ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ищенко Л. В. Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15329. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15329.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15329
УДК 371.132:37.036
Ищенко Людмила Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент, докторант Уманского государ ственного педагогического университета им. Павла Тычины, Умань iskra118@mail.ru
Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье раскрыты методологические концепты профессиональной подготовки будущего воспитателя к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста: аксиологический, системно-целостный, личностно-деятельностный; обозначена ключевая роль педагога в реализации обозначенных подходов, выделен важный фактор формирования творческой индивидуальности детей - создание развивающей творческой среды жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: методологические концепты, аксиологический подход, системно-целостный подход, личностно-деятельностный подход, творческая индивидуальность старших дошкольников.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Сегодня педагогическая наука изменила методологические ориентиры и актуализировала проблему выбора новых научных концептов, на которых выстраиваются понятия, принципы и методы педагогического исследования.
Дефиниция «концепт» толкуется в словарных источниках как «формулировка, общее мнение, понятия» [1].
В контексте нашего исследования считаем необходимым обозначить методологические концепты профессиональной подготовки будущего воспитателя к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста: аксиологический, системно-целостный, личностно-деятельностный.
Остановимся подробнее на описании обозначенных концептульных подходов.
Одним из важных методологических подходов является аксиологический подход в подготовке будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста.
Свидетельством прогресса человечества является отношение современного общества к развитию каждого отдельного человека, а следовательно, и отношение к ребенку, организации процессов его воспитания и обучения, которые должны быть максимально приближены к его сущности, способностям и особенностям [2]. Ключевой фигурой в реализации этой задачи является личность педагога как носителя иерархической системы педагогических ценностей. Именно поэтому исследования, проведенные в области современной философии образования (В. Андрущенко, И. Бех, Г. Ващенко, В. Гриньков, М. Ев-тух, И. Зязюн, П. Игнатенко, В. Кремень, Н. Максимчук, В. Огневьюк, С. Сысоева), не только позволяют глубже понять феномен педагогических ценностей, но и направляют на овладение ими как способами профессионального бытия, способами отношения к ребенку, взаимодействия с ним в учебно-воспитательном процессе.
Учитывая то, что в условиях, когда от педагога требуется активная позиция в утверждении духовных, гуманных ценностей, ценностное отношение к дошкольнику
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ищенко Л. В. Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15329. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15329.htm. - ISSN 2304-120X.
как проявление субъектной активности будущего воспитателя должно приобрести свою значимость в условиях образовательного процесса вуза.
Аксиологический подход - важная составляющая подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей дошкольного возраста, так как его реализация способствует формированию положительной мотивации, осознанной установки, интереса и устойчивого мотивированного желания осуществлять эту деятельность.
Одним из ведущих методологических подходов является системный подход, сущность которого заключается в том, что объект изучают как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть как систему [3]. Теория системного подхода разработана в трудах А. Аверьянова В. Афанасьева, Ф. Королева, В. Кузьмина, В. Садовского, А. Урсула, П. Щедровицкого, Е. Юдина и др.
При проектировании исходим из того, что система подготовки к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста выстраивается на основе структурных элементов (дисциплин, педагогической практики) профессионально-педагогической подготовки будущих воспитателей как более сложной системы и должна функционировать по общим принципам, воспроизводить свойства общей системы, приобретая одновременно свои специфические признаки как особой целостности. Для образования соотношений между системами подготовок (общей и специальной) в структуре подготовки к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста, как и в общей, выделяем когнитивный, деятельностный, ценностно-мотивационный и рефлексивный компоненты. Согласно выбранным компонентам выделены критерии подготовленности (когнитивно-методический, ценностно-мотивационный, практически-деятельностный, оценочно-рефлексивный) будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста. Эти компоненты и указанные критерии представлены в проектируемой системе через определенные дисциплины, которые будут обеспечивать ее целостность и системность в контексте общей профессионально-педагогической подготовки. Способом представления определенных учебных дисциплин является создание системы межпредметных связей как одного из ее элементов, который может функционировать самостоятельно, способствовать достижению поставленной цели, но не может обеспечить достижения оптимального конечного результата. Определение других элементов происходит с позиции функционально-конструктивного подхода, который заключается в том, что в состав системы должно войти определенное количество элементов - установление вклада каждого элемента в прогнозируемый результат и его способности к взаимодействию с другими элементами. Таким элементом должна стать подсистема, которая определит специфику подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста. Способом его включения в учебную систему является разработка интегрированного методического комплекса спецдисциплин: спецкурса и спецпрактикума.
Согласно положениям системно-целостного подхода, каждая из определенных подсистем (элементов) направляется на выполнение специфических целей, которые определяют их функции в общей системе. Целостность каждого элемента обеспечивается взаимодействием специфической цели, содержания, соответствующих им форм и методов обучения [4].
Важным детерминантом подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста является личностно-деятельностный подход.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ищенко Л. В. Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15329. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15329.htm. - ISSN 2304-120X.
Сущность личностно-деятельностного подхода заключается в обеспечении развития и саморазвития личности студента на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и субъекта деятельности [5].
В реализации личностно-деятельностного подхода мы следовали единства знаний и деятельности; единства теоретической и практической деятельности; связи внутренней и внешней деятельности. Итак, с этой целью разрабатываются программы, которые моделируют исследовательское мышление; организуются групповые занятия; интегрируется учебный материал для реализации метода исследовательских проектов, которые самостоятельно выполняются студентами.
Важным в формировании личности является личностно-деятельностный подход, который в соответствии с требованиями общества предполагает такую организацию и анализ деятельности, при которой обязательным условием является взаимодействие педагога и студента, то есть выход в систему общественных отношений между людьми. Личностно-деятельностный подход к воспитанию подрастающего поколения, основная идея которого связана с деятельностью как средством становления и развития творческой индивидуальности, определяет, что личность является активным субъектом деятельности и партнером.
Личностно-деятельностный подход к обучению в профессиональной подготовке будущего воспитателя выступает как форма взаимодействия преподавателя и студента. Иначе говоря, преподаватель, осуществляя личностно-деятельностный подход в методической подготовке студента, одновременно учит его технологиям личностно ориентированного обучения, формируя таким образом направленность будущего воспитателя на личностно ориентированную профессионально-педагогическую деятельность.
Творческая профессиональная деятельность педагога рассматривается С. Сысоевой как ведущий фактор, влияющий на развитие творческих возможностей воспитанников, и обеспечивает ее эффективность. Одновременно именно в процессе творческой профессиональной деятельности раскрываются творческие возможности педагога, происходит их реализация и развитие. При таких условиях возникает необходимость подготовки педагога к осознанию уровня собственной творческой педагогической деятельности, формирования у него потребности анализировать собственный педагогический опыт и внедрять педагогический опыт других с учетом своей творческой индивидуальности. С. Сысоева исходит из положения, что творческий воспитатель - это творческая личность с высокой степенью развитости мотивации к творческим достижениям и творческим умениям, способствующим успешной творческой педагогической деятельности, которая, вследствие специальной профессиональной подготовки, тяготеет к постоянному самосовершенствованию, приобретает знания, умения и навыки педагогического труда, овладевает профессиональными умениями организации деятельности по формированию творческой личности ребенка в учебновоспитательном процессе [6]. Только при таких условиях педагог, способный к педагогическому творчеству, имеет не только высокий уровень педагогической креативности, но и в соответствии с современными требованиями владеет своим предметом, а также умениями и навыками, которые обеспечивают эффективность организации образовательного процесса по формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста.
Во время реализации личностно-деятельностного подхода к подготовке будущего воспитателя к формированию творческой индивидуальности ребенка дошкольного возраста за основу мы взяли положения, разработанные учеными для дошкольного образования [7].
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ищенко Л. В. Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15329. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15329.htm. - ISSN 2304-120X.
Чтобы учебные дисциплины стали инструментом педагогического воздействия воспитателя на личность ребенка, педагог должен овладеть ими на должном уровне. Для реализации инструментально-педагогической функции недостаточно ориентироваться в предмете на объяснительно-репродуктивном или даже обобщающе-проб-лемном уровне. Личностный подход способен реализовать только воспитатель, который сам овладел предметом на личностном уровне, что проявляется в свободном владении научной информацией предмета, умении выделять субъектный контекст истории науки (деятельность и личность исследователя), выбирать наиболее эффективный способ изложения материала [8].
Приоритет педагогических ценностей в сознании будущего воспитателя должен проявляться в его стремлении не только усвоить содержание учебных предметов, но и привлечь других людей к его пониманию, сопереживанию, совместному осмыслению. При изучении учебных дисциплин студент сначала мысленно, а потом уже реально ориентируется на партнера, воспитанника. Сначала действует установка: не только понять, но и объяснить; не только заинтересоваться, но и заинтересовать, сделать материал предметом общения, диалога. Студента необходимо направить на поиск связи предметного материала с различными ценностями человеческого бытия, преобразования логических структур науки в формы совместной деятельности, исследовательские задачи - в учебные проблемы.
Как эффективное средство подготовки воспитателей к формированию творческой индивидуальности старшего дошкольника, реализации личностного подхода при преподавании специальных дисциплин выступает изложение его содержания в контексте педагогической задачи, проблемной задачи, моделирование учебной ситуации, «погружаясь» в которые будущий воспитатель проявляет ценностные аспекты в изучаемом материале, определяет способы актуализации творческих возможностей ребенка (инициативность, самостоятельность, находчивость, выбор, самооценка и т. д.), выбирает варианты организации творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, учится рефлексировать.
Одной из форм реализации личностно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке будущего воспитателя к формированию творческой индивидуальности старшего дошкольника является проблемно-диалоговая лекция, вопросы и задания которой являются проблемными, творческими, имеют личностно-профессиональный характер.
В русле личностно-деятельностного подхода студент выступает как активный субъект педагогического взаимодействия, который самостоятельно организует свою деятельность. Определяющие черты личностно ориентированного обучения - взаимопонимание, взаимодействие, творческое сотрудничество преподавателя и студентов. Происходит смещение акцентов в подготовке педагогов от гностического к личностно-деятельностному подходу, при котором главной целью образования выступает развитие личности, формирование у будущего воспитателя способности к активной деятельности, творческому профессиональному труду (В. Загвязинский, В. Кремень, А. Новиков, Н. Платонова, О. Сухомлинская, Г. Троцко и др.). В то же время при переориентации учебно-воспитательного процесса от знаниевого к личностно-деятельностному актуализировались следующие проблемы: во-первых, формирование системы знаний студентов, необходимых для полноценного овладения ими основами профессиональной деятельности, совершенствование взаимосвязи чувственных и рациональных (теоретических) знаний, лежащих в основе овладения деятельностью, совершенствование системы знаний о деятельности, ее цели, способах, средствах и
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Ищенко Л. В. Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15329. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15329.htm. - ISSN 2304-120X.
условиях, поиск возможностей повышения уровня обобщения знаний о педагогической деятельности; во-вторых, поиск возможностей сочетания теоретических знаний студентов с их практическими потребностями, ценностными ориентациями, поиск путей расширения возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности студентов непосредственно в процессе обучения, то есть создание таких условий учебно-практической деятельности, когда студентам необходимо активно применять имеющиеся теоретические знания для решения практических задач.
Личностно-деятельностный подход как методология нашего исследования интегрирует подходы к творческой индивидуальности детей дошкольного возраста и профессиональной подготовки будущих воспитателей. Так, важным фактором формирования творческой индивидуальности детей является создание развивающей творческой среды жизнедеятельности дошкольников в ДОУ, в содержании которого выделяются различные средства, формы, методы и приемы работы, ориентированные на формирование творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста [9]. Применение личностно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке будущих воспитателей актуализирует мотивационный аспект этой подготовки, определяет важность формирования личностной склонности к практической работе по формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста, а также определяет основные методы: использование деловых (ролевых) игр, упражнений (тренингов), моделирование проблемных ситуаций, использование проблемно-диалогического метода, метода проектов и т. д.
Итак, личностно-деятельностный подход является важным методологическим концептом формирования творческой индивидуальности в дошкольном детстве.
Выделенные методологические подходы к подготовке будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей дошкольного возраста не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик подготовленности студентов, но в контексте нашего исследования они являются наиболее значимыми.
Ссылки на источники
1. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высш. шк., 1984. - С. 109.
2. Сисоева С. О. Подготовка вчителя до формування творчо'Г особистост учня: монографiя. - К.: Полггграфкнига, 1996. - С. 22.
3. Катренко А. В. Системний аналiз об’екпв та процеав комп'ютеризаци: Навч. пос. - Львiв : Новий Свгт - 2000, 2003. - С. 132.
4. Там же. - 136.
5. Сериков В. В. Личностный поход в образовании: концепции и технологии. - Волгоград: Перемена, 1994. - С. 142.
6. Сисоева С. О. Указ. соч. - С. 40.
7. Сериков В. В. Указ. соч. - С. 132.
8. Сисоева С. О. Указ. соч. - С. 136.
9. Сериков В. В. Указ. соч. - С. 152.
Lyudmila Ishchenko,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Education, Uman’ State Pedagogical University, Uman’ iskra118@mail.ru
Methodological concepts of training future educators to formation of creative individuality of senior preschool age children
Abstract. The paper discloses the methodological concepts of professional training of the future educator to the formation of creative individuality of senior preschool age children: axiological, systemic-holistic, student-activity concepts. The key role of a teacher in implementation of the identified approaches is described; the important factor in the formation of creative individuality of children is highlighted as developing a creative environment life of children in preschool educational institutions.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ищенко Л. В. Методологические концепты подготовки будущих воспитателей к формированию творческой индивидуальности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15329. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15329.htm. - ISSN 2304-120X.
Keywords: methodological concepts, axiological approach, systemic-holistic approach, student-activity
approach, creative individuality senior preschool age children.
References
1. Platonov, K. K. (1984) Kratkij slovar' sistemy psihologicheskih ponjatij, Vyssh. shk., Moscow, p. 109 (in Russian).
2. Sisoeva, S. O. (1996) Pidgotovka vchitelja do formuvannja tvorchoi osobistosti uchnja: monografija, Polit-grafkniga, Kiev, p. 22 (in Ukrainian).
3. Katrenko, A. V. (2003) Sistemnijanaliz ob’ektivta procesivkomp'juterizacii: Navch. pos, Novij Svit - 2000, L'viv, p. 132. (in Ukrainian).
4. Ibid., 136.
5. Serikov, V. V. (1994) Lichnostnyj pohod v obrazovanii: koncepcii i tehnologii, Peremena, Volgograd, p. 142 (in Russian).
6. Sisoeva, S. O. (1996) Op. cit., p. 40.
7. Serikov, V. V. (1994) Op. cit., p. 132.
8. Sisoeva, S. O. (1996) Op. cit., p. 136.
9. Serikov, V. V. (1994) Op. cit., p. 152.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 20.09.15 Получена положительная рецензия 21.09.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 21.09.15 Опубликована 29.09.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Ищенко Л. В., 2015
9 772304 120159
www.e-koncept.ru
6