УДК 630*6 Н.М. Большаков
Большаков Николай Михайлович родился в 1937 г., окончил в 1967 г. Саратовский политехнический институт, доктор экономических наук, директор Сыктывкарского лесного института С.-Петербургской государственной лесотехнической академии, профессор кафедры организации и планирования производства Сыктывкарского государственного университета, заслуженный деятель науки и техники Республики Коми. Имеет более 270 трудов в области развития регионального хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики на предприятиях Республики Коми.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕНТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ*
Обоснованы новые методологические подходы к осуществлению постепенной трансформации налогообложения лесозаготовительных предприятий на основе учета лесной ренты по каждому объекту лесопользования.
лесная рента, проекты разработки лесосек, денежные потоки, эффективность, внутренняя норма доходности, рентное налогообложение.
Рациональное использование лесных ресурсов - одна из предпосылок для устойчивого экономического роста нашей страны. Однако уровень платежей в лесопользовании продолжает оставаться чрезвычайно низким, не обеспечивает финансирования лесохозяйственных мероприятий и не дает надлежащего дохода собственнику леса - государству. В значительной степени эффективность лесопользования определяется структурой налогов, которые служат основой экономического механизма лесного хозяйства. Стратегической задачей создания налоговой системы, которая стимулирует разумное использование лесных богатств, следует считать осуществление перехода на рентное налогообложение.
В рыночной экономике роль рентных платежей при лесопользовании существенно возрастает. Они должны, с одной стороны, стимулировать деловую активность и рациональное использование лесосырьевых ресурсов, с другой - обеспечивать в интересах всего общества изъятие лесного дохода в полном объеме. В настоящее время, согласно «Налоговому кодексу РФ», за пользование лесными ресурсами взимается попенная плата, которая включена в число налогов и характеризуется как лесной налог. Подобная система платного лесопользования имеет сегодня жесткий характер и выполняет чисто фискальные функции. Для основной части лесопользователей, эксплуатирующих низкорентабельные лесосеки, попенная плата, относимая на финансовые результаты предприятий, увеличивает себестоимость
* т-»
В порядке постановки.
лесозаготовок, приводит к снижению их уровня, убыткам и финансовому банкротству. В итоге государство недополучает, в том числе и из-за неплатежей, даже те символические суммы налогов, на которые оно рассчитывало.
Для другой, гораздо меньшей части налогоплательщиков, ведущих лесозаготовки на рентабельных лесосеках, лесные подати при использовании лесосырьевых ресурсов хотя и увеличивают себестоимость, но незначительно. За счет лучших породно-размерной структуры и местоположения лесосек у лесозаготовительных предприятий образуется рентный доход, т. е. сверхнормативная прибыль. Государство как собственник лесосырьевых ресурсов должно полностью изымать эту сверхнормативную прибыль. Сегодня ее частичное изъятие осуществляется путем введения корневых цен на древесину (минимальных ставок лесных податей на древесину, отпускаемую на корню). Однако попенная плата не отвечает рентной природе дохода лесопользователя и не обеспечивает изъятия сверхнормативной прибыли.
В результате доходы консолидированного бюджета (федеральный и субъектов Федерации) за счет лесного налога занижены в 2-3 раза, а по некоторым субъектам - более чем в 5 раз. В свою очередь, разрабатываемые лесосеки различаются по запасам древостоя, их породно-размерной структуре, продуктивности, местоположению и т. д. В связи с этим платежи при лесопользовании должны быть разными на каждом этапе разработки лесосеки и дифференцированы для конкретных лесосек. Поэтому законодательные акты по налогообложению в лесопользовании должны носить общий рекомендательный характер по методологии и порядку (методам) исчисления платежей. Конкретные размеры ставок платежей, а также льгот должны устанавливаться при оформлении договоров на долгосрочную аренду лесов, а ставки платежей и льготы пересматриваться при переходе к очередным этапам лесопользования (переработка, транспортировка, реализация и т. д.), а также по мере качественного изменения условий разработки лесосек.
Таким образом, процесс установления суммы сборов, ставок платежей, а также налоговых льгот должен решаться индивидуально при лицензировании и долгосрочной аренде каждого отдельного объекта лесопользования.
Совершенствование налоговой системы должно базироваться на последовательном и постепенном переходе на единый налог, а именно на лесную ренту, или лесной налог, который заменил бы минимальные ставки лесных податей на древесину, отпускаемую на корню.
Основой расчета лесной ренты должна стать технико-экономическая оценка проекта разработки лесосеки. При этом следует учитывать, что лесная рента устанавливается в виде абсолютной суммы в расчете на 1 м3 заготавливаемой древесины; возникает только на рентабельных лесосеках; не должна включаться в себестоимость лесозаготовок, т. е. не должна увеличивать ее, она должна изыматься только из прибыли и соответствовать сверхнормативной прибыли (приближаться к ней); устанавливается при лицензировании и оформлении аренды, вносится в договор на аренду лесов и под-
лежит ежегодному уточнению самим лесопользователем, представляющим арендодателю соответствующие технико-экономические расчеты потока реальных средств в планируемом году.
Методика практического определения лесной ренты и соответственно суммы расчетного налога основывается на оценках инвестиционной и производственно-финансовой деятельности лесозаготовительных предприятий.
Поток реальных денег Ф() предприятия от инвестиционной, операционной (производственной) и финансовой деятельности в каждом периоде осуществления проекта складывается из сальдо притока Д(0 и оттока Ог-(0 денежных средств:
фг(0 = Д(0 - Ог(0. (1)
Приток денежных средств включает прибыль от реализации заготовленной древесины после уплаты налогов амортизационные отчисления на обновление (реновацию) основных производственных фондов А, заемные средства (займы, кредиты, ссуды, субсидии) С, полученные или взятые предприятием в текущем году:
Д(0 = ^ + А + С. (2)
Отток денежных средств включает погашение полученных предприятием займов, кредитов, ссуд С1; собственные средства, вложенные в производство, т. е. собственные инвестиции или капитальные вложения К; выплаты процентов за взятые или полученные ранее (в предыдущем году) ссуды, кредиты, займы С2; денежные средства, фактически затраченные на строительство и содержание лесовозных дорог Д1; средства, затраченные на воспроизводство лесных ресурсов Д2:
Ог(0 = С1 + К + С2 +Д + Дг. (3)
Как видно, поток реальных денег выражает экономический результат (эффект) инвестиционной, операционной (производственной) и финансовой деятельности лесопользователя в текущем году. Если сумму годовой выручки (годовой стоимости заготовленной древесины) обозначить через В, то показатель экономической эффективности инвестиционной и производственно-финансовой деятельности лесопользователя
ф с
Е=-=^1 (4)
В 4 7
Показатель экономической эффективности Е соединяет в себе, с одной стороны, нормативную эффективность лесозаготовительного производства, достаточную для выплаты дивидендов владельцам акций предприятия-лесопользователя Ен, с другой стороны, если Е > Ен, - сверхнормативную эффективность, обусловленную качеством и местоположением лесных ресурсов, т. е. рентной природой лесопользования на лучших (выше средних) лесосеках.
Если Е > Ен, то лесная рента р в долях стоимости заготовленной древесины В составит
9 «Лесной журнал» № 2
р =Е-ЕН = АЕ.
(5)
Тогда рентный налог Р, который должен получить собственник лесосеки (государство), можно найти из выражения
В случае, если АЕ < 0, рентный налог не должен взиматься. При расчете амортизационных отчислений на реновацию основных фондов А используют действующее амортизационное законодательство, утвержденные нормативы амортизационных отчислений по видам и группам основных производственных фондов, принятые методики и подходы к расчету амортизационных отчислений, в том числе и при 100 %-м износе, а также утвержденные рекомендации и коэффициенты ускоренной амортизации.
Приведенная сумма заемных средств С определяется исходя из внутренней нормы доходности (ВНД) и суммы приведенных потоков реальных денежных средств Ф(0.
Приведенный поток реальных денежных средств Ф0 определяет по формуле
где Т - оставшийся срок аренды лесного фонда (лесосеки);
г - норма дисконтирования (показатель рентабельности), которая соответствует средней учетной ставке банка.
Соответственно ВНД равна норме дисконта гвн, при которой величина приведенных потоков реальных денежных средств Ф0 равна приведенным заемным средствам.
Иными словами, гвн или ВНД находят из уравнения
Внутренняя норма доходности (рентабельности), определяемая в процессе расчета по формуле (8), сравнивается с требуемой банком (инвестором) нормой дохода на вкладываемый капитал и является одним из основных показателей при принятии банками решения о предоставлении кредита.
Для положительного решения банки требуют, чтобы гвн была более чем в два раза выше средней учетной ставки банка г, т. е. гвн > 2г. Средства для капитальных вложений К на арендованном участке лесного фонда могут быть, в частности, привлечены лесопользователем путем эмиссии ценных бумаг (акции, облигации и др.) на сумму стоимостной оценки запасов древесины на лесосеках. На инвестиции К может быть использована также часть прибыли К Необходимо отметить, что стоимостная оценка запасов древесины на арендуемом участке лесного фонда увеличивает стоимость рыночной капитализации и активов предприятия-лесопользователя, что по-
Р ={Е - Ен) В = АЕ-В.
(6)
(7)
(8)
зволяет накапливать портфельные инвестиции для их дальнейшего использования в качестве собственных капитальных вложений.
Проценты за пользование заемными средствами С2, как правило, ограничиваются ставкой рефинансирования Центробанка, увеличенной на 2 или 3 %. При задержке уплаты процентов более чем на год их сумма рассчитывается на условиях сложного процента. Лесная рента рассчитывается по каждой лесосеке. Если лесопользователь ведет лесозаготовку на нескольких лесосеках, то уплате в бюджет подлежит суммарная лесная рента
n i=1
где n - число лесосек;
Pi - лесная рента по i-й лесосеке.
Формулы (5) и (6) допускают отрицательные значения Р и Рс. Следовательно, по формуле (9) отрицательный рентный налог по отдельным лесосекам будет погашаться положительным рентным налогом на других. Отмеченная особенность уплаты только суммарного рентного налога лесопользователем имеет важное значение, так как данный налог будет противодействовать использованию только лучших лесосек, как это имеет место в настоящее время.
Разумеется, переход на рентные платежи в лесопользовании не может быть осуществлен в виде единовременной налоговой реформы, а требует разработки поэтапной перестройки этой системы.
Представляется важным осуществить постепенную трансформацию налогообложения лесозаготовительных предприятий на основе учета лесной ренты по каждому объекту лесопользования (лесхоз или лесосека). Можно провести эксперимент по рентному налогообложению, например, в Республике Коми, и отработать его методику. Переход на рентное налогообложение повлечет лишь незначительные изменения в налоговом законодательстве. В нем необходимо уточнить налоговую базу и изменить принцип налогообложения, заменив ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, единым рентным налогом.
Сыктывкарский лесной институт С.-Петербургской государственной лесотехнической академии
Поступила 23.03.2000 г.
N.M. Bolshakov
Methodological Basis for Formulating Rental Payments in Forest Management
New methodological approaches are substantiated for maintaining continuous transformations in the taxation of forest harvesting enterprises based on the forest rent for each forest management object.