Е. А. Касаткина, Н. Ш. Валеева, Г. Н. Ахметзянова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Ключевые слова: компетентностей подход, самостоятельная работа, математическая подготовка.
В статье рассматриваются методологические основания организации самостоятельной работы студентов в процессе математической подготовки, анализируются существующие подходы в организации самостоятельной работы в высшем учебном заведении.
Keywords: competence approach, independent work, mathematical training.
This article discusses the methodological Foundation of the Organization of independent work of students in the process of mathematical training, analyses existing approaches in organization of independent work in high school.
Компетентностный подход выступает основой происходящей в настоящее время реформы высшего профессионального образования и, помимо всего прочего, имеющей тенденцию перераспределения фонда учебного времени, а именно, увеличения доли самостоятельной работы студентов за счет сокращения аудиторной нагрузки. В связи с этим задается курс на повышение роли самостоятельной работы студентов высшей школы, что, в свою очередь, требует особой ее организации.
Не вызывает сомнения утверждение, что развитие сущностных характеристик профессиональной компетентности будущего специалиста должно находиться в поле активной самостоятельной деятельности, в связи с чем особую значимость приобретает самостоятельная работа студентов [5, С. 56].
Организация самостоятельной работы, рассматриваемая как эффективное средство профессиональной подготовки студентов, способствует формированию и развитию их профессиональной компетентности, являющейся важнейшим критерием эффективности всего образовательного процесса в вузе.
Задача самостоятельной работы в условиях компетентностного подхода, на наш взгляд, состоит в том, чтобы научить студентов обучаться, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить им умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Для успешного выполнения поставленной задачи необходимо, чтобы самостоятельная работа в высшей школе имела непрерывный характер и была максимально индивидуализирована [1, 7].
Компетентностный подход предполагает готовность самого преподавателя конструировать открытую для творчества, динамично перестраивающуюся совместную интеллектуальнокоммуникативную деятельность со студентами в конкретной учебной ситуации [8].
Сегодня компетентностный подход противопоставляется ЗУНовскому, а модели организации самостоятельной работы на основе компетентност-ного подхода зачастую сравниваются с моделями,
основанными на личностно-деятельностном, объяснительно-иллюстративном, проблемном, модульном и контекстном подходах.
Если говорить о переходе от ЗУНовского подхода в образовании к компетентностному, основным фактором этого перехода, по нашему мнению, является стремление повысить конкурентоспособность выпускников высшей школы на рынке труда и уровень их профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты. В связи с этим к выпускникам вузов предъявляются новые требования, причем требования не к конкретным знаниям, умениям и навыкам, а к компетенциям будущих работников, представляющим своего рода «коктейль» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, социальное поведения, инициативность, умение работать в группе и многое другое. Таким образом, компе-тентностный подход в образовании предусматривает в первую очередь планирование результатов обучения. Это прослеживается и в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), которые ориентированы в большей степени на компетенции выпускников, и только после - на ресурсы и содержание образования.
Согласно В. Байденко, компетентностный подход позволяет перейти в профессиональном образовании от его ориентации на знания к применению и организации знания, «положить в основание стратегию повышения гибкости...», ориентировать деятельность обучающихся на «бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций» [3].
Компетентностный подход не может быть противопоставлен ЗУНовскому, поскольку он только «специально подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать задачи на этой основе». Однако считать компетентностный подход эквивалентным ЗУНовскому также неверно, поскольку он «фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям, ставя акцент на практической стороне вопроса» [4, С. 33]. Компетентност-ный подход имеет тенденцию к существенному
расширению знаний, умений и навыков личностными составляющими, действенностью, практической ориентацией, а также мотивационными аспектами.
Таким образом, компетентностный подход на сегодняшний день занимает достойное место в системе организации образовательного процесса в высшей школе.
Рассмотрим существующие модели организации самостоятельной работы студентов, основанные на различных подходах к обучению.
Деятельностный подход в организации самостоятельной работы в высшей школе должен исследоваться во взаимосвязи с личностным подходом, который позволяет рассматривать самостоятельную работу студентов как управляемую преподавателем деятельность, отражающую единство внутренних и внешних составляющих учебного процесса.
Согласно личностно-деятельностному подходу информация трансформируется в знания, умения и навыки «решения стереотипных задач, развития логической памяти, логического (дискурсивного) мышления» [2, С. 332], то есть целью обучения при таком подходе к организации самостоятельной работы студентов является развитие у них умений решать типовые и нетиповые задачи. Роль преподавателя при этом заключается в организации самостоятельной деятельности студентов и управлении ею в рамках того предметного содержания, которое определяется общей целью подготовки будущего специалиста. Принципы личностно-
ориентированного обучения, такие как принцип личностного целеполагания, выбора индивидуальной образовательной траектории, принцип мета-предметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения и первичности образовательной продукции обучающегося, позволяют учитывать индивидуальные интересы, способности и склонности студентов, тем самым, осуществляя индивидуализацию обучения в высшем учебном заведении.
Сущность объяснительно-иллюстрацион-
ного подхода к обучению в процессе самостоятельной деятельности студентов заключается в обеспечении студентов знаниями, умениями и навыками, в развитии их наблюдательности, мышления, памяти. К существенному недостатку рассматриваемого подхода можно отнести невысокую внутреннюю мыслительную активность студентов, связанную, прежде всего, с тем, что преподаватель ограничивается в основном лишь простым объяснением учебного материала. При этом наблюдается преобладание процессов воспроизведения знаний, самостоятельная работа не направлена на творческую деятельность обучающихся, а ее содержание мало ориентировано на их будущую профессиональную деятельность [6].
Проблемный подход в обучении вытекает из закономерности, установленной С.Л. Рубинштейном, состоящей в том, что мышление возникает из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение. Сущность рассматриваемого подхода к органи-
зации самостоятельной работы студентов в процессе математической подготовки заключается в систематическом их включении в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебных дисциплин. Особенностью и безусловным достоинством проблемного обучения, в отличие от традиционного - объяснительно-иллюстративного, является то, что студентам не сообщаются знания в готовом виде, они приобретаются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций. Ценность знаний такого рода заключается и в том, что у студентов формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения. При всех достоинствах проблемного подхода к организации самостоятельной работы студентов он не является универсальным и может быть реализован только в разумном соотношении с объяснительноиллюстративным подходом.
Согласно модульному подходу к организации самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения ими материала, «обучающий-
ся. самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информа-ционно-контролирующей до консультационно-координирующей» [9, С. 4]. Данный подход предусматривает возможность систематизации и структурирования большого по объему учебного материала, а также представления его модулями (блоками), что позволяет сэкономить до трети учебного времени.
Одним из образовательных подходов, на основе которого разрабатываются модели организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях, является контекстный подход. При построении учебных курсов контекстный подход связан как с ориентацией на контекст профессиональной деятельности будущих специалистов, их опыт и реальные проблемы, так и с прозрачностью границ между учебной и профессиональной деятельностью и их трансформацией друг в друга через квазипро-фессиональную деятельность, реализуемую посредством кейс-технологий и деловых игр [6].
Многие исследователи заявляют, что личностно-деятельностный, объяснительно-
иллюстративный, проблемный, модульный и контекстный подходы имеют явную тенденцию к их интеграции [6].
В контексте организации самостоятельной деятельности студентов в процессе математической подготовки в вузе вполне уместными в рамках ком-петентностного подхода кажутся нам предложения использовать различные существующие подходы. Все они в той или иной степени оказываются адекватными задачам развития конкретных компетентностей будущих специалистов.
Компетентностно-ориентированное обучение при этом должно стать своего рода связующим звеном для всех интегрируемых подходов к органи-
зации самостоятельной работы студентов, основной целью которого является формирование у обучающихся определенных компетенций как важнейших критериев эффективности образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Литература
1. Алханов, А. Самостоятельная работа студентов /
A. Алханов // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 86-87.
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд.. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) /
B. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. -№11. - С. 9-11.
4. Ильязова, М. Д. Проблема компетентностного подхода в образовании / М. Д. Ильязова // Интеграция образования.
- 2007. - №2 . - С. 32-36.
5. Петухова, Т.П. Методические аспекты организации самостоятельной работы по информатике в контексте компетентностного образования / Т.П. Петухова // Вестник Пермского университета. - Пермь, 2007. - № 7(12).
- С. 56-63.
6. Прохорова, Н.А. Компетентностный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов / Н.А. Прохорова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 62 с.
7. Рубаник, А. Самостоятельная работа студентов / А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных // Высшее образование в России. - 2005. - №6. -С. 120-124.
8. Трущенко, Е.Н. Самостоятельная работа студентов как составляющая процесса формирования компетентности будущего специалиста в вузе / Е.Н. Трущенко // Инновационный подход к развитию образовательных систем: сб.материалов научно-методического семинара. - М.: Изд. АСОУ. - 2006. - 64 с.
9. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене - Вильнюс, 1985. - 105с.
© Е. А. Касаткина - асс. каф. высшей математики ИЭУП, [email protected]; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной психологии и педагогики КНИТУ, [email protected]; Г. Н. Ахметзянова - д-р пед. наук, проф. каф. сервиса транспортных систем Камской госуд. инженерно-экономическая академии, [email protected].