экономика, управление и учет
на предприятии
методологические основы процессного подхода
в практике промышленных предприятий
О.В. Демьянова,
доцент кафедры экономики производства Института управления, экономики и финансов
Казанского федерального университета, доктор экономических наук 89053185835@mail.ru
А.Н. Якупов,
магистрант кафедры экономики производства Института управления, экономики и финансов
Казанского федерального университета Fabian89@mail.ru
Р.Р. Билданов,
магистрант кафедры экономики производства Института управления, экономики и финансов
Казанского федерального университета Real_Razil@mail.ru
Статья посвящена историко-методологическим вопросам применения процессного подхода в практике промышленных предприятий. Сделан вывод о том, что с развитием промышленного производства и усложнением потребительских предпочтений, эволюционируют и инструменты процессного подхода: от разделения труда на последовательность производственных операций до построения процесса в форме сетевого взаимодействия, основанного на инфраструктурной платформе.
Ключевые слова: производство, разделение труда, процессный подход, конкурентоспособность
УДК 338.3.01 ББК 65.011
Процессный подход является важнейшим признаком совершенного управления не только отдельных организаций, но и их объединений.
Процессом называют совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которая преобразует входы в выходы (ИСО 9000 2000). Выход процесса (продукт) обладает ценностью для потребителя. Когда говорят о процессном подходе, имеют ввиду, прежде всего, то, что управление процессом и каждой из входящих в него работ (деятельностью, подпроцессом, процессом второго или последующих уровней или функцией) происходит с применением особых методических приемов, достаточно хорошо разработанных и позволяющих исключить многие ошибки.
Процессный подход позволяет четко выстроить горизонтальную структуризацию производственной деятельности (по технологии) в виде системы последовательностей операций по изготовлению товара и доведению его до потребителя [1], [2].
История процессного подхода уходит далеко в XVIII в., в трудах А. Смита показана объективность выделения специализированных производственных операций в составе производственного процесса как определенной последовательности действий [3]. Смит делает вывод о том, что разделение труда имеет важное значение для повышения производительности труда. Когда работники выполняют отдельные операции, они могут произвести гораздо больше, чем рабочие, выполняющие все операции производства конечной продукции. Ученый ввел понятие трудовой специализации, что потребовало определения ролей и задач, выполняемых различными лицами.
Следующие революционные изменения в процессном управлении связаны с работами Фредерика У. Тейлора и Генри
Форда. тейлор развил идею трудовой специализации Смита введением научного метода и измерения производственных процессов и инструментов [4]. Он систематизировал изучение поточного метода организации труда, разбивая производственные задания на более мелкие операции и определяя способы их более быстрого выполнения.
Форд дал практическое применение теориям научного управления Тейлора, создав компанию FordMotor в 1913 году. В своей концепции сборочной линии Форд рассматривал производство автомобилей как единый процесс последовательной деятельности. Каждый работник должен выполнять одну задачу в установленном и повторяемом порядке. Движущиеся сборочные линии заменили узловую сборку, сборочные элементы поступали к рабочим, а не работники переходили от одной станции сборки к другой [5].
А. Файоль сфокусировался на процессном подходе в управлении как последовательном ряде операций или функций, а само управление рассматривал — как один из шести видов деятельности наряду с технической (изготовление и производство), коммерческой (закупки, продажи и обмен), финансовой, обеспечением безопасности и учетной деятельностями.
Важным этапом развития процессного принципа в управлении явилась стандартизация управленческих действий. Г. Эмерсон, предложив среди своих 12 принципов управления принцип создания на предприятии «писанных стандартных инструкций» [5, с. 201], обосновал необходимость стандартизации управленческой деятельности в виде моделей процессов управления.
К числу тех, кто обратил внимание на необходимость межфункционального управления при постоянном совершенс-
© ПСЭ, 2017
79
твовании процессов, следует выделить В. Шухарта, Уильяма Эдвардса Деминга, Джозефа Джурана и Каору Исикава (W. A. Shewhart [6], William Edwards Deming, Joseph Juran, Kaoru Ishikawa). В то время как Деминг сосредоточился на организационной практике и поведении персонала для достижения качества, Джуран акцентировал внимание на важной роли высшего руководства в улучшении качества и расширении сферы улучшения качества бизнес-процессов. Каору Исикава ввёл концепцию организации цикла качества (quality circle organization), философию постоянного совершенствования (continuous improvement philosophy), а также восходящие (bottom-up — снизу вверх) аналитические методы, такие как диаграммы причины и следствия. В 1970-х годах самая популярная методология контроля качества получила название Total Quality Management (TQM), но в конце 1980-х годов, ей на смену пришла SixSigma — подход, разработанный в Motorola. Концепция SixSigma предусматривает совместный анализ процесса с методами статистического контроля качества и программами организационных поощрений и стала популярным подходом к непрерывному совершенствованию процесса.
Весомый вклад в развитие процессного подхода внесла кибернетика, создателем которой является н.Винер, как наука о сложных системах, преобразующих входы в выходы. В соответствии с таким пониманием бизнес-процесс рассматривается как совокупность видов деятельности (подпроцессов), потребляющая определенные ресурсы на входе и дающая продукт (результат), ценный для потребителя, на выходе. Иными словами, ценность продукта для потребителя — есть результат бизнес-процесса.
Ценностная ориентация деятельности организации была активно воспринята, как в теории (М. Портер, Дж. Томпсон, М. Хаммер, Д. Чапми, Д. Харрингтон, В. Шеер, Т. Давенпорт), так и на практике. считается, что современное понимание процессной ориентации бизнеса на ценность впервые было предложено М. Портером в 1985 г. при обосновании теории конкурентных преимуществ в виде цепочки создания ценности как последовательности «стратегически важных видов деятельности». Он идентифицирует пять первичных (обеспечение поставок сырья и материалов, входящая логистика, производство, выходящая логистика, маркетинговые мероприятия и продажи, послепродажное обслуживание) и четыре вторичных действия (формирование инфраструктуры, управление человеческими
ресурсами, развитие технологий и материально-техническое обеспечение), составляющих такую цепочку в любой фирме.
Однако еще в 1967 г американский социолог Дж. Томпсон предложил структурировать процессы в организации на «технологическое ядро», которое обеспечивает устойчивость, воспроизводимость и производительность бизнес-процессов, и защищающую его от изменчивой внешней среды буферирующую прослойку в виде набора интерфейсов со средой, позволяющей предсказать будущие изменения или даже активно воздействовать на окружение. Основа его подхода — фундаментальное понятие взаимозависимости задач всего производственного цикла «вход — трансформация — выход». Дж. Томпсон максимально широко понимал термин «технология» — не как специфику технологических процессов применительно лишь к средней части производственного цикла, а как способ создания организацией ценности для ее потребителей и других стейкхолдеров на всем протяжении цикла «вход — трансформация — выход».
Дж. Томпсон выделял три базовых типа технологий:
Многозвенные или цепочечные (все этапы производства организационно независимы, но соответствующие операции производятся строго последовательно, примером чего является стандартизированное производство единственного продукта);
интенсивные (этапы производственного цикла неразделимы, а операции итерационны и зависят друг от друга непредсказуемым образом);
посреднические (этапы производственного цикла независимы, равно как и операции, которые при этом делают индивидуальный вклад в общий производственный процесс, в результате чего осуществляется связь между отдельными потребителями или их группами).
Именно выбор того или иного типа базовой технологии определяет всю специфику взаимодействий внутри и снаружи организации, т.е. технологию и структуру организации и особенность построения ее бизнес-процессов.
Взяв за основу идеи Дж. Томпсона и М. Портера, Ч. Стабелл и О. Фьельдстад сформулировали три базовых процесса создания ценности, выделив при этом особенности построения операций и этапов, основу конкурентных преимуществ, стратегию развития и ключевые параметры функционирования (табл. 1). Ученые делают вывод о том, что с точки зрения маркетинга, производственный процесс зависит от способности организации данного процесса
Таблица 1
Сравнительная характеристика базовых процессов создания ценности
Ключевые характеристики Цепочка создания ценности Мастерская создания ценности Сеть создания ценности
где сосредоточена ценность конечный продукт решение проблемы потребителя создание инфраструктуры, объединяющей потребителей, желающих быть временно взаимозависимыми, оставаясь в целом независимыми и разделенными в пространстве и времени
производственный процесс линеен, последователен, имеет четкие начало и конец нелинеен, то есть последователен лишь в пределах одного итерационного цикла. Начало и конец имеет проект, а не процесс. процессы создания и поддержания инфраструктуры, и множественные однотипные процессы взаимодействия потребителей друг с другом
Конкурентное преимущество экономии от масштаба и экономии за счет специализации (совершенствование стандартных повторяемых операций) экономия от совмещения — способность каждый раз по-новому компоновать портфель ресурсов для решения очередной проблемы стандартизация процессов и интерфейсов
Ключевые параметры стратегии выбор рынка, выбор продукта, масштаб производства и степень вертикальной интеграции специализация компании и квалификация персонала создание ценности это выбор уровня вертикальной и горизонтальной интеграции
Устойчивое конкурентное преимущество за счет постоянного контроля этих параметров, неуклонного снижения всех видов издержек, совершенствования бизнес-процессов и повышения производственного качества степень уникальности решаемых проблем, определяющая и размер рынка, и размер создаваемой ценности, и уровень квалификации персонала в полноте реализации сетевых эффектов, позитивных сетевых экстерналий
акцент управления эффективность результативность максимальной эффективности эксплуатации имеющейся инфраструктуры и в повышении ценности клиентской базы, как для самих участников, так и для третьих сторон
удовлетворять потребности потребителей в самые сжатые сроки и самым уникальным способом. С точки зрения организации производства построение производственного процесса переходит от линейного и последовательного характера к сетевым формам организации, в основе которых системы однотипных процессов взаимодействия потребителей друг с другом.
Таким образом, ученые представили три базовых процесса создания ценности. Первый — это цепочка создания ценности, которая имеет строго последовательный производственный процесс создания конкретного продукта. Устойчивое преимущество цепочки создания ценности достигается за счет постоянного контроля этих параметров, снижения всех видов издержек, совершенствования бизнес-процессов и повышения производственного качества. Важный критерий цепочки — это эффективность.
Мастерская создания ценности направлена на решение проблем потребителей, что и обуславливает не линейность производственного процесса, а представление его как набора определенных проектов. Важным становится степень уникальности решаемых проблем, определяющая и размер рынка, и размер создаваемой ценности, и уровень квалификации персонала.
Сеть создания ценности рассматривается как процесс создания инфраструктуры, объединяющей потребителей, желающих быть временно взаимозависимыми, оставаясь в целом независимыми и разделенными в пространстве и времени. В этом случае выделяются два производственных процесса: это процессы создания и поддержания инфраструктуры, и множественные однотипные процессы взаимодействия потребителей друг с другом. Ключевая характеристика сети создания ценности — максимальная эффективность эксплуатации имеющейся инфраструктуры и повышение ценности клиентской базы, как для самих участников, так и для третьих сторон.
С развитием экономической среды функционирования организаций, использованием компьютерных технологий, в производственных процессах меняется организация самих процессов: из линейного последовательного набора дейс-
Таблица 2
Систематизация содержания процессного подхода в контексте развития экономических теорий
твий переходит в сетевую организацию уникальных взаимодействий.
Таким образом, систематизация научных теорий, описывающих применение процессного подхода в науке и практике, позволила нам выделить определенные инструменты процессного подхода, определить их эволюцию и развитие содержания самого подхода (табл. 2).
Согласно представленной таблице, с развитием промышленного производства и усложнением потребительских предпочтений, эволюционируют и инструменты процессного подхода: от разделения труда на последовательность производственных операций до построения процесса в форме сетевого взаимодействия, основанного на инфраструктурной платформе.
В конце 60-х процессный подход нашел свое применение при описании и моделировании этапов проектирования в первую очередь программного обеспечения.
Целый ряд разработанных инструментов, в основе которых процессный подход:
SADT (Structured Analysis and Design Technique) — технология структурного анализа и проектирования;
WFD (Work Flow Diagram) — диаграммы потоков работ;
DFD (Data Flow Diagram) — диаграммы потоков данных;
ERD (Entity Relation Diagram) — диаграммы «сущность-связь»;
STD (StateTransition Diagrams) — диаграммы переходов состояний.
Данные инструменты позволили визуально представлять различные процессы (последовательности действий, потоки информации и ресурсов) в виде графических моделей, дали возможность проводить оптимизацию процессов с целью сокращения цикла разработки.
При внедрении процессного подхода в деятельность промышленного предприятия важно придерживаться следующих принципов:
Принцип взаимосвязи процессов — раскрывает взаимосвязанность не только стадий одного процесса, но и сети процессов в один управляемый процесс.
Таблица 3
Организация процессного подхода в кластерах (систематизация экономических подходов)
Подход Содержание процессного подхода
А. Смит разделение труда отдельных работников на мелкие операции, что повышает производительность труда
Ф.Тейлор поточный метод организации труда, в основе которого разделение на производственные задания и определение способов их более быстрого выполнения
Г. Форд конвейерный метод организации труда с более обоснованным предписанием последовательностей для выполнения задач
А.Файоль непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля
В. Шу-харт структура процессов предприятия, объединённых понятием «Управление бизнес-процессами»
У. Де-минг организационная практика и поведение персонала в едином процессе достижения качества
К. Иси-кава организация цикла качества, философия постоянного совершенствования, диаграммы причины и следствия.
Н.Винер совокупность видов деятельности (подпроцессов), потребляющая определенные ресурсы на входе и дающая продукт (результат), ценный для потребителя, на выходе
М. Портер создание конкурентных преимуществ в виде цепочки создания ценности как последовательности «стратегически важных видов деятельности»
Дж. Томпсона технология производственного процесса определяет специфику взаимодействий внутри и снаружи организации
Ч. Ста-белл и О. Фьель-дстад выделяют три процесса: Цепочка создания ценности, Мастерская создания ценности, Сеть создания ценности
Автор Понятие кластер Принцип производственного процесса
М. Портер группа географически связанных между собой компаний, взаимодействующих в определенной сфере деятельности при наличии общности интересов Единый производственный процесс сосредоточен на определенной территории
М. Эн-райт географически очерченная агломерация взаимодействующих компаний, где основой взаимосвязей выступают исторические предпосылки формирования отдельного региона как базового территориального образования Компактная пространственная группировка производственного процесса с базовым процессом на определенной территории
С. Розен-фельд необходимость не только территориальной концентрации, важность коммуникационной среды функционирования кластера Территориальная концентрация единых производственных и информационных процессов
В. Прайс организационно-экономическая модель кластера Выстраивание единого производственного и организационно-экономического единства
А.Г. Гран-берг в себе различные технологически связанные производства, объединяет объекты производственной и социальной инфраструктуры, специализируется на конкретной производственной деятельности, имеющей межрегиональный, национальный и, в отдельных случаях, мировой масштабы технологически связанные производства, единство с социальной инфраструктурой, территориально не ограничены
8 1
Принцип востребованности процесса — учитывает востребованность процесса и отдельных его стадий и фаз и нацеленность на конкретный востребованный результат.
Принцип документирования процессов — позволяет стандартизовать процесс, получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса в виде информационного задокументированного банка аналитических данных;
Принцип контроля процесса — определяет границы процесса, его временные рамки и запланированные ключевые показатели.
Принцип ответственности за процесс — задействует различных специалистов и сотрудников и очерчивает зоны ответственности за процесс и его результаты.
следует отметить, что процессный подход применяется и в кластеризации экономики.
Теоретические подходы к кластеризации как к инструменту управления экономическими системами в мировой научной мысли стали наиболее активно развиваться в 1990-е гг. В таблице 3 нами систематизированы подходы различных ученых и проанализированы принципы построения производственного процесса (см. табл. 3).
Так, М. Портер рассматривая кластер как группу географически связанных между собой компаний, взаимодействующих в определенной сфере деятельности при наличии общности интересов, представлял единый производственный процесс, сосредоточенный на определенной территории.
М. Энрайт сделал акцент на кластеры как на компактную пространственную группировку производственного процесса с базовым процессом на определенной территории, подчеркивая, что большую роль в образовании кластера играют исторические предпосылки формирования отдельного региона как базового территориального образования.
С. Розенфельд говорит о необходимости не только территориальной концентрации, но и коммуникационной среды функционирования кластера, подразумевая территориальную концентрацию единых производственных и информационных процессов.
В. Прайс сделал акцент на выстраивание единого производственного и организационно-экономического единства процессов в кластере и указал, что кластерная модель позволяет повысить уровень взаимодействия и взаимного доверия бизнеса и власти за счет активного использования государственно-частного партнерства.
А.Г. Гранберг рассматривает кластер через технологически связанные производства, единство с социальной инфраструктурой, специализируется на конкретной производственной деятельности, имеющей межрегиональный, национальный и, в отдельных случаях, мировой масштабы.
Таким образом, процессный подход является одним из инструментов производственной деятельности не только отдельного любого предприятия, но и неких образований, в том числе и кластерных. Использование процессного подхода в планировании и организации производства влияет на формирование рыночной парадигмы и внедрение научных подходов, формирующих новый тип производства и уровень развития производственных инструментов [7].
Развитие инструментализации производственной деятельности в части выстраивания как внутренних, так и внешних процессов, а также процессов согласования и взаимодействия оказывает сильное влияние на формирование особенностей рынков потребления и развития системы управления производственными системами. Инструментализация производственной деятельности включает в себя не только технологические нововведения, но и управленческие, маркетинговые и организационные.
Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление. — СПб.: Питер, 2009.
2. Скрипко Л.Е. Процессный под- ход в управлении качеством. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Изд-во: ИП Злыгостев А.С., 2007.
4. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991.
5. Форд Г. Моя Жизнь, Мои достижения. — М.: Изд-во: ИП Злыгостев А.С., 2006.
6. Shewhart W. Economic Control of Quality of Manufactured Product. — Milwaukee, WI: ASQ QualityPress, 1931.
7. Демьянова O.B. Развитие инструментализации производственной деятельности // Проблемы теории и практики управления. — 2016. — №11. — С. 123-131.