КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
методологические подходы к оценке мсфо*
А. В. СУВОРОВ,
доктор экономических наук, председатель ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Феникс»
Банковское законодательство и МСФо
Банковское законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, регулирующих банковскую деятельность. Как установлено ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Конституцией Российской Федерации зафиксирован принцип независимости Банка России (п. 2. ст. 75). Кроме того, Конституция Российской Федерации (п. «ж» ст. 71) относит финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежную эмиссию к сфере исключительной компетенции Российской Федерации. Следовательно, субъектами Российской Федерации не могут приниматься законы о банковской деятельности. Согласно Конституции Российской Федерации исключительной денежной единицей Российской Федерации является рубль. При этом денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (п. 1 ст. 75).
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятый Государственной Думой РФ 27 июня 2002 г., устанавливает правовой
* Окончание, начало см. в № 7(103) — 2007.
статус Банка России, принципы его организации, основные задачи и функции, принципы взаимоотношения с органами государственной власти, систему органов управления Банка России и их компетенцию, порядок отчетности Банка России, принципы организации наличного денежного обращения, принципы осуществления и основные инструменты денежно-кредитной политики, перечень операций Банка России, основные принципы и способы банковского регулирования и надзора, принципы организации безналичных расчетов, порядок вступления в силу нормативных актов Банка России, статус, права и обязанности служащих Банка России и др.
Упомянутый Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» устанавливает понятия кредитных организаций, банков и небанковских кредитных организаций, банковской системы Российской Федерации; перечень банковских операций, требующих лицензии, а также банковских операций, не требующих получения лицензии, особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг; принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством; порядок создания кредитной организации, ее регистрации и лицензирования ее деятельности (в том числе порядок и особенности создания, регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями); основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций; порядок открытия филиалов и представительств кредитной организации; принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций; банковскую тайну; случаи
наложения арестов и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации; антимонопольные правила; некоторые особенности осуществления банковских операций; принципы организации сберегательного дела, организация отчетности кредитной организации.
Важным шагом на пути перехода банков на МСФО являются принципы признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами), которые нашли свое отражение в Федеральном законе от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
С момента принятия данного закона был установлен порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
Статья 2 Федерального закона № 40-ФЗ дает определение несостоятельности (банкротства) кредитной организации, под которой понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.
Основное внимание в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» уделено не процедуре признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами), а мерам по предотвращению банкротства, которые проводятся до отзыва лицензии. К числу данных мер относятся:
— финансовое оздоровление кредитной организации;
— назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
— реорганизация кредитной организации.
Уроки финансово-экономического кризиса
1998 г. и системного банковского кризиса, явившегося его следствием, не прошли даром. В области
совершенствования банковского законодательства Российской Федерации они поставили перед Банком России задачу реструктуризации кредитных организаций страны и последовательного приближения к международным стандартам.
Ближайшими целями реструктуризации банковской системы в свете перехода банков на МСФО являются:
— поддержание способности банковской системы оказывать базовый комплекс банковских услуг;
— увеличение капитала банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и проведения платежей;
— повышение доверия к банкам со стороны частных вкладчиков и кредиторов, в том числе иностранных;
— привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов;
— поддержание нормального функционирования финансовых рынков, в том числе межбанковского денежного рынка.
Для повышения доверия к банкам со стороны частных вкладчиков были приняты важные законодательные акты: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и Федеральный закон от 24.07.2004 № 96-ФЗ «О выплатах по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» были установлены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации; компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также порядок выплаты возмещения по вкладам. Данный закон регулирует отношения между банками Российской Федерации, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.
Целями Федерального закона «О выплатах по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» явились установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, и укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации.
Данный Федеральный закон регулирует условия осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов, размер указанных выплат, порядок их осуществления и перехода к Банку России прав требований к признанному банкротом банку в размере произведенных выплат.
Главными направлениями проводимой в настоящее время Банком России работы в сфере нормотворческой деятельности являются: совершенствование правовых условий для защиты и устойчивости рубля, проведение политики реструктуризации и укрепления банковской системы, развитие надзора за банковской деятельностью, развитие правовой основы регулирования системы расчетов (в том числе системы электронных платежей).
Международные стандарты и реформа бухгалтерского учета
Переход на МСФО является существенной составляющей реформы бухгалтерского учета, которая началась еще в конце 1980-х гг., когда было принято решение о структурной перестройке банковской системы и были созданы специализированные банки. Следующим этапом было построение двухуровневой банковской системы. На современном этапе основная задача реформирования банковской системы состоит в достижении качественных изменений в самих банках. Под реформированием понимают комплекс мер, предпринимаемых законодательной и исполнительной властью, Банком России, самими банками в целях формирования банковской системы, соответствующей международным нормам. Необходимо, чтобы российские банки приблизились к западным не только по размерам капитала, но и по
уровню использования современных технологий, по уровню сервиса и по возможностям удовлетворения нужд экономики. Важно, чтобы они пользовались доверием кредиторов, вкладчиков, чтобы денежные потоки, в том числе и наличные, консолидировались в банковской системе.
Не следует забывать, что банки являются частью экономической системы страны, и при всей их важности они функционируют как производные институты, зависимые от общего экономического потенциала. В связи с этим их будущее определяется общим развитием экономики, ее структурой, структурой собственности, общими макроэкономическими показателями, а перспективы их развития обусловлены тем, как пойдут в стране экономические реформы и в каком виде сложится законодательство по экономическому блоку в целом.
Если рассматривать более отдаленную перспективу, то стратегическое направление развития национальной банковской системы — это геополитическая направленность движения России в мировое банковское сообщество. Как известно, развитие зон доллара, евро, йены приближает мир к единству денежной системы, к созданию единой мировой валюты. Что это будет: возврат к золоту, создание евродоллара или нечто другое — покажет будущее. Отдельные эксперты не исключают, что уже через какие-то 10—15 лет на базе Европейского центрального банка (а скорее всего, на новой основе) возникнет Всемирный банк, осуществляющий регулирование денежно-кредитной сферы на базе мировой валюты.
Что касается реформирования системы отечественного бухгалтерского учета в целом, то переход на международные стандарты в нашей стране был начат в 1993 г. с момента принятия государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики».
Законодательную основу проводимой реформы бухгалтерского учета в банках составляют такие основополагающие нормативные акты, как Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и др.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, вправе утверждать документы трех уровней:
— планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
— положения (стандарты) бухгалтерского учета, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
— другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Следует отметить, что положения (стандарты) по бухгалтерскому учету — это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтеров, как это понимается в международной практике.
Следующим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учета, является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом, созданным на базе Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В ней сформулировано мнение специалистов в области бухгалтерского учета по следующим вопросам:
— цель бухгалтерского учета;
— основы организации бухгалтерского учета;
— содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете;
— состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей;
— критерии признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.
В основу Концепции были положены базовые принципы МСФО. В ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухгалтерского учета.
Определенную роль в практической реализации усилий по реформе бухгалтерского учета стал Указ Президента РФ от 03.04.1997 № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Рос-
сийской Федерации)». Спустя почти год, 6 марта 1998 г., после длительной и напряженной работы, постановлением Правительства РФ № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, которую по праву можно назвать «краеугольным камнем» реформы бухгалтерского учета. В ней признавалось, что реформирование отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования провозглашалось «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и Международными стандартами финансовой отчетности», при этом предлагалось решить следующие задачи:
— сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих пользователей полезной информацией (в первую очередь, инвесторов);
— обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
— оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Вопросы дальнейшего совершенствования законодательства
Решая задачи совершенствования банковского законодательства, законодательная власть в большей степени исходит из необходимости установления экономических нормативов, принятых международным банковским сообществом. Отсюда требования к достаточности банковского капитала, ликвидности, управлению рисками (т. е. требования, предъявляемые МСФО).
Важным элементом реформы является вопрос о достаточности капитала российской банковской системы. Приближаясь к международным стандартам, возможно, следует вернуться к предлагаемой в свое время программе создания банков международного класса. Важнейшую роль здесь сможет сыграть банковское законодательство, построенное по принципу кодекса, который направлен на регулирование деятельности кредитных организаций и их операций. Как нормативный документ он призван в рамках единой структуры сгруппировать законодатель-
ные нормы, относящиеся к банковской сфере.
Прежде всего следует рассмотреть вопросы о взаимной ответственности кредитора и заемщика за соблюдение принципов и условий кредитования, в том числе ответственность государства, если оно рекомендует тому или иному банку кредитовать в достаточной степени рискованный проект, а также ответственность менеджеров за банкротство кредитного учреждения. Правового механизма выявления заведомо фиктивных кредитов нет. Даже если предположить, что удастся доказать, что банк-кредитор и клиент-заемщик заранее знали о бесперспективности возврата ссуды, то по действующим законодательным нормам их невозможно привлечь к какой-либо ответственности. Чрезвычайно затруднен механизм реализации прав акционеров, залога в пользу кредитора. Нуждаются в более глубокой проработке вопросы формирования эффективной судебной системы и системы исполнительного производства, учитывающей специфику банковского бизнеса. Довольно много формализма при соблюдении кредитных договоров. Практически отсутствует нормальная система страхования выдаваемых кредитов. Сотрудничество крупных российских денежно-кредитных институтов с иностранными банками и страховщиками не налажено. Между тем без участия международных страховых брокеров вряд ли можно надеяться на среднесрочные и тем более долгосрочные кредитные вложения иностранных банков в отечественную экономику.
В России нет каких-либо законодательно закрепленных преференций для кредитных организаций, когда речь идет о кредитовании реального сектора экономики. Возможно, для этого нужны иные экономические нормативы ликвидности и отчислений в резервные фонды, изменения в очередности платежей и даже льготы по налогообложению для банков, которые преобладающую часть своих ресурсов направляют на кредитование развития производства. В свою очередь, к спекулятивным банковским операциям должны применяться повышенные ставки налогообложения.
В правовом отношении не до конца отрегулированы вопросы эмиссии денег на производственные потребности народного хозяйства, рефинансирование кредитных учреждений, стимулирование формирования финансово-промышленных групп в целях оптимизации финан-
совых потоков, а также механизм привлечения валюты на банковские депозиты. Ошибочно было бы полагать, что коммерческие банки сами решат эти задачи. Без последовательной денежно-кредитной политики Банка России здесь не обойтись. Ни для кого не секрет, что повышение доверия граждан и инвесторов к банкам является ключевой народнохозяйственной проблемой, решение которой позволит в несколько раз увеличить банковский капитал.
Немаловажным вопросом, определяющим перспективу развития банковского сектора, является вопрос о структуре собственности на банковский капитал. Этому вопросу уделяется повышенное внимание: дискутируется роль банков с государственным капиталом, доля иностранных банков в совокупном банковском капитале. Много споров идет по поводу наших банков за границей, выхода Банка России из капитала Сбербанка России и др. При этом у всех сторон есть свои собственные позиции, которые не совпадают с позициями друг друга и расходятся с целями банковской реформы, поэтому вопросы участия государства в капитале банков требуют дальнейшей проработки.
Следует отметить, что банки с государственным участием, будучи не единственным типом, не являются всегда безупречной формой. На них, как известно, государство, выступающее главным акционером, может оказывать негативное давление, и не только может, но и действительно оказывало. Взять, к примеру, активы Сбербанка России, в которых в недавнем прошлом вложения в ГКО имели подавляющий удельный вес. Что это доказывает? Видимо, то, что государство — не всегда хороший банкир. Задача, однако, состоит не в том, чтобы государство полностью ушло с банковского рынка, а в том, чтобы усилить наблюдение надзорных органов за организацией внутреннего контроля рисков в кредитных учреждениях, и особенно в крупных банках. Государство должно понять, что банк нельзя заставлять делать то, что противоречит его сущности, что, как говорят, неверно «по определению».
Вместе с тем следует признать, что характер собственности на банковский капитал должен адекватно отражать структуру собственности в государстве в целом. Это означает, что на банковском рынке на равных может работать как государство, последовательно руководствующееся
принципами ведения банковского хозяйства, так и другие акционеры, представляющие частный сектор (предприятия, кооперативы, частные лица), а также отечественный и иностранный капитал.
России нужны не только банки с разной формой собственности, но и разные по величине: крупные, средние и малые. Государство здесь вновь запаздывает. Нет законов, которые дали бы, наконец, импульс для развития такой нужной для страны формы кредитных учреждений, как кредитная кооперация, ссудо-сберегательные товарищества, ипотечное кредитование и др.
Законодательно должен быть урегулирован и вопрос о деятельности банков с участием иностранного капитала. Некоторые специалисты полагают, что кредитование потребностей воспроизводства основного капитала со стороны
банков с иностранным участием может получить заметное развитие только после того, как иностранные инвесторы вложат свои деньги в российский корпоративный промышленный капитал. Следовательно, это не столько банковская проблема, сколько проблема привлечения прямых инвестиций в целом, хотя, несомненно, доля иностранного присутствия на российском банковском рынке может быть повышена после вступления России в ВТО.
Развитие банковской системы и бухгалтерского учета в России должно сопровождаться дальнейшим развитием и совершенствованием законодательства, а также развитием соответствующего информационного, методического, научного, кадрового потенциала страны. И в этом направлении предстоит сделать немало.
Уважаемые господа!
Приглашаем Вас принять участие в международной научно-практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России: 10-й юбилейный форум», которая будет проходить в г. Волжский Волгоградской области 20 - 22 сентября 2007 года.
Основные проблемы для обсуждения:
• Научные основы перехода от трансформации к модернизации российской экономики.
• Новые направления развития экономической теории и их реализация в профессиональном образовании.
• Проблемы интеграции гуманитарного знания и экономической теории.
• Регионализация и глобализация: противоречивое единство.
• Отражение эволюции отечественного хозяйства в курсе экономической истории России в вузах.
• Методологические и теоретические проблемы развития эволюционной экономики в России.
Организаторами выступают: Министерство образования и науки РФ; Волгоградский государственный университет; Центр общественных наук МГУ; Волжский государственный институт; Отделение общественных наук РАН; Южный научный центр РАН; Южная секция содействия развитию экономики ООН РАН; Вольное экономическое общество России.
Подробная информация о программе конференции размещена на сайте http://conf.vgi.volsu.ru, где Вы также можете зарегистрироваться. Информацию о проблематике работы конференции можно получить на сайте Южной секции экономики Отделения общественных наук РАН http://www.des.volsu.ru.
По всем вопросам, связанным с работой конференции, просьба обращаться по тел.: (8443)51-52-91, (8443)51-53-00. FAX: (8443)51-53-00; e-mail: [email protected]
Надеемся на плодотворное сотрудничество!