УДК 623.83
Методологические основы системы подготовки специалистов
для инновационной деятельности организаций и предприятий сферы питания
С.В. Новоселов, канд. техн. наук, профессор
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Л.А. Маюрникова, д-р техн. наук, профессор, И.С. Маковская, аспирант
Кемеровский технологический университет пищевой промышленности
Инновационное развитие организаций и предприятий сферы питания определяет актуальность подготовки специалистов для инновационной деятельности (ИД), инноваторов, имеющих способности и знания для организации и ведения разработки, производства и сбыта новых, новаци-онных пищевых продуктов и формирования потребительских предпочтений к инновационным продовольственным товарам, что определяет создание потребительского спроса.
Традиционная система подготовки специалистов для организаций и предприятий сферы питания (отрасли пищевой промышленности, тор-
Системообразующий потенциал федеральных программ «Ползуновские гранты» позволяет моделировать и развивать процесс подготовки специалистов для инновационной сферы.
говли и общественного питания) реализуется в системе «вуз - предприятие» на основе действующих стандартов и программ подготовки квалифицированных специалистов. В вузах имеется развитая система подготовки специалистов на основе дополнительного высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, которая также реализуется в системе «вуз - предприятие». Эти системы подготовки кадров характерны тем, что они обеспечивают достижение результативности в подготовке специалистов для ИД при партнерстве предприятий с вузом.
Ключевые слова: сфера питания; специалисты инновационной деятельности; программы подготовки кадров; инновационный проект.
Key words: nutrition sphere; experts of innovative activity; the professional training program; innovative project.
Отличительная особенность специалистов для ИД сферы питания состоит в том, что они приобретают умения на основе реализации процессов генерации знаний, новаций (новшеств, нововведений) и инноваций [2]. Такие специалисты отличаются умениями организации процесса познания, который является необходимым условием для специалиста ИД. Инновационная деятельность как процесс создания новаций и трансформации их в инновации на основе закономерностей инновационного цикла основана на творческом процессе, включающем разработку технико-технологического образа (ТТО) будущего новационного пищевого продукта (НПП), имеющего преимущества по сравнению с традиционными продовольственными товарами (аналогами, прототипами), и разработку организационно-экономического образа (ОЭО) будущего его производства, что синтезируется (ТТО и ОЭО) в виде инновационного проекта. Апробация инновационного проекта, имеющая эффект или эффективность, позволяет внедрять его, и тогда апробированный ТТО представляет собой новацию, которая в условиях эффективного производства и сбыта продукции становится инновацией.
Новационный продукт питания
в условиях ИД - это такой продукт питания, который имеет потенциал экономической эффективности в условиях ИД, оцениваемый специалистами-экспертами.
Инновационный продукт в условиях ИД- конкурентоспособный продукт, востребованный рынком, имеющий ТТО, подтвержденный авторскими правами на интеллектуальную собственность, и ОЭО, представленный в апробированном инновационном проекте.
Для реализации основных задач ИД в системе «наука и образование - производство - рынок» актуальна специальная система подготовки квалифицированных специалистов (см. рисунок), которая основана на двух подсистемах:
подготовка специалистов для ИД по специальным программам и дисциплинам для специальностей и направлений «Инноватика» и подобным характерна для обучения студентов в рамках вуза;
подготовка специалистов для ИД на основе системы федеральных программ «Ползуновские гранты» -«УМНИК» - «Старт» Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Государственный фонд).
Подготовка специалистов для ИД по специальности «Инноватика» и подобным этой включает перечень дисциплин, формирующих творческую личность, предусматривает практику студентов на инновационных малых и крупных предприятиях, в научно-исследовательских структурах вузов и научно-исследовательских институтов и в организациях инфраструктуры ИД (технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п.). Многие учебные программы вузов включают специальные дисциплины развития творческих способностей студентов, развития научно-технического творчества, умений использовать инструментарии (методы, методики, модели, технологии), обеспечивающие разработку технико-технологических и организационно-экономических образов будущего, их синтеза и имеющие определяющую значимость для специалистов ИД.
Результативность подготовки квалифицированных специалистов для ИД наиболее значимо проявляется в условиях системы федеральных программ «Ползуновские гранты» -«УМНИК» - «Старт», которые в региональных условиях организуют представительства Государственного фонда. Особенность этих программ заключается в том, что они позволя-
NEW TRAINING FORMS FOR FOOD INDUSTRY PROFESSIONALS
ют студентам, аспирантам, молодым ученым, предпринимателям сферы инновационной деятельности реализовать апробацию, как правило, разработанных авторами технико-технологических образов новационных пищевых продуктов в виде инновационных проектов и идей для практической реализации в региональных условиях.
Программы «Ползуновские гранты» - «УМНИК» - «Старт» формируют генерацию системы подготовки специалистов для ИД. Программа «Студенты и аспиранты - малому наукоемкому бизнесу» - «Ползунов-ские гранты» призвана подготовить кадры для научной и инновационной деятельности. Государственное управление программой (Минобр-науки РФ, Государственный фонд) определяет ее основные цели и задачи: повышение роли науки и образования для инновационного развития организаций и предприятий регионов страны; подготовку квалифицированных кадров для сферы научной и ИД; развитие инновационной деятельности для студентов, аспирантов и молодых ученых. Программа «Ползуновские гранты» впервые была организована на базе Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова и Государственным фондом в 1996 г. Отбор инновационных проектов проводится на конкурсной основе комиссией с учетом результатов экспертизы и с учетом приоритетов и на основании критериев: наличие научно-технической новизны в заявке проекта; коммерциализация новаци-онной продукции; организационно-экономическая устойчивость субъекта инновационного предпринимательства.
Наряду с экспертной оценкой научной значимости, актуальности и перспективности представленных на конкурс работ учитывалась реальность выполнения заявок, включая спрос на продукт. В конкурсе участвуют соискатели университетов, вузов, НИИ. С 1997 г. программа «Ползуновские гранты» получила статус государственных грантов, а особенностью ее стало то, что заявки принимались от студентов, аспирантов, молодых ученых вузов, НИИ. Основная задача конкурса - создание стимулов к коммерциализации разработок, предоставление возможностей студентам и аспирантам для проведения исследований, направленных на развитие ИД. Конкурс инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых обеспечивает: научно-образовательную форму подготовки специа-
листов и высококвалифицированных кадров для инновационной сферы; формирование банка инновационных проектов для их развития и применения; исследование и апробацию инновационных направлений работы в разных областях знаний и их интегрирование.
Анализ результатов программы показывает ее востребованность и развитие. Полученный опыт отражает технологическое формирование процесса разработки и апробацию внедрения новейших достижений науки и техники при подготовке квалифицированных кадров для инновационной сферы. Высокий уровень организации, обширная география участников, полученные результаты позволяют рассматривать программу как модель технологии подготовки специалистов для инновационной сферы. Особенно важна апробация внедрения разработок в виде инновационных проектов и идей в производство на малом инновационном предприятии (МИП) . Основные критерии конкурсного отбора заявок -новизна разработки и коммерциализация продукции, выполнение НИ-ОКР и спрос на новый продукт. При этом программа реализует цель -вовлечение талантливой молодежи в инновационную сферу деятельности. В период 1996-2010 гг. лауреатами программы «Ползуновские гранты» стали сотни молодых специалистов из разных регионов страны, многие из которых в дальнейшем явились успешными в программах «УМНИК» и «Старт».
В 2006 г. Государственный фонд при поддержке Минобрнауки РФ объявил о программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»), которая призвана предоставить возможность молодым потенциальным инновато-рам проверить себя в ИД путем реализации их первых инновационных идей, проектов. Большая часть результатов работы по программе «УМНИК» имеет потенциал для развития в рамках программы «Старт», что стало основой для разработки и запуска в 2010 г. программы «УМНИК, на Старт» с 2010 г.
Динамика выигранных и реализуемых по программе «Старт» инновационных проектов малых инновационных предприятий (МИП) по направлению Н5 (биотехнологии, сельское хозяйство, пищевая промышленность) отражает инновационный потенциал в сферы питания и перспективы его развития в региональных условиях. На базе отечественной интеллектуальной собственности вузов создаются МИП в
соответствии с ФЗ № 217, которые призваны обеспечить подготовку кадров для ИД, формировать технологический рынок (рынок интеллектуальной собственности) и реализовать апробацию инновационных проектов на основе новейших достижений науки и техники для развития инновационной экономики, экономики, основанной на знаниях.
Анализ состояния МИП, работающих по программе «Старт» (20032011 гг.) в региональных условиях, отражает положительное влияние этой работы на развитие ИД. Формируется сектор МИП, выполняется апробация инновационных идей и проектов, осуществляется подготовка квалифицированных специалистов для ИД. Однако очевидно снижение количества подаваемых заявок, выявлены основные причины этого: повышение качества проработки авторами-заявителями материалов инновационного проекта и самой заявки; ограниченность специалистов для ИД и инновационной сферы в целом; несформированность технологического рынка (рынка интеллектуальной собственности) в условиях региона; ограниченность новацион-ных разработок, роста задела научно-технических разработок; наличие сформированного спроса на создаваемую новационную продукцию.
Экспертиза инновационных проектов по программам «УМНИК» и «Ползуновские гранты» позволяет получить их оценку, что дает авторам-заявителям возможность принять обоснованное решение о перспективах. Участие в этих программах -хорошая «предстартовая» возможность для молодых ученых, аспирантов и студентов, что позволяет довести инновационные идеи до требований программы «Старт» и апробировать их; при реализации инновационного проекта обеспечить социально-экономическое положение авторов, мотивирующее их к ИД; проводить специализацию на основе общения со специалистами Государственного фонда при выполнении инновационных проектов.
Системообразующий потенциал федеральных программ «Ползунов-ские гранты», «УМНИК», «Старт», выступающие внешним стимулом и одновременно методологической основой, позволяет моделировать и развивать процесс подготовки специалистов для инновационной сферы. Система этих программ обеспечивает процесс целеполагания на уровне управления университетом, факультетом, кафедрой, а также при планировании, выборе форм и методов организации НИР студентов,
с; о: m
.С- и S.
Система подготовки специалистов для ИД организаций и предприятий сферы питания
Подготовка специалистов по спецпрограммам и дисциплинам для специальностей «Инноватика» и т.п.
Подготовка специалистов на основе системы
программ «Ползуновские гранты» -«УМНИК»-«Старт»
Система «университет, вуз - малое инновационное предприятие (МИП) - рынок»
IP э
с с ш ш
О S
с 4
го си
ю -8- : О s ;
0 У
S О
и
Система «наука и образование - производство - рынок»
Принципиальная схема системы подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере питания
профессиональной подготовки студентов и аспирантов. Результатом работы студентов, аспирантов и молодых ученых в МИП стала апробация идей инновационных проектов, направленных на вывод нового продукта на рынок. Работа с Государственным фондом обеспечивает для региона создание системы стимулирования сектора МИП и наукоемкого бизнеса. Часть рисков инновационных проектов снимают программы, а бизнес берет все риски, но и всю прибыль.
Анализ ИД в региональных условиях, основанной на федеральных программах Государственного фонда, показывает то, что формируется триединая сущность модели подготовки специалистов для инновационной сферы в системе программ «Ползуновские гранты - УМНИК -Старт». Такая система характеризуется подготовкой квалифицированных кадров для инновационной сферы и апробацией их инновационных идей. Интеграция этих программ -системообразующий потенциал при формировании внутри- и межвузовской модели подготовки кадров для инновационной сферы в региональных условиях, которая образует и интегрирует генерацию знаний, новаций и инноваций. В процессе развития вузов на основе интеграции учебно-научно-инновационных видов деятельности представленная методологическая основа позволяет обеспечить качественный рост основных задач вуза, развивается система подготовки специалистов для работы в инновационной сфере, формируется кадровый состав молодых специалистов для ИД.
По результатам мониторинга МИП, работающих по программам поддержки ИД и исследования его результатов, сделаны основные выводы:
программы инновационного развития организаций и предприятий в
региональных условиях выполняют актуальную для развития ИД функцию государственного регулирования и финансовой поддержки инно-ваторов. В условиях рыночных форм хозяйствования в региональных условиях программы Государственного фонда обеспечивают формирование технологического рынка, что является актуальной задачей для развития экономики, основанной на знаниях, формируют в регионах сектор наукоемкого бизнеса, интегрированный с регионами;
особенность опыта ИД в региональных условиях - формирование системы программ «Ползуновские гранты», «УМНИК», «Старт» и им подобным. Такая система решает многие задачи ИД, включая обеспечение подготовки специалистов для инновационной сферы и поддержку инновационных идей и проектов, обеспечивает активность подготовки интеллектуальной собственности;
студенты, аспиранты, молодые ученые, имеющие поддержку по программам Государственного фонда, отличаются активным участием в разных конкурсах, выставках и т.п., где их разработки получают дипломы, премии и др., что формирует молодых специалистов для ИД и служит фактором для развития ИД.
Таким образом, обоснованно введение новых факторов в системе товародвижения новых, новационных продуктов питания:
кадры инновационной сферы как фактор в условиях ИД - специалисты ИД в сфере питания, охватывающие специфику вопросов разработки, производства и реализации нового товара, новационного продукта или же их улучшенных вариантов (модификаций) в отраслевых и/ или региональных условиях;
инновационная идея как фактор в условиях ИД - возможность
разработки, производства и реализации нового товара, новационного продукта или же их улучшенных вариантов (модификаций), оцениваемых потребительскими предпочтениями и товароведными свойствами, которые определяются с учетом рыночного спроса существующего и формируемого.
Особенность специалистов инновационной сферы - профессиональные знания, характерные для сферы питания, и умения, характеризующие процессы познания, исследования, апробации новационных пищевых продуктов. Как правило, в условиях ИД речь идет о команде талантливых специалистов, умеющих и перспективно мыслить, и обладающих профессиональным опытом как в сфере питания, так и в инновационной сфере. Такие команды специалистов ИД призваны генерировать знания, новации, инновации. Университеты, вузы являются центрами научно-технического развития, источником подготовки квалифицированных специалистов для ИД. В современных условиях повышается роль ИД, а система «наука и образование- производство - рынок» рассматривается как наиболее перспективная для повышения уровня качества жизни людей. На основе этой системы актуально учитывать кадры для инновационной сферы как фактор в условиях ИД, который формирует и реализует инновационные идеи. При этом актуально развитие ИД в сфере питания в региональных условиях на основе программ Государственного фонда, которые формируют кадры для инновационной сферы и обеспечивают им условия апробации инновационных идей и проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маюрникова, Л.А. Анализ инновационного развития сферы питания/ Л.А. Маюрникова, Н.И. Давыденко, С.В. Новоселов//Пищевая промышленность. - 2011. - № 5. - С. 16-18.
2. Маюрникова, Л.А. Теоретические аспекты инновационного развития пищевой отрасли по приоритетным проектам в региональных усло-виях/Л.А. Маюрникова, С.В. Новоселов/Хранение и переработка сельхозсырья. - 2007. - № 12. -С. 8-11.
3. Новоселов С.В. Роль научно-инновационной деятельности в подготовке специалистов для пищевой и перерабатывающей промышленнос-ти/С.В. Новоселов, Л.А. Маюрнико-ва//Пищевая промышленность. -2009. - № 11. - С. 30-32.