юридические Борисова Наталья Равильевна, Гарифянов Евгений Ильфатович
науки МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ...
УДК 34.023
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0030
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
© 2019
Борисова Наталья Равильевна, руководитель Лаборатории нормативно-правового обеспечения образования, старший преподаватель кафедры теории государства и права и публично-правовых дисциплин Гарифянов Евгений Ильфатович, преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, Нижнекамский филиал (423570, Россия, Нижнекамск, пр. Шинников, 44-Б, e-mail: [email protected])
Аннотация. В связи принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», необходима новая стратегия развития образовательного законодательства, обеспечивающая создание и функционирование эффективной системы правового регулирования образовательных и смежных с ними отношений. В статье рассматриваются методологические подходы к совершенствованию и обеспечению эффективности гражданско-правового регулирования образовательных отношений; предлагаются способы модернизации действующего законодательства об образовании; исследуется природа и содержание образовательных отношений, взаимосвязь образовательных отношений с другими правоотношениями. Методологическую основу исследования составляют диалектический и системный подходы к познанию правовой реальности, обеспечивающие возможность комплексного исследования механизма правового регулирования образовательных отношений. Авторами проанализированы данные о состоянии регулирования образовательных отношений, полученные Лабораторией нормативно-правового обеспечения образовательных отношений Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова. В результате анализа новелл образовательного законодательства, были предложены методологические подходы к совершенствованию и обеспечению эффективности гражданско-правового регулирования образовательных отношений.
Ключевые слова: образовательные отношения, эффективность правового регулирования, механизм правового регулирования образовательных отношений, гражданско-правовое регулирование образовательных отношений.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO IMPROVING AND ENSURING THE EFFECTIVENESS OF CIVIL-LAW REGULATION OF EDUCATIONAL RELATIONS
© 2019
Borisova Natalia Ravilievna, Head of the Laboratory of Normative and Legal Support of Education, Senior Lecturer of the Department of Theory of State and Law and Public Disciplines Garifyanov Evgeniy Ilfatovich, Lecturer of the Chair of Civil and Business Law Kazan Innovation University named after VG. Timiryasova, branch of Nizhnekamsk (423570, Russia, Nizhnekamsk, Shinnikov Ave., 44-E, e-mail: [email protected])
Abstract. In connection with the adoption of the Federal Law "On Education in the Russian Federation," a new strategy for the development of educational legislation is needed to ensure the creation and functioning of an effective system of legal regulation of educational and related relations. The article examines methodological approaches to improving and ensuring the effectiveness of civil law regulation of educational relations; ways to modernize the current legislation on education; the nature and content of educational relations, the relationship of educational relations with other legal relations are examined. The methodological basis of the research is the dialectical and systemic approaches to the cognition of legal reality, which provide an opportunity for a comprehensive study of the mechanism of legal regulation of educational relations. The authors analyzed the data on the state of regulation of educational relations received by the Laboratory of Regulatory and Legal Support for Educational Relations of the Nizhnekamsk Branch of the Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova. As a result of the analysis of the novelties of the educational legislation, methodological approaches were proposed to improve and ensure the effectiveness of civil-law regulation of educational relations.
Keywords: educational relations, efficiency of legal regulation, mechanism of legal regulation of educational relations, civil-law regulation of educational relations.
Постановка рассматриваемой научной проблемы в общем виде и ее связь с современной доктриной и решением практических задач. В условиях, когда «... человеческая цивилизация вступила на путь окончательного сближения, единообразия и интеграции» [1, с.27], диалектически предопределенная модернизация общественных отношений перманентно актуализирует задачу совершенствования действующих механизмов, которые были бы способны обеспечить эффективность социального развития, что в первую очередь «.. .связывается с тенденцией к универсализации общественных отношений и их регуляторов» [1, с.27]. В череде разнообразных механизмов социального развития особое значение приобретает регулирующая роль права [2, с.89]. В то же время само право априори постоянно нуждается в совершенствовании, критерием оценки которого является его способность обеспечивать эффективное регулирование общественных отношений.
В современной правовой доктрине отсутствует единое представление о сущности и содержании дефиниции «эффективность правового регулирования». Анализ предложенных определений показал, что наиболее рас-
пространенными являются его определения как определенного соотношения «.между целями данного правового регулирования и результатом действия данного правового явления» [3, с.5], или как степени «.реализации возможности в праве» [4, с.103]. Такие позиции представляются нам ущербными, поскольку не учитывают диалектику социальных запросов и социальных рисков. Более обоснованной представляется точка зрения М.Ю. Осипова, который предлагает определять эффективность правового регулирования качеством законодательства соотносимого с определенностью его норм, стабильностью действующего законодательства, учетом интересов общества в целом и максимального большинства субъектов права, а также учетом системных связей в праве [5, с.93]. Сказанное, по нашему мнению, в полной мере можно отнести и к сфере современного отечественного образования, в рамках которой в настоявшее время возникают и активно функционируют «.неоднородные по своему характеру и содержанию общественные отношения» [6], «.регулируемые нормами практически всех отраслей современного российского права» [7].
С принятием нового законодательства об образо-
вании, утверждением государственной программы «Развитие образования» [8, с.101], сменились и приоритеты государственной политики в регулировании образовательных отношений. Так, если до конца ХХ века образование в первую очередь было направлено на приоритетное обеспечение соответствующих потребностей государства [8, с.102], то в настоящее время его развитие направлено непосредственно на «.. .удовлетворение личных запросов и потребностей личности, определяемых ее духовным развитием и ростом ее конкурентной способности на рынке труда» [8, с.102]. Кроме того, в условиях глобализации и формирования информационного общества, для большинства стран современного мира характерна тенденция глубокого комплексного реформирования национальных систем образования. Вектором, определяющим направления современных реформ, «.выступает необходимость обеспечения освоения обучающимися новых социальных и профессиональных навыков, обеспечения их профессиональной мобильности, развития культуры социального поведения» [9], «.реализации международных обязательств, создания новых нормативно-правовых актов для обеспечения стабильности функционирования образовательных организаций» [10] и т.п.
В результате перед современными исследователями данной проблемы была поставлена задача обоснования и выработки научно обоснованных подходов к созданию и функционированию эффективного механизма правового регулирования образовательных отношений и на его основе последующей модернизации действующего отечественного законодательства об образовании. В тоже время не вызывает сомнения тот факт, что само формирование эффективного механизма правового регулирования образовательных отношений во многом зависит от формирования объективных представлений об их сути и содержании. Сказанное в свою очередь требует глубокого доктринального анализа, «.поскольку только на подобной платформе возможны разработка фундаментальных принципов и эффективных способов регламентации указанных правоотношений, обеспечение гармоничного сочетания публичных и частных начал в их правовом регулировании» [9].
Анализ современных исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты исследуемой проблемы привел нас к выводу о том, что важный вклад в изучение основ правового регулирования образовательных отношений внес В.М. Сырых, выводы которого «... позволили поставить под сомнение преобладающее в современной доктрине представление о разрозненности образовательных отношений» [9] и невозможности создания эффективного комплексного механизма их правового регулирования. Непосредственно особенности методологических подходов к проблеме совершенствования и обеспечения эффективности правового регулирования образовательных отношений, в том числе и их гражданско-правового регулирования, представлены в работах В.В. Спасской. Кроме того, к данной проблеме обращались и иные исследователи, в частности, такие как Э.Ю. Аванесов [11], С.В. Барабанова [12], А.Е. Бондаревский [13], А.А. Василенко [14], В.С. Ершов [15], И.В. Исупова [10], В.М. Левина [16], Г.К. Меньщиков [17], Э.Д. Мугенова [18], Н.Ю. Спиридонова [6], И.А. Толочкова [19], В.Е. Шестакова [20], В.И. Шкатулла [21], Е.Н. Щербак [22], Д.А. Ягофаров [23] и ряд других исследователей. Однако поставленная перед ними задача окончательно так и не нашла своего разрешения.
Формирование целей статьи. Теоретическое осмысление действующего законодательства и подзаконного регулирования, а также правоприменительной и судебной практики приводит нас к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования гражданско-правового регулирования образовательных отношений.
Диалектика развития образовательных отношений и регулирующего их законодательства диктует необходи-130
мость постоянного совершенствования последнего. Так, на сегодняшний день практически неурегулированным остается процесс получения образования в семье, недостаточно разработан механизм оказания платных образовательных услуг [11], в частности, отсутствует четкое разграничение в нем гражданско-правовых и трудовых правоотношений [24] и т.д. В этой связи особое внимание необходимо уделить практике договорного регулирования образовательных отношений, позволяющей учитывать как их особенности, так и «.. .великое многообразие» [16], при этом определить сущность и природу договоров на осуществление образовательных услуг, их структуру и содержание [19]. Пробельность регламентации материального и процессуального аспектов в правовом регулировании образовательных отношений в свою очередь в значительной степени затрудняет как принятие надзорными органами адекватных мер реагирования, так и эффективную судебную защиту права на образование.
С точки зрения содержательного реформирования действующего российского образовательного законодательства следует обратить первостепенное внимание на сохранение в нем приоритета общечеловеческих ценностей. И здесь мы сталкиваемся с рядом проблем, основной из которых, по нашему мнению, является отсутствие согласия в понимании сути самих ценностей
[25]. Например, к одному из правовых идеалов на сегодняшний день ряд исследователей относят свободу
[26], в то же время в правовой доктрине нет единого понимания значения принципа свободы. Закрепленный ранее в ЗРФ № 3266-1 принцип плюрализма в образовании в прежнем своем значении не нашел отражения в ФЗ № 273.
Изложение материалов научного исследования с обоснованием его научных результатов. Конституция Российской Федерации закрепляет право на образование и обязанность получения основного общего образования, но не закрепляет его свободу. Однако анализ других конституционно закрепленных прав и свобод (например, таких как принципы свободы слова, свободы совести, свободы информации и ряда других принципов) позволяет нам прийти к выводу о том, что данный принцип вытекает из их содержания[27] и, по сути, означает свободу каждого субъекта образовательных отношений от навязывания ему каких-либо идеологических, политических, религиозных и иных установок [13].
Следует непосредственно исходить из того факта, что «.принципы закрепленные в действующем законодательстве являются общими руководящими началами для конкретных правовых норм, как для целей правотворчества и правового регулирования, так и для право-реализации и прежде всего правоприменения» [18, с.57]. В данной ситуации указанная непоследовательность правового закрепления принципа свободы в образовании на практике приводит к снижению эффективности правового регулирования образовательных отношений, а значит «.говорить о свободе по отношению к сложившейся системе отечественного образования можно лишь с определенными оговорками» [9].
Реализацию принципа свободы в образовании и его социальный характер необходимо рассматривать как взаимодополняющие правовые принципы. Данный подход не только соответствует международным правовым реалиям [28] и позволяет эффективно обеспечить каждому человеку возможность получения образования в соответствии с его убеждениями, а также определяет границы пределов вмешательства государства в образовательные отношения. В условиях информационного общества, эффективная защита человека от произвольного вмешательства государства и общества в сферу его частной жизни, личных интересов и сложившихся убеждений приобретает особое значение.
Следует также учитывать факт, что сама реализация права на образование зависит не только от сложившихся Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
юридические науки
Борисова Наталья Равильевна, Гарифянов Евгений Ильфатович МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ...
социальных условий, но и «.требует наличия развитой социальной инфраструктуры» [9]. При этом доминирующее в правовой доктрине представление о том, что право на образование является ни чем иным как исключительно предоставленной государством возможностью, приводит не только к ограничению свобод в данной сфере, но и к доминированию в образовании административно-правовых методов управления. Само получение образования начинает восприниматься не столько как право человека, сколько как его обязанность. Подобные представления следует считать ошибочными, поскольку государство не может «.предоставить или даровать право на образование своим гражданам, потому что они изначально данным правом обладают» [9].
Доминирующим подходом к совершенствованию действующего гражданско-правового регулирования образовательных отношений в настоящее время выступает создание и эффективное функционирование различных ассоциативных форм сотрудничества их участников (например, союзы и ассоциации педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и т.д.) [29, с.124], по средствам которых государство делегирует полномочия тем, кто может эффективно и разумно «.принимать решение от его имени» [30, с.98]. Подобные формы государственно-публичного сотрудничества в сфере образования широко известны за рубежом. Анализ их деятельности показал, что ее эффективность во многом определяется уровнем правосознания и правовой культуры как общества в целом, так и, в первую очередь, самих участников образовательных отношений.
К сожалению, по оценкам большинства современных исследователей, «.правовое развитие нашей страны на настоящем этапе характеризуется коллизионностью как применительно к системе права, так и по отношению к правосознанию граждан», [31, с.109] в том числе участников образовательных отношений, которые, как правило, в большинстве своем не знакомы с положениями действующего законодательства [32]. Представляется, что повышение уровня правосознания и правовой культуры каждого из участников образовательных отношений положительно скажется как на эффективности их правового регулирования, так и на развитии государственно-публичного партнерства в сфере образования.
С позиции юридической техники одним из основных условий повышения эффективности гражданско-правового регулирования образовательных отношений является качественное состояние системы законодательства об образовании. Принятие ФЗ № 273 во многом положительно сказалась на качестве регулирования образовательных отношений, однако «.социальные отношения в реальной действительности находятся в постоянном развитии, а юридические нормы постоянно устаревают» [33, с.20], и не удивительно, что анализ действующего законодательства красноречиво свидетельствует о необходимости его дальнейшего совершенствования. Так, в рамках совершенствования действующего законодательства представляется необходимым продолжить процесс легального закрепления сложившихся на практике и доктринально определенных дефиниций в области образовательного права [15, с.5]. Ряд исследователей отмечает актуальность конструирования их особой правовой формы, основанной «.на принципе свободы образования и праве каждого человека на качественное образование» [9], поскольку административно-правовые и гражданско-правовые методы правового регулирования образовательных отношений представляются не достаточно эффективными.
Сточки зрения юридической техники так же представляется необходимым провезти систематизацию действующего законодательства об образовании, результатом которой должно стать создание Образовательного кодекса Российской Федерации. По мнению большинства правоведов, «.образовательный кодекс должен
закрепить принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться правовое регулирование всей совокупности правоотношений данной сферы, общие положения и правовые режимы, действующие на каждом уровне системы образования, правовые механизмы, позволяющие эффективно применять соответствующие нормы на практике Одновременно в него надлежит поместить и некоторые специальные нормы, непосредственно связанные с действием общих норм и обеспечивающие их реализацию в соответствующих подсистемах образования» [9].
Еще одной особенностью формирования современного отечественного законодательства об образовании является то, что ФЗ № 273 предписывает создание условий для интеграции отечественной системы образования с системами образования других стран. У нас нет необходимости и возможности создавать закрытые системы в области образования [34, с.70]. Представляется, что подобная интеграция должна в первую очередь начаться с интеграции образовательных систем стран входящих в Содружество Независимых Государств (далее - СНГ). Платформой для начала данного процесса является принятие Конвенции 1997 года [35], в соответствии с положениями которой государства СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ [36], в качестве приложения к которому было принято Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ [37].
Реализация данных документов предполагала разработку и принятие в сфере образования целого ряда модельных законов. В частности, были приняты Модельный образовательный кодекс [38], а также такие модельные законы как: об образовании, об основных гарантиях прав несовершеннолетних, об образовании взрослых, об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, об инклюзивном образовании, о статусе работника образования, о статусе учителя, о статусе ученого и научного работника, об ответственности в образовательном процессе, о патриотическом воспитании, о различных уровнях образования, о воспитании детей и молодежи, о молодежной политике и ряд других. Их принятие направлено на унификацию нормативно-правовой базы, исходя из общности концептуального подхода к развитию системы образования в странах СНГ.
Не смотря на наличие указанных договоренностей и модельных законов, в странах СНГ в области регулирования отношений в сфере образования в настоящий момент фактически отсутствует единая нормативная база, основанная на уже существующих модельных законах, которые в большинстве своем так и не были импле-ментированы в национальное образовательное законодательство. Кроме того, «.даже принятые модельные акты не смогли стать эталоном правового поведения. Политические элиты до сих пор расценивают образовательные ценности как отрицательные, они ассоциируются со стереотипами мышления и поведения Союза ССР, поэтому модельное законодательство воспринимается как заведомо противоречащее принципу суверенитета» [20, с.10].
В связи с этим, определение значения модельных законов об образовании, их место в правовом регулировании отношений в сфере образования в настоящее время вызывает множество вопросов. Так, одной из основных проблем модельных законов в целом и в области гражданско-правового регулирования образовательных отношений в частности, «.является недостаточная оценка предмета регулирования с учетом законотворческих интересов и планов национальных парламентов» [39]. Ярким примером этому в настоящее время является действие различных образовательных программ и стандартов в каждой из стран СНГ, тогда как ранее странами-участницами были взяты обязательства по их унификации на каждом из уровней образования.
В свою очередь, проблема не соблюдения модельного законодательства об образовании обусловлена отсутствием жестко регламентированных процедур его разработки, принятия, согласования и применения. М.И. Пантыкина в этой связи справедливо отмечает, что: «.Не добавляет «веса» модельным актам и то, что в них не предусматриваются санкции за их нарушение, не формулируются цели, задачи и конкретные сроки их ратификации национальным правительством» [40].
Решение данной задачи усложняется тем, что до настоящего времени не сложилось четкого представления о том, что собой представляет модельный закон. Легальное определение отсутствует. В свою очередь юридическая доктрина предлагает различные варианты содержания данного понятия: «законодательный акт типового характера» [41], «законодательный акт, содержащий рекомендации, а также варианты правовых решений, пояснения, примеры» [42], «типовой образец нормативно-правового регулирования конкретной области общественных отношений» [43], «совокупность моделей будущих правовых норм, условно названную актом в силу заданности не только содержания будущих правовых норм, но и распределения по статьям, главам, частям и т.п.» [44].
По нашему мнению в случае с модельным законодательством об образовании мы скорее сталкиваемся с понятием «модель закона», а не «модельный закон». В силу этого, по нашему мнению, модельное законодательство об образовании не может быть включено в содержание понятия «законодательство об образовании».
Практика использования модельного законодательства в сфере образования сложилась не только в рамках межгосударственного регулирования отношений в сфере образования. На различных уровнях правового регулирования с целью унификации и систематизации образовательного законодательства, а также обеспечения единства и законности на уровне локального регулирования отношений в сфере образования, профильные министерства разрабатывают различные типовые положения [45], профессиональные стандарты [46], иные модельные документы [47]. Указанные документы свидетельствуют о широком применении модельного законодательства в процессе создания законодательства об образовании.
Так, в 2013 году Министерство образования и науки Российской Федерации в целях обеспечения эффективной методической поддержки субъектов Российской Федерации, в рамках проводимой ими работы по приведению региональных законодательных актов в соответствии с ФЗ № 273 разработало Модельный закон субъекта Российской Федерации «Об образовании в субъекте Российской Федерации» [48]. Использование данной модели позволило субъектам Российской Федерации привезти региональное законодательство об образовании в соответствие с ФЗ № 273 качественно и в установленный срок.
Выводы исследования и дальнейшие перспективы научных изысканий в данной области. В результате проведенного нами исследования современного состояния гражданско-правового регулирования образовательных отношений, мы пришли к выводу о том, что необходимо его дальнейшее совершенствование. Повышению эффективности гражданско-правового регулирования образовательных отношений будет способствовать:
- определение в системе российского права точного положения образовательного права;
- определение соотношения норм образовательного права с общепринятыми нормами международного права и нормами других отраслей отечественного права;
- использование к регламентации образовательных отношений научно-обоснованных подходов;
- повышение уровня правосознания и правовой культуры участников образовательных отношений, учет их и общественных интересов при регулировании образова-132
тельных отношений;
- определение пределов правового регулирования образовательных отношений, разграничение предметов законодательного и подзаконного уровней регулирования образовательных отношений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безбородое Ю.С. Универсализация и локализация международно-правового регулирования в условиях глобализации // Российский юридический журнал. 2013. № 3. С. 26-30.
2. Чиркин В.Е. Социальная справедливость как фактор устойчивого развития общества (конституционные вопросы) //Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 1. С. 89-97.
3. Горшечников Г.Н. Эффективность антикоррупционной политики //Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 5-16.
4. Виссаров А.В. Классификация возможности в праве // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 102-108.
5. Осипов М.Ю. Качество российского законодательства как ключ к повышению его эффективности // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 4. С. 88-95.
6. Спиридонова Н.Ю. Образовательные отношения как объект гражданско-правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2013. № 7(62). С. 109-110.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (с изм. от 22.01.2019 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (часть II). Ст. 375; 2019. № 5. Ст. 372.
8. Меньшиков А.В., Эльмурзаев А.В., Маслова Ю.В. Договорное правоотношение по оказанию образовательных услуг в МЧС России // Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. 2016. № 2. С. 101-107.
9. Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. 486 с.
10. Исупова И.В. Проблемы гражданско-правового регулирования договорных отношений в сфере высшего образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 525-529.
11. Аванесов Э.Ю. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере платного образования: договор возмездного оказания образовательныхуслуг //Право и политика. 2010. № 9. С. 1592-1598.
12. Барабанова С.В. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 50 с.
13. Бондаревский А.Е. Право человека на образование: сущность и принципы: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 163 с.
14. Василенко А.А. Гражданско-правовые и трудовые правоотношения в механизме образовательных отношений //Право и образование. 2015. № 5. С. 4-15.
15. Ершов В.С. Правовое регулирование договора об оказании платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 25 с.
16. Левина М.В. Договорное правовое регулирование отношений в сфере образования // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5. С. 70-73.
17. Меньщиков Г.К. Гражданско-правовое регулирование в сфере оказания образовательных услуг по законодательству Российской Федерации на примере Российской академии наук //Актуальные проблемы российского законодательства. 2017. № 16. С. 79-84.
18. Мугенова Э.Д. Административно-правовые принципы регулирования высшего профессионального образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. 2013. № 1. С. 56-61.
19. Толочкова И.А. К вопросу об определении понятия договора об оказании платных образовательных услуг //Вестник саратовской государственной юридической академии. 2017. № 4(117). С. 140-143.
20. Шестакова Е.В. Модельное законодательство об образовании // Юрист ВУЗа: ежемесячный научно-практический журнал. 2006. № 8. С. 8-12.
21. Шкатулла В.И. Образовательное право России: учебник для вузов. / В.И. Шкатулла. 2-е изд., ипр. М.: ЮСТИЦ ИНФОРМ, 2016. 154 с.
22. Щербак Е.Н. Государственное управление в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 54 с.
23. Ягофаров ДА. Правовое регулирование системы образования: учебное пособие. URL: https://www.studmed.ru/download/yago-farov-da-pravovoe-regulirovanie-sistemy-obrazovaniya_1014950fd1b. html. (дата обращения 28.03.2019 г.)
24. Василенко А.А. Гражданско-правовые и трудовые правоотношения в механизме образовательных отношений // Право и образование. 2015. № 5. С 4-15.
25. Бубнова О.Ю. Проблема трансформации нравственных ценностей в современном российской обществе: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2005. 183 с.
26. Лазарев В.В. Восприятие законодателем судебного права. // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 2. С. 158-169.
27. Барабанова С.В. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.,
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
юридические науки
Борисова Наталья Равильевна, Гарифянов Евгений Ильфатович МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ...
2009. 48 с.
28. Матюшева Т.Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14. С. 113-115.
29. Ибрагимов А.Г. Ассоциативное сотрудничество субъектов права: понятие и принципы //Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 2. С. 122-130.
30. Бар-Гилл О., Санстейн К. Регулирование как делегирование // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 97-123.
31. Скоробогатов А.В., Рыбушкин Н.Н. Запрет как онтологическая основа правовой реальности России. // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3. С. 108-115.
32. Зубова Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: дис. ... д-ра соц. наук. Майкоп, 2010. 373 с.
33. Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое использование юридического концепта действительности). М. Норма, 2014. 320 с.
34. Пан Ги Мун и др. Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное и мировое развитие / гл. ред. Э.Р. Тагиров. 2-е доп. изд. Казань: Центр оперативной печати, 2013. 256 с.
35.Концепция модельного образовательногокодекса длястран СНГ (Принята в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением 27-12 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (ч. 2). С. 103-221.
36. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г. URL: https://минобрнауки.рф/ ministry/68/file/914.pdf. (дата обращения 28.03.2019 г.)
37. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1902057. (дата обращения 28.03.2019 г.).
38. Модельный образовательный кодекс. URL: http://минобрнауки. рф/ministry/68/.pdf. (дата обращения 28.03.2019 г.)
39. Модельное законодательство об образовании. URL: http:// www.lexed.ru/оbrazovatelnoe-pravo,php. (дата обращения 28.03.2019г.)
40. Пантыкина М.И. Модельное право: проблемы теории и практики применения. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/model-noe-pravo-problemy-teorii-i-praktiki-primeneniya. (дата обращения 28.03.2019 г.).
41. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М, 2002. 790 с.
42. Краткий юридический словарь. М.: Инфра-М, 2004. 861 с.
43. Юртаева Е.А. Модельные законы в государствах СНГ // Международное публичное и частное право. 2002. № 4(8). С. 63.
44. Безрукова Ю.С. Международно-правовые модельные нормы и модельные акты, соотношение категорий // Правоведение. 2003. № 12. С. 134.
45. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968 (с изм. от 17.11.2017 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2326; www.pravo.gov.ru. 2017. 13 декабря.
46. Приказ Министерства труда от 18 октября 2013 г. № 544н (с изм. от 05.08.2016 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Российская газета. 2013. 18 декабря. № 285; www.pravo.gov.ru. 2016. 23августа.
47. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. «О направлении материалов». URL: http://минобрнауки.рф.pdf. (дата обращения 28.03.2019 г.)
48. Модельный закон субъекта. URL: http://минобрнауки.рф.pdf. (дата обращения 28.03.2019 г.)
Статья поступила в редакцию 11.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019