Научная статья на тему 'Методологические основы сбалансированной системы показателей стратегического развития вузов'

Методологические основы сбалансированной системы показателей стратегического развития вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вуз / сбалансированная система показателей / стратегическое развитие / перспективы развития. / Higher educational institution / balanced scorecard / strategic development / prospects of development.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е М. Егорова

Рассматриваются методологические аспекты сбалансированной системы показателейкак ведущего стратегического инструмента и основы учетно-информационного обеспеченияменеджмента в реализации долгосрочных целей вуза по повышению качества и инновацион-ности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological foundations of balanced scorecard strategic development of higher educational institutions.

Methodological aspects of the balanced scorecard as the leading strategic tool and basis of accounting and information support of management in the long-term goals of the Higher educational institution to improve the quality and innovativeness of the educational process are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Методологические основы сбалансированной системы показателей стратегического развития вузов»

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 657.1:378

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ

Е.М. Егорова, доктор экономических наук Волгоградский государственный аграрный университет

Рассматриваются методологические аспекты сбалансированной системы показателей как ведущего стратегического инструмента и основы учетно-информационного обеспечения менеджмента в реализации долгосрочных целей вуза по повышению качества и инновационности образовательного процесса.

Ключевые слова: вуз, сбалансированная система показателей, стратегическое развитие, перспективы развития.

Детерминированная институциональная среда, ориентируя вузы на инновационный путь развития и наращивание стратегических конкурентных преимуществ на образовательном рынке, обусловила многогранность и сложность управленческих задач, поиск новых методов управления и разработку адекватных им учетных инструментов и методик.

В настоящее время одним из ведущих стратегических учетно-аналитических инструментов менеджмента вузов должна выступать сбалансированная система показателей (ССП), позволяющая рассматривать их миссию и общую стратегию через систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень достижения этих целей [3, с. 24].

Р. Каплан и Д. Нортон - разработчики концепции ССП - указывают, что «для современных управленческих программ, инициатив и изменений действующая система бухгалтерского учета и отчетности является тисками» [3, с. 11]. Эти системы... «не годятся для управления и оценки деятельности компаний в век информации, которая направлена на создание стоимости, посредством инвестирования в клиентов, поставщиков, работников, производство, технологию и инновационные проекты» [3, с. 12].

Действительно, учет нематериальных активов и неиспользованных возможностей представляется особенно необходимым, поскольку именно эти активы, а не традиционные материальные, являются решающими для успеха вуза в условиях жесткой конкуренции. Имея возможность учесть нематериальные активы и потенциальные возможности, вуз может работать над их увеличением и усовершенствованием [1]. Однако трудности, связанные с точной и достоверной финансовой оценкой нематериальных активов (инновационные возможности, опыт, интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава как основного источника устойчивого создания стоимости образовательных услуг, информационные системы и др.), свидетельствуют о том, что они, в ближайшее время, не найдут своего отражения в бухгалтерском балансе. Именно «противоречие между непреодолимой силой, направленной на создание широких конкурентных возможностей, и неповоротливой моделью финансовой бухгалтерской отчетности» [3, с. 12] актуализирует необходимость внедрения ССП в учетноуправленческую практику вуза «как центральную организационную схему процессов управления» [4, с. 23], ориентированную на повышение качества образования и постоянное улучшение всех бизнес-процессов.

204

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Характеристика базовых понятий ССП представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика базовых понятий ССП

Понятие Определение

Сбалансированная Увязка стратегического, тактического и оперативного управления. Совокупность и ценность финансовых и нефинансовых показателей. Взаимосвязь прошлых и будущих результатов. Интеграция отдельных подсистем, компонентов и перспектив ССП. Баланс внутренних и внешних аспектов деятельности

Система Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единую функциональную систему, предназначенную для решения определенных задач и достижения определенных целей

Показатели Количественные и/или качественные измерители, характеризующие состояние объекта управления

Принципиальные преимущества ССП от других системных методов заключаются в следующем:

- возможность связывания стратегических целей с оперативными действиями, позволяющими реализовать стратегию;

- использование для оценки деятельности нефинансовых показателей (наряду с финансовыми показателями), связанных с нематериальными активами и информацией, что способствует комплексной оценке и возможности их учета и мониторинга в качестве объектов управленческого учета;

- своевременное реагирование на изменения в бизнес-процессах, не соответствующие стратегии, посредством различия показателей измеряющих достигнутые результаты и отображающих процессы по достижению этих результатов.

ССП позволяет скоординировать разрабатываемые цели и мероприятия со стратегическими приоритетами и миссией вуза, помогая решать две ключевые проблемы: эффективно оценивать результаты деятельности вуза; успешно реализовывать стратегию.

Реализация стратегии осуществляется посредством трансформации миссии в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели, представляющие собой баланс между внешними отчетными данными для учредителей, потребителей услуг и др. заинтересованных сторон и внутренними характеристиками наиболее значимых бизнеспроцессов, инноваций, роста вуза. Это, по сути, баланс между показателями результатов прошлой деятельности, поддающихся количественному учету и субъективных, в некоторой степени произвольных параметров будущего роста вуза.

Методологические и организационно-методические аспекты построения ССП в вузе представлены в таблице 2.

ССП определена автором как основа управленческой учетно-аналитической системы вуза, как система определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей его стратегического развития.

Основная цель построения ССП в вузе заключается в информационном содействии системе управления вуза в реализации его стратегических целей и задач, посредством построения, оценки и мониторинга разработанной сбалансированной системы финансовых и нефинансовых показателей эффективности деятельности и достижения показателей вуза.

205

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица 2 - Методологические и организационно-методические аспекты ССП как основы учетно-аналитической системы вуза

Аспект Описание

Цель Сбалансирование финансового и нефинансового потенциала вуза со стратегическими целями развития. Информационное содействие системе управления вузом в реализации стратегий

Задачи Обеспечение всех сотрудников и всех уровней управления вуза учетно-аналитической информацией о результатах деятельности вуза по достижению стратегических целей, в разрезе целевых финансовых и нефинансовых показателей развития

Функции Информационно-прогнозная, информационно-контрольная, информа-ционно-координирующая, информационно-аналитическая, информа-ционно-регулирующая, информационно-регламентирующая, нормативная, информационно-мотивационная

Объекты -Цели и целевые показатели развития вуза, в разрезе различных аспектов: общественная значимость, потребители и др. заинтересованные стороны, внутренние бизнес-процессы, инфраструктура и сотрудники, финансы. -Система управления вуза, обеспечивающая достижение целей в разных аспектах функционирования вуза

Предмет Процесс построения учетно-аналитической системы для получения информации в целях стратегического управления деятельностью вуза, включающей в себя все основные, обеспечивающие и управленческие процессы, с точки зрения взаимосвязанных и сбалансированных перспектив развития

Принципы Научность, системность, комплексность, сбалансированность, каскадирование, декомпозиция, согласованность, оптимальность, бифур-кационность, информационная доступность

У четны е инструменты Бухгалтерские, аналитические, контрольные, организационные инструменты, охватывающие все направления деятельности вуза и формирующие многоуровневую систему взаимосвязанных частных и обобщенных показателей

Применяемая учетная технология Сбор, обработка, оценка, отражение, анализ учетной информации, контроль, мониторинг, прогнозирование

Пользователи Сотрудники, все уровни управления вузом, все заинтересованные стороны (стейкхолдеры)

Форма представления учетноаналитической информации Формализованные отчеты: для внутреннего пользования вуза (разных периодов и уровней формирования); по проектам, программам, бизнеспроцессам вуза; для целей государственных оценочнорегламентирующих процедур (лицензирования, аттестация, аккредитация и др.)

Базируется ССП вуза на системе принципов, являющихся основанием для определения ее направлений, связей, структуры и уровней:

- научность - предполагает раскрытие сущности стратегической цели и процесса вуза, определяемого показателем, а также применение научно-обоснованных методов для расчета, анализа и мониторинга последнего;

- системность - определяемая как комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи, связана с построением ССП, отражающей и оценивающей разные аспекты функционирования вуза как подсистем единой вузовской системы, а также самого вуза как части системы высшего профессионального образования РФ и части социальнообщественной системы;

206

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- комплексность - неразрывно связана с системностью, предполагает, при построении системы показателей всесторонний учет и анализ факторов внешней и внутренней институциональной среды функционирования вуза;

- сбалансированность - предполагает вертикальную и горизонтальную интеграцию между отдельными подсистемами, компонентами, перспективами ССП, обеспечивающую последовательную разработку и реализацию целей на основе причинноследственных связей;

- каскадирование - связано с распространением, методом «каскада», общих стратегических целей и задач вуза на более низкий организационный уровень, уровень конкретных инициатив и показателей подразделений, групп, «карманных ССП» каждого работника;

- декомпозиция - тесно связана с каскадированием в части проецирования показателей на подразделения организационной структуры вуза, предполагает возможность разложения сложных показателей, ответственности, источников данных, процессов сбора показателей и обратной связи, а также уровня автоматизации этих процессов для каждого показателя на нижние уровни планирования и учета;

- согласованность - предполагает четкую причинно-следственную связь и согласованность всех показателей ССП со стратегическими целями вуза в разных направлениях (перспективах) развития;

- оптимальность - требует оптимального соотношения информационной ценности того или иного показателя и затрат на его получение;

бифуркационность - ввиду развития внешней и внутренней среды функционирования вуза, появляются новые цели и перспективы, а, значит, меняется состав, структура, формат и значение показателей, что позволяет рассматривать ССП с позиций конструктивного и позитивного развития;

- информационная доступность - связана с информированием каждого работника о целях и показателях ССП, с целью повышения его заинтересованности в стратегии вуза и ее реализации.

Важной методологической характеристикой ССП является возможность ее наложения на деятельность конкретного вуза с учетом современных комбинаций его параметров, расширением перспективных проекций и корректировки иерархий, предложенных Р. Капланом и Д. Нортоном.

Цели, перспективы, показатели данной системы формируются, конечно же, в зависимости от мировоззрения и стратегии каждого конкретного вуза.

Представляется, что для вуза, рассматривающего долгосрочной целью повышение качества и инновационности образовательного процесса, в структуре ССП следует выделить пять основных, взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно его характеризующих: 1) общественная значимость; 2) потребители и другие заинтересованные стороны; 3) внутренние бизнес-процессы; 4) инфраструктура и сотрудники; 5) финансы [2, с. 125].

Таким образом, объектом ССП выступают стратегические цели развития вуза и функционирование управленческой системы, определяющей и обеспечивающей тактику их достижения, в разрезе пяти основных аспектов функционирования.

207

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МИССИЯ: Создание инновационного вуза, занимающего ведущие позиции в области подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, обладающих высокими профессиональнокультурными качествами

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Формирование и развитие высоких профессионально - нравственных качеств в условиях интеграции в мировое образовательное, научное, общественно-политические пространство

I

ПОТРЕБИТЕЛИ И ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

Характеристика образовательного и научного продукта (услуг)

низкая

цена

наличие

(доступ

ступ-

НОГ.ТМ

высокое

качество

широкий

выбор

высокая инновационность

перспективность на рынке труда

Удовлетворенность потребителей и др* заинтересованных сторон

Взаимоотношения

надежное

партнерство

индивидуальный

подход

позитивное

отношение

Имидж

безупречная

репутация

узнаваемый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тренд

ВНУТРЕННИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Образовательный процесс -Развитие и внедрение продуктовых (новые образовательные программы, специальности и г.д.), организационных и технологических инноваций -Высокое качество процесса -Создание новой потребительской ценности -Повышение эффективности процесса -Оптимизация и результативность процесса -Обеспечение процесса ресурсами Научно-исследовательский процесс -Расширение спектра и повышение уровня конкурентоспособности прикладных научных исследований по приоритетным направлениям -Гармоничная интеграция с образовательным процессом -Повышение эффективности и результативности процесса -Обеспечение процесса ресурсами

Процессы управления -Эффективное управление качеством всех процессов в вузе -Стратегическое планирование -Аттестация и аккредитация вуза - Стратегический анализ -Оптимизация и результативность процессов -Высокое качество процессов

Обеспечивающие процессы -Развитие и внедрение организационных и технологических инноваций -Высокое качество процессов -Оптимизация и результативность процессов -Обеспечение процессов ресурсами

t Т Т “

ИНФРАСТРУКТУРА И СОТРУДНИКИ

Человеческий капитал

Квалифицированный, мотивированный персонал. Стратегическое соответствие знаний, умений и навыков

ИнформациоЕшый капитал

Современные информационные системы, сети и технологии, базы данных

Организационный капитал

Процессно-ориентированная организационная структура, организационная культура, ориентированная на инновации и результат

ФИНАНСЫ

Максимально полное и эффективное использование активов (ресурсов)

Профессиональный финансовый менеджмент.

Оптимальная структура издержек. Повышение эффективности и результативности затрат.

Увеличение дохода от образовательной деятельности. Рост прибыли.

Увеличение дохода от диверсифика-ционной деятельности

Рисунок 1 - Схема стратегической карты целей вуза 208

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Особую значимость для вуза имеют перспективы «внутренние бизнес-процессы», «инфраструктура и сотрудники». Они являются движущей силой стратегии, описывающей алгоритм ее претворения в жизнь. Эффективные и последовательные бизнес-процессы определяют, как создать устойчивую потребительскую стоимость. Перспектива «Инфраструктура и сотрудники» представляет собой как раз те, упомянутые ранее, нематериальные активы, которые определяют конкурентоспособность и успех вуза в долгосрочной перспективе: человеческий капитал - знания, умения, навыки и профессионализм всех категорий персонала и особенно профессорско-преподавательского; информационный капитал - информационные системы, сети и технологии, базы данных; организационный капитал - рациональная организационная структура и организационная культура, накопленные компетенции в области управления персоналом, управления знаниями, стиль лидерства и т.п.

Развитие персонала, серьезные инвестиции в информационные технологии и системы, а также усовершенствование организационных процедур являются генераторами инноваций и модернизации внутренних бизнес-процессов на пользу потребителям образовательных услуг и общества в целом.

Общественная и финансовая перспективы, а также перспектива «потребители и др. заинтересованные стороны» в ССП - это итоги, которые вуз намерен достичь в будущем.

Для визуализации представления причинно-следственных связей между основными элементами стратегии вуза и ее реализации на основе ССП, детализации системы показателей, иллюстрации динамики стратегического развития, для более четкой фокусировки на основные направления совершенствования бизнес-процессов необходимо формирование стратегических карт.

На рисунке 1 отражена разработанная автором общая схема стратегической карты вуза, демонстрирующая создание вузом потребительской ценности и представляющая собой некий контрольный список стратегических целей и их взаимодействий.

Построение стратегических целей вуза следует осуществлять сверху вниз, от общих целей к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции.

Рисунок 2 - Схема трансформации стратегических целей вуза в тактические и оперативные действия подразделений и сотрудников

209

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Таким образом, стратегические цели и приоритеты вуза формулируются в виде целей и оперативных задач бизнес-процессов, подразделений, сотрудников. Т.е. происходит трансформация стратегических целей вуза в тактические и оперативные действия, позволяющие воплотить стратегию (рис. 2). Оперативные задачи подразделений и сотрудников также группируются по определенным в вузе перспективам.

Основная выгода от ССП заключается в том, что все структурные подразделения вуза начинают двигаться в одном направлении, поскольку возникает единое понимание стратегии на всех уровнях управления.

_________Таблица 3 - Сбалансированная система показателей вуза (фрагмент)_________

Стратегические задачи и показатели Перспектива «Общественная значимость» -Развитие системы обеспечения качества образования -наличие аккредитации зарубежными специализированными агентствами -уровень признания деятельности вуза профессиональным сообществом Перспектива «Пользователи и др. заинтересованные стороны» -Удовлетворение потребностей и интересов потребителей и др. заинтересованных

взаимодействующих сторон

-количество действующих направлений взаимодействия со стейкхолдерами -уровень информационного обеспечения взаимодействия -уровень удовлетворения интересов потребителей образовательных услуг Перспектива «Внутренние бизнес-процессы» -Качественные, оптимальные, эффективные и результативные бизнес-процессы Образовательный бизнес-процесс -количество новых инновационных образовательных продуктов

-ускорение выхода на образовательный рынок новых инновационных образовательных продуктов

Научно-исследовательский бизнес-процесс

-количество инновационных процессов в рамках научно-исследовательской деятельности -наличие аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов

Обеспечивающие бизнес-процессы

-количество инновационных процессов в рамках обеспечивающей деятельности -уровень материально-технического обеспечения процессов вуза, по отношению к нормативным значениям, %

Управленческие бизнес-процессы -уровень управления качеством процессов в вузе

-доля руководителей и специалистов, осуществивших повышение квалификации в области современных методов управления в системе образования, в т.ч. стратегических Перспектива «Инфраструктура и сотрудники» -

______Высокая квалификация персонала, современная инновационная инфраструктура____

- количество докторов и кандидатов наук, чел.

-наличие специальных профессиональных компетенций (в т.ч. стратегических)

-уровень организационной культуры

Перспектива «Финансы» -Устойчивое финансовое положение

-объем внебюджетных средств, приходящихся на одного преподавателя (штатного), тыс. руб. -уровень использования активов (ресурсов) (остаточная прибыль, экономическая добавленная стоимость, оборачиваемость активов, рентабельность активов, коэфф.)

210

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Поскольку сложность, многообразие и разная направленность внутренних процессов вуза не могут быть охарактеризованы одним универсальным показателем, нами выделены и сгруппированы показатели, сбалансированная совокупность которых позволяет всесторонне оценить развитие вуза и представляет собой необходимый инструментарий формирования информационной базы ее мониторинга, выявления и мобилизации внутренних резервов и достижения, в конечном счете, наиболее конкурентной стратегической позиции (табл. 3).

Показатели следует рассматривать как цепь взаимозависимых составляющих, расположенных в иерархическом порядке следования перспектив (сверху вниз), а не как набор независимых параметров вуза.

При этом ССП раздвигает горизонт целей каждого вуза далеко за рамки финансовых показателей, дополняя систему финансовых учетных параметров, уже свершившегося прошлого, системой нефинансовых учетно-оценочных показателей перспектив развития.

Каждый показатель ССП должен удовлетворять следующим требованиям: адекватность цели; содержательность (должен иметь смысл и быть понятным); измеримость (возможность измерить значение); минимальность (должен состоять из наименьшего числа частных показателей); полнота (должен полно отражать цель и результаты деятельности).

В свою очередь система учетных сбалансированных показателей должна обладать следующими свойствами: отвечать современным требованиям к системам показателей оценки деятельности вуза; учитывать общие тенденции разработки подобных систем и их развитие; способствовать совершенствованию технологии эффективного управления вузом; повышать объективность и значимость решений по функционированию современного вуза.

Показатели перспективы «Общественная значимость» определяют, каким должен быть вуз, чтобы удовлетворять общественным интересам.

Показатели перспективы «Потребители и др. заинтересованные стороны» оценивают степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и научноисследовательской продукции как источник устойчивого создания потребительской ценности, а также сохранение и расширение их количества.

В категорию «Потребители и др. заинтересованные стороны» мы включаем всю совокупность составляющих деловых, долгосрочных и целенаправленных взаимоотношений вуза во внешней и внутренней среде, все сообщество, заинтересованное в эффективном функционировании вуза: студентов; родителей; выпускников; работодателей; государство; персонал вуза; представителей профессионального сообщества и рынка образовательных услуг; представителей органов власти и т.д.

Показатели перспективы «Внутренние бизнес-процессы», т.е. показатели рациональной организации бизнес-процессов вуза, отражают создание потребительской ценности образовательных услуг.

Показатели перспективы «Инфраструктура/сотрудники» описывают нематериальные активы вуза и их роль в реализации стратегии, определяют, какие сотрудники (особенно профессорско-преподавательский состав), знания, технологии, ресурсы необходимы для обеспечения эффективности основных процессов вуза.

Показатели перспективы «Финансы» отражают, каких значений финансовых показателей должен добиться вуз, чтобы обеспечить финансовую устойчивость и благополучие.

211

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Для каждой цели следует разрабатывать результирующие и формирующие показатели. Результирующие показатели характеризуют степень достижения цели, позволяют проводить итоговый анализ ее достижения. Формирующие показатели отражают усилия, направленные на достижение цели, позволяют осуществлять мониторинг и оперативный анализ отклонений.

Таким образом, на основе ССП вуза, «руководитель имеет возможность определить, как организация работает над созданием стоимости для сегодняшних и будущих клиентов и что следует предпринять для того, чтобы расширить внутренние возможности и увеличить инвестиции в персонал, бизнес-системы и процедуры с целью совершенствования своей деятельности в будущем» [4 с. 14].

Библиографический список

1. Егорова, Е.М. Контуры стратегического управленческого учета в высшем учебном заведении [Текст]/Е.М. Егорова // Экономика образования. - 2010. - № 2. - С. 96-99.

2. Егорова, Е.М. Концепция управленческого учета в вузах [Текст]: монография /Е.М. Егорова. - Волгоград: Волгоградская ГСХА, 2012. - 379 с.

3. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] /Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. - 2-е изд., испр. и доп./ Пер. с англ. М. Павловой. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 320 с.

4. Каплан, Роберт С. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты [Текст]/ /Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 512 с. : ил.

E-mail: [email protected]

УДК 631.145:338.43(470.45)

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Р.Н. Муртазаева, доктор сельскохозяйственных наук, профессор С.Е. Алифанова, аспирант

Волгоградский государственный аграрный университет

В статье рассматриваются подходы к оценке современного состояния и направления развития хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики Волгоградской области.

Ключевые слова: проект; системные процессы; семейный микробизнес; развитие и модернизация; хозяйствующие субъекты; аграрный сектор.

В современных экономических условиях особо остро ставится вопрос о необходимости применения стратегии развития хозяйствующих субъектов аграрного сектора путем модернизации. Эффективное использование ресурсов, глубокая их переработка определяет подходы к формированию теоретических и практических идей модернизации. Волгоградская область имеет развитое сельскохозяйственное производство и является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. В структуре производства продукции сельского хозяйства около 73 % приходится на продукцию растениеводства и 27 % - на животноводство. Площадь сельхозугодий в АПК Волгоградской области составляет 8,8 млн га, в. т. ч. 5,6 млн га пашни. По размерам сельхозугодий регион занимает третье место в составе субъектов РФ. В агропромышленном комплексе региона создается более 10 % валового регионального продукта, трудится около 16 % активного населения [5, 7].

Однако, в настоящее время, количество сельскохозяйственных субъектов на территории Волгоградской области стремительно сокращается, также значительная их доля стоит на грани банкротства (табл. 1).

212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.