Научная статья на тему 'Методологические основы разработки региональных программ повышения привлекательности регионов'

Методологические основы разработки региональных программ повышения привлекательности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пархоменко Л. В.

Рассмотрены основные проблемы, связанные с разработкой региональных программ, общие требования к федеральным программам и их адаптация к условиям региональных программEs sind die mit der Erarbeitung der Regionalprogrammen verbundenen Hauptprobleme, die Gesamtforderungen zu den Föderalprogrammen und ihre Adaptierung zu den Bedingungen der Regionalprogrammen betrachtetSont examinés les problèmes essentiels liés à lélaboration des programmes régionaux, les exigences générales envers les programmes fédéraux et leur adaptation aux conditions des programmes régionaux.Main problems regarding the development of regional programs, general requirements to federal programs and their adaptation to regional programs conditions are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы разработки региональных программ повышения привлекательности регионов»

УДК 336.645.1:330.332

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

Л.В. Пархоменко

Кафедра «Бухгалтерскийучет и аудит», ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко

Ключевые слова и фразы: антикризисное управление; региональная экономика.

Аннотация: Рассмотрены основные проблемы, связанные с разработкой региональных программ, общие требования к федеральным программам и их адаптация к условиям региональных программ

Широкое применение за годы экономического реформирования получил такой инструментарий государственного воздействия на экономические процессы как программно-целевое планирование. Общепризнанно его преимущество над другими формами государственной экономической деятельности в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимися в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация федеральных целевых программ развития регионов страны.

Целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытноконструкторских, производственных, социально-экономических, организационнохозяйственных и других мероприятий обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В действующем Порядке разработки и реализации ФЦП приведен, по мнению автора, далеко не полный перечень требований к обоснованию необходимости разработки программы. В этом перечне практически нет указания на необходимость обоснования целей программы, наличия заделов по решению проблемы и ряд других.

Каждая территориальная программа, направленная на повышение привлекательности, имеет свою специфику, вытекающую из:

• целевых проблем и задач, на решение которых направлена ее реализация;

• территориального уровня, на котором будут реализовываться программные мероприятия и проекты;

• требований к ресурсному обеспечению;

• источников финансирования мероприятий и проектов, включенных в программу.

Вместе с тем выделим свойства, которые должны быть присущи, по нашему мнению, любой программе, и определим, как они трансформируются для региональных программ, направленных на повышение привлекательности региона.

1 Целевая направленность всех мероприятий предусмотренных программой. Разработка программы начинается с формирования иерархической структуры целей и задач, отражающих экономические, научно-технические, социальные и экологические аспекты, присущие любой территориальной проблеме. Основная цель разработки программы должна быть связана с общей стратегией перспективного развития экономики страны и ее регионов, в частности, структурной перестройкой экономики, преодолением кризиса и переходом к устойчивому экономическому развитию. Интегрируя разные аспекты рассматриваемой проблемы, генеральная цель определяет содержание и временную логику осуществления конкретных задач, которые в совокупности составляют «дерево целей».

2 Сбалансированность, комплексность и синхронизация целей и задач реализации программы на каждом этапе ее осуществления. Определяется система мероприятий, которая должна быть воплощена в реальные задания и проекты (конкретные объекты), обеспеченные ресурсами и функционально связанные между собой.

3 Системность мероприятий, необходимых для достижения генеральной цели программы. На основе системного анализа разрабатываются мероприятия каждого этапа осуществления программы с учетом условий реализации последующих ее этапов и достижения конечной цели.

4 Сбалансированность региональных и отраслевых мероприятий во времени и в пространстве. На отраслевом уровне необходима сбалансированность мероприятий по научно-техническому обоснованию, проектированию, инвестиционному процессу, ресурсному обеспечению. На региональном - по развитию конкурентоспособных производств и видов услуг, основных элементов производственной и социальной рыночной инфраструктуры, экологической и социальной стабилизации ситуации.

5 Вероятностный характер условий реализации программы. Даже небольшие сроки (3 - 5 лет), не говоря о более продолжительных, осуществления территориальных программ, малоизученность эффективности мероприятий усиливают их вероятностный характер. Чтобы система мероприятий такой программы обладала свойствами гибкости и достаточной надежности, необходима вариантная проработка мероприятий программы, отражающих возможные ситуации и определенные условия реализации программы.

6 Расширяющийся ареал влияния территориальной программы. Границы решения территориальных проблем зависят от масштабов вовлекаемых в хозяйственную деятельность ресурсов и радиуса социально-экономического влияния программных мероприятий. Можно выделить территории (зоны): непосредственного осуществления структурных преобразований и инвестиционного процесса; косвенного участия в реализации системы программных мероприятий; всю страну, экономика которой испытывает определенные структурные подвижки в результате реализации региональных программ.

7 Адресность мероприятий программы. Необходимо определение юридических организаций-исполнителей, эффективных собственников, предпринимателей, отвечающих за реализацию предлагаемых в программе мероприятий и инвестиционных проектов в намеченные сроки. Привлечение инвесторов и исполнителей необходимо осуществлять с использованием эффективных механизмов конкурсной системы и конкурсных торгов.

1

Построение модели, характеризующей структуру проблемы и взаимосвязи показателей

Определение возможных пределов изменения показателей

Предприятие 1

Конечные цели по предприятию

Предприятие 2 и т. д.

Рис. 1 Принципиальная схема анализа и отбора кризисных проблем

Обеспечивающие цели по предприятию

д__________

Выявление размеров и возможностей решения проблемы в исходном периоде

8 Концентрация ресурсов для реализации общепрограммных мероприятий. Такая концентрация необходима для выполнения работ по инженерному обустройству территории, для создания производственной и социальной инфраструктуры. Она позволит обеспечить сбалансированность в проектировании, строительстве и освоении производственных и социальных объектов в сроки, намеченные программой.

9 Управляемость программы. Необходимость согласования интересов разных государственных и негосударственных организаций, собственников, предприятий, инвесторов, территорий и населения обусловливает потребность в создании определенных организационных структур управления и в разработке механизма управления, включающего правовые, экономические, организационноадминистративные и другие методы.

Процесс создания программы повышения инвестиционной привлекательности включает несколько стадий (этапов).

Наиболее важной является стадия анализа и отбора проблем депрессивного региона. Главное назначение этой стадии - сформулировать аналитические выводы и предложения, позволяющие перейти к определению развернутой системы целей программы и направлений их достижения.

Содержание и основные этапы анализа и отбора кризисных проблем депрессивного региона для программного решения (в обобщенном виде) представлены на рис. 1.

Первоначально выявляется структура проблемы и определяется система основных показателей, характеризующих проблему. Далее определяются причины существования проблемы и факторы, воздействующие на нее. Анализируются закономерности изменения основных и факторных показателей в исходном периоде. Устанавливается связь показателей, характеризующих проблему, и показателей экономического и социального развития данной территории.

На следующей стадии производится ретроспективный анализ возможностей, имеющихся в предшествующем периоде для решения проблемы, выявляются неиспользованные резервы.

На последнем этапе формируются аналитические выводы и предложения как отправная база для дальнейших работ по составлению целевой программы. С учетом всей совокупности факторов происходит отбор приоритетных проблем, требующих решения в рамках программы. В программе отражаются: наименование проблемы и анализ причин ее возникновения; возможные способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий и проектов, которые необходимо осуществить в социально-экономической сфере, развитии науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения данной кризисной проблемы, возможные сроки их решения; потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, внебюджетные средства, частные инвестиции, средства населения и др.); предварительная оценка социально-экономической эффективности и последствий от реализации программы, соответствия программных мероприятий и проектов экологическим и иным требованиям; заказчики и разработчики целевой программы, основные поставщики и подрядчики, срок и стоимость подготовки целевой программы.

Methodological Grounds of Development of Regional Programs Aimed at Improving Region Attractiveness

L.V. Parkhomenko

Department “Accounting and Audit”, TSTU Key words and phrases: anti-crisis management; regional economy.

Abstract: Main problems regarding the development of regional programs, general requirements to federal programs and their adaptation to regional programs conditions are considered.

Methodologische Gründe der Erarbeitung der Regionalprogrammen der Erhöhung des Regionenreizes

Zusammenfassung: Es sind die mit der Erarbeitung der Regionalprogrammen verbundenen Hauptprobleme, die Gesamtforderungen zu den Föderalprogrammen und ihre Adaptierung zu den Bedingungen der Regionalprogrammen betrachtet.

Bases méthodologiques de l’élaboration des programmes régionaux de l’augmentation de l’attrait des régions

Résumé: Sont examinés les problèmes essentiels liés à l’élaboration des programmes régionaux, les exigences générales envers les programmes fédéraux et leur adaptation aux conditions des programmes régionaux.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.