Научная статья на тему 'Методологические основы обеспечения устойчивого развития индустрии туризма'

Методологические основы обеспечения устойчивого развития индустрии туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИЕЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT OF TOURIST DESTINATIONS / COMPETITIVENESS / TOURIST POTENTIAL / COMPETITIVE ADVANTAGES / MANAGEMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин Сергей Юрьевич

В статье исследованы современные интегральные подходы к управлению устойчивым развитием туристской дестинации, рассмотрено понятие конкурентоспособности индустрии туризма и гостеприимства с учетом базовых моделей оценки достижения уровня конкурентных преимуществ, показаны роль и значение инвестиций для региональной и национальной инфраструктуры туризма, предложена авторская система показателей и индикаторов для характеристики степени устойчивости туристского пространства в целях оптимизации государственной политики в области туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological foundations for sustainable development of the tourism industry

This article explores the modern integrated approaches to the management of sustainable development of the tourist destination, consider the concept of competitiveness of tourism and hospitality industry, taking into account the basic models to assess the achievement level of competitive advantage, shows the role and value of investments for regional and national tourism infrastructure, proposed authoring system and indicators to characterize the degree of stability of tourist space in order to optimize the state policy in the field of tourism.

Текст научной работы на тему «Методологические основы обеспечения устойчивого развития индустрии туризма»

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

С.Ю. ГРИШИН

Сергей Юрьевич ГРИШИН — кандидат экономических наук, проректор по социальной и воспитательной работе СПбГЭУ.

В 1994 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет.

Автор 14 публикаций.

Сфера научных интересов — государственное регулирование туристской индустрии, управление туристскими кластерами.

^ ^ ^

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Устойчивое развитие на сегодняшний момент является одним из основных факторов, обеспечивающих поступательное функционирование индустрии туризма любой страны и, конечно же, базисным элементом формирования конкурентоспособности туристской дестинации. С теоретической точки зрения конкурентоспособность туристского региона представляет собой экономическую категорию, имеющую прямую взаимосвязь с понятием рыночной конкуренции, и рассматривается как базисный элемент для формирования долгосрочной стратегии поведения экономических субъектов (отдельного государства или территории в целом — на макроуровне, предприятия — на микроуровне) на рынке туристских услуг. Чем ниже уровень принимаемых управленческих решений, тем более тесная взаимосвязь наблюдается между понятиями конкурентоспособности и конкурентности, что полностью подтверждает представленное выше определение. Однако необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция расширения трактовки понятия конкурентоспособности путем включения не только традиционных факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества (прежде всего, материальных и нематериальных активов), но и факторов, связанных с институциональной и общественно-социальной средой, — культурных, этических, религиозных [1]. Поэтому чем выше управленческий уровень, затрагивающий интересы государства или регионального объединения, тем более широко трактуется понятие конкурентоспособности туристской дестинации с учетом специфики процессов социально-экономического и общественного развития. Повышение конкурентоспособности туристской дестинации должно оказывать положительное влияние на повышение уровня и качества жизни местного населения. С этой точки зрения конкурентоспособность следует рассматривать не как конечную цель осуществляемых действий, а лишь как инструмент, посредством которого возможно достижение положительной динамики социально-экономических показателей туристского региона.

Несмотря на существование достаточно большого количества моделей, описывающих процесс обеспечения конкурентоспособности, универсальной модели, которая была бы применима в условиях любой туристской дестинации, по мнению авторов, не существует [3]. Для проведения дальнейших исследований и формулирования принципов построения моделей конкурентоспособности, применимых для устойчивого развития индустрии туризма, необходимо проанализировать базисные варианты, широко представленные как в отечественных, так и в зарубежных источниках. Ключевые модели

ГРНТИ 06.71.57 © С.Ю. Гришин, 2014

8

С.Ю. Гришин

обеспечения конкурентоспособности, использование которых возможно для повышения эффективности управления туристским сектором, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Базисные модели конкурентоспособности и их использование в туристской индустрии

Название модели Описание модели Пример практического использования в туристской индустрии

Модель Майкла Портера Фокусируется на повышении производительности за счет оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ. В рамках модели определяются рыночные ниши и происходит дифференциация продуктовой линии Моделирование и анализ внешней среды туристских дестина-ций на основе SWOT-анализа

Модель Эссера Отражает взаимосвязь экономических уровней в целях повышения эффективности функционирования системы Системное моделирование структуры управления туристской дестинацией

Модель Крутча и Ритча Включает в себя 5 системообразующих элементов — природные ресурсы, объекты культурного наследия, инфраструктура, структура управления, система целей и приоритетов Модель предназначена для позиционирования субъекта на глобальном международном рынке при использовании локальной базы ресурсов

Модель Дуаэра и Кима Основана на предыдущей модели и предполагает разработку системы оценки конкурентоспособности путем внедрения ряда индикаторов, c помощью которых прогнозируются конечные результаты Модели сценариев для развития туристско-рекреационного потенциала существующих территорий, а также освоения новых

Модель Хэфа Данная модель построена по принципу аналогий с функционированием домашнего хозяйства, где в процессе аккумуляции и перераспределения поступающих ресурсов образуются активы для дальнейшей реализации Модели перераспределения регионального валового продукта исходя из нужд туриндустрии

На современном этапе развития региональной экономики прямые инвестиции являются тем ключевым фактором, который обеспечивает конкурентоспособность туристской дестинации. Следствием стабильного развития дестинации является достижение экономического роста и общественнополитической стабильности во всем регионе. При этом необходимо учитывать кумулятивный эффект, возникающий в результате инвестиционной деятельности и выражающийся в том, что при одновременном обогащении туристского предприятия увеличиваются денежные потоки в региональный бюджет, что оказывает положительное влияние на региональное развитие. Вместе с тем следует подчеркнуть необходимость привлечения частного капитала для развития региональных туристских де-стинаций в связи с ограниченностью финансовых ресурсов государства [2].

С экономической точки зрения важным фактором совершенствования инвестиционной политики в регионе является обеспечение эффективного взаимодействия между органами региональной власти и предпринимательским сектором. Ключевой задачей соответствующих компетентных ведомств региона является построение оптимальной стратегии взаимоотношений с частным сектором, гарантирующей определенную стабильность получения прибыли с учетом сведения к минимуму бюрократических проволочек и барьеров. С точки зрения инвестора можно выделить три ключевых элемента, способствующих принятию оптимальных решений по вложению денежных средств в туристский бизнес на долгосрочной основе. Первый из них лежит в области психологии инвестора, который, откладывая на определенный срок потребление, готов получить гораздо более затраченного. Однако в туристском бизнесе будущая выгода не всегда столь очевидна, в отличие, например, от портфельного инвестирования, что заставляет инвестора более тщательно изучать соответствующие условия [4]. Вторым ключевым фактором является временной аспект, так как для принятия решения об инвестировании необходима определенная временная база. В индустрии туризма и гостеприимства этот элемент приобретает еще большую значимость с точки зрения возможных негативных изменений в величине и направлении покупательского спроса, особенно в условиях внутреннего и въездного туризма. Третьим аспектом является аспект риска, который в условиях туристской индустрии вызывает дополнительные усилия по обеспечению собственных интересов [7].

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА

9

Неоспоримым является тот факт, что конкурентоспособность туристской индустрии во многом зависит от степени обеспеченности туристскими ресурсами — природными и культурно-историческими достопримечательностями, которые в своей совокупности образуют туристско-рекреационный потенциал определенной территории. Однако, как свидетельствуют многочисленные примеры, наличие определенных преимуществ с точки зрения туристского ресурсоведения еще не гарантирует лидирующих позиций на международном туристском рынке. На первый план в современных условиях развития мирового хозяйства выходит политика по обеспечению наиболее рационального использования имеющихся возможностей с учетом целого набора механизмов управления. К числу таковых можно отнести: планирование и управление ростом туристского потока, рациональное использование территорий с учетом особенностей туристско-рекреационного проектирования и районирования, контроль за сохранением природного и культурного наследия региона или страны. Кроме того, весьма важным остается проведение политики по сведению к минимуму возможных негативных последствий изменений во внутренней и внешней среде туристской дестинации и использование текущей ситуации для более справедливого распределения выгоды между бизнесом и местным населением. Эффективное управление требует от туристских компаний и предприятий смежных отраслей, а также органов государственной власти, которые принимают активное участие в формировании и продвижении туристского продукта, внедрения достижений научно-технического прогресса, современных информационных технологий и усовершенствований [5].

В целом, говоря об устойчивом развитии территории и опираясь на мнение ряда отечественных и зарубежных исследователей, можно рассмотреть данное понятие с точки зрения трех взаимосвязанных и взаимовлияющих сторон — общественно-экономической, социально-культурной и экологической устойчивости. О правильности данного утверждения свидетельствуют и результаты ряда социологических исследований потребителей туристских услуг. Так, например, 81 % респондентов утверждают, что при прочем равенстве условий они отдадут предпочтение туроператору, занимающему активное положение на туристском рынке и имеющему длительную историю своего функционирования на национальном рынке, при этом не всегда предпочтение отдается крупным иностранным фирмам. 38 % при выборе поездки руководствуются экологической устойчивостью в стране или регионе посещения, и еще 34 % выбирают соответствующее средство размещения, исходя из приверженности к социальным и экологическим критериям [6].

Вместе с тем достаточно много дискуссий вызывает количественный аспект оценки устойчивости туристской дестинации. Авторами предлагается проводить анализ устойчивости развития туристской дестинации, исходя из ряда параметров, представленных в табл. 2.

Таблица 2

Устойчивость развития туристской дестинации — количественный аспект________

Укрупненные направления устойчивого развития туристской дестинации Показатели и индикаторы для оценки степени устойчивости развития туристской дестинации

Общественно-экономическая устойчивость, включая инфраструктурные факторы Обеспечение и гарантия прав собственности

Степень государственной поддержки малого и среднего бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства во временной ретроспективе

Динамика уровня инфляции и наличие инфляционных ожиданий

Средний срок для открытия собственного бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства

Средние издержки на открытие собственного бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства

Система туристских формальностей и частота ее изменений

Динамика валютного курса во временной ретроспективе

Уровень экономического риска, связанный с возможным возникновением террористических угроз и действиями местных криминальных группировок

Существующая система налогообложения и частота ее трансформации

Цены на топливо и динамика их изменения

Качество и частота плановых ремонтных работ дорожного полотна

Качество и частота плановых ремонтных работ портовой инфраструктуры и объектов водного транспорта

10

С.Ю. Гришин

Окончание табл. 2

Социально-культурная устойчивость Степень религиозной терпимости и толерантности в обществе

Возможность беспрепятственного доступа к сети Интернет и социальным сетям

Степень сохранности историко-культурного наследия

Наличие и развитие объектов, представляющих интерес для этнографического туризма

Наличие и развитие объектов, представляющих интерес для сельского туризма

Обеспечение и гарантия прав женщин и детей

Уровень доступности различных уровней образования для большинства местного населения

Средний уровень продолжительности жизни местного населения

Степень криминализации общества и ее изменение в динамике по основным направлениям

Уровень распространения инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатит, венерические заболевания и др.)

Экологическая устойчивость Количество особо охраняемых территорий и их масштаб по отношению к общей площади региона или страны

Степень исполнения требований экологического законодательства и их жесткость по отношению к хозяйствующим субъектам

Средняя концентрация вредных веществ в воде, воздухе и почве в расчете на одного жителя

Количество несанкционированных свалок и залежей, включая химически и биологически опасные вещества, а также ядерные отходы

Наличие опасных производств в непосредственной близости от туристской дестинации

Выводы:

1. Не вызывает сомнений тот факт, что ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности туристской дестинации являются устойчивые инвестиционные потоки, направление которых должно в равной мере распределяться как на совершенствование и модернизацию объектов туристской инфраструктуры, так и на внедрение инновационных технологий и методов управления устойчивым развитием туризма.

2. Процесс устойчивого развития туристских дестинаций следует рассматривать как совокупность трех укрупненных направлений — общественно-экономического, социально-культурного и экологического, с выделением ряда показателей и индикаторов, позволяющих оценить степень текущей устойчивости развития туристской индустрии конкретного региона или страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров В.В. Инвестиции. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

2. Черненко В.А., Ткачев В.А. Инвестиционные аспекты формирования и развития туристского бизнеса в регионе // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. Научно-практический журнал. 2013. Вып. № 3 (17).

3. Beni M.C. PoHtica e Estrategia do desenvolvimento regional: planejamento integrado e sustentavel do turismo // Turismo em Analise. 1999. N 10. Р. 7-17.

4. Blasco M.J.V., Gonzalez M.M., Quintana R. Analisis de los criterios para la valoracion turistica del patrimonio natural // Investigaciones Turisticas. 2011. N 1. Р. 37-50.

5. De Carlo M., Canali S. Destination strategy anad firm strategy — the overlooked link. Berlin, 2006.

6. Jamal T., Gets D. Collaboration theory and community tourism planning // Annals of Tourism Research. 2009. N 22.

7. Perez De Las Heras M. Manual del Turismo Sostenible. Como conseguir un turismo social, economico y ambientalmente responsable / ed. Mundi Prensa. Madrid, 2004. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.