Научная статья на тему 'Методологические принципы юридической антропологии'

Методологические принципы юридической антропологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридическая антропология / хрупкость идентичности / целостность / системность / ценность / правовой человек / коммуникация / телеология / legal anthropology / fragility of identity / integrity / consistency / value / legal person / communication / teleology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наталья Федоровна Медушевская

Рассматриваются проблемы юридической антропологии как раздел философии права, предметом которой является правовой человек в его мировоззренческой, социокультурной и исторической идентичности. Анализируется понятие идентичности, а также причины ее хрупкости в современных цивилизационных условиях. Выделяются общие и специфические закономерности социально-гуманитарного познания, в рамках которых формируется юридическая антропология и ее основные принципы, соответствующие требованиям постнеклассической науки: целостности, фактологичности, коммуникативности, семиотичности, системности, аксиологичности, телеологичности, контекстуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological principles of legal anthropology

The problems of legal anthropology are considered as a section of the philosophy of law, the subject of which is the legal person in his worldview, socio-cultural and historical identity. The concept of identity is analyzed, as well as the reasons for its fragility in modern civilizational conditions. The general and specific patterns of socio-humanitarian cognition are highlighted, within the framework of which legal anthropology and its basic principles are formed, corresponding to the requirements of post-nonclassical science: integrity, factual, communicative, semiotic, systematic, axiological, teleological, contextual.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы юридической антропологии»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34.01

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-4-101 -104 EDN: https://elibrary.ru/smqush NIION: 2003-0059-4/24-101 MOSURED: 77/27-003-2024-04-300

Методологические принципы юридической антропологии

Наталья Федоровна Медушевская

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассматриваются проблемы юридической антропологии как раздел философии права, предметом которой является правовой человек в его мировоззренческой, социокультурной и исторической идентичности. Анализируется понятие идентичности, а также причины ее хрупкости в современных цивилизационных условиях. Выделяются общие и специфические закономерности социально-гуманитарного познания, в рамках которых формируется юридическая антропология и ее основные принципы, соответствующие требованиям постнеклассической науки: целостности, фактологичности, коммуникативности, семиотичности, системности, аксиологичности, телеологичности, контекстуальности.

Ключевые слова: юридическая антропология, хрупкость идентичности, целостность, системность, ценность, правовой человек, коммуникация, телеология

Для цитирования: Медушевская Н. Ф. Методологические принципы юридической антропологии // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 4. С. 101-104. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-4-101-104. EDN: SMQUSH.

Original article

Methodological principles of legal anthropology

Natalia F. Medushevskaya

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

[email protected]

Abstract. The problems of legal anthropology are considered as a section of the philosophy of law, the subject of which is the legal person in his worldview, socio-cultural and historical identity. The concept of identity is analyzed, as well as the reasons for its fragility in modern civilizational conditions. The general and specific patterns of socio-humanitarian cognition are highlighted, within the framework of which legal anthropology and its basic principles are formed, corresponding to the requirements of post-nonclassical science: integrity, factual, communicative, semiotic, systematic, axiological, teleological, contextual.

Keywords: legal anthropology, fragility of identity, integrity, consistency, value, legal person, communication, teleology

For citation: Medushevskaya N. F. Methodological principles of legal anthropology. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(4):101-104. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-4-101-104. EDN: SMQUSH.

Обращаясь к юридической методологии, отметим, что ее институциализация осуществляется под влиянием философско-правовых и теоретико-правовых концепций, формирование благодаря неокантианству самостоятельной методологии социально-гуманитарных наук в конце XIX — начале ХХ в., психоаналитических парадигм научного знания, выдвижение на передний план проблемы человека, его судьбы и смысла бытия в мире. Этот поиск смысло-жизненных интенций в юридической антропологии позволяет наполнить уже имеющееся и развивающееся эмпирическое знание новыми концептуальными подходами и методологическими установками.

Рассмотрим юридическую антропологию как раздел философско-правового знания, в котором ос© Медушевская Н. Ф., 2024

новным объектом исследования становится правовой человек в его мировоззренческой, социокультурной, аксиологической и исторической идентичности. Историческая идентичность выстраивается в зависимости от приобщения личности к культурным кодам, осмысления ею исторических пластов, от ее интерпретационных и коммуникативных возможностей, опыта и открытости. Историческая идентичность формируется в соответствии с активной жизненной позицией индивида, с осознанием своей целостности и сопричастности окружающему социальному миру, что делает ее весьма актуальной, но, в то же время, неустойчивой в современных цивилизационных условиях и вызовах. Обращаясь к теме идентичности, П. Рикер отмечает ее хрупкость, выделяя следующие

№ 4/2024

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

101

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

причины этого явления: темпоральный аспект; взаимодействие с другим, которое есть угроза собственной самостоятельности и самовыраженности; традиции насилия, которые формировались на протяжении цивилизационного развития.

Именно эти причины, воспринимаемые как угрозы, позволяют французскому мыслителю сделать вывод, касающийся вопроса общественной безопасности, гарантом которой может выступать государство: «Именно безопасности в сильном значении этого слова, которая каким-то образом действует в ответ на страх смерти на институциональном уровне, индивиды и ждут от Государства» [5, с. 176].

Выделив причины хрупкости идентичности, П. Рикер обращается к характеристике исторического сознания, которые связаны между собой диалектически. Историческое сознание обладает следующими чертами: первая — это «пространство опыта», которое непосредственно выходит на ожидания исторического будущего. Вторая черта — «живое настоящее культуры», оно определяется взаимодействием пространства опыта и теми ожиданиями, которые предполагают активное вторжение в жизнь с целью создания нового событийного пространства. Третья черта исторического сознания предполагает «чувство ориентации в потоке времени» [5, с. 200]. Она связана со смысловыдвижением, что придает историческому сознанию новую качественную определенность.

Итак, хрупкость идентичности напрямую вызывает деформацию исторического сознания благодаря своей неустойчивости, нестабильности и изменчивости. Но следует подчеркнуть еще один аспект, имеющий непосредственное отношение к сохранению своей исторической идентичности и преодолению ее хрупкости, — это воспроизводство традиции. Как отмечает П. Рикер, «вырванная из диалектического отношения между пространством опыта и горизонтом ожидания, о чем речь шла выше, традиция сводится к выпавшему в осадок и окаменевшему отложению, которое одних возбуждает, тогда как другие силятся сокрыть его, зарыть в землю» [5, с. 202].

Следовательно, осуществить реконструкцию отечественного исторического сознания и утвердить свою идентичность возможно только на основе рационально исследованного прошлого страны с учетом ее традиций, особенностей и событийности, исходя из языческого смыслового комплекса и христи-анско-православных истоков нашей культуры. Но

традиция не должна рассматриваться окаменевшей, ее сила в живом характере воплощения.

Юридическая антропология относится к социально-гуманитарному знанию, поэтому те закономерности, которые лежат в его основе, характерны и для юридической антропологии. Выделим общие и специфические закономерности, которые ее характеризуют на этапе современной постнеклассической науки. Так, к общим закономерностям развития научного знания на этапе современной науки отнесем те, которые имеют отношение к предмету юридической антропологии:

♦ расширение практикоориентированности научного знания;

♦ социокультурная детерминация научного знания;

♦ зависимость научного знания от мировоззренческих констант;

♦ междисциплинарное взаимодействие методов, гипотез, концепций и теорий из разных областей науки — как естествознания, так и гуманитаристики.

Если предшествующие закономерности распространяются на все научное знание, то следующие относятся к числу специфических закономерностей исключительно социально-гуманитарного знания:

♦ зависимость от противоречивого и глубоко изменчивого исторического контекста с учетом убыстряющегося социального времени;

♦ рефлексивный и эмоционально-выразительный характер дискурса [2, с. 241];

♦ понимание человека как созидателя культуры, обладающего эвристическими способностями по превращению природного мира в социальный.

Исходя из перечисленных закономерностей, определим некоторые принципы современной юридической антропологии.

1. Принцип целостности. В истории права это принцип означает открытие человека в истории права и через историю права в совокупности рационально-логических, биологических, ментальных, психофизических способностей. В начале ХХ столетия с особой остротой встал вопрос о целостности человека, понимание которого было раздроблено в различных областях научного знания и порой противоречиво отображало человека. Только целостность дает нам представление о человеке как системе психофизических, ментальных, социальных, эмоционально-аффективных особенностях. Открывается бездна внерацио-нальных составляющих индивида, которого уже не-

JURISPRUDENCE

возможно и непродуктивно сводить исключительно к рационально-логическим качествам и свойствам.

2. Принцип фактологичности. Опора на факт необходима научному знанию для создания той эмпирической базы, на которой строится научная теория. И в этом плане большую роль играют именно исторические науки, поскольку они опираются на источники. Источниковедение способствует формированию целостного взгляда на человека, необходимого и в юридической антропологии. Источниковедческий подход имеет своей целью «познание людей во времени, человека как тотальной целостности его социальных, психологических, биологических и других свойств, и прежде всего познание человеческой мысли» [4, с. 201]. В силу сказанного, определение сущности правового человека или человека в праве возможно путем включения в ткань правового нарратива того чувственно-эмоционального, аффективного, глубинного, что предопределяет правовую или неправовую модель поведения субъекта, находящегося в правовом поле.

3. Принцип коммуникативности. Принцип коммуникативности означает способность современной юридической науки адаптировать и синтезировать данные различных областей научного знания, которые ранее, в классической науке, считались очень далекими от юриспруденции.

4. Принцип аксиологичности. Означает ценностную окрашенность жизненного мира, мотиваций и ожиданий индивида. Структура правовой личности складывается в период правовой социализации согласно смыслам правовой культуры конкретного социума. «Ценностный подход к анализу права и правовой культуры состоит, на наш взгляд, в следующем. Первое — в рассмотрении действительной приверженности социального субъекта определенным ценностным объектам и второе — в утверждении методологической позиции ученого, которая состоит в открытом провозглашении своей приверженности определенному качественному характеру правовой системы» [6, с. 163].

5. Принцип символичности. Символы оказывают фундаментальное и решающее воздействие на правовую коммуникацию. Использование смысла обнаруживает связь субъекта с миром права. Ю. М. Лотман отмечает: «Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного

коллектива правилами. Знаками же мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т. д.), которое имеет значение и, таким образом может служить средством передачи смысла» [3, с. 6].

Особую роль в изучении правовой реальности играют первоисточники — тексты как носители первичной информации о правовом событии. Они являются той основой нормативности, которая воплощается в дальнейшем в законах, судебных решениях, других документах, имеющих правовой характер.

6. Принцип системности. Историко-правовой объект рассматривается как система, которую ученый не только расчленяет на составные элементы, но и координирует их взаимодействия и отношения. Соответственно, данный объект обладает и свойством эмерджентности, что означает относительную самостоятельность объекта и его способность функционировать по своим внутренним законам. Другими словами, это свойство указывает на то, что объединение частей в систему порождает новые свойства, которые не равны простой сумме свойств этих частей.

7. Принцип телеологичности. Любая форма социальной деятельности характеризуется целенаправленностью, что отличает ее от инстинктивного поведения животных. Люди объединены в различные социальные институты, и это консолидированное сообщество реализует себя в условиях нормотворчества. На теоеологический характер исторического метода обращал внимание Г. Риккерт, поскольку история не существует без и вне человека. Принцип телеологичности долгое время подвергался критике и элиминации из научного методологического инструментария. Но в результате отказа в науке, прежде всего, социально-гуманитарной от механистического редукционизма, пробуждается интерес к теологическому объяснению. В теоретико-исторических правовых науках этот принцип занимает центральное место, поскольку здесь мы сталкиваемся с необходимостью обращения к детерминации правовой жизни социума, формирующейся на стихийном или осознанном волеизъявлении, интенциях, тех побудительных мотивах, которые не существуют в природе.

В связи с принципом телеологичности в юридической антропологии внимание исследователей обращено к изучению правовой ментальности, которая нашла свое развитие в трудах теоретиков Школы «Анналов». Они признают допустимым рефлексию мифов, сказаний, легенд, фантазий, анекдотов, наме-

№ 4 / 2024 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 103

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ков и полунамеков — всего того арсенала изобразительных и исследовательских средств, которые выпадали из поля зрения классической науки, делая образ человека одномерным и схематичным.

События связаны с деятельностью людей, которые происходят в соответствии с побуждениями своей эпохи. Если не знать, какие мотивы, ментальные особенности стоят за теми или иными правовыми актами, то развитие правовой реальности в историческом нарративе будет казаться бессмысленным или трансцендентным.

Но неправомерно считать, что приобщение к результатам научных достижений «Новой исторической науки» уводит исследователя от рациональности изложения, от строгости и определенности научного дискурса. Значимость данного направления и его перспективность для дальнейшего развития юридической антропологии заключается в умении связать аналитизм изложения событийности с поиском и вычленением смысла жизни, истории, права, других форм духовности. Так, у Ж. Ле Гоффа причудливо и обоснованно сочетаются сферы умопостигаемого со сферой воображаемого, реальности и вымысла.

8. Принцип контекстуальности. Исторические события рассматриваются не изолированно, но в соотношении и связи с политическими, экономическими, религиозными и иными факторами, их побуждающими. Обратимся к материальным носителям, вещам, которые тоже существуют в контексте своего времени. Вещи хранят в себе некую загадку, разгадать которую призван ученый. Специалист в области юридической антропологии имеет дело с разными документами, в том числе архивными, которые имеют свою поэзию, дарят ощущение сопричастности истории. Ф. Бродель писал об исторических науках, что в них «всегда есть контекст — человеческий, социальный, политический, если хотите, мистический» [1, с. 216].

Итак, целью юридической антропологии является преодоление хрупкости идентичности для после-

довательного приобщения к традициям и правовому коду своей страны. В связи с этим, формируются новые методологические стратегии, руководствующиеся следующими принципами; целостности, контекстуальности, аксиологичности, системности, фактоло-гичности, телеологичности, коммуникативности и символичности.

Список источников

1. Бродель Ф. Очерки истории / пер. с фр. Э. Орловой. 3-е изд. М., 2018.

2. Лебедев С. А. Методология научного познания: моногр. М. : Проспект, 2020.

3. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб., 2015.

4. Медушевская О. М. Источники в науках о человеке. Теория исторического познания: избр. про-извед. СПб. : Университетская книга, 2010.

5. Рикер П. Политика, экономика, общество. Рукописи и выступления / пер. с фр. И. С. Вдовиной. М., 2021.

6. Философия права: учеб. пособие / отв. ред. Н. Н. Черногор, О. Ю. Рыбаков. М. : Статут, 2018.

References

1. Braudel F. Essays on history / tr. from french by E. Orlova. 3rd ed. M., 2018.

2. Lebedev S. A. Methodology of scientific cognition: monograph. M. : Prospect, 2020.

3. Lotman Y. M. Conversations about Russian culture: The life and traditions of the Russian nobility (XVIII — early XIX century). SPb., 2015.

4. Medushevskaya O. M. Sources in human sciences. The theory of historical knowledge: selected. SPb., 2010.

5. Riker P. Politics, economics, society. Manuscripts and speeches / tr. from french by I. S. Vdovina. M., 2021.

6. Philosophy of Law: studies. handbook / ed. by N. N. Chernogor, O. Y. Rybakov, M. : Statute, 2018.

Информация об авторе

Н. Ф. Медушевская — профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author

N. F. Medushevskaya — Professor of the Department of History of State and Law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 27.06.2024; одобрена после рецензирования 21.07.2024; принята к публикации 12.08.2024. The article was submitted 27.06.2024; approved after reviewing 21.07.2024; accepted for publication 12.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.