УДК 378.091 АЛДОШИНА Е.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: [email protected]
UDC 378.091 ALDOSHINA E.A.
Candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Department of chair of the Physical education, Oryol State Agrarian Universitet named after N.V. Parakhin E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
METHODOLOGICAL BASIS OF FUTURE TEACHER TRAINING IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE
В данной статье освещаются методы организации исследования подготовки будущего преподавателя физической культуры. Выбранные подходы (личностно-деятельностный, компетентностный, системный) позволяют усовершенствовать обучение и развитие будущего педагога.
Ключевые слова: компетенции, личностно-деятельностный подход, компетентностный подход, системный подход, преподаватель.
This article describes methods of organizing research training fof future teachers of physical education. Selected approaches (student-activity, competence, system) allow to improve the education and development of future teacher.
Keywords: the competencies, personal-activity approach contextual approach, system approach, approach.
Подготовка высококвалифицированного специалиста в области физической культуры в высшем учебном заведении требует применения новых педагогических подходов, которые помогают решать научно-методологические вопросы их подготовки. Проблема методологии научного исследования привлекала внимание многих ученых и философов, но обоснование методов и средств научного познания в системе образования России осуществляется только последние полвека. Сегодня происходят процессы модернизации и реформирования образовательной отрасли.
В то же время в профессиональной подготовке будущих специалистов в области физической культуры существует ряд противоречий:
1) между возросшими требованиями со стороны общества к качеству подготовки преподавателей в сфере физической культуры и уровнем готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности;
2) между массовостью подготовки будущих специалистов и индивидуально-творческим характером их профессиональной деятельности;
3) между ориентацией на новые модели учебно-воспитательного процесса в высшей школе и традиционным содержанием, формами и методами подготовки будущих специалистов в области физического воспитания и спорта.
Необходимость разрешение этих противоречий требует переосмысления цели, содержания и задач профессиональной подготовки преподавателей физической культуры в высших учебных заведениях России, в соответствии с требований современного образования. Поэтому, поиску новых методологических подходов к организации исследования придается особое значение в современной психолого-
педагогической литературе. Под методологической основой научного исследования нужно понимать основные, исходные положения, на которых оно базируется. Важной предпосылкой проведения исследования профессиональной подготовки будущего специалиста физического воспитания является определение таких методологических подходов к его организации: компетентностного, системного, контекстного и личностно-деятельностного.
Сущность компетентностного подхода в системе образования сегодня разрабатывают и исследуют такие ученые, как А. Андреев, И. Пуговица, В. Вербицкий, Н. Дворникова, Д. Ермакова, В. Байденко, А. Новиков и др.
Значительный вклад в разработку системного подхода внесли научные труды российских и зарубежных ученых: В. Афанасьева, А. Берга, И. Блауберга, А. Богданова, С. Валуева, В. Течиева, Ч. Барнард, Г. Джонсона, С. Янга и многих других.
Концептуальные положения контекстного подхода раскрываются в работах Н. Бахтина, А. Ларионовой, Н. Левковского и др.
Личностно-деятельностный подход нашел освещение в трудах А. Андреева, И. Беха, И. Зимней, В. Серикова, С. Суворова и др.
Цель написания статьи - определение сущности методологических подходов к профессиональной подготовки будущих преподавателей физической культуры.
Проведение исследования требует определения методологических подходов к его организации. Понятие «подход» в общем смысле означает определенную совокупность разнообразных средств и приемов, которые действуют на кого-то. В научном понимании это понятие трактуется как исходная позиция, что составляет основу исследовательской деятельности. В педагогическом смысле понятие
© Алдошина Е.А. © Aldoshina E.A.
«подход» - это понятие, которое определяет стратегию исследовательской и практической деятельности.
При определении методологических подходов к организации исследования учитывалась сущность и структура педагогической готовности преподавателя физической культуры. Учитывая, что готовность является результатом профессиональной подготовки, в процессе которой формируется профессиональная компетентность специалистов физического воспитания, одним из методологических подходов был избран компетентностный подход.
Наиболее точно соотношение понятий «профессиональная подготовка», «профессиональное становление», «готовность», «компетентность» определен в лекциях Ю. Сенько. Ученый отмечает, что результатом профессиональной подготовки является готовность выпускника высшей педагогической школы к педагогической деятельности, а результатом профессионального педагогического образования является профессиональная компетентность. По его мнению, готовность к профессиональной деятельности как новообразования будущего педагога является фундаментом его профессиональной компетентности.
Таким образом и готовность, и компетентность это уровни профессионального педагогического мастерства. Профессиональная педагогическая компетентность - своеобразная зона ближайшего (отдаленного) развития педагогической готовности, они не находятся в отношении наследования: сначала готовность, потом компетентность. Сущность и структура этих понятий свидетельствуют об их тесной взаимосвязи.
Д. Иванов понимает под компетентным подходом - один из таких подходов, в котором происходит попытка внести личностный смысл в образовательный процесс [7]. Он акцентирует внимание на результате образования, где в качестве результата берется не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Поэтому компетент-ностный подход это подход, при котором результаты образования становятся значимыми и вне системы образования. Компетентностный подход является путем обновления системы образования, ее новым концептуальным ориентиром, который направлен на комплексное усвоение знаний, умений, навыков и способов практической деятельности, благодаря которым специалист успешно себя реализует при решении поставленных задач.
Г.И. Ибрагимов считает, что «...компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно с ситуациями применимости в мире труда. Поэтому компетенции охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности » [6].
Особое внимание уделяют определению компетент-ностей и компетенций, как нового содержания высшего образования. Система компетенций в образовании имеет иерархическую структуру, уровни которой составляют ключевые, отраслевые и предметные компетентности. А. Вербицкий считает, что ключевые компетенции выполняют три функции, а именно: помогают обучающимся учиться; позволяют работникам фирм, предприятий быть более гибкими и соответствовать запросам работодателя; помогают быть более успешными в дальнейшей жизни. Компетенции являются важными результатами образова-
ния, поэтому должны быть сформированы у обучающихся, «пронизывать» все дисциплины, проходить через все уровни образования и разрабатываться на высоком уровне [1].
Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов в сфере физической культуры предполагает наличие знаний, а именно:
1) теоретических основ физического, психического и духовного здоровья человека, инновационных технологий оздоровления;
2) таких умений как: выполнять различные виды гимнастических упражнений, владеть телом, заниматься физкультурой и спортом в повседневной жизни, сбалансировано питаться, закаляться;
3) личностных качеств: организованности, ответственности, гуманизма, инициативности и др.
Следующим методологическим подходом был избран системный подход. Согласно различным источникам это направление методологии исследования, который заключается в исследовании объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, таким образом рассмотрение объекта как системы.
Течиева В.З. определила системный подход, как «системный подход это не просто выделение системного объекта субъектом познания, но и процедура его системного освоения. Наиболее продуктивный путь к этому - конструирование педагогической структуры в соответствии с потребностями и целями научного исследования» [4].
Преимуществом системного подхода является ориентация на слабо структурированные проблемы и поиск эффективных путей их решения. Системный подход не существует в виде четкой методики с определенной логической концепцией. Это система образованная из совокупности логических приемов, методических правил и принципов теоретического исследования, что выполняет таким образом эвристическую функцию в общей системе научного познания.
Задачей системного подхода является нахождение простого в сложном. Простота в человеческом мышлении при разборе сложных явлений объективной реальности достигается благодаря определенной дисциплине мышления, которая отражается в правилах поведения с компонентами системы.
В научной литературе к основным принципам системного подхода относятся принципы окончательной цели, единства, связности, модульности, иерархии, функциональности, развития, децентрализации и неопределенности. Удачное применение принципов системного подхода в исследовании способствует развитию системного типа мышления. Главное назначение системного подхода заключается не просто в анализе систем, а в системном рассмотрении некоторых совокупностей элементов и связей между ними, которые исследователь согласно своих задач определяет именно как систему [8].
Все большее признание в системе профессионального образования приобретает контекстный подход. На мой взгляд, это обусловлено тем, что этот подход основан на лучших традициях педагогики и психологии с учетом эмпирического опыта учителей-практиков. В 2002 году в США вышла монография Э. Джонсона «Контекстное преподавание и учение». Автор отмечает, что «контекстное преподавание и учение вовлекает обучающихся в значи-
мую для них деятельность, которая способствует связи академического знания с контекстом ситуации реальной жизни» [9].
Несмотря на это обстоятельство, контекстный подход до настоящего времени не используется в полной мере и недостаточно исследован в отечественной педагогической теории. Его необходимость для профессиональной подготовки будущих преподавателей обусловливается единством его теоретической и практической составляющей. Для достижения цели качественной профессиональной подготовки будущих специалистов, которые бы были физически развитыми и профессионально компетентными, необходимо также осуществить переход к гуманистической системе подготовки, в которой высшей ценностью становится каждый конкретный обучающийся с его индивидуальными особенностями, ценностями и интересами.
А.А. Вербицкий под контекстным подходом понимает «контекстным является такое обучение, в котором на языке наук с помощью всей системы традиционных и новых педагогических технологий в формах учебной деятельности, все более приближающихся к формам профессиональной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда. Тем самым, обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста. В контекстном обучении преодолевается главное противоречие профессионального образования, которое состоит в том, что овладение деятельностью специалиста должно быть обеспечено в рамках и средствами качественно иной учебной деятельности» [2].
Общепризнанным в педагогике является личностно-деятельностный подход, согласно которому обучающийся является активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Подчеркивается диалектическое единство личностного и деятельностного подходов в педагогике. Если личностный подход требует признания личности как продукта социально-культурного развития, носителя культуры, ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение, предполагает опору на естественный процесс саморазвития способностей, самоопределения, самореализации, самоутверждения, создания для этого соответствующих условий. То деятельностный подход направлен на такую организацию субъекта, в какой бы он был активным в познании, труде, общении, своем лич-
ностном развитии.
И. Зимняя утверждает, что организация обучения на основе личностно-деятельностного подхода означает, что все методические решения преподавателей должны преломляться через призму того, кого учат: его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей [5]. Характерными чертами личностно-деятельностного подхода являются следующие:
1) индивидуальные свойства обучающегося находятся в центре учебно-воспитательного процесса;
2) субъект-субъектные отношения между преподавателем и обучающимися, предоставление каждому субъекту образовательного процесса возможности индивидуального освоения и преобразования окружающей действительно -сти, используя личностный опыт;
3) личностно-значимые ценности, система позитивных мотивов деятельности;
4) усиление роли преподавателя в активизации познавательной деятельности обучающихся, всестороннего их развития.
В то же время надо отметить, что сегодня еще не полностью разработана система профессиональной подготовки педагога в области физического воспитания и спорта, которая бы обеспечивала его личностно-профессиональное становление, самоопределение и субъективную готовность к осуществлению профессиональной деятельности в условиях личностно ориентированного образования.
Следует подчеркнуть, что методологический подход трактуется как исходная позиция, что составляет основу исследовательской деятельности. Согласование объективных требований методологии с субъективной составляющей деятельности ученых является надежной гарантией подлинной эффективности педагогических исследований. Вместе с тем, от способности исследователя к методологической рефлексии и корректности выбора методологических подходов зависит эффективность их реализации на практике. При определении методологических подходов исследования учитывались особенности профессиональной подготовки будущих преподавателей физической культуры. Это обеспечило возможность применения в исследовании в единстве компетентностного, системного, контекстного и личностно-деятельностного подходов.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: , 2004. 84 с.
2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном формате. (Компетентностный подход как новая образовательная парадигма) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 6. С. 67-73.
3. Демина А.В. Диалог как полисодержательный феномен (лингвистический и психолого-педагогический аспекты)// Научные записки ОрелГИЭТ // №5 (17), Сентябрь 2016, С. 102-108.
4. Драндров Г.Л. Формирование готовности учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности; М-во образования Рос. Федерации, Акад. Пед. И соц. Наук и др. Чебоксары : ЧГПУ 2001. 355 с.
5. ЗимняяИ.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222с.
6. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Научные основы формирования компетентного специалиста в системе непрерывного профессионального образования: материалы всерос. науч.- практ. конф. Казань, 2003. С. 11-17.
7. Иванов Д.О., Митрофанов Г.К., Соколов О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: [учеб. - метод. Пособие] / под. Ред.. е. Н. Обухова. М.: 2003. 101с.
8. Конькова Р.В. Подготовка преподавателя физической культуры в классическом университете. Монография/Р. В. Конькова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высш. Проф. Образования «Кемеровский гос. Ун-т». Кемерово : Кемеровский гос. Ун-т, 2011. 154 с.
9. Johnson Elaine B. Contextual Teaching and Learning. Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California. 2002. 196 p.
References
1. VerbitskyA. A. Competence approach and the theory of contextual education/ A. A. Verbitsky. Moscow:, 2004. 84 p.
2. VerbickijA.A. Context teaching in the competence format. (Competence approach as a new educational paradigm) // problems of social and economic development of Siberia. 2011. No. 6. Pp. 67-73.
3. DeminaA.V. Dialogue as a Polysoderptive Phenomenon (Linguistic and Psychological-Pedagogical Aspects) // Scientific Notes OrelGiET // №5 (17), September 2016, P. 102-108.
4. Formation of readiness of teachers of physical culture for professional creative activity/ G. L. Drandrov; M-in education Grew. Federation, Member Of The Academy. PED. And social. Sciences et al.. - Cheboksary Chelyabinsk state pedagogical University, 2001. 355 p.
5. ZimnyayaI.A. Psychology of teaching foreign languages at school / I. A. Winter. M.: Education, 1991. 222c.
6. Ibragimov G.I. Competence approach in professional education // Scientific bases of formation of the competent expert in system of continuous professional education: materials all grew. science.- prakt. Conf. Kazan, 2003. Pp. 11-17.
7. IvanovD.A., MitrofanovK.G., Sokolov O.V. Competence approach in education. Problems, concepts, tools: [ucheb. - method. Textbook] / ed. Ed.. EN. Obukhov. Moscow: 2003. 101c.
8. Konkova R.V preparation of the teacher of physical culture at classical University. Monograph / R. V. Konkova; m-In education and science of the Russian Federation, Federal state Budgetary educational institution higher. Prof. Education "Kemerovo state University". Kemerovo: Kemerovo state University, 2011. 154 p.
9. Johnson Elaine B. Contextual Teaching and Learning. - Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California. 2002. 196 p.