Научная статья на тему 'Методологические подходы к исследованию понятия «конкурентоспособность»'

Методологические подходы к исследованию понятия «конкурентоспособность» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность / эффективность / микроконкурентоспособность / мезоконкурентоспособность / макроконкурентоспособность / методологические подходы / competitiveness / efficiency / micro-competitiveness / meso-competitiveness / macro-competitiveness / methodological approaches

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Близнюк Ольга Сергеевна

Статья посвящена детальному и подробному анализу такой экономической категории, как конкурентоспособность. В начале статьи автор акцентирует внимание на множественности трактовок «конкурентоспособности» в зависимости от поставленных целей и задач, а также приводит описание экономической категории «конкурентного преимущества». Даны описание наиболее распространенных подходов к конкурентоспособности, основанное на мнении авторитетных ученых и исследователей (Я. Фаберберг, М. Франсис, М. Бест, А. Фигуэра), определение конкурентоспособности на микро-, мезои макроуровнях. Подробно описаны уровни конкурентных отношений, показаны взаимосвязь и взаимодействие между субъектами (участниками) конкурентных отношений в зависимости от уровня конкуренции (национальной, международной). С учетом подходов, разработанных авторитетными западными и отечественными учеными, представлена собственная классификация методологических подходов определения конкурентоспособности на основании факторов, обеспечивающих ее рост, и целей, которых она стремится достичь (ее качественных характеристик). Такая классификация включает семь групп теорий: производственные (теории производственной эффективности), институциональные, технологического (инновационного) развития (совершенствования), рыночные (маркетинговые), национального (общественного) благосостояния, управленческие и смешанные. Отдельно выделены показатели, на основании которых можно провести анализ конкурентоспособности (индекс потребительских цен, темп роста инфляции, динамика номинального курса белорусского рубля, темп роста ВВП, структура ВВП (доля секторов народного хозяйства), монетизация (соотношение М2/ВВП), доступность финансовых (кредитных) ресурсов: динамика ставки рефинансирования, ставки по кредитам (ломбардным, внутридневным, кредитный овернайт, ставки по операциям РЕПО), индекс цен производителей (темп роста цен на сырье и материалы, реальной заработной платы), уровень налоговой нагрузки предприятий промышленности и бизнеса, наличие налоговых льгот на ведение инновационного бизнеса (наличие инновационной составляющей в бизнесе)) и которыми предлагается дополнить формы статистической отчетности, в частности, отчеты о производстве промышленной продукции (работ, услуг), о ценах, текущих затратах на охрану окружающей среды, о выполнении научных исследований и разработок, по труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Близнюк Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Approaches to Study “Competitiveness” Notion

The paper is devoted to a detailed and comprehensive analysis of such economic category as competitiveness. Its beginning is focused on plurality of interpretations for a “competitiveness” term depending on goals and objectives, and it also provides a description of such economic category as “competitive advantage”. In addition the paper describes the most widespread approaches to competitiveness based on the opinion of reputable scientists and researchers (J. Faberberg, M. Francis, M. Best, A. Figuera) and it gives a definition of competitiveness at the micro-, mesoand macro levels. Detailed description of competitive relation levels, relationship and interaction between subjects (participants) of competitive relations depending on the competition level (national, international) has been given in the paper. Taking into account the approaches developed by prestigious foreign and national scientists, the author has prepared his own classification of methodological approaches to a definition of competitiveness on the basis of factors that ensure its growth and goals which it is striving for (its qualitative characteristics). The given classification includes seven groups of theories: production theories (theories of production efficiency), institutional theories, theories of technological (innovative) development (improvement), market (marketing) theories, theories of national (social) welfare, management theories and mixed theories. In addition, some indicators have been pinpointed and these indicators make it possible to analyze competitiveness (consumer price index, growth rate of inflation, nominal exchange rate of the Belarusian ruble, GDP growth rate, GDP structure (share of national economy sectors), monetization (ratio M2/GDP), availability of financial (credit) resources: dynamics of refinancing rate, credit rates (collateral, intraday, overnight credit, rates on REPO operations), producer price index (growth rate of prices for raw materials, real wages), level of tax burden for enterprises of industry and business, availability of tax incentives for innovative business (presence of an innovative component in business)) and they are proposed to be added for the forms of statistical reports, in particular a report on production of industrial products (works, services), a report on prices, a report on current costs for environmental protection, a report on implementation of research and development, a report on labor.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к исследованию понятия «конкурентоспособность»»

https://doi.org/10.21122/2227-1031 -2018-17-4-344-354 УДК 33-338.1

Методологические подходы

к исследованию понятия «конкурентоспособность»

Магистр экон. наук О. С. Близнюк1*

^Белорусский государственный университет (Минск, Республика Беларусь)

© Белорусский национальный технический университет, 2018 Belarusian National Technical University, 2018

Реферат. Статья посвящена детальному и подробному анализу такой экономической категории, как конкурентоспособность. В начале статьи автор акцентирует внимание на множественности трактовок «конкурентоспособности» в зависимости от поставленных целей и задач, а также приводит описание экономической категории «конкурентного преимущества». Даны описание наиболее распространенных подходов к конкурентоспособности, основанное на мнении авторитетных ученых и исследователей (Я. Фаберберг, М. Франсис, М. Бест, А. Фигуэра), определение конкурентоспособности на микро-, мезо- и макроуровнях. Подробно описаны уровни конкурентных отношений, показаны взаимосвязь и взаимодействие между субъектами (участниками) конкурентных отношений в зависимости от уровня конкуренции (национальной, международной). С учетом подходов, разработанных авторитетными западными и отечественными учеными, представлена собственная классификация методологических подходов определения конкурентоспособности на основании факторов, обеспечивающих ее рост, и целей, которых она стремится достичь (ее качественных характеристик). Такая классификация включает семь групп теорий: производственные (теории производственной эффективности), институциональные, технологического (инновационного) развития (совершенствования), рыночные (маркетинговые), национального (общественного) благосостояния, управленческие и смешанные. Отдельно выделены показатели, на основании которых можно провести анализ конкурентоспособности (индекс потребительских цен, темп роста инфляции, динамика номинального курса белорусского рубля, темп роста ВВП, структура ВВП (доля секторов народного хозяйства), монетизация (соотношение М2/ВВП), доступность финансовых (кредитных) ресурсов: динамика ставки рефинансирования, ставки по кредитам (ломбардным, внутридневным, кредитный овернайт, ставки по операциям РЕПО), индекс цен производителей (темп роста цен на сырье и материалы, реальной заработной платы), уровень налоговой нагрузки предприятий промышленности и бизнеса, наличие налоговых льгот на ведение инновационного бизнеса (наличие инновационной составляющей в бизнесе)) и которыми предлагается дополнить формы статистической отчетности, в частности, отчеты о производстве промышленной продукции (работ, услуг), о ценах, текущих затратах на охрану окружающей среды, о выполнении научных исследований и разработок, по труду.

Ключевые слова: конкурентоспособность, эффективность, микроконкурентоспособность, мезоконкурентоспособ-ность, макроконкурентоспособность, методологические подходы

Для цитирования: Близнюк, О. С. Методологические подходы к исследованию понятия «конкурентоспособность» / О. С. Близнюк // Наука и техника. 2018. Т. 17, № 4. С. 344-354. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2018-17-4-344-354

Methodological Approaches to Study "Competitiveness" Notion

O. S. Bliznyuck1*

^Belarusian State University (Minsk, Republic of Belarus)

Abstract: The paper is devoted to a detailed and comprehensive analysis of such economic category as competitiveness. Its beginning is focused on plurality of interpretations for a "competitiveness" term depending on goals and objectives, and it also provides a description of such economic category as "competitive advantage". In addition the paper describes the most widespread approaches to competitiveness based on the opinion of reputable scientists and researchers (J. Faberberg, M. Francis, M. Best, A. Figuera) and it gives a definition of competitiveness at the micro-, meso- and macro levels. Detailed description of competitive relation levels, relationship and interaction between subjects (participants) of competitive relations depending on the competition level (national, international) has been given in the paper. Taking into account the approaches developed by prestigious foreign and national scientists, the author has prepared his own classification of methodological

Адрес для переписки Address for correspondence

Близнюк Ольга Сергеевна Bliznyuck Olga S.

Белорусский государственный университет Belarusian State University

ул. К. Маркса, 31, 31 K. Marksа str.,

220030, г. Минск, Республика Беларусь 220030, Minsk, Republic of Belarus

Тел.: +375 17 328-58-98 Tel.: +375 17 328-58-98

[email protected] [email protected]

Наука

итехника. Т. 17, № 4 (2018)

approaches to a definition of competitiveness on the basis of factors that ensure its growth and goals which it is striving for (its qualitative characteristics). The given classification includes seven groups of theories: production theories (theories of production efficiency), institutional theories, theories of technological (innovative) development (improvement), market (marketing) theories, theories of national (social) welfare, management theories and mixed theories. In addition, some indicators have been pinpointed and these indicators make it possible to analyze competitiveness (consumer price index, growth rate of inflation, nominal exchange rate of the Belarusian ruble, GDP growth rate, GDP structure (share of national economy sectors), monetization (ratio M2/GDP), availability of financial (credit) resources: dynamics of refinancing rate, credit rates (collateral, intraday, overnight credit, rates on REPO operations), producer price index (growth rate of prices for raw materials, real wages), level of tax burden for enterprises of industry and business, availability of tax incentives for innovative business (presence of an innovative component in business)) and they are proposed to be added for the forms of statistical reports, in particular a report on production of industrial products (works, services), a report on prices, a report on current costs for environmental protection, a report on implementation of research and development, a report on labor.

Keywords: competitiveness, efficiency, micro-competitiveness, meso-competitiveness, macro-competitiveness, methodological approaches

For citation: Bliznyuck O. S. (2018) Methodological Approaches to Study "Competitiveness" Notion. Science and Technique. 17 (4), 344-354. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2018-17-4-344-354 (in Russian)

Введение

Достижение конкурентоспособности является первостепенной целью развития предприятия, фирмы, отрасли и экономики страны в целом. Конкурентоспособность оказывает прямое воздействие на рост продаж, которое на внутреннем рынке проявляется в развитии экономической структуры, а на внешнем - в росте экспорта продукции, что в конечном итоге способствует росту ВВП.

Чтобы повысить конкурентоспособность, необходимо поставить задачи для систематизации управления на всех уровнях. Чтобы поставить задачи, необходимо знать все аспекты, сущность конкурентоспособности и причины ее снижения, а также факторы роста.

Основная часть

Именно рыночный подход к определению конкуренции определяет появление такой категории, как конкурентоспособность [1, с. 88]. Кроме того, необходимо разграничивать понятия «конкурентоспособность» и «эффективность».

Конкурентоспособность - более емкое определение и уже включает в себя понятие эффективности, дает описание взаимосвязи экономических отношений как на микро-, так и на макроуровне. Под конкурентоспособностью часто понимаются ресурсный потенциал и возможность его грамотного использования, это, по сути, способность субъекта к конкурентной борьбе, его совокупный потенциал. В то же время с помощью эффективности принято оценивать то, насколько эффективно использованы или используются ресурсы. По сути, эффективность - это отношение затрат ресурсов (финансовых, человеческих, технологических) к совокупному результату.

■ Наука итехника. Т. 17,

№ 4 (2018)

Кроме того, конкурентоспособность - не абсолютная, а относительная характеристика. Конкурентоспособным может быть и малоэффективный субъект, если его конкуренты - еще менее эффективные субъекты. Следовательно, существуют различные механизмы повышения конкурентоспособности: как при помощи улучшения своих конкурентных преимуществ (например, более рациональное размещение ресурсов), так и с помощью деструктивных методов (подрыв конкурентного потенциала рыночных противников и т. д.). Однако не стоит забывать, что такое «уничтожение» конкурентов чревато наказаниями в законодательном порядке. Поэтому важно не только разрабатывать программы по совершенствованию технологий, заниматься поиском новых путей удовлетворения спроса, конкурентной разведкой и другими способами повышения эффективности, важно обеспечить должным образов бизнес, производство технологии, защиту от конкурентов. Причем это должно делаться не только на уровне фирмы, но и в рамках целых стран.

Для формирования подходов к определению конкурентоспособности необходимо разъяснить термин «конкурентное преимущество». В самом общем смысле он подразумевает активы или другие характеристики (например, для фирмы - это оборудование, позволяющее сокращать затраты, права собственности на сырье и материалы и т. д.), дающие ему преимущество над соперниками в конкуренции.

Конкурентные преимущества можно разделить на конкурентные преимущества высокого и низкого ранга (ассоциируются с доступностью источников сырья, материалов и дешевой рабочей силы). Конкурентные преимущества высокого ранга связаны (например, на

уровне предприятия) с высокой репутацией, квалифицированным персоналом, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, использованием инноваций. Как правило, преимущества этого ранга долговременны и обеспечивают более высокий уровень прибыльности предприятия, чем преимущества низкого ранга.

Обобщение результатов решения проблем конкурентоспособности, представленное в научном материале, показывает, что сущность конкурентоспособности описана в разрезе ее свойств. Однако, в качестве объекта управления категория «конкурентоспособность» изучена недостаточно. В частности, отсутствует системное представление конкурентоспособности по уровням управления экономикой. Поэтому, исходя из представленных учеными методологических подходов, можно обобщенно выделить объектные особенности конкурентоспособности, которые могут быть использованы для постановки задачи по ее повышению (табл. 1).

Уровни конкурентоспособности показаны на рис. 1.

Макро

ЛТпк'ро

Рис. 1. Уровни конкурентоспособности (самостоятельная разработка)

Fig. 1. Competitiveness levels (self-development)

Представленное в табл. 1 содержание объектных особенностей конкурентоспособности позволяет сформулировать следующие задачи по ее повышению относительно различных уровней управления экономикой (табл. 2).

Таблица 1

Уровневая структура конкурентоспособности Level structure of competitiveness

Вид конкурентоспособности по уровню управления экономики Содержание

Микроконкурентоспособность Категория, показывающая успешность деятельности фирмы, предприятия на рынке, которая сопровождается созданием имиджа, занятием определенной рыночной ниши, наличием постоянной клиентуры (постоянного сегмента покупателей) и возможностями дальнейшего укрепления своего положения

Мезоконкурентоспособность Способность крупных отраслевых и/или региональных промышленных комплексов выпускать пользующиеся спросом продукцию и услуги на основе рационального использования человеческих, природных и финансовых ресурсов в сочетании с инновационным подходом в управлении

Макроконкурентоспособность Характеристика национальной производственной системы, отвечающей требованиям глобального рынка, что выражается в грамотной экономической политике и успехе страны в международной торговле, наряду с высокими показателями уровня жизни страны-производителя

Примечание. Самостоятельная разработка автора.

Таблица 2

Описание уровней конкурентных отношений Description of levels for competitiveness relations

Уровень конкурентных отношений Субъект (участник) конкурентных отношений Уровень конкуренции

Микроуровень Виды продукции, фирма (компания); производственные отрасли, предприятия Национальная, международная

Мезоуровень Корпоративные ассоциации, фирмы-конгломерации, регионы Национальная, международная

Макроуровень Национальные экономические комплексы (страны) Международная

Примечание. Самостоятельная разработка автора на основании [2].

346 Наука

итехника. Т. 17, № 4 (2018)

Во-первых, задачей макроуровня является соответствие экономики требованиям глобального рынка.

Во-вторых, задача для мезоуровня определяется как выпуск отраслевыми комплексами и крупными промышленными предприятиями конкурентоспособной продукции.

В-третьих, цель микроуровня - создание имиджа, занятие определенной рыночной ниши, создание «списка» постоянной клиентуры (постоянного сегмента покупателей) и дальнейшее укрепление своего положения на рынке.

Для того чтобы обеспечить решение поставленных задач, важно понимать, как увязаны характеристики и уровни конкурентоспособности в механизме функционирования экономики.

В начале методологического исследования взаимодействий конкурентоспособности и экономических процессов целесообразно использовать разработки таких авторов, как Фабер-

берг, Лолл, Франсис, Кантвелл и других, которые представлены в табл. 3. Таким образом, анализируя основные концепции и подходы к природе конкурентоспособности, можно привести мнения авторитетных западных и отечественных ученых, наиболее полно описывающих природу и свойства конкурентоспособности как на микро-, так и на макроуровнях (табл. 3).

Табл. 3 наглядно демонстрирует множественность трактовок конкурентоспособности национальной экономики в зависимости от субъектов (участников) конкурентных отношений и уровней конкуренции, а также факторов, взятых за основу конкурентного преимущества (табл. 2).

Анализ зарубежных и отечественных теоретических материалов по конкурентоспособности позволяет сделать вывод о многогранности этой категории и необходимости ее дальнейшего изучения.

Таблица 3

Основные подходы к пониманию природы конкурентоспособности национальной экономики Main approaches to understanding nature of competitiveness in national economy

Автор Определение конкурентоспособности

Я. Фаберберг (1988) Национальная конкурентоспособность определяется как способность страны достичь определенных политических целей, таких как рост дохода и занятости, не углубляясь в проблемы платежного баланса

С. Лолл (2001) Конкурентоспособность национальной экономики основывается на отдельных секторах экономики, а не на эффективности всей экономики в целом; синергетический эффект игнорируется

М. Франсис (1989) Предприятие считается конкурентоспособным, если оно может выпускать продукцию или услуги лучшего качества или с издержками, ниже, чем у отечественных и зарубежных конкурентов. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность является синонимом прибыльности и способности компенсировать сотрудникам заработную плату и обеспечить высочайшие доходы своим владельцам

М. Кантвелл (2005) Конкурентоспособность понимается как потенциал, необходимый для устойчивого экономического роста в международной конкурентной среде, в которой существуют и фирмы, и промышленные комплексы или кластеры, и даже целые страны, и у которых имеются эквивалентные, но различающиеся возможности для собственного потенциала конкурентоспособности

М. Бест Ключевым фактором конкурентоспособности является не интенсивность использования ресурсов, а их рациональное применение. Большое значение имеет способность быстро адаптироваться к абсолютно разным методам развития, производства, маркетинговым решениям и т. д.

А. Г. Гранберг Основой конкурентоспособности социоэкономических систем являются следующие факторы: человеческий, технологический, институциональный, организационный, информационный, а также использование натуральных ресурсов

П. Пеура (1979) Конкурентоспособность страны зависит о конкурентоспособности предприятий и их продукции. Показателями конкурентоспособности являются отношение доли экспорта к ВВП и отношение сальдо внешней торговли к ВВП

А. Фигуэра (1998) Конкурентоспособность страны определяется как ее способность занять и удержать определенную долю на зарубежных рынках

Ж. Коскивара, Ж. Пили-Шилова (1989) Конкурентоспособность страны напрямую зависит от роста валового выпуска продукции и впоследствии опирается только на увеличение экспорта этой продукции

Ж. Маркусен (1992) Национальная конкурентоспособность является относительным показателем, свидетельствующим о состоянии торговли страны на мировом рынке в сравнении с другими государствами

Наука

итехника. Т. 17, № 4 (2018)

Продолжение табл. 3

Автор Определение конкурентоспособности

Т. Клеметти (1989) Конкурентоспособность страны можно определить как способность конкурировать на экспортных рынках для поддержания экономического роста и занятости

Т. Штраубхар (1994) Оценка национальной конкурентоспособности возможна на основании подхода, определяющего национальную экономику как сложный конгломерат микроэкономических решений, мезоэкономи-ческих структур и политико-экономических интересов. На микроуровне конкурентоспособность обеспечивается за счет возможности (способности) развития предприятий, которое может поддерживаться государственными программами. Конкурентоспособность на макроуровне трактуется как привлекательность страны в качестве места для ведения бизнеса

Е. Фидель (2005) Национальная конкурентоспособность представлена на двух уровнях: микро и макро. Микропараметры формируют конкурентоспособность фирмы или отрасли, в то время как макропараметры определяют конкурентоспособность на национальном уровне. Глобальная конкурентоспособность может быть определена в терминах технологии и масштаба: страна является конкурентоспособной, если у ее отраслей средний уровень совокупной производительности факторов производства больше или равен уровню иностранных конкурентов. Этот аспект конкурентоспособности может быть также представлен в плане затрат: страна конкурентоспособна, если средний уровень затрат ее отраслей на единицу продукции (средние издержки производства) ниже или равен аналогичным затратам конкурентов

М. Дьюрэнд (1998) Основой конкурентоспособности являются неценовые факторы, такие как технологические инновации и качество, но они трудно поддаются анализу из-за трудности измерения и количественного сравнения

Х. Трабольд(1995) Национальная конкурентоспособность базируется на двух факторах: умение продавать или возможность экспортировать (продавать) и способность привлекать, т. е. на способности страны быть привлекательной для прямых иностранных инвестиций

Р. Виплисаукас (2004) Национальная конкурентоспособность также должна рассматриваться в аспекте международной торговли, т. е. при определенных условиях имеет смысл говорить о конкуренции между государствами. Страны конкурируют, но не только в международной торговле, но и в привлечении капитала. Иными словами, они конкурируют, устанавливая условия экономической среды (например, налоги и экономическое положение), которые могут привлечь иностранные инвестиции

И. Гоф (1995) Конкурентоспособность должна рассматриваться в двух аспектах: следует различать видимую, исполняемую (подразумевающую способность компании продавать на международных рынках) и лежащую в ее основе структурную конкурентоспособность (способность страны обеспечить высокие и растущие доходы своего народа, в то время как ее предприятия остаются беззащитными от воздействия иностранной конкуренции)

Т. Невенс, Н. Самм Главными факторами, определяющими конкурентоспособность, являются организационные (в том числе управленческие) и технологические, а также такие характеристики человеческих ресурсов, как умения и навыки, квалификация, мотивация работников. Совокупность данных факторов определяют жизнестойкость и адаптивность субъекта предпринимательства в конкурентных условиях, а показатели прибыли, по сути, являются конечной целью выживания в конкурентных условиях

Л. Хопкинс Конкурентоспособность определяется как «непрерывный процесс инновации, совершенствование и повышение прибавочной стоимости и производительности»

Р. Фатхутдинов Конкурентоспособность рассматривается как относительная категория, поскольку. считается, что конкурентный товар обладает лучшими свойствами относительно товаров-субститутов или товаров-заменителей

Н. А. Рудницкая Под конкурентоспособностью понимается свойство продукции полностью или частично отвечать требованиям рынка

Л. К. Гурева Конкурентоспособность напрямую связана с инновационным развитием. Основой конкурентоспособности региона являются новые факторы и условия. Конкурентоспособность - интегральный показатель, сформированный сочетанием качественно новых факторов и условий, которые необходимы региону для того, чтобы перейти на новый уровень социально-экономического и социально-технологического развития

А. И. Гаврилов Конкурентоспособность региона напрямую связана с факторами социально-экономического развития региона, которые делятся на две категории: факторы прямого воздействия (человеческие ресурсы, использование натуральных ресурсов, внешние связи) и факторы косвенного влияния (общие экономические, политические)

348 Наука итехника. Т. 17, № 4 (2018)

Баепсе апЬ ТесИп^ие. V. 17, N0 4 (2018)

Окончание табл. 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор Определение конкурентоспособности

И. Ересько Конкурентоспособность региона - способность выявлять, создавать и использовать на региональном уровне конкурентные преимущества низкого и высокого рангов с целью повышения своей конкурентной позиции на региональном конкурентном уровне

С. Хаминич Конкурентоспособность предприятия представляется как его своеобразная комплексная характеристика, которая показывает, насколько экономически грамотно и эффективно предприятие использует собственные и заемные ресурсы для развития и усиления своих рыночных позиций. Для оценки конкурентоспособности применяется целая система показателей; именно данная система и ее комплексный эффект позволяют грамотно оценивать, насколько конкурентоспособно предприятие по сравнению с конкурентами на определенном временном интервале

Примечание. Самостоятельная разработка автора на основании [3, с. 1-4; 4, с. 5; 5; 6, с. 46-49; 7, с. 45-46; 8, с. 4; 5, с. 126-129; 9, с. 2-3; 10, с. 45-47; 11; 12; 10, с. 10-12].

Анализ зарубежных и отечественных теоретических материалов по конкурентоспособности позволяет сделать вывод о многогранности этой категории и необходимости ее дальнейшего изучения.

Содержание табл. 3 выделяет факторы роста конкурентоспособности. Таким образом, авто-

ром разработана и предложена собственная классификация методологических подходов определения конкурентоспособности на основании факторов, обеспечивающих ее рост, и целей, которых она стремится достичь (ее качественных характеристик) (рис. 2).

Рис. 2. Классификация методологических подходов к анализу конкурентоспособности Fig. 2. Classification of methodological approaches to competitiveness analysis

Наука

итехника. Т. 17, № 4 (2018)

Классификация включает семь групп: производственные теории (теории производственной эффективности), институциональные теории, теории технологического (инновационного) развития (совершенствования), рыночные (маркетинговые) теории, теории национального (общественного) благосостояния, управленческие теории и смешанные теории.

Производственные теории (теории производственной эффективности) рассматривают конкурентоспособность как категорию, напрямую зависящую от географического положения страны, т. е. от наличия в ней природных ресурсов, и эффективности использования таких факторов производства, как труд и капитал, а также от хорошо отлаженной системы производственных связей.

Институциональные теории утверждают, что в основе конкурентоспособности лежат взаимосвязь и взаимодействие государственных и частных институтов, которые способствуют развитию конкурентных отношений.

Группа теорий технологического (инновационного) развития (совершенствования) объединяет подходы, в рамках которых первостепенное влияние на развитие конкурентоспособности оказывают инновационная составляющая и научный потенциал предприятия, промышленного комплекса или экономики в целом.

Рыночные (маркетинговые) теории оценивают конкурентоспособность как показатель успешности деятельности, пребывания производственной единицы на рынке, используя такие параметры, как доля рынка, объемы реализации (продаж), доля экспортной продукции на зарубежных рынках и т. д. С точки зрения мар-

кетинговых теорий, под конкурентоспособностью в первую очередь следует понимать гибкость национальной экономики и ее способность отвечать требованиям рынка на основе потенциала экономики и ее возможностей. Немаловажное значение имеют успехи страны в международной торговле и ее место среди крупнейших стран-экспортеров.

Теории национального (общественного) благосостояния рассматривают конкурентоспособность как качественную характеристику, определяющую всестороннее развитие общества и государства, которое проявляется в наличии устойчивых темпов экономического роста, повышении уровня жизни населения и т. д.

Управленческие теории считают, что главным фактором конкурентоспособности являются знания, навыки и потенциал управленческого персонала (управленцев), а также его способность к нестандартному (креативному) мышлению. Именно личностные характеристики персонала задают основные направления развития национального производства и служат залогом успеха деятельности.

Смешанные теории сочетают факторы развития и достижения конкурентоспособности производственных, институциональных, рыночных, управленческих теорий и теорий национального благосостояния.

В итоге, заданная классификация дает подробнее описание различий в подходах к изучению конкурентоспособности, и, следовательно, указывает на основные факторы ее развития на микро-, мезо-, макро- и мегауров-нях (рис. 3, табл. 4).

Рис. 3. Факторы конкурентоспособности (самостоятельная разработка) Fig. 3. Competitiveness factors (self-development)

Наука

итехника. Т. 17, № 4 (2018)

Таблица 4

Факторы конкурентоспособности экономики Competitiveness factors in economy

Фактор конкурентоспособности Теоретическое обоснование

Индекс потребительских цен, темп роста инфляции, динамика номинального курса белорусского рубля Дает подробное описание инфляционных процессов, представление об инфляционных ожиданиях

Темп роста ВВП (количественный показатель ВВП) Основной показатель развития экономики государства

Структура ВВП (доля секторов народного хозяйства) - качественный показатель ВВП Представление о качественных отраслевых пропорциях в экономике; сравнение показателей роста инвестиций, вкладываемых в экономику, и показателей ВВП дает адекватную оценку качественного роста ВВП

Монетизация (соотношение М2/ВВП) Характеризует обеспеченность экономики финансовыми ресурсами (минимальный норматив составляет 30 %)

Доступность финансовых (кредитных) ресурсов: динамика ставки рефинансирования, ставки по кредитам (ломбардным, внутридневным, кредитный овернайт, ставки по операциям РЕПО) С помощью процедуры рефинансирования Центральный Банк регулирует показатели ликвидности всего банковского сектора Республики Беларусь, что в итоге оказывает стимулирующее воздействие на деловую активность в экономике страны в целом; позволяет определить кредитную активность банков в стране в объеме привлеченных рефинансированных кредитов

Индекс цен производителей (темп роста цен на сырье и материалы, реальной заработной платы) Показатели доступности ресурсов для производителей позволяют сделать предварительную стоимостную оценку затрат на производство продукции

Уровень налоговой нагрузки предприятий промышленности и бизнеса, наличие налоговых льгот на ведение инновационного бизнеса (наличие инновационной составляющей в бизнесе) Предопределяет интерес бизнес-кругов к развитию предпринимательства в республике, внедрению инновационных способов производства; показывает степень поддержки государством бизнеса

Учет экологического фактора - ставка экологического налога, уровень экологического менеджмента Характеризует динамику снижения издержек в результате экономии природных ресурсов и динамику темпа роста доходов за счет «зеленых» товаров и появления новых рынков сбыта

Темп роста инвестиций в экономику, основной капитал Является одним из самых главных факторов достижения конкурентоспособности при условии, что финансовые ресурсы не направляются на псевдоинвестиции, т. е. на частичное улучшение устаревших поколений техники, а на крупномасштабное освоение поколений так называемого шестого технологического уклада (ядро которого составляют нанотехнологии и наноизобрете-ния), формирование абсолютно новых или новейших технологических кластеров и систем, ориентированных в первую очередь на отечественные изобретения

Темп роста государственных расходов на науку и инновационную деятельность Определяет направления государственной поддержки научных исследований для развития отраслей промышленности

Темп роста численности трудоспособного населения или эффективность работы службы занятости Характеризует динамику спроса и предложения на рынке труда

Производительность труда Повышение производительности труда обусловливает сокращение затрат труда на единицу продукции, способствует повышению качества продукции и рентабельности производства

Уровень грамотности населения (структура населения по уровню образованности, т. е. соотношение людей со средним, высшим и базовым образованием; темп роста людей с высшим образованием) Дает представление о кадровом потенциале экономики, ее возможностях внедрять и управлять технологическими новшествами, способности к освоению нанотехнологий, которые приносят тем больший эффект, чем большую сферу экономики охватывают

Темп роста государственных расходов на образование и здравоохранение Способствует формированию качественного человеческого капитала; стабильная поддержка образования и здравоохранения позволяют бороться с двумя основными проблемами трудовых ресурсов: старением населения и снижением рождаемости.

Н Наука итехника. Т. 17, № 4 (2018) 351

Science and Technique. V. 17, No 4 (2018)

Окончание табл. 4

Фактор конкурентоспособности Теоретическое обоснование

Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения (темп рост), динамика индекса Джинни Показывают покупательскую способность населения

Структура потребительских расходов населения Формирует потребительский спрос, показывает предпочтения, вкусы, привычки потребителей

Социальная характеристика населения (динамика естественного прироста населения, средняя продолжительность жизни населения среди населения разных возрастных групп и т. д.) Позволяет оценить качественный состав потенциальных потребителей и трудоспособного населения экономики

Примечание. Самостоятельная разработка автора на основании [13-24].

В частности, автор предлагает дополнить формы статистической отчетности следующими показателями.

1. В отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг) включить темп роста ВВП (количественный показатель ВВП), показатель структуры ВВП или долю секторов народного хозяйства (качественный показатель ВВП). Рекомендуется использовать в отчете показатели, напрямую оказывающие влияние на формирование потребительского спроса на продукцию, т. е. динамику темпа роста реальных располагаемых денежных доходов населения, динамику индекса Джинни, динамику структуры потребительских расходов населения, а также показатели социальной характеристики населения, т. е. динамику естественного прироста населения, среднюю продолжительность жизни населения среди населения разных возрастных групп и т. д. Кроме вышеперечисленных показателей, в отчете желательно отслеживать монетизацию (соотношение М2/ВВП), которая характеризует обеспеченность экономики финансовыми ресурсами, доступность финансовых (кредитных) ресурсов: динамику ставки рефинансирования, ставки по кредитам (ломбардным, внутридневным, кредитный овернайт, ставки по операциям РЕПО) и уровень налоговой нагрузки предприятий промышленности и бизнеса, наличие налоговых льгот на ведение инновационного бизнеса (наличие инновационной составляющей в бизнесе).

2. В отчет о ценах следует включить индекс потребительских цен, темп роста инфляции, динамику номинального курса белорусского

рубля, темп роста цен на сырье и материалы и реальной заработной платы.

3. В отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды добавить динамику ставку экологического налога и динамику снижения издержек в результате экономии природных ресурсов, динамику темпа роста доходов за счет «зеленых» товаров и появления новых рынков сбыта.

4. Следует дополнить отчет о выполнении научных исследований и разработок динамикой темпа роста государственных расходов на науку и инновационную деятельность, а также показателями темпов роста государственных расходов на образование и здравоохранение, поскольку они оказывают непосредственное влияние на формирование и сохранение качественного человеческого капитала. Кроме того, необходимо добавить показатели, характеризующие уровень грамотности населения, т. е. динамику темпа роста людей с высшим образованием, процентное соотношение (структуру) населения со средним, высшим, базовым образованием.

5. В отчет по труду рекомендуется вставить динамику численности трудоспособного населения, которая характеризует эффективность работы службы занятости, динамику темпа роста производительности труда (рис. 3, табл. 4).

Информационной базой, используемой для систематизации управления процессами достижения и повышения конкурентоспособности, являются статистические данные, которые представлены в структурных массивах. Они формируются на основании утвержденной Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь отчетности.

Наука

итехника. Т. 17, № 4 (2018)

ВЫВОД

Разработана и сформулирована основная концепция категории «конкурентоспособность» на всех уровнях управления, даны определения микро-, мезо- и макроконкурентоспособности, составлена классификация методологических подходов к анализу конкурентоспособности (производственные теории (теории производственной эффективности), институциональные теории, теории технологического (инновационного) развития (совершенствования), рыночные (маркетинговые) теории, теории национального (общественного) благосостояния, управленческие и смешанные теории) и выделены факторы конкурентоспособности экономики (индекс потребительских цен, темп роста инфляции, динамика номинального курса белорусского рубля, темп роста ВВП, структура ВВП (доля секторов народного хозяйства), монетизация (соотношение М2/ВВП) и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Назаров, А. М. Конкурентоспособность национальной экономики: трансформация понятия и инструменты государственного регулирования / А. М. Назаров // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. Т. 54, № 2. С. 87-89.

2. Мигранян, А. А. Конкурентоспособность и структурная перестройка экономической системы государства в условиях трансформации экономики [Электронный ресурс] / А. А. Мигранян. Режим доступа: М1р:/^гоир-global.org/ru/node/67035. Дата доступа: 21.11.2014.

3. Пылин, А. Г. Конкурентоспособность экономик стран СНГ на мировом фоне [Электронный ресурс] / А. Г. Пы-лин // Вестник научной информации. 2008. № 2. Режим доступа: http://docplayer.ru/32059252-Konkurento sposobnost-ekonomik-stran-sng-na-mirovom-fone.html. Дата доступа: 27.02.2014.

4. Моисеева, И. В. Теоретические подходы к изучению конкурентоспособности вуза [Электронный ресурс] / И. В. Моисеева. Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/ 2008-1/pdf/19-moiseeva.pdf. Дата доступа: 27.02.2014.

5. Гоголева, Т. Н. / Конкурентоспособность страны: сущность и проблемы регулирования / Т. Н. Гоголева // Вестник ВГУ. Экономика и управление. 2003. № 1. С. 4-9.

6. Сорокина, Г. П. Нематериальные составляющие конкурентоспособности / Г. П. Сорокина, А. В. Захаров, А. В. Боронников. М.: МГТУ «МАМИ», 2011. 322 с.

7. Гельвановский, М. И. / Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации / М. И. Гельвановский // Евразийская экономическая интеграция. 2012. Т. 14, № 1. С. 44-58.

8. Зеленкевич, М. И. Теория конкурентоспособности национальной экономики как основа развития мировой торговли [Электронный ресурс] / М. И. Зеленке-вич. Режим доступа: http://www.e-edu.by/main/depart ments/finance/staff/zelenkevich/publications/10.pdf. Дата доступа: 27.02.2014.

9. Данилов, И. А. Ретроспективный анализ трактования терминов «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» отечественными и зарубежными авторами / И. А. Данилов, Е. В. Волкова // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. Вып. 24, № 3. С. 126-133.

10. Шуль, М. Ю. Научные представления о сущности конкурентоспособности национальной экономики [Электронный ресурс] / М. Ю. Шуль // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/8/ ekonomika/shul.pdf. Дата доступа: 27.02.2014.

11. Шафранская, И. Н. Конкурентоспособность российских регионов через призму креативности, или еще об одном рейтинге регионов / И. Н. Шафранская // Конкурентоспособный регион: концепции и факторы: сб. ст. Пермь, 2012. С. 56-72.

12. Белых, О. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция / О. В. Белых // Молодой ученый. 2011. № 6. C. 145-147.

13. Теоретико-методологические аспекты достижения инновационной конкурентоспособности на национальном уровне [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.yacontent.com/w/%D00/<A2%D00/oB5%D0% BE%D1 %80 %D0%B5 %D1 %82 %D0%B8%D0%BA% D0%BE...%B5. Дата доступа: 23.12.2014.

14. Показатели эффективности функционирования рынка труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econo minfo.ru/view-article.php?id=130. Дата доступа: 23.12.2014.

15. Логунов, В. Н. Государственное регулирование рынка труда [Электронный ресурс] / В. Н. Логунов. 2009. Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=15 &page=5. Дата доступа: 23.12.2014.

16. Производительность труда. Определение производительности труда, показатели производительности труда, эффективность труда [Электронный ресурс] // Энциклопедия инвестора. Режим доступа: https://investments. academic.ru/1315/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8% D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82% D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81 %D1%82%D1%8C_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4 %D0%B0. Дата доступа: 09.02.2015.

17. Отставнова, Л. А. Факторы формирования внутрифирменного рынка труда [Электронный ресурс] / Л. А. Отставнова. Режим доступа: http://www.rusnauka. com/25_NNP_2011/Economics/5_91925.doc.htm. Дата доступа: 09.02.2015.

18. Влияние факторов научно-технологического развития на перспективы социально-экономического развития и конкурентоспособности России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/202/65159.php. Дата доступа: 16.02.2015.

19. Arzu Inal, G. A Study into Competitiveness Indicators [Electronic Resource] / G. Arzu Inal. 2003, November 9-10. Access mode: http://ref.sabanciuniv.edu/sites/ref.saban ciuniv.edu/files/inal_makale.pdf. Date of access: 16.02.2015.

20. Fernando, J. D. L. Defining Firm's Competitive Sustaina-bility: from Fuzzy Conceptions to a Primer Definition and a Research Agenda / J. D. L. Fernando, B. Felix // Paper for the "16th Annual International Sustainable Development Research Conference", 2010. Р. 4-5.

21. Колесов, П. Ф. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность банков [Электронный ресурс] / П. Ф. Колесов // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11. Режим доступа: http://web.snau ka.ru/issues/2012/11/18351. Дата доступа: 16.02.2015.

Наука

итехника. Т. 17, № 4 (2018)

22. Technology and Economy. The Key Relations / Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). Paris: OECD, 1992.

23. Zander, E. V. Competitiveness-Assessment-Based Monitoring of Socioeconomic Systems / E. V. Zander, E. V. Inyu-khina // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 3, № 4. С. 546-553.

24. Cibinskienè, A. Relation of Infrastructure Natural Monopolies and National Competitiveness / A. Cibinskienè. Ekonomika ir Vadyba-Economics & Management. 2010. No 15. P. 62-67.

Поступила 05.03.2018 Подписана в печать 11.05.2018 Опубликована онлайн 27.07.2018

REFERENCES

1. Nazarov A. M. (2008) The Competitive Strength of National Economics: the Transformation of the Concept and the Implements for State Regulation. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo Universiteta Ekonomiki i Finansov [Proceedings of Saint-Petersburg University of Economics and Finance], 54 (2), 87-89 (in Russian).

2. Migranian A. A. (2017) Competitiveness and Structural Reconstruct Economic System of the State in Conditions of Transformation of Economy. Available at: http://group-global.org/ru/node/67035 (Accessed 21 November 2014) (in Russian).

3. Pylin A. G. (2008) Compatibility of Economic Systems in CIS Countries against World Background. Vestnik Nauch-noi Informatsii = Bulletin of Scientific Information, (2). Available at: http://docplayer.ru/32059252-Konkurento sposobnost-ekonomik-stran-sng-na-mirovom-fone.html (Accessed 27 February 2014) (in Russian).

4. Moiseeva I. V. Theoretical Approaches to Study HEI [Higher Education Institution] Compatibility. Available at: http://sisupr.mrsu.ru/2008-1/pdf/19-moiseeva.pdf. (Accessed 27 February 2014) (in Russian).

5. Gogoleva T. N. (2003) Country Compatibility: Essence and Problems of Regulation. Vestnik Voronezhskogo Go-sudarstvennogo Universiteta. Ekonomika i Upravlenie = Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, (1), 4-9 (in Russian).

6. Sorokina G. P., Zakharov A. V., Boronnikov A. V. (2011) Non-Material Components of Compatibility. Moscow, Moscow State University of Mechanical Engineering. 322 (in Russian).

7. Gelvanovsky M. I. (2012) Methodological Approaches to Provision of Compatibility in International Integration Groups Under Conditions of Globalization. Evraziiskaya Ekonomicheskaya Integratsiya = Journal of Eurasian Economic Integration, 14 (1), 44-58 (in Russian).

8. Zelenkevich M. I. Theory of National Economy Compatibility as a Basis for Development of World Trade. Available at: http://www.e-edu.by/main/departments/finance/ staff/zelenkevich/publications/10.pdf (Accessed 27 February 2014) (in Russian).

9. Danilov I. A., Volkova E. V. (2010) Retrospective Analysis for Understanding the Terms "Compatibility" and "Competitive Advantage" by National and Foreign Specialists. Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Universiteta = CSU Bulletin, 24 (3), 126-133 (in Russian).

10. Shul M. Yu. (2012) Scientific Belief on Essence of National Economy Compatibility. Teoriya i Praktika Ob-shchestvennogo Razvitiya = Theory and Practice of Social Development, (8). Available at: http://teoria-practica.ru/

rus/files/arhiv_zhurnala/2012/8/ekonomika/shul.pdf (Accessed 27 February 2014) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shafranskaya I. N. (2012) Compatibility of Russian Regions Through the Prism of Creativity or About Another Regional Ranking. Konkurentosposobnyi Region: Kont-septsii i Faktory: Sb. St. [Competitive Region: Concepts and Factors: Collection of Articles]. Permian, 56-72 (in Russian).

12. Belykh O. V. (2011) Compatibility Concept and its Evolution. Molodoy Uchiony [Young Scientist], (6), 145-147 (in Russian).

13. Theoretical and Methodological Aspects for Reaching Innovation Compatibility at the National Level. Available at: http://ru.yacontentxom/w/%D0%A2%D0%B5%D0%BE %D1 %80 %D0 %B 5 %D1 %82 %D0%B8%D0%BA%D0% BE...%B5 (Accessed 23 December 2014) (in Russian).

14. Efficiency Indicators of Labor-Market Performance. Available at: http://econominfo.ru/view-article.php?id=130 (Accessed 23 December 2014) (in Russian).

15. Logunov V. N. (2009) Governmental Regulation of Labor Market. Available at: http://www.lerc.ru/books/articles/ 0015/0005/ (Accessed 23 December2014) (in Russian).

16. Labor productivity / Determination of Labor Productivity, Indicators of Labor Productivity, Labor Efficiency. Encyclopedia of Investor. Available at: https://investments. academic.ru/1315/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8% D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82% D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81 %D1%82%D1%8C_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4 %D0%B0 (Accessed 9 February 2015) (in Russian).

17. Otstavnova L. A. (2011) Factors for Formation of Intercompany Labor Market. Available at: http://www.rusnau ka.com/25_NNP_2011/Economics/5_91925.doc.htm (Accessed 9 February 2015) (in Russian).

18. Influence of Factors for Scientific and Technological Progress on Prospects of Socio-Economic Development and Compatibility in Russia. Available at: http://www.pandia.ru/ text/77/202/65159.php (Accessed 16 February 2015) (in Russian).

19. Arzu Inal G. (2003) A Study into Competitiveness Indicators. Available at: http://ref.sabanciuniv.edu/sites/ref. sabanciuniv.edu/files/inal_makale.pdf (Accessed 16 February 2015).

20. Fernando J. D. L., Felix B. (2010) Defining Firm's Competitive Sustainability: from Fuzzy Conceptions to a Primer Definition and a Research Agenda. Paper for the "16th Annual International Sustainable Development Research Conference", 4-5.

21. Kolesov P. F. (2012) Main Factors Which Influence Banking Ability to Compete. Sovremennye Nauchnye Issledo-vaniya i Innovatsii = Modern Scientific Researches and Innovations. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2012/ 11/18351 (Accessed 16 February 2015) (in Russian).

22. Organisation for Economic Co-Operation and Development (OECD) (1992) Technology and Economy. The Key Relations. Paris: OECD.

23. Zander E. V., Inyukhina E. V. (2010) Competitiveness-Assessment-Based Monitoring of Socioeconomic Systems. Zhurnal Sibirskogo Federal'nogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnye Nauki = Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 3 (4), 546-553.

24. Cibinskiene A. (2010) Relation of Infrastructure Natural Monopolies and National Competitiveness. Ekonomika ir Vadyba-Economics & Managemen, (15), 62-67.

Received: 05.03.2018 Accepted: 11.05.2018 Published online: 27.07.2018

Наука

итехника. Т. 17, № 4 (2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.