ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УДК 338.43
Губин В. А.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ ФЕРМЕРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В статье рассматриваются методологические подходы к необходимости подготовки фермеров в вузах, показано состояние данного сектора экономики и отмечена необходимость его развития.
Ключевые слова: методологические подходы; фермер; подготовка фермеров.
Традиционная роль высшей школы в подготовке специалистов различных отраслей народного хозяйства не в полной мере соответствует новым потребностям социально-экономической системы страны. Так в частности в агропроизводстве в немалой степени объемы сельскохозяйственной продукции создаются фермерскими хозяйствами, при этом подготовка фермеров ведется только опосредованно. Это снижает потенциал фермерских хозяйств.
Для подкрепления вышеназванного тезиса приведем данные о состоянии аграрного сектора экономики. Благодаря отмене крепостного права и столыпинским реформам крестьянами было освоено около 40 миллионов га земли. Только в центральных губерниях России было создано около 200 тыс. хуторских малых поселений. При организации крестьянских хозяйств появилась заинтересованность в прошлом зависимых крестьян в результатах своего труда. Для сравнения: среднегодовое производство зерна в России за 1851-1860 годы было 141 млн. четвертей, тогда как в пореформенное десятилетие 1861-1870 гг. -216 млн., прирост составил 46%.
За 10 лет реформ на отруба и хутора в России на 16 миллионах десятин были устроены полутора миллионов крестьянских хозяйств, это составляло 11% от их общего количества. Столыпинская аграрная реформа позволила каждому крестьянину выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным хозяином.
К последним крупномасштабным мерам по развитию сельских территорий на базе малых поселений следует отнести аграрные реформы, проводимые в стране связанные с Президентом России Б.Н. Ельциным, премьер-министром Е.Т. Гайдаром, министром сельского хозяйства страны В.Н. Хлыстуном, которые большое внимание уделяли развитию крестьянских (фермерских) хозяйств.
В последнее время, в связи с пересмотром взглядов на развитие фермерства в России в первую очередь со стороны Президента В.В. Путина в этом деле в стране происходят кардинальные улучшения. Так, число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством только за 2010 г. в стране возросло с 180,5 тыс. до 304,6 тыс. ед. или в 1,7 раза, в том числе по Сибирскому Федеральному округу с 21,7 тыс. до 36,7 тыс. (в 1,7 раза).
В дальнейшем перспективы развития фермерства уже при поддержке государства связаны в первую очередь с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», где в специальной подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования» целевыми индикаторами и ожидаемыми результатами определены рост числа крестьянских (фермерских) хозяйств и объемы производимой ими продукции. Кроме того в стране продолжают действовать такие целевые программы как «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК», «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 гг.».
Кроме этого, фермерские хозяйства выполняют важные для современного российского общества функции:
- участие в экономическом развитии малых городов и сельских населенных пунктов;
- создание рабочих мест для сельских и городских жителей;
- организация видов деятельности в тех условиях, где крупное производство экономически нецелесообразно;
72
© Губин В. А., 2013
- формирование класса предпринимателей в сельской местности;
- содействие формированию конкурентной среды;
- участие в формировании местных бюджетов;
- развитие фермерского и экологического туризма;
- формирование личности, в особенности трудовое воспитание детей и молодежи.
Конечно, фермером может стать человек любой профессии (тракторист, экономист, учитель, строитель, врач и т.д.), создав и зарегистрировав свое крестьянское (фермерское) хозяйство в государственных органах. Однако, следует отметить, что данный вид деятельности требует определенных навыков у людей.
Известно, что сельчанам свойственны социально-психологические характеристики, отличные от таковых у горожан. Вызвано это превалированием родственных, соседских отношений, выраженного внутригруппового контроля, силой авторитета старших по возрасту односельчан, местных традиций и обычаев. Исследования показывают, что успешное функционирование фермерских хозяйств возможно при обязательном наличии особых личностных качеств. Известно, что еще в начале прошлого века Н.П. Макаровым сформулировано 10 основных качеств, которыми должен обладать человек, ведущий фермерское хозяйство:
- здоровье, сила и привычка к систематическим работам в любое время года;
- способность предвидеть, какие части хозяйства нужно непрерывно улучшать;
- умение разбираться, что существенно и несущественно;
- оценивать, чем лучше заниматься в настоящее время и что отложить для выполнения во вторую очередь;
- знание растениеводства, животноводства, почв и погоды;
- самоконтроль, необходимый для хладнокровных действий в любых обстоятельствах, способность управлять работой людей;
- отдавать и самому воспринимать распоряжения и пояснения;
- сотрудничать с соседями;
- привычка к систематическому выполнению составленного для себя плана.
Очевидно, что эти характеристики не потеряли своей актуальности и для современного фермера. Конечно, некоего идеального типа личности фермера не существует, как, впрочем, и любой другой. Тем не менее, современный фермер должен обладать, наряду с вышеперечисленными, следующими качествами, характеристиками: законопослушностью,
предпринимательской активностью, уважительным отношением к партнерам, инновационным мышлением, стратегическим видением, готовностью к риску. Последняя характеристика является важной, хотя эффективно хозяйствовать может как фермер, склонный к риску, так и не готовый рисковать. Здесь сказы-
вается и темперамент, характер, опыт фермера, и что особенно важно - умение управлять рисками. При исследовании причин создания фермерского хозяйства (по результатам анкетного опроса), установлено следующее. Главными причинами являются желание самостоятельно работать, стать хозяином, самоутвердиться, самореализоваться; наличие сельских корней, связь с природой, экономический интерес. Два фермера ответили на вопрос о причине создания своего хозяйства так: необходимость платы за обучение детей в университете; развод. Социально-психологический портрет белорусского фермера, явившийся результатом авторского исследования по проблеме, можно описать следующим образом. В большинстве своем (90%) фермеры - мужчины. Средний возраст -48 лет. 66% фермеров имеют высшее образование, незначительная часть (10%) - среднее, 24% - среднее специальное. Что касается квалификации, среди фермеров с высшим образованием 42% - инженеры, 24% - агрономы, по 9% - ветврачи и экономисты, 6%
- педагоги, по 3% - юристы и зоотехники. У большинства фермеров (45%) семьи состоят из 4-х человек, у 23% фермеров - из 3-х человек, у 18% - из 2-х, у 12% - из 5-ти; 2% фермеров не имеют семьи. Стаж работы в фермерском хозяйстве до 5-ти лет имеют 24% фермеров, 6-10 лет - 30%, 11-15 лет - 34%, более 15 лет - 12%.
Одной из важнейших предпосылок успешного развития фермерства является позитивное отношение общества к фермерству, формирование адекватного общественного статуса фермеров.
Фермер помимо определенных способностей, должен обладать управленческими качествами. Поэтому немаловажной остается проблема подготовки фермеров. На наш взгляд, необходимо создать кафедры в вузах и сузах, которые занимались бы подготовкой специалистов-фермеров.
В связи с этим перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств связаны в первую очередь с возрождением и развитием малых поселений (хуторов). Так, в США типичная планировка сельских территорий представляет собой четкие квадраты земель малых поселений, заметных с высоты птичьего полета. Это территории фермерских хозяйств каждая площадью более 100 га. Угодья хозяйств ограничивается подъездными дорогами, внутри которых находятся жилище семьи фермера, хозяйственные постройки и обрабатываемые земли. В Америке нет пустующих земель, все земли пригодные для сельскохозяйственного производства освоены фермерами, а их места проживания можно назвать малыми поселениями.
Социальная сторона является не менее важной при повышении эффективности деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Например, меняется статус ЛПХ с переходом в К(Ф)Х, фермер становится полноценным субъектом социально-экономической деятельности. Большую роль играет поддержка семьи, распределение функций (как правило, глава семьи
Экономика образования ♦ № 1, 2013
73
является главой фермерского хозяйства, выполняет функцию производителя сельскохозяйственной продукции; жена занимается бухгалтерией, оформлением различного рода документации, а дети и другие родственники - помогают). Связи между родственниками, соседями, а также деловыми партнерами, руководителями, учеными и специалистами разного ранга помогают им с финансовой и психоэмоцинальной точек зрения, обеспечивают обмен информацией и т.п.
В настоящее время создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие малых поселений получило в России динамичный характер. Для дальнейшего увеличения числа успешных фермеров необходимо влиять на формирование желания у сельчан организовать КФХ и создавать для этого условия. Решение человека стать предпринимателем принимается обычно тогда, когда желаемое совпадает с возможным. Желание складывается под влиянием общей культуры, менталитета народа, когда человека создавшего свое дело, уважают, одобряют, желают последовать его примеру, есть поддержка и забота со стороны государства, когда есть семейная традиция. Исследования в США и других странах показали, что в 50-72% случаев у основателей индивидуального бизнеса, по крайней мере, один из родителей имел свободную профессию. Немаловажную роль в этом деле играет и школа. Выпускники школ, в которых увлекательно велись занятия по предпринимательству, фермерскому делу, нередко выбирали своей профессией предпринимательство. И наконец, для формирования желания, важно иметь общение с единомышленниками, то есть с желающими стать фермерами или с реальными фермерами.
Следовательно, в процесс развития предпринимательства должны быть вовлечены средства массовой информации, лучших фермеров надо показывать по телевидению, о них говорить по радио, писать в газетах и журналах, они должны стать своего рода героями, и не только на селе. В каждой сельской школе, сельскохозяйственном колледже или вузе должны быть курсы по организации и ведению крестьянских (фермерских) хозяйств. Знания будущему фермеру придают больше уверенности и усиливают его желание создать собственное дело. Кроме того, не зная технологических особенностей сельского хозяйства и не обновляя свои знания в различных сферах (правовых, экономических, политических и т.д.) трудно оперативно принимать решения и конкурировать на рынке. Для общения фермеров и обмена опытом между собой необходимо периодически организовывать съезды, конференции, выставки, конкурсы и др. При этом «вход» во время проведения этих мероприятий должен быть свободным, особенно для тех, кто в будущем хотел бы создать собственное дело. Общение с единомышленниками тоже будет укреплять желание организовать фермерское хозяйство.
Для создания возможностей организовать предпринимательское хозяйство, переехать на заимку
или хутор, нужна государственная поддержка организации сельскохозяйственного предпринимательства. Даже во времена столыпинских реформ переселенцам на новые безлесные районы бесплатно выделялось по 280 бревен на строительство жилья и надворных построек, а также по 50 жердей на установку изгороди. В Германии, Дании, Швеции и других странах Западной Европы, где первоначальный способ расселения тоже был деревенским, в конце XVIII и начале XIX в. осуществлен переход к системе хуторов, населению выдавались специальные ссуды на переселение из сел и деревень на хутора в целях создания фермерских хозяйств. В некоторых случаях, когда государственная поддержка была целевой и оказывалась непосредственно человеку, семье, переселение происходило в самых широких масштабах.
Во-вторых, фермеру необходимо создавать возможность получения соответствующей профессиональной подготовки. Знания и практический опыт, полученные во время занятий должны дать будущему фермеру возможность рационально организовать собственное дело. И, наконец, для создания своего дела на селе нужен первичный капитал, в первую очередь земля. Кроме того, у желающих стать фермером должен быть хоть какой-то свой первичный капитал. Так, Правительство Петра Аркадьевича Столыпина запрещало землеустроительным комиссиям и «Крестьянскому банку» передачу казенной земли люмпенам, не имевшим инвентаря и рабочего скота. Приобретать казенные земли на льготных условиях могли лишь относительно состоятельные хозяева.
Таким образом, из анализа развития крестьянских (фермерских) хозяйств видна роль их государственной поддержки и в особенности важна роль личностей представителей власти, как на федеральном, так и на региональных, местных уровнях. При этом государство и его представители должны быть озабочены не, столько как производством сельскохозяйственной продукции, а сколько созданием благоприятных условий для их реализации, улучшением социальных условий для лиц, проживающих в малых поселениях, пропаганде фермерства и др. Такая политика будет вполне соответствовать требованиям ВТО, где Россия уже является ее полноправным членом. Надежды на осуществление такой политики придают содержание принятых целевых федеральных и региональных программ по развитию сельского хозяйства, различных отраслевых программ в том числе по развитию КФХ и то, что проект «Российский фермер» является проектом партии «Единая Россия» и факт назначения нового министра сельского хозяйства России Н.В. Федорова, который будучи президентом Республики Чувашия многое сделал именно в развитии социальной сферы села. Перспективы развития села в целом обозначены в проекте концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». К сожалению, в ней никак не отражено
развитие крестьянских (фермерских) хозяйств соответственно малых поселений. Данный факт является просто казусным, когда признается необходимость развития фермерства, а решение проблем мест проживания фермеров, улучшения социальной инфраструктуры крестьянских (фермерских) хозяйств на перспективу, исходя из проекта основной социальной программы развития села, остается непонятным. Если срочно не внести поправки в вышеназванный проект может повториться ошибка государственного масштаба, которая произошла при реализации программы «Развитие АПК» по подпрограмме «Развитие малых форм хозяйствования». Как известно, тогда выдавались целевые льготные кредиты владельцам личных подсобных хозяйств на приобретение сельскохозяйственных животных, а они, проживая в деревнях и селах не имея достаточных земельных ресурсов, были вынуждены использовать полученные деньги на другие
цели, фиктивно оформляя приобретение скота. Поэтому необходимо стимулировать расселение сельчан по хуторам, малым поселениям в условиях достаточных земельных ресурсов. В сельском хозяйстве земля является главным ресурсом производства, поэтому только организация неиспользуемых земель, возрождение малых сельских поселений через развитие фермерских хозяйств позволит нарастить объемы производства сельскохозяйственной продукции, создать на селе новые рабочие места, повысить уровень благосостояния людей, сформировать на селе так называемый «средний класс», улучшить социальную обстановку и др.
На основании вышеизложенного следует вывод о том, что деятельность фермера весьма многогранна и включает в себя не только навыки, связанные с обработкой земли, выращиванием скота, но и навыки менеджера, экономиста, юриста, психолога.
Gubin V. A.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE NEED TO TRAIN FARMERS IN HIGHER EDUCATION
The article discusses the methodological approaches to the need to train farmers in universities, shows the state of the economy and stressed the need for its development.
Keywords: methodological approaches, farmer, farmer training
УДК 336.77
Джонстоун Д. Б.
СТУДЕНЧЕСКИЕ КРЕДИТЫ В РФ: ВАРИАНТЫ ПОЛИТИКИ
В статье рассмотрены варианты повышения доступности к высшему образованию на основе студенческого кредитования.
Ключевые слова: студенческие кредиты, образовательная политика, высшее профессиональное образование.
В соответствии с темами этого специального выпуска - а именно, плата за обучение, финансовая помощь студентам, и теория и практика разделения затрат высшего образования - эта статья исследует неуверенные шаги, предпринятые в Российской Федерации (а в действительности, во всех так называемых странах с переходной экономикой) в отношении применения осуществимой программы студенческого кредитования. Она сделает краткий обзор вопросов разделения расходов, ссуд для студентов, участия государства в студенческом кредитовании, и основных форм студенческих ссуд, которые используются во всем мире. Далее в статье будут рассмотрены первые шаги, сделанные Россией на пути к созданию студенческой программы кредитования, некоторые проблемы, с этим связанные, и вопрос применимости в России и других стран с переходной экономикой все
более и более популярной (на 2005 г.) модели ссуды, обусловленной доходами. Мы завершим статью некоторыми рекомендациями к дальнейшему обсуждению вопроса студенческих ссуд в Российской Федерации.
Студенческие ссуды и разделение затрат
Потребность в определенной программе студенческих кредитов, финансируемой государством, - необходимость, признанная в большинстве стран, хотя и успешно воплощенная лишь в нескольких - стала результатом перспективы и политики разделения затрат. Перспектива разделения затрат, как рассматривалось в моих работах (Johnstone 1986, 2000, 2002, 2003, 2004а), утверждает, что расходы на высшее образование возлагаются на четыре стороны: государство (или налогоплательщики), родители, студенты, и филантропы. Политика разделения затрат - это преднамеренный,
© Джонстоун Д. Б., 2013
Экономика образования ♦ № 1, 2013
75