Научная статья на тему 'Методологические подходы к созданию службы внутреннего аудита в организации'

Методологические подходы к созданию службы внутреннего аудита в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
WHICH PROVIDE CERTAIN GUARANTEES AND RESULTS OF AUDITS IF THOSE REQUIREMENTS ARE MET. / INTERNAL STANDARDS OF AN AUDIT COMPANY DOCUMENTS THAT SPECIFY UNIFIED REQUIREMENTS FOR PERFORMING AUDITS AND PREPARING WORKING PAPERS. / INTERNAL AUDIT SERVICE STRUCTURE INITIATED BY COMPANYS SHAREHOLDERS. / AS WELL AS REPORTING STANDARDS. / АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ ФОРМИРУЮТ ЕДИНЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРЕДПИСАНИЯ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ АУДИТА / И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ГАРАНТИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ПРИ ИХ СОБЛЮДЕНИИ. / ВНУТРИФИРМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТЫ / ДЕТАЛИЗИРУЮЩИЕ И РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ АУДИТА / СЛУЖБА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СОЗДАННАЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ СОБСТВЕННИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ. / ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ОБЩИЕ ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ / ОБЯЗАННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ И ПОРЯДОК ОТЧЕТНОСТИ / AUDITING STANDARDS - DEFINE REQUIREMENTS FOR QUALITY / RELIABILITY OF AUDIT PROCEDURES / INTERNAL AUDIT SERVICE CHARTER - LEGAL DOCUMENT THAT DEFINES THE PURPOSE OF THE SERVICE / RESPONSIBILITIES AND RIGHTS OF AUDITORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко Ирина Александровна

В статье рассматриваются методологические подходы к созданию службы внутреннего аудита в организации. Сформулированы цель и задачи внутреннего аудита, обоснована потребность в наличии службы внутреннего аудита в организации и его место в системе управления. Автором выделены основные этапы формирования службы внутреннего аудита в организации и раскрыто их содержание.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article methodological approaches to creation of service of internal audit in the organization are considered. Are formulated the purpose and problems of internal audit, the need services of internal audit in the organizations and its place in a control system is proved. The author allocates the basic stages of formation of service of internal audit in the organization and their contents is opened.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к созданию службы внутреннего аудита в организации»

Харченко И. А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Целью внутреннего аудита является представление информации собственникам в рамках конкретной организации и защита их имущественных интересов, а также осуществление тесной взаимосвязи с руководством и службами организации по вопросам аудита. Основная задача — контроль качества работы автономных подразделений и в интересах его собст-

венников выявление резервов и определение наиболее эффективных путей развития, предоставление обоснованных рекомендаций и консультаций [1].

Потребность в наличии службы внутреннего аудита в структуре организации определяется прежде всего собственниками. Как всякий ресурс, внутренний аудит имеет свою стоимость, что объяс-

няет частое отсутствие его в организационной структуре небольших организаций, управляемых собственником. Однако, чем крупнее организация, чем сложнее ее организационная структура, тем более востребованной будет функция независимой и объективной оценки состояния контроля в организации, которую и призван выполнять внутренний аудит в интересах собственников и акционеров [2, с.36].

Служба внутреннего аудита может быть создана в организации в виде отдела как самостоятельной организационной единицы, входящей в состав системы управления и наделённой функцией контроля факторов финансово-хозяйственной жизни экономического субъекта. Формирование службы или отдела внутреннего аудита в организации должно осуществляться поэтапно. Нами выделены основные этапы формирования службы внутреннего аудита в организации, которые будут рассматриваться далее в определенной последовательности.

На первом этапе необходимо определить спектр общих целей и задач стратегического характера, для достижения которых создаётся отдел внутреннего аудита. Данный этап включает анализ учредительных документов организации, позволяющий установить стратегические, тактические и оперативные цели организации, с тем чтобы оптимальным образом сформулировать задачи отдела внутреннего аудита. Эти задачи могут быть общими, локальными и частными: общие задачи характерны для большинства служб, отделов, комитетов внутреннего аудита вне зависимости от их специализации, формы собственности, организационной структуры; локальные формируются для достижения общих целей и задач; частные задачи присущи конкретным организациям.

На втором этапе предполагается проведение всестороннего анализа организации, установление структуры отдела внутреннего аудита, фиксации «слабых» мест в системе внутреннего контроля, объёма средств внутреннего контроля, относящихся к учётным, аналитическим

и управленческим системам, определяются мероприятия, способствующие улучшению работы как службы внутреннего контроля, так и всей организации в целом. После выполнения такого анализа можно приступить непосредственно к созданию, нормативному, методическому и техническому оснащению отдела внутреннего аудита.

Наиболее пристальное внимание на данном этапе должно быть уделено анализу:

- организационной структуры;

- функционирования системы бухгалтерского учёта и системы внутреннего контроля.

На третьем этапе определяется место внутреннего аудита и степени его интеграции с другими отделами организации. В процессе функционирования отдел внутреннего аудита взаимодействует практически со всеми отделами и службами организации. Так как к внутреннему аудиту предъявляются жёсткие требования, он довольно тесно связан с учётно-аналитическими, производственными и управленческими процессами. Поэтому в качестве отдельного этапа его организации предлагается определение места службы внутреннего контроля и степени её интеграции с другими отделами и службами [4, с. 5].

Информационный обмен отдела внутреннего аудита и других служб и отделов организации, в том числе и системы бухгалтерского учёта, должен строиться на взаимонаправленных потоках информации, которые служат базой для осуществления и контрольных, и аналитических, и консалтинговых функций внутреннего аудита. Это касается первичной и агрегированной информации, а также оперативных, плановых, нормативно-справочных данных, систем документации (унифицированных и специальных) и пр.

На четвёртом этапе разрабатываются нормативные документы внутреннего аудита. Данный этап представляет собой наиболее продолжительный по времени процесс. Кроме методических мате-

риалов необходим также классификатор ошибок и другие документы, устанавливающие права и обязанности как сотрудников, так и отдела внутреннего аудита в целом. Это находит своё отражение в следующих документах нормативного регулирования:

- положение об отделе внутреннего аудита;

- положение о рабочей политике отдела внутреннего аудита;

- внутренние стандарты аудита;

- должностные инструкции внутренних аудиторов.

В положении об отделе внутреннего аудита определяются общие цели и задачи отдела, права и обязанности сотрудников, а также их полномочия и порядок отчётности.

В положении о рабочей политике отдела внутреннего аудита целесообразно отразить следующие концептуальные аспекты:

- механизм расчёта рисков внутреннего аудита;

- методика расчёта и распределения уровня существенности;

- цели и характеристика видов процедур внутреннего аудита;

- виды оценочных значений и сравнительных показателей бухгалтерской отчётности, подлежащих внутреннему аудиту;

- порядок определения объёма и формирования выборок внутреннего аудита;

- механизм контроля выполнения допущения непрерывности деятельности;

- формирование итоговой информации по результатам внутреннего аудита в разрезе объектов контроля, целей и задач внутреннего аудита, категории пользователей.

Основным документом внутрифирменного нормативного регулирования должны являться стандарты внутреннего аудита. Необходимо отметить, что в настоящее время в области регулирования порядка составления внутрифирменных стандартов практически отсутствуют какие-либо нормативные документы, призванные выполнять данную функцию. Наряду с этим не вызывает сомнений актуальность разработки внутрифирменных аудиторских стандартов и их востребованность в аудиторской практике.

Несмотря на то что многие вопросы, возникающие при проведение аудиторских проверок, регулируются либо нормативными документами, либо действующими стандартами, в практике их применения различными аудиторскими фирмами зачастую возникает необходимость в их дополнении, объяснении, расшифровке или обобщении применительно к конкретной аудиторской фирме.

Рис. 1. Место внутреннего аудита в системе управления организацией

Внутрифирменные стандарты аудиторской организации — это документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утверждённые аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и её адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренним стандартам, разработанным в аккредитованных аудиторских объединениях [3, с.20-19].

В состав внутрифирменных стандартов должны входить стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации.

Немаловажную роль при определении состава и содержания внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности играет квалификационный уровень сотрудников. Лицо, ответственное за разработку внутрифирменных стандартов, назначается руководством аудиторской организации. Целесообразно, чтобы оно же было назначено ответственным за контроль выполнения сотрудниками требований стандартов. С целью учёта, специфики деятельности организации формированию пакета внутрифирменных стандартов должна предшествовать разработка базового внутрифирменного стандарта аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутрифирменным стандартам».

Внутрифирменные стандарты дают возможность аудиторским организациям:

- полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- уменьшить трудоёмкость работ аудиторов;

- использовать в качестве инструментария вспомогательные рабочие документы технического характера (вопросники, таблицы);

- обеспечить дополнительный контроль работы ассистентов аудитора;

- оптимизировать технологию и организацию проведения аудита;

- содействовать внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и технологий;

- укрепить общественный престиж профессии.

Разработке и практическому применению подлежат все внутрифирменные стандарты, по которым содержаться прямые указания на необходимость раскрытия основных принципов, приёмов и методов работы аудиторской организации в федеральных стандартах аудиторской деятельности. К ним относятся такие стандарты, как «Планирование аудита», «Учёт требований нормативных правовых актов РФ в ходе аудита», «Документирование аудита», «Существенность в аудите», «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемые аудируемым лицом», «Аудиторские доказательства», «Аналитические процедуры», «Аудиторская выборка», «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» и др. [3].

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, не содержащие прямых указаний на необходимость дальнейшей детализации содержащихся в них положений, могут использоваться аудиторской фирмой непосредственно в качестве внутренних. На наш взгляд, большинство федеральных стандартов, действующих на сегодняшний день, могут быть использованы в таком качестве либо же служить основой для разработки внутрифирменных стандартов посредством их модификации применительно к особенностям функционирования и целевым установкам внутреннего аудита

При разработке внутрифирменных стандартов необходимо соблюдать принципы их преемственности и непротиворечивости. Каждый последующий стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами.

Пятый этап рассматривает формирование штата отдела внутреннего аудита, его технической базы. В процессе организации отдела внутреннего аудита необходимо сформировать оптимальный штат. Наиболее оправданным экономически представляется трехуровневая структура штатного расписания отдела. Пер-

вый уровень — постоянные (штатные) работники; второй уровень — привлекаемые специалисты экономического субъекта; третий уровень — специалисты и эксперты, привлечённые со стороны [4, с. 12].

Квалификационные требования к сотрудникам отдела внутреннего аудита должны быть закреплены в соответствующем внутреннем стандарте и включать:

- высшее экономическое (или юридическое) образование, полученное в высшем учебном заведении РФ;

- обучение по программе подготовки внешних аудиторов и наличие подтверждающего аттестата;

- ежегодное повышение квалификации в объёме не менее 60 часов;

- опыт работы по специальности не менее 5 лет.

Руководитель отдела внутреннего аудита должен пройти обучение по программе подготовки внутренних аудиторов Института внутренних аудиторов России.

Шестой этап заключается в модернизации системы управления на основе внедрения стратегического контроллинга. В настоящее время система управления организациями трансформируется в соответствии с современными условиями хозяйствования, которые характеризуются высокой конкуренцией и нестабильностью внешней среды. Результатом такой трансформации является внедрение контроллинга.

По нашему мнению, контроллинг — это система управления, которая базируется на взаимодействии всех функций внутрихозяйственного контроля, управленческого учёта, планирования, анализа и маркетинга и предназначенная для достижения организацией поставленных целей. При этом внутрихозяйственный контроль играет роль основной функции системы управления, отвечающей признакам контроллинга. Именно контроль выполняет функцию обратной связи в любой динамической системе, в том числе и хозяйственной.

При создании в организации службы внутреннего аудита необходимо обес-

печить ее независимость и строго установить формы подчинения в рамках организационной структуры. Объективность внутреннего аудита обеспечивается прежде всего степенью его независимости в структуре управления организации, которая в значительной степени определяется подчиненностью функций. Как правило, служба внутреннего аудита подчиняется непосредственно генеральному директору компании, причем исключительно в административном аспекте, что обеспечивает независимость и объективность внутренних аудиторов в процессе их деятельности. Функциональное руководство деятельностью внутреннего аудита осуществляет совет директоров компании. Таким образом, с целью обеспечения максимальной независимости внутреннего аудита от руководства организации, устанавливается его административное подчинение генеральному директору и подотчетность совету директоров. Решения о структуре и бюджете службы внутреннего аудита, о поощрениях и наказаниях работников, об условиях трудовых соглашений утверждаются также советом директоров, а не руководством компании. Руководство же компании тесно взаимодействует со службой внутреннего аудита, принимая меры по улучшению ситуации в организации на основании результатов аудиторских проверок.

Деятельность службы внутреннего аудита осуществляется на основании планов (квартальных и годовых), разрабатываемых ее руководителем с учетом мнения исполнительного руководства и утверждаемых советом директоров.

Отчетность внутреннего аудита включает:

- отчет о выполнении плана внутреннего аудита деятельности организации;

-ежегодный отчет по оценке эффективности функционирования системы внутреннего контроля и системы управления рисками в организации;

-информацию о выявленных проблемах системы внутреннего контроля, а также мероприятия, рекомендуемые для ее совершенствования;

-информацию о результатах и качестве выполнения мероприятий по устранению выявленных проблем в предыдущем периоде.

Библиографический список

1. Андреев В.Д. Внутренний аудит: Учеб. пособие.— М.: Финансы и статистика, 2003. — 464 с.

2. Головач A.M. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации:

разграничение компетенции // Аудиторские ведомости. — 2007. — №1. — С. 33-39.

3. Жарылгасова Б.Т. Общие рекомендации по разработке внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. — 2007. — №12. — С. 18-23.

4. Хорохордин H.H. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи // Аудиторские ведомости. — 2007. —№10. — С. 3-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.