Научная статья на тему 'Методологические основы эффективного функционирования и развития предприятий строительного комплекса'

Методологические основы эффективного функционирования и развития предприятий строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / BUILDING COMPLEX / OPERATING / EFFICIENCY ESTIMATION / ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колыванов Виктор Юрьевич, Якубов Тимур Вахаевич

Methodological approaches for the efficiency determination of the building complex enterprises operating based on such characteristics of the system as stability, safety, manageability, flexibility, effectiveness have been considered in the article and some methods of quantitative estimation, taken into consideration the specific system of the building enterprises have been substantiated as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION OF THE EFFICIENCY OF THE BUILDING COMPLEX ENTERPRISES OPERATING

Methodological approaches for the efficiency determination of the building complex enterprises operating based on such characteristics of the system as stability, safety, manageability, flexibility, effectiveness have been considered in the article and some methods of quantitative estimation, taken into consideration the specific system of the building enterprises have been substantiated as well.

Текст научной работы на тему «Методологические основы эффективного функционирования и развития предприятий строительного комплекса»

КОЛЫВАНОВ В.Ю., ЯКУБОВ Т.В.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассмотрены основные принципы и положения системного подхода к решению проблем эффективного функционирования и развития предприятий строительного комплекса, проведено исследование и уточнение понятийного аппарата в отношении таких категорий, как система, организация, управление, структура, эффективность. Более детально проработаны вопросы эффективного функционирования и развития хозяйствующих субъектов строительного комплекса в рамках жизненного цикла организации как сложной социально-экономической системы.

KOLYVANOV КК, YAKUBOVТ.К.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ESTIMATION OF THE

EFFICIENCY OF THE BUILDING COMPLEX ENTERPRISES

OPERATING

Methodological approaches for the efficiency determination of the building complex enterprises operating based on such characteristics of the system as stability, safety, manageability, flexibility, effectiveness have been considered in the article and some methods of quantitative estimation, taken into consideration the specific system of the building enterprises have been substantiated as well.

Ключевые слова: системный подход, эффективность, функционирование, развитие, предприятия, строительный комплекс.

Keywords: operating, efficiency estimation, enterprises, building complex.

Рыночный способ хозяйствования в условиях развития научно-технического прогресса, новых форм собственности объективно предполагает научное обоснование методов и инструментов повышения эффективности функционирования и развития предприятий строительного комплекса на основе более полного изучения и использования достижений теории организации, теории систем, теории эффективности, теории управления, а также опыта практической деятельности в этой области.

В рыночной экономике возможность выживания и эффективного развития в условиях неопределенности внешней среды определяется тем, насколько компетентны руководители предприятия в вопросах стратегического управления. При этом стратегическое управление должно не только определять общую концепцию его деятельности, текущие ключевые конкурентные преимущества, направления развития, но и объединять в единое целое все специализированные подсистемы управления: управление персоналом, качеством, инновациями, интеллектуальным капиталом и пр. Объединение спе-

циализированных подсистем управления, каждая из которых должна сделать свой вклад, основанный на специфических технологиях и инструментах управления, должно производиться на определенной базе. Согласно системному подходу к организации, такой базой могут являться основополагающие процессы жизнедеятельности предприятия: функционирование и развитие [2].

В этой связи разработка понятийного аппарата и инструментов стратегического управления данными процессами является актуальной проблемой теории организации и менеджмента на современном этапе развития экономической науки.

Организация и система - понятия, тождественные лишь в той части, которая касается рассмотрения их как целостного образования. И в этом плане предмет и объект исследования теорий систем и организаций совпадают. Но организация - это не только состояние, но и процесс по упорядочению элементов в системе, который имеет свои законы и принципы функционирования. И именно эта сторона в теории систем не рассматривается. Поэтому можно сказать, что теория организации - нечто большее, чем кибернетика и теория систем, ибо она рассматривает не только все формы организации в природе и обществе, но и организационные процессы, их обуславливающие. Последний вывод дает основание утверждать, что теория организации намного шире любой теории систем и имеет полное право на самостоятельное существование и развитие.

По тем же соображениям и структурный анализ, и синергетика, и теория управления не могут заменить теорию организации, ибо каждая из них изучает свою часть окружающего нас мира. Что же касается прикладных теорий: менеджмента, социологии организации, организационного поведения и многих других, то они преломляют всеобщие закономерности организационных процессов в конкретных условиях их действия. Однако теория организации не может заменить ни теории управления вообще, ни теории управления производством, но может способствовать развитию прикладных исследований в этих областях».

При изучении проблем эффективного функционирования и развития предприятий строительного комплекса в условиях инновационных преобразований, когда как никогда усиливаются интеграционные процессы между различными хозяйствующими субъектами внутри них и внешней средой, на наш взгляд, наибольший научный интерес для решения данных вопросов представляют положения системологии организации, как одного из направлений теории организации.

Системный подход в определенном смысле - это методологическое средство изучения интегрированных организационных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий [3].

Проблема эффективного функционирования предприятий - это, прежде всего, проблема выявления его существенных характеристик, описывающих организацию, структуру и процессы, протекающие в системе, а также закономерностей их взаимосвязи с целью приведения системы в соответствие с

требованиями развития рыночных отношений на различных этапах хозяйствования.

Анализ современной экономической литературы в отношении таких понятий, как организационная структура позволил сделать следующие выводы [6]:

❖ организация - это упорядоченность элементов и отношений в системе, т.е. определенное ее состояние;

❖ организация - это процесс, в результате которого складывается определенная структура;

❖ организация выполняет функцию сохранения системы (структурную) и функцию развития (динамическую);

❖ организационная структура представляет собой способ связи элементов в целое, то есть устойчивый порядок внутренних отношений между ее элементами;

❖ организационная структура имеет жесткую часть и гибкую, которые обеспечивают устойчивое функционирование системы, они представлены, с одной стороны, функциями цели, а с другой - функциями, определяющимися моделью отношений между элементами;

❖ управление с позиций системного подхода есть создание или изменение организации в процессе функционирования и развития предприятия. В этой связи организация рассматривается как функция управления.

Вышеизложенный подход к определению исследуемых понятий «организация» и «управление» позволил обосновать, что оба этих процесса находятся в органическом единстве, взаимообуславливают друг друга и могут рассматриваться в качестве одного интегрированного процесса, происходящего в общественной системе. По содержанию и характеру проявления он относится к регулируемым процессам и выражает совокупность отношений людей по поводу организации совместной деятельности, направленной на производство материальных благ и воспроизводство самих себя как субъектов общественных изменений [4].

Подобный взгляд на организацию позволяет рассматривать этот процесс с позиции объекта системологии организации, как науки о различных видах организаций, в т.ч. экономических и хозяйственных. Указанный подход отвечает необходимости и возможности сознательного создания условий для благоприятного действия законов, характерных для организационных систем и направления развития организационных процессов на повышение результативности функционирования системы в целом. Достижение подобного состояния хозяйственной системы во многом зависит от непрерывного изменения ее структур. Следовательно, само сохранение таких систем заключено в их непрерывных изменениях, которые при позитивном их действии тождественны понятию «развитие».

На основе данных теоретических предпосылок, связанных с раскрытием сущности и содержания организации как процесса и структуры, сформирована концепция, базирующаяся на их структурно-функциональной взаимо-

связи, которая будет положена в дальнейшие исследования поставленных в работе проблем и их решение.

Далее следует отметить, что предприятия представляют собой самоорганизующиеся системы, которые не только функционируют в заданном режиме по достижению поставленных целей, но и развиваются, т.е. сознательно перестраивают свою организацию, структуру для того, чтобы меняющиеся цели под воздействием внешней среды достигались с наибольшим эффектом. Процесс развития предприятий в экономической литературе характеризуется определенной структурой их жизненного цикла. В действительности, «существование любой социально-экономической системы оправдано до тех пор, пока актуальны цели, во имя которых она создана и функционирует» [5]. В этой связи процессы организации производства и управления необходимо рассматривать с позиций системного подхода в рамках жизненного цикла, с учетом их взаимосвязи между собой и внешней средой. Нарушение же принципов системного подхода может создать внутренние противоречия между новыми формами организации и процессами, протекающими в системе.

Общая схема жизненного цикла организации представлена на рис. 1.

Потребности в результатах функционирования организации

Жизненный цикл организации

Создание организации Функционирование организации Ликвидация организации

Совершенствование, модернизация, реорганизация организации

Развитие организации

Рис.1. Основные стадии жизненного цикла организации (предприятия).

Как видно из рис. 1, в жизненном цикле организации (предприятия) можно выделить два основных процесса:

❖ текущее функционирование, которое направлено на обеспечение ритмичной деятельности предприятия путем обмена ресурсами между внешней и внутренней средой при неизменных условиях внешней среды;

❖ развитие, которое заключается в динамичном переходе предприятия на новые условия функционирования в связи с изменившимися условиями внешней среды.

Функционируя, предприятие приобретает сырье, материалы и комплектующие, преобразует их с помощью производственных процессов в готовый

продукт и реализует его на рынке, получая прибыль. Текущее функционирование по характеру является стабильным, устойчивым и, следовательно, экономически выгодным процессом для предприятия в данный момент времени. Норма получаемой прибыли может быть невысокой - достаточно обеспечивать текущие расходы на возобновление производственного цикла. В свою очередь, невысокие требования предприятия по прибыли дают возможность устанавливать невысокий уровень цен, что, в принципе, устраивает основную массу потребителей отраслевого рынка. Но чтобы деятельность предприятия основывалась на процессе функционирования, необходимо одно непременное условие - стабильность внешней среды. Его продукция должна пользоваться устойчивым спросом потребителей, общее предложение товара с учетом продукции конкурентов должно находиться в равновесии со спросом на данном рынке, политическая социальная жизнь общества протекать без конфликтов, противоречий, без экологических нарушений.

Развиваясь, предприятие осуществляет существенные внутренние изменения, переходя в новое количественное и качественное состояние, отвечающее новым требованиям внешней среды. Его процесс развития по характеру является инновационным, динамичным, рискованным. Предприятие должно изыскать внутренние и внешние источники инвестирования, поскольку развитие невозможно без вложений. В этой связи практически невозможно удержать норму прибыли на невысоком уровне, поскольку необходимо либо делать внутренние накопления для будущего инвестирования, либо выплачивать инвестиционные долги кредиторам. Но если предприятие успешно осуществит процесс развития, то оно обеспечит себе на какое-то время новую возможность стабильного функционирования.

Практически на каждом предприятии имеют место оба процесса. Вопрос заключается в том, насколько длительны периоды стабильности внешней, прежде всего рыночной среды, дающие возможности предприятию получать прибыль.

Таким образом, жизненно важные процессы текущего функционирования и развития находятся в диалектическом противоречии друг с другом, обладая разнонаправленными характеристиками. Необходим третий процесс, связующий между функционированием и развитием, - непрерывное совершенствование предприятия.

В относительно спокойном периоде предприятие должно направить свои усилия на совершенствование, оптимизацию, повышение эффективности текущей хозяйственной деятельности, т.е. процесса функционирования. При этом необходимо определить приоритетные направления, которые должны обеспечить требуемое развитие.

Процессы совершенствования создают основу для развития, а зачастую они заменяют его, так как в этом случае увеличивается период стабильности текущего функционирования предприятия.

Совершенствование можно определить как систематическую деятельность по оптимизации внутренних состояний и процессов предприятия на основе использования имеющегося потенциала (резервов) для повышения

эффективности его хозяйственной деятельности. Следовательно, оно направлено на внутренние состояния и процессы, при этом происходит системное накопление количества и качества, позволяющее предприятию перейти в новое качество.

Процесс совершенствования может иметь два назначения:

❖ сделать новые предложения потребителям - продукт лучшего качества и/или по меньшей цене, добавленная ценность продукта за счет новых функциональных возможностей и услуг, что позволяет активизировать спрос, продлить период стабильного функционирования предприятия;

❖ создать основу для перспективного развития предприятия, чтобы привести его внутреннее состояние по количеству и качеству ресурсов, качеству производственных и бизнес-процессов в соответствие с предстоящим процессом развития. При этом на предприятии создаются новые ценности и, как следствие, увеличивается его стоимость. Прежде всего, это ценности информационного характера, являющиеся интеллектуальным капиталом предприятия.

Умелое управление тремя процессами - текущее функционирование, непрерывное совершенствование, развитие - и будет определять эффективность деятельности предприятия как в текущий момент времени, так и в перспективе.

При этом главная проблема будет заключаться в их согласовании, создающем эффект синергии. К основным инструментам управления данными процессами относятся:

❖ оперативное управление - оперативное планирование, организация, мотивация, коммуникация, контроль, диспетчирование и регулирование;

❖ управление финансовыми ресурсами - инвестиционное планирование, бюджетирование;

❖ организация и развитие предпринимательской, коммерческой деятельности;

❖ управление человеческими ресурсами - формирование и развитие персонала;

❖ управление процессами - управление качеством, инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов;

❖ стратегическое управление - стратегический маркетинг, стратегическое планирование, управление на основе сбалансированной системы показателей эффективности;

❖ управление знаниями (интеллектуальным капиталом, интеллектуальной деятельностью) - бенчмаркинг, интеллектуальный анализ данных, обучение и развитие персонала, мотивация его творческой деятельности, управление интеллектуальной собственностью организации;

❖ управление инновационными процессами - научные исследования, техническое проектирование, управление жизненным циклом изделий, техники и технологии.

В то же время не все инструменты управления реально используются на российских предприятиях. Как правило, предприятия обходятся тем минимумом, который обеспечивает им текущее функционирование, частично совершенствование (управление качеством) и частично развитие (маркетинг и стратегическое планирование) [1].

Анализ практики хозяйственной деятельности показал, что основным инструментом управления совершенствованием и развитием является стратегическое планирование. Оно должно ответить на следующие вопросы:

❖ кто является потребителем предприятия, какими характеристиками он обладает, какие его настоящие (текущие) потребности удовлетворены и каким образом, какими особенностями должны обладать продукт (услуга), процессы и ресурсы, как предприятие создает эти ресурсы, процессы, продукты, какие результаты оно должно получить;

❖ какова степень удовлетворения потребностей потребителя (насколько совпадают характеристики продукта с потребностями потребителя), какие несоответствия имеют место, какие новые возможности (ценности) для потребителя можно добавить в продукт (услугу), какими внутренними возможностями располагает предприятие для устранения несоответствий и добавления новых ценностей, какие имеются внутренние возможности для роста объемов производства существующего продукта;

❖ на какие новые рынки, потребителей, потребности предприятие будет ориентироваться (или создавать), какие новые виды деятельности продукты (услуги), процессы (технологии их выполнения), ресурсы возможны для освоения, каким должно стать предприятие (видение), как для этого должна измениться его внутренняя среда, какую выгоду (результат) в долгосрочной перспективе оно извлечет для себя.

Ответы на первую группу вопросов формируют стратегию функционирования предприятия; на вторую - стратегию совершенствования в плане лучшего удовлетворения потребностей потребителей и использования внутренних резервов; на третью - стратегию изменения внутренней среды для обеспечения намеченного развития.

Как видно, все вышеперечисленные инструменты можно разбить на две группы - направленные во внешнюю и внутреннюю среду предприятия. Первые определяют, что и как получит потребитель (результат для потребителя), вторые - как будет обеспечен этот внешний результат и что получит предприятие (результат для предприятия). При этом продукция предприятия является связующим звеном между внешней и внутренней средой. Она определяет характеристики (состояние) двух других ключевых внутренних составляющих - процессы и ресурсы.

С этих позиций задача состоит в том, чтобы выделить те процессы, которые «включаются» в стратегии совершенствования и развития.

Если во внешней среде обратить внимание не только на рынок и потребителя, но и на конкурентов и отрасль, то полезными для предприятия становятся еще два инструмента менеджмента - управление конкурентоспособностью и бенчмаркинг.

Управление конкурентоспособностью основано на анализе продукта предприятия в сравнении с продуктами-аналогами. В то же время, рассматривая конкурентоспособность предприятия более широко, сюда следует включить управление интеллектуальным капиталом, наличие которого значительно повышает рыночную стоимость предприятия.

Бенчмаркинг («наилучшая практика») представляет для предприятия примеры наиболее эффективных бизнес-процессов предприятий-аналогов. Следует только выбрать те из них, которые приняли на вооружение стратегии, схожие со стратегиями предприятия. К сожалению, в России этот управленческий инструмент до сих пор не нашел широкого применения.

Наиболее действенным инструментом консолидации трех процессов -функционирования, совершенствования и развития - является сбалансированная система показателей эффективности деятельности предприятия.

Роль данной системы показателей заключается в том, что она позволяет направлять и контролировать процессы и состояние системы в целом при реализации принятых стратегий. Уяснив текущую стратегию функционирования, предприятие назначает соответствующий ей набор показателей (по различным организационным подсистемам - финансы, положение на рынке, производственные и бизнес-процессы, персонал), который будет отражать степень внутренней устойчивости системы в этом положении. Затем определяется новый набор показателей (новая система значений существующих показателей), которые будут отражать стратегию развития. Далее определяются те базовые бизнес-процессы, совершенствование которых обеспечит переход к новому состоянию предприятия, и назначается система показателей, позволяющая измерять параметры этих процессов и характеристики их материальных и ресурсных составляющих.

После создания системы измерения и анализа показателей можно приступать к реализации стратегий. Контроллинг и обратная связь на изменения внешней среды сделают систему более адаптивной и гибкой [1].

Обобщая изложенное, а также основываясь на достижениях науки в решении поставленных проблем, можно сделать следующие выводы:

❖ исследование жизненного цикла вызывает необходимость постоянной перепроверки целей организации на предмет ее существования в том виде, в котором она создавалась первоначально и функционирует в настоящее время;

❖ в рамках жизненного цикла необходимо периодически проводить анализ и совершенствование производства и управления, с целью приведения их в соответствие с меняющимися условиями функционирования и рынка сбыта продукции;

❖ интеграция трех организационных процессов - функционирования, совершенствования, развития - с помощью набора инструментов управления будет способствовать повышению экономической эффективности деятельности предприятия и обеспечивать ему лидерство.

_Литература_

1. Дресвянников В., Лосева О. Стратегическое управление процессами функционирования, совершенствования и развития предприятия // Проблемы теории и практики управления, № , 2008.

2. Колыванов В.Ю. Организация управления производством на этапе становления и развития рыночной экономики. Теория и методология. - Махачкала, ИСЭИ ДНЦ РАН, 2000.

3. Колыванов В.Ю. Системология организации управления предприятием в рыночной экономике. - Махачкала: НИЛ РЭП, ИСЭИ ДНЦ РАН, 2001.

4. Максименко A.A. Основы аксиологической концепции менеджмента. -«Менеджмент в России и за рубежом», 2010, №3. - 3-17с.

5. Маршал А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993.

6. Ручьев А.П. Организация управления деятельностью строительных предприятий в условиях рыночных отношений. - Новосибирск, НГАС, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.