ВЫВОДЫ
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи. Ежедневные проведения утренней гимнастики, правильно подобранные комплексы физических упражнений растормаживают нервную систему детей, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена веществ, увеличивает возбудимость коры головного мозга. Правильный рациональный режим дня ребенка способствует гармоническому физическому и психическому развитию ребенка, дает возможность педагогом раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Что способствует успешной реализации ранее полученных знаний и умений в начальной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении : метод. пособие. - М. : Изд-во ЭНАС, 2004. - 144 с.
2. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 272 с.
3. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М. Просвещение, 1978. - 272 с.
4. Филиппова, С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования - 5-е изд., стер. / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина. - М. : Академия, 2013. - 304 с.
REFERENCES
1. Vorotilkina, I.M. (2004), Physical culture and health work in the preschool educational institution: method. allowance, publishing house ENAS, Moscow.
2. Glazyrina, L.D. (1999), Physical education for preschool children. Younger age: - A handbook for teachers of preschool institutions, VLADOS, Moscow:
3. Keneman, A.V. and Khukhlaeva, D.V. (1978), Theory and methods of physical education of preschool children, Education, Moscow.
4. Filippova, SO, Kaminsky, OA. and Lukina, G.G. (2013), Theoretical and methodical foundations ofphysical education and development of children of early and preschool age: a textbook for student institutions of secondary vocational education, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.05.2018
УДК 796.012
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДБОРА УПРАЖНЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Леонид Львович Ципин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Существующие принципы подбора упражнений специальной физической подготовки спортсменов предполагают определенную степень соответствия соревновательного и специальных упражнений. Однако, они не дают однозначного ответа на вопрос, по каким именно критериям должно производится сравнение в каждом конкретном случае с учетом двигательной специфики того или иного вида спорта. Основываясь на классификации спортивных упражнений по признаку стереотипности и фундаментальных положениях Н. А. Бернштейна, касающихся уровней построения движений, разработаны критерии подбора специальных упражнений в видах спорта со стереотипными и ситуационными двигательными действиями. Предложенные методы подбора упражнений с
применением видеосъемки и электромиографии позволили повысить уровень подготовленности и результаты в соревновательных упражнениях квалифицированных спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции, гиревом спорте и греко-римской борьбе.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка спортсменов, подбор упражнений, стереотипные и ситуационные движения.
METHODOLOGICAL PREREQUISITES OF EXERCISES SELECTION IN SPECIAL PHYSICAL PREPARATION OF ATHLETES
Leonid Lvovich Tsipin, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
Existing principles of choosing exercises for special physical preparation of athletes assume a certain correspondence degree between competitive and special exercises. However, they do not give definite answer to a question by what criteria should be make comparison in each specific case taking into account the motor characteristics of a particular sport. Based on the of sports exercises classification on the basis of stereotype and fundamental provisions of NA. Bernstein concerning the levels of movement construction, criteria for selecting special exercises in sports with stereotypical and situational motor actions were developed. The offered methods of exercises selection with application of video filming and an electromyography have allowed to increase the level of readiness and results in competitive exercises of the qualified athletes specializing in middle-distance running, kettlebell sport and Greco-Roman wrestling.
Keywords: special physical preparation of athletes, exercises selection, stereotypic and situational movements.
ВВЕДЕНИЕ
Основным средством совершенствования физической подготовленности спортсменов являются специальные упражнения. Подбор таких упражнений применительно к конкретным двигательным действиям производится на основе разработанных в теории спортивной тренировки принципов. Наибольшую известность получили принципы сопряженного воздействия В.М. Дьячкова [5] и динамического соответствия Ю.В. Верхошанского [4]. Кроме того, В.В. Кузнецовым предложен принцип (метод) синтетического воздействия [7], а позднее И.М. Козловым - принцип прогрессирующей биомеханической структуры движений [6]. За рубежом находит применение принцип специфичности [14, 15].
Представленные принципы объединяет то, что все они предполагают определенную степень соответствия соревновательного и специальных упражнений и указывают, в то же время, на необходимость превышения хотя бы одного основного показателя специального упражнения (силового, скоростно-силового, скоростного) по сравнению с соревновательным. Однако, существующие принципы не дают ответа на вопрос, по каким именно критериям должно производится сравнение соревновательного и специальных упражнений в каждом конкретном случае. Ответ на данный вопрос позволит учесть специфику тех или иных видов спорта. С другой стороны, при выполнении многих упражнений мышцы активны в течение нескольких периодов, и важно установить, на какие из них следует обратить внимание при подборе специальных упражнений.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе путей разрешения поставленной проблемы, формулировании принципов подбора упражнений специальной физической подготовки, методов их реализации в процессе подготовки квалифицированных спортсменов.
МЕТОДИКА
В экспериментах при сравнительном анализе соревновательного и специальных упражнений и в педагогических экспериментах приняли участие в общей сложности 106 спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции, гиревом спорте и греко-римской борьбе. Из них 37 спортсменов I разряда, 39 кандидатов в мастера спорта, 22
мастера спорта, 6 мастеров спорта международного класса и 2 Заслуженных мастера спорта России.
Методы исследования включали теоретический анализ и обобщение специальной научно-методической литературы, изданной в нашей стране и за рубежом за последние 90 лет, а также комплекс биомеханических, электрофизиологических и педагогических методов. Использовались: электрохронометрия, подометрия, пульсометрия, антропометрия, полидинамометрия, электромиография (аппаратно-программный комплекс «Миотон», программа обработки StabMed2), скоростная видеосъемка (60-300 кадр/с), педагогические эксперименты (параллельный прямой и последовательный), тестирование подготовленности спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы, и документальных источников позволил установить, что существуют противоречивые взгляды на эффективность целого ряда специальных упражнений, в том числе упражнений специальной силовой направленности, подобранных на основе существующих принципов. Это касается, прежде всего, величины отягощений, условий выполнения упражнений, режимов работы мышц. Для разрешения сложившейся проблемы при сравнении соревновательного и специальных упражнений представляется целесообразным обратиться к классификациям упражнений по разным признакам. Среди них выделяется комплексная классификация, в которой спортивные движения делятся на две большие группы: стереотипные и ситуационные [9]. Наиболее стереотипные движения - это ходьба и бег, которые еще называют полупроизвольными движениями [8]. Циклические локомоции, не основанные на элементарных автоматизмах, отличаются меньшей стереотипностью. Для квалифицированных спортсменов характерна высокая степень стереотипности движений даже в состоянии утомления [13]. Ситуационным движениям, напротив, свойственно отсутствие строгой стереотипности, они во многом зависят от внешних условий. В частности, в спортивных единоборствах ситуационные движения составляют многочисленные «наборы» разнообразных двигательных действий.
Взяв за основу классификацию спортивных упражнений по степени стереотипности и составу двигательных действий, следует в первую очередь обратиться к фундаментальным работам Н. А. Бернштейна, в которых данные упражнения рассматриваются с позиции управления движениями человека [1-3]. Согласно его представлениям, в обеспечении высокостереотипных циклических движений основное место как фоновому уровню отводится таламо-паллидарному уровню синергий и штампов с афферентацией в виде пропри-орецепции и, в определенной мере, экстерорецепции. Таким образом, чтобы не нарушать общую структуру системы движений, свойственную высокостереотипным спортивным движениям, чтобы не подавлять готовые двигательные автоматизмы, при подборе упражнений специальной физической подготовки спортсменов следует создать условия для соответствия проприорецептивных сенсорных структур соревновательного и специальных упражнений.
В обеспечении стереотипных ациклических движений и циклических движений, стереотипность которых уступает естественным локомоциям, основное место как фоновому уровню отводится пирамидно-стриальному уровню с афферентацией в виде синтетического пространственного поля. Таким образом, в данном случае при подборе упражнений специальной физической подготовки спортсменов следует стремиться к соответствию как сенсорных, так и двигательных структур.
Состав двигательных действий в ситуационных видах спорта чрезвычайно разнообразен. Различается и состав мышечных групп, несущих основную нагрузку. Это предполагает, что при подборе специальных упражнений в качестве критерия должна выступать идентичность мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении
соревновательного и специальных упражнений.
Касаясь различных периодов активности мышц, есть все основания полагать, что повышенная нагрузка на мышцы при выполнении специальных упражнений должна быть обеспечена именно в периоды их наибольшей активности.
Приведенные принципиальные положения были реализованы на примере двух циклических видов спорта - бега на средние дистанции, состоящего из высокостереотипных движений, и гиревого спорта с менее стереотипными движениями, а также ситуационного вида спорта - греко-римской борьбы.
В беге на средние дистанции сравнение сенсорных структур соревновательного упражнения - бега на 800 м со средней скоростью 6,7 м/с, и специальных упражнений -бега и прыжковых упражнений, выполняемых в подъем с углами до 12°, осуществлялось посредством косвенной оценки афферентного притока от рецепторов мышц нижних конечностей с построением фазовых траекторий мышц [11]. Степень превышения усилий при выполнении специальных упражнений определялась по электрической активности мышц (значению средней амплитуды электромиограммы) [10, 12]. На рисунке 1 показаны фазовые траектории m. rectus femoris одного из спортсменов при выполнении соревновательного и двух из рассмотренных специальных упражнений.
Обозначения: а - бег на 800 м,
б, в - бег с прыжками на каждый третий шаг и многоскоки на одной ноге в подъем с углом 4°.
по горизонтали - относительная длина мышцы, %;
по вертикали - скорость сокращения мышцы, м/с.
Жирные линии - мышца активна, цифры на сносках - средняя амплитуда ЭМГ.
н - начало опоры, к - конец опоры
а)
Рисунок 1 - Фазовые траектории m. rectus femoris при выполнении соревновательного и специальных
упражнений
Как видно из рисунка 1, при выполнении обоих специальных упражнений наблюдается превышение по сравнению с соревновательным упражнением средней амплитуды
4 1 Л \ 0,77 HS \ ^
I 1J04 нВ | L / -
к X * [
20 -] 4\ - <г \ L0 К 1 0 1 * 5 20 2? 31
■ ч ■*-1 ♦— / <
/ Л .....
ЭМГ, т.е. развиваемых усилий в наиболее значимый период активности мышцы, приходящийся на фазу опоры. Однако по форме фазовых траекторий, характеризующих афферентный приток от рецепторов мышцы, наиболее приближены к соревновательному упражнению прыжки в подъем на каждый третий шаг. Аналогичным образом были выявлены другие эффективные специальные упражнения.
В гиревом спорте сравнение двигательных структур соревновательного упражнения
- толчка двух гирь 32 кг по длинному циклу, и специальных упражнений с гирями и со штангой разного веса, осуществлялось посредством нахождения характеристик статических положений: углов устойчивости системы «спортсмен-снаряд» и моментов силы тяжести относительно осей суставов в положениях перед выталкиванием и при удержании снарядов сверху. В греко-римской борьбе идентичность мышц, несущих основную нагрузку при выполнении соревновательных упражнений - приемов в стойке и партере, и специальных упражнений с различными отягощениями и на тренажерах, определялась у борцов, разделенных на группы в зависимости от предпочтительных приемов.
Результаты педагогических экспериментов показали, что при использовании выявленных в процессе биомеханического анализа наиболее эффективных упражнений у спортсменов наряду с ростом показателей развития силовых и скоростно-силовых способностей (в среднем на 5,4%), а также технической подготовленности, достоверно повысились результаты в соревновательных упражнениях. У бегунов на средние дистанции на 5,7±0,8 с улучшился результат в беге на 1000 м, у спортсменов-гиревиков - на 5,1±1,0 подъема результат в толчке гирь 32 кг по длинному циклу, у борцов греко-римского стиля
- на 0,58±0,23 балла количество баллов за схватку. У спортсменов, тренировавшихся по традиционной методике, улучшения оказались менее выражены.
ВЫВОДЫ
Методологические предпосылки подбора специальных упражнений, включающие принципиальные положения о необходимости учета стереотипности и состава двигательных действий, служит основой повышения уровня физической и технической подготовленности квалифицированных спортсменов различных видов спорта.
Исследование проведено в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы «Повышение эффективности применения упражнений специальной силовой направленности в подготовке квалифицированных спортсменов циклических видов спорта и спортивных единоборств на основе биомеханического анализа стереотипности и состава двигательных действий соревновательного упражнения» (приказ Минспорта России от 25.12. 2015 г. №1247).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. - М. : Медгиз, 1947. - 255
с.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - С. 171-175.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с. - ISBN 5-278-00339- 1.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхо-шанский. - 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2013. - 216 с.
5. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена / В.М. Дьячков. - М. : Физкультура и спорт, 1967. - 140 с.
6. Козлов, И.М. Биомеханические факторы организации спортивных движений : монография / И.М. Козлов ; Гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 141 с. - ISBN 5-70650449-0.
7. Кузнецов, В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов / В.В. Кузнецов. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 208 с.
8. Уилмор, Дж.Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж.Х. Уилмор, Д. Л. Ко-стилл. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 504 с. - ISBN 966-7133-01-Х
9. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель. - 2-е изд. стереотип. -М. : Советский спорт. - 2011. - 202 с. - ISBN 978-5-9718-0467-3.
10. Ципин, Л. Л. Оценка динамической силы мышц спортсменов по показателям их электрической активности / Л. Л. Ципин, Ф.Е. Захаров // Культура физическая и здоровье. - 2013. - №1 (43). - С. 51-54.
11. Ципин, Л. Л. Применение фазового пространства для анализа мышечной активности при беге / Л. Л. Ципин // Российский журнал биомеханики. - 2015. - Т. 19, №4 (61). - С. 421-429.
12. Ципин, Л.Л. Методологические аспекты применения электромиографии при изучении спортивных движений разной интенсивности / Л. Л. Ципин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №8 (126). - С. 188-193.
13. Movement variability and skills monitoring in sports / E. Preatoni, J. Hamill, A.J. Harrison, K. Hayes, R.E. Van Emmerik, C. Wilson, R. Rodano // Sports Biomech. - 2013. - Vol. 12. - No. 2. - P. 6992.
14. Siff, M. Biomechanical foundations of strength and power training / M. Siff // Biomechanics in Sport ; ed. V. Zatsiorsky. - London : Blackwell, 2001. - P. 103-139.
15. Stone, M. Training principles: Evaluation of modes and methods of resistance training - A coaching perspective / M. Stone, S. Plisk, D. Collins // Sports Biomechanics. - 2002. - Vol. 1. - No. 1. - P. 79-103.
REFERENCES
1. Bernstein, N.A. (1947), On the construction of movements, Medical state publishing house, Moscow.
2. Bernstein, N.A. (1966), Essays on the physiology of movements and physiology of activity, Medicine, Moscow.
3. Bernshteyn, N.A. (1991), About agility and its development, Physical culture and sport, Moscow.
4. Verhoshanskiy, Yu. V. (2013), Bases of special power preparation in sport, 3rd ed., Soviet sport, Moscow.
5. Dyachkov, V.M. (1967), Physical training of the athlete, Physical culture and sport, Moscow.
6. Kozlov, I.M. (1998), Biomechanical factors of sports movements' organization: monograph, State Lesgaft academy of physical culture, St. Petersburg.
7. Kuznetsov, V.V. (1970), Power training of highest ranks athletes, Physical culture and sport, Moscow.
8. Wilmore, J.H. (1997), Physiology of sport and physical activity, Olympic literature, Kiev.
9. Farfel, V.S. (2011), Motion control in sports, 3rd ed., Soviet sport, Moscow.
10. Tsipin, L.L. and Zakharov, F.E. (2013), "The estimation of athlete's dynamic muscle strength according to the indicators of their electrical activity", Physical culture and health, Vol. 43, No. 1, pp. 51-54.
11. Tsipin, L.L. (2015a), "Application of the phase space for analysis of muscle activity while running", Russian journal of biomechanics, Vol. 19, No. 4, pp. 421-429.
12. Tsipin, L.L. (2015b), "Methodological aspects of application of electromyography in the study of sports movements of varying intensity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 188-193.
13. Preatoni, E., Hamill, J., Harrison, A.J., Hayes, K., Van Emmerik, R.E., Wilson, C. and Rodano, R. (2013), "Movement variability and skills monitoring in sports", Sports Biomech., Vol. 12, No. 2, pp. 6992.
14. Siff, M. (2001), "Biomechanical foundations of strength and power training", in Zatsiorsky, V. (Ed.), Biomechanics in Sport, Blackwell, London, pp. 103-139.
15. Stone, M., Plisk, S. and Collins, D. (2002), "Training principles: Evaluation of modes and methods of resistance training - A coaching perspective", Sports Biomechanics, Vol. 1, No. 1, pp. 79-103.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.06.2018