РАЗДЕЛ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ:
ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
Алексеева И.В.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Развитие и определенность концептуальных основ отчетности достигаются путем методологического обоснования формирования стратегической отчетности. В современных условиях резко обозначается спрос на информацию о перспективах развития бизнеса и определения риска с этим связанного. В этом особо заинтересованы наиболее влиятельные экономические игроки — акционеры и инвесторы.
В рамках экономических подходов экономисты выделяют основные модели главной целевой функции предприятия: модель максимизации прибыли, модель минимизации трансакционных издержек, модель максимизации объема продаж, модель максимизации темпов роста предприятия, модель обеспечения конкурентных преимуществ, модель максимизации добавленной стоимости, модель максимизации рыночной стоимости предприятия.
Несмотря на законодательную норму, состоящую в том, что целью деятельности коммерческой компании является прибыль, на практике получает распространение иная целевая установка бизнеса — максимизация стоимости компании, которая является одной из самых новых. Она отражает одну из важнейших концептуальных идей современной парадигмы теории фирмы: основной целью функционирования предприятия является максимизация благосостояния его владельцев.
В современных условиях «в результате смены целевых установок бизнеса меняется парадигма отчетности компании: ключевым отчетом за отчетный пе-
риод становится отчет о стоимости компании и прилагаемый к нему отчет о рисках» [14, с.69].
Новая парадигма отчетности компании позволяет адаптировать бухгалтерскую отчетность к решению управленческих задач, рассматриваемых на ближайшую и отдаленную перспективу, согласовывать денежные оценки, предоставляемые пользователям бухгалтерами, аудиторами, оценщиками.
Концепция подготовки отчетности соответствует явно формулируемой и открыто высказываемой позиции руководства компании в области информирования заинтересованных сторон о деятельности фирмы.
Опыт работы зарубежных компаний показал, что для решения собственных задач устойчивого развития было направлено по пути инициативного включения дополнительных сведений финансового и нефинансового характера в состав годовых отчетов. Эта информация рассматривается пользователями как существенно развивающая и корректирующая бухгалтерские данные.
Стратегическая отчетность опирается в полном объеме на данные «бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования, показатели оценки стоимости» [14, с.69].
Бухгалтерская отчетность основана исключительно на исторических денежных оценках. Основу стратегической отчетности образуют стоимостные оценки, т. е. дисконтированные будущие денежные потоки. Получение таких оценок возможно только в условиях знания ключевых
денежных и неденежных показателей, раскрываемых в финансовой отчетности. Формирование и наполнение стратегической отчетности тесно связано со стратегией развития компании. Президент Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА) Идрисов А.Б. считает: «... предприятие, которое не имеет стратегии, — это не бизнес, а всего лишь
набор активов, отягощенных долговыми обязательствами, и, следовательно, должно оцениваться с использованием имущественного подхода, например, на основе ликвидационной стоимости»1.
В таблице 1 представлены основные виды развития стратегии по основным направлениям предприятия.
Таблица 1. Стратегии развития компании
Направление Стратегия максимальной цены Стратегия изъятия Стратегия проникновения Стратегия низкой цены
Маркетинг Цена высокая; затраты на рекламу средние, на сервис — средние или высокие, на исследования — высокие Сначала цена высокая, затем постепенно снижается; затраты на исследования сначала высокие, затем снижаются; затраты на рекламу и сервис средние Сначала цена низкая, после завоевания значительной доли рынка сильно возрастает; затраты на сервис и исследования сначала средние, затем снижаются; на рекламу — сначала высокие, затем — средние Цена ниже средней; затраты на сервис и исследования ниже средних; реклама — средняя или ниже средней
Производство Поддерживается на текущем уровне с постепенным расширением в дальнейшем Медленное расширение производственных мощностей до определенного уровня Значительное расширение производственных мощностей; на начальных этапах большие объемы закупки товаров Значительное расширение производственных мощностей; на начальных этапах большие объемы закупки товаров
Финансирование Привлечение больших сумм краткосрочных кредитов на начальных этапах с поддержанием их на среднем уровне или снижением в дальнейшем, использование средств из прибыли для расширения производства Привлечение больших сумм краткосрочных кредитов со значительным их сокращением в дальнейшем за счет стабилизации объемов производства Привлечение больших объемов долгосрочного финансирования для закупки оборудования Привлечение минимального долгосрочного финансирования для закупки оборудования
Результаты Оборот и прибыль быстро возрастают и держатся на стабильном уровне длительное время Высокий оборот на старте с постепенным снижением; высокая прибыль в течение длительного времени с возможным увеличением за счет снижения издержек финансирования Сначала прибыль невелика или отсутствует, в дальнейшем после завоевания рынка достигает значительной величины Оборот средний с постоянным увеличением за счет повышения объемов сбыта; в долгосрочном периоде прибыль достигает значительного уровня за счет увеличения оборота
Комментарий Стратегия не приведет к успеху при одновременном применении несколькими предприятиями в отрасли Стратегия успешна в течение короткого времени Стратегия успешна при четком планировании на начальном этапе и при малой распространенности среди аналогичных предприятий Стратегия может быть успешной через длительный промежуток времени
1 http://www.pro-invest.ru
Для повышения эффективности развития предприятия необходимо непрерывное организационное совершенствование его управляемой и управляющей систем. Любое предприятие проходит определенные стадии жизненного цикла, которые отличаются друг от друга не только продолжительностью, но и определенными целями и результатами. Переход от одного этапа к другому можно определить с достаточной степенью уверенности, т. е. это предсказуемо. Следует учесть и то, что на предприятии на выбранную им стратегию воздействуют разные факторы как внутренней, так и внешней среды, а также общее состояние экономики и отрасли, которые представлены в таблице 2.
Современная технология управления бизнесом требует переосмысления требования обособления имущества юридического лица и отражения его в бухгалтерском балансе. Практически это означает отражение в балансе только того имущества, которое принадлежит компании как самостоятельному участнику гражданско-правового оборота на правах
собственности. Однако это требование изначально подразумевало фиксацию отделения имущества учредителей компании от имущества самой компании. В процессе деятельности компания оперирует зачастую гораздо большей имущественной массой, чем та, которая принадлежит акционерам на правах собственности. Поэтому более реалистичным и прагматичным следовало бы считать, что в балансе должны находить отражение контролируемые и управляемые активы. Таким образом, экономические ресурсы компании представляются не только балансовыми, но и забалансовыми активами, контроль и управление которыми фактически установлены в результате заключенных сделок, а также неидентифи-цированными нематериальными активами, которые по определению не могут рассматриваться в качестве собственности компании, но являются постоянно используемыми экономическими ресурсами. К типу таких ресурсов относят, как правило, человеческий капитал, инновационный капитал, организационный капитал, коммунальный капитал.
Таблица 2. Факторы, влияющие на формирование стратегии развития компании
Факторы, характеризующие стратегию компании Внутренние факторы Внешние факторы
1. Каким образом компания планирует обеспечить себе лидерство на рынке? 1. Наличие ноу-хау, лицензий, уникальных разработок и качественных продуктов 1. Имидж, известность торговой марки
2. Реалистична ли стратегия компании и способна ли она обеспечить планируемый объем продаж и соответствующую долю на рынке? 2. Наличие эффективных технологий, обеспечивающих снижение затрат и высокое качество 2. Доля продукции компании на рынке
3. Какие конкурентные преимущества принимались во внимание при формировании стратегии? 3. Наличие транспортных сетей 3.Наличие развитой дистрибьюторской сети
4. Какие меры планирует предпринять предприятие для усиления своей позиции на рынке? 4.Наличие квалифицированного научного, инженерного и производственного персонала 4. Связи с поставщиками товаров и услуг.
5. Наличие эффективной системы автоматизированного управления, решающей задачи информационной поддержки стратегических решений и финансового менеджмента 5. Другие внешние факторы, способствующие эффективной деятельности предприятия
6. Наличие эффективной системы переподготовки персонала
7. Системы мотивации персонала
8. Иные внутренние факторы, включая активы и ресурсы, обеспечивающие эффективную деятельность предприятия
Стратегическая отчетность должна включать следующие основные формы [14]:
- отчет о стоимости компании,
- отчет о бизнес-перспективах,
- отчет о рисках,
- стратегический баланс капитала,
- стратегический отчет о финансовых результатах,
-стратегический отчет о финансовых потоках.
Рассмотрим наиболее актуальные из
них.
Отчетность о стоимости компании. Можно констатировать, что представители разных экономических школ с капиталом связывали весьма различные понятия:
- стоимость, приносящую прибавочную стоимость (К. Маркс, Дж.М. Кейнс, У Петти, Д. Рикардо, А. Смит);
- часть богатства, участвующую в процессе производства (Е. Бем-Баверк, А. Маршалл, К. Менгер, П. Сраффа);
- накопленное богатство (Ф. Визер, Дж.С. Милль, А. Маршалл, И. Фишер);
- денежную стоимость, отраженную на бухгалтерских счетах фирм [17];
- совокупность акционерного и собственного капитала в частных предприятиях [8];
- «фонд покупательной силы», обеспечивающий технический, технологический и общественный прогресс во времени [18] и т.д.
В традиционном бухгалтерском понимании капитал организации есть мера превышения величины активов над обязательствами. Таким образом, величине капитала соответствует определенная имущественная масса (делового имущества). Однако такая концепция капитала в современных условиях малоэффективна и для целей финансового контроля, и для целей управления деловой активностью организации. Оценка собственного капитала организации по балансу плохо согласуется с данными рыночных котировок и с данными фактически совершаемых сделках при реструктуризации компаний; прибыль отчетного периода неполно и
неточно характеризует финансовый результат деятельности и ценность всего бизнеса.
Балансовая оценка капитала всегда раскрывается исходя из уже фактически состоявшихся событий; он интерпретируется как достигнутый результат прошлой деятельности. Финансовая концепция основана на трактовке капитала как совокупной характеристики будущих экономических выгод, ожидаемых к получению в результате предстоящей деятельности. Для заинтересованных лиц привлекательна информация о том, что ждет бизнес в ближайшей и отдаленной перспективе, как менеджмент и руководство компании понимают возможности ведения деловой активности за счет средств поставщиков капитала. Такие оценки, обращенные в будущее, являются весьма востребованными в современных системах финансового контроля и управления (текущего и стратегического).
Отчет о стоимости позволяет широкому классу аналитиков отчетности компании ориентироваться в своих действиях.
Отчет о стоимости — документ, интегрирующий оценки будущих поступлений от деятельности, ожидаемых платежей, связанных с экономическими оборотами по закупкам, оплатой труда, налоговыми платежами, и т. п. текущих затрат на все предстоящие годы. Синтезирующим показателем таких оценок выступает акционерная стоимость бизнеса, или стратегическая стоимость компании. Основные элементы формата отчета о стоимости:
• Будущие продажи (клиентский капитал), или дисконтированные будущие поступления.
• Будущие платежи поставщикам и подрядчикам (партнерский капитал), или дисконтированные будущие прямые затраты.
• Будущие внутренние расходы на оплату труда, сбыт, управление, рекламу и т. п.
• Будущие инвестиционные расходы, или дисконтированные затраты на инновации и расширение бизнеса.
• Будущие налоговые платежи.
• Будущая чистая прибыль, или стратегическая стоимость компании.
• Акционерная стоимость бизнеса, или будущие суммарные дивиденды.
Раскрытие в отчетности компании данных о стоимости может быть проведено по географическим сегментам стоимости или по технологическим цепочкам создания стоимости.
Отчетность о бизнес-перспективах. Степень доверия к точности прогнозных характеристик должна обеспечиваться серьезными разработками перспектив бизнеса. Несмотря на наличие концепции временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта, на практике это не подтверждается. Недостаточно ничем не подкрепленного утверждения о безграничности бизнеса компании во времени. Нельзя ограничиваться абстрактным допущением, что деятельность компании будет вестись долго. Необходимо в отчете о бизнес-перспективах привести объективные свидетельства того, что бюджетирование в своих оценках будущего опирается на реалистичные ожидания использования доступных ресурсов. Ожидания поступления будущих экономических выгод следует подкреплять идентифицируемыми и подконтрольными компании экономическими ресурсами, которые образуют основу перспективного баланса производственных мощностей. Раскрытие такого рода информации позволяет акционерам и инвесторам лучше понимать природу бизнеса компании, наличие у него ключевых рыночных компетенций, уровень профессионализма у менеджеров в управлении деятельностью компании.
В других сферах бизнеса определяющими факторами стоимости могут выступать инновации, ноу-хау, особая система организационного единства подразделений компаний и другие креативные факторы стоимости, образующие так называемый интеллектуальный капитал компаний.
Отчет о рисках. Риск — это событие, которое может наступить с опреде-
ленной вероятностью и оказать влияние на деятельность компании. При разработке стратегии развития учет рисков необходим.
Определение стоимости компании неизбежно связано с неопределенностью оценок будущих событий финансового характера. Эта неопределенность практически преодолевается моделированием риск-факторов к условиям формирования будущих финансовых событий. Эти риск-факторы основаны на вероятностных оценках устойчивости значений прогнозных характеристик и на оценках возможности той или иной комбинации определяющих условий. Риск-поправки включают в себя как положительные, так и отрицательные отклонения, отражая эффекты благоприятного стечения вновь открывающихся обстоятельств и последствия угроз и потерь, приводящих к оттоку экономических выгод.
Привнесение в расчет стоимости риск-поправок обычно делается после предварительной оценки стоимости бизнеса, т.е. дата внесения риск-поправок следует за датой проведения оценки стоимости.
Отчет включает в себя следующие разделы:
- карту рисков на планируемый период, которая формируется с целью наглядного отображения основных рисков предприятия, позволяет оценить совокупность всех рисков, ранжировать их по степени значимости, акцентировать внимание на управлении наиболее значимыми рисками.
- панель рисков представляет собой детальное описание рисков, отображенных на карте рисков, и позволяет осуществлять мониторинг этих рисков. В Панели представлены ключевые показатели рисков, динамика количественных значений которых позволяет оценить тенденцию наступления этих рисков и степень управляемости ими.
- отчет о методах управления рисками. Он формируется с целью оценки полноты существующих мероприятий по управлению рисками.
- программу мероприятий по снижению рисков, которая содержит рекомендации по оптимизации существующих или внедрению новых методов управления рисками.
Подобная отчетность позволяет своевременно и полно информировать руководство и сотрудников компании, о том какие риски воздействуют на компанию и какими образом она управляет этими рисками.
Стратегический баланс капитала. Основное предназначение бухгалтерского баланса состоит в характеристике имущественного и финансового положения юридического лица как самостоятельного участника гражданско-правового оборота.
Как справедливо заметил Арсень-ев Г.: «Баланс есть единственный счетный фундамент предприятия. Балансом начинается жизнь всякого предприятия.» Данную цитату в настоящий момент можно продолжить и сказать, что с баланса не только может начинаться, но и анализироваться, трансформироваться, прогнозироваться и заканчиваться хозяйственная жизнь предприятия.
Стратегический производный балансовый отчет может формироваться в балансовой, рыночной и справедливой стоимости. Стратегический производный балансовый отчет служит основанием для проведения стратегического анализа. В свою очередь, при проведении внутрифирменного анализа, составлении стратегических производных балансов на перспективу аналитикам, аудиторам необходимо соответственно оценить достоверность данной отчетности. Как справедливо отмечает О. В. Ефимова, «использование в анализе неполных или искаженных данных может нанести вред больший, чем их отсутствие»1.
Качество составления стратегических производных балансов зависит от данных, на базе которых они составлены. Взаимосвязь между составом привлекаемых материалов и качеством составления
1 Ефимова О.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. —2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998. — 62 с.
производного баланса можно представить в виде схемы (рис. 1).
Для составления стратегических производных балансов могут использоваться разнообразные методы: методы прогнозирования, бюджетирования, метод нулевого баланса, метод «пробки», метод корректировок и т.д. Наиболее применяемым является метод нулевого баланса.
Раскрытие статей балансового отчета тесно увязывают с возможностями получения сведений о собственном имуществе, об амортизируемом имуществе, о ликвидности активов и их участии в воспроизводстве физического капитала, об инвестиционном имуществе и финансовых активах компании. Однако такой формат бухгалтерского баланса для заинтересованных лиц не является достаточным.
Стратегический баланс раскрывает элементы корпоративного физического и финансового капитала. Он основан на равновеликости экономических ресурсов и источников финансирования от поставщиков капитала. В основе стратегического баланса капитала лежит равенство физического и финансового капитала компании. От даты к дате все элементы изменяются, а потому все элементы баланса корпоративного капитала передают состояние бизнеса и направленность его изменения полномасштабно, включая перспективные оценки бизнеса.
Отчет о финансовых результатах. Расширение формата бухгалтерского баланса по масштабу охвата корпоративного капитала до стратегических счетов учета будущих экономических выгод делает необходимым также изменение отчетной формы о прибылях и убытках. В корпоративном балансе капитала находит отражение чистый эффект получения экономических выгод в будущем. В отчете о формировании финансовых результатов необходимо развернуто показать ожидаемую к получению чистую прибыль по бюджету на отчетный год и фактически полученный результат.
Бухгалтерский баланс
Главная книга
Данные аналитического учета
Данные управленческого учета
Экспертные оценки специалистов
Аудиторские оценки
+
+
+
+
+
+
Данные стратегического учета
Рис. 1. Взаимосвязь между составом материалов и качеством составления стратегического балансового отчета
В результате смены целевых установок бизнеса меняется парадигма отчетности компании: ключевым отчетом ком -пании за отчетный период становится отчет о стоимости компании и прилагаемый к нему отчет о рисках. Бухгалтерская отчетность, составленная по одной из выбранных концепций капитала, выступает как вторая, безусловно, необходимая часть отчета — фактологического информационного материала, характеризующего реальное положение вещей в бизнесе и позволяющего идентифицировать факты и ожидаемые показатели деятельности. Новая парадигма отчетности компаний позволяет адаптировать бухгалтерскую отчетность для решения управленческих задач, рассматриваемых на ближайшую и отдаленную перспективу; согласовать денежные оценки, предоставляемые пользователям бухгалтерами, аудиторами и оценщиками.
Библиографический список 1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999.
2. Безбородова Т.И. Анализ особенностей формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности на различных стадиях жизненного цикла организаций // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 1.
3. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник / Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 655 с.
4. Ефремов В. С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 2.
5. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учеб. пособие. — СПб., 2000.
6. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 3.
7. Коява Л. От рождения до смерти предприятия // Российский аналитический журнал для деловых людей, № 70, март 2006 г. http://ld.ludidela.ru.
8. Лытнева Н.А. Учет и анализ уставного капитала при создании, реоргани-
зации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью.— М.: Изда-тельско-консультационный центр «Дело и Сервис», 2004. — С. 80-81.
9. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 448 с.
10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1998.
П.Минцберг Г., Альстренд Б., Лэм-пел Д. Школа стратегий. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
12.Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Ган-сал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — 546 с.
13. Томпсон A.A. мл., Стрикланд А.Дж. III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации. — 9-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000.
14.Хорин А.Н., Керимов В.Э. Стратегический анализ: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Экспо, 2009.— 480 с.
15.Хорин А.Н. Аудит корпоративной отчетности компаний // Аудиторские ведомости. — 2007. — № 6.
16. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета / Пер. с англ.; под ред. проф. Я.С. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 576 с.
17.Хикс Р. Стоимость и капитал / Пер с англ.; общ. ред. и вступ. ст. P.M. Энтова.— М.: Прогресс, 1988.— 488 с
18. Щекотихина Е.А. Разделительный баланс: понятие и сущность: Сборник научных статей «Развитие бухгалтерского учета в современной экономике России». — Ростов н/Д: Ростовский государственный строительный университет, 2005. — С. 114-117.