40 (178) - 2013
Вопросы экономики
УДК 334.78
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА*
О. Е. ХРУСТАЛЁВ,
кандидат экономических наук, научный сотрудник E-mail: [email protected] Центральный экономико-математический институт РАН
Ю. Е. ХРУСТАЛЁВ,
кандидат экономических наук, генеральный директор E-mail: [email protected].
ООО «Трасса»
В статье сформулированы требования к процессу реструктуризации наукоемких предприятий, проанализированы современные подходы к ее осуществлению, предложены методы и механизмы, позволяющие создать интегрированные производственные структуры в виде крупных корпораций, эффективно функционирующих в рыночных условиях.
Ключевые слова: реструктуризация, интеграция, наукоемкое производство, финансовая устойчивость, экономико-математический инструментарий, инновационное развитие.
Среди особо актуальных и значимых проблем, нуждающихся в срочном решении, следует выделить формирование и внедрение в практику эффективных методов перспективного долгосрочного планирования, управления и аудита деятельности современных наукоемких производств, которые способствовали бы консолидации промышленного комплекса, удалению из него избыточных
* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 13-06-00139-а).
структур, увеличению экономического эффекта от находящейся в его распоряжении государственной собственности.
Для успешного решения перечисленных и ряда других проблем должна быть составлена и утверждена программа адаптации наукоемкого производственного комплекса (НПК) в рыночную инфраструктуру, повышения его инвестиционной и экономической привлекательности, разработаны современные системы управления. Развитие НПК, качественное повышение его конкурентоспособности и прогрессивный экономический рост могут происходить только в том случае, если на его предприятиях будут внедрены и использованы новые рыночные технологии и инструменты [1-3, 5, 6].
Принцип комплексности определяет, что решение проблемы обеспечения заданного уровня реализуемости планов развития высокотехнологичной продукции (ВТП) возможно только при наличии эффективной системы организационно-экономических механизмов. При этом необходимо учитывать, что многие из такого рода механизмов уже имеются и функционируют в интересах решения других задач,
так или иначе связанных с повышением уровня национальной безопасности государства и общества. Поэтому исследовательская задача сводится к выявлению организационно-экономических механизмов, которые целесообразно использовать в интересах достижения поставленных целей и разработки предложений по их модификации, совершенствованию и адаптации к конкретным условиям.
Современные походы к реструктуризации экономики. Рыночной экономике свойственны различные процессы, один из которых - процесс интеграции, реорганизации, ликвидации предприятий (слияния и поглощения) - обусловлен постоянной структурной модификацией хозяйствующих субъектов, осуществляемой в интересах адекватного реагирования на изменение макроэкономической среды. Этот процесс находит свое отражение и в НПК в форме разнообразных структурных преобразований [8, 14].
Поскольку перспективы развития НПК в целях решения проблемы их практической реализуемости во многом зависят от выбора путей построения экономики знаний, возможностей государства по финансированию процессов создания образцов, комплексов и систем ВТП, а также намечаемых мероприятий по развитию самого НПК, то и механизм структурных преобразований в этом секторе экономики должен быть соответствующим образом модифицирован [4, 7, 10].
В настоящее время необходимость структурного реформирования наукоемкой промышленности обусловлена следующими обстоятельствами:
- несоответствием структуры управления наукоемкой промышленностью реальному состоянию предприятий НПК;
- низким уровнем рентабельности основной части наукоемких предприятий;
- проведением в стране структурной реформы и сокращением наукоемкого сектора экономики;
- необходимостью концентрации государственных средств для реализации программ, направленных на решение наиболее важных народнохозяйственных проблем;
- переходом из-за бюджетных ограничений к избирательной поддержке государством производств, которые производят современную наукоемкую продукцию различного назначения, уменьшением числа приоритетов;
- перепрофилированием и модернизацией высвобождаемых производственных мощнос-
тей для разработки и серийного производства конкурентоспособной продукции широкого назначения;
- существенным избытком производственных мощностей наукоемких предприятий по отношению к сложившемуся и ожидаемому спросу на ВТП, в том числе и с учетом возможных экспортных поставок;
- необходимостью сохранения и эффективного использования конкурентоспособного на мировом уровне научного потенциала как базы создания современных видов материалов и производств;
- социальной напряженностью в регионах значительного сосредоточения наукоемких предприятий;
- необходимостью развития эффективного научно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.
Учет перечисленных обстоятельств позволит обеспечить высокие показатели эффективности новых организационных структур (повышение их прибыльности, наполняемость федерального бюджета, рост экспортных поставок, реконверсионную способность и др.) по сравнению со сложившимися, во многом устаревшими в современных экономических условиях формами.
Для осуществления поставленных перед НПК целей системного реформирования целесообразно преобразовать его структурные элементы в крупные научно-производственные объединения. Интеграция будет происходить одновременно с уменьшением числа организаций, которым будет поручено исполнять государственные программы и заказы. Планируется сохранить примерно половину из них, работающих наиболее эффективно и продуктивно.
В интересах повышения степени реализуемости планов развития ВТП формирование интегрированных структур преследует две цели:
- с точки зрения заказчика высокотехнологичной продукции - повысить надежность предприятий, выполняющих государственный заказ;
- с точки зрения предприятий - уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физических лиц. Интеграция предприятий в новые организационные структуры должна проводиться не только на постоянной основе, но и под выполнение конкрет-
ного крупного проекта несколькими предприятиями-исполнителями, заинтересованными в успехе общего дела.
Механизмы и методы интеграции. В качестве возможных механизмов создания в НПК интегрированных структур в виде крупных корпораций можно выделить [12, 13, 16, 17]:
- внесение находящегося в государственной собственности имущества в уставные капиталы вновь создаваемых хозяйствующих субъектов;
- слияние и присоединение предприятий;
- создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и холдингов;
- передачу полномочий исполнительного органа нескольких акционерных обществ одной управляющей компании;
- передачу находящихся в государственной собственности акций нескольких предприятий в доверительное управление одному управляющему;
- продажу нескольких пакетов акций предприятий, образующих устойчивую кооперационную цепочку, единым лотом на коммерческом конкурсе.
Состав участников интегрированных структур должен обеспечивать:
- единство и неразрывность процессов маркетинга, разработки, производства, сбыта и обслуживания ВТП;
- устойчивость при изменениях объемов государственного заказа и платежеспособного спроса на мировых рынках высокотехнологичной продукции за счет диверсификации деятельности;
- оптимизацию загрузки производственных мощностей участников интегрированной структуры.
Практика показала, что наиболее целесообразными типами интегрированных структур в НПК являются холдинги как корпорации с жесткой вертикалью управления, которые могут создаваться путем объединения действующих наукоемких предприятий, занятых в выполнении государственного заказа. Управление государственными интегрированными структурами может возлагаться на российские министерства и ведомства, как, например, это сделано в системах Минпромторга России и Федерального космического агентства [11].
С учетом реалий настоящего времени наиболее эффективными представляются следующие методы формирования интегрированных структур
в высокотехнологичном и наукоемком секторах экономики:
1) непосредственное объединение предприятий, выполняющих основные и субподрядные работы, а также присоединение к потребителям поставщиков с применением административных государственных механизмов;
2) реализация совместного владения акциями основными предприятиями, участвующими в выполнении государственных заказов. Первый вариант означает организационную
интеграцию в виде жесткой структуры в рамках холдинговой компании или их полного слияния (объединения) с переходом на оперативное управление из единого центра. Этот вариант наиболее целесообразен для межотраслевых производств.
Второй вариант ориентируется на гибко изменяющуюся степень участия отдельных предприятий или организаций-субподрядчиков в головной фирме в виде широко диверсифицированных финансово-промышленных групп, которые формируются, как правило, под конкретную программу или проект. Подобные интеграционные промышленные и научно-производственные и промышленные консорциумы в виде ФПГ могут состоять из многочисленных смежных производств, обеспечивающих изготовление конечной продукции. Совместное владение акциями будет способствовать учету интересов и головной фирмы, и мелких субподрядчиков.
Независимо от варианта интеграции предприятий НПК, 100 % акций создаваемых интегрированных структур (холдингов, корпораций и т. п.) должны принадлежать государству, по крайней мере, на период становления этих структур.
В дальнейшем, в зависимости от складывающихся благоприятных условий, объем пакета акций, находящихся в государственной собственности, может уменьшаться, однако контрольный пакет должен оставаться у государства.
Условия формирования государственных корпораций. В основу создания корпораций должно быть положено выполнение следующих условий: - наличие необходимых научно-технического, производственного и кадрового потенциалов по всему технологическому циклу, позволяющих в критической ситуации самостоятельно производить разработку и обеспечить поставку изделий высокого технического уровня, соответствующих требованиям научно-технического прогресса;
- наличие опыта выполнения заданий по государственному заказу;
- выполнение мобилизационных заданий по сохранению и поддержанию мобилизационных мощностей;
- возможность эффективного государственного контроля за выполнением государственного заказа;
- наличие экспортного потенциала, позволяющего при нестабильном государственном заказе обеспечить определенную степень финансовой и производственно-технологической устойчивости.
При соблюдении этих условий интегрированные структуры будут способны выполнять функции головных организаций по созданию ВТП. Основная цель создания интегрированных структур как головных организаций при выполнении государственного заказа - создать условия для формирования полноценной кооперации по всей технологической цепи. При этом важно обеспечить соблюдение рыночных принципов взаимоотношений организаций при различной конфигурации интегрированных структур.
Вертикальная конфигурация строится по принципу: головное предприятие - предприятие-разработчик (предприятие-производитель) - предприятия-смежники (поставщики комплектующих).
При горизонтальной конфигурации интеграция осуществляется на основе единства используемых базовых технологий (например, формирование приборостроительных, моторостроительных, оп-тоэлектронных компаний и т. п.).
При таких видах интеграции обеспечивается решение задач повышения управляемости сквозным технологическим процессом вплоть до его финальной стадии, исключается параллелизм, и существенно сокращаются производственные издержки за счет устранения дублирующих звеньев, что положительно скажется на реализуемости планов развития наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
В итоге реформирования НПК заказы государства будут сосредоточены в корпорациях, создающих востребованную на международном рынке наукоемкую продукцию, а также изделия, позволяющие обеспечить на должном уровне экономическую, а также военную безопасность и обороноспособность государства и не предназначенные для продажи за рубежом (например, ядерное оружие).
Необходимо учитывать, что корпорации, на которых будут концентрироваться наукоемкие заказы, могут быть признаны монополистами в производстве ВТП. В соответствии с антимонопольным законодательством они подвергаются контролю за обоснованностью ценообразования и аудиту использования прибыли для перспективных разработок и модернизации производства.
Следует отметить, что процессы интеграции должны осуществляться при непосредственном участии потребителей ВТП: их представители должны входить как в состав соответствующей межведомственной комиссии по реформированию, так и в состав директората отдельных программ реструктуризации. Непосредственная заинтересованность заказывающих органов в снижении риска выполнения своих заказов должна служить стимулятором их активного участия в процессе создания интегрированных структур.
Ядро НПК. В целях эффективного теоретического и практического осмысления осуществления процессов интеграции следует уточнить суть часто используемого термина «ядро» НПК. Сущностный подход к формулированию понятия «ядро» дает возможность предложить следующую его трактовку. Под ядром НПК следует понимать совокупность системообразующих научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро и производственных предприятий, обеспечивающих разработку и производство образцов высокотехнологичной продукции.
Такая трактовка понятия ядра НПК является одним из ключевых элементов методологии разработки программ и планов строительства современной экономики знаний, развития системы управления наукоемким производством, реструктуризации НПК, поскольку данное определение:
- четко ориентировано на систему управления (ее структуру, состав, оснащение, порядок поддержания в работоспособном состоянии), следовательно, поддается четкому количественно-качественному описанию;
- позволяет сформулировать понятие минимума ядра НПК с последующим выходом на определение минимально допустимой потребности в ассигнованиях на поддержку его деятельности;
- позволяет вывести за рамки рассмотрения потенциально опасные производства, которые должны оставаться государственными, но могут не иметь отношения к ядру НПК (например,
ориентированные на экспорт, на обеспечение народнохозяйственных нужд). Определение состава ядра НПК предлагается осуществлять путем последовательной реализации следующих этапов:
- определение структуры и состава перспективной системы создания ВТП:
- вычленение обновляемой части системы;
- формулирование задач (перечня работ) по развитию обновляемой части системы;
- определение состава предприятий, обеспечивающих выполнение задач (работ);
- оптимизация перечня предприятий (формирование ядра НПК).
Эта схема определяет, что только после того, как в программе развития НПК будут определены работы по производству и разработке ВТП, можно определять состав предприятий, обеспечивающих ее создание. В ядро должны войти только те организации и предприятия, которые будут обладать наименьшим показателем риска выполнения наукоемкого заказа. При этом формы собственности этих предприятий могут быть различными.
Сектор государственных предприятий в ядре наукоемкой промышленности может быть представлен в виде ограниченного состава казенных заводов, государственных научных центров, а также государственных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение и на определенный срок не подлежащих приватизации. Это связано с тем, что некоторые производства и виды работ не всегда рентабельны, а порой и планово-убыточны.
С учетом изложенного, ядро НПК необходимо рассматривать как совокупность системообразующих предприятий и организаций, созданных на основе государственного сектора наукоемкой промышленности и акционерных обществ со смешанной формой собственности. Системообразующие предприятия (организации) должны обладать рядом характерных принципиально важных свойств:
- ключевая (головная) роль в создании финальных образцов (комплексов, систем) ВТП на всех этапах ее жизненного цикла;
- устойчивая система кооперационных связей между предприятиями-исполнителями по созданию образцов (комплексов, систем), учитывающая регионально-территориальный аспект;
- высокий экспортный потенциал, позволяющий при нестабильном финансировании сохранить финансово-экономическую устойчивость;
- фундаментальный задел в развитии научной, технической и производственной базы, в создании технологий двойного применения. Таким образом, процесс формирования ядра
НПК позволит значительно упростить процедуру оптимизации вариантов плана за счет сужения количества рассматриваемых потенциальных исполнителей и одновременно снизить уровень научно-технического и производственно-технологического рисков за счет привлечения к выполнению наукоемкого заказа наиболее надежных предприятий [15, 18, 19]. Такие предприятия должны стать в ближайшее время локомотивом процесса интеграции в НПК.
Одним из важнейших экономических методов при этом является реализация на практике контрактно-конкурсных отношений, позволяющих на макроуровне регулировать конкурентную среду в НПК, а на микроуровне - обеспечивать размещение наукоемких заказов на предприятиях, способных их выполнить наилучшим (экономически и технологически) образом.
В целом реформирование наукоемкой промышленности должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством и с учетом особенностей НПК, связанных с необходимостью обеспечения:
- выполнения поставок для федеральных нужд, в том числе по государственному заказу и мобилизационным заданиям;
- сохранения государственной тайны при выполнении работ;
- выполнения квалификационных требований к руководящим кадрам предприятий, удостоверяемых сертификатами на право управления предприятиями, осуществляющими разработку и производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
Категории качества создаваемой ВТП. Определение степени современности производимой продукции проводится на временном интервале, соответствующем установленному периоду долгосрочного планирования, а для этой оценки целесообразно в качестве основных принять следующие показатели:
- оперативная значимость образца (комплекса) ВТП, характеризующая важность решаемой научно-технической, экономической или социальной задачи и вклад этого образца в ее решение;
- степень соответствия тактико-технических характеристик образца (комплекса) оператив-
но-тактическим требованиям и уровню лучших зарубежных аналогов;
- уровень использования в образце новейших достижений науки и техники;
- способность промышленности серийно производить образец и комплектующие для него. Исходя из этого, можно сформулировать следующие определения категорий качества ВТП.
Перспективным можно считать впервые созданный или созданный взамен предшествующего высокоэффективный образец ВТП с качественными показателями, которые не могут быть существенно превзойдены аналогами других стран мира в течение 10-15 лет, полностью удовлетворяющий оперативно-тактическим требованиям (ОТТ) на том же отрезке времени, производство которого может быть обеспечено отечественной промышленностью (имеются производственные мощности, комплектующие и сырье).
Современным целесообразно считать образец ВТП, который по качественным показателям не будет уступать лучшим зарубежным аналогам в течение ближайших 5-10 лет, полностью соответствующий ОТТ на том же временном отрезке и имеющий достаточный запас технического ресурса, производство (ремонт, модернизация) которого может быть обеспечено отечественной промышленностью.
Устаревшим следует считать морально и/или физически устаревший образец, по качественным показателям уступающий современным отечественным и зарубежным аналогам, находящий ограниченное применение, не соответствующий современным ОТТ, имеющий незначительный запас технического ресурса, производственные мощности по которому демонтированы, либо отсутствуют комплектующие и сырье.
Метод построения интегрированной структуры. В качестве примера рассмотрим создание единственной интегрированной структуры в НПК, состав которой формируется на базе нескольких потенциальных предприятий (подробнее см. [9]). Для этого выберем условные предприятия и на основе анализа их финансово-хозяйственной и производственной деятельности, технико-экономического состояния и научно-производственного потенциала осуществим из них отбор тех предприятий, которые имеют наилучшие показатели для включения их в состав формируемой интегрированной структуры. При условии, что суммарная производственная
мощность выбранных предприятий должна равняться требуемой производственной мощности формируемой интегрированной структуры, обеспечивающей в рамках запланированных ассигнований потребности в данном виде ВТП, а также их поставки в рамках экономико-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Например, требуемая производственная мощность формируемой интегрированной структуры П должна находиться в диапазоне 200 - 250 млн руб. /г., т. е. 200 < Птр < 250.
Далее формируются показатели, необходимые для проведения рейтинговой оценки предварительно отобранных в состав интегрированной структуры предприятий и характеризующие:
- финансово-хозяйственную и производственную
деятельности;
- технико-экономическое состояние;
- научно-производственный потенциал.
Для выбранной системы показателей финансово-хозяйственной и производственной деятельности формируется матрица исходных данных. Для каждого анализируемого предприятия определяется значение его рейтинговой оценки в части финансово-хозяйственной и производственной деятельности. В результате определяются матрица стандартизированных коэффициентов и значения рейтинговой оценки предприятий.
Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки, т. е. наивысший ранг имеет предприятие с минимальным значением рейтинга его финансово-хозяйственного состояния.
Для выбранной системы показателей технико-экономического состояния анализируемых предприятий, так же, как и для показателей финансово-хозяйственной и производственной деятельности, формируется матрица исходных данных.
Аналогично алгоритму определения рейтинга предприятий по финансово-хозяйственным и производственным показателям производится рейтинговая оценка предприятий по технико-экономическим показателям.
В соответствии с выбранной системой показателей формируются исходные данные, характеризующие показатели научно-производственного потенциала анализируемых предприятий.
Далее производится формирование состава предприятий, включаемых в интегрированную структуру. Головным в конкретном конструктивно-
технологическом направлении выбирается предприятие, доля ассигнований на которое является максимальной. Все анализируемые предприятия ранжируются относительно показателей опорного предприятия. Определяются результаты расчета итоговых рейтинговых оценок анализируемых предприятий и их ранги. Полученные рейтинговые оценки предприятий размещаются по ранжиру, и определяется приоритетность их включения в формируемую интегрированную структуру.
Таким образом, формируется группа предприятий, составляющих интегрированную структуру, которая удовлетворяет требованиям по созданию всего спектра необходимой ВТП в объемах ассигнований, запланированных на нее в соответствующих государственных программах.
Список литературы
1. Авдонин Б. Н., Хрусталёв Е. Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2010.
2. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007.
3. Бендиков М. А., Хрусталёв О. Е. Механизм инновационного развития наукоемких высокотехнологичных производств и рынков // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 28.
4. Бендиков М. А., Хрусталёв О. Е. Некоторые финансовые аспекты реализации научно-промышленной политики // Финансы и кредит. 2007. № 15.
5. Ганичев Н. А., Фролов И. Э. Долгосрочное развитие российского высокотехнологичного комплекса в условиях нестабильного роста мировой экономики (модель и прогноз) // Проблемы прогнозирования. 2010. № 6.
6. Голиченко О. Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011.
7. Дементьев В. Е. Государственные корпорации: особенности зарубежного опыта и рекомендации для России // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2011. № 3.
8. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Формирование интегрированных структур в военно-про-
мышленном комплексе // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3.
9. Лавринов Г. А., Хрусталёв О. Е. Метод формирования интегрированных структур в наукоемком производственном комплексе // Прикладная эконометрика. 2008. № 1.
10. Макаров В. Л., Варшавский А. Е., Козырев А. Н. Экономика знаний: уроки для России // Концепции. 2003. № 1.
11. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Механизмы реструктуризации наукоемких производств (на примере ракетно-космической промышленности) // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 3.
12. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Финансово-экономические механизмы согласования корпоративных интересов субъектов интегрированных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 37.
13. Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю. Интеграционная методология инновационного развития наукоемких производств // Инновации. 2008. № 8.
14. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Организационно-экономические методы формирования современных корпоративных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 45.
15. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв Ю. Е. Оценка состояния экономической безопасности высокотехнологичных производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 2.
16. Хрусталёв О. Е. Механизмы и методы интеграции наукоемких производств // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2012, № 25.
17. Хрусталёв О. Е. Формирование интегрированных структур в наукоемком производственном комплексе // Аудит и финансовый анализ, 2012, № 1.
18. Хрусталёв О. Е., Хрусталёв Ю. Е. Инструментальные методы оценки реализуемости наукоемкого инвестиционного проекта // Экономический анализ: теория и практика, 2011, № 27.
19. Хрусталёв О. Е., Хрусталёв Ю. Е. Модели оценки надежности предприятий - исполнителей наукоемких проектов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, № 30.