобщающих показателя1: четыре из них рассматриваются как "входные", определяющие условия для обеспечения инновационного развития и конкурентоспособности, а пятый считается "выходным", характеризующим результат инновационной деятельности, т.е. техническое и технологическое состояние производства. Среди таких обобщающих показателей рассчитываются: индикатор национальной ориентации (N0) предназначен для оценки действий правительства и бизнес - сообщества, направленных на достижение технологической конкурентоспособности страны; индикатор социально-экономической инфраструктуры (БЕ); показатель технологической инфраструктуры (Т1) характеризует наличие социально-экономических институтов, обеспечивающих потенциальную возможность разработки, производства, внедрения и продажи новых технологий; индекс производственного потенциала (РС) позволяет оценить материальные и человеческие ресурсы, обеспечивающие производство и эффективность высокотехнологичной продукции; показатель технологического состояния производства и экспорта высокотехнологичных продуктов (ТБ).
Методика Всемирного банка К4Э предусматривает комплекс из 76 показателей, которые позволяют сравнивать отдельные показатели различных стран, а также средние показатели, характеризующие группу стран. Сравнение можно проводить как по отдельным, так и агрегированным показателям3, характеризующим следующие ключевые характеристики инновационного развития: институциональный режим; степень образованности населения; информационная и коммуникационная инфраструктура; национальная инновационная система. В составе системы из 76 переменных имеется несколько показателей, которые отражают общие экономические результаты конкретной страны и позволяют опреде-
2 Бекетов Н. Государственная политика инноваций // Экономист. - 2004. -№9. - С. 64-70. Нестеренко Ю. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №1. - С. 81-87. Science & Engineering Indicators -2002, 2004. National Science Foundation, Division of Science Resources Statistics, National Patterns of R&D Resources, annual series.
3 Гапоненко А. Контуры наукоемкой экономики. // Экономист. - 2005. - №10. - С. 56-66.
лить, насколько эффективно та или иная экономика использует знания для целей воспроизводства. Основные 12 показателей (Basic Scorecard), сгруппированы в четыре группы: институциональный режим; образование; инновации; информационные технологии и коммуникации. В целом указанная методика позволяет оценить эффективность инновационной сферы по системе как количественных, так и качественных показателей, увязанных с социально-экономическими результатами развития страны.
В настоящее время отечественной статистикой используется несколько показателей, описывающих отдельные аспекты инновационной деятельности: статистические показатели развития сферы исследований и разработок (затраты на исследования и разработки, численность исследовательского персонала, патентная статистика и т.д.). С 2007-го года статистика по НИОКР включена, по решению ООН, в систему национальных счетов как вложения в основной капитал. Ежегодно готовится национальный доклад "Уровень развития человеческого капитала".
Дальнейшее развитие методологии статистики инноваций связано с совершенствованием методов измерения всех типов инноваций, в особенности маркетинговых и организационно-управленческих нововведений, возможно введением дополнительной модульной структуры анкеты для их исследования, а также охватом новых типов инноваций, в частности, экологических, создаваемых по инициативе пользователей и др.
Требуют решения вопросы дальнейшего совершенствования системы оценок результирующих характеристик в инновационной сфере, включая как непосредственные результаты инноваций, так и их сопоставление с произведенными затратами, более полного исследования научного потенциала организаций реального сектора экономики. Недостаточно внимания уделяется в статистике проблемам малого инновационного бизнеса. Действующая программа обследования требует существенной доработки с учетом ее адаптации к модернизированным международным стандартам, дифференцированного подхода к статис-
тическому наблюдению ранних стадий инновационного процесса.
Сегодня предполагается сформулировать на государственном уровне систему индикаторных оценок результативности НИОКР и провести перепись организаций, ведущих исследования и разработки. Цель - исследование состояния их материально-технической базы, финансовой устойчивости и прочих показателей. По нашему мнению, показатели результативности - это, прежде всего, комплекс индикаторов коммерциализации технологий и участие организации в инновационном партнерстве (проектах); анализ организационной структуры.
В настоящее время в нашей стране, к сожалению, практически отсутствуют исходные цифровые информационные ресурсы, на основе которых можно было бы определить основные показатели развития науки, технологий и инновационной деятельности - индикаторы для оценки научного потенциала страны, уровня развития научных исследований. Весь спектр данных, пока сводится к перечню научно-технических программ, исполнителей проектов и объемам финансирования научно-технических проектов и программ1.
Для решения данной задачи, Комитетом по координации развития науки и технологий при Кабинете министров Республики Узбекистан, был разработан проект К2-049 "Разработка индикаторов развития науки, технологий и инновационной деятельности ВУЗов и научных организаций Республики Узбекистан". Ключевым вопросом в данном проекте является разработка современных технологий и средств создания, развития и интеграции первичных и вторичных научных информационных ресурсов в электронной форме. А также, помимо обеспечения полной информацией об интеллектуальном потенциале, организационно-управленческой деятельности научных учреждений индикаторы должны обеспечивать гибкое эффективное управление реализации Государственных научно-технических программ.
Специалисты пришли к общему мнению, что исходя из мирового опыта и с учетом специ-
1 Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Государственное унитарное предприятие "Научно-техническая информация". http://ita.uz/
фики развития науки и технологий в Узбекистане, необходимые показатели состояния науки целесообразно разделить на 9 разделов , что позволит создать наиболее полную и четкую картину состояния научно-технического потенциала страны и хода выполнения Государственных научно-технических программ и проектов:
I. Организации
II. Кадры науки
III. Финансирование исследований и разработок
IV. Материально-техническая база науки
V. Академические организации
VI. Отраслевой сектор
VII. Результативность исследований и разработок
VIII. Инновации
IX. Международные сопоставления
Одним из результатов работ по составлению инновационной статистики стал выход в свет в 2009 году Статистического сборника "Индикаторы науки, технологий и инновационной деятельности Республики Узбекистан" 4.1. Научный потенциал"
В 2010 году стартовал проект проекта ПРО-ОН "Поддержка в сфере инновационной политики и трансферта технологий". Целью проекта, осуществляемого совместно с Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, является укрепление потенциала центрального правительства и соответствующих ведомств в сфере разработки, реализации и мониторинга программ по развитию инноваций. Ожидаемый результат - Разработка и расчёт индикаторов по мониторингу и оценке инновационного развития республики в целом, разработка стандартов и методических указаний по оценке объектов интеллектуальной собственности и др.
Еще одним важным событием в данной области стало подготовка "Методических рекомендаций по оценке уровня технической модернизации и диверсификации отраслей экономики и предприятий". Данные рекомендации разработаны Государственным комитетом по статистике и Министерством экономики республики в сентябре текущего года в целях
определения источников формирования и механизма межведомственного обмена информацией об уровне технической модернизации и диверсификации отраслей экономики и предприятий и направлены на оказание практической помощи органам экономики в процессе ее анализа.
Следует обратить внимание, что при разработке методологических подходов к проведению статистического обследования инновационной активности стран с развивающейся экономикой необходимо учитывать сложившуюся макроэкономическую ситуацию, состояние инфраструктуры и институтов, структуры рынка, развитие национальной инновационной системы и др.
Список литературы:
1. "Индикаторы науки, технологий и инновационной деятельности Республики Узбекистан", 4.1. Научный потенциал, Статистический сборник, Ташкент, 2009.
2. Гохберг Л.М. Статистика науки и инноваций II Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2007.
3. Садков В.Г., Карпухина Т.Н. и др. Уровень инновационнос-ти общественного развития (методологические аспекты) I I Инновации. - 2002. - №9. - С. 101-102.
4. Косенков P.A., Цыганкова В.Н. Анализ инновационных факторов развития региона II Инновации. - 2002. - №9. - С. 81-85.
5. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Инновационная экономика: вопросы теории и основные тенденции развития II Финансы и кредит. - 2005. - № 14 (182).
6. Гапоненко А. Контуры наукоемкой экономики. II Экономист. - 2005. - №10. - С. 5б-бб.
7. Александрова Е.Н., Салмина О.А. Методические подходы к оценке эффективности функционирования инновационной сферы на макроуровне!! Фундаментальные исследования. - 2008. - № б - С. 120-123
8. Global Competitiveness Report 2007-2008. World Economic Forum, 2007.
9. Доклад "Global Innovation Index Report 2009-2010", http:IIwww.globalinnovationindex.orgIgiiImainIhome.cfm
10. Методические рекомендации по оценке уровня технической модернизации и диверсификации отраслей экономики и предприятий. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике № 04-8 от 14.09.2010 г., Министерство экономики Республики Узбекистан № 2-1-7I49 от 22.09.2010 г.
11. Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. http:II ita.uzI
12. Разъяснения по заполнению форм государственной статотчетности № 1- МБ (годовая) и № 1- МБ (квартальная) "Отчет микрофирмы и малого предприятия". Разъяснения к заполнению разделов по инновационной деятельности