5. Shakhmatov, V.P. Molodaya semjya: zhiznesposobnostj, demografiya, pravo. - Krasnoyarsk, 1985.
6. Antonov, A.I. Sudjba semji v Rossii XXI veka / A.I. Antonov, S.A. Sorokin. - M., 2000.
7. Zakharov, S.V. Demograficheskiyj analiz ehffekta mer semeyjnoyj politiki v Rossii v 1980kh godakh // SPERO. - 2006. - № 5.
8. Paciorkovskiyj, V.V. Seljskaya Rossiya: problemih i perspektivih // Socis. - 2007. - № 1.
9. Paciorkovskiyj, V.V. Domokhozyayjstvo i semjya v seljskoyj Rossii / V.V. Paciorkovskiyj, V.V. Paciorkovskaya // Socis. - 2010. - № 2.
10. Bihstrov, A.A. Materinskiyj kapital: stimulirovanie rozhdaemosti? // Socis. - 2008. - № 12.
11. Sineljnikov, A. Transformaciya semeyjnihkh otnosheniyj i ee znachenie dlya demograficheskoyj politiki v Rossii [Eh/r]. - R/d: http://www.demografia.ru/ articles_N/index.html?idR=5&idArt=683
12. Golovlyanicina, E.B. Otnoshenie naseleniya k novihm meram semeyjnoyj politiki / E.B. Golovlyanicina, O.V. Sinyavskaya // Semjya v centre socialjno-demograficheskoyj politiki: sb. analiticheskikh stateyj. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 01.10.11
УДК 316.48
Artuhina V.A. METHODOLOGICAL PROBLEMS OF SOCIOLOGICAL RESEARCHES OF THE PROTEST BEHAVIOR. In work the basic approaches to studying of protest behaviour in the modern sociology, different from each other by “description” of the given concept in different systems of categories are described. The expediency of judgement of protest behaviour in system of categories of sociology of the conflict is proved.
Key words: social protest, protest behavior, social activity, social movements, civil society, social conflict, conflictological paradigm, conflict incident.
В.А. Артюхина, аспирант АлтГУ, г. Барнаул, Email: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В работе описаны основные подходы к изучению протестного поведения в современной социологии, отличающиеся друг от друга «вписыванием» данного понятия в разные системы категорий. Обоснована целесообразность осмысления протестного поведения в системе категорий социологии конфликта.
Ключевые слова: социальный протест, протестное поведение, социальная активность, социальное движение, гражданское общество, социальный конфликт, конфликтологическая парадигма, инцидент конфликта.
Современность - это эпоха революций, массовых политических, экономических, этнических, экологических, антивоенных и других социальных протестов. Актуализирует изучение протестного поведения и тот факт, что результаты исследований протестных установок населения России, проводимых разными исследовательскими группами, зачастую являются противоречивыми.
Так, по результатам исследования, посвященного протест-ным настроениям россиян, проведенного аналитическим центром «Левада - Центр» в апреле 2011 года, 23% россиян заявляют о том, что они примут участие в митингах, демонстрациях протеста, если подобные состоятся [1]. По данным фонда «Общественное мнение» на апрель 2011 года, 41% россиян заявляют о своей готовности участвовать в акциях протеста [2]. Подобные расхождения в данных никак нельзя объяснить статистическими ошибками, представляется, что основной причиной здесь выступают ошибки методологического плана.
Одной из самых главных проблем, препятствующих объективному отражению протестных установок населения, является неразработанность теоретической и методологической основы исследования протестного поведения. Приходится констатировать отсутствие в современной социологии единой теории про-тестного поведения и разделяемой всеми (или хотя бы большинством) исследователями методологии его эмпирического анализа [3].
В отечественной и зарубежной социологии существует несколько концептов социального протеста. Первый выражен осмыслением социального протеста как формы социальной или политической активности. Подобной точки зрения придерживаются: М.М. Назаров, В.В. Бондалетов, Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова, Л. Милбрат, В. Кляйн, Г.М. Андреева, А.В. Петровский. По мнению автора, характеризуемая концепция, согласно которой сущность протестного поведения людей (и их групп) экстраполируется из социальной активности, заслуживает серьезной критики. Прежде всего потому, что многие формы социального протеста проявляют не только социальную активность, но и преднамеренную пассивность. Речь идет, скажем, об абсентеизме (уклонении от участия в избрании органов власти), отказе от участия в официальных акциях, организуемых в поддержку властей, целенаправленном неисполнении распоряжений руководителей и т.п. протестных акциях.
Второй концепт - осмысление социального протеста как проявления социальных движений, коллективных действий и/
или социальных инициатив. Эта позиция наиболее четко представлена в работах западных социологов - Э. Фромма, У. Корн-хаузера, Г. Блюммера, С. Липсета, Р. Мертона, Дж. Мак Карти, М. Залд, и многих других. Некоторые отечественные ученые, изучающие социальный протест, также рассматривают его в качестве разновидности социального движения - Ю.Е. Волков, А.М. Кацва, Е.А. Здравомыслова, В. Костюшев, В.В. Сафронов, А.Н. Ротмистров и др. [4].
Конечно, существует тесная связь между социальным протестом, социальной активностью, социальными движениями, коллективными действиями и социальными инициативами. Однако вышеназванные понятия входят в разные категориальные ряды социологии. Понятия «социальный протест», «социальная активность» и «коллективные действия» характеризуют поведение социальных субъектов (первое - направленность и значимость поведения, второе - одну из его предпосылок, третье -одну из его форм) Понятия «социальное движение» и «социальная инициатива» описывают не поведение людей как таковое, а некий продукт этого поведения, воплощенный в социальной структуре.
Известно, что путаница понятий, относящихся по логике науки к разным категориальным рядам, заслуживает теоретикометодологического упрека. Поэтому предпринимаемая разными авторами попытка подведения понятия «социальный протест» под категорию «социальное движение» (и/или «социальные инициативы»), осознание последних в качестве родовых относительно первого, далеко не безупречна.
Третий концепт - понимание протестного поведения как проявления (или формы) гражданского общества. Согласно данному подходу социальный протест выступает механизмом давления на власть в интересах гражданского общества. То есть социальный протест как таковой - одно из проявлений развитого, полноценного гражданского общества. Он, являясь важной частью построения гражданского общества, позволяет принимать активное участие народа в политической жизни страны, а в частности, защитить свои права и интересы. Несмотря на то, что социальный протест несомненно является частью функционирования гражданского общества, определение социального протеста через дефиницию гражданского общества представляется не вполне корректным
Во-первых, при такой позиции из поля зрения пропадает ответная реакция властей на эти самые действия по отстаиванию своих интересов. Так или иначе, власть всегда является
оппонентом по отношению к социальной активности, инициативам и возникающим на их основе социальным движениям. При анализе подобного рода выступлений населения важно учитывать и ответную реакцию тех, на кого они направлены.
Во-вторых, зачастую протест выражается не только в определенных действиях, сколько в актах преднамеренного бездействия, отказа от каких-либо действий в формах бойкота руководителей, отказа выполнения их распоряжений, абсентеизма и т.п. Если же рассматривать социальный протест в качестве элемента гражданского общества анализировать его в рамках деятельной бездеятельности, активной пассивности представляется невозможным.
В-третьих, социальный протест может проявляться и вне массовых организованных форм. Речь идет о таких проявлениях социального протеста как: преднамеренное нарушение трудовой дисциплины, суицид, известные виды правонарушений, добровольный отказ иметь детей, моббинг и т.д. и т.п. Рассмотрение же социального протеста в рамках структуры гражданского общества оставляет вне поля зрения исследователя подобные проявления протеста.
Сделав вывод о том, что ни социальная активность, ни социальные инициативы, ни социальные движения, ни гражданское общество не являются родовыми понятиями по отношению к социальному протесту, обратимся к следующему концепту социального протеста. Данный концепт предполагает рассмотрение феномена социального протеста в рамках понятия социального конфликта.
Под социальным конфликтом понимается прежде всего столкновение между людьми или большими социальными группами, которое выступает как повсеместное явление, т.е. любое общество подвержено конфликтам. Социальный протест как разновидность социального конфликта рассматривается многими исследователями. Такой подход встречается в работах Е.И. Головаха, Н.В. Паниной, А.В. Кинсбурского, А.К. Зайцева, И.М. Козиной, В.Г. Бритвина, РВ. Рывкиной и др.
Несмотря на различия теорий, трактующих сущность социального конфликта (речь идет прежде всего о диалектическом и функциональном подходах), в них есть ряд общих положений, выявленных отечественными социологами конфликта Е.И. Степановым, А.В. Дмитриевым, Ю.Е. Растовым, В.В. Нагайцевым и др., которые составляет содержание конфликтологической парадигмы в социологии. Эти положения принципиально важны для методологии социологических исследований протестного поведения социальных субъектов [5]. К ним следует отнести следующие.
Во-первых, любые акции социального протеста являются проявлением социального конфликта между сторонниками сохранения и изменения сложившейся в обществе порядков. Поэтому теоретико-методологическая основа социологического исследования социального протеста должна экстраполировать -ся из конфликтологической парадигмы социологии.
Во-вторых, социальный протест как феномен общественной жизни закономерен, систематически происходит в любом обществе в силу действия объективных законов, по которым реализуется совместная деятельность и противодействия социальных субъектов, но это не означает, что любая протестная акция оправдана, легальна и целесообразна.
В-третьих, однопричинных акций социального протеста не бывает, любая конкретная форма протеста возникает как итог
взаимодействия комплекса конкретных объективных и субъективных причин.
В-четвертых, протест является инцидентной фазой конфликта, изучение которой предполагает выявление того, что было до инцидента (конфликтная ситуация) и что - после (апелляции, конфронтация и т.п.).
В-пятых, социологический анализ любой протестной акции предполагает диагностику того конфликта, в котором эта акция состоялась. Эта диагностика должна осуществляться по определенной методике и технологии с помощью методов эмпирической социологии.
В-шестых, каждая акции социального протеста имеет как негативные, так и позитивные (для общества и протестантов) последствия. Каких последствий больше - этот вопрос и необходимо решать в исследовании акций протеста.
Правомерность применения конфликтологического подхода к социологическому исследованию протестного поведения населения подтверждают массовые волнения и протесты, охватившие в 2010-2011 годах страны мусульманского мира, которые некоторые аналитики уже сейчас называют Панарабской революцией или Великой арабской революцией.
Дискуссии об арабских революциях, охватившие значительную часть мирового сообщества, спровоцировали появление множества теорий, интерпретаций и политических заявлений. Одни говорят об экономической подоплеке вышеописанных событий, другие обращают внимание на политический характер требований протестантов - против коррупции, неработающих социальных лифтов, неубедительности правящих партий. Третьи объясняют протестную активность на Ближнем Востоке и в Северной Африке демографическими особенностями стран: большой процент молодого населения в возрасте от 20 до 30 лет, получивших классическое западное образование.
В соответствии с конфликтологическим подходом, можно сказать, что совокупность вышеописанных обстоятельств послужила причиной массовых протестных акций. Свою роль в протестах сыграли и жители, находящиеся за чертой бедности (они присоединились к протестующим, но не являлись непосредственными организаторам), и получившая западное образование молодежь (именно они стали активными организаторами протест-ных акций), и богатый средний класс, которых не устраивало распределение власти и привилегий. Протестные акции в арабском мире явились свидетельством острого конфликта между сторонниками сохранения и изменения сложившейся в обществе порядков.
Опыт применения конфликтологического подхода к исследованию протестного поведения населения представляется достаточно перспективным направлением в объяснении и понимании феномена социального протеста. Но в то же время, необходима углубленная проработка конфликтологической методологии для возможности учета качественно новых характеристик протестного поведения (роль современных технологий и виртуальных социальных сетей в революционных процессах, отсутствие традиционной для этого региона религиозной основы, уход на второй план экономических причин роста протест-ной активности населения), ярко обозначенных в ходе массовых акций социального протеста, охвативших современный арабский мир.
Библиографический список
1. Протестные настроения россиян (апрель 2011) [Э/р]. - Р/д: http://www.levada.ru/press/2011042901.html
2. Уровень протестных настроений. Опрос «ФОМнибус» 23-24 апреля 2011 г. [Э/р]. - Р/д: http://bd.fom.ru/pdf/d17ypn11.pdf
3. Сафронов, В.В. Потенциал протеста и демократическая перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. - вып. 4.
4. Здравомыслова, Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений // СОЦИС. - 1990. - № 7.
5. Растов, Ю.Е. Протестное поведение в регионе // СОЦИС. - 1996. - № 6.
Bibliography
1. Protestnihe nastroeniya rossiyan (aprelj 2011) [Eh/r]. - R/d: http://www.levada.ru/press/2011042901.html
2. Urovenj protestnihkh nastroeniyj. Opros «FOMnibus» 23-24 aprelya 2011 g. [Eh/r]. - R/d: http://bd.fom.ru/pdf/d17ypn11.pdf
3. Safronov, V.V. Potencial protesta i demokraticheskaya perspektiva // Zhurnal sociologii i socialjnoyj antropologii. - 1998. - T. 1. - vihp. 4.
4. Zdravomihslova, E.A. Sociologicheskie podkhodih k analizu obthestvennihkh dvizheniyj // SOCIS. - 1990. - № 7.
5. Rastov, Yu.E. Protestnoe povedenie v regione // SOCIS. - 1996. - № 6.
Статья поступила в редакцию 20.06.11