Нифаева О. В.
кандидат экономических наук, доцент Брянский государственный технический университет
г. Брянск, Россия
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Аннотация: В статье обосновывается необходимость формирования гуманистической парадигмы экономической науки и анализируются ее методологические предпосылки.
Ключевые слова: гуманистическая парадигма, этика, моральнонравственные качества.
Nifaeva O. V.
PhD in Economics, Associate Professor Bryansk State Technical University Bryansk, Russia
METHODOLOGICAL BACKGROUND OF HUMANISTIC PARADIGM
OF ECONOMIC THEORY
Abstract: The article substantiates the necessity of formation of humanistic paradigm of economic science and analyses its methodological background.
Key words: humanistic paradigm, ethics, moral and ethical features.
Российская и мировая экономика сегодня переживает не лучшие времена. По некоторым прогнозам, в ближайшее время мир ожидают новые катаклизмы, связанные с обострением глобальных экономических проблем. В этих условиях мировое сообщество спешно ищет способы сглаживания негативных последствий кризисных явлений, однако они носят преимущественно монетарный характер и не затрагивают коренные причины сложившейся ситуации. Таковы во многом последствия весьма распространенного заблуждения, согласно которому экономические проблемы нужно решать сугубо экономическими методами, без оглядки на то, что и экономика, и социально-экономические проблемы, и их решение
касаются вполне конкретных людей. Следовательно, поиск причин и возможных вариантов решения нужно искать в самом человеке. Если зимой падает снег, а летом начинается гроза, то причины данных явлений можно найти в объективных законах природы. Но если рушится нечто, созданное людьми, то нельзя перекладывать ответственность на сверхъестественные силы, некие внешние шоки, внезапные изменения, неэффективные институты. Попытка найти естественнонаучное объяснение экономических проблем - яркий пример ухода от ответственности или, по меньшей мере, безразличия. В современном мире ничего не происходит без участия человека. При этом человека в экономической науке следует трактовать не как типичного представителя homo economicus, а как многогранного субъекта во всей полноте проявления его морально-нравственных, психических и даже физических качеств. Человек - биосоциальное существо, «общественное животное», «совокупность общественных отношений» [3]. Однако в экономической теории мейнстрима он сведен к обладателю нескольких качеств, необходимых для облегчения процесса математического моделирования. В реальных жизненных ситуациях, тем не менее, человек ведет себя не как человек экономический, а как человек единичный, особенный и всеобщий. Принимая то или иное экономическое решение, человек сознательно или бессознательно ориентируется на собственную систему ценностей, свой опыт, мнение окружающих. Он не может абстрагироваться от собственного «я» и действовать по шаблонам, заданным «экономикой классной доски». В этой связи в настоящее время в общественных и гуманитарных науках поднимается вопрос об усилении роли междисциплинарного подхода в социально-экономических исследованиях, об интеграции наук о человеке, основанной на единстве объекта познания. В экономику все больше и все чаще проникают категории философии, социологии, психологии, этики. На стыке традиционных наук появляются новые области знания. Возникают проблемы разграничения предмета
исследования между общественными науками, утраты некоторыми из них собственного предмета исследования.
В связи с этим в общественных и гуманитарных науках уже давно и активно идет дискуссия о необходимости формирования так называемой гуманистической парадигмы. Речь идет, прежде всего, о психологии и педагогике. В экономической науке пока не принято говорить о гуманизме, ведь многие социально-экономические процессы сегодня можно описать одновременно в терминах и гуманизации, и дегуманизации. Поэтому, прежде всего, необходимо разобраться с самим термином «гуманизм», который происходит от латинских слов «человек», «человечный», этимологически близок слову «человечность». Гуманизм ассоциируется с понятиями прав и свобод человека, возможностями самостоятельно определять смысл жизни, реализовывать свои способности. Гуманизм связан с осознанием ценности человеческой личности, его прав на развитие, удовлетворение потребностей. Классический гуманизм возник в эпоху Возрождения и связан с именами Р. Бэкона, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамского, М. Монтеня, Т. Мора, Ф. Петрарки. Гуманистические идеалы были заложены еще древнегреческими мыслителями. В настоящее время существуют теистическое, атеистическое (светское), натуралистическое и другие направления гуманизма. В центре внимания гуманистических взглядов находится человек, обладающий цивилизованными морально-нравственными качествами, способный отвечать за свои поступки, действовать не только исходя из соображений максимизации удовольствий и минимизации страданий, но и исходя из интересов других людей. Смысл жизни при этом заключается в совершенствовании интеллектуальных, творческих, социальных качеств личности, преодолении утилитарного подхода к жизни, воспитании чувства ответственности и умеренности.
Экономический субъект гуманистической экономической теории и практики мыслит этическими категориями даже в экономических отношениях, которые касаются, казалось бы, сугубо меркантильных
вопросов. Подобный экономический субъект может быть назван цивилизованным. Его отличают трудолюбие, честность, ответственность, образованность и даже патриотизм. В хозяйственной жизни он исходит из интересов своих сограждан и своего государства. Он понимает, что забвение национальных интересов и ценностей в условиях глобализации чревато угрозами экономической безопасности страны. Последняя формируется не только благодаря большим золотовалютным резервам и внешнеэкономической конъюнктуре, но и благодаря высокому уровню человеческого и социального капитала нации, который в наибольшей степени определяется личностными качествами граждан страны. В отсутствии преобладания среди членов общества таких качеств, как справедливость, достижительность, гуманность, ответственность, долгосрочные ориентации, другие элементы человеческого и социального капитала (здоровье, образование, профессиональные навыки) могут быть растрачены впустую [2, с. 27]. Опыт многих стран показывает, что наделенность природными ресурсами еще не гарантирует устойчивое социально-экономическое развитие. Эгоизм, рвачество, сиюминутные ориентации, забота о личном интересе должны вести к удовлетворению интересов общества. Но на практике эти учебные догмы не действуют, выживает общество, построенное на гуманистических принципах. Для этого необходимо не только говорить о необходимости гуманизации экономических отношений, но и совершенствовать теоретические основы экономической науки как базы для разработки социально-экономической политики. Гуманистическая парадигма означает новый подход к человеку как экономическому субъекту, а также интеграцию принципов методологического индивидуализма и холизма. Важно также учитывать этическую составляющую экономических отношений. Экономические, а не хозяйственные отношения образуют экономическую структуру общества. Именно она, а не материальный базис, как было принято считать долгое время, определяет надстроечные отношения [1, с. 52]. В свою очередь экономическая структура общества есть
соотношение различных типов экономических субъектов. Желаемый цивилизованный тип человека экономического, как показывают
социологические опросы и экспериментальные исследования, составляет меньшинство, как в прочем и типичный максимизирующий рационализатор и эгоист. Большинство людей относятся к так называемому переходному типу, то есть не обладают устойчивой структурой качеств, сильно подвержены влиянию окружающих и внешней среды. Наличие в экономике разных типов экономических субъектов выступает причиной неопределенности
экономической среды. Это обстоятельство необходимо учитывать в современной экономической науке, уходящей все дальше от реальных экономических проблем в область моделирования несуществующих идеальных миров. Назначение гуманистической парадигмы экономической науки заключается в решении проблем конкретных людей, а не абстрактном теоретизировании исходя из нового понимания самого человека.
Список литературы
1. Квасов, Р. А. Философия экономических отношений / Р. А. Квасов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2003. - Т. 1. - № 3. - С. 43-52.
2. Нифаева, О. В. Морально-нравственный капитал: проблемы оценки / О. В. Нифаева // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. -№ 8. - С. 25-33.
3. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.