Психологические науки
УДК 157.973
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
Оксана Владимировна Защиринская, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Виктор Юрьевич Рыбников, доктор медицинских наук, доктор психологических наук,
профессор, Асоль Николаевна Малахова, аспирант,
Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова
(ВЦЭРМ), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы диагностики и психологического вмешательства, направленного на развитие компонентов невербальной коммуникации младших школьников с диагнозом «легкая умственная отсталость». Обсуждается актуальное состояние фундаментальных и прикладных работ в данной области, их проблематика и направленность. Авторами обсуждаются направления дальнейших исследований по проблемам нарушения общения и прикладные аспекты оказания помощи детям с интеллектуальным недоразвитием. Выводы исследователей основываются как на результатах теоретического работ в области медицинской и коррекционной психологии, так и на их собственных практических разработках, применяемых для решения вопросов адаптации и социализации детей с легкой умственной отсталостью.
Ключевые слова: общение, невербальная коммуникация, легкая умственная отсталость, нарушение общения, компоненты невербальной коммуникации.
EVALUATION OF NON-VERBAL COMMUNICATION SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION: METHODOLOGICAL PROBLEMS
Oksana Vladimirovna Zashchirinskaya, the doctor of psychological sciences, senior lecturer,
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Viktor Yurievich Rybnikov, the doctor of medical sciences, doctor ofpsychological sciences,
professor,
Asol Nikolaevna Malakhova, the post-graduate student, The Nikiforov Russian Center of Emergency and Radiation Medicine, St. Petersburg
Annotation
The article investigates the actual problems of diagnostics and psychological intervention aimed at development of the non-verbal communication components of the younger schoolchildren with a mild mental retardation. Besides, it discussed the current state of the basic and applied researches in the field, their issues and direction, and the article suggests the possible directions for further research. These findings are based both on the results of the theoretical research as well as on the applied results of adopting children with the intellectual disabilities by developing their communicative skills.
Keywords: communication, nonverbal communication, mild mental retardation, disturbance of communication, non-verbal communication components.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения, диагностики и коррекции детей с легкой умственной отсталости сохраняет свою значимость для медицинской психологии по причине ее чрезвычайной распространенности детей и подростков. По эпидемиологическим данным на сегодняшний частота постановки диагноза умственной отсталости (F70-F79 согласно МКБ-
10) у детей и подростков в России за период с 1991 по 2000 возросла до 139.8 на 100 тысяч населения, при этом диагноз «легкая умственная отсталость» устанавливался в 75% случаев (Михейкина О.В., 2012).
Сейчас проблематике общения у младших школьников при умственной отсталости посвящено множество работ (Шаповалова О.Е., 2006; Колотыгина Е.А, 2009; Печерский
B.Г., 2009; Горбачевская Н.Л. и др., 2010), однако обнаруживается ограниченность исследований, посвященных проблемам невербальной коммуникации таких детей с окружающими людьми (Защиринская О.В., 2013).
По этой причине в данной статье мы хотели рассмотреть как вопрос об актуальном состоянии исследований невербальной коммуникации младших школьников с легкой умственной отсталостью, актуальные проблемы этой области, так и предложить свой вариант ее решения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью, с одной стороны, следует общим закономерностям, наблюдающимся при работе с детьми с нормальным уровнем интеллектуального развития, однако, с другой стороны, имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать как при научно-исследовательской, так и при практической работе.
Одна из ключевых таких особенностей связана как с уровнем интеллектуального развития ребенка, так и с уровнем его социализации. Специалисты отмечают, что коммуникативные навыки детей с легкой умственной отсталостью наиболее развиты в тех случаях, когда интеллектуальные функции таких детей были нарушены в меньшей степени, и когда такие дети были существенно вовлечены в социальные взаимодействия. При этом важным препятствием для такого вовлечения случит то, что для детей с легкой умственной отсталостью характерно значительно более выраженная мимика и интонации в отношении переживаемых эмоций, при их менее четкой дифференциации, сложности их осознания и их выраженной лабильности (Matheson E. and Jahoda A., 2005; Jahoda A., Pert
C. and Trower P., 2006).
Другая особенность общения, выражающаяся, в том числе, в затрудненности коммуникации - это использование детьми с легкой умственно отсталостью звуков, слов и сочетаний слов, нестандартных для данной языковой среды. Это может быть связано как с недоразвитием эмоций, неспособность адекватно их выражать, так и с имеющимися у таких детей нарушениями моторики и контроля поведения в целом (Hetzroni O. and Oren B., 2002; Matheson E. and Jahoda A., 2005; Embregts P. et al., 2009).
При этом некоторые авторы (Sigman M.D. et al., 1992) не согласны с выделением таких ключевых особенностей коммуникации детей с легкой умственной отсталостью, говоря о том, что все это - лишь частные проявления более общих закономерностей -интеллектуального недоразвития (Maulik P.K., et al., 2011).
Невербальная коммуникация оказывается чрезвычайно важна, как в развитии вербальной коммуникации, по причине своего более раннего появления в филогенезе, так и для социализации человека в целом - через его общение. Младший школьник использует невербальную коммуникацию как для информационного обмена с взрослыми, так и для усвоения социальных норм, которые, в дальнейшем, способствуют его встраиванию в социальную среду (Защиринская О.В., 2013; Малахова А.Н., 2016).
В случае умственно отсталого школьника, особенно в отношении легкой умственной отсталости, характеризующейся наименьшей выраженностью интеллектуального недоразвития, отмечается необходимость психологической работы с целью развития навыков невербальной коммуникации, поскольку именно опора на данный вид коммуникации позволяет компенсировать существующее у ребенка недоразвитие (Защиринская О.В., 2013; Maulik P.K., et al., 2011).
При этом в отношении практической работы с коммуникативными навыками таких детей, несмотря на осознание наличия общих причин, проводится сравнительно небольшое количество исследований практических методов психологического вмешательства, а сами методы - вербальные инструкции, тренировки и видео-тренинги - затрагивают только частное проявление существующей проблемы (Embregts P.M., 2000; Millar D.C., Light J.C., Schlosser R.W., 2006) - они предлагают работать с поведением умственно отсталых школьников, игнорируя их познавательные процессы, их личностную и эмоциональную сферы. Изредка такие методы дополняются медикаментозным воздействием (Winarni T.I., Schneider A., Borodyanskara M., Hagerman R.J., 2012), которое, однако, также является воздействием на частные аспекты проблемы, за которой исследователи прослеживают наличие общей ведущей причины.
Таким образом, наблюдается влияние недоразвития интеллекта при легкой умственной отсталости на когнитивную, поведенческую и эмоциональную сферы коммуникативного процесса, что закономерно влечет для таких детей возникновение серьезных трудностей при налаживании контактов с окружающими людьми, а, значит, и на процесс социальной адаптации ребенка в целом.
Основной акцент при психологических вмешательствах делается на отдельные возникающие у детей трудности, когда специалистом однозначно устанавливается мишень воздействия, и с ней ведется целенаправленная клинико-психологическая работа. Здесь стоит отметить, что при таком подходе как бы отмечается главенство волевого контроля: причем последний рассматривается как возможный ресурс для адаптации. Действительно, сознательное управление психическими процессами позволяет преодолевать существующие ограничения в работе психики ребенка с легкой умственной отсталостью, однако необходимо учитывать индивидуальные особенности таких детей, ведь наличие нарушений в волевой сфере может приводить к тому, что такая, казалось бы, эффективная мера воздействия оказывается совершенно непригодной для работы с конкретным ребенком.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Подводя итог анализу актуальных исследований в области развития и социальной адаптации младших школьников с легкой умственной отсталостью, следует отметить, что во всем разнообразии работ, посвященных коммуникативному развитию детей, обнаруживается чрезвычайно мало публикаций, затрагивающих вопросы актуального состояния и развития компонентов невербальной коммуникации этих школьников.
Поскольку основным нарушением при легкой умственной отсталости является недоразвитие интеллекта, то все последующие трудности являются закономерными следствиями основного. Если продолжать логический анализ ситуации, то получается, что недоразвитие интеллекта, а именно, снижение уровня обобщения, приводит к тому, что детям с легкой умственной отсталостью сложнее понимать и усваивать средства невербальной коммуникации, что мешает как развитию этой сферы, так и становлению общения в целом. В свою очередь, это препятствует социальной адаптации и снижает частоту коммуникаций, что ведет к усилению негативных последствий интеллектуального недоразвития.
Опираясь на эти знания, мы можем выделить следующие методологические проблемы оценки уровня развития невербальной коммуникации у детей с легкой умственной отсталостью.
Во-первых, существует общее клинико-психологическое понимание феномена умственной отсталости. Однако нет теорий, связывающих феномен умственной отсталости и функционирования невербальной коммуникации, то есть, отдельные особенности не обобщаются, и не выделяется структура связей между явлениями.
Во-вторых, сфера невербальной коммуникации детей с легкой умственной отсталостью недостаточно изучена эмпирически, а это значит, что отсутствуют единые стандарты исследования, что затрудняет сопоставление разнородных эмпирических данных при проведении клинико-психологических изучения детей при недоразвитии интеллекта различного генеза.
В рамках своей научно-исследовательской работы, в качестве возможного решения данных проблем, мы, опираясь на результаты факторного анализа эмпирических данных, полученных в ходе непосредственной работы с детьми, предложили рассматривать невербальную коммуникацию с позиции трех ее компонентов: когнитивного, эмоционально-личностного и поведенческого. Это не только позволило разделить отдельные навыки невербальной коммуникации на три больших группы, соотнося их с проявлениями психического как феномена в целом, так и обнаружить соответствие между уже существовавшей в рамках исследования умственной отсталости идеи о том, что все вторичные нарушения, в том числе, нарушения коммуникативных навыков в отношении выражения эмоций и проявления поведенческих реакций являются следствием интеллектуального недоразвития таких детей (Малахова А.Н., 2016; Солодков А. С., и др., 2016).
Помимо этого, ввиду сравнительно малого количества исследований невербальной коммуникации детей с легкой умственной отсталостью, с одной стороны, сложно учитывать социокультурные факторы и их влияние на развитие невербальной коммуникации. С другой стороны, представлено еще меньше исследований эффективности психологических вмешательств, направленных на развитие невербальной коммуникации младших школьников с диагнозом «легкая умственная отсталость».
В то же самое время наши научно-исследовательские и практические разработки показали, что комплексная работа с навыками невербальной коммуникации младших школьников с легкой умственной отсталостью, затрагивающая не только поведение, но также эмоции и мышление таких детей, оказывается эффективной, как в отношении непосредственного улучшения навыков, так и в отношении динамики этих улучшений (Солодков А. С., и др., 2016).
ВЫВОДЫ
Таким образом, опираясь на доступную нам совокупность теоретических и эмпирических данных, как наших коллег, так и своих собственных, мы можем сделать следующие выводы.
Невербальная коммуникация в контексте психологической работы с коммуникативными навыками и адаптационным потенциалом младших школьников с легкой умственной отсталостью в целом оказывается значимым фактором, работа с которым позволяет компенсировать существующее недоразвитие и предотвратить последующую дезадаптацию.
Диагностическим критерием актуального уровня и динамики развития невербальной коммуникации младших школьников с легкой умственной отсталостью может служить выделение трех компонентов невербальной коммуникации: когнитивного, эмоционально-личностного и поведенческого.
Успешная работа с навыками невербальной коммуникации младших школьников с легкой умственной отсталостью возможна, причем она требует комплексного подхода, направленного не только на обучение, но также работу с эмоциями и когнитивной сферой детей, что выражается в рамках психологического вмешательства, направленного на соответствующие компоненты невербальной коммуникации.
Исследование выполнено в рамках финансирования научно-исследовательского проекта «Психофизиологические и нейролингвистические аспекты процесса распознавания вербальных и невербальных паттернов», проект Российского научного фонда № 14-18-02135
ЛИТЕРАТУРА
1. Защиринская, О.В. Клинико-психологический аспект коммуникативно-личностного развития детей с умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Петербургский психологический журнал. - 2013. - № 2. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-predstavleniya-o-strukture-obscheniya (Дата обращения: 01.11.2016).
2. Колотыгина, Е.А. Одаренность или сверхкомпенсация? / Е.А. Колотыгина // Нижегородское образование. - 2009. - № 4. - С. 96-101.
3. Малахова, А.Н. Особенности невербальной коммуникации первоклассников с легкой умственной отсталостью, сравнительное исследование / А.Н. Малахова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - C. 341-346.
4. Михейкина, О.В. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы) / О.В. Михейкина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2012. -№ 3. - С. 24-33.
5. Навыки невербальной коммуникации как фактор социальной адаптации школьников с легкой умственной отсталостью / А.С. Солодков, О.В. Защиринская, А.Н. Малахова, А.Н. Ятманов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 323-327.
6. Печерский, В.Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с легкой умственной отсталостью / В.Г. Печерский // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 3-9.
7. Роль биологических и социальных факторов в успешности школьного обучения / Н.Л. Горбачевская, Е.Ю. Давыдова, С.О. Петрова, С.А. Тюшкевич, О.И. Пашкевич // Физиология человека. - 2010. - Т. 36. - № 3. - С. 66-73.
8. Шаповалова, О.Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников : дис. ... д-ра психол. наук / Шаповалова Ольга Евгеньевна. - Н. Новгород, 2006. - 353 с.
9. Aggressive behavior in individuals with moderate to borderline intellectual disabilities who live in a residential facility: An evaluation of functional variables / P.J. Embregts, R. Didden, N. Schreuder, C. Huitink, M. Van Nieuwenhuijzen // Research in Developmental Disability. - 2009. - Vol. 30. - No. 4. - P. 682-688.
10. Embregts, P.J. Effectiveness of video feedback and self-management on inappropriate social behavior of youth with mild mental retardation / P.J. Embregts // Research in Developmental Disabilities. - 2000. - Vol. 21. - No. 5. - P. 409-423.
11. Early intervention combined with targeted treatment promotes cognitive and behavioral improvements in young children with fragile X syndrome / T.I. Winarni, A. Schneider, M. Borodyanskara, R.J. Hagerman // Case reports in genetics. - 2012. - Vol. 2012. - URL : http://dx.doi.org/10.1155/2012/280813 (Дата обращения: 01.11.2016).
12. Hetzroni, O. Effects of intelligence level and place of residence on the ability of individuals with mental retardation to identify facial expressions / O. Hetzroni, B. Oren // Research in developmental disabilities. - 2002. - Vol. 23. - No. 6. - P. 369-378.
13. Jahoda, A. Frequent aggression and attribution of hostile intent in people with mild to moderate intellectual disabilities: An empirical investigation / A. Jahoda, C. Pert, P. Trower // American journal on mental retardation. - 2006. - Vol. 111. - No. 2. - P. 90-99.
14. Matheson, E. Emotional understanding in aggressive and nonaggressive individuals with mild or moderate mental retardation / E. Matheson, A. Jahoda // American Journal on Mental Retardation. -2005. - Vol. 110. - No. 1. - P. 57-67.
15. Prevalence of intellectual disability: a meta-analysis of population-based studies / P.K. Maulik, M.N. Mascarenhas, C.D. Mathers, T. Dua, S. Saxena // Research in developmental disabilities. -2011. - Vol. 32. - No. 2. - P. 419-436.
16. Millar, D.C. The impact of augmentative and alternative communication intervention on the speech production of individuals with developmental disabilities: A research review / D.C. Millar, J.C. Light, R.W. Schlosser // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. - 2006. - Vol. 49. -No. 2. - P. 248-264.
17. Responses to the negative emotions of others by autistic, mentally retarded, and normal children / M.D. Sigman, C. Kasari, J.H. Kwon, N. Yirmiya // Child development. - 1992. - Vol. 63. - No. 4. P. 796-807.
REFERENCES
1. Zaschirinskaya, O.V. (2013), "Clinical and psychological aspect of communicative and personal development of children with mental retardation", Petersburg psychological journal, No. 2, available at: http://cyberleninka.rU/article/n/kontseptualnye-predstavleniya-o-strukture-obscheniya.
2. Kolotygina, E.A. (2009), "Cleverness or overcompensation?", Nizhny Novgorod education, No. 4, pp. 96-101.
3. Malakhova, A.N. (2016), "Features of non-verbal communication of first-graders with mild mental retardation, a comparative study", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No.
4, pp. 341-346.
4. Miheykina, O.V. (2012), "Epidemiology of mental retardation (literature review)", Review of Psychiatry and Medical Psychology of V.M. Bekhterev, No. 3, pp. 24-33.
5. Solodkov, A.S., Zaschirinskaya, O.V., Malakhova, A.N. and Yatmanov, A.N. (2016), "Skills of non-verbal communication as a factor of social adaptation of students with mild mental retardation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 323-327.
6. Pechersky, V.G. (2007), "Psycho-pedagogical support of development of skills for productive interpersonal interaction of adolescents and young adults with mild mental retardation", Defectology, No.
5, pp. 3-9.
7. Gorbachev, N.L., Davydova, E.Yu, Petrov, S.O., Tyushkevich, S.A. and Pashkevich, O.I. (2010), "The role of biological and social factors in the success of schooling", Human Physiology, Vol. 36, No. 3, pp. 66-73.
8. Shapovalova, O.E. (2006), Emotional development of mentally retarded schoolboys, dissertation, Nizhny Novgorod
9. Embregts, P.J. (2000), "Effectiveness of video feedback and self-management on inappropriate social behavior of youth with mild mental retardation", Research in Developmental Disabilities, Vol. 21 No. 5, pp. 409-423.
10. Embregts, P.J., Didden, R., Schreuder, N., Huitink, C. and Van Nieuwenhuijzen, M. (2009), "Aggressive behavior in individuals with moderate to borderline intellectual disabilities who live in a residential facility: An evaluation of functional variables", Research in Developmental Disabilities, Vol. 30 No. 4, pp. 682-688.
11. Hetzroni, O. and Oren, B. (2002), "Effects of intelligence level and place of residence on the ability of individuals with mental retardation to identify facial expressions", Research in developmental disabilities, Vol. 23, No. 6, pp. 369-378.
12. Jahoda, A., Pert, C. and Trower, P. (2006), "Frequent aggression and attribution of hostile intent in people with mild to moderate intellectual disabilities: An empirical investigation", American journal on mental retardation, Vol. 111, No. 2, pp. 90-99.
13. Matheson, E. and Jahoda, A. (2005), "Emotional understanding in aggressive and nonaggressive individuals with mild or moderate mental retardation", American Journal on Mental Retardation, Vol. 110, No. 1, pp. 57-67.
14. Maulik, P.K., Mascarenhas, M.N., Mathers, C.D., Dua, T. and Saxena, S. (2011), "Prevalence of intellectual disability: a meta-analysis of population-based studies", Research in developmental disabilities, Vol. 32, No. 2, pp. 419-436.
15. Millar, D.C., Light, J.C. and Schlosser, R.W. (2006), "The impact of augmentative and alternative communication intervention on the speech production of individuals with developmental disabilities: A research review", Journal of Speech, Language, and Hearing Research, Vol. 49, No. 2, pp. 248264.
16. Sigman, M.D., Kasari, C., Kwon, J.H. and Yirmiya, N. (1992), "Responses to the negative emotions of others by autistic, mentally retarded, and normal children", Child development, Vol. 63, No. 4, pp. 796-807.
17. Winarni, T.I., Schneider, A., Borodyanskara, M. and Hagerman, R.J. (2012), "Early intervention combined with targeted treatment promotes cognitive and behavioral improvements in young children with fragile X syndrome", Case reports in genetics, Vol. 2012, available at: http://dx.doi.org/10.1155/2012/280813.
Контактная информация: psihologiya.asol@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.11.2016