8. СЬааааеу Р.У.: рго й соШга. АпЮ^уа. - 8РЬ, 1998. - 190.
9. Yаsin Е. Modernizatsiya еЬкопош1к1 i 8181еша tsennostej // Уорго8у еЬкопош1к1. - 2003. - №4.
УДК 338.43:641/664
Канд. экон. наук А.Р. БАТТАЛОВА (КФУ, ИУЭиФ, [email protected]) Канд. экон. наук И.А. РУДАЛЕВА (КФУ, ИУЭиФ, [email protected])
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОПРОСОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Усилению действия угроз и рисков экономической безопасности в стране способствуют следующие факторы: постсоциалистическая рыночная эйфория с характерной фетишизацией преимуществ рынка и конкуренции без уделения должного внимания предотвращению социальных рисков рыночного хозяйствования и неограниченной конкуренции; отсутствие надлежащей системы норм и правил; неразвитость демократии и низкая гражданская активность населения. Эти факторы создают благоприятные условия для роста экономической преступности - продажи недоброкачественной продукции, ложной рекламы. Высокая доля ввозимой продукции в таких условиях представляет опасность не только с точки зрения повышения зависимости государства, но также создает дополнительные угрозы здоровью человека, поскольку значительно повышается риск поступления на продовольственный рынок страны бросовых импортных продуктов, приобретаемых по распродажным ценам. Внедрение технологий, имеющих долговременные неблагоприятные последствия для здоровья, также не имеет ограничений.
Цель исследования. Сопоставляя различные трактовки продовольственной безопасности и экономической безопасности, можно отметить общие черты, а именно -устойчивость, качество, количество, сбалансированность.
На основании вышеизложенного попытаемся сформулировать понятие продовольственной безопасности и экономической безопасности:
Продовольственная безопасность - это одна из составляющих экономики, при которой осуществляется доступность для населения необходимых продуктов питания высокого качества и эффективность деятельности сельхозтоваропроизводителей по ее обеспечению.
Экономическая безопасность - это состояние экономики, при котором развитие событий, внешних и внутренних процессов, не только экономических, возникновение форс-мажорных обстоятельств позволяло бы экономической системе данного государства продолжать свое прогрессивное развитие и обеспечивать социально направленную политику.
Материалы, методы и объекты исследования. Формирование продовольственной безопасности страны является одним из ключевых направлений деятельности органов государственной власти. В последнее десятилетие российским правительством принят комплекс нормативных правовых актов, нацеленных на улучшение обеспечения граждан качественным и доступным продовольствием. В частности, достижение продовольственной безопасности является целевым ориентиром, установленным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе, обозначенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Учитывая важность обеспечения населения продовольствием, в 2010 году утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, в которой раскрываются основные положения проблематики продовольственной безопасности страны, показатели продовольственной безопасности и критерии их оценки, риски и угрозы ее
обеспечения, основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
Вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности, отечественными учеными рассматриваются в основном в контексте выработки мер государственной экономической политики с целью предотвращения спада в экономике и снижения негативного воздействия внешних дестабилизирующих факторов [1]. Согласно О. Пережогиной, основой экономической безопасности является развитие экономики, которое сопровождается устойчивым экономическим ростом [2]. С. Афонцев рассматривает экономическую безопасность как общую устойчивость системы. А. Илларионов делает упор на изучение условий и факторов, которые обеспечивают независимость экономической системы при изучении проблем экономической безопасности.
А.Р. Батталова исследует проблемы продовольственной безопасности в российской экономике [3]. Решение вопросов, связанных с обеспечением продовольственной безопасности, представляет собой не просто удовлетворение потребностей населения страны, но также эффективную организацию агропромышленного комплекса от процесса подготовки производства продовольствия до процедур его реализации. Отмечается, что для жителей России актуальна проблема экономической доступности продовольствия по цене, которая постоянно увеличивается на фоне инфляционных процессов в экономике, что ухудшает ситуацию с доступностью ряда, в том числе социально-значимых продуктов. В результате цена продовольствия становится одной из основных проблем продовольственной безопасности в России.
Снижение себестоимости производства экологически безопасного продовольствия должно стать задачей сельскохозяйственной науки и практики российского агропромышленного комплекса. Произвести его за минимально возможную цену с учетом предотвращения негативного воздействия на окружающую среду представляет собой инновационную задачу современной сельскохозяйственной науки.
В отдельных работах отечественных ученых изучению вопросов экономической безопасности, по сути, предшествует рассмотрение проблем равновесия фирмы [4], когда под экономической безопасностью можно понимать задачи устойчивого развития и повышения конкурентоспособности экономического субъекта на рынке.
Существуют также и другие теоретические подходы (изучение вопросов импортозамещения в контексте экономической безопасности [5] и другие).
Всё это позволяет говорить об отсутствии единой методологии при рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением и поддержанием экономической безопасности. Причем, как отмечают некоторые исследователи, в западной экономической науке вообще понятие экономической безопасности (economic security) не используется в качестве самостоятельного устоявшегося понятия. Хотя многовековое развитие социально-экономической мысли свидетельствует о том, что проблема безопасности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре с давних времен.
Вторым важным моментом методологии, помимо определения основной терминологии, являются методы, применяемые при изучении вопросов экономической безопасности. Так, в настоящее время преобладают теоретические исследования, результатом которых являются рекомендации по выработке мер экономической политики. Количественный анализ вопросов обеспечения экономической безопасности опирается преимущественно на анализ данных Федеральной службы государственной статистики и сведений, полученных из отдельных министерств и ведомств. Некоторые авторы отмечают недостаток данных для проведения эмпирических исследований. Или же, для сбора и анализа обширной информационной базы требуется большой коллектив авторов, которые бы занимались поиском, сбором и последующей обработкой эмпирических данных, что не всегда возможно с учетом современной специфики организации научно-исследовательской работы.
Третьим важным моментом является недостаточное внимание изучению поведенческих аспектов при рассмотрении проблем экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности может рассматриваться на различных уровнях:
- на микроуровне (на уровне отдельного экономического субъекта - индивида, домохозяйства, фирмы и т.д.);
- на мезоуровне (на уровне некоторой территории, региона);
- на макроуровне (на уровне государства в целом).
И поведенческие паттерны, а также закономерности реализации тех или иных экономических процессов различаются в зависимости от базовых рыночных условий (количество продавцов/покупателей, степень дифференциации продукта, уровень барьеров и т.п.), что влияет на экономическую безопасность. Согласно парадигме Э. Мейсона и Д. Бейна (Гарвардская школа) именно поведение определяет результативность деятельности экономического субъекта, в том числе это справедливо и при исследовании проблем экономической безопасности.
Существующие методы оценки предполагают применение косвенных измерителей. Более широкому применению системы количественных оценок способствовало развитие концепции риска, исходным положением которой является вероятностный характер данной категории и соответственно используется аналитический аппарат теории вероятности и математической статистики. Концепция предусматривает количественное определение вероятности наступления рисковых событий и их последствий, оценку уровня риска и его допустимого предела. Привлечение для анализа и прогнозирования проблем безопасности компьютерного моделирования, системного анализа и методов нелинейной динамики позволяет перейти от вероятностного к вероятностно-детерминированному подходу. Это расширяет возможности получения количественных оценок и достоверности прогнозов, особенно в отношении природных и техногенных, в меньшей степени - социальных катастроф. Однако экономическая безопасность человека определяется не только рисками крупномасштабных аварий и катастроф, но также и рисками повседневной жизни. Кроме того, могут быть так называемые тихие катастрофы. В выявлении и тем более количественной оценке таких рисков возможности современной науки пока ограничены. Между тем именно такие риски наиболее характерны для продовольственной безопасности с позиции здоровья человека. Поскольку измерение многих аспектов безопасности человека носит условный, косвенный характер, то не всегда возможно установление количественно выраженного предельно-критического уровня. Кроме того, необходимо учитывать, что употребление понятия "предельная величина" и определение ее математическими методами не всегда может быть социально приемлемым и корректным с точки зрения развития человека и общества. Поэтому в отношении некоторых показателей более распространенным является применение метода сравнения с достигнутым уровнем (в прошлом периоде, других регионах с более благоприятными параметрами человеческого развития и т. п.) при условии соблюдения принципов сопоставления. Особая сложность - в установлении пороговых значений индикаторов для регулирования экологических параметров продовольствия.
Результаты исследования. Таким образом, ключевыми методологическими проблемами при рассмотрении вопросов, связанных с экономической безопасностью, можно считать:
1. Недостаточно четкое определение понятия «экономическая безопасность» в экономической науке.
2. Отсутствие специфических методов эмпирического исследования проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности, вследствие чего преобладают теоретические исследования над эмпирическими.
3. Недостаточное внимание уделяется изучению поведенческих аспектов при рассмотрении проблем экономической безопасности.
С переходом к рыночной системе хозяйствования вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности, становятся всё более актуальными и вызывают интерес
исследователей разных отраслей наук, что приводит к появлению междисциплинарных исследований в данной сфере. Подобный подход позволяет устранить ограниченность тех ли иных применяемых методологических подходов и расширять имеющиеся знания по вопросам экономической безопасности. Возможно это позволит в дальнейшем сформировать целую теорию экономической безопасности, которая позволит охватить широкий спектр проблем и явлений, рассматриваемых сейчас в рамках исследования экономической безопасности, а также объединить используемые различные подходы.
Выводы. Одним из инструментов, повышающих эффективность регулирования и побуждающих государственную власть в демократическом обществе к большему учету интересов граждан, является мониторинг качества жизни, в том числе важнейшего его аспекта - экономической безопасности человека. Создание системы мониторинга может способствовать усилению приоритетности интересов человека в проводимой государственной политике.
В результате можно отметить следующее:
- подход к рассмотрению проблемы экономической безопасности с точки зрения развития человека создает методологическую основу для исследования ее с позиции качества жизни, расширяет рамки анализа и классификации угроз;
- продовольственная безопасность является одним из аспектов экономической безопасности человека. Составляющие безопасности человека взаимосвязаны, возникновение угроз взаимообусловлено; безопасность человека - важнейший аспект качества жизни. Современные тенденции развития резко повышают риски и угрозы безопасности и расширяют масштабы их возможных последствий;
- особенности современного периода развития страны способствуют усилению угроз и рисков экономической безопасности человека;
- мониторинг - один из инструментов, повышающих эффективность регулирования экономической безопасности человека.
Литература
1. Алтухов А.И. России необходима новая аграрная политика // Экономист. - 2014. - №8. -С. 28-39.
2. Батталова А.Р., Абдуллин И.А. Социально-экономические процессы в странах СНГ // Средиземноморский журнал социальных наук. - 2014. - № 24. - 331 с.
3. Батталова А.Р., Кундакчян Р.М. Проблема продовольственной безопасности в России // Средиземноморский журнал социальных наук. - 2015. - № 3. - 773 с.
4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010г. №120. [Электронный ресурс].иКЬ: http://www.mcx.ru/dokumtnts/12214/19/htm (дата обращения: 2.11.2017).
5. Киселёв С.В., Строков А.С. Россия в условиях санкций // АПК: Экономика, Управление. - 2015. - № 2. - 16 с.
Literatura
1. Altukhov A.I. Russia needs a new agrarian policy // The Economist. - 2014. - №8. - P. 28-39.
2. Battalova A.R, Abdullin I.A. Socio-economic processes in the CIS countries // The Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2014. - №24. - 331 p.
3. Battalova A.R, Kundakchyan R.M. The problem of food security in Russia // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - № 3. - 773 p.
4. The doctrine of food security of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010. №120. [Electronic resource] .URL: http://www.mcx.ru/dokumtnts/12214/19/htm (data obrascheniya: 2.11.2017).
5. Kiselev S.V., Lines A.S. Russia in the conditions of sanctions // AIC: Economy, Management. -2015. - № 2. - 16 p.