Научная статья на тему 'Методологические и практические основы управленческой отчетности по краткосрочным обязательствам'

Методологические и практические основы управленческой отчетности по краткосрочным обязательствам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические и практические основы управленческой отчетности по краткосрочным обязательствам»

М^етодоло-шя управленческого учета и отчетности

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО КРАТКОСРОЧНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ

Л.А. ЗИМАКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Белгородского государственного университета

Одной из наиболее важных задач любого хозяйствующего субъекта является получение максимальной прибыли. При этом следует учитывать, что каждый субъект одновременно является, с одной стороны, покупателем, а с другой стороны, продавцом. Для производства продукции, работ, услуг используются средства и орудия труда, при их приобретении хозяйствующий субъект выступает как покупатель, заинтересованный в наиболее низкой цене своего приобретения. Когда же продукция произведена, работы выполнены, а услуги оказаны, то хозяйствующий субъект выступает в роли продавца и желает их реализовать по более высокой цене. Следует учесть, что изменить влияние внешних факторов на деятельность субъекта очень сложно, следовательно, основным источником, позволяющим увеличивать прибыль субъекта, являются внутренние факторы.

Изучению влияния внутренних факторов на деятельность субъектов уделяется достаточно большое внимание, особенно на производственных предприятиях. Путем использования более совершенного оборудования достигается снижение материалоемкости продукции, увеличивается производительность, снижаются потери и т.д. В направлении снижения себестоимости продукции, работ, услуг предпринимается много усилий. При этом очень часто выходят из под контроля затраты, которые непосредственно не связаны с производственным процессом, но одновременно

с этим снижают прибыль хозяйствующего субъекта. В частности, несвоевременное исполнение обязательств приводит к дополнительным, непла-нируемым затратам.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательство возникает в силу того, что одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательств. Следует учесть, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (за исключением случаев, предусмотренных законом). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени). Соглашение о неустойке может быть оговорено в форме основного обязательства или определено законом.

Одной из особенностей современного развития экономики в нашей стране является нарушение сроков исполнения обязательств, поэтому руководителям следует учитывать возможность возникновения дополнительных затрат в виде неустойки, штрафов и пени. Нельзя сказать, что хозяйствующие субъекты добровольно выплачивают данные суммы, но существующая арбитражная практика свидетельствует об увеличении рассматриваемых

дел по уплате неустоек, штрафов и пени. В связи с этим начинает разрабатываться механизм быстрого вынесения решений по таким делам. Сторона, ответственная по судебному иску, возмещает затраты другой стороне, понесенные в связи с рассмотрением дела в суде, что значительно увеличивает суммы неустоек и штрафов.

Несвоевременное погашение обязательств не всегда связано с отсутствием средств у хозяйствующих субъектов, очень часто это связано с использованием их в более выгодном, с точки зрения руководства, направлении. Например, использование средств не на своевременную выплату заработной платы, а на оплату обязательств поставщикам. С одной стороны, хозяйствующий субъект экономит на процентах по банковскому кредиту , но, с другой стороны, руководитель несет административную ответственность за задержку выплаты заработной платы, и уже рассматриваются дела по выплате неустойки работникам; число таких дел возрастает в связи с информированностью физических лиц и повышением уровня их образования. Таким образом, руководитель просто не проводит экономический расчет последствий перераспределения денежных ресурсов.

Исходя из описанного, следует, что небольшие на первый взгляд дополнительные затраты могут превратиться в «снежный ком», сметающий на своем пути прибыль хозяйствующего субъекта. Поэтому экономическим службам хозяйствующих субъектов следует вести надлежащий контроль за своевременностью исполнения всех видов обязательств. Данный учет рекомендуется вести в рамках управленческого учета и регулярно с соблюдением четкой периодичности предоставлять текущую отчетность по выполнению обязательств, а в случае нарушения сроков исполнения обязательств делать расчет возможных экономических санкций.

Почему именно управленческий учет должен этим заниматься, ведь с точки зрения некоторых экономистов управленческий учет близок к производственному учету? Во-первых, исходя из определения управленческого учета, даваемого этими экономистами, следует, что в управленческом учете осуществляется сбор информации, необходимой для управления, в данном случае речь ведется о принятии решений по расчетам и обязательствам. Во-вторых, управленческий учет нацелен на снижение затрат хозяйствующих субъектов, а управление обязательствами позволяет снижать затраты предприятия.

Таким образом, на основе собранной информации должна составляться управленческая отчетность, которая будет квалифицироваться как

тематическая, сводная, итоговая отчетность, представленная в табличном виде. Предлагаемые формы могут быть расширены и дополнены какими-либо показателями, важными для конкретного хозяйствующего субъекта, а также в зависимости от уровня управления. Отличительной особенностью отчетности является различная адресность отчетов и сроки представления.

Для эффективного управления обязательствами их следует разбить на блоки в зависимости от строк, выделяемых в бухгалтерском балансе, от значимости сумм для хозяйствующего субъекта, от масштабов деятельности, от организационной структуры. В основе эффективной организации управленческого учета лежит постановка цели, которую необходимо достигнуть. Экономически обоснованная классификация тех или иных обязательств, организация их бухгалтерского учета определяют направления управленческого учета и подконтрольные показатели. Важное значение имеет правильное определение входной информации, т.е. определение информационных источников, позволяющих оперативно и с достаточной степенью точности составить текущую отчетность.

В связи с требованиями по составлению финансовой отчетности обязательства прежде всего подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Учитывая, что к долгосрочным обязательствам относятся обязательства, сроком погашения более чем через 12 мес, то они не могут приводить к возникновению штрафов, пени, неустоек, пока они относятся к долгосрочным. Учитываются они на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», и в случае наличия отложенных налоговых обязательств рекомендуется открывать обособленный сч. 77 «Отложенные налоговые обязательства». Но следует учесть, что как только срок погашения обязательств становится менее 12 мес, то данные обязательства переводят в разряд краткосрочных, что сопровождается соответствующими бухгалтерскими проводками.

Например, перевод банковского кредита из долгосрочного в краткосрочный.

Дебет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Следовательно, необходимо рассматривать только краткосрочные обязательства.

В настоящей статье рассмотрено заполнение отчетов на примере данных закрытого акционерного общества «Грифлит», осуществляющего

производственную и торгово-посредническую деятельность в г. Белгороде и относящегося к предприятиям среднего бизнеса.

Блок 1. Краткосрочная кредиторская задолженность по кредитам и займам.

Цель — организация оперативного учета и контроля за состоянием текущей и просроченной задолженности по заемным средствам, реструктуризация задолженности, прогноз текущих платежей. В данном блоке выделяются :

• заем (одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, а заемщик обязуется возвратить такую же сумму денег или вещей);

• целевой заем (заемщик обязан использовать полученные средства на определенные цели);

• кредит (кредитная организация или банк предоставляет во временное использование денежные средства в размере и на условиях, определенных договором);

• товарный кредит (одна сторона предоставляет другой стороне вещи, определенные родовыми признаками);

• коммерческий кредит (аванс, предварительная оплата, отсрочка, рассрочка и т.д.).

Указанные выше займы и кредиты регулируются различными статьями ГК РФ, имеют разную экономическую сущность и могут быть представлены в различных формах. Особенностями современных краткосрочных кредитных договоров является применение:

1) плавающей процентной ставки по кредитам, т.е. первоначально в договоре оговаривается одна годовая процентная ставка, которая может меняться ежемесячно в зависимости от изменения ставки рефинансирования;

2) повышенных коэффициентов к процентам за каждый день просрочки платежей по кредиту.

Подконтрольные показатели данного блока:

- срок кредиторской задолженности;

- текущий процент по займам и кредитам;

- просроченная задолженность.

Входная информация — договора на получение кредитов и займов, оперативная бухгалтерская информация о проведении расчетов по рассматриваемым договорам и о состоянии залогового имущества, ставка рефинансирования (табл. 1).

Данный отчет рекомендуется составлять ежемесячно и предоставляться в срок до 25 числа текущего месяца, для того чтобы руководство могло принять меры до истечения месяца. Крупным

Таблица 1

Отчет о структуре задолженности по полученным кредитам и займам ЗАО «Грифлит» за июнь 2005 г. (по состоянию на 25.06.2005)

Вид задолженности Срок погашения кредита (займа) Сальдо задолженности на начало, руб. Годовой процент % Начисленный процент, руб. Сумма оплаченного процента, руб. Сумма оплаченного кредита (займа), руб. Размер просроченного платежа, руб. Процент по просроченному платежу, руб.

1. Заем (по видам зай-модавцев) ОАО «Финансово-инвестиционная компания» 01.08.2005 60 000 25 1248 - 10000 - -

2. Целевой заем (по видам, с выделением целей) - - - - - - - -

3. Кредиты: ОАО «Белгородпром-строй-банк»(дог 15/89) Белгородское ОСБ 8592 (дог. № 198006) 01.09.2005 15.06.2005 2 500 000 1 500 000 22 20 45750 12 450 40 000 12 450 1 000 000 500 000 3 500

4. Товарный кредит (по кредиторам и срокам погашения кредита) - - - - - - - -

5. Коммерческий кредит (по кредиторам и срокам погашения кредита) - - - - - - - -

Итого... - 4 060 000 - 59 448 52 450 1 010 000 500 000 3 500

хозяйствующим субъектам, пользующимся большим количеством кредитов и займов (особенно товарных) рекомендуется чаще составлять подобный отчет.

Блок 2. Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками.

Цель — осуществление контроля за состоянием расчетов с поставщиками и подрядчиками, изучение структуры и состояния задолженности, прогноз текущих платежей.

В данном блоке следует выделить:

• задолженность основным поставщикам и подрядчикам за полученные материалы, товары, оказанные услуги, выполненные работы (к категории основных следует относить крупных поставщиков, поставщиков ресурсов, важных для работы организации, поставщиков, продукция которых занимает наибольший удельный вес в совокупности поступающей продукции);

• задолженность поставщикам и подрядчикам по дополнительным материалам, работам и услугам (к категории данных поставщиков следует отнести поставщиков, с которыми уже налажен контакт и сложились договорные

отношения, но их потеря не приведет к сбою в работе организации);

• задолженность перед новыми поставщиками и подрядчиками (в данной категории следует выделять поставщиков, с которыми еще не заключены долгосрочные контракты, но работа с ними заслуживает внимания, т.е. организация заинтересована в продлении сложившихся отношений);

• задолженность перед недобросовестными поставщиками и подрядчиками (поставщики, поставляющие недоброкачественную продукцию, не выполняющие договоренности, нарушающие сроки поставки продукции, выполнения работ и услуг и т.д.).

Подконтрольные показатели:

- значимость поставщика;

- вид материала, сырья, работ, услуг;

- срок отсрочки платежа;

- неустойка за просрочку платежа. Входная информация: договора на поставку

материалов, товаров, сырья и т.д., бюджет закупки материалов, оперативная бухгалтерская информация о движении сырья, материалов, товаров и о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками (табл. 2).

Таблица2

Отчет о расчетах с покупателями и заказчиками ЗАО «Грифлит» за июнь 2005 г. (по состоянию на 25.06.2005)

Поставщик (подрядчик) Вид материала Дата возникновения обязательства Сальдо на начала периода, руб. Срок текущего платежа Сумма платежа текущего периода, руб. Сумма, оплаченная в текущем периоде, руб. Сальдо на конец периода, руб. НДС с неоплаченной суммы, руб. Просроченный платеж, руб. Неустойка за несвоевременную оплату, руб.

1.Основные поставщики: -ОАО «ДенВал» -ООО «Кросс» Мел, известь 15.03.05 06.05.05 240 000 15.06.05 16.06.05 240 000 420 000 240 000 200 000 220 000 33 559 220 000 5 940* (0,3%)

2. Дополнительные поставщики — ЗАО «Веста» Краситель 01.02.05 100 000 01.06.05 100 000 - 100 000 15254 100 000 6 283

З.Новые поставщики — ООО «Ремикс» КС комфорт 18.06.05 90 000 26.06.05 90 000 - 90 000 13729 - -

4.Недобро- совестные поставщики - - - - - - - - - -

ИТОГО ... - - 430 000 - 850 000 440 000 410 000 62 542 320 000 -

В графе неустойка значком* помечаются суммы неустойки, предусмотренные договором с поставщиком (подрядчиком), в остальных случаях делается расчет предполагаемой неустойки, произведенный в соответствии с действующим ГК РФ ( ст. 395) и действующей ставкой рефинансирования.

Долгосрочные и краткосрочные обязательства перед поставщиками и подрядчиками отражаются на одном сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В целях наиболее точного составления финансовой отчетности и упрощения работы бухгалтерских служб рекомендуется вводить субсчета первого порядка к сч. 60:

60/1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по долгосрочным обязательствам»;

60/2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по краткосрочным обязательствам».

Такая организация учета позволит вести усиленный контроль по обязательствам, отражаемым только на субсч. 60/2.

Исходя из того, что большинство хозяйствующих субъектов являются плательщиками налога на добавленную стоимость, который является самым большим налогом, и учитывая, что хозяйствующие субъекты уменьшают сумму текущего налога на добавленную стоимость на суммы налога по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам, материалам (оказанным услугам), контроль за расчетами с поставщиками и подрядчиками важен и с точки зрения управления налогом на добавленную стоимость.

Блок 3. Кредиторская задолженность перед персоналом организации.

Цель — систематическое обеспечение руководства хозяйствующего субъекта информацией о видах начислений, о состоянии расчетов с персоналом и о задолженности по заработной плате.

В данном блоке следует выделять расчеты по категориям работников:

• расчеты по оплате труда с административно-управленческим персоналом (в составе данной категории работников следует выделять работников по отделам (центрам ответственности) и т.п.);

• расчеты по оплате труда с основными производственными рабочими (следует выделить работников по основным производственным подразделениям и по квалификации в соответствии с действующим штатным расписанием);

• расчеты по оплате труда со вспомогательными работниками (по основным производственным подразделениям);

• расчеты по оплате труда с совместителями (по подразделениям).

Следует отметить, что при задержках в выплате заработной платы руководители, заинтересованные в эффективной работе хозяйствующих субъектов, заработную плату выплачивают в первую очередь производственным рабочим и тем категориям работников, которые являются дефицитными на рынке труда и от деятельности которых зависит нормальное функционирование субъекта. Подконтрольные показатели:

- вид начислений;

- срок выплаты заработной платы;

- зависимость эффективности работы от действующей системы стимулирования;

- санкции, выплачиваемые в связи с несвоевременной выплатой заработной платы.

Входная информация: трудовые коллективные и индивидуальные договора, действующая система стимулирования (закрепленная приказом руководителя или определенная коллективным договором), квалификационные удостоверения, приказы руководителя, трудовое законодательство (в части, определяющей дополнительные выплаты за работу в ночное время, в праздничные дни и т.п.), сводные документы по начислению заработной платы (табл. 3).

Таблица 3

Отчет о состоянии расчетов с рабочими и служащими по оплате труда ЗАО «Грифлит» ( по состоянию на 30.09.2005)

Категория работников Сальдо на начало месяца, руб. Основная з/плата за текущий месяц, руб. Дополнительная з/плата за месяц, руб. Выплаты стимулиующего характера, руб. Оплата за простой, руб. НДФЛ Выплачено за месяц, руб. Сальдо на конец месяца, руб. Просроченная задолженность, руб.

1. Административно-управленческий персонал - администрация - бухгалтерия 60 000 45 000 30 000 40 000 - 8 000 6 000 - 4 940 5 980 40 000 30 000 53 060 55 020 20 000 15 000

окончание табл. 3

Категория работников Сальдо на начало месяца, руб. Основная з/плата за текущий месяц, руб. Дополнительная з/плата за месяц, руб. Выплаты стимулиующего характера, руб. Оплата за простой, руб. НДФЛ Выплачено за месяц, руб. Сальдо на конец месяца, руб. Просроченная задолженность, руб.

2. Основные производственные рабочие: - цех 1 120 000 100 000 12 000 28 000 - 16 640 120 000 123 360 -

3. Вспомогательные рабочие: - цех 1 43 000 28 000 600 8 000 - 4 498 30 000 45 102 13 000

4. Внешние совместители 12 000 8 000 - 2 800 - 1 404 8 000 13 396 4 000

Итого... 280 000 206 000 12600 52 800 - 33 462 228 000 289 938 52 000

Получая ежемесячно данные отчеты, руководство имеет возможность выявлять зависимость между действующей системой стимулирования и эффективностью работы. Важной особенностью отчета является сбор информации по каждому отдельному подразделению, что позволяет контролировать расходы на оплату труда по центрам ответственности и выделять их постоянную и переменную части, что в свою очередь позволяет выявить резервы снижения данных расходов. Таким образом, предоставление сводных отчетов по расходам на оплату труда является необходимым для хозяйствующего субъекта любого уровня.

Блок 4. Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель — обеспечение своевременности уплаты налогов и сборов во внебюджетные фонды, своевременная реструктуризация просроченной задолженности, контроль за состоянием расчетов с различными фондами.

Политика управления данной задолженностью осуществляется по следующим направлениям:

• единый социальный налог (уплачивается в соответствии с действующим налоговым законодательством, регулируется гл. 24 НК РФ);

• добровольные отчисления в Пенсионный фонд (Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп.);

• добровольное страхование работников;

• социальные выплаты работникам (Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специаль-

ные налоговые режимы, и некоторых других

категорий граждан, Федеральный закон от

16.07.1999 № 165-ФЗ«Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп.).

Подконтрольные показатели:

- текущая задолженность перед фондами (по видам налогов, сборов и фондов);

- просроченная задолженность (по видам налогов и сборов и по фондам);

- пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов и сборов во внебюджетные фонды;

- штрафы, начисленные по актам проверок и подлежащие уплате в фонды;

- суммы, возмещаемые из внебюджетных фондов;

- отсрочка по платежам во внебюджетные фонды.

Входная информация: сводные документы начисления единого социального налога, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые полюса, договора добровольного страхования, договора с негосударственными пенсионными фондами и др., договора, нормативно-правовые акты, регулирующие уплату взносов, инструкции Фонда социального страхования, оборотно-сальдовые ведомости инспекции Федеральной налоговой службы, акты камеральных проверок, акты выездных проверок, отчеты, предоставляемые в различные фонды и в налоговую инспекцию (табл. 4).

Для эффективного контроля настоящий отчет должен заполняться с учетом данных налоговой инспекции.

Особую сложность при работе с этим блоком составляет очень большой объем нор-

Таблица4

Отчет по взносам во внебюджетные фонды ЗАО «Грифлит» за июнь 2005 г. (по состоянию на 30.06.2005)

Фонд Сальдо на начало, руб. Начислено, руб. Оплачено, руб. Возмещено, руб. Отсрочено, руб. Сальдо на конец, руб. Просроченная сумма платежа, руб. Пени, руб. Штрафы, руб.

ЕСН ФСС 8 000 8 685 8 000 - - 8 685 - - -

ЕСН ТФОМС 5 000 5 428 5 000 - - 5 428 - - -

ЕСН ФФОМС 2 000 2 171 - - - 4 171 2 000 26 1 000

ЕСН ФБ 15 000 16 284 15 000 - - 16 284 - - -

ПФ накопительная часть 2 000 3 656 2 000 - - 3 656 - - -

ПФ страховая часть 33 000 34 340 - - 20 000 67 340 13 000 169 -

ФСС 6 000 8 560 6 000 - - 8 560 - - -

Итого... 71 000 79 124 36 000 - 20 000 114 095 15 000 195 1 000

мативно-правовой информации, регулирующей правила начисления и проведения расчетов с внебюджетными фондами, несовпадение в объектах налогообложения по различным взносам, возможность получения отсрочки по платежам, страховые возмещения, работа с несколькими фондами (пенсионным, социального страхования, налоговой инспекцией), данные по которым могут не совпадать. Важной особенностью является отсутствие необходимости вести контроль по категориям работников, это связано с тем, что взносы имеют определенную зависимость от размеров начислений в пользу работников и руководитель не может оказывать на них непосредственного влияния. Спрогнозировать же сумму взносов можно исходя из планируемого размера заработной платы.

блок 5. Обязательства перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Цель — регулирование налога на добавленную стоимость, контроль за проведением своевременных платежей.

Направления организации управленческого учета:

• расчеты с покупателями за отгруженную (оплаченную продукцию);

• расчеты с покупателями по поступившим предварительным платежам;

• расчеты с поставщиками (по категориям поставщиков);

• расчеты с применением нетрадиционных форм расчетов;

Подконтрольные показатели: - текущая задолженность по налогу на добавленную стоимость;

- сумма возможной корректировки налога;

- просроченная сумма налога на добавленную стоимость;

- сумма налога, возможная к списанию со счета по требованию налоговых органов;

- начисленные пени и штрафы.

Входная информация: данные оперативного бухгалтерского учета в разрезе поставщиков, покупателей, расчетных счетов, информация налогового законодательства, оборотно-сальдовые ведомости инспекции ФНС РФ.

Суммы платежей по налогу на добавленную стоимость занимают наибольший удельный вес в налоговых платежах; налоговое законодательство позволяет не только начислять налог, но и использовать налоговые вычеты в одном отчетном периоде; налоговый период для хозяйствующего субъекта при этом может меняться в течение календарного года в зависимости от выручки; используются различные налоговые ставки налога и т.д. — все это позволяет отнести налог на добавленную стоимость к категории наиболее сложных налоговых обязательств. Но следует отметить, что этим налогом можно управлять. Для этого рекомендуется периодически составлять управленческие отчеты (табл. 5).

Данный отчет рекомендуется составлять для предприятий с ежемесячными платежами 10, 20, 25, 29 числа отчетного месяца, для предприятий с поквартальными платежами: на последнее число первых двух месяцев отчетного квартала, а затем с той же частотой, что и для ежемесячных налогоплательщиков.

Из отчета следует, что по состоянию на 10.06.2005 ЗАО «Грифлит» должно заплатить в бюджет 12 316 руб. (стр. 1+стр. 2-стр. 3-стр. 4=30 508+7 727+13 72935 085-1 818-2 745). Данные строки 6 свидетельствуют

Таблица5

Отчет о предполагаемых суммах НДС по ЗАО «Грифлит» (по состоянию на 10.06.2005)

Показатель Сумма всего с учетом НДС, руб. Ставка НДС, % Сумма НДС, руб.

1. Поступления от покупателей (отгружено покупателям) 200 000 85 000 18 10 30 508 7 727

2. Сумма авансовых платежей, поступивших от покупателей 90 000 18 13 729

3. Суммы, оплаченные поставщику за приобретенную продукцию (товары) 230 000 20 000 18 10 35 085 1 818

4. Суммы, оплаченные поставщику за оказанные услуги 18 000 18 2 745

5. Итого к оплате на 10.06.2005 - - 12 316

6. Суммы задолженности поставщикам за полученную, но не оплаченную продукцию 860 000 320 000 18 10 131186 29 091

7. Суммы проведенных авансовых платежей поставщикам, продукция от которых не получена 280 000 66 000 18 10 42 712 6 000

8. Сумма предполагаемых авансовых платежей, поступающих от покупателей 480 000 18 73 220

0 том, что при наличии денежных средств, оплатив уже полученную продукцию, можно уменьшить сумму НДС на 160 277 руб. (131 186+29 091) (эти цифры нужно подавать в финансовый отдел, который планирует платежи). Подав данные строки 7 в отдел материально-технического снабжения или доставки и рекомендовав получить уже оплаченную продукцию до конца отчетного периода, можно снизить НДС на 48 712 руб. (42712+6000). Таким образом, в строках 6 и 7 показаны суммы, позволяющие снижать НДС к оплате. По данным строки 8 можно судить о предполагаемых поступлениях, которые, с одной стороны, увеличат сумму НДС к оплате, но, с другой стороны, появляется возможность проведения важных плановых платежей. Очень важно контролировать суммы поступлений в последние дни отчетного периода, так как если в последний день на расчетный счет хозяйствующего субъекта поступит платеж в размере

1 000 000 руб., то маловероятно, что субъект успеет перечислить эту сумму в нужном ему направлении. В таком случае у него возникнет обязанность в дополнительном начислении НДС в размере 152 542 руб. (1 000 000 х 18/118). Таким образом, эта сумма будет выведена из оборота, что снизит оборачиваемость средств. Если организация не оплатит своевременно в бюджет крупный платеж налога, то она подвергается риску списания данной суммы в безакцептном порядке налоговыми органами.

С 01.01.2006 в НК РФ изменится механизм начисления НДС и налоговых вычетов. То есть при исчислении НДС будет использоваться только метод начисления «по отгрузке», а принять к вычету можно будет суммы по оприходованным ценностям, документы по которым уже поступили.

В такой ситуации предприятиям среднего бизнеса, ранее применявшим метод «по оплате», придется отвлекать собственные средства из хозяйственного оборота. Поэтому потребность в управлении налогом на добавленную стоимость и дебиторской задолженностью усилится. В связи с этим оперативный управленческий отчет по НДС будет выглядеть следующим образом (табл. 6).

Почему пострадает в первую очередь средний бизнес при изменении условий уплаты НДС? Во-первых, крупные налогоплательщики (большая часть крупных производителей) используют метод начисления «по отгрузке» уже давно. Данный метод имеет преимущество — упрощение ведения учета и контроля за начислением НДС. Во-вторых, крупные товаропроизводители, являясь монополистами на определенной территории, реализуют свою продукцию на условиях, выгодных только для них (по предоплате или же с минимальной рассрочкой платежа). В-третьих, крупным хозяйствующим субъектам легче взять кредит в кредитном учреждении и легче получить отсрочку платежа у налоговых органов. В-четвертых, у крупных предприятий имеется больше рычагов воздействия на недобросовестных плательщиков. Предприятиям — производителям среднего бизнеса — сложнее выжить в условиях конкурентной борьбы, и они чаще предоставляют рассрочки платежа своим покупателям. К предприятиям среднего бизнеса относится большинство предприятий торговли, деятельность которых зависит в большей части от скорости оборота средств, а уплата НДС за счет собственных средств будет отвлекать из оборота средства, что повлечет снижение платежеспособности и оборачиваемости.

Таблица 6

Отчет о предполагаемых суммах НДС по ЗАО «Грифлит» (по состоянию на 10.06.2005)

Показатель Сумма всего с учетом НДС, руб. Ставка НДС, % Сумма НДС, руб.

1. Отгружено покупателям 1 200 000 285 000 18 10 183 051 25 909

2. Сумма авансовых платежей, поступивших от покупателей 90 000 18 13 729

3. Стоимость продукции, поступившей от продавцов (документы по которым уже поступили) 930 000 420 000 18 10 141 864 38 181

4. Стоимость работ и услуг, полученных в отчетном периоде 18 000 18 2 745

5. Итого к оплате на 10.06.2005. - - 39 899

6. Стоимость продукции, поступившей от поставщиков, документы по которой еще не поступили 120 000 18 18 305

7. Стоимость продукции, документы по которой поступили, но она еще не оприходова 160 000 18 24 407

8. Сумма предполагаемых авансовых платежей, поступающих от покупателей 480 000 18 73 220

Логически рассуждая, у судов появится еще больше дел по востребованию задолженности и уплате неустойки за несвоевременное проведение расчетов, значит, необходимо усилить контроль за своевременным исполнением обязательств. Вместе с этим следует пересмотреть взаимоотношения с контрагентами, усилить контроль за работой бухгалтерской службы в целях своевременного получения документации и обратить внимание на поступление продукции железнодорожным, авиа, морским и другими видами транспорта, связанными с длительным сроком поставки продукции.

блок 6. Обязательства перед бюджетом по другим налогам.

Цель - обеспечение своевременности уплаты налогов, своевременная реструктуризация просроченной задолженности, контроль за состоянием расчетов с бюджетом.

Таблица7

Отчет по взносам во внебюджетные фонды ЗАО «Грифлит» за июнь 2005 г. (по состоянию на 30.06.2005)

Фонд Сальдо на начало, руб. Начислено, руб. Оплачено, руб. Отсрочено, руб. Сальдо на конец, руб Просроченная сумма платежа, руб. Пени, руб. Штрафы, руб.

НДФЛ 15 000 33 462 - - 48 462 15 000 143 -

Налог на имущество 2 000 1 208 - - 5 428 2 000 78 -

Налог на землю - - - - - - - -

Налог на прибыль - 8 900 - - 8900 - - -

ИТОГО 17 000 43 570 - - 62 790 17 000 221 -

Существует ряд различных налогов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами, поэтому можно выделить следующие направления организации учета:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на имущество организаций;

• налог на прибыль;

• транспортный налог,

• налог на землю и т.д. по видам уплачиваемых налогов.

Подконтрольные показатели:

- текущая задолженность;

- просроченная задолженность;

- штрафы и пени.

Входная информация: данные аналитического учета по сч. 68 «Расчеты с бюджетом», сводные документы начисления налогов, оборотно-сальдовые ведомости инспекции Федеральной налоговой службы, акты камеральных проверок, акты выездных проверок, отчеты, предоставляемые в различные фонды и в налоговую инспекцию (табл. 7).

Для многих предприятий налоговые платежи начисляются поквартально, для них рекомендуется составлять отчет в конце квартала. Большинство из перечисленных налогов не поддаются регулированию (за исключением налога на прибыль), поэтому управленческий отчет будет служить для контроля за состоянием обязательств перед бюджетом и для составления бюджета денежных средств.

Блок 7. Прочие обязательства. Цель—управление кредиторской задолженностью как незначительным элементом заемных средств.

Управленческий учет следует вести по источникам заемных средств, в данном случае это может быть:

• обязательства перед подотчетными лицами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обязательства перед участниками (учредителями) по выплате доходов;

• доходы будущих периодов;

• резервы предстоящих расходов;

• авансовые платежи, поступившие от покупателей;

• расчеты по претензиям и т.д.

В зависимости от особенностей кредиторской задолженности будут выделяться и подконтроль-

ные показатели. Таким образом, хозяйствующий субъект должен самостоятельно выделить важные для него показатели и составлять отчетность с учетом этих особенностей. В зависимости от их значимости для хозяйствующего субъекта могут быть выделены и дополнительные блоки.

Составление оперативных управленческих отчетов позволяет не только контролировать исполнение обязательств, но и сосредоточивать внимание руководителей на негативных моментах в организации работы хозяйствующего субъекта, своевременно проводить зачеты взаимных требований, использовать нестандартные способы погашения обязательств (переуступка права требования, перевод долга, отсрочка платежей в бюджет и др.) в целях снижения экономических последствий, связанных с несвоевременным погашением обязательств.

Важной особенностью предлагаемых отчетов является фокусирование внимания как на внутренних аспектах работы хозяйствующего субъекта, так и на внешней среде, окружающей его и играющей немаловажную роль в деятельности субъекта.

УРАЛЬСКИй ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ И «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

ПРОВОДЯТ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ

«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕПРОДУКЦИЕЙ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ»

Цель — ознакомить и обсудить с научной общественностью и специалистами результаты выполненных по теме исследований.

Издается сборник научных трудов, доклады будут опубликованы в профильных журналах Издательского дома «Финансы и Кредит». Приглашаем принять участие в конференции преподавателей, аспирантов вузов, научных сотрудников НИИ, специалистов предприятий.

Дата и место проведения: 21 февраля 2006 г. Зал Ученого Совета УПИ, аудитория I Часы работы конференции: 10.00 — 17.00

Направления работы конференции

1. Концепция единого подхода к управлению репродукцией и инновационным развитием

2. Стратегии включения репродуктивного труда в реальный сектор экономики

3. Статистика, учет и анализ ресурсов, затрат и результатов репродукционной деятельности

4. Проблемы подготовки специалистов для сфер социальной и домашней репродукции

5. Проблемы создания общенациональной системы учета интеллектуальных активов

6. Методологические проблемы адаптация учета и отчетности российских фирм к МСФО

7. Пути активизации научно-инновационной деятельности в университете

8. Инновационный анализ: сущность, методика проведения, система оценочных показателей

9. Проблемы совершенствования методологических аспектов учета и анализа НМА

Телефон для справок: 8(343)358-11-20 — Илышев Анатолий Михайлович; факс 8(343)375-95-02 e-mail: intelectaudit@r66/ru или [email protected] или [email protected]

Требования к оформлению тезисов докладов

Формат листа А4. Поля — по 20 мм. Шрифт - 14. Интервал - одинарный. Объем до 5 с. В правом углу печатаются ф.и.о. авторов, их ученая степень и звание, затем указываются город и организация. Далее через 2 интервала — название доклада прописными буквами, а через 3 интервала следует текст доклада. В авторской справке: ф.и.о. автора, название доклада, должность и организация, почтовый адрес с индексом, телефон, e-mail, форма участия (очная или заочная) Тезисы издаются в авторской редакции. Срок приема тезисов: 16 декабря 2005г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.