Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www .agequal.ru 2015, № 3 http://www.agequal.ru/pdf/2015/AGE QUALITY 3 2015.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Андреева Л.В. Егоров М.И. Методологические основы проблемы развития профессионального самосознания юриста // Электронный научный журнал «Век качества». 2015. №3. С. 114-125. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2015/315009.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Методологические основы проблемы развития профессионального
самосознания юриста
Андреева Лариса Валентиновна
кандидат психологических наук,
доцент,
Ленинградского государственного университета им.АС. Пушкина 663325 Красноярский край, г. Норильск, ул. Талнахская, д.51
Аннотация. Проблема развития профессионального самосознания юриста приобретает особую актуальность вследствие обострения противоречий между наличным уровнем практической подготовки будущих специалистов и объективными потребностями совершенствования высшего юридического образования. В связи с этим, важной социально-психологической задачей на современном этапе развития общества является формирование профессионально-направленного самосознания специалиста, в том числе и будущего юриста, как существенной предпосылки для дальнейшей успешной деятельности. Кроме того, большое значение приобретает проблема создания таких условий, которые давали бы возможность самосознанию юристов постоянно совершенствоваться. В связи с этим возникает крайняя необходимость в развитии у будущих
УДК 159.9
Егоров Михаил Игоревич
Юрист агрофирмы «Манчажская» Свердловская область, Артинский район, с.Манчаж
юристов умения грамотно решать профессиональные задачи, осознания общественной значимости своей профессии, высокого уровня правосознания. Лишь высококвалифицированные специалисты, обладающие потенциальными возможностями продуктивно работать в новых условиях жизни, отличающиеся нестандартным творческим стилем решения профессиональных задач, способны изменить криминальную реальность и достичь большей эффективности в сфере правого регулирования. Высокий профессиональный уровень таких специалистов в значительной мере обусловлен развитием профессиональной готовности, профессионального самосознания и может явиться результатом целенаправленной организации системы формирования самосознания будущих юристов.
Ключевые слова: профессиональное самосознание юриста; профессиональная деятельность правоведа; профессионально значимые качества юристов; мотивационный компонент качества; когнитивный компонент качества; опера-ционно-деятельностный компонент качества; оценочный компонент качества.
Профессиональная деятельность правоведа сложна и многообразна, так как объединяет в себе большое разнообразие решаемых задач и правовое регулирование всех производимых действий, высокую эмоциональную напряженность и осуществление особых властных полномочий, организацию собственной работы и коммуникативную деятельность. В условиях социально-экономической нестабильности юридическая деятельность существенно усложняется и в значительно большей мере затрагивает внутренние, психологические ресурсы личности, обуславливающие понимание происходящих изменений, отношение к ним, оценку своих возможностей влияния на них и осознание необходимости адаптации деятельности и поведения адекватно этим изменениям. После окончания учебы многое в личности начинающего юриста дестабилизируется, приходит в динамику, приспосабливаясь к изменяющимся условиям деятельности. Не
всегда этот процесс протекает безболезненно и дает положительные результаты. Однако большинство начинающих юристов находят в себе силы и возможности преодолеть профессиональный и психологический стресс, выйти на позитивные результаты для себя лично, для правоохранительных организаций и для общества в целом.
С усложнением различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к подготовке личности человека, который избрал профессию юриста в качестве основной жизненной цели. Все большее значение при этом приобретают психологические факторы, личностные качества и задатки, которые в ходе обучения в юридическом вузе должны быть приведены в системы навыков, умений и знаний, обеспечивающих успех практической работе. Готовность к юридической деятельности предполагает глубокое осознание общественной значимости юридического труда, развитое профессионально-нравственное сознание, способность к творческому и оригинальному подходу в решении профессиональных задач, умение осуществлять профессиональное общение и др.
Прежде чем формировать сущностную характеристику профессионального самосознания юриста, необходимо выяснить, какие требования предъявляет эта деятельность к специалисту. Требования к специалистам, по мнению А.К. Макаровой должны содержаться в так называемой модели деятельности специалиста, ориентированной, на изучение сферы деятельности данного профиля, на описание условий труда, необходимых знаний, умений, навыков и качеств". Модель деятельности должна дать ответ на вопрос о том, что требуется специалисту для его успешного функционирования. Основой такой модели является профес-сионально-деятельностная характеристика конкретной специальности [1].
Ведущие российские психологи (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) отмечали, что разработка методологических основ
психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерности психологической жизни человека [2,3,4,5].
Рассматривая особенность подготовки специалиста с высшим образованием, Андреева Л.В. пишет о существовании определенной когнитивной сложности профессиональных представлений будущей профессии. Так, в частности, «развитие профессионального самосознания в процессе профессионализации (профессионального становления юриста) происходит в несколько этапов: подготовительного, этапа адаптации, идентификации и самоактуализации.»[6]. Говоря о структуре личностных конструктов Андреева Л.В., отмечает, что «Личностные признаки и качества, приписываемые человеку как представителю той или иной социальной, в данном случае профессиональной группы, не рядополо-жены, а создают целостные структуры профессиональных представлений. Возможные линии противопоставлений - личностные конструкты, в рамках которых происходят восприятие и оценка самого себя и своих способностей, являются следствием противопоставлений целостных образов» [6].
Таким образом, для успешного решения поставленной задачи, прежде всего, необходимо всесторонне исследовать специфику профессиональной деятельности юриста, дать ее точное научно обоснованное описание, т.е., по существу, показать ее профессиограмму. Необходимо определить требования, которые предъявляет эта деятельность, личности юриста, к его интеллектуальным и эмоционально-волевым качествам.
Наиболее полное психологическое описание юридических профессий, в основном под углом зрения задач, которые возложены на правоохранительные органы, отражено в работах В.Л. Васильева Профессиональная деятельность юристов, представляет собой разновидность государственной службы с присущими для этой деятельности специфическими особенностями. Знание этих особенностей необходимо не только для того чтобы отразить профессограмму труда
юриста, но может быть полезным и для тех, кто стремиться получить юридическое образование, овладеть профессией юриста, приложить свои способности на поприще правоохранительной деятельности, кто должен быть готовым к преодолению тех трудностей, которые он неизбежно встретит в своей работе.
Всестороннее рассмотрение юридической деятельности, психологических особенностей труда юриста позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности обучающей среды, более качественно проводить оценку и отбор лиц, желающих получить юридическое образование и в последующем стать юристом.
Как отмечает, В.Л. Васильев, "юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу и чем меньше шаблонности будет применятся в их деятельности, тем более правильным будет исход в поисках истины"[7].
Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность правоведа при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия.
Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в общении в условиях правового регулирования.
Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с отрицательными эмоциями.
Так же труд многих юристов связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона.
Еще одной характерной особенностью труда правоведа является коммуникативная сторона деятельности, которая имеет два аспекта: а) обществвенные формы взаимодействия; б) взаимодействие с коллегами, с другими должностными лицами, в структуре правоохранительных органов, другими сторонами в уголовном процессе [8].
Целый ряд, вышеотмеченных специфических особенностей, по мнению В.Л. Васильева, предъявляет к личности правоведа разнообразный комплекс требований и успехи в юридической деятельности, определяются выявлением рациональных соотношений между личностью и требованиями, предъявляемыми данной профессией [7, с. 118-202].
Опираясь на перечисленные выше мнения о содержании деятельности юриста, и соглашаясь с выводами В.Л. Васильева, мы полагаем, что структура профессионального самосознания юристов включает следующие элементы: 1) положительное отношение к профессиональной деятельности; 2) адекватные требованиям деятельности, профессии черты характера, способности, темперамента, мотивация; 3) необходимые знания, умения, навыки; 4) устойчивые профессионально важные особенности внимания, восприятия, эмоциональных и волевых процессов.
Положительное отношение к профессии, особенно на момент выбора и на начальном этапе профессиональной деятельности, во многом зависит от ее престижности. Если посмотреть на профессию юриста со стороны ее объективных характеристик, то она является одной из самых престижных профессий, об этом свидетельствуют конкурсы в юридические вузы и другие специальные учебные
заведения, готовящие кадры для правоохранительных органов. Однако многие молодые люди выбирают для себя эти профессии, не имея ясного представления обо всей сложности предстоящей деятельности, и, главное, они не представляют, какие требования будут к ним предъявлены.
В работе А.К. Макаровой, всесторонне рассматривающей вопросы моделирования деятельности специалиста с высшим образованием, становления профессионала, большой раздел отведен профессионально важным качествам специалиста. "При формировании модели деятельности специалиста с высшим образованием на ряду с изучением деятельности необходимо исследование человека с точки зрения тех качеств, свойств, особенностей, которые обеспечивают его успешную профессиональную деятельность. О том, что в условиях современного развития науки и техники уже недостаточно только приобретение специальных знаний, а требуется наличие целого ряда личностных качеств, свидетельствуют многочисленные исследования российских и зарубежных ученых" [9]. А.К. Макарова отмечает, что продуктивность профессиональной деятельности специалистов с высшим образованием, очень значимо зависит от их личностных качеств, от степени их сформированности и выраженности.
В процессе решения юридических задач - у молодых специалистов формируются умения и приемы принятия решения, навыки анализа и оформления результатов в виде документов, а также стереотипы делового общения с клиентами. Одним словом, формируются профессионально важные личностные качества, и логично было бы предположить, что если начало их интенсивному развитию будет положено в вузе, то, во-первых, сократиться адаптационный период, во-вторых, он пройдет менее безболезненно для субъекта.
Рассматривая проблемы правового воспитания современной молодежи, А.А. Реан и Санникова М.Ю. отмечают, что «правовое воспитание представляет собой сложную функциональную систему, структуру которой образуют правовое просвещение, воспитание адекватного отношения к нормам права, выработка
устойчивых навыков (поведенческих стереотипов) правового, нормативного поведения личности» [9]. При этом основными условиями правового воспитания, с точки зрения вышеуказанных авторов, являются отношения личности к определенного вида нормам права и правонарушениям. В качестве ведущих предпосылок просоциального поведения, рассматривается позитивное отношение личности к социальному окружению, социальным нормам, позитивное самоотношение и самопринятие личности молодого человека. При этом есть необходимость учитывать характерологические особенности личности.
Таким образом, наш анализ психолого-педагогических исследований, посвященный проблеме развития профессионального самосознания, показывает, что профессиональное самосознание юриста является основным фактором, интегрирующим его профессионально значимые качества и представляет собой сложную иерархическую структуру, объединяющую несколько базовых взаимосвязанных компонентов, а именно: 1) мотивационный (профессиональные интересы и установки, стремление заниматься этим видом деятельности); 2) когнитивный (профессионально необходимые знания); 3) операционно-деятельност-ный (качества личности, позволяющие проявлять адекватное отношение к содержанию, условиям и результатам деятельности); 4) оценочный (самооценка своей профессиональной подготовки и эффективности деятельности).
Вместе с тем обзор научных публикаций убеждает нас в том, что, несмотря на многоаспектный подход к проблеме профессионального самосознания, на сегодняшний день еще недостаточно полно изучены условия эффективной регуляции целенаправленного формирования профессионального самосознания юриста. Проблема развития профессионально важных качеств будущего юриста еще не получила четкого теоретического объяснения на уровне психологии личности и не обеспечила выхода в практику. В современных условиях, характеризующихся нестабильностью социально-экономической среды и требований к про-
фессиональной подготовленности юристов, их отбор и подготовка, базирующиеся на оценке психологической пригодности личности на основании наличия и уровня развития ряда психологических качеств, а также профессиональной компетентности, включающей теоретическую и практическую подготовку, представляются недостаточным основанием для прогнозирования и достижения ими высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо опираться на более глубинные психологические механизмы интеграции личности, к важнейшим из которых относится сознание и самосознание, в том числе и профессиональное.
1. Маркова А.К.Психология профессионализма. М. Из-во: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. - 257 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.
3. Выготский Л.С.Избранные психологические исследования /. - М: Из-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.
4. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
6. Андреева Л.В. Становление профессиональных представлений студентов в процессе профессионализации // Профессиональные представления: сборник научных трудов. Р-н-Д.- 2015. № 1 (7). - С. 22-31.
7. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2010. - 656с.
8. Андреева Л.В., Раманов А.А. Коммуникативные качества участковых уполномоченных полиции и эффективность их служебной деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы современного применения: материалы
Литература
380с.
584 с.
IV Международной научно-практической конференции. - Барнаул: «Си-пресс», 2015. - С.98-108.
9. Реан А.А., Санникова М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников: психолого-педагогические аспекты // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. - С. 260-263.
Methodological basis for development problems of professional consciousness of
lawyer
Abstract. The problem of development of professional consciousness of the lawyer acquires special relevance owing to an aggravation of contradictions between the cash level of practical training of future specialists and objective requirements of enhancement of the higher legal education. With respect thereto, an important social and psychological task at the present stage of development of society is forming of professional and directed consciousness of the specialist including future lawyer as essential prerequisite for further successful performance. Besides, the great value is purchased by a problem of creation of such conditions which would give the chance to consciousness of lawyers constantly to be enhanced. With respect thereto there is an emergency in development in future lawyers of ability to competently solve professional problems, awareness of the public importance of the profession, high level of sense of justice. Only highly qualified specialists having potential potential it is
Andreeva Larisa Valentinovna
Candidate of psychological sciences, Associate Professor, ZF GAOU VO LO "Pushkin Leningrad State University" 663333 Krasnoyarsk, Norilsk, Talnahskaja, d. 51
rr
Egorov, Mikhail Igorevich
lawyer of LLC Agorfirmy Manchazhskaya 623326 Sverdlovsk area, Artinsky district, village Manchazh.
productive to work in new living conditions, the solutions of professional tasks differing in non-standard creative style, are capable to change criminal reality and to reach bigger efficiency in the sphere of the right regulation. High professional level of such specialists is considerably caused by development of professional readiness, professional consciousness and can be result of the purposeful organization of system of forming of consciousness of future lawyers.
Keywords: professional consciousness of the lawyer; professional activity of the jurist; professionally significant qualities of lawyers; motivational component of quality; cognitive component of quality; operational and activity component of quality; estimative component of quality.
References
1. Markova A.K.Psikhologiya professionalizma. M. Iz-vo: Mezhdunarodnyy gumanitarnyy fond "Znanie", 1996. - 257 s.
2. Anan'ev B.G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. - M.: Nauka, 1977. - 380s.
3. Vygotskiy L.S.Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya /. - M: Iz-vo Akade-mii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1956. - 520 s.
4. Leont'ev A.N. Problema razvitiya psikhiki. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1981.- 584
5. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii - SPb: Izdatel'stvo «Piter», 2000 - 712 s.
6. Andreeva L.V. Stanovlenie professional'nykh predstavleniy studentov v protsesse professionalizatsii // Professional'nye predstavleniya: sbornik nauch-nykh trudov. R-n-D.- 2015. № 1 (7). - S. 22-31.
7. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psikhologiya. - SPb.: Piter, 2010. - 656s.
8. Andreeva L.V., Ramanov A.A. Kommunikativnye kachestva uchastkovykh
c.
Online scientific journal «Age of Quality»
ISSN 2500-1841
upolnomochennykh politsii i effektivnost' ikh sluzhebnoy deyatel'nosti // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy sovremennogo primeneniya: materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Barnaul: «Si-press», 2015. - S.98-108.
9. Rean A.A., Sannikova M.Yu. Pravovoe vospitanie starsheklassnikov: psikhologo-pedagogicheskie aspekty // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 11. - S. 260-263.