3 (138) - 2010
Инновации и инвестиции
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
А. П. СУВОРОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и бизнеса Тел.: (8-8362) 68-60-79
О. М. РЕПИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса E-mail: [email protected] Марийский государственный технический университет
Уточнена дефиниция «инновационный потенциал предприятия», выявлены тенденции и потенциальные возможности развития инновационного потенциала хозяйствующих субъектов на макро- и мезоуровне, сформулированы принципы анализа и оценки инновационного потенциала предприятия;разработаны подходы к оценке инновационного потенциала предприятия, предложена система факторов развития инновационного потенциала.
Ключевые слова: инновационный потенциал, интегральная оценка, интеллектуальный потенциал, интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность, человеческий капитал, маркетинговые активы.
В настоящее время у большинства предприятий регионов Российской Федерации наблюдаетсятенден-ция к снижению темпов социально-экономического развития, что связано, во-первых, с проявившимся финансовым кризисом, а во-вторых, с постепенным исчерпанием природно-сырьевых ресурсов, устареванием технологий и оборудования предприятий, отсутствием необходимых финансовых средств для технического и технологического перевооружения производства. Вследствие этого предприятия теряют свои конкурентные преимущества и возможности финансирования своего развития.
По мнению авторов, повышение конкурентных преимуществ предприятий должно обеспечиваться
за счет перехода к инновационному типу экономического развития, способному обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции и выход на мировые рынки, а также активизации инновационного потенциала предприятий. Формирование конкурентоспособного предприятия должно основываться на совокупности возможностей, средств и условий инновационного развития, составляющих инновационный потенциал конкретной организации.
Реализация идеи конкурентных преимуществ предприятий на основе инновационных подходов предполагает:
• необходимость совершенствования существующих и освоения качественно новых организационно-управленческих и финансово-экономических технологий;
• развитие производства на основе внедрения сертифицированных систем управления;
• переход к неценовой конкуренции, основой которой является «всеобщее качество и новизна»;
• разработку и продвижение на рынок принципиально новых товаров и услуг и др. Однако переход российской экономики на
инновационный путь развития осложняется рядом обстоятельств, среди которых следует отметить несоответствие объема и структуры финансиро-
200000
150000
100000
50000
100
вания масштабам деятельности, высокую степень морального и физического износа производственных фондов, низкий уровень инновационной восприимчивости экономики. Инновационный потенциал хозяйствующих субъектов недостаточно ориентирован на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.
Согласно официальным данным разработку и внедрение инноваций в Российской Федерации осуществляют (по данным 2007 г.) только 3 957 организаций, что составляет около 5 % промышленных предприятий (в развитых странах 80—85 %). В Республике Марий Эл научными исследованиями и разработками занимаются только 12 организаций. Из запатентованных в 2000 г. объектов интеллектуальной собственности за восемь последующих лет внедрено 63,8 % изобретений (рис. 1), из запатентованных в 2007 г. технологий в течение двух последующих лет — только 16,6%. Экспорт запатентованных технологий в зарубежные страны в 2007 г. составил 1 825 соглашений на сумму 53 749 млн руб., импорт — 1 524 соглашения на сумму65 116,5млнруб. [1].
Необходимо отметить, что количество выданных патентов на объекты интеллектуальной собственности по данным Роспатента с 2000г. увеличилось в 2,57 раза, но возможность реализации инновационных идей пропорционально не увеличивается. Как правило, сказывается отсутствие передовых технологий и технологического оборудования. Возможности интенсивного наращивания производственных мощностей у большинства российских предприятий нет.
Расходы федерального бюджета на исследования и инновации в 2007 г. по сравнению с 2000 г. увеличились в 1,3 раза и составили 132 703,4 млн руб. [2], существенно изменилась структура расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования (рис. 2).
Наибольшая доля затрат на исследования и разработки финансируется за счет средств бюджета, в том числе бюджетных ассигнований на содержание вузов и средства организаций государственного сектора — 61,5 % (рис. 3).
К сожалению, средства предпринимательских и научных организаций не позволяют этим предприятиям в полной мере реализовывать инновации. Одной из форм поддержки и продвижения научных идей становятся венчурные компании.
180 324
♦-70 069^
""44 736 29 951
132 --* 309 * 628
2000
2005
2007 Год
—♦— Создано технологий (из числа действующих патентов) —■— Внедрено технологий всего в России —*— Внедрено технологий в Республике Марий Эл
Рис. 1. Внедрение технологий, единиц, по результатам исследований и разработок в России и Республике Марий Эл
Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
и На фундаментальные исследования □ На прикладные научные исследования
Рис. 2. Структура расходов федерального бюджета на исследования и разработки, %
Выход из финансового кризиса и повышение конкурентных позиций на рынке российских предприятий возможны лишь только при условии их инновационного развития.
Одной из главных проблем реструктуризации инновационной системы России являются ее невосприимчивость к рыночным отношениям, неспособность продвигать конечный продукт на рынке. Коммерциализация инноваций, их диффузия—вот основные элементы процесса инновационно-инвестиционной деятельности, которые до сих пор слабо развиваются в России. Из данной проблемы вытекает проблема отсутствия методологии оценки эффективности инновационной деятельности — ее коммерческой успешности, одной из составляющих которой является оценка инновационного потенциала хозяйствующих субъектов.
Анализ теоретических источников позволил выявить разные подходы к раскрытию содержания категории «инновационный потенциал». Под инновационным потенциалом будет пониматься совокупность органически взаимосвязанных ресурсов определенной интенсивности, характеризующая объективные возможности предприятия осуществлять инновационную деятельность.
1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007
ЦЦ — Средства бюджета, в том числе бюджетные ассигнования
на содержание вузов и средства организаций государственного сектора;
- Собственные средства научных организаций
| | - Средства организаций предпринимательского сектора; ] - Средства иностранных источников;
| _ Другие источники (внебюджетные фонды, средства вузов)
Рис. 3. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования, %
При разработке методики оценки инновационного потенциала необходимо использовать ряд принципов:
1) приоритетности долгосрочных целей, означающий, что долгосрочный характер и высокая степень неопределенности возможных результатов внедрения инноваций определяют необходимость видения долгосрочной перспективы развития предприятия на основе активизации и развития имеющегося инновационного потенциала, для чего необходима разработка стратегии инновационного развития предприятия;
2) адаптивности управления, означающий, что в процессе инновационной деятельности генерирующие ее факторы характеризуются обычно высоким уровнем неопределенности и, зачастую, высокой динамикой. Это предопределяет необходимость высокого уровня гибкости инновационного управления, его быстрой адаптации к меня-
Восприимчивость организации к инновациям
ющимся условиям внешней и внутренней финансовой среды;
3) эффективности, предполагающий направленность внедрения инноваций на уровне организации на получение интегрального эффекта, включающего
и
§
и п К
К
экономическии, социальный, экологическии, научно-технический и другие виды эффекта;
4) альтернативности действий, означающий, что каждое из принимаемых инновационных решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат.
Инновационный потенциал предприятия включает совокупность элементов, характеризующих каждую из составляющих: восприимчивость предприятия к инновациям и готовность рынка к инновациям.
Для определения факторов, отражающих готовность рынка реализовывать инновации и способность предприятий к разработке инновационных проектов, а также для разработки инновационной стратегии предприятия предлагается использовать матрицу оценки уровня развития инновационного потенциала предприятия (рис. 4).
Для оценки инновационного потенциала используется разработанная нами структурно-функциональная модель, представленная на рис. 5.
Наиболее значимой составляющей инновационного потенциала является интеллектуальный потенциал, который является показателем состояния интеллектуального капитала и эффективности его использования.
Интеллектуальный потенциал организации можно рассматривать как ее готовность к генерированию и освоению инноваций. Интеллектуальный потенциал организации складывается из накопленного объема знаний, интеллектуального уровня сотрудников, опыта инновационной деятельности. Состав показателей при оценке интеллектуального уровня организации должен учитывать новизну
Рис. 4. Матрица оценки уровня развития инновационного потенциала предприятия
Малоактивные инновации
(не востребованные рынком инновации)
Неактивные инновации
(неготовность фирм и рынка к реализации инноваций)
Стратегически активные инновации (прогрессирующий рост рынка и высокий уровень инноваций)
Высокоактивные инновации
(темп роста рынка инноваций превышает темп роста нового продукта)
Низкая
Высокая
Готовность рынка к инновациям
Рыночный потенциал
выпускаемой продукции, новизну используемых технологий производства, новизну технологий продажи, участие организации в профильных выставках, конференциях, образовательный уровень персонала. Интеллектуальный потенциал включает человеческий капитал, структурные активы, интеллектуальную собственность и маркетинговые активы. Охарактеризуем кратко эти составляющие.
Человеческий капитал — это, прежде всего, сотрудники организации; специалисты, наделенные знаниями и навыками, профессиональными качествами, люди с определенным характером и способностями, воспитанием и культурой. Важнейшей особенностью этой части интеллектуального капитала является то, что ее нельзя ни продать, ни сдать в наем; ее можно лишь эффективно или неэффективно использовать для достижения целей организации. Человеческие активы играют первостепенную роль в создании интеллектуального капитала организации. Знания и навыки сотрудников организации, их профессиональные качества являются той частью инструментария, посредством которого создается интеллектуальная продукция, формирующая нематериальные активы организации.
Структурные активы предопределяюттотпотен-циал творческой активности коллектива сотрудников организации, который обеспечивает эффективное использование человеческих активов, что позволяет получить больше, чем сумму усилий отдельныхчленов организации. Эта составляющая кадрового капитала
определяется корпоративной культурой, общей культурой взаимодействий в коллективе и способствует накоплению знаний, приобретению новых навыков, обогащению опыта и совершенствованию профессиональных качеств специалистов.
Корпоративная культура является определяющей и в совершенствовании других составляющих структурных активов: технология коллективной работы; принципы руководства коллективом (система мотиваций, подбор специалистов, формирование команды для выполнения различных заданий и т.п.); система обучения специалистов (переподготовка, повышение квалификации и т.п.); бизнес-технологии, определяющие место организации на рынке товаров и услуг.
Интеллектуальная собственность создается сотрудниками организации на базе их знаний и опыта и пополняет нематериальные активы организации. С одной стороны, интеллектуальная собственность становится товаром на рынке интеллектуальной продукции и может приобретаться в собственность другой организацией, при этом приобретается право на использование интеллектуальной собственности. С другой стороны, интеллектуальная собственность—это также часть интеллектуального инструментария, которая непосредственно участвует в создании инновации и ее реализации, во многом определяя стоимость продукции и ее цену. В состав объектов интеллектуальной собственности включаются: объекты промышленной собственности, объекты авторского права, ноу-хау.
Еще одной составляющей интеллектуального капитала являются маркетинговые активы. Это имидж фирмы, известность ее торговой марки и соответствующая клиентская база. Маркетинговые активы определяются также установленными и успешно функционирующими связями организации в рамках национальной инновационной системы (НИС) и ее международными связями и котировками на рынках ценных бумаг.
Стоимостная оценка интеллектуального капитала в настоящее время проводится как оценка нематериальных активов в соответствии с разделом «Учет нематериальных активов» Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 и правовыми документами по вопросам защиты охранных прав интеллектуальной собственности. Оценка объектов интеллектуальной собственности (ОИС) чаще всего происходит при внесении их в уставный капитал и включении в нематериальные активы для постановки на баланс предприятия [4].
С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ «Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Теперь правовая охрана представляется большему перечню объектов интеллектуальной деятельности, чем это предусматривалось законодательством ранее [3].
Маркетинговые активы предлагается рассматривать и оценивать как «деловую репутацию» организации во взаимосвязи с расходами на образование юридического лица, услуги консультантов, рекламные мероприятия, подготовку учредительных документов, включая регистрационные и другие сборы. Этот подход к оценке стоимости деловой репутации (имиджа) освобождает от необходимости учитывать долю рыночной стоимости торговой марки в оценке имиджа или всей стоимости интеллектуальной собственности, при этом оценку маркетинговых активов можно производить на основе данных бухгалтерского учета.
Исходя из сказанного, оценку интеллектуального потенциала организации, который учитывает все три составляющих интеллектуального капитала (данные для их расчета берутся из бухгалтерского учета), предлагается рассчитывать по формуле [3]: Пя = (Си.с + См.а )кк, (1)
где Си с — рыночная стоимость интеллектуальной собственности организации; См а — рыночная стоимость маркетинговых активов организации;
— коэффициент качества кадрового капитала. В свою очередь, коэффициент качества кадрового капитала определяется как
где Са — рыночная стоимость всех активов организации;
См — стоимость материальных активов организации;
Сн а — рыночная стоимость той доли нематериальных активов, которую составляют имущественные права (права на пользование землей, ресурсами и другие подобные права). Важно подчеркнуть, что числитель формулы (2) представляет собой рыночную оценку стоимости интеллектуального потенциала, так как из рыночной стоимости всего имущества организации вычитается стоимость всей собственности, кроме нематериальных активов.
Организационный, кадровый, финансовый и рыночный потенциалы организации как составляющие инновационного потенциала предлагается оценивать системой показателей, характеризующих каждую из этих сторон деятельности предприятия в соответствии с разработанными нами методическими подходами, сформулированными в работе [5].
В качестве апробации предлагаемого методического подхода был оценен инновационный потенциал отрасли «промышленность» муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Результаты интегральной оценки инновационного потенциала промышленности г. Йошкар-Ола представлены в таблице.
Оценка инновационного потенциала промышленности г. Йошкар-Ола позволила выделить в виде экономической деятельности «обрабатывающие производства» перспективные в инновационном развитии подвиды деятельности по убывающей: «производство электронного оборудования, электронного и оптического оборудования»; «прочие производства»; «производство машин и оборудования».
В то же время наименее привлекательными и перспективными подвидами экономической деятельности «обрабатывающие производства» является «производство прочих неметаллических минеральных продуктов»; «химическое производство». Вид экономической деятельности «производство и распределение электроэнергии, теплоэнергии, газа и воды» является также неперспективным в инновационном развитии видом деятельности.
Для развития инновационного потенциала предприятий целесообразно обеспечить: востребованность продукции внутренним рынком, организацию эффективных отношений с крупными фирмами и заказчиками, страхование рисков, эффективную систему налогообложения. Рассмат-
Интегральная оценка инновационного потенциала промышленности г. Йошкар-Ола
Составляющая потенциала По видам экономической деятельности Вце- ломпо городу
Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, теплоэнер-гии,газа и волы
Производство пищевых продуктов, включая напиткии табака Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Химическое производство Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Производство машини оборудования Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Прочие производства
1. Интеллектуальный потенциал 1 0 0 0 0,66 1 1 1 0 0,51
2. Организационный потенциал 1 _** 1 _** 1 1 1,0
3. Кадровый потенциал 1 1 1 0,66 1,5 2 1 1,2
4. Финансовый потенциал 0 1,5 2 0 1,33 1 1,5 0 0 0,81
5. Характеристика рынка 1* 2* 3* 4* 5* 6* у* 8* 9* —
6. Рыночный потенциал 0 0 0 0 0 1,5 1,5 1 0 0,44
Оценка сводного инновационного потенциала предприятий 0,6 0,5 0,4 0,2 0,53 0,9 1,1 1 0,4
Условные обозначения в таблице:
1* — потребительский рынок монополистической конкуренции освоенный, сбалансированный, относительно стабильный; 2* — рынок товаров потребительского назначения с высокой интенсивностью конкуренции, фактически функционирующий, целевой, относительно стабильный; 3* — национальный рынок монополистической конкуренции товаров потребительского назначения, квалифицированный, развивающийся рынок;
4* — рынок товаров потребительского и производственного назначения, конкурентный, фактически функционирующий, развивающийся;
5* — федеральныйрынокмонополистическойконкуренции товаров производственного и потребительского назначения, фактически функционирующий целевой рынок, относительно стабильный;
ривая внутренние факторы, необходимо отметить повышение технического состояния оборудования, повышение квалификации инженерно-технического персонала, а также мотивации их деятельности. В качестве инвестиционных факторов развития инновационного потенциала предприятий целесообразно использование франчайзинговых схем как одного из инструментов инвестирования в инновации, инновационного подхода при формировании и реализации стратегий развития предприятий, обеспечения благоприятного инвестиционного климата для реализации инноваций.
Обеспечение этих условий для устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования инновационного потенциала предприятий как основных звеньев национальной
6* — сбалансированный рынок товаров производственного назначения, целевой, квалифицированный, относительно стабильный;
7* — сбалансированный федеральный рынок товаров производственного назначения, квалифицированный, целевой, развивающийся;
8* — рынок покупателя с высокой интенсивностью конкуренции, федеральный рынок товаров потребительского назначения, фактически функционирующий основной рынок, относительно стабильный;
9* — сбалансированный рынок товаров потребительского и производственного назначения, квалифицированный, основной, развивающийся; ** — данные для расчета не предоставлены.
экономики позволит достичь интегральной цели национальной инновационной системы.
Список литературы
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/B08_14p/Main. htm.
2. Российский статистический ежегодник. URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/B08_13/Main. htm.
3. Сайт компании «Независимая экспертиза XXI век». http://www. ocenka21.ru/branch/aiblin/.
4. Сайт Русской школы управления. URL: http://www. uprav.biz/materials/fmance/view/.
5. СувороваА. П.,Репина О. М.Методологическиеподходык обоснованию оценки эффективности управления стратегическим потенциалом организаций// Йошкар-Ола. Вестник МарГТУ: серия Экономика и управление. 2007. № 1. С. 38-51.