УДК 54:61 - 057.875 ББК 24.1
Литвинова Татьяна Николаевна доктор педагогических наук, профессор г. Краснодар Соловьева Маргарита Валентиновна аспирант г. Краснодар Юдина Татьяна Геннадьевна соискатель г. Краснодар Litvinova Tatyana Nikolaevna Doctor of Pedagogics,
Professor Krasnodar Solovyova Margarita Valentinovna Post-graduate Krasnodar Yudina Tatyana Gennadievna Post-graduate Krasnodar
Методологические основы химической подготовки будущих врачей в системе «школа-вуз»
Methodological Bases of the Future Doctors’ Chemical Training in “a School - a Medical Higher School” System
Химическая подготовка студентов медицинского вуза в значительной степени влияет на качество медицинского образования. Основными методологическими подходами для разработки и реализации методической системы химического образования в структуре медицинского являются системный, интегративно-модульный, личностно-деятельностный и компетентностный.
Chemical training of medical higher school students influences the quality of medical education greatly. Basic methodological approaches for the development and realization of the methodical system of chemical education in the structure of medical education are system, integrative-and-modular, personal-and-activity and competence approaches.
Ключевые слова: методология, химическое образование, непрерывность и преемственность системы «школа-вуз», компетенции.
Key words: methodology, chemical education, continuity and succession of “a school - a medical higher school” system, competence.
При современном состоянии российского общества высшая школа как значимый социальный институт претерпевает радикальные изменения, вызванные не только системным кризисом российского общества, но и становлением новой образовательной практики, интеграцией в международное образовательное
пространство, существенной коммерциализацией высшего образования. Успешность новой образовательной стратегии в российском обществе, реализация Национального проекта «Образование» зависит от целого ряда обстоятельств политического, экономического характера, а также от владения учителями школ, профессорско-преподавательским составом российских вузов современными образовательными технологиями.
По мнению [11] в настоящее время происходит изменение модели образования, основным элементом которой должен стать проблемноориентированный профессионализм. В связи с этим основными задачами высшей медицинской школы должны стать:
• рациональное сочетание фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки выпускника медицинского вуза;
• подготовленность выпускника к жизни и профессиональной деятельности в потоке постоянно растущей информации;
• создание предпосылок и условий для непрерывного профессионального самообразования.
Усиление гуманизации и фундаментализации медицинского образования обуславливает включение в содержательный компонент интегративных дисциплин, в том числе химических, обеспечивающих целостное восприятие их содержания и формирование научного мировоззрения.
В системе медицинского образования большая роль принадлежит, на наш взгляд, его подсистеме - химическому образованию (рис.1).
Рис.1. Системная модель химического образования в медицинском вузе Вестник ЧГПУ 72009 106
Подсистемы: 1 - химия довузовского этапа; 2 - общая химия, I курс; 3 -биоорганическая химия, I курс; 4 - биохимия, II курс; 5 - элективные химические курсы; 6 - клиническая биохимия; - общая профессиональная
направленность.
Эффективность химической подготовки будущих врачей зависит от того, насколько глубоко и целесообразно установлены как преемственная связь между всеми этапами и звеньями непрерывной цепи химического образования, так и межпредметные связи.
Химия, как фундаментальная наука:
• вносит существенный вклад в понимание современной картины мира, законов природы, в научное мировоззрение и мышление человека;
• представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры;
• участвует в создании лекарственных препаратов, медицинского оборудования, различных веществ, необходимых для жизни человека;
• формирует знания, необходимые для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, сырьевой, энергетической, продовольственной;
• развивает интеллектуальные, организационные, оценочные, коммуникативные, и разнообразные практические умения;
• влияет на формирование нравственности и на развитие личности учащихся школ, студентов.
Таким образом, химия является не только важнейшей естественной фундаментальной наукой, но и необходимой учебной дисциплиной. Этот вывод базируется на «осознанном понимании, что химическое соединение (химическое вещество) является объективно главной вещественной материальной земной реальностью, которая лежит в основе наиболее важных фундаментальных превращений и эволюционных процессов Земли» [12].
Главным направлением российской образовательной политики в настоящее время является обеспечение современного качества образования на основе
его фундаментальности, непрерывности, преемственности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Цель нашего исследования - создание методической системы непрерывной и преемственной химической подготовки учащихся профильных медикобиологических классов и студентов медицинского вуза на основе системного, интегративно-модульного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов для повышения качества подготовки будущих врачей.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический междисциплинарный анализ и синтез философской, методологической, химической, естественнонаучной, экологической, психолого-педагогической и методической литературы; изучение директивных, нормативных и программно-методических документов о естественнонаучном химическом и медицинском образовании; прогнозирование, проектирование, моделирование модулей содержания, а также методической системы обучения;
- экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение в вузе и довузовских образовательных учреждениях, анкетирование, тестирование, собеседование, мониторинг, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта в школах и вузах, проведение контрольных срезов;
- статистические методы обработки экспериментальных данных, методический анализ, цифровое, графическое и вербальное представление результатов.
При анализе проблем химического образования студентов КГМУ нами установлено, что в цепи подготовки выпускника медицинского вуза: ученики предпрофильных классов ^ ученики профильных классов ^ выпускники школ, сдающие ЕГЭ по химии ^ студенты КГМУ, преемственно изучающие общую, биоорганическую, биологическую химию, клиническую биохимию ^ выпускники КГМУ^ врачи - наиболее слабыми являются первые три звена, что влечет проблемы дальнейшей теоретической и практической подготовки будущих врачей.
Нами выявлены проблемы и противоречия в системе химической подготовки учащихся и студентов, главными из которых являются:
1) постоянно увеличивающийся разрыв между уровнем подготовки по химии в школах, особенно, сельских, и требованиями вуза;
2) унификация и стандартизация программного содержания по химии (профильный уровень) входят в противоречие с медико-биологической направленностью изучения химии в системе довузовского образования при медицинских вузах, в медико-биологических классах школ. В Концепции профильной школы поставлена задача создания условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Мы считаем, что программа и требования к знаниям и умениям учащихся, поступающим в медицинский вуз, должны учитывать специфику данной профессии, быть нацелены на раскрытие не только знаний, но, главное, умения ими пользоваться, применять их в нестандартных ситуациях, логически мыслить, анализировать, что для будущего врача является необходимыми качествами. Основная цель обучения химии в медико-биологических классах, на наш взгляд, - это фундаментальное химическое образование на основе принципов профессиональной направленности и рациональной минимизации.
3) Переход к профильному обучению на старшей ступени средней школы не согласуется с количеством учебного времени, отводимого на освоение примерной программы - 210 часов, а также уровнем готовности школьников к восприятию сложного химического материала с множеством абстракций. В данную программу и государственный стандарт по химии (профильный уровень) включены сложные для понимания школьников теоретические вопросы, в частности понятие об энтальпии и энтропии, энергии активации, электронная теория строения атомов и др.
4) Низкий уровень базовых химических знаний и умений, математической подготовки у школьников 9-х классов, поступающих в медико-биологические классы ЦДО КГМУ, приводит к огромному разрыву между уровнем подготовки
и развития личности «на входе» и требованием к этим параметрам «на выходе»
- успешная сдача ЕГЭ по химии, освоение химических вузовских курсов (общая, биоорганическая, биологическая химия, клиническая биохимия).
5) Несогласованность в содержании, в формах и методах, средствах обучения в школе и в вузе проявляется в неумении студентов 1 курса, изучающих общую химию в медицинском вузе, применять имеющиеся знания для приобретения новых, работать с химическим текстом, конспектировать лекции, рационально организовывать свою самостоятельную работу, вести поиск химической информации и т.д.
Для решения этих проблем мы, на основе системного подхода, создали и реализовали модель целостного процесса обучения химии на этапах довузовской и начальной вузовской подготовки [5].
Довузовская химическая подготовка играет большую роль в изучении общей химии, поэтому мы усовершенствовали организацию этой системы как элемента структуры медицинского вуза, модернизировали ее содержание и учебный процесс с определенной профессиональной направленностью и адаптивностью к учебе в медицинском вузе, обеспечив будущим абитуриентам качественную подготовку к ЕГЭ. Одним из важнейших моментов организации обучения на довузовском этапе химической подготовки является определение ее содержания и создание нами программно-учебно-методического комплекса. В него вошли: авторская учебная программа по химии, вариативные учебные планы для различных форм подготовки, учебные задания по химии для слушателей медико-биологических классов; контрольные работы; требования к уровню подготовки и объему знаний по химии для успешной сдачи ЕГЭ [7-9].
Нами также разработана методическая система [5] изучения общей химии и управления качеством ее овладения, теоретические основы интегративномодульной системы развивающего обучения общей химии, существенно пересмотрена структура и содержание этого курса, в соответствии с его назначением в медицинском вузе как:
• связующего звена с довузовским химическим образованием,
• вводного фундаментального курса химии,
• исходной общетеоретической базы для изучения других химических и связанных с ними медико-теоретических дисциплин,
• компонента профессиональных клинических курсов.
Принципиальное значение для осуществления данной работы приобрели
выделенные и научно обоснованные нами исходные методолого-теоретические основы, как ориентиры для разработки концепции, определения стратегии и методики данных преобразований.
Из философии мы знаем, что методология - это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. Для нас, поставивших цель - проектирование новой системы изучения общей химии на основе активной деятельности школьников, студентов, наиболее адекватным является определение методологии, используемое в научных системных исследованиях: методология - «есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [14,с.31].
Важной методологической закономерностью современной педагогической и методической науки является усложняющийся синтез научных знаний и многоуровневый подход [1] к использованию методологии к разработке новых систем образования и условий их реализации, поскольку система образования, в том числе медицинского, является категорией социального, философско-методологического и педагогического характера, а его предметная система носит теоретико-методический характер. Все это говорит о применении не только многоуровневой методологии, но и важности интегративно-комплексного рассмотрения принципиально важных проблем общехимической подготовки студентов в рамках медицинского образования, как сложной дидактикометодической системы. Мы поддерживает идею комплексной образовательной системы, раскрытую Н.Д. Кондратьевым [2], где ведущая роль отведена общему образованию. Таковым мы считаем и школьное химическое образование, и общую химию в медицинском вузе как его продолжение и как исходное начало вузовского химического образования.
На уровне общенаучной методологии мы выбрали системный подход как ведущий методологический ориентир исследования, так как химическое образование в медицинском вузе мы рассматриваем как сложную развивающуюся и развиваемую динамическую образовательную систему. В определении путей и способов дальнейшей модернизации этой системы существенное значение приобретают уже апробированные на практике и некоторые новые принципы, подходы и методы прогнозирования, моделирования и реализации новой, более усовершенствованной образовательной системы.
Системный подход, а также его важнейшие методы системно-структурного и структурно-функционального анализа и моделирования мы использовали для структурирования учебного содержания курса общей химии с целью его минимизации, и выделения его инварианта, ведущего к его оптимальной структурной организации, которая предполагает последующую конкретизацию и развертывание содержания в вариативной его части. Это предполагает обращение к научно-философским и дидактико-методическим основам структурирования научного и учебного содержания, к приемам его уплотнения и минимизации.
Ведущими подходами педагогического уровня методологии мы выделили интегративно-модульный, личностно-деятельностный и компетентностный.
Под интегративным подходом к исследованию образовательных систем понимается процесс, в основе которого лежит интеграция целей, содержания, форм и методов обучения, видов деятельности, знаний, умений, развиваемых качеств и свойств личности. Интегративный подход, с одной стороны, обеспечивает целостное единство при изучении сложных объектов и процессов окружающего мира, а с другой - обуславливает появление новообразований в процессе развития личности обучаемого. Это единство фиксируется вначале на уровне усвоения научных фактов, понятий, законов, а затем выражается в форме, результативность которой определяется освоением обобщенных знаний (понятий, законов, общих теорий), пониманием научной картины мира и в итоге - формированием научного мировоззрения и целостным развитием личности. Сущность интегративного подхода в обучении студентов состоит не только
в передаче социального опыта преподавателями и усвоении его студентами, а, главным образом, во всестороннем гармоничном развитии, которое соответствуют внутренним потребностям личности и направлено на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.
Модульный подход мы использовали как средство минимизации, для исключения ненужного дублирования учебного материала, системной организации содержания, его блочной подачи и укрупнения дидактических единиц усвоения и повышения эффективности обучения.
Интегративно-модульный подход, внедренный нами в учебный процесс, дает существенную экономию времени, которая направлена на усиление учебно-исследовательской деятельности студентов, на усвоение знаний в действии [6].
Идея нашего исследования состоит в том, чтобы с одной стороны, научить студентов нехимического, медицинского вуза описывать, объяснять химические объекты с помощью современных теорий о строении веществ и общих законов (периодического, сохранения массы и энергии), предсказывать направление и скорость химических реакций, а с другой стороны - оценивать изучаемый материал с позиций значимости изучаемых явлений для будущей профессиональной деятельности. Для реализации этой идеи мы использовали собственную конструкцию содержания и структуры курса общей химии для медицинских вузов, в основу которой положили принцип модульного обучения на основе внутри- и межпредметной интеграции, используя личностно-деятельностный подход к обучению студентов-медиков.
Деятельностный подход в качестве центрального ядра выделяет деятельность. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Сознательное овладение такой важнейшей базовой химической дисциплиной, как химия, возможно только путем усвоения ее в действии, посредством вовлечения учащихся, студентов в разностороннюю деятельность. Особенно важно включить в состав деятельности те ее виды, которые способствуют дальнейшему познанию химии, готовят к выполнению профессиональных задач (когнитивную, экспериментально-практическую, проектно-организационную, коммуникативную, оценочную, задачную и др.).
Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Изучение химии - это процесс активного действенного учебного познания. Формирование личности - также процесс деятельностный. Только в активной познавательной деятельности и общении средствами изучения предмета происходит развитие личности.
Учитывая неразрывность всех этих процессов, важнейшей методологической основой нашего исследования стал личностно-деятельностный подход, представляющий собой единство двух подходов к обучению. Личностнодеятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится личность обучаемого и его учебная деятельность -мотивы, цели, содержание и характер предметной деятельности, неповторимый психологический характер и уникальность каждого субъекта и индивидуальный характер усвоения и самореализации, в соответствии, с чем строится учебный процесс, планируется педагогическое воздействие и результаты обучения.
Компетентностный подход в образовании - одно из ключевых современных направлений реформирования системы российского образования с учетом его интеграции в европейское образовательное пространство. Компе-тентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [4].
На основе компетентностного подхода развивается современная общеобразовательная школа, которая должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования [3]. Это же относится и к высшей профессиональной, в том числе медицинской, школе. Компетентно-стный подход предполагает, что основной акцент делается не просто на получении обучающимися некоторой суммы знаний и умений, но и на формировании системного набора компетенций. Компетентностный подход усиливает
собственно практико-ориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект.
На довузовском этапе невозможно сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. В педагогическом сообществе существуют разные подходы к классификации компетенций. Мы придерживаемся классификации А.В. Хуторского [13], предлагающего трехуровневую иерархию компетенций: ключевые, общепредметные (метапредметные) и предметные.
Цель школы, в том числе профильных классов, — формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем [4].
На вузовском этапе общая химия создает такой фундамент, который позволяет формировать не только частные, предметные компетенции, но и мета-предметные, носящие интегративный характер, а также ключевые, например, умение жить в мире веществ, что является частью общей культуры человека, коммуникативные, информационно-технологические, саморазвития и др.
Опора на ведущие методологические ориентиры, широкое внедрение в практику инновационных подходов к учебной деятельности, на наш взгляд, существенно повысит общий и профессиональный потенциал учащихся, студентов, их активное и ответственное участие в учебном процессе.
Разработанная нами методическая система апробирована и является оптимальной для подготовки учащихся школы по химии в соответствии с требованиями медицинского вуза, а также студентов по общей химии [10]. В свете формирования новых параметров высшего медицинского образования повышается актуальность разработанной и внедренной на кафедре общей химии КГМУ интегративно-модульной системы обучения студентов, позволяющей формиро-
вать фундамент достаточно широкого спектра компетенций будущего специалиста, прежде всего, познавательных, а также знания и понимания естественнонаучных принципов, лежащих в основе функционирования живого организма.
Библиографический список
1. Витол, Э. Концепции современного естествознания» в вузе // Высшее образование в России. - 1999. - № 4. - С. 30-32.
2. Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. Материалы по II Международной Кондратьевской конференции. М.: ИЭ РАН, 1995, 523 с. / под ред.акад. Ю.П. Яковец. - М., 1995. - С. 392-393.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ от 11.02.02 г. № 393). // Вестник образования в России. - 2002. - № 6. - с.10.
4. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии-2004. - №5. - С. 3-12.
5. Литвинова, Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза. - Краснодар: Изд-во КГМА, 2001. - 264 с.
6. Литвинова, Т. Н. Интегративно-модульное обучение общей химии студентов медицинского вуза // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 3. - С. 71 - 73.
7. Литвинова, Т.Н. Программа курса химии для 10-11-го классов медикобиологического профиля: (Раздел 1) / Т.Н. Литвинова, М.В. Соловьева, Е.Д. Мельникова. // Химия в школе, 2008. - №1. - С.39-48.
8. Литвинова, Т.Н. Программа курса химии для 10-11-го классов медикобиологического профиля: (Раздел 2 и 3) / Т.Н. Литвинова, М.В. Соловьева, Е.Д. Мельникова. // Химия в школе, 2008. - №2.- С. 33-45.
9. Литвинова, Т.Н. Учебно-методическое пособие для профильного обучения в медикобиологических классах: (Требования к уровню подготовки и объему знаний по химии выпускников школ). / Т.Н. Литвинова, М.В. Соловьева. - Краснодар, 2008. - 92 с.
10. Литвинова, Т. Н. Мониторинг учебных достижений по общей химии у студентов медицинского вуза / Т.Н. Литвинова [и др.] // Современные проблемы науки и образования,
2007. - №6. - С.70-74.
11. Пальцев, М.А. Высшее образование и высшая медицинская школа. / М.А. Пальцев, И.Н. Денисов, В.П. Мелешко. - М.: Изд-во ООО «Изд. Дом «Русский врач», 2001. - 280с.
12. Сироткин, О.С. Начала единой химии.- Казань: изд-во «Фэн», 2003.- 252с.
13. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование.-2003.-№5.- С.55-61.
14. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука, 1978. - 391 с.
Bibliography
1. Hutorskoi, A.V. Kliuchevye Kompetentsii. Tehnologiia Konstruirovaniia // Narodnoe Obrazovanie.-2003.-№5.- S.55-61.
2. Idei, N.D. Kondrat’eva i Dinamika Obschestva na Rubezhe Tret’ego Tysiacheletiia. Mate-rialy po II Mezhdunarodnoi Kondrat’evskoi Konferetsii. M.:IEA RAN, 1995, 523s. / Pod Red. Akad. P. Iakovets. -M.,1995.- S. 392-393.
3. Kontseptsiia Modernizatsii Rossiiskogo Obrazovaniia na Period do 2010 Goda. — M., 2002. O Kontseptsii Modernizatsii Rossiiskogo Obrazovaniia na Period do 2010 Goda. (Prikaz ot 11.02. 02 g. №393). // Vestnik Obrazovaniia v Rossii. - №6. - S.10
4. Lebedev, O.E. Kompetentnostnyi Podhod v Obrazovanii // Shkol’nye Tehnologii.-2004.-№5.-S.3-12.
5. Litvinova, T.N. Teoriia i Praktika Integrativno-Modul’nogo Obucheniia Obschei Himii Studentov Meditsinskogo Vuza (Monografiia). - Krasnodar, Izd-vo KGMA, 2001. - 264 s.
6. Litvinova, T.N. Integrativno-Modul’noe Obuchenie Obschei Himii Studentov Meditsin-skogo Vuza // Uspehi Sovremennogo Estestvoznaniia. - 2004. - № 3. - S. 71 - 73.
7. Litvinova, T.N. Programma Kursa Himii dlia 10-11-go Klassov Mediko-Biologicheskogo Profilia: (Razdel 1) / T.N. Litvinova, M.V.Solov’eva, E.D. Mel’nikova. // Himiia v Shkole, 2008.-№1.- S.39-48.
8. Litvinova, T.N. Programma Kursa Himii dlia 10-11-go Klassov Mediko-Biologicheskogo Profilia: (Razdel 2 i 3) / T.N. Litvinova, M.V.Solov’eva, E.D. Mel’nikova.// Himiia v Shkole,
2008.- №2.- S. 33-45.
9. Litvinova, T.N., Solov’eva M.V. Uchebno-Metodicheskoe Posobie dlia Profil’nogo Obucheniia v Mediko-Biologicheskih Klassah (Trebovaniia k Urovniu Podgotovki i Ob’emu Znanii po Himii Vypusknikov Shkol). - Krasnodar, 2008.- 92 s.
10. Litvinova, T.N. Monitoring Uchebnyh Dostizhenii po Obschei Himii u Studentov Med-itsinskogo Vuza. / T.N. Litvinova [i dr.] // Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovaniia, 2007.-№6.- S.70-74.
11. Pal’tsev, M.A. Vysshee Obrazovanie i Vysshaia Meditsinskaia Shkola. / M.A. Pal’tsev, I.N. Denisov, V.P. Meleshko. - M.: Izd-vo OOO «Izd. Dom «Russkii Vrach», 2001. - 280 s.
12. Sirotkin, O.S. Nachala Edinoi Himii.- Kazan’: Izd-vo «Fen», 2003.- 252s.
13. Vitol, E. «Kontseptsii Sovremennogo Estestvoznaniia» v Vuze// Vysshee Obrazovanie v Rossii. - 1999. - № 4. - S. 30-32.
14. Yudin, E.G. Sistemnyi Podhod i Printsip Deiatel’nosti. - M.: Nauka, 1978. - 391 s.