Е. Ф. Михайловская
Методологические основы описания особенностей личности в портрете
В статье описываются исторические типы создания портрета человека, показываются методологические основы портретного искусства. Ключевые слова: портрет; история портрета; способы изображения портрета.
E. F. Mihajlovskaja Methodological Bases of the Description of Features of the Person in a Portrait
In article historical types of creation of a portrait of the person are described,
methodological bases of portrait art are shown.
Key words: a portrait; portrait history; ways of the image of a portrait.
Эстетика портрета, в его различных жанрах, художественных и нехудожественных по происхождению, уходит своими корнями в далекое прошлое, с ней связано страстное человеческое желание получить в той или иной форме ответ на вопросы: «Что такое человек? Каким его видят другие? Чем отличается он от других людей? Каковы его особенности?»
Ответы на эти вопросы возникли в глубокой древности, подтверждением чего являются наскальные рисунки первобытного художника, чей зоркий глаз отметил индивидуальные и типичные черты окружающих его людей, выраженные в фигурах, лицах, движениях. Эти изображения человека исполнены экспрессии,
искренним желанием выразить собственные впечатления от наблюдений в открытой и непосредственной форме.
Древние художественные портреты человека исполнены в виде статуй из камня, бронзы, гипса и мрамора. Это образы мифологических героев, политиков, императоров, фараонов и правителей, исполненные в реалистическом стиле, воссоздающие подлинные черты изображаемого человека. Искусством портрета прославились Древняя Греция и Рим, Древний Египет и Древний Восток, эпоха Возрождения и искусство Европы, русское искусство Средних веков, Нового и Новейшего времени, современное искусство, представленное самыми разнообразными жанрами портрета.
История портрета характеризуется поиском особой авторской манеры и технологии, средствами, приемами и методами, формами и способами изображения и описания, а также разнообразной жанровой спецификой портрета, приобретающего черты особого феномена культуры в системе междисциплинарных знаний. Линия развития науки портрета (искусствоведческой, художественной, психологической, исторической, историографической, литературной, философской, эстетической и др.) не укладывается в рамки истории его происхождения. Богатство знаний о портретном жанре, накопленных человечеством с древних времен, требует систематизации, комплексного методологического анализа и обобщения на уровне особенностей описания личности в портрете. ПОРТРЕТ человека, возникший в глубокой древности как результат роста человеческого самосознания, превращается из созерцательной попытки изображения личности - в многопрофильную информационную оценку личности, исторически сложившуюся в традицию изучения многофункциональных особенностей поведения человека и его характера, его духовных и физиологических черт, физиогномических и психологических признаков.
Эстетическая наука о формировании портрета развивается, а взгляд на человека по-прежнему содержит множество тайн и загадок. Классификационные типологии портрета открывают попытки обобщения взгляда на историю его зарождения и существования с древности и до наших дней. Перед нами широкий, но
далеко не полный перечень типологических моделей портрета: «художественный портрет», «музыкальный портрет», «живописный портрет», «поэтический портрет», «литературный портрет», «исторический портрет», «мемуарный портрет», «невербальный портрет», «психологический портрет», «женский портрет», «мужской портрет», «графологический портрет», «вербальный портрет», «портрет руководителя», «авторский портрет», «физиогномический портрет», «мимический портрет», «коммуникационный портрет», «визуальный портрет», «парадный портрет», «камерный портрет», «габитарный портрет», «цветовой портрет», «портрет в интерьере», «интерактивный портрет», «портрет героя», «портрет государственного деятеля», «имидж-портрет», «мифологический портрет», «профессиональный портрет», «фотопортрет» и другие.
Человеческий взгляд на самого себя и на других всегда имеет художественное и нехудожественное происхождение, что соответствует естественной, социальной и психологической специфике природы человека и его самосознания. Тайна художественного восприятия мира может быть открыта посредством изучения творческих символов: поэзии, красок живописи и ее колоритного многообразия. Музыкальные звуки могут быть расшифрованы на языке психологии музыки. А музыка звуков может быть услышана в стихотворении композитором, и возникнет музыкально-поэтический портрет.
Так или иначе, но портрет рождался из практики жизни, из опыта наблюдений за человеческим лицом, телом, внешними особенностями поведения человека, из проницательного взгляда автора и его способности «видеть человека насквозь», из «эффекта внешнего впечатления», из глубоких знаний о человеке. Знание «бессловесного языка» во многом определяется общей психологической культурой и во многом определяет культуру описания личности и мастерство автора портрета, владеющего тем или иным искусством портретного описания.
Итак, портрет складывался сначала как искусство описания одного человека из искусства наблюдения за другим человеком.
Объект описания - человек определенной социальной, профессиональной и личностной принадлежности, наделенный определенным характером, способностями, чертами внешности, формами тела и объемом, ростом и другими определяющими его особенностями и типологическими чертами.
Изображение личности в портрете имеет жанровую специфику, идейное происхождение, средства изображения, язык изображения, цели и задачи изображения, замысел и механизм его воплощения в жизнь, стилистические особенности изображения и другие особенности.
Физиогномическое описание личности относится к невербальной области портретного искусства, в котором оценка личности осуществляется нехудожественными средствами, аналитическим методом, на основе наблюдения и эксперимента, посредством классификации визуальных черт и типологизации характера и поведения человека.
Искусство «чтения» лица - процесс индивидуальный, во многом зависящий от опыта и интуиции конкретного исследователя. Задача физиогономического знания - характеристика лица человека и его элементов. Физиогномический анализ лица неразделимо связан с анализом психологическим, дополняет его и открывает более глубокую информацию о человеке, внешность которого оценивается с точки зрения совокупности внешних признаков, и может быть ценным диагностическим материалом. Исторически физиогномический портрет складывался из попыток создать теорию описания личности на основе опыта ученых, что пользовалось большой популярностью. Им всерьез занимались все, кто «по долгу службы» был занят «работой с людьми»: духовные лица, медики, философы, юристы.
Методологическими основаниями для возникновения портретного искусства считаются умозрительные интеллектуальные взгляды древних ученых, обративших свой взгляд на типологические особенности поведения человека и его внешность, попытавшихся озвучить в словесных описаниях тайну характера и открыть эту тайну путем анализа и собственных наблюдений, что явилось
позитивным вкладом в развитие психологической теории личности и положило начало развитию эстетики портретного искусства.
Методологические основы портрета могут быть рассмотрены в рамках междисциплинарного философского метода, на основе системного анализа существующих тенденций в развитии портрета как феномена культуры, имеющего свои исторические традиции и практику исследований этого многослойного и исторически оригинального феномена культуры.
Итак, методологические предпосылки портрета лежат в развитии самосознания человека, в его социализации, в происхождении и развитии письменности и зарождении художественной деятельности, в творческом освоении окружающего мира человеком на протяжении всех вех его существования, в его борьбе за выживание и существование.
БИБЛИОГРАФИЯ
Волков-Ланнит Л. Искусство фотопортрета [Текст] / Волков-Ланнит Лев Федорович. М. : Искусство, 1967.
Искусство портрета : Сб. ст. [Текст] / Под ред. А. Г. Габричевского. М. : Изд-во «Советский художник», 1928.
Китайские трактаты о портрете [Текст] / [Авторы не указаны]. Л. ; Аврора, 1971. 88 с.
Смирнов В. И. Портрет как феномен культуры [Текст] / В. И. Смирнов // Искусство и духовные ценности : Сб. науч. ст. / Институт им. И. Е. Репина. СПб. : Изд-во Инст-та им. И. Е. Репина, 1998.