Научная статья на тему 'Методологические особенности преподавания туристских дисциплин'

Методологические особенности преподавания туристских дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие образования / современное туристическое образование / преподавание исторических дисциплин / инновации в образовании / методологические особенности / development of education / modern tourism education / teaching of historical disciplines / innovations in education / methodological features

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суховская Дарья Николаевна, Гончарова Елена Николаевна, Срибная Татьяна Александровна

На данном этапе развития современного высшего профессионального образования необходимо уделять особое внимание поиску эффективных технологий, посредством которых будут реализована его цель и задачи. Особую значимость данный вопрос имеет в отношении таких новых специальностей, как туризм. Поэтому сегодня нужно постепенно отказываться от предметно-информационных методов образования и переходить к более прогрессивному профессионально-деловому типу. Кроме этого, образование должно быть опережающим, креативным, а его вектор нужно направить на совершенствование профессиональной специализации студентов профильных вузов. Для решения обозначенной задачи необходимо найти ответы на вопросы, поставленные технологией туристического образования. Только в этом случае выпускник образовательного учреждения получит не просто набор некоторых знаний, умений, навыков, а будет обладать профессиональным мышлением, в основе которого лежит понимание особенностей туристической отрасли. Современное туристическое образование в настоящее время активно развивается по всем направлениям, используя для этого инновационные методы. Действия в этом направлении обусловлены требованиями рыночной экономики, компьютеризацией образовательного процесса, новыми целями, поставленными государственными стандартами образования, в которых образовательный процесс представлен, как непрерывное действие, включающее в себя общеобразовательную школу, вуз, практическую деятельность с элементами самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суховская Дарья Николаевна, Гончарова Елена Николаевна, Срибная Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING TOURIST DISCIPLINES

At this stage of development of modern higher professional education, it is necessary to pay special attention to the search for effective technologies through which its goal and objectives will be realized. This issue is of particular importance in relation to such new specialties as tourism. Therefore, today it is necessary to gradually abandon the subject-information methods of education and move on to a more progressive professional-business type. In addition, education should be advanced, creative, and its vector should be directed to improving the professional specialization of students of specialized universities. To solve the designated problem, it is necessary to find answers to the questions posed by the technology of tourism education. Only in this case, a graduate of an educational institution will receive not just a set of certain knowledge, skills, and abilities, but will have professional thinking, which is based on an understanding of the features of the tourism industry. Modern tourism education is currently actively developing in all directions, using innovative methods for this. Actions in this direction are conditioned by the requirements of a market economy, computerization of the educational process, new goals set by state education standards, in which the educational process is presented as a continuous action, including a general education school, a university, and practical activities with elements of self-education.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности преподавания туристских дисциплин»

Методологические особенности преподавания туристских дисциплин

Суховская Дарья Николаевна,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник, кафедра туризма и гостиничного сервиса, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» E-mail: [email protected]

Гончарова Елена Николаевна,

кандидат социологических наук, доцент, кафедра туризма и гостиничного сервиса, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» E-mail: elena-suschenko@yandex. ru

Срибная Татьяна Александровна,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра туризма и гостиничного сервиса, ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» E-mail: [email protected]

На данном этапе развития современного высшего профессионального образования необходимо уделять особое внимание поиску эффективных технологий, посредством которых будут реализована его цель и задачи. Особую значимость данный вопрос имеет в отношении таких новых специальностей, как туризм. Поэтому сегодня нужно постепенно отказываться от предметно-информационных методов образования и переходить к более прогрессивному профессионально-деловому типу. Кроме этого, образование должно быть опережающим, креативным, а его вектор нужно направить на совершенствование профессиональной специализации студентов профильных вузов. Для решения обозначенной задачи необходимо найти ответы на вопросы, поставленные технологией туристического образования. Только в этом случае выпускник образовательного учреждения получит не просто набор некоторых знаний, умений, навыков, а будет обладать профессиональным мышлением, в основе которого лежит понимание особенностей туристической отрасли. Современное туристическое образование в настоящее время активно развивается по всем направлениям, используя для этого инновационные методы. Действия в этом направлении обусловлены требованиями рыночной экономики, компьютеризацией образовательного процесса, новыми целями, поставленными государственными стандартами образования, в которых образовательный процесс представлен, как непрерывное действие, включающее в себя общеобразовательную школу, вуз, практическую деятельность с элементами самообразования.

Ключевые слова: развитие образования, современное туристическое образование, преподавание исторических дисциплин, инновации в образовании, методологические особенно-

сти.

о

с

CJ

со

см

см

О)

Z

64

Мы проанализировали схемы современного туристического образования, потребности общества в этом образовательном направлении и выявили основные методы его реализации: [10, с. 199]

1. Презентация. Данный метод решает задачу дать обучающемуся набор конкретных знаний. При этом не учитываются такие приоритеты, как воспитание профессиональных качеств, обучение самостоятельному поиску и освоению знаний, получение навыков коллективной работы. Метод презентации сегодня применяется всё реже в практике образовательных учреждений.

2. Комплексный подход к подаче знаний с включением практической работы. В этом случае приобретаемые студентами знания ориентированы на решение типовых профессиональных задач.

3. Фундаметализация образования с включением в образовательный процесс обучение навыкам аналитико-исследовательской работы, стратегическому мышлению, способам выбора вариативности деятельности.

4. Самообразование. Посредством этого метода реализуется установка на непрерывное образование.

5. Тренинг. Сегодня это не перспективный метод образования, так как с его помощью обучающегося «натаскивают» на сдачу конкретного экзамена. Такой подход не позволяет трансформировать полученные знания в новые знания.

6. Предметно-информационное или профессионально-деловое образование. Первый метод подразумевает ограниченное получение знания о предмете и его ближайшем окружении. Второй метод рассчитан на перспективу и карьерный рост.

7. Широкопрофильное, профессиональное образование. Используется для подготовки в высших учебных заведениях бакалавров, магистров.

При выборе технологий образования, включая подготовку специалистов в туристической отрасли, необходимо ориентироваться на студента, главного участника образовательного процесса, на его мотивы, потребности, цели, возможности и способности, понимание картины мира. Обучающийся должен быть наделён правом выбора, в определённых рамках, содержания образования, его формы, сроков и применяемых технологий. Конечно, в этом ему будет необходимо помощь преподавателя. [6, с. 39]

Как известно, компетентности специалиста во время обучения в вузе более качественно фор-

мируются при условии использования технологии, активизирующих у учащихся поиск новых знании, желания использовать полученные знания на практике. В число таких технологии относят:

- способы проблемно-модульного обучения, представляющие собои учебные программы по определённому предмету, состоящие из целевых блоков-модулеИ: первый, нулевой блок, является введением в предмет, описывая его особенности, цели, задачи. Далее идут обучающие блоки в виде модулей, имеющих теоретическое содержание.

Общее число обучающих блоков зависит от количества учебных дисциплин, объёма учебного материала. Такие модули имеют сложную структуру: вход и введение в обучающий блок, компоненты обучения, учебный элемент, выход из блока. Такое деление нуждается в частичном или даже полном самостоятельном освоении учебного материала, для закрепления которого решаются типовые задачи самоконтроля в виде тестирования. При необходимости, по результатам самооценки, организуется коррекция результатов учебной деятельности: [1, с. 58]

- учебный элемент или модуль-резюме даёт обобщённые знания о конкретной дисциплине, формирует и реализует в учебной деятельности предметные, межпредметные связи;

- блок контроля, посредством которого оцениваются полученные студентом знания, умения;

- учебное исследование. Данная технология позволяет реализовать несколько видов учебной деятельности: постановка проблемы; варифи-кация; экспериментирование; формирования последовательности исследовательской работы; анализ полученных результатов; обобщение и выводы; рефлексия. Исследование требует от обучающихся разнообразных умственных действий, таких как:

- анализ, оценка достоверности, обобщение информации, классификация явлений, объектов и других, способствующих развитию исследовательских умений, интеллекта;

- построение коммуникаций в процессе дискуссии, спора, дебатов и т.п., с целью организации работы в группе с использованием принципа сотрудничества для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, культуры общения, умения выстраивать логическую цепочку доказательств и др.

Кроме этого, студенты высшей школы должны уметь разрабатывать и реализовывать проекты, прикладного, междисциплинарного характера. Содержания таких проектов должно соответствовать будущей работе обучающихся по специальности. Разрабатывая проекты, студенты используют следующие умственные действия: анализ проблемы, имеющийся информации; уточнение проблемы, теоретическая организация проекта, реализация проектной деятельности, рефлексия, коррекция результатов, проверка полученных данных, общая оценка результатов. [3, с. 62]

В современном образовании в преподавании туристических дисциплин используются игровые технологии. Это могут быть деловые игры, имитационные ситуации, ролевые сюжеты, в которых моделируются профессиональные проблемы. Посредством таких игр студенты учатся решать задачи, лежащие в основе их будущей профессиональной деятельности, развивая свои социально-профессиональные компетентности.

К другим эффективным способам обучения относят кейс-технологии, обеспечивающие вовлечение студентов в решение задач, характерных для своей профессии. Кроме этого, кейс-технологии позволяют включить в процесс обучения элементы исследования, активизировать у обучающихся стремление к самостоятельной учебной деятельности, развить индивидуальный стиль освоения знаний. [4, с. 61]

В последние годы преподавание туристических дисциплин всё больше стало опираться на электронные учебные издания (ЭИ), во многом копирующие традиционный учебник. Они содержат большой текстовой блок. Но есть и существенные отличия от бумажного учебника. В ЭИ широко представлен массив рисунков, иллюстраций, интерактивных моделей, контрольных вопросов, тестов к изучаемым темам. В том случае, если электронное учебное издание относиться к практикуму, в нём имеется справочная текстовая часть к которой студент может обратиться в случае возникновения затруднений при выполнении задания.

Однако, нужно понимать, что проблемы современного образования решить одними только учебниками, пусть даже самыми лучшими, нельзя. Необходимо создавать эффективные учебно-методические комплекты, которые можно использовать он-лайн и оф-лайн. В настоящее время информация в большей своей части предоставляется пользователю в цифровом виде, обрабатывается с помощью компьютерных программ, записывается на носители различного типа. Поэтому новаторская деятельность в сфере преподавания туристических дисциплин должна быть обращена на переработку содержания учебников с целью улучшения его качества. Наиболее перспективны в этом отношении компьютеризированные УМК, представляющие собой доступную информационную среду, в которой реализуется учебная, внеучебная деятельность, сочетая теоретические и практические задания, исследовательскую работу по каждой отдельной учебной дисциплине. [8, с. 9]

Информация, размещённая в цифровом виде, легко обрабатывается, копируется, транслируется, воспроизводится. Электронные учебные материалы способны кардинально изменить сам процесс обучения, значительно повысив его эффективность. Использование современных УМК дают возможность отказаться в какой-то мере от традиционной системы преподавания, обратив большее внимание на инновационные формы обучения,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

сделав сам учебный процесс более индивидуальным.

При множестве положительных качеств электронных учебников, необходимо отметить, что мультимедийный ряд не содержит полную информацию, имеющуюся в различных изданиях на бумажных носителях в виде текста, фото, схем и графиков. Это не позволяет использовать все функции современных УМК.

Основные материалы учебно-методических комплектов необходимо размещать на серверах образовательных учреждений, чтобы каждый студент мог в любой момент воспользоваться ими и получить нужную информацию в полном объёме.

уМк, это специфическая группа средств обучения, отображающая натуральные объекты, события, явления, которые описываются условными средствами. Внешнюю поддержку учебно-методических комплектов обеспечивают технические средства обучения, коммуникационные сети, натуральные объекты. Исходя из этого, преподаватель, обращаясь к той или иной педагогической технологии, выбирает не одно средство обучения, а целый комплекс средств.

Современный учебно-методический комплект имеет следующие преимущества: [12, с. 108]

- преподаватель экономит время на подготовку учебного занятия, эффективно использует аудиторное время, рационально сочетает технологии и формы обучения, выбирая их в зависимости от уровня подготовки студентов и учитывая не только возможности учебной группы, но и каждого обучающегося в отдельности;

- студенты получают возможность пользоваться чётко структурированным, полным, иллюстрированным и доступным учебным материалом в процессе подготовки к аудиторным занятиям и внеаудиторной учебной деятельности;

- материалы, размещённые на платформе УМК, позволяют обеспечить процесс контроля качества освоения студентами учебного материала, приобретения нового опыта, навыков научно-исследовательской деятельности.

На эффективность создаваемых с помощью информационных, коммуникационных технологий учебно-методических комплектов влияет качество проработки требований к образовательному продукту, технологических стандартов. Базы данных, собранные в различных УМК, должны обеспечить совершенно новые условия образования, новый уровень обучения, организованный на принципах информационной открытости, доступности, формализованных критериев оценки, интерактивного диалога. Эффективность деятельности в этом направлении определяется техлогическими, организационными факторами, а так же аргументированным подходим к их использованию. [5, с. 62] 5 В вузах, занимающихся подготовкой специали-5 стов в области туризма, практическая подготовка Я студентов состоит из блока практических занятий ° и блока производственной практики. В условиях ав глобализации общественных процессов во всём

мире, на современном рынке могут конкурировать только высококвалифицированные специалисты. Их квалификация оценивается уровнем теоретических знаний и наличием большого практического опыта.

В федеральном государственном стандарте образования студенты, обучающиеся по специальности «Туризм», проходят практику в реальных компаниях в течение 14 недель. Это примерно 8% от общего времени, отведённого на обучение в высшем учебном заведении. Если рассматривать зарубежный опыт, то в Испании студенты аналогичной специальности практические навыки получают в гораздо большем объёме. Практическая подготовка в этой стране занимает до 50% учебного времени.

На основании выше изложенного мы делаем выводы о том, что практическую подготовку отечественных студентов необходимо организовать так, чтобы практические действия отрабатывались в более полном объёме. При этом необходимо учитывать требования государственного образовательного стандарта. [2, с. 203]

Чтобы увеличить время практических занятий в общей структуре подготовки студентов, мы предлагаем привлекать обучающихся к выездной практике.

Выездное практическое занятие представляет собой процесс, объединяющий учебное занятие по конкретной дисциплине в рамках учебного плана и практическое занятие по изучаемой теме. Используя такую форму занятий, появляется возможность увеличить время практики до 20%.

Каждое занятие семестра имеет основу их межпредметных, интеграционных связей содержания обучения. Для познаний нового изучаемый объект делится на отдельные части. При этом может происходить и обратный процесс, отдельные части объекта собираются в единое целое. С помощью интеграции знания обобщаются и структурируются. Обобщение позволяет понять общее через изучение его составляющих компонентов. Обобщённые знания дают возможность обучающемуся более глубоко понять окружающую действительность. [7, с. 9]

Процесс обобщения можно сравнить с процессом интеграции. При этом нужно учитывать, что интеграция предполагает появление чего-то нового. Посредством интеграции научное знание выражается более чётко, экономно. Интегративное знание хорошо усваивается, удобно храниться, транспортируется, транслируется и используется в практической деятельности.

Таким образом, под интеграцией следует понимать способ сохранения единства мышления при исследовании многообразия содержания. Поэтому единое мировоззрение является предметом интеграции. Единое мировоззрение необходимо, чтобы сформировать в сознании индивида целостное понимание мира. Через целостность образовательного процесса студенты формируют в себе отношение к миру.

В учебной деятельности часто используют личностно-ориентированный подход, предполагающий создание учебной ситуации, в которой обучающийся будет ощущать себя субъектом. Сценарий таких ситуаций невозможно полностью разработать заранее. В нём всегда будут изменения. Однако, можно и нужно продумать образовательные, воспитательные ориентиры, схемы действий в той или иной ситуации. Так же нельзя до начала занятия определить всё его содержание. Можно только обозначить круг проблем, предлагаемых для рассмотрения студентами.

Организуя занятия посредством лично-ориентированного подхода, необходимо оценить степень открытости обучающихся, уровень их интуиции, наличие стереотипов, степень взаимопонимания в группе и другие качества.

В процессе анализа педагогической литературы, мы определили основные закономерности педагогических ситуаций, характерные особенности личностно-ориентированных ситуаций. Итоги нашей работы дали возможность разработать ситуацию, направленную на формирование профессиональный ценностей в ходе образовательного процесса, организованного в вузе по дисциплине «Туризм». [9, с. 182]

Ситуацию, посредством которой у студентов формируется комплекс профессиональных ценностей, нужно рассматривать, как сложное явление, повышающее качество усвоения учебного материала и мотивирующее обучающихся на познавательную деятельность, что в комплексе способствует формированию профессиональных ценностей.

Учебная ситуация, используемая для формирования профессиональных ценностей, требует постоянно возрастающей активности студентов, самостоятельных действий обучающихся, рефлексии, перехода от пассивных действий, зависимости от педагога к личной инициативе в познании нового, потребности в формировании профессиональных ценностей.

Инновационная практическая подготовка студентов не должна строиться исключительно на выездных практических занятиях. Необходимо дополнительно использовать потенциал производственной практики, факультативные занятия, повышающие эффективность производственной практики.

Под производственной практикой понимается особая форма учебного занятия, целью которого является освоение студентом профессиональных умений и навыков в условиях реального производственного процесса с решением профессиональных задач, обусловленных учебной программой.

Таким образом, производственная практика должна объединять все виды подготовки будущего специалиста и дать возможность студентам изучить особенности профессиональной деятельности, технологические процессы, формы управления персоналом, общую организацию труда и т.п.

Взяв за основу выше изложенное, мы пришли к пониманию, что такое инновационная практиче-

ская подготовка. Обобщим сделанные нами ранее выводы.

Под инновационной практической подготовкой необходимо понимать сознательное освоение личностью профессиональных ценностей, развитие потребностей в познании нового, совершенствовании духовных качеств, ориентированности на образовательную деятельность, включающую практические занятия, практики и факультативы. [11, с. 226]

Наше исследование подразумевает использование практической подготовки с элементами инноваций в виде специфической формы учебного процесса, направленного на формирование у студентов, изучающих дисциплину «Туризм», профессиональных ценностей.

Рассматривать инновационную практическую подготовку необходимо, как интегрированный процесс, составными частями которого являются практические занятия, практика в реальных производственных условиях и факультативные занятия.

Инновационная практическая подготовка достаточно новое явление в педагогике, в основе которого лежит создание педагогических ситуаций, актуальных для будущей профессиональной среды, в которую погружаются выпускники вузов.

Литература

1. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.М., Силина Е.Д. Основная образовательная программа как регламент подготовки профессиональных кадров для индустрии туризма // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 4/86. - С. 54-65.

2. Биттер Н.В. Учет региональных особенностей в формировании образовательных программ по туризму и гостеприимству в Алтайском крае // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. № 2. - С. 197-205.

3. Воробьева, Н.И. Методические проблемы преподавания дисциплины «Формирование туристских кластеров в России» / Н.И. Воробьева // Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью «Филигрань», 2020. - С. 58-63.

4. Гаджиева Е.А., Комиссарова Т.С. Опыт внедрения бизнес-ориентированной модели подготовки кадров для индустрии туризма/ Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса 2017. Т. 11. № 2. - С. 58-63.

5. Карченкова, Т.А. Современные образовательные технологии в преподавании дисциплины «Правовое обеспечение в туристской индустрии» / Т.А. Карченкова // Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2020. - С. 58-66.

6. Лагусев Ю.М., Творческая самореализация будущих бакалавров туризма в процессе изучения дисциплины «отечественный и зарубежный опыт организации услуг и обслуживания в индустрии туризма и гостепреимства» // Гуманитарные науки. 2022. № 2 (58). - С. 37-41.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

7. Пятилетова Л.В., Реализация компетентност-ного подхода в профессиональной подготовке специалиста в сфере туризма: образовательная траектория преподавания учебной дисциплины «Человек и его потребности» // Современное образование. 2020. № 2. - С. 1-11.

8. Рейстерман, Т.В. Базовая профильная информация в программах профессионального образования менеджеров туризма / Т.В. Рейстерман, В.Д. Чепик // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. -№ 5. - С. 5-13.

9. Санфирова, О.В. Модульные педагогические технологии в преподавании дисциплины «Экономика туристского рынка» / О.В. Санфиро-ва // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1(190). -С.176-185.

10. Тимошенко, Д.С. Инновационные педагогические технологии в преподавании туристских дисциплин в вузе / Д.С. Тимошенко, К.В. Немчи-на // Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. - С. 196-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Трофимов, Е.Н. Методическая специфика преподавания инновационного курса «Особенности многонациональной России и туризм» в туристском вузе / Е.Н. Трофимов // Химки: Общество с ограниченной ответственностью «Литературное агентство «Университетская книга», 2018. - С. 219-231.

12. Шпыря О.В., Андрейко М.Н. Развитие системы подготовки кадров в индустрии туризма и гостеприимства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 2. - С. 106-110.

METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING TOURIST DISCIPLINES

Sukhovskaya D.., Goncharova E.N., Sribnaya T.A.

Pyatigorsk State University

At this stage of development of modern higher professional education, it is necessary to pay special attention to the search for effective technologies through which its goal and objectives will be realized. This issue is of particular importance in relation to such new specialties as tourism. Therefore, today it is necessary to gradually abandon the subject-information methods of education and move on to a more progressive professional-business type. In addition, education should be advanced, creative, and its vector should be directed to improving the professional specialization of students of specialized universities. To solve the designated problem, it is necessary to find answers to the questions posed by the technology of tourism education. Only in this case, a graduate of an educational institution will receive not just a set of certain knowledge, skills, and abilities, but will have professional thinking, which is based on an understanding of the features of the tourism industry. Modern tour-

ism education is currently actively developing in all directions, using innovative methods for this. Actions in this direction are conditioned by the requirements of a market economy, computerization of the educational process, new goals set by state education standards, in which the educational process is presented as a continuous action, including a general education school, a university, and practical activities with elements of self-education.

Keywords: development of education, modern tourism education, teaching of historical disciplines, innovations in education, methodological features.

References

1. Anan'eva T.N., Ilyukhina G.M., Silina E.D. The main educational program as a regulation for the training of professional personnel for the tourism industry // Service in Russia and abroad.

2019. V.13. No. 4/86. - P. 54-65.

2. Bitter N.V. Taking into account regional characteristics in the formation of educational programs on tourism and hospitality in the Altai Territory // Questions of journalism, pedagogy, linguistics. 2020. No. 2. - PP. 197-205.

3. Vorobyova, N.I. Methodological problems of teaching the discipline "Formation of tourist clusters in Russia" / N.I. Vorobyova // Yaroslavl: Limited Liability Company "Filigree", 2020. - PP. 5863.

4. Gadzhieva E.A., Komissarova T.S. Experience in implementing a business-oriented model of personnel training for the tourism industry / Bulletin of the Association of Universities of Tourism and Service 2017. Vol. 11. No. 2. - PP. 58-63.

5. Karchenkova, T.A. Modern educational technologies in teaching the discipline "Legal support in the tourism industry" / T.A. Karchenkova // Omsk: Omsk State Transport University,

2020. - PP. 58-66.

6. Lagusev Yu.M., Creative self-realization of future bachelors of tourism in the process of studying the discipline "domestic and foreign experience in organizing services and maintenance in the tourism and hospitality industry" // Humanities. 2022. No. 2 (58). - PP. 37-41.

7. Pyatiletova L.V., Implementation of the competency-based approach in the professional training of a specialist in the field of tourism: educational trajectory of teaching the academic discipline "Man and his needs" // Modern education. 2020. No. 2. -P. 1-11.

8. Reisterman, T.V. Basic profile information in professional education programs for tourism managers / T.V. Reisterman, V.D. Chepik // Physical culture: upbringing, education, training. - 2018. - No. 5. - PP. 5-13.

9. Sanfirova, O.V. Modular pedagogical technologies in teaching the discipline "Economics of the Tourist Market" / O.V. Sanfiro-va // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. - 2018. -No. 1(190). - PP. 176-185.

10. Timoshenko, D.S. Innovative pedagogical technologies in teaching tourism disciplines at universities / D.S. Timoshenko, K.V. Nemchina // Voronezh: Publishing and Printing Center "Scientific Book", 2019. - PP. 196-203.

11. Trofimov, E.N. Methodological specifics of teaching the innovative course "Features of multinational Russia and tourism" at a tourism university / E.N. Trofimov // Khimki: Limited Liability Company "Literary Agency "University Book", 2018. - PP. 219231.

12. Shpyrya O.V., Andreyko M.N. Development of a personnel training system in the tourism and hospitality industry // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2018. No. 2. - PP. 106-110.

о с

u

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.