Д.В. Мельников
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ РЕГИОНОВ
Анализируется действующая теоретическая и практическая система налогообложения РФ. На основе правового, экономического и социального материала предлагается обосновать механизм налогов и сборов с учетом территориального фактора.
Актуальность межбюджетных отношений бесспорна. В настоящее время в России существует два основных документа, регламентирующих процедуру формального учета межбюджетных отношений субъекта федерации и местного самоуправления: Налоговый кодекс РФ [1] и Бюджетный кодекс РФ [2]. Несмотря на значительный прогресс по сравнению с редакциями 2001 и 2002 гг., эти документы нужно совершенствовать исходя из потребности времени.
Выскажем три методологических предложения.
I. Следует уточнить редакцию ст. 48 БК РФ в части процедуры налогообложения по добытым полезным ископаемым [2. С. 20]. В настоящее время она имеет такую классификацию:
Сумма, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется в соотношении: 40 % - в доход федерального бюджета; 60 % -в доход бюджета субъекта федерации.
Если первый норматив реально экономически обоснован, то второй нуждается в дифференциации исходя из уровня социально-экономического развития региона. Причем особое внимание необходимо уделить социальному компоненту. Сейчас при расчете регионального ВВП (в т.ч. на душу населения), учет социального фактора идет косвенно, да и то лишь в незначительной доле через показатель фонда оплаты труда и прямые инвестиции в объекты социальной инфраструктуры. Госкомстатом РФ не разрабатывается интегральный показатель социальной обеспеченности, включающий количественные и качественные параметры потребления фонда совместного удовлетворения потребностей (по методике В. Паретто - «общественных товаров»), Целесообразно увеличить норму отчислений от суммы налогообложения исходя из уровня социально-экономического развития региона, где добывается углеводородное сырье.
Например, добыча нефти, газа и газоконденсата осуществляется на севере Томской области: на территории пос. Пионерный, административно закрепленного за г. Стре-жевой. Несмотря на превышение среднего фонда оплаты труда на душу населения в северных районах Томской области (г. Стрежевой; р.пос. Александровский) над средним фондом оплаты труда на душу населения в целом по области на 35^40 %, общественная инфраструктура этих территорий намного слабее, чем в г. Томске: в больницах нет современного медицинского оборудования, низка компьютеризация средних школ и т.д.; положение усугубляется низким уровнем развития транспортной сети. Зимой до Севера можно добраться самолетом или по временной автотрассе - «зимнику», а во время весенней распутицы - исключительно авиатранспортом (цена билета 3-3,5 тыс. руб.). В результате реальные доходы северян меньше, чем реальные доходы жителей г. Томска. Аналогичная ситуация в Красноярском крае (диспропорция областной центр г. Красноярск и северные регионы -Таймыр, Ямало-Ненецкий АО).
Вызывает возражение следующий текст статьи: «При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ... Полная сумма налогообложения зачисляется в федеральный бюджет» [2. С. 21]. Такая процедура абсолютно неприемлема и не только наносит большой экономический ущерб субъектам федерации, имеющим островное и полуостровное географическое положение (о. Сахалин, п-ов Камчатка), но и приводит к стратегическим потерям России в целом - ущемлению державных интересов вокруг островов Курильской гряды, являющихся ключом к Тихоокеанскому бассейну.
Остро стоит в этих районах проблема транспортной связи с материком (цунами, замерзающие водные пути: материк - о. Сахалин через п. Корсаков - п. Владивосток, п. Холмск — п. Ванино).
Предлагаемое распределение суммы налогообложения на добываемое углеводородное сырье в регионах представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение суммы налога на добываемое углеводородное сырье меязду субъектами федерации и федерацией (доходная часть бюджета) в 2005—2006 гг. (%)
№ п/п. Бюджет субъекта Федерации
Субъект федерации Бюджет федерации собственно бюджет субъекта федерации бюджет края или АО в составе субъекта федерации
1. Томская обл. 45-50 55-50 45-35
2. 2.1. Тюменская обл. Ханты-Мансийский АО 45-50 10-15 45-35
3. 3.1. Красноярский край Ямало-Ненецкий АО 45-50 10-15 45-35
4. Сахалинская обл. 30-35 70-65 -
5. Камчатская обл. 30-35 70-65 -
П. В совершенствовании нуждается классификация федеральных налогов и сборов [1. Ст. 13. С. 11]. Логично передать налоги, удерживаемые с объектов налогообложения, территориально закрепленных за субъектами федерации, в ведение этих же субъектов: налоги на:
пользование недрами; воспроизводство минерально-сырьевой базы; доход от добычи углеводородов, а также лесные, водные, экологические налоги и сборы за право пользования объектами животного мира и водно-биоло-гических ресурсов.
С одной стороны, это реально, на деле усилит персональную ответственность губернаторов за территории, с другой, уберет базу для спекулятивных суждений, что во всех бедах виновата Москва.
III. Особо хочется сказать о самых рабочих с точки зрения доходности, но политизированных налогах: НДС, акцизах на отдельные виды товаров (услуг), налоге на прибыль (доход) предприятий и организаций, таможенных пошлинах и таможенных сборах, подоходном налоге с физических лиц, взносах в государственные социальные внебюджетные фонды (ЕСН). Эти платежи играют доминирующую роль в системе сильный центр - сильные регионы, поэтому их федеральная классификация аксиоматична.
В рамках данной статьи выскажем свое мнение о процедуре указанного налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является «выполнение строительно-мон-та-жных работ для собственного потребления» [1. С. 96]. С целью привлечения в страну прямых инвестиций разумно вообще исключить этот пункт из цитируемого источника. Радикальность такой меры еще более насущна для Востока и Севера России, где аккумулировано в среднем 75-80 % всех полезных ископаемых, но практически не концентрируется индустрия их глубокой переработки.
Геолого-минерапогические россыпи алмазов в Якутской АО обрабатываются «Де-Бирсом» на вполне законной основе соглашения о разделе продукции (далее по тексту СРП) в Голландии нии ЮАР; добываемая на Сахалине нефть также
на основе вышеупомянутого документа (рамочные договоры «Сахалин-1» - «Сахалин-5» с оценкой 15-18 млрд дол. США) на 85-90 % транспортируется для переработки в Японию, США, Великобританию, Индию. России же достается приблизительно 10-15 % от добычи. В какой пропорции дальше дисгрибутаруется черное золото между субъектом федерации, федерацией, местным бюджетом до сих пор остается неясным.
Справедливости ради отметим, что даже действующие «куцые поблажки» по инвестированию в СРП в нашем законодательстве [1. Ст. 178. С. 138-140] улучшили ситуацию в регионах добычи, так экономический рост обусловил рост спроса на рабочую силу, и особенно на технические специальности. Но по существу это «крохи с барского стола империализма», швыряемые России, где сейчас нет вообще своей самостоятельной промышленной политики. Аналогично следует поступить и с ввозимыми на территорию РФ товарами инвестиционного назначения [1. Ст. 178. С. 138-140].
Непростая ситуация с акцизами. Согласно ст. 187 НК РФ, налоговая база определяется отдельно (и это правильно) по каждому виду подакцизных товаров в натуральном выражении [1. С. 152]. Существующие налоговые ставки на подакцизные товары (ст. 193 НК РФ) от этилового спирта до природного газа, реализуемого за пределами РФ (за исключением стран СНГ), не детализируют региональной специфики.
Реально подходя к этой проблеме, мы предлагаем прогнозный проект перераспределения акцизных ставок, унифицированных для России в целом, на 2005— 2006 гг. (табл. 2).
Таблица 2
Перераспределение акцизных ставок РФ на 2005-2006 гг.
№ п/п Виды подакцизных товаров; ед. измерения Налоговая ставка, руб., % Всего
Федеральный бюджет Бюджет субъекта федерации Местный бюджет
1 2 3 4 5 6
1 Этиловый спирт из всех видов сырья; 1 л безводного этилового спирта 6,05 руб. 6,05 руб. 2,01 руб. 14,11руб.
2 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта >25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция; 1 л безводного этилового спирта 52,50 руб. 30,20 руб. 16,08 руб. 98,78 руб.
3 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта (9-25 %); 1 л безводного этилового спирта 30,40 руб. 32,40 руб. 10,11руб. 72,91 руб.
4 Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 %; 1 л безводного этилового спирта 30,20 руб. 10,20 руб. 10,20 руб. 50,60 руб.
5 Вина (за исключением натуральных); 1 л безводного этилового спирта 21,05 руб. 10,10 руб. 10,05 руб. 41,20 руб.
6 Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых); 1 л 4,50 руб. 4,05 руб. 2,03 руб. 10,58 руб.
7 Вина шампанские и игристые; 1 л 5,20 руб. 730 руб. 3,10руб. 15,60 руб.
8 Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта (5-8,6 %) включительно; 1 л 0,40 руб. 0,50 руб. 0,22 руб. 1,12 руб.
9 Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта 8,6 %; 1 л 1,40 руб. 1,20 руб. 1,10 руб. 3,70 руб.
10 Табак трубчатый; 1 кг 200,20 руб. 200,20 руб. 53 ДО руб. 453,60 руб.
11 Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции; 1 кг 90,52 руб. 70,20 руб. 25,20 руб. 185,92 руб.
12 Сигары; 1 шт. 4,05 руб. 4,10 руб. 3,05 руб. 11,20 руб.
13 Сигареты с фильтром, за исключением с фильтром длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4 класса по ГОСТу 3935-81; 1000 шт. 40,20 руб. 10,20 руб. 11,20 руб. 61,60 руб.
1 2 3 4 5 6
14 Сигареты с фильтром 1, 2, 3 и 4 класса по ГОСТу 3935-81; 1000 шт. 20,05 руб. 10,05 руб. 9,10 руб. 39,20 руб.
15 Сигареты без фильтра, папиросы; 1000 шт. 5,10 руб. 4,05 руб. 2,05 руб. 11,20 руб.
16 Ювелирные изделия 3% 2,5 % 0,5 % 6%
17 Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112,5 КВт (150 л.с.) включительно; 0,75 КВт (1 л. с.) 5,01 руб. 4,09 руб. 2,10 руб. 11,20 руб.
18 Автомобили легковые с мощностью двигателя более 112,5 КВт (150 л.с.); мотоциклы с мощностью двигателя более 112,5 КВт (150 л.с.); 0,75 КВт (1 л.с.) 60 руб. 40 руб. 12 руб. 112 руб.
19 Бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно; 1 т 1000 руб. 300 руб. 212 руб. 1512 руб.
20 Бензин автомобильный с иными октановыми числами; 1 т 1500 руб. 400 руб. 172 руб. 2072 руб.
Необходимы изменения в налоге на прибыль (доход) предприятий и организаций. Действующая методика налогообложения последних НК РФ, увы, не ставит вопрос о территориальном аспекте. Мы предлагаем уточнения ст. 253, 254 НК РФ [1. С. 223-237].
Для стимулирования внедрения НТП в народное хозяйство страны исключить п. 4 ст. 254 из методики налогообложения (расходы на научные исследования и опыгно-консгрукторские разработки) вообще. Вычесть при действующей ставке налога прибыль (доход) 24 % из учета налогооблагаемой базы прямых инвестиций, предприятий, юридически зарегистрированных в районах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, очередные виды материальных расходов, определяемых как затраты налогоплательщика на приобретение:
1) сырья и материалов, используемых в производстве товаров (выполнение работ, оказание услуг) и образующих их основу и являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, услуг и работ I и П подразделения;
2) инструментов, приспособлений, приборов, инвентаря, лабораторного оборудования, спецодежды, не являющихся амортизационным имуществом;
3) комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;
4) топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком) для всех производственных нужд всех видов энергии, а также расходы на трансформацию и передачу энергии, отопление зданий;
5) содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
В основном методология ЕСН отвечает конкретным потребностям российского общества в постсоветский период экономической жизни, она предназначена для реализации главных конституционных прав граждан (бесплатное медицинское обслуживание, государственные пенсии, денежные пособия в случае безработицы) и особых замечаний как по налоговым и отчетным периодам [1. ст. 240. С. 209-213], так и действующим ставкам [1. ст. 241. С. 209] нет.
Что касается налога на доходы физических лиц [1. С. 170-203], его территориальный учет как в практическом, так и в теоретическом плане является преждевре-мененным, так как экономисты до сих пор не определились, к какой схеме (прогрессивной или пропорциональной) отнести данный вид налогообложения [3]. В ближайшие 2-3 года радикально изменять эту финансовую единицу нецелесообразно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс РФ. Ч. I и II. Официальный текст. М.: ТД Элит-2000,2003. 376 с.
2. Бюджетный кодекс РФ. Официальный текст. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 160 с.
3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.198 с.
Статья представлена кафедрой финансового менеджмента Сахалинского государственного университета, поступила в научную редакцию «Экономические науки» 15 июля 2004 г.