Научная статья на тему 'Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране'

Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / INVESTMENT CLIMATE / FINANCING OF THE INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Ирина Владимировна

Статья посвящена проблеме создания благоприятного инновационно-инвестиционного климата на основе совершенствования институциональных механизмов, нормативно-правовой базы и развития инфраструктуры рынка инвестиций. Автором предложены методы стимулирования инновационного развития экономики и его финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basics of forming the favorable innovative-investment climate in the country

The article is devoted to the problem of creating the favorable innovative-investment climate on the basis of improving institutional mechanisms, normative-legal base and developing of the infrastructure of the investment market. The author offers the methods of stimulating of the innovative development of economics and its financing.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране»

УДК 339.31

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ

© И.В. Беляева

Статья посвящена проблеме создания благоприятного инновационно-инвестиционного климата на основе совершенствования институциональных механизмов, нормативно-правовой базы и развития инфраструктуры рынка инвестиций. Автором предложены методы стимулирования инновационного развития экономики и его финансирования.

Ключевые слова: инвестиционный климат; финансирование инноваций.

Снижения издержек, увеличения рентабельности производственных мощностей, возобновления экономического роста и, как результат, повышения уровня жизни населения можно достичь за счет капитальных вложений в инновационную и научно-техническую деятельность.

В условиях рыночной экономики рост начального капитала осуществляется, как правило, при взаимодействии государственного и частного секторов народного хозяйства. При этом централизованные инвестиционные ресурсы призваны обеспечивать стимулирование частных как отечественных, так и иностранных инвесторов, создавая необходимые условия для развития социальной и производственной инфраструктур.

Наряду с прямой поддержкой инноваци-онно-инвестицинных проектов, обеспечивающих ключевые «точки роста» экономики, государство создает благоприятные условия для инвесторов посредством принятия и корректировки соответствующих законодательных и нормативных актов.

В целях активизации работы по привлечению иностранных инвесторов в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области правительство страны приняло ряд постановлений. Для нашей страны актуальным является сближение правовой основы инвестиционной деятельности в России и зарубежных странах. Учитывая наличие экономических и инвестиционных интересов России и западных государств, определяющее значение приобретает взаимная адаптация и унификация нормативно-законодательных актов и организационно-экономических условий инвестиционной деятельности за рубежом.

Помимо законодательства Российской Федерации важную роль в регулировании иностранных инвестиций играет подключение России к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности. Россия заключила более 40 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику способствует решению следующих проблем социально-экономического развития:

- освоение невостребованного научнотехнического потенциала России, особенно на предприятиях военно-промышленного комплекса;

- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

- содействие в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развития импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

- содействие развитию производственной инфраструктуры.

Необходимым условием роста капитальных вложений в российскую экономику является верная стратегия государственной инновационно-инвестиционной политики. Основной целью данной стратегии является создание стимулирующих механизмов экономической заинтересованности участников инновационной деятельности и создание благоприятного инновационно-инвестицион-

ного климата для прироста инвестиций на основе инноваций в реальный сектор экономики и в обслуживающую социально-инфраструктурную сферу, при поддержании оптимального спроса на рынке инвестиционных ресурсов [1].

Инновационно-инвестиционный климат отражается в комплексной характеристике совокупности политических, финансово-экономических, организационно-правовых, социальных факторов и научно-инновационных условий. Указанные факторы и условия определяют привлекательность и целесообразность стратегического вложения капитала в создание инноваций и высоких технологий, в инвестирование их применения в производственно-технологических и социальноэкономических системах различного уровня.

Инвестиции должны быть четко увязаны с развитием человеческого капитала, ростом квалификации работников во всех сферах деятельности. Инвестиционный климат не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости и безопасности хозяйственных систем. В целях обеспечения баланса интересов инвесторов и инвестируемой социально-экономической системы требуется комплексная оценка эффективности использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного климата. Поэтому необходимо учитывать не только объем привлеченных инвестиций, но и социально-экономические, экологические и другие последствия их осуществления.

Степень привлекательности инновационно-инвестиционного пространства определяется степенью эффективности инновационной деятельности в длительном временном интервале и ограничивается уровнем риска вложений капитала в реализацию инновационных проектов, что зависит от комплексного воздействия совокупности важнейших рыночных факторов и механизмов, характеризующих:

а) политическую и социально-экономическую стабильность страны в мировом сообществе;

б) производственно-технологический потенциал страны (региона);

в) природно-ресурсную базу;

г) развитость транснациональных, межотраслевых и межрегиональных рыночных

связей, транспортной, производственной и социальной инфраструктур;

д) инвестиционно-финансовый потенциал страны (региона) и качественный уровень рыночной инфраструктуры - таких ее институтов, как банки, биржи, оптово-посреднические фирмы, страховые, инвестиционные и лизинговые компании, инвестиционные фонды и т. п.;

е) налоговую политику по стимулированию инноваций;

ж) государственные гарантии возврата инвестиций и формы страхования внутриры-ночных и внешнеэкономических рисков;

з) влияние других факторов.

Вместе с тем комплексное влияние всей совокупности факторов на инновационноинвестиционный климат существенным образом зависит от степени их взаимодействия с экономическим механизмом, его отраслевыми и региональными экономическими формами и многообразными регуляторами. В системе форм хозяйственного механизма инновационно-инвестиционного климата базисную роль играют экономические стимулы и инструменты - методы стимулирования инвестиций и инноваций.

Стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности целесообразно обеспечивать за счет предоставления государством (либо по поручению государства) преимуществ инвесторам в рамках устанавливаемых государством стратегических многоаспектных целей - ускорения в целом инвестиционного процесса и повышения его качества на основе расширения инноваций, привлечения инвестиций в приоритетную отрасль, регион или конкретную корпоративную организацию. Преимущества должны предоставляться как иностранным, так и отечественным частным и государственным инвесторам.

На наш взгляд, к основным мерам стимулирования инноваций относятся инвестиционно-финансовые, налоговые, институциональные, а также специальные для иностранных инвесторов и частно-государственного партнерства.

Инвестиционно-финансовые меры предполагают ценовое регулирование, субсидии со стороны государства или частно-государственное финансирование реализации совместных программ, в т. ч. предоставление

льготных кредитов и государственных гарантий инвесторам по возврату их инвестиций и беспрепятственной реализации соглашений по разделу продукции [2].

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые инновационные проекты и программы, реализующие государственные приоритеты в области прорывных научных направлений. В целях государственного стимулирования инновационной деятельности бюджетные ассигнования должны, прежде всего, направляться на финансирование фундаментальной науки, а также концентрироваться в Российском фонде фундаментальных исследований (РФФИ) для финансирования инициативных направлений научно-технического прогресса. Определенную часть финансовых средств целесообразно сосредоточить в Российском инновационном фонде (РИФ) для инвестирования на долевой основе венчурных проектов (до 50 % стоимости проекта). Для формирования благоприятного инвестиционно-инновационного климата финансовый механизм государственного стимулирования должен гарантировать, прежде всего, надежное инвестиционно-финансовое и ресурсное обеспечение наиболее рискованных инновационных циклов. Предлагаемая концепция финансового механизма характеризуется, во-первых, целевой ориентацией на сочетание прямого госбюджетного финансирования инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций; во-вторых, множественностью источников финансирования, когда наряду с бюджетными ассигнованиями участвуют внебюджетные источники, в т. ч. средства финансово-промышленных групп, коммерческих банков, объединений, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Еще одной формой государственного стимулирования инноваций является льготное кредитование инновационных проектов. Кроме того, источниками кредитов могут выступать инвестиционные и инновационные фонды, специализированные финансовые компании, международные финансовые организации, страховые и лизинговые компании и т. д. Однако при введении льготного кредитования на основе компенсации пони-

женных процентов государственными фондами и за счет государственного страхования кредитов основным источником кредитов должны стать коммерческие банки, в т. ч. специализированные инвестиционные и инновационные банки.

Налоговые меры включают в себя применение более низких ставок налога на прибыль по сравнению с действующими, «налоговых каникул» на период освоения инноваций, инвестиционных и реинвестиционных скидок, снижение импортных пошлин. Целесообразно использовать метод освобождения от налога на прибыль на период до пяти лет для организаций, осуществляющих инновационные проекты по созданию высоких технологий и инновационные проекты в особых экономических зонах, а также в новых промышленных или отдаленных районах.

При переходе к инновационной экономике необходимо сформировать адекватную налоговую систему и реализовать новую концепцию государственной налоговой политики.

Система инвестиционно-инновационного налогообложения хозяйствующих субъектов должна базироваться на следующем подходе применения налоговых льгот: налоговая система является мощным фактором регулирования экономического и социального развития; освобождение от налогов инвестиций и инноваций способствует быстрому росту, накоплению качественного капитала и предпринимательской активности, созданию рабочих мест, экономическому подъему; прогрессивное налогообложение сверхприбылей и сверхдоходов сдерживает рост цен и стабилизирует экономику; налоговая система оказывает более сильное воздействие на экономические и инвестиционно-инновационные процессы, чем кредитно-финансовые механизмы; жесткая увязка применения льготных налогов к конкретным инновационным проектам и программам экономического и социального развития упростит бюджетные процедуры, повысит эффективность бюджетных механизмов.

Институциональные меры включают защиту от конкуренции со стороны импорта, закрытие рынка для недобросовестных участников, государственные заказы, использования норм ускоренной амортизации. Усилению роли амортизационных отчислений спо-

собствует систематическая переоценка стоимости основных фондов предприятия и применение механизма ускоренной амортизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов».

Импорт машин и оборудования для реализации инвестиционных проектов, по мнению ученого Н.А. Новицкого, должен облагаться повышенными на 30-50 % пошлинами для стимулирования развития отечественных инноваций и промышленных корпораций, за исключением оговоренных льгот для иностранных инвесторов при реализации ими специальных инновационных проектов и национальных программ с высокими технологиями, повышающими конкурентоспособность отечественной продукции до уровня мировых стандартов за счет импорта оборудования [3].

Анализ факторов, определяющих инвестиционный климат в России, показывает, что, несмотря на потребность в быстром и радикальном его изменении, многие важные условия могут быть созданы лишь в течение продолжительного времени. Разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить поэтапное и при этом постоянное улучшение ситуации. Пока же основные характеристики инвестиционной привлекательности регионов России неутешительны. Развитость инфраструктуры чаще оценивается как слабая. Политическая нестабильность и непредсказуемость, нечеткость законодательной базы, несоблюдение правовых норм - фактически самые слабые места российского инвестиционного климата [4].

Инновационно-инвестиционная политика является стержневой основой перспективной стратегии перехода к инновационной экономике и важнейшим инструментом реализации экономической стратегии государства. Приведем некоторые первоочередные предложения по системной реализации научно-инновационной деятельности.

1. Государственная инновационно-инвестиционная политика на макроуровне.

На макроуровне необходима разработка и реализация государственной системноинновационной политики с обоснованием научно-инновационной стратегии и создани-

ем адекватных экономических механизмов по ее реализации. Для активного перелива капитала в научно-инновационную сферу необходимо обеспечить реальное действие закона средней нормы прибыли на капитал с установлением более высокой нормы прибыли в научно-инновационной деятельности. Одновременно необходимо обеспечивать стабильное государственное финансирование научной деятельности в размере 4-5 % ВВП. Государственное налоговое стимулирование системно-инновационной деятельности должно обеспечиваться в непрерывном научнопроизводственном цикле.

2. Приоритетное стимулирование фундаментальных наук.

Государственная поддержка развития фундаментальной науки и значительное увеличение бюджетного финансирования Российской академии наук и инновационной сферы являются исходными предпосылками реализации системно-инновационной политики.

Государственное финансирование российской науки и научного обслуживания в бюджете страны долгие годы составляет малую долю (не превышает 1-2 % в ВВП с 1997 г.), в то время как в США - свыше 5 %, в Японии - около 6 %, а в развитых странах Европейского союза - не ниже 4 % по удельному весу в ВВП [1]. Но при этом в России значительная доля бюджетного финансирования возвращается в бюджет за счет начисления прямых и косвенных налогов, а фактическая доля финансирования науки не превышает 0,5-0,6 % ВВП, несмотря на указ Президента РФ и принятый закон о необходимости выделять ежегодно не менее 4 % ВПП для бюджетного финансирования отрасли науки и научного обслуживания.

Для реализации инвестиционной политики в области развития науки и технологий, по нашему мнению, необходимо:

1) увеличить удельный вес бюджетного финансирования и довести его удельный вес в ВВП до 4-5 % без учета обратного трансферта за счет налогов;

2) приоритетно финансировать фундаментальную науку, освобождая от налогов заказчиков и инвесторов НИОКР;

3) восстановить налоговые льготы для отраслевых фондов научных исследований и экспериментальных разработок в полном

объеме путем внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации;

4) распространить на договора на научно-прикладные разработки в предпринимательском секторе экономики льготы, применяемые при бюджетном финансировании заказов на научные разработки;

5) применять «налоговые каникулы» и налоговые кредиты (в период до 5 лет) при реализации инновационных проектов и программ;

6) освободить инвестиции и строительно-монтажные работы от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль при строительстве социальных и культурных объектов для науки и жилья для научных работников, в т. ч. на долевой основе и путем создания паевых инвестиционных фондов для этих целей.

3. Восстановление восприимчивости производства и бизнеса к инновациям.

Инвестиционный процесс в России в настоящее время пока еще сдерживается низким доверием к государству как со стороны населения, так и со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Связано это с недофинансированием государственных инвестиций, изменением условий для отечественных и иностранных инвесторов и др. Кроме этого, в настоящее время у некоторых предприятий отсутствуют определенные стимулы к полному вложению своих средств в инвестиции, т. к. предприятия сталкиваются с низким спросом на свою продукцию или опасаются изменения в хозяйственной сфере.

Сегодня отечественные научные разработки и инновации отторгаются производством и бизнесом, поскольку налоговые сборы с инновационной сферы настолько увеличивают стоимость отечественных технологий и наукоемкого оборудования, что компаниям выгоднее покупать машины и оборудование на мировом рынке.

4. Приоритетное развитие общероссийского рынка научных достижений в форме современного рынка инноваций и технологий.

Необходимо достичь эффективности специализированной рыночной инфраструктуры, проводящей торги и аукционы, в т. ч. с помощью проведения выставок научных достижений, технологий, опытных образцов, ноу-хау. Целесообразно организовать выпуск государственных ценных бумаг и акций под

инновационные проекты и программы, реализуемые при поддержке государства.

Государство должно устанавливать «правила игры» на рынке инноваций, создать законодательство и инфраструктуру рынка, в т. ч. стимулировать инвестирование научно-инновационной деятельности на основе льготного кредитования инновационной деятельности.

5. Реализовать государственное стимулирование подготовки кадров и накопления интеллектуального потенциала.

Все развитые страны мира встают на путь накопления интеллектуального человеческого капитала, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития. Например, в Японии с 2005 г. намечен переход к всеобщему высшему образованию.

6. Обеспечивать национальную безопасность науки и государственную защиту научных идей и интеллектуального капитала.

Ввести принципы международного законодательства на защиту интеллектуальной собственности и использование в коммерческих целях опубликованных идей, открытий, изобретений, статей, научно-прикладных разработок и т. п. Контролировать нелегальную торговлю открытиями, изобретениями, патентами, лицензиями, ноу-хау, имеющими народнохозяйственное и оборонное значение.

Создать механизмы государственной защиты целевого использования интеллектуального потенциала в научно-инновационной деятельности как высшего национального достояния и применять специальную систему ротации и перемещения высококвалифицированных кадров и ученых с учетом их специальности и индивидуальных пожеланий. Обеспечивать высокий уровень социальных стандартов жизни ученых и специалистов, не уступающий уровню доходов и социального обеспечения работников науки и инновационной сферы в развитых странах мира.

В заключение можно отметить, что для реализации государственной инновационной политики должна быть создана современная национальная инновационная система, обеспечивающая стабильные условия действия экономического и законодательно-правового механизмов на основе интеграции усилий государства, науки и предпринимательского сектора экономики в целях реализации приоритетного развития системной научно -

инновационной деятельности. При снижении уровней налогообложения, государственном страховании инновационных рисков и введении государственных преференций в инвестиционно-инновационной сфере инвесторы будут стремиться вкладывать свои капиталы, что приведет к переливу капиталов и обеспечит интенсивное развитие инвестиционноинновационной сферы с адекватным повышением эффективности коммерческой деятельности, рост экономических результатов на базе воспроизводства высококачественного инновационного капитала.

1. Лещенко М.И., Демин В.А., Марущак И.И. Инновационно -инвестиционная стратегия

промышленности / под общ. ред. А.И. Вольского, Н.Г. Хохлова. М., 2007. С. 231-256.

2. Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы и кредит. 2004. № 4. С. 31-34.

3. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М., 2009. С. 169-178.

4. Раевский С.В., Третьяков А.Г. Инвестиционная активность в регионе. М., 2006. С. 77-91.

Поступила в редакцию 18.12.2009 г.

Belyaeva I.V. Methodological basics of forming the favorable innovative-investment climate in the country.

The article is devoted to the problem of creating the favorable innovative-investment climate on the basis of improving institutional mechanisms, normative-legal base and developing of the infrastructure of the investment market. The author offers the methods of stimulating of the innovative development of economics and its financing.

Key words: investment climate; financing of the innovations.

УДК 330.332

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© А.С. Федоренко

В статье рассмотрены основные цели, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации и их применение в условиях кризиса. Рассмотрены возможности комплексной модернизации экономики России и ее влияние на экономический рост. Даны конкретные предложения по повышению инвестиционной активности в регионах Российской Федерации в современных условиях.

Ключевые слова: государственное регулирование инвестиционной деятельности; модернизация экономики; государственные инвестиции; инвестиционная активность.

В рыночной экономике инвестиции зависят от уровня доходности (прибыльности) капитальных и финансовых активов. В последние годы государство активно участвует в регулировании инвестиционной деятельности, которое выражается в следующем:

- государство выступает в качестве системообразующего фактора, создающего нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса;

- государство само является субъектом

инвестиционной деятельности, выделяя

бюджетные средства на конкурсной основе непосредственным инвесторам [1].

При этом государство не преследует в качестве основной цели инвестиционной

деятельности получение максимальной прибыли от реальных проектов, на финансирование которых направляются бюджетные средства. При принятии инвестиционных решений государство руководствуется иными принципами, например, достижением максимального вовлечения смежных отраслей.

Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также объем и структуру государственных инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов), применяет те или иные методы регулирования рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.